Место и значение финансов государственных и муниципальных учреждений в экономике РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет экономики и права
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы государственных (муниципальных) учреждений»
Место и значение финансов государственных и муниципальных учреждений в экономике РФ
БГТИ (филиал) ОГУ 080100.62.5014.20 03
Руководитель работы
_______________Алексеева Е.В.
Исполнитель студент гр. 11Эк(б)ФК(у)
_____________ Варакина В.П.
Бузулук 2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет экономики и права
Кафедра финансов и кредита
Задание на курсовую работу
Место и значение финансов государственных и муниципальных учреждений в экономике РФ.
Исходные данные: Поляк, Г.Б. Государственный Государственные и муниципальные финансы - М: ЮНИТИ, 2002.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
понятие государственных (муниципальных) финансов;
роль государственных (муниципальных) финансов;
проблемы и перспективы развития государственных (муниципальных финансов).
Дата выдачи задания «___»_____________ 2014 г.
Руководитель работы ______________Алексеева Е.В.
Исполнитель студентка гр.11Эк(б)ФК(у) _________Варакина В.П.
Срок защиты работы «___»_____________ 2014 г.
Содержание
Введение
.Понятие и виды учреждений
.1Понятие и общая характеристика учреждений
.2Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика
.Анализ государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ (на примере государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука")
.1Общие положения государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука"
.2Анализ финансовых результатов деятельности государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука"
.Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в РФ
.1Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов в России
.2Пути повышения качества управления государственными и муниципальными финансами
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее - об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Но речь идет не об отказе от основ рыночной экономики - в моделях рыночной экономики всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.
Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются:
сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
совершенствование налоговой системы;
повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;
совершенствование бюджетного федерализма;
обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.
Реформирование экономики требует осмысления накопленного опыта, выявления эволюционных процессов и скачкообразных шагов к освоению рыночных форм, методов и принципов финансового регулирования.
Учреждения являются юридическими лицами. Они создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируются полностью или частично учредителем.
Учреждения представляют собой некоммерческие организации и подразделятся на три вида:
учреждения, обладающие властными полномочиями. Они имеют право вводить правовые нормы, издавая нормативные акты и предписания. Их финансирование осуществляется из бюджета;
учреждения, не обладающие властными полномочиями (театр, больница, библиотека). Они создаются для удовлетворения социальных потребностей и финансируются преимущественно из бюджета;
образовательные учреждения.
Актуальностью данной работы является исследование вопроса касающегося особого правового положения учреждения, потому что учреждения занимают особое место среди хозяйственных субъектов РФ.
Целью данной темы состоит в том, чтобы тщательнее, глубже изучить понятие, виды и правовое положение учреждений, порядок их создания и деятельности, формирование и использование их имущества, основы управления учреждениями.
Задачами данной работы являются:
изучение общих положений об учреждениях;
изучение видов учреждений;
изучение особенности правового положения учреждений.
. Понятие и виды учреждений
.1Понятие и общая характеристика учреждения
В соответствии ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждения могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России - это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное имущество. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.
Учреждения представляют собой некоммерческие организации и подразделятся на три вида:
Учреждения, обладающие властными полномочиями (государственные и муниципальные органы исполнительной власти). Они имеют право вводить правовые нормы, издавая нормативные акты и предписания. Их финансирование осуществляется из бюджета.
Учреждения данного вида, представляют собой государственные властные структуры (например, таможенный комитет, налоговая служба), действуют на основе законов и положений, определяющих полномочия конкретных органов. Учреждения данного вида не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.
Учреждения, не обладающие властными полномочиями (театр, больница, библиотека). Они создаются для удовлетворения социальных потребностей и финансируются преимущественно из бюджета. Данные учреждения действуют на основе устава и положений. Учреждения, не обладающие властными полномочиями, могут получать деньги за результаты своей деятельности и в ряде случаев заниматься предпринимательством (например, сдавать в аренду помещения).
Образовательные учреждения. Их деятельность регулируется Федеральным законом с изменениями от 16 ноября 2011 г. №318-ФЗ «Об образовании».
Образовательные учреждения действуют на основе устава. В соответствии с п.1 ст. 47 ФЗ «Об образовании». Образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.
.2 Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика
государственный муниципальный финансы управление
С принятием и введением в действие Закона об автономных учреждениях государственные (муниципальные) образовательные учреждения получили возможность существовать в двух разновидностях - как бюджетные учреждения и как автономные учреждения.
Автономное учреждение - это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.
Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения:
Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом;
Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами;
Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников;
Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами;
Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.
Автономное учреждение представляет собой юридическое лицо, не являющееся собственником своего имущества (и потому полностью подконтрольное своему учредителю-собственнику), но несущее самостоятельную имущественную ответственность по всем своим обязательствам, однако не всем своим имуществом. Оно отвечает по долгам перед кредиторами, во-первых, всеми имеющимися у него денежными средствами; во-вторых, всем имуществом (включая недвижимость), приобретенным на доходы от разрешенной ему предпринимательской деятельности; в-третьих, полученными от учредителя-собственника или приобретенными за счет выделенных им средств движимыми вещами, не относящимися к особо ценным.
Бюджетное учреждение - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за Бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Бюджетным учреждением, такое учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Бюджетного учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.
Казенными учреждениями являются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетный Кодекс РФ).
Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений», создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.
Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:
управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральная Миграционная Служба, Федеральная Таможенная Служба, Федеральная Служба Безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны;
психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона в ред. от 16.11.2011г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:
Правительством РФ - в отношении федеральных казенных учреждений;
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
местной администрацией муниципального образования;
в отношении муниципальных казенных учреждений
В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка № 539), которое должно содержать:
наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка № 539).
Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;
информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).
Таким образом, если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы
2.Анализ государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ (на примере государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука")
.1Общие положения государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука"
Государственное бюджетное учреждение «Центр занятости населения города Бузулука» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения. Обеспечение в пределах своей компетенции проведения государственной политики в сфере труда.
Центр занятости находится в ведомственном подчинении министерства труда и занятости населения Оренбургской области, которое осуществляет от имени Оренбургской области полномочия учредителя Центра занятости и является в отношении Центра занятости отраслевым органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области. Министерство действует в рамках своей компетенции.
Устав Центра занятости, все изменения и дополнения к нему утверждаются министерством, согласовываются с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и подлежат регистрации в установленном порядке.
Местонахождение Центра занятости и почтовый адрес: 461040, Оренбургская область, город Бузулук, улица Кирова, дом 54.
Государственное бюджетное учреждение «Центр занятости населения города Бузулука» является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение является получателем бюджетных и иных средств, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализацию возложенных на него функций, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в территориальных органах Федерального Казначейства и финансовых органах, смету доходов и расходов, печать со своим полным наименованием на русском языке, наименование министерства, изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки, собственную символику. Центр занятости действует в соответствии с актами, составляющими правовую систему российской Федерации, Уставом. Так же отвечает по своим обязательствам находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества ли приобретенного им за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества Центра занятости не несет ответственности по его обязательствам.
Предметом и целями деятельности учреждения являются:
обеспечение государственных гарантий жителей муниципальных образований город Бузулук и Бузулукский район в области занятости населения;
оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы;
реализация государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования;
обеспечение соблюдения трудового законодательства в организациях.
Для достижения целей, указанных в Уставе, Центр занятости осуществляет следующие виды деятельности:
регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка безработных граждан;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускником образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые и др.
Центр занятости финансируется за счет межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской федерации в области содействия занятости населения.
При этом расходы на содержание Центра занятости для осуществления полномочий в области труда и трудовых отношений финансируются за счет средств областного бюджета.
Финансирование осуществляется в виде предоставления субсидий на выполнение государственного задания. Субсидии предоставляются на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Центром занятости в соответствии с государственным заданием государственных услуг, и содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Размер указанных субсидий рассчитывается с учетом мероприятий, направленных на развитие Центра занятости, перечень которых определяется министерством. Кроме того могут предоставлять субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий и инвестиций из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта российской Федерации, местной администрации.
Министерство в отношении Центра занятости является главным распорядителем бюджетных средств, который распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Центра занятости, план финансово-хозяйственной деятельности, формирует государственное задание на оказание государственных услуг, осуществляет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской федерации, регулирующими бюджетными правоотношениями.
Имущество Центра занятости находится в государственной собственности Оренбургской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законодательном порядке. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного пользования.
Центр занятости без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником и приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а так же недвижимым имуществом.
Центр занятости владеет, пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законодательством в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества.
При осуществлении права оперативного управления центр занятости обязан обеспечивать сохранность и использование имущества по целевому назначению, не допускать ухудшения состояния имущества, в установленном порядке производить его ремонты.
Источниками финансового обеспечения и формирования имущества Центр занятости является:
субвенции, субсидии федерального бюджета;
средства областного бюджета;
средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности;
имущество, закрепленное на праве оперативного управления;
иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Центр занятости ежегодно представляет в министерство расчет расчетов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним или приобретенного за счет средств, выделяемых ему на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в части объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития Центра занятости в рамках программ, утверждаемых в установленном действующем законодательством порядке.
Финансовое обеспечение осуществления полноправно по исполнению своих обязательств осуществляется в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
Центр занятости осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства и финансовых органах. Центр занятости осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством российской Федерации, Оренбургской области в пределах правоспособности, установленной Уставом.
Центр занятости строит свои отношения с государственными, муниципальными органами, другими юридическими и физическими лицами во всех сферах на основе устава, договоров, соглашений, контрактов.
Учреждение вправе с согласия министерства в порядке установленном нормативными актами:
совершать крупную сделку (крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а так же с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки);
распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств выделенных министерством на приобретение такого имущества;
передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;
распоряжаться недвижимом имуществом, в том числе передачу его в аренду;
вносить в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества в уставный капитал хозяйственных средств или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника.
Для выполнения уставных целей Центр занятости имеет право в установленном порядке:
планировать свою деятельность и определять перспективы развития по отношению с министерством;
получать и распоряжаться доходами от разрешенной приносящей доход деятельности;
участвовать в научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках по профилю деятельности по Центра занятости;
в установленном порядке определять размер средств, направляемых на стимулирование труда работников Центра занятости, производственное развитие в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Центр занятости обязан:
обеспечить исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных в установленном порядке от приносящей доход деятельности;
соблюдать акты, составляющие правовую систему Российской Федерации;
нести ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение обязательств;
вести бухгалтерский и статистический учет, платить налоги и производить иные обязательные отчисления, предусмотренные законодательством;
отчитываться перед министерством за состояние и использование имущества и денежных средств, предоставлять необходимую сметно-финансовую документацию в полном объеме по всем видам деятельности;
обеспечивать работникам безопасные условия труда, медицинское страхование;
выполнять мероприятия по гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивать сохранность государственной тайны в соответствии с возложенными целями в пределах своей компетенции;
обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации, содержащейся в формируемых регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Проверку по всем видам деятельности Центра занятости осуществляют министерство, иные уполномоченные органы в пределах их полномочий, установленных действующим законодательством.
Центр занятости возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее министром труда и занятости населения Оренбургской области.
Директор является единоличным органом управления, действует в соответствии с актами, составляющими правовую систему Российской Федерации, Уставом и трудовым договором, заключенным с ним.
Директор подотчетен в своей уставной деятельности министерству и министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области по вопросам использования имущества и иным вопросам, находящегося в ведении этого министерства.
К компетенции директора относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Центра занятости за исключением вопросов, внесенных законодательством к компетенции министерства.
Директор действует без доверенности от имени Центра занятости, представляет его во всех учреждениях и организациях, совершает сделки от имени Центра занятости, заключает трудовые договоры, выдает доверенности, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Центра занятости, утверждает должные инструкции работников Центра занятости, решает иные вопросы деятельности Центра занятости.
Решение о ликвидации, изменение типа или реорганизации Центра занятости принимается Правительством Оренбургской области, осуществляется министерством.
Центр занятости может быть реорганизован в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими нормативными актами.
При реорганизации, изменении типа вносятся необходимые изменения в Устав и Единый государственный реестр юридических лиц.
Изменение типа Центра занятости не является его реорганизацией.
2.2Анализ финансовых результатов деятельности государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука"
Итоги социально-экономического развития Бузулукского района в 2013 году свидетельствуют об укреплении позитивных тенденций и как результат, определенной стабильности на рынке труда.
За 2013 год в службу занятости обратилось за содействием в поиске подходящей работы 3 698 граждан, нашли работу 2 573 человека, в т.ч. 712 человек из числа безработных.
Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода на территории района составил 2,2% к экономически активному населению, напряженность на рынке труда -2,7%, что ниже уровня 2012 г. соответственно на 0,1 и 3,6 пункта. Так в 2012 году уровень регистрируемой безработицы составлял 2378.
На конец 2013 года на учете в службе занятости числилось 745 безработных граждан.
Реализация мероприятий областной целевой программы «Содействие занятости населения Оренбургской области на 2010-2013 гг.»; областной целевой программы «Содействие занятости населения Оренбургской области на 2011-2014 гг.»; региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Оренбургской области на 2011 г.»; областной целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 гг.» способствовали повышению конкурентоспособности и сохранению занятости работников, развитию их предпринимательской инициативы.
За предоставлением государственной услуги по социальной адаптации в январе-декабре месяце 2013 года обратилось 205 человек, из них 121 женщина, 87 человек - жители сельской местности.
Социально-адаптационные мероприятия проводились в рамках клубных программ «Новый старт» и «Клуб ищущих работу», что позволяло гражданам повысить мотивацию к труду, сформировать навыки самостоятельного поиска работы и увеличить шанс на трудоустройство.
Особое внимание в 2013 году было уделено соцадаптации сельских жителей. Граждане, обратившиеся с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации, как правило, это - испытывающие трудности в поиске работы, длительно не работающие граждане, молодежь, граждане, не владеющие навыком поиска работы.
На занятиях безработные сельские жители имели возможность проанализировать свои склонности, способности, мотивацию к предпринимательству, а также получить необходимую полную информацию о рынке труда, востребованных вакансиях, о специальных программах занятости населения.
По окончании занятий каждый участник получил рекомендации службы занятости по решению проблем трудоустройства. Важным результатом социальной адаптации является то, что меняется психологический настрой безработных - появляется стремление проявить себя, найти работу, пройти профессиональное обучение или повысить свою квалификацию, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда.
За предоставлением государственной услуги по профориентации в 2013 году обратилось 2 139 человек, из них 1 258 - безработные граждане. Из числа получивших государственную услугу: 1 194 чел. - граждане в возрасте от 14 до 29 лет, 144 чел. - инвалиды, 115 чел. - уволенные в связи с сокращением численности или штата, 252 чел. - длительно неработающие, 2 чел. - уволенные с военной службы.
Центр занятости города Бузулука проводит ряд профориентационных мероприятий, помогающих молодежи сориентироваться в сложном мире профессий, в том числе информирование старшеклассников о рейтингах профессий на рынке труда.
Традиционно в апреле каждого года проводятся Дни службы занятости в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Специалисты ГБУ ЦЗН города Бузулука, проводя индивидуальные и групповые консультации, используют профориентационную диагностику; информируют граждан о различных видах профессий, о требованиях, предъявляемых профессией к личностным особенностям человека, к его психофизиологическим характеристикам; помогают определиться с выбором профессионального пути, местом обучения и дальнейшим трудоустройством.
Значительная часть профориентационных услуг была оказана молодым людям на «Фестивале профессий». С целью определения профессиональных интересов и склонностей старшеклассников, испытывающих трудности в выборе сферы деятельности и профессионального самоопределения, специалисты центра занятости проводят тестирование школьников с помощью программы компьютерной обработки и тестирования блока психологических тестов.
Финансирование мероприятий на 2013 г. осуществляется за счет субсидии из федерального бюджета и средств областного бюджета в соотношении 95:5 процентов от общего объема необходимых средств.
Финансирование мероприятии за счет средств федерального бюджета значительно превышает прошлогодний объем, который в 2012 году составил 86463,7 тыс. рублей, а в 2011 году 68429,6 тыс. рублей
субсидия федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, - 931882,6 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 49051,1 тыс. рублей.
Финансовые средства предполагается направить на мероприятия:
по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения - 56164,2 тыс. рублей;
по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, ищущих работу граждан, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения - 898149,6 тыс. рублей;
по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан - 16098,9 тыс. рублей;
по адресной поддержке безработных граждан и граждан, ищущих работу, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места временного характера - 10521,0 тыс. рублей.
В 2014 году увеличение объемов средств на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству населения Российской Федерации будет обеспечено за счет выделения средств федерального бюджета на финансирование нового вида расходов «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые», включенного дополнительно в бюджетную классификацию вышеназванным законом.
Реализация мероприятий по содействию занятости населения позволит:
обеспечить трудоустройство после завершения опережающего профессионального обучения не менее 4550 человек (не менее 95% от числа завершивших опережающее профессиональное обучение);
трудоустроить на временные рабочие места 40 тыс. человек;
оказать содействие 320 безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и создать не менее 480 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;
трудоустроить в результате переезда к новому месту работы на рабочие места временного характера не менее 208 человек, при этом доля работников, проработавших свыше 3 месяцев, от численности получивших поддержку в связи с переездом на работу в другую местность составит не менее 85%.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках программ позволит обеспечить уровень регистрируемой безработицы не выше 3,2% от численности экономически активного населения к концу 2014 года.
Контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию программ, своевременным и в полном объеме выполнением мероприятий программ осуществляют государственный заказчик программ, Губернатор Оренбургской области и Федеральная служба по труду и занятости населения.
Департамент труда и занятости населения Оренбургской области ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости населения отчет о расходовании средств, выделенных на реализацию Программы, по утвержденной форме, а также отчет о ходе выполнения Программы Губернатору Оренбургской области, в главное финансовое управление Оренбургской области и контрольно-счетную палату Оренбургской области.
.Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в РФ
.1Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов в России
Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.
В этой связи требуют серьезного анализа проводимые органами государственной власти РФ реформы в области социальной защиты и социального обеспечения граждан.
Государственная социальная политика является неотъемлемым атрибутом современной рыночной экономики. Социальная стабильность выступает необходимым условием экономического развития; государство может сглаживать те негативные социальные последствия, которые присущи рынку, в целях предотвращения социальных конфликтов и напряженности в обществе.
К сожалению, в последние годы в России сложились негативные тенденции сокращения рождаемости и продолжительности жизни граждан, не удается преодолеть низкий уровень жизни населения. С переходом на рыночные основы хозяйствования, появлением различных форм собственности, формированием рынка труда существенно изменились и прежние представления о механизме социальной защиты граждан. В этой связи встала задача корректировки механизма реализации социальных гарантий населению, установленных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
В рамках проводимых в настоящее время реформ признается, что государство может гарантировать предоставление лишь минимального перечня и объема услуг населению РФ, а материальные и нематериальные услуги сверх данного минимума граждане могут получать на платной основе, в зависимости от своих материальных возможностей. В этих условиях необходимо четко определить этот минимум социальных гарантий, который предоставляется за счет финансовых ресурсов государства, а также разработать и создать новые механизмы социальной защиты граждан. Решение этой задачи во многом определяется состоянием и устойчивостью государственных и муниципальных финансов, которые являются источником финансирования мероприятий по социальной защите граждан РФ. Кроме того, формы и методы предоставления средств из бюджетов, механизмы налогообложения доходов физических лиц могут оказывать активное влияние на социальные процессы в стране, что подтверждают и теоретические исследования, и мировой опыт.
Совершенствование финансового механизма социальной защиты населения требует осуществления комплекса мер, нацеленных на создание эффективной системы социальной помощи, обеспечение адресности при ее предоставлении. Это позволит не только более полно реализовать принцип социальной справедливости, но и повысить эффективность государственных и муниципальных расходов на социальную поддержку граждан РФ.
Актуальность проблемы разработки научно обоснованных основ функционирования государственных и муниципальных финансов, совершенствования нормативно-правовой базы их организации предопределяются также зависимостью российской экономики от мировой конъюнктуры цен, отраслевыми и территориальными диспропорциями, существующими в РФ.
По мере развития рыночного хозяйства в России возникают и обостряются социально-экономические проблемы, которые не могут быть решены автоматически. Отраслевые кризисы, безработица, нарушения в денежном обращении, обострение конкуренции на мировых рынках требуют государственного финансового вмешательства.
Государственное регулирование способно поддержать социально-экономическую стабильность современной рыночной экономики с ее сложными связями и тесной взаимозависимостью отдельных сфер.
Большое значение придается развитию системы налогообложения, построению налоговой системы, адекватной требованиям развития национальной экономики.
Наиболее актуальные проблемы современного этапа развития налоговых систем стран с рыночной экономикой состоят в следующем:
налоговые системы сложны для налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что ведет к росту расходов на налоговое администрирование и расширению масштабов уклонения от уплаты налогов;
законодательно установленные высокие ставки налогов отрицательно влияют на процесс принятия экономических решений;
налогообложение заставляет компании инвестировать средства и изменять структуру баланса не по экономическим, а по налоговым причинам;
финансирование инвестиций осуществляется за счет заемных, а не собственных средств.
Ограниченность возможностей финансирования государственных расходов через налоги, а также стремление к более рациональному использованию факторов производства, природных ресурсов в том числе, делают настоятельной необходимость решения этих проблем и в России.
Кроме того, объективной необходимостью является оценка долгосрочных последствий проведения реформ в бюджетно-налоговой сфере как с точки зрения повышения эффективности механизмов формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, так и с позиции их влияния на национальную экономику. Следует обеспечить непротиворечивость целей реформы в сфере государственных и муниципальных финансов, теоретических концептуальных подходов к ее проведению и мероприятий по ее реализации.
Однако, несмотря на актуальность, данные проблемы не находят должного отражения в научных исследованиях и публикациях. В результате отсутствует теоретическое обоснование мер по обеспечению финансовой стабильности и бюджетной устойчивости в РФ, что отрицательно сказывается на качестве принимаемого финансово-бюджетного законодательства, снижает эффективность государственного финансового регулирования социально-экономических процессов.
В этой связи все большее значение приобретают разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию управления государственными и муниципальными финансами, повышению эффективности государственного финансового воздействия на социально-экономические процессы в России в целях обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения РФ.
Для решения данной задачи необходимо разрабатывать перспективы развития государственных и муниципальных финансов, оценивать их соответствие современным требованиям развития РФ, обоснованность выбора направлений и механизмов государственного финансового регулирования социально-экономических процессов в условиях проведения широкомасштабных реформ в нашей стране и высокого уровня ее зависимости от внешних факторов.
В современной России реформа местного самоуправления выходит на принципиально новый качественный уровень развития. Между тем эффективность ее проведения во многом зависит от правильного понимания сущности природы местного самоуправления, его роли и места в демократической системе управления обществом.
Самостоятельный характер местного самоуправления и его организационная независимость, отдаленность от властных структур не умаляют его значения как элемента государственного устройства России.
Усиление государственного начала в местном управлении призвано обеспечить в деятельности органов местного самоуправления реализацию и защиту общенациональных интересов. Необходимость и роль института местного самоуправления обусловливаются объективно существующими интересами граждан, совместно проживающих в местных сообществах. При этом указанные интересы следует рассматривать не как подчиненные, а как равноправные по отношению к государственным. Смысл развития местного самоуправления заключается в освобождении органов государственной власти от тех мероприятий, которые более эффективно могут быть проведены на местном уровне; их усилия должны быть направлены на решение более важных общенациональных проблем. Местная же власть призвана: обеспечивать население жильем; предоставлять ему коммунальные услуги; услуги местного транспорта, связи; благоустраивать территорию; создавать условия для получения гражданами основного общего образования и необходимой медицинской помощи; улучшать торговое, бытовое и культурное обслуживание населения.
Именно эти задачи местная власть способна решать более оперативно и эффективно, с учетом потребностей населения. Органы местного самоуправления несут также ответственность за охрану общественного порядка, экологическую обстановку.
Другими словами, они наделяются полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), затрагивающими практически все стороны жизни местных сообществ. Обширный комплекс полномочий предоставляет муниципалитетам возможность повышать качество и оперативность удовлетворения наиболее важных потребностей населения.
Регулирование экономических отношений на муниципальном уровне призвано обеспечить:
общемуниципальные производственно-социальные пропорции;
наращивание производства конкурентоспособной продукции и услуг;
укрепление материальной базы социальной сферы.
Функции местного самоуправления формируются исходя из целей и задач пропорционального и динамического развития производственно-социального муниципального образования в целом и находящихся в нем предприятий, отраслей и подотраслей. Муниципализация собственности на объекты социальной производственной инфраструктуры является эффективным средством устойчивого функционирования и развития муниципальных образований как единого целого, объединения и рационального использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов, обеспечения населению социальных гарантий.
Таким образом, муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих элементов:
территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
муниципальной собственности и местного бюджета.
До недавнего времени в некоторых регионах не было института самоуправления населения в том виде, как оно предусмотрено Конституцией РФ.
Переход на новый качественный уровень управления региональными и муниципальными финансами - одно из важнейших условий эффективного функционирования государственных и муниципальных финансов в целях улучшения социального положения населения, повышения качества социальной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности территорий.
Министерство финансов Российской Федерации выступило официальным инициатором нормативного закрепления в российской практике понятия «лучшая практика», отражающего новую идеологию управления общественными финансами.
.2 Пути повышения качества управления государственными и муниципальными финансами
За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.
Основные задачи повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами:
укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации;
создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;
повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;
оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ в целях повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.
В рамках решения задачи укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства и межбюджетных отношений в Российской Федерации в целях осуществления достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования.
В настоящее время Бюджетным кодексом РФ предусмотрен ряд норм, обеспечивающих стабильность региональных и муниципальных финансов. К ним, в частности, относятся разграничение поступлений в бюджеты разных уровней от федеральных налогов и сборов и необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе в закон о бюджете, в случае изменения расходных обязательств в течение года. Кроме того, установлено, что прогнозируемость объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной финансовый год достигается путем индексации объема Фонда в текущем финансовом году на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).
В этой связи следует исключить возможность внесения изменений на федеральном уровне в бюджетное и налоговое законодательство в части налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, приводящих к снижению налогооблагаемой базы, а также изменений расходных обязательств бюджетов регионов без соответствующей компенсации из федерального бюджета.
С учетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимо разграничить финансирование инвестиционных мероприятий, приводящих к увеличению федеральной и региональной собственности. Так, предстоит обеспечить финансирование инвестиций в объекты федеральной формы собственности в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.
Необходимо разработать и внедрить механизмы мониторинга и оценки федеральными органами исполнительной власти эффективности реализации полномочий, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, а также повысить ответственность за исполнение делегируемых полномочий.
В целях создания стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты необходимо законодательно установить условия осуществления бюджетного процесса для субъектов РФ в зависимости от уровня их дотационности. Это необходимо для того, чтобы субъекты РФ стремились к увеличению собственных доходов и переходу из категории субъектов РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.
Предусматривается внести изменения в методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, которые обеспечат создание механизма стимулирования органов государственной власти субъектов РФ к развитию собственной налоговой базы. Стимулирующий эффект будет достигаться путем уточнения порядка расчета указанных дотаций, не предусматривающего сокращения их размеров в результате достижения субъектом РФ более высоких относительно среднероссийского уровня показателей социально-экономического развития.
Бюджетным законодательством РФ установлен целый ряд параметров, используемых при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, соблюдение которых должно обеспечиваться в безусловном порядке. Среди таких параметров - ограничение предельных размеров долга и дефицита бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также расходов на обслуживание долга.
Несоблюдение ограничений, утвержденных Бюджетным кодексом РФ, связано с отсутствием необходимой регламентации процедуры и последовательности действий по применению санкций к субъектам РФ, нарушающим бюджетное законодательство.
Заключение
Учреждением является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками.
Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России - это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.
Учреждения представляют собой некоммерческие организации и подразделятся на три вида:
Учреждения, обладающие властными полномочиями (государственные и муниципальные органы исполнительной власти). Они имеют право вводить правовые нормы, издавая нормативные акты и предписания. Их финансирование осуществляется из бюджета.
Учреждения, не обладающие властными полномочиями (театр, больница, библиотека). Они создаются для удовлетворения социальных потребностей и финансируются преимущественно из бюджета. Данные учреждения действуют на основе устава и положений.
Государственные и муниципальные финансы имеют единую ценностную ориентацию, но в каждом конкретном случае отражают особенности, выражающиеся в специфике их функционирования и развития в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственные и муниципальные финансы позволяют эффективно и комплексно воздействовать на реальный сектор экономики. Развитие государственных и муниципальных финансов определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.
Применение адекватных современным условиям форм и методов государственного финансового регулирования требует их тщательного изучения. Копирование зарубежного опыта без учета российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса.
Государственные и муниципальные финансы создают условия стабилизации и экономического роста, позволяют управлять бюджетными потоками, способствуют реализации финансовой политики.
Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленные на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления основ федеративного устройства государства.
Список используемых источников
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст : по состоянию на 01 апреля 2010 г. - М. : Проспект, 2010. - 254 с. - ISBN 978-5-392-01532-0
Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов - М.: ЮНИТИ, 2004. -359 с. - ISBN 978-5-390-00193-6
Березнев, С.В. Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона - Кемерово: Кузбасвузиздат, 2008. -365 с.- ISBN 978-5-9558-0067-7
Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2012. -703 с.- ISBN596-8-412-36540-1
Алехин, Э.В. Государственные и муниципальные финансы. - Пенза, 2010. -506 с.- ISBN 978-5-388-00058
Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы - М.: Инфра-М, 2007. - 307 с. - ISBN 459-3-458-75412-1
Подъяблонская, Л.М. Государственные и муниципальные финансы - Юнити-Дана, 2009. -559 с.- ISBN 756-9-485-78413-6
Конституция Российской Федерации. - М.: Маркетинг, 2011. - 39 с. - ISBN 5-94462-025-0
9 О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов //Федеральный закон: ФЗ от 1.12.2010 г. № 357-ФЗ-Режим доступа //www.minfin.ru <#"justify">12 О занятости населения Российской Федерации // ФЗ от 02.07.13 г. № 185-ФЗ - Режим доступа // www. consultant.ru
Об утверждении порядка предоставления и размеров денежных выплат гражданам при осуществлении полномочий Оренбургской области в сфере содействия занятости населения // Постановление Правительства Оренбургской области от 09.07.2012 г. №592-п - Режим доступа // www.consultant.ru
Об утверждении порядка реализации и финансирования областной целевой программы дополнительных мероприятий по содействию занятости населения Оренбургской области на 2012 год // Постановление Правительства Оренбургской области от 08.06.2012 г. № 455-п - Режим доступа // www.garant.ru
Об областной целевой программе дополнительных мероприятий по содействию занятости инвалидов Оренбургской области на 2013 год // Постановление Правительства Оренбургской области от 31.01.2013 г. №70 - Режим доступа // www.garant.ru
Об утверждении порядка реализации и финансирования мероприятий областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2013 год // Постановление Правительства Оренбургской области от 27.03.2013г. № 116-п - Режим доступа // www. consultant.ru
Об организации общественных работ в Оренбургской области // Постановление Правительства Оренбургской области от 03.06.2012 № 252-п - Режим доступа // www. consultant.ru
Об областной целевой программе по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2009 год // Постановление Правительства Оренбургской области от 16.03.2013 № 82-п - Режим доступа // www. consultant.ru
Буланов, В.С. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда // Общество и экономика. - 2011 - № 8. - С. 66-68