Направления развития инфраструктурного комплекса города

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,11 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Направления развития инфраструктурного комплекса города















Направления развития инфраструктурного комплекса города

Содержание

Введение

. Теоретические основы изучения инфраструктуры города

.1 Понятие инфраструктуры города

.2 Составляющие комплексной инфраструктуры города

Глава 2. Основные проблемы инфраструктурного комплекса города Ефремова Тульской области

.1 Характеристика города Ефремова Тульской области

.2 Проблемы инфраструктуры города Ефремова Тульской области

. Стратегические направления развития города Ефремова

.1 Перспективы в развитии города Ефремова

.2 Мероприятия по развитию инфраструктуры города Ефремова

.3 Формирование основных вариантов социально-экономического развития Ефремовского муниципального района

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Развитие и совершенствование социально-экономических процессов показывают, что развитие города невозможно без создания и использования комплекса мероприятий и условий, помогающих и эффективному функционированию производства, и нормальному осуществлению всех вопросов жизнедеятельности людей.

Создание этих условий обусловлено, во-первых, средства коммуникации, материально-технического снабжения и др., т.е. материально-вещественными элементами без которых невозможно представить себе современное производство.

Во-вторых, условия жизни человека потребовали создания еще и таких материально-вещественных элементов, которые обеспечивали бы все виды его деятельности (здания, сооружения, линии транспорта и связи, торговые, спортивные и оздоровительные комплексы и т.п.).

Но практика показывает, что до сих пор проблемы создания инфраструктуры города, которая соответствовала бы й социально-политической организации Российской Федерации, приходится решать преимущественно эмпирически, без применения адекватного научно-методического инструментария. Не находят практического применения ориентированные на инновационное развитие муниципального образования методы моделирования адекватной инфраструктуры города, то есть инфраструктуры нового качества - являться не только средством, но и условием модернизационных преобразований городской экономики.

Это определяет актуальность выбранной темы данной работы.

Объектом исследования является инфраструктурный комплекс города, стратегический комплекс мер по его дальнейшему развитию.

Предметом исследования является инфраструктура города Ефремова Тульской области.

Цель исследования - направления развития инфраструктурного комплекса города на примере города Ефремова Тульской области. В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:

дать понятие инфраструктуры города;

выделить основные составляющие комплексной инфраструктуры города;

охарактеризовать проблемы инфраструктуры города Ефремова Тульской области;

исследовать главные направления развития инфраструктурного развития комплекса города Ефремова.

1. Теоретические основы изучения инфраструктуры города

1.1 Понятие инфраструктуры города


Инфраструктура города - это совокупность секторов экономики и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для обычной деятельности основных секторов экономики материального производства и становления производительных сил государства. В экономической энциклопедии инфраструктура - это совокупность отраслей экономики хозяйства, обслуживающих индустриальное и сельскохозяйственное производство (строительство дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, жд. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, образование, наука, здравоохранение и т.п.).

Конструирование новых и реконструкцию имеющихся населенных мест проводят в соответствии с требованиями к их планировке и застройке по СНиП 2.07.01-89. Городские поселения проектируют на базе схем расселения и планов местной планировки и предугадывают разумную последовательность их развития. Города сооружают на века. На практике распланировку и стройку города рассчитывают на 25 лет. Выделяют первую очередность возведения на ближайшие 5-10 лет. Основой для системы расселения на территории РФ служит исторически образовавшаяся сеть населенных пунктов, расположение которых происходило стихийно. Они являлись центром индустрии, торговли, исследования полезных ископаемых. Вокруг крупных городов складывались категории тесно находящихся населенных мест разной величины с большой плотностью населения, внезапными социальными контрастами и фактически неуправляемым развитием - агломерации.

При размещении современных городов предусматриваются экономические и социальные условия: присутствие полезных ископаемых; вероятность общего применения сырьевой и энергетической баз, транспорта, межотраслевых взаимосвязей с перерабатывающими предприятиями и вероятность привлечения трудовых ресурсов. Такая схема расселения на территории государства на перспективу была осуществлена в 1975 г. В ее основу был положен принцип расселения с исследованием нескольких типов массовых систем населенных мест: городского вида, формирующиеся на базе большого, крупного либо среднего города; сельских населенных мест, созданных на базе небольшого города либо большого сельского поселения.

При этом расселении все входящие в категорию населенные пункты взаимосвязаны экономически, высокофункционально и культурно, при этом любой из их не может полноценно существовать в отсутствии других. Благодаря такой схеме не происходит лишнего разрастания их в неуправляемые агломерации.

В ряде случаев планирование на срок 25-30 лет как оказалось недостаточным. Проблема связана с недостаточным развитием транспорта, формами расселения, уровнем становления систем инженерного благоустройства и иными качествами градостроительства. В таких случаях, в особенности при огромных масштабах, разрабатывают планы на еще более далекую перспективу (70-100 лет) в виде научно аргументированных социальных и технико-экономических прогнозов.

Происхождение и рост населенных мест происходит вследствие становления производительных сил государства, создающих места для трудовых сил и образующих в населенных местах огромную численность людей. Следом там располагаются промышленные предприятия по производству метала, горючего топлива, энергии, химической продукции, строительных материалов и перерабатывающего производства.

Поблизости от источников энергии и залежей полезных ископаемых размещаются обеспечивающие их освоение и переработку территориально-производственные комплексы. В таковых местах появляются новые города и растут уже образованные раннее.

Причины, которые считаются главными в разработке какого-либо другого города и непосредственно воздействуют на его подъем, называют градообразующими. Поэтому предприятия, которые явились предпосылкой происхождения города, и значение которых выходит за его пределы, именуют градообразующими предприятиями (заводы, фабрики, электростанции, крупные транспортные узлы, аэропорты и морские порты, государственные структуры управления местного и регионального значения, научно-исследовательские учреждения, музеи, библиотеки, и театры, дома отдыха, и др.).

В каждом городе появляются учреждения и предприятия, исполняющие культурно-бытовое обслуживание населения, работающих на градообразующей группе предприятий. Эти учреждения и предприятия именуют обслуживающими. Их значение не распространяется за пределы данного населенного пункта. Это могут быть и районные административные и учреждения, музеи, торговые центры, предприятия местной легкой промышленности, средние учебные заведения. При создании генерального плана города (как нового так и реконструируемого) нужно обладать сведениями о размере строительства и площади местности. Данные эти можно получить, определив количество населения города на перспективу. Численность населения можно определить в необходимой степени точно. Расчет базируется на положении, что все трудоспособное народонаселение участвует в социально полезном труде. Условно все городское население подразделяется на 3 категории.категория - градообразующая. Ее удельный вес сотавляет на первую очередность строительства 33-38%, а на перспективу - 25-35%.категория - обслуживающая. Удельный вес данной категории населения находится в зависимости от величины города и составляет для больших городов 23-26%, для средних и малых городов и поселков - 19-22%. С подъемом города растет удельный вес обслуживающей категории населения, так как в крупных городах более развита система учреждений культурно-бытового обслуживания. При этом удельный вес градообразующей категории населения снижается.

III категория - неработающее население (дети, домохозяйки, старики, инвалиды). Эту категорию именуют несамодеятельной. Ее удельный вес не находится в зависимости от величины города и колеблется в пределах 46-48%. На удельный вес влияет лишь возрастной состав.

Промышленная зона включает в себя предприятия, обслуживающие их культурно-хозяйственные учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.

Транспортная зона - устройство внешнего автомобильного, водного, воздушного, железнодорожного транспорта (авто. и жд. станции, портовые сооружения, аэродромы, морские и речные вокзалы, сортировочные станции и т.п.).

Коммунально-складская зона - пункты различного расположения складов, трамвайных и автобусных парков, автогаражей, построек водопровода и канализации.

Зона отдыха - территория зеленых насаждений, пляжей, набережных, бульваров, пешеходных зон, культурных центров, спортивных построек.

Создание многофункциональных зон и расположение на их объектах регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89.

Зонирование по назначению отображено в муниципальном градостроительном кадастре городка в согласовании с СП-|4 101-96 «Приблизительное состояние о службе градостроительного кадастрa субъекта Российской Федерации, города (региона)». Служба муниципального градостроительного кадастра на уровне региона (либо города федерального значения) сообразно многофункциональному зонированию подразделяет территорию города последующим образом:

• многофункциональные зоны специального назначения (административно-делового, учебно-образовательного, культурно-просветительского, торгово-бытового, лечебно-оздоровительного, спортивно-рекреационного, учебно-воспитательного, персональной жилой застройки, многоквартирной жилой застройки, коммунально-складского, промышленного, жилищно-коммунального, природно-рекреационного, природоохранительного);

• многофункциональные зоны смешанного назначения (обществено-жилого, производственного, природного, общественно-жилого, общественно-производственного, производственно-жилого, общественно-производственно-жилого, природно-общественного, природно-жилого, природно-производственного, природно-общественно-жилого).

Территории инфраструктуры подразделяют на территории улиц и дорог, внешнего транспорта и водные поверхности.

1.2 Составляющие комплексной инфраструктуры города


Выделяют следующие индивидуальные характеристики городского хозяйства:

местный характер деятельности: естественные условия месторасположения оказывают влияние на состав, размер, финансовые итоги предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности почти всех коммунальных предприятий;

комплексный характер становления: формирование отдельных областей городского хозяйства проистекает в зависимости и в конкретном соотношении с иными областями городского хозяйства;

неравномерность потребления продукции коммунальных предпритий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Существуют отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (к примеру, теплоснабжение в части отопления, частично городской электрический транспорт); разнообразие видов деятельности: создание товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, исполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству; равномерность продукции отдельных предприятий: к примеру, для водоснабжения, водоотведения, городского автотранспорта; присутствие неизменного контингента покупателей; специфичная связь действий производства и употребления.

Инфраструктуры города включает в себя системы: общественная безопасность, ЖКХ, коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, потребительский рынок, строительство, окружающая среда и т.д.

Это все те отрасли, которые обеспечивают инфраструктуру города.

Главными задачками в развитии инфраструктуры считаются:

) приобретение пропорциональности в развитии основных, вспомогательных и обслуживающих производств, ускоренное наращивание мощностей производственной инфраструктуры;

) сосредоточение маленьких хозяйств инфраструктуры и поднятие на данной основе значения эффективности производства в определенных сферах;

) соединение ресурсов для финансирования намеченных к строительству на территории города объектов производственной инфраструктуры;

) создание межотраслевых и межхозяйственных территориально-производственных объединений в регионе;

) рационализация систем управления развитием производственной инфраструктуры, предоставление нерентабельных производственных подразделений в систему региональных органов управления;

) координация деятельности транспортных организаций, энергетики и теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства.

Обеспечение безопасности - одна из главных проблем существования человечного общества. Безопасность значит состояние защиты жизненно принципиальных интересов личности, общества и страны от внутренних и внешних опасностей. Главными принципами обеспечения безопасности считаются: справедливость, воплощение равновесия жизненно принципиальных интересов личности, общества и страны, их обоюдная ответственность.

В современном урбанизированном сообществе одной из важных секторов экономики деятельности человека считается жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Человек в современном городе должен быть снабжен квартирами, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и т. д. Степень снабжения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) - один из самых принципиальных характеристик качества жизни на территории города. Как ветвь ЖКХ подключает разряд подотраслей: 1. жилищное хозяйство; 2. водопроводно-канализационное хозяйство; 3. топливно-энергетическое хозяйство; 4. городской пассажирский транспорт; 5. благоустройство населенных мест.

Таким образом, составляющие градообразующей сферы имеют принципиальное значение для жизнеобеспечения города. От правильности и обоснованности управления данными составляющими градообразующей сферы зависит уровень городских услуг, характеризующих качество жизни населения. Градообразующая сфера включает промышленность, транспорт, стройтельство, коммунальное хозяйство и т.д.

 

Глава 2. Основные проблемы инфраструктурного комплекса города Ефремова Тульской области


2.1 Характеристика города Ефремова Тульской области


Муниципальное образование город Ефремов Ефремовского района входит в состав муниципального образования «Ефремовский район» Тульской области. Границы муниципального образования определены в соответствии с областным законом Тульской области от 15 марта 2005 года N 557-ЗТО «О переименовании муниципального образования «Город Ефремов и Ефремовский район Тульской области», установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ефремовского района Тульской области».

Муниципальное образование город Ефремов Ефремовского района расположено в южной части Тульской области. Район граничит на юге - с Липецкой областью, на севере с Воловским, на востоке- с Куркинским, на западе с Каменским районами Тульской области. Район географически расположен в центре Средне-Русской возвышенности. Главная река в районе - Красивая Меча с её многочисленными притоками входит в Донской бассейн.

Территория муниципального образования вытянута с северо-запада на юго-восток на расстояние 12 км, а с юго-запада на северо-восток - на расстояние 7 км. В целом, территория муниципального образования город Ефремов Ефремовского района составляет 21,83 кв. км.

На 1 марта 2012 года численность населения МО город Ефремов Ефремовского района составляет 41 776 человек.

МО город Ефремов Ефремовского района обладает большим промышленным потенциалом. Основой экономики муниципального образования является промышленность, которая представлена различными отраслями: химическая промышленность, перерабатывающая, пищевая и легкая промышленность. Также активно функционируют предприятия торговли и сферы услуг. Также в городе находится ряд предприятий пищевой промышленности, работающих на местный рынок. 22 ноября 2011 в городе был открыт гипермаркет Магнит, который стал самым большим магазином в городе.

Территория города застроена 2-5-9 этажными домами, есть индивидуальные застройки (в местечках сохранилась усадебная стройка). В МО город Ефремов высокая степень благоустройства жилого фонда (инженерное снабжение). Из всего жилфонда города Ефремов оборудовано: водопроводом 99,7 %; канализацией 97,7 %; отоплением 100 %; жарким водоснабжением 93,9 %; газом (сетевым, сжиженным) 98,6 %; ваннами (душем) 93,8 %; напольными электроплитами 2,0 %.

В целом, главными проблемами водоснабжения на территории города считаются: значимый износ трубопроводов водоснабжения и технологического оборудования; неимение технической возможности подключения новых объектов без реконструкции имеющихся объектов водоснабжения; огромного срока эксплуатации - более 30-50 лет.

Улучшение и расширение системы водоснабжения нужно для совершенствования экологического состояния, охраны здоровья населения города.

Важной проблемой города Ефремова считается неувязка поверхностного водоотвода: возле 90% канализационных сетей потрепано и имеет необходимость в капитальном ремонте либо совершенной замене.

Главными характеристиками выбора мероприятий по развитию инфраструктуры явились последующие аспекты: степень износа коммунальной инфраструктуры; присутствие морально и физически обветшавшего оборудования; требования по обеспечению жилья населения города; несоответствующее требованиям состояние дорог города; недостающий степень применения ресурсосберегающих технологий в рамках всей коммунальной инфраструктуры города; существование проблем в области экологии и охраны окружающей среды, связанных с функционированием промышленных объектов инфраструктуры города; приоритетные задачки становления местности.

Высокий уровень городской инфраструктуры - главный критерий качества городской среды. Инженерная инфраструктура территории должна обеспечить реализацию поступательного развития города в целом, потребности экономики и социальной инфраструктуры и, в первую очередь, потребности городского сообщества в создании комфортной городской среды. Без устойчиво функционирующей инженерной инфраструктуры инвестиционная привлекательность города резко снижается. И, наоборот, развитая инфраструктура способна не только сделать город привлекательным для инвестирования, но и дать толчок развитию новых направлений бизнеса.

Демографические процессы определяют характер воспроизводства населения как главной производительной силы общества. Для города демографическая проблема является одной из наиболее острых. Динамика численности населения формируется под влиянием двух составляющих: естественного и механического движения населения. В последние годы в Ефремове, как и в большинстве российских городов, имеет место естественная убыль населения. Численность населения Ефремова, на начало 2013 года, составила -41 776 человек. Численность населения трудоспособного возраста 59,5% от общей численности населения города и района, численность населения старше трудоспособного возраста 27,0%, численность населения моложе трудоспособного возраста - 13,5%. (Рис.1)

Рис.1 Возрастная структура населения Ефремова

На протяжении 2009-2012 годов сохранилась тенденция сокращения смертности населения при нестабильном и незначительном росте рождаемости, поэтому естественная убыль населения продолжала оставаться высокой (Таблица 1)

Таблица 1. Основные демографические показатели

Показатель

2009г.

2010г.

2012г.

1

2

3

4

Численность родившихся, тыс.чел.

0,521

0,553

0,533

Численность умерших, тыс.чел.

1,544

1,435

1,362

Общий коэффициент рождаемости, родившихся на 1000 чел. населения

7,7

8,3

8,1

Общий коэффициент смертности, умерших на 1000 чел. населения

- 22,8

- 21,5

- 20,8

Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 чел. населения

- 15,1

- 13,2

- 12,7

Коэффициент миграционного прироста населения, на 1000 чел. населения

-1,88

- 3,32

0,29

Нежелание семей иметь, по меньшей мере, 2 детей ставит серьезные угрозы простого воспроизводства населения района. Недостаточное количество высокооплачиваемых рабочих мест и перспектив карьерного роста стимулирует отток молодежи. Несмотря на предпринимаемые меры, реализацию различных программ демографической политики ситуация остается сложной.

По итогам анализа социально-экономического положения города выявлены, с одной стороны, слабые стороны города, являющиеся ограничениями для его развития, и, с другой стороны, его сильные стороны, которые могут служить конкурентными преимуществами и на которые необходимо делать ставку в процессе разработки Программы развития города (Таблица 2).

Таблица 2

Слабые стороны, проблемы

Сильные стороны, преимущества

-Относительно высокий уровень загрязнения окружающей среды, связанный с ежегодным ростом объема выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, сохранение высокой доли недостаточно очищенных сточных вод. -Отсутствие у города целенаправленной экологической политики, неудовлетворительная организация контроля за состоянием окружающей среды, недостаток информации о природоохранной деятельности в города в открытом доступе. -Неразвитость транспортной инфраструктуры: отсутствие современных скоростных магистралей, недостаточная плотность дорожной сети и, вследствие этого, недостаточная связность территории. -Неэффективная организация производственных зон: большое число производственных территорий, занятых экологически вредными производствами, недостаток территорий научно-производственного, обслуживающего и коммерческо-делового назначения. -Недостаточная обеспеченность города зелеными насаждениями, отсутствие системной политики в сфере озеленения города. -Демографическое старение населения: минимальная доля населения в трудоспособном возрасте и максимальные показатели среднего возраста населения и удельного веса пожилого населения по сравнению с другими городами-центрами областей ЦФО. -Высокая по сравнению с другими городами-центрами областей ЦФО общая заболеваемость населения. - Недостаточная эффективность профилактических мероприятий в сфере здравоохранения. -Отсутствие мотивации работодателей к сохранению здоровья работников. -Увеличение дефицита кадров, прежде всего квалифицированных, в связи со старением населения. -Незначительная доля продукции конечного потребления на предприятиях ведущих отраслей промышленности города. -Наличие в пределах ЦФО сильных городов-конкурентов с позитивным инвестиционным имиджем, в частности, городов Калуги и Липецка. - Сокращение общего объема инвестиций и доли прямых инвестиций в структуре иностранных инвестиций. - Резкое падение объема доходов местного бюджета под влиянием мирового финансового кризиса. - Неудовлетворительное состояние внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, низкая степень оборудования многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета для определения объемов коммунальных ресурсов. - Высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры при низких темпах замены сетей (особенно тепловых). - Сложная ситуация со сбросом сточных вод в природные водные объекты. - Нехватка площадей для приема твердых бытовых отходов.

- Богатые историко-культурные традиции развития города, прежде всего как одного из исторических центров российской промышленности. - Умеренно континентальный климат без резких перепадов. - Выгодное экономико-географическое положение: размещение на пересечении магистральных железных дорог и автомобильных дорог федерального значения, близость к столице страны. - Наличие природных ресурсов в Тульской области как потенциала для развития предприятий города. - Компактная территория с достаточно высокой связностью отдельных районов города. - Системная работа Центра занятости населения по профессиональному обучению и переподготовке граждан, ищущих работу, наличие практики эффективного использования общественных работ с учетом потребностей города в развитии социальной инфраструктуры. - Высокие показатели развития секторов розничной торговли и платных услуг населению. -Устойчивая тенденция к ежегодному росту числа малых предприятий и среднесписочной численности занятых на них работников. - Реализация Программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры.


Приоритетные действия в сфере развития города и модернизации городской инфраструктуры:

. Разработка комплексного плана территориального развития города.

. Строительство и реконструкция дорог.

.Реконструкция инженерных сетей

. Капитальный ремонт и реконструкция коммунальных сетей.

. Инвестиционные проекты по строительству и реконструкции ключевых для города социальных объектов

. Благоустройство территории города: озеленение, санитарная очистка улиц, реконструкция дорог.

. Формирование перспективного видения и стратегической цели развития города Ефремова

3. Стратегические направления развития города Ефремова

3.1 Перспективы в развитии города Ефремова


Стратегические направления развития города - это векторы городского развития в долгосрочной перспективе, состоящие из конкретного набора практических действий, необходимых для достижения поставленных стратегических целей. Это средства достижения стратегических целей и приоритеты управленческих усилий в развитии города. В состав стратегического направления включаются как действия органов местного самоуправления, так и бизнес-сообщества.

Инструментами реализации стратегических направлений являются: городские, региональные и федеральные целевые программы; муниципальная и региональная нормативно-правовая база; инвестиционные проекты; текущая деятельность подразделений администрации по совершенствованию городской среды.

Достижение двух стратегических целей развития города Ефремова до 2015 г. связано с реализацией мероприятий по стратегическим направлениям, представленным ниже.

Анализ социально-экономического развития Ефремова показывает, что город обладает рядом уникальных стратегических ресурсов развития. Главные из них - уникальный человеческий потенциал города, который необходимо сохранить; уникальные природные ресурсы территории города, сочетающие в себе мягкий теплый климат, разнообразие равнинных ландшафтов, обилие земельных ресурсов, привлекательных для освоения и т.д. (рис. 2)


























Рис. 2. Перспективные возможности в развитии города Ефремова

3.2 Мероприятия по развитию инфраструктуры города Ефремова

Город Ефремов Тульской области в настоящее время сталкивается с многими серьезными проблемами развития и для этого была создана «Программа комплексного развития инфраструктуры города Ефремова». Сроки реализации программных мероприятий соответствуют первому этапу территориального развития муниципального образования город Ефремов Ефремовского района на 2011 - 2015 гг. Объемы и источники финансирования Программы в 2011-2015 годах указаны в таблице 3.

Цель программы в создание условий для эффективного функционирования и развития систем инфраструктуры МО город Ефремов Ефремовского района, обеспечивающих: безопасные и комфортные условия проживания граждан; надежное и качественное обеспечение коммунальными услугами объектов социальной сферы и коммерческих потребителей; улучшение экологической обстановки на территории муниципального образования.

В соответствии с зонированием территории в Программе определен основной спектр мероприятий, направленных на строительство и модернизацию объектов инфраструктуры муниципального образования.

Таблица 3

Финансовые источники

2011 год

2013 год

2014 год

2015 год


Объем средств, млн. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Объем средств, млн. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Объем средств, млн. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Объем средств, млн. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Объем средств, млн. руб.

Доля в общей сумме ресурсов, %

Средства, остающиеся в распоряжении предприятий

158

13,2

186

13,6

218

14,4

257

15,3

286

15,8

Средства бюджета района

461,5

39,9

475,3

34,7

502,3

33,1

542

32,2

574

31,7

В т.ч. средства областного бюджета

255,2


399,9


417,4


436


457,4


Средства государственных внебюджетных фондов

560

46,9

708

51,7

795

52,5

884

52,5

950

52,5

Итого общий объем финансовых ресурсов

1194,1

100

1369,3

100

1515,3

100

1683

100

1810

100


Инженерная и жилищная инфраструктура. Особенное значение при модернизации инженерной инфраструктуры Ефремова занимает жилищно-коммунальное хозяйство. Это один из крупнейших секторов экономики хозяйства. Необходимо стремиться отрегулировать процессы реформирования этой отрасли именно на уровне муниципалитета. Стратегической целью Программы является создание условий для эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры Ефремова обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан, надежное и качественное обеспечение коммунальными услугами объектов социальной сферы и коммерческих потребителей, улучшение экологической обстановки на территории муниципального образования.

Программа предусматривает проведение работ по основным направления: в системе водоснабжения, в системе электроснабжения и в системе теплоснабжения (рис.3):

. Необходимо провести реконструкцию имущественного комплекса (сети, оборудование и сооружения систем коммунального водоснабжения и водоотведения) на основе современных технологий и материалов;

. Обеспечить надежность и стабильность работы систем коммунального водоснабжения и водоотведения города путем замены сетей и оборудования.

. Внедрить автоматизированную систему управления теплоснабжением.

. Повышать инвестиционную привлекательность предприятия электроснабжения.

. Обеспечить жителей города нормативного качества услуг по электроснабжению для потребителей.

Рис.3 Структура электропотребления г. Ефремов на перспективу

Обеспечение населения качественным жильем - эта задача, несомненно, остается приоритетом развития Ефремова в долгосрочной перспективе. Качественное жилье - важнейший фактор привлекательности города для жизни и позволяющий прекратить отток молодежи из города. В последние годы не происходит жилищного строительства в Ефремове. Число семей, желающих улучшить жилищные условия в городе остается большим. Соответственно, необходимо вернуться к рассмотрению комплексной застройки города и привлечения для этой цели крупных инвесторов.

Основные направления действий для реализации задачи:

. Создание административно-экономических условий для массового жилищного строительства. В этом направлении, прежде всего, следует разработать генеральный план города, как основополагающего градостроительного документа. В дальнейшем в соответствии с генпланом выделить участки для строительства, регламентировать процесс их использования.

. Организация систематического капитального ремонта существующего жилого фонда. Для обеспечения доступным жильем - это направление в существующих условиях наиболее важно, т.к. при меньших затратах позволяет решить вопрос с улучшением комфортности среды проживания.

. Создание финансовых механизмов привлечения внебюджетных средств для строительства социального жилья. Без создания таких специальных финансовых механизмов за счет бюджета практически невозможно решить проблему доступности жилья для достаточно большой доли населения.

Для выполнения данных мероприятий была принята целевая программа

направленная на модернизацию и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры и ремонт жилищного фонда до 2020 года.

Для полноценной жизнедеятельности города особое значение имеет транспортная инфраструктура. Город расположен в 310 км к югу от Москвы и в 149 км от Тулы на линии железнодорожной магистрали «Москва-Донбасс». Рядом с городом проходит федеральная автотрасса М4 Е115 «Дон», так же имеется ответвление с трассы М2 E105 «Крым». Ефремов соединен автомобильными дорогами с Тулой через Тёплое Р141. Железнодорожные магистрали федерального значения связывают город с другими городами и странами. Содержание, строительство и ремонт дорог оставляют желать лучшего. В частности, наблюдается недофинансирование ремонта и строительства тех дорог, состояние которых не выдерживает никакой критики. Это, конечно, ограничивает экономический потенциал края.

В 2010 году в Ефремовском районе функционировало 30 маршрутов общественного транспорта, в том числе 3 маршрута в городе Ефремов, в 2011 году - 34 маршрута, в том числе 3 в городе Ефремов, в 2012 году - 36 маршрутов, в том числе 4 в городе Ефремов.

Динамика роста обеспеченности района маршрутами общественного транспорта представлена на графике (рисунок 4).

Рис.4 График обеспеченности района маршрутами общественного транспорта

Пассажиропоток по указанным маршрутам составил в 2010 году - 3168,4 тыс. человек, в том числе муниципальным транспортом 142,8 тыс. человек, в 2011 году - 3201,2 тыс. человек, в том числе муниципальным транспортом 194 тыс. человек, в 2012 году - 3251,2 тыс. человек, в том числе муниципальным транспортом 236 тыс. человек. Динамика увеличения пассажиропотока приведена на диаграмме (рисунок 5).

Рис.5 Диаграмма пассажиропотока Ефремова

Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры:

. Реконструкция автодорог и создание единой системы региональных автомагистралей города и его пригородной зоны.

. Правительством Тульской области прорабатывается вопрос создания транспортно-логистического центра на базе аэродрома в городе Ефремов.

. Выгодное расположение города на пересечение федеральной автомагистрали М-4 «Дон» и железнодорожной магистрали создает предпосылки создания на его базе особой экономической зоны портового типа.

Прошедшая зима стала для дорог Ефремова фатальной - перепады температур и сырость безжалостно разрушили и так не самую прочную «дорожную одежду». Взвыли и автомобилисты, и пешеходы. И как только появилась возможность, муниципалитет составил смету, а дорожники практически сразу приступили к работам.

Здесь очень кстати пришлись деньги, выделенные по целевой программе. Нынешняя сумма достигла просто небывалых для местного бюджета размеров - 50 миллионов рублей. Вместе с тем возросли и аппетиты. Протяженность городской дорожной сети - 98 километров, а на имеющиеся средства отремонтировать получится только десять улиц, и то не полностью.

К тому же часть денег пойдет на дворовые проезды и сельские поселения, где дорожного ремонта не видели десятилетиями.

Кроме улиц начат ремонт внутридворовых проездов, что очень знаменательно. Запланировали 3,6 километра проездов. Ремонт начался 26 мая, сейчас уже завершается фрезеровка дорожного полотна. На днях будет производиться укладка асфальта. Горожане только приветствуют такие перемены, однако в своих оценках стараются быть сдержанными - мол, пусть лучше сначала сделают, а там посмотрим.

Хотя многие жители Ефремова на ремонт смотрят скептически, их можно понять - приведение дорог в порядок это работа не на один сезон, хотя увеличение финансирования позволяет надеяться на перемены к лучшему. Ведь дорогу, как известно, осилит идущий.

Экологическая инфраструктура. Человеческий потенциал - главное, что есть у каждого города, поселка, села. Его и нужно развивать в первую очередь. Качественная городская среда - главное средство сохранения и преумножения человеческого потенциала во всем его многообразии. Здоровье и безопасность людей - главные составляющие качества жизни в городе.

Экология города - особый случай. Город Ефремов является самым крупным центром химической промышленности в Тульской области. В городе 4 крупных предприятия химической промышленности и поэтому вопрос состояние окружающей среды - важнейший компонент жизни города. Развитие города всегда сопряжено с повышением экологических рисков для его обитателей. Чистый воздух, чистая вода, тишина - все это неизбежно становится дефицитом. К сожалению, экологическую обстановку в Ефремове нельзя назвать идеальной. Особенно это касается выбросов в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями.

Идеальным решением проблемы было бы:

. С предприятий, которые не назовешь безупречными в экологическом отношении, должна регулярно поступать и публиковаться в районной газете информация о том, что делается для того, чтобы как можно меньше вреда приносить окружающей среде и людям.

. Создание экологической группы на каждом предприятии, в состав которой входят ответственные специалисты и которые будут нести ответственность за ведение производственно-экологического контроля на предприятии.

. Организация работы по уменьшению вредного воздействия предприятия на окружающую среду.

. Систематически контролировать соблюдение нормативов выбросов, содержание вредных веществ в воздухе, качество сточных вод, артезианской воды;

. Выполнять мероприятия по защите окружающей среды на предприятии, инструкций и предписаний инспектирующих органов, соблюдать санитарный порядок в цехах и на территории.

. Последовательное приведение жилого и общественного фонда города к разработанному экологическому стандарту.

. Введение системы мониторинга питьевой воды, а также товаров на рынках и питания в детских учебных и дошкольных заведениях.

. На химических предприятиях города ввести линии по очистке стоков и провести реконструкции уже имеющихся трубопроводов для стоков.

Инвестиционный климат. Привлекательность любого города зависит от его благосостояния. Для того, чтобы город развивался необходим приток инвестиций. Создание подходящего климата - приоритетное направление Программы развития инфраструктуры города Ефремова по 2015 г.

Город имеет небольшие показатели для привлекательности инвестиционного капитал среди городов Тульской области и поэтому создание подходящего инвестиционного климата в Ефремове является одной из основных задач. Первые инвестиции в г. Ефремове сделало предприятие «Каргилл» в 1995г, приобретя предприятие по производству крахмалопродуктов. На протяжении последних лет компания последовательно инвестировала в модернизацию производства более 400 миллионов долларов США, сделав его ведущим поставщиком патоки, кукурузного крахмала и прочих ингредиентов для пищевой промышленности России. Кроме того, по словам руководства Каргилл предприятие создает возможности для бизнеса местных строительных и других компаний, а также предприятий региона. Местные сельхозпроизводители получат дополнительные преимущества т. к. для работы предприятия ежегодно требуется общей сложностью 300 тысяч тонн пшеницы и ячменя местного производства. Большая часть этого объема поступит из областных и близлежащих хозяйств.

июнь 2011 в Ефремове состоялся торжественный запуск в эксплуатацию производства творожной продукции Lactalis. Производство запущено через год после начала активных работ по модернизации. Произошедшие перемены позволили не только изменить статус предприятия с локального производителя до серьезного национального игрока, но и вывести его на международный уровень. В рамках программы модернизации заменено устаревшее оборудование, внедрены новейшие технологии производства и упаковки, построен цех приемки сырья. Весь технологический процесс автоматизирован. В реконструкцию комбината уже вложено 300 млн руб.

Главные направления для реализации этой задачи:

. Создание приоритетов инвестиционной политики города в согласовании с Программой становления города.

.Работа обязана проводиться с участием всех заинтересованных сторон, создание четких, прозрачных, равных для всех экономических субъектов правил в экономической деятельности,

. Удаление бюрократических барьеров.

. Активное привлечение малого и среднего бизнеса в жизни города

. Предоставление инвесторам полной информации о городе, нужной для реализации инвестиций.

Здравоохранение. Охрана здоровья населения и обеспечение их благоприятными условиями жизни является естественным приоритетом для города Ефремова. В дальнейшее развитие города выдвигается забота о горожанах во всех сферах их жизнедеятельности. И прежде всего помощь в сохранении здоровья. Сфера здравоохранения, почему то считается менее важной расходной статьей по сравнению с ЖКХ. В рамках программы модернизации Ефремова необходимо решить 3 задачи:

. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения (ремонты, оснащение медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом). Уже оснащен новейшим оборудованием «Диагностический центр», в городе появились новые машины скорой помощи.

. Внедрение сервиса «электронная регистратура», электронное ведение медицинской документации, автоматизация процессов лекарственного обеспечения и т. д.

. Наш город планируется до 2015 года оснастить лабораторным комплексом для диагностики гепатитов, что сегодня очень актуально. Будут оснащены современным оборудованием кабинеты «Диабетическая стопа» по программе «Сахарный диабет» и офтальмологический.

. Информатизация здравоохранения.

.Внедрение стандартов оказания медицинской помощи по заболеваниям и обеспечение доступности медпомощи.

. Профилактике детских заболеваний.

. Предотвращение распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании особенно среди молодежи.

Разрабатывается Административный регламент отдела здравоохранения администрации муниципального образования Ефремовский район по исполнению муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу». Он разработан в целях повышения качества и доступности муниципальной услуги по приему заявок (записи) на прием к врачу, создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по организации муниципальной услуги.

Реализация Программы комплексного развития инфраструктуры города Ефремова позволит обеспечить: перспективную потребность зон застройки в инженерно-технических сооружениях для обеспечения эффективного, качественного и надежного снабжения коммунальными ресурсами с минимальными издержками; достижение уровня государственных стандартов качества предоставления коммунальных услуг; увеличение объемов жилищного строительства; снижение уровня износа оборудования, воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций, тепловых сетей и оборудования центральных тепловых пунктов, сетей водоснабжения и водоотведения, оборудования насосно-фильтровальных и канализационно-насосных станций; улучшение экологической ситуации в МО город Ефремов Ефремовского района.

Социальная политика Ефремовского муниципального района основывается на принципах: равенства возможностей всех жителей района; устойчивости, то есть ответственности перед будущими поколениями, которые должны иметь не меньшие возможности для развития, чем и нынешние; производительности, то есть инвестирования в развитие человеческих ресурсов и в создание такой экономической среды, которая позволит гражданину в максимальной мере реализовать свой потенциал; содействия самостоятельности, позволяющей людям достичь максимально возможного уровня индивидуального развития на основе собственной свободной воли; безопасности - создания системы гарантий защиты жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан.

3.3 Формирование основных вариантов социально-экономического развития Ефремовского муниципального района

инфраструктура муниципальный город социальный

Прогноз социально-экономического развития Ефремовского муниципального района построен на основе вариантного моделирования, предполагающего наличие ряда сценариев. Сценарии для прогноза представляют комбинацию различных условий, влияние которых признается значительным.

Сценарий 1 (пессимистический)

Данный сценарий отражает развитие российской экономики в условиях замедления темпов роста экспорта при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции, что проявляется в торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования. 1-й вариант сценария исходит из предположения о том, что району не удастся привлечь крупные инвестиции для развития. Собственники крупных предприятий района будут в основном поддерживать и частично модернизировать существующие производства, а в отдельных случаях закрывать убыточные и неперспективные. Предполагается начать жилищное строительство. Источники финансирования, на которые следует рассчитывать при реализации инерционного сценария ограничиваются дотациями, субсидиями из средств регионального фонда софинансирования расходов и межбюджетными трансфертами на реализацию региональных и федеральных программ, собственные доходы бюджета в основном будут направлены на покрытие текущих расходов бюджета. За счет участия района в реализации краевых и федеральных программ будет осуществляться приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы, продолжено строительство ранее начатых объектов, оказана поддержка развитию малого бизнеса. Все это обеспечит определенное повышение качества жизни населения.

В то же время, основные проблемы района, выявленные в ходе анализа существующей ситуации, останутся неразрешенными. Сохранится высокий уровень оттока молодежи из города, не удастся изменить вектор демографической ситуации в районе. Численность трудового населения будет устойчиво снижаться и увеличится доля населения пенсионного возраста. Из-за дефицита рабочих мест усилится миграция трудоспособного населения, продолжится отток молодежи из района.

Сценарий 2 (оптимистический)

-й вариант сценария предусматривает возможность привлечения значительных объемов инвестиций, создание высокотехнологичного строительного комплекса, создание логистических комплексов, развитие малого бизнеса. Развитие малого бизнеса будет происходить высокими темпами в сфере потребительского рынка, производства сельскохозяйственной продукции, в сфере бытовых услуг. Увеличатся объемы жилищного строительства, что приведет к развитию производства строительных и отделочных материалов. Возрастет число рабочих мест на территории района, улучшится ситуация на рынке труда, повысится уровень благоустройства территории. Район станет более притягательным для жителей других территорий. В результате произойдет диверсификация экономики района, повышение ее эффективности, увеличение собственных доходов бюджета района. Увеличение собственных доходов бюджета позволит увеличить объемы бюджетных средств, направляемых на строительство объектов социальной сферы и общественной инфраструктуры. Улучшится среда проживания и качество жизни населения. Однако, привлечение значительных инвестиций в условиях медленного восстановления экономики является маловероятным.

Сценарий 3 (базовый)

Поскольку пессимистический сценарий не позволяет разрешить основные проблемы города, а оптимистический вариант сценария имеет малую вероятность в среднесрочной перспективе, разработан переходный сценарий, взятый за базовый вариант.

Базовый вариант предусматривает привлечение инвестиций в основном в существующие производства с целью повышения конкурентноспособности выпускаемой продукции, увеличения объемов производства, а также привлечение инвестиций субъектами малого предпринимательства.

Развитие малого бизнеса будет возможным за счет оказания содействия органами местного самоуправления Ефремовского муниципального района. Будут развиваться новые формы хозяйствования в сельскохозяйственном производстве, прежде всего личные подсобные хозяйства, за счет оказания финансовой помощи из средств местного и краевого бюджетов.

Несколько улучшится ситуация на рынке труда. Численность населения района на первом этапе продолжит свое снижение, а затем стабилизируется.

Учитывая наиболее вероятный характер базового варианта сценария, дальнейшая разработка Программы социально-экономического развития Ефремовского муниципального района до 2020 года будет опираться на этот сценарий.

Заключение

. Инфраструктура города - это совокупность секторов экономики и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для обычной деятельности основных секторов экономики материального производства и становления производительных сил государства. В экономической энциклопедии инфраструктура - это совокупность отраслей экономики хозяйства, обслуживающих индустриальное и сельскохозяйственное производство (строительство дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, жд. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, образование, наука, здравоохранение и т.п.).

. Выделяют следующие индивидуальные характеристики городского хозяйства: местный характер деятельности: естественные условия месторасположения оказывают влияние на состав, размер, финансовые итоги предприятий городского хозяйства; комплексный характер становления: формирование отдельных областей городского хозяйства проистекает в зависимости и в конкретном соотношении с иными областями городского хозяйства; неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.).

. Проблемы городской инфраструктуры можно выделить по направлениям:

инженерная инфраструктура (плохое состояние улиц и дорог, слабая система отопления; низкий уровень развития телекоммуникаций);

социальная инфраструктура - неудовлетворительное состояние материальных ресурсов: здравоохранения, социального обеспечения, детских дошкольных учреждений, школ, искусства и культуры, спорта и досуга; низкий уровень общественной безопасности; отсутствие средств на социальное развитие (бюджетные ограничения);

коммунальная и транспортная инфраструктура - устаревшие городские коммуникации; большое количество маломощных котельных.

. Город Ефремов обладает широким спектром уникальных ресурсов развития, которые в настоящее время используются на благо города лишь в малой степени. Географическое положение, человеческий потенциал, развитая промышленность, уникальные по красоте природные объекты, наличие земельных ресурсов - все это дает городу возможность реализовать самые различные стратегии и направления развития. При комплексном использовании стратегических ресурсов города существуют устойчивые перспективы развития города с качественной городской средой и активным городским обществом.

Список использованной литературы

 

1.      Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ //Российская газета. 30 декабря 2004 г. №3667

.        Градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений Актуализированная редакция. СНиП 2.07.01-89. - М.: Минрегион России, 2011. - 110 с.

.        Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 288с.

.        Вишневская Е.В. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебно-практическое пособие для студентов заочной формы обучения / Е.В. Вишневская. - Белгород : БелГУ, 2006. - 150 с.

.        Боголюбов В. С. Методологические основы управления современным крупным городом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Санкт-Петербург, 2006. С.10

.        Городская экономика. Учебник/ Под общей редакцией проф. Б.И. Бояринцева. - М.: ТЕИС, 2011. - 475 с.

.        Коробко В.И. Экономика городского хозяйства. -2-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 160 с.

.        Руководство по реформированию ЖКХ муниципальных образований Серия «Градостроительство и городское планирование» - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.

.        Смоляр И.М. Градостроительство как правовая планировочная систем: Серия «Градостроительство и городское планирование».- СПб.: Речь, 2008. - 378 с.

.        Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы/Подред. В.А. Гневко, В.Е. Рохчина. - СПб.: ИРЭРАН, ИУЭ, 2009. - 285 с.

.        Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. - М.: КНОРУС, 2011. - 280 с.

.        Черняк В.З. Теория управления. - М.: Академия, 2010. - 322 с.

.        Управление муниципальным экономическим развитием / Под ред. Г.Ю. Ветрова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. - 401 с.

.        Ягуткин С.М. Инженерно-экономические основы градостроительства: Учебно-методический комплекс. - Белгород : БелГУ, 2010. - 195 с.

.        Асатрян А.Г. Стратегия развития инновационной инфраструктурой города // Транспортное дело России. -№9.- 2009 - С. 25-33

.        Барзилов С., Чернышев А. Город как социальное пространство // Свободная мысль.- 2007. -№2. -С. 3-13.

.        Бояринцев Б.И., Бикмухаметов И.И. Модернизация управления развитием социальной инфраструктуры крупного города // Управление экономическими системами. -2010.- № 2. -С. 7-11

.        Горохов Д. Городская инфраструктура: и недостатки станут преимуществами. // СтройЭксперт.-2012.- №3.- С. 4-8

.        Груздев А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. - 2010. - №1. - С. 115-120.

.        Минин Н., Боронина Н. Инженерная инфраструктура города: современный взгляд на проблему // Строительный сезон. - 2009. - №5. - С.5-13

.        Рябухин С. Региональная стратегия: от стабилизации к развитию // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №10. - С. 8-14.

.        Смирнов В.В. Особенности эффективного управления развитием региона: методология, стратегия, механизм организации // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №6. - С. 393-402.

.        Татаркин А. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. - 2011. - №5. - С. 88-100.

Похожие работы на - Направления развития инфраструктурного комплекса города

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!