Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования

Федеральное агентство по образованию РФ

Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского

Финансовый факультет

Дневное отделение

Кафедра теории экономики






Курсовая работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования»







Нижний Новгород

год

Введение

В современной России естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальной экономики. Они не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении социальных вопросов.

Естественные монополии функционируют в наиболее общественно значимых сферах деятельности, таких как передача электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, обслуживание транспортных терминалов, портов, аэропортов, общедоступная электрическая и почтовая связь. В связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии их доведения до потребителя данные институты имеют большую по сравнению с другими монопольными структурами возможность реализации своих интересов за счет общества. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги естественных монополии при устойчиво низком качестве, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положение. Поэтому остро стоит проблема эффективности государственного регулирования деятельности естественных монополий.

В течение многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные преимущественно на принципах прямого контроля с использованием механизмов ценового и неценового регулирования. В настоящее время эти методы уже не работают в полной мере. Это находит свое проявление в снижении эффективности деятельности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых услуг.

Все это послужило причиной проводимых реформ естественных монополий. В России реформирование естественных монополий началось в конце 90-х гг. и продолжается до сих пор.

Требуется особое внимания к реформированию естественных монополий и поиску соответствующих мер государственного регулирования их деятельности, что и определяет актуальность представленной курсовой работы.

Цель данной курсовой работы - обобщить научные знания по проблеме естественных монополий, выделить и раскрыть способы регулирования, проследить пути реформирования на современном этапе.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

проанализировать литературу по теме: «естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования»;

определить сущность понятия естественная монополия в рамках современной теории;

исследовать историческое развитие понятия естественных монополий;

выявить роль естественных монополий в экономике России;

изучить состояние естественных монополий на современном этапе;

проанализировать и систематизировать существующие подходы к проблеме взаимодействия государства и естественных монополий;

выделить современные проблемы реформирования;

рассмотреть последствия реформирования естественных монополий в России.

Глава 1. Концептуальные основы современной теории естественной монополии

1.1 Эволюция понятия естественной монополии в экономической теории

Теория естественной монополии как часть экономической теории начинает развиваться примерно с 60-х годов 20-го века, однако реальный опыт гармоничного существования этого феномена в рыночной экономике вырабатывался с середины 19 века.

Впервые понятие «естественная монополия» было применено Антуаном Огюстеном Курно в 1838 году при исследовании ситуации установления контроля за использованием природных ресурсов. Он приводит пример собственника источника, который обладает возможностью контролировать потребление воды населением, проживающим ниже по течению реки. Спустя десять лет, в 1848 году Джон Стюарт Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от нее естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.

По мере углубления процессов реформирования естественных монополий их классическая трактовка в категориях несовершенной конкуренции претерпевает существенные изменения, приобретая все более сложную структуру. До сравнительно недавнего времени естественной монополией называлась фирма, средние издержки которой являются убывающей функцией объема продаж (выпуска) при любых их уровнях вплоть до полного насыщения рыночного спроса. Иными словами, существование естественной монополии экономически оправдано минимизацией общественных издержек.

Согласно неоклассической традиции, естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна. Главным фактором «естественности» такого монополизма выступает возрастающая отдача от масштаба. Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производится одной фирмой.

Фактор экономии от масштаба абсолютно значим для монопродуктовых монополий (например, в области газо-, тепло-, и водоснабжения нерационально строить конкурирующие трубопроводы). В случае многопродуктовой естественной монополии действует фактор экономии от разнообразия, когда производства комплекса продуктов или услуг на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из них на специализированном предприятии (например, в железнодорожном транспорте невозможно существование раздельных путей для грузо- и пассажироперевозок). В современной экономике сфера деятельности многопродуктовых монополий гораздо шире, чем монопродуктовых, поэтому значимость главного в соответствии с неоклассической теорией фактора экономии от масштаба постепенно снижается.

Одним из важнейших отличительных признаков монополий вообще и естественной монополии в частности - наличие высоких барьеров для входа новых фирм в отрасль, при которых обществу действительно выгоднее иметь лишь одну фирму. «Высота» упомянутых барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для создания инфраструктурной сети. При этом вложения в инфраструктуру всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что обусловлено длительными сроками окупаемости, высоким уровнем рисков и продолжительным периодом амортизации основных фондов, а также наличием многочисленных регулирующих органов в данной сфере деятельности.

Следовательно, трактовка естественной монополии в категориях несовершенной конкуренции не исчерпывает всех аспектов анализируемого понятия и должна быть дополнена рядом признаков, отличающих естественную монополию от обычной. Прежде всего, речь идет о таком важном признаке естественной монополи, как отсутствие близких субститутов ее продукции. С точки зрения покупателя это означает, что приемлемых альтернатив не существует и приходится приобретать продукт у монополиста по тем ценам, которые он диктует. Невозможность замены товаров и услуг естественных монополий на равноценные делает спрос на эту продукцию неэластичным по цене товара. Именно подобная неэластичность позволяет получать монопольный доход, обусловленных не ростом эффективности, а произвольным завышением цен и тарифов. И, видимо, в данном случае не обойтись без прямого государственного регулирования.

В некоторых определениях естественной монополии на передний план выдвигаются общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, а также национальной безопасности. Конечно, сама идея естественного монополизма исходит из необходимости исключений из правил конкуренции, но фактор общественной значимости может действовать только в отношении определенного круга товаров и услуг. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим мотивам для гарантирования стабильной доходности услуг, важных с позиции общественных интересов. Это особенно актуально для естественных монополий на местном уровне.

Представители институционального направления в экономической теории определяют понятие естественной монополии с точки зрения контрактов и трансакционных издержек. Для институционализма важен не собственно нормативный подход к сущности понятия, а динамика трансформации соответствующего сектора экономики. Как правило, в естественно монопольную среду предлагается внедрять элементы контролируемых конкурентных отношений. Опыт ряда стран мира, осуществлявших реформирование естественных монополий, свидетельствует о снижении привлекательности новых структур для пользователей именно в силу того, что в результате сопровождавшего вертикальную дезинтеграцию крупных компаний дробления монополии на отдельные хозяйствующие субъекты увеличивались трансакционные издержки, и повышалась стоимость оказываемых услуг.

В последние годы в научной и деловой литературе прочно укоренилось понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны именно с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно вычленить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов. Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт поставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередачи и т.п.). Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и пр.). В-третьих, рынки, на которых происходит согласование спроса и предложения по услугам инфраструктурной сети (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности - ФОРЕМ, подконтрольный РАО «ЕЭС» России). В-четвертых, собственно производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественной монополии. Как можно увидеть, три из четырех названных элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры.

В инфраструктурных отраслях принято выделять две вертикально объединенные стадии: создание продукта и сетевое обслуживание. Традиционно они рассматривались как носители фундаментального свойства естественной монополии, когда функции издержек таковы, что при всех существующих уровнях спроса производство одной фирмой обходится дешевле, чем конкуренция между двумя или более фирмами. В последнее время под влиянием технических и технологических новшеств, позволяющих создавать независимые предприятия, действующие на конкурентной основе, подобные представления применительно к стадии производства стали «размываться». При этом сетевая стадия, как правило, продолжает оставаться монопольной, а значит, появляется возможность поддержания «своего» производителя и дискриминации остальных. В таком случае теряется выгода от конкуренции на стадии производства, а прибыль на монопольной сетевой стадии будет увеличиваться за счет общества.

Главная экономическая и управленческая проблема дезинтеграции естественных монополий - риск потери эффекта системности. Большинство мер по реформированию инфраструктурных отраслей предусматривает создание возможностей для реального выделения сфер потенциальной конкуренции и развития государственно-частного партнерства. Допуск частного капитала в естественно монопольную сферу, может осуществляться на основе передачи от государств частному инвестору либо прав собственности (прямая приватизация), либо функций по управлению инфраструктурными отраслями (косвенная приватизация).

1.2 Сущность понятия «естественная монополия»

Естественные монополии представляют собой разновидность чистой монополии, при которой единственный продавец товара (услуги) персонифицирует целую отрасль ввиду отсутствия товаров - субститутов, других производителей и сложности вхождения на рынок.

Для естественного монополиста понятие «отрасль» и «фирма» идентичны, что объясняется совокупностью объективных причин экономического, технико-технологического и юридического характера.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).

Естественная монополия существует в двух видах:

. она может быть естественной по происхождению, когда на рынке в результате нормальной конкурентной борьбы естественным образом выжила лишь одна фирма;

. она может быть исторически обусловленной, то есть происходить от абсолютной государственной собственности на какой-либо ресурс. Примером первого является известная южно-африканская компания Де Бирс, сосредоточившая более 90% обработки и продажи натуральных алмазов.

Примером второго являются РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД». Правда, естественная монополия этих гигантов также связана с естественными причинами - сетевым характером доставки блага и положительным эффектом масштаба.

В основе устойчивости естественной монополии лежит экономия, обусловленная размером производства (положительная отдача от масштабов). Для этого должны соблюдаться два условия: а) концентрация производства в пределах одной фирмы приводит к снижению издержек производства единицы продукции (средних издержек), б) объем производства фирмы, при котором достигается минимум средних издержек, превышают общую емкость рынка или близок к ней. Примерами естественных монополий являются коммунальные службы, например, водопровод. Появление конкурирующий службы водоснабжения в каком-либо районе или деление существующей водопроводной компании на ряд независимых подразделений означало бы существенное увеличение затрат как на эксплуатацию, так и на управление и привело бы к снижению общей прибыли.

Естественная монополия, как правило, требует гораздо больших усилий для завладения рынком, нежели для его удержания.

Главное отличие естественной монополии от обычной заключается в том, что на протяжении всей кривой спроса кривые предельных и средних издержек долгосрочного периода имеют отрицательный наклон. Определение оптимальных объемов производства естественной монополии представлено на рисунке 1.

Рис. 1

Из графика видно, что максимум прибыли естественная монополия достигает при объеме производства  и цене .

При этом сама прибыль составит площадь прямоугольника , или . Чистые потери общества равны площади фигуры . Так как цена естественной монополии существенно выше предельных издержек, а объем производства значительно ниже, чем в условиях совершенной конкуренции , эти потери представляют внушительную величину.

1.3 Способы регулирования естественных монополий

Термин «регулирование» в экономической литературе имеет два значения. В широком смысле он отождествляется с государственным вмешательством в экономику вообще, в узком - в основном с административно-правовой регламентацией бизнеса.

Экономическое регулирование необходимо для справедливого определения тарифов для различных типов потребителей; стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению обслуживания, повышению инвестиций и т.д.

Деятельность естественной монополии является первоочередным объектом государственного регулирования. Для преодоления негативных эффектов естественной монополии государство обычно прибегает к одному из двух типов поведения: а) тарифному регулированию деятельности монополий, запрещению дискриминации в отношении потребителей, б) заполнению ниш естественной монополии государственными предприятиями, финансируемыми за счет специальных программ. Поскольку прибыли естественной монополии напрямую зависят от государственного регулирования данной сферы, естественная монополия нередко оказывается в поле зрения политиков, ищущих ренту (то есть порождает так называемое рентоориентированное поведение), что оборачивается безвозвратными потерями для общества.

Государство может использовать различные методы регулирования естественной монополии.

Особенностями естественной монополии являются: высокие единовременные капитальные затраты и значительное сезонное колебание предельных затрат. Поэтому фирмы такого типа часто практикуют так называемый двухкомпонентный (гибкий) тариф. Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание (или за получение минимальных норм социальных услуг), а затем с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции.

Тарифное регулирование.

С давних времен экономистов волнует вопрос о справедливой цене. Этим вопросом задался еще Фома Аквинский в XIII веке. Со времен А. Смита «естественной» (и справедливой) считается цена свободной конкуренции. Ссылаясь на аллокативную неэффективность, связанную с монопольным ценообразованием, экономическая мысль объявила войну монополии. Но, не имея возможности ликвидировать естественные монополии, экономисты предложили регулировать тарифы на их продукцию и услуги, на уровне средних издержек наиболее эффективного предприятия в отрасли.

Различают два способа тарифного регулирования естественных монополий, такие как «издержки плюс прибыль» и «ценовой потолок», которые редко используются в чистом виде. Однако первый метод не только не создает стимулов к эффективности, но, напротив, прямо поощряет «накручивание» затрат. Цена на продукцию естественной монополии не может быть установлена на уровне цены совершенной конкуренции (), так как при этом она становится ниже средних издержек, и фирма несет убытки. Справедливой является цена, которая позволяет фирме получать только нормальную прибыль, значит, она должна быть установлена на уровне средних издержек. Таким образом, регулируемая цена определяется на графике пересечением кривой спроса и криво средних издержек. Регулируемый объем производства - объем продаж по такой цене. В этом случае экономическая прибыль естественной монополии равна нулю, а чистые потери общества сокращаются.

Проблема второго метода - при всех его положительных стимулирующих свойствах - состоит в том, что вследствие асимметрии информации между естественным монополистом и регулирующим органом. Последний, ориентируясь лишь на отчеты регулируемого предприятия практически не в состоянии определить тот начальный уровень «ценового потолка», при котором естественный монополист, работая эффективно, не накапливал бы убытки. В качестве ориентира регулятор может рассматривать наиболее эффективные предприятия отрасли. Эта идея получила название «эталонной конкуренции», а инструмент ее реализации - «бенчмаркинга». Однако использование прямой конкуренции за рынок является более действенным механизмом установления начального уровня «ценового потолка», чем бенчмаркинг, потому что объективные различия в издержках и асимметрия информации затрудняют прямое сравнение между собой.

2. Проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу.

Поскольку условия спроса тоже подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого фактора. Чем более неопределенными, а, следовательно, более изменчивыми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводиться подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства. Другими словами, регулирующие органы сталкиваются с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремится к сохранению существующей цены в течение длительного периода.

. Налоговое регулирование.

Не всякое налогообложение естественной монополии эффективно. Изъятие в государственный бюджет части уже полученных доходов в форме налога на прибыль является относительно эффективным способом налогообложения, но в таком случае государству трудно обосновать дифференциацию налоговых ставок для различных отраслей. Что касается косвенного налогообложения, в частности, введения высоких акцизов на продукцию естественной монополии, оно может оказаться мало эффективным, либо даже приведет к отрицательным последствиям. Так, если предельные издержки имеют отрицательный угол наклона, большая часть налогового бремени падает на покупателя, монополисту удастся переложить значительную часть налога в цену. Возможна даже ситуация, когда цена возрастет в большей степени, чем увеличится налог. Последствия переложения налогового бремени при разной динамике предельных издержек представлены на рисунке.


Из рисунка видно, что при увеличивающихся затратах большая часть налогового бремени выпадает на долю продавца, а при убывающих затратах (что характерно для естественной монополии) - на покупателя. На рисунке показано пунктиром, что при постоянных затратах налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем поровну.

. Организация конкурентных торгов за право доступа в отрасль.

Является достаточно эффективным способом регулирования естественной монополии. В торгах по объективным причинам могут участвовать далеко не все предприятия, а только те, которые располагают соответствующими ресурсами (мощностями, квалифицированными кадрами) и технологиями. Поэтому конкретной формой данного способа регулирования является конкуренция за право поставки товара или услуги франчайзинга. В России с ее неразвитыми рыночными институтами используется другая форма регулирования - сохранение контрольного пакета акций компании в собственности государства и назначение конкурсного управляющего.

. Контроль качества продаваемых товаров и услуг.

Для контроля уровня качества товаров или услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта:

включение показателей качества в регулируемую цену;

компенсация потребителям за счет фирмы в случае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня.

Проверка обоснованности расходов, включаемых в тарифы.

Глава 2. Естественные монополии в России

2.1 Роль естественных монополий в российской экономике

Российские естественные монополии имеют ряд особенностей:

а) по происхождению эти монополии были скорее искусственными, то есть администрируемыми, чем естественными. Поэтому только отдельные сегменты внутри таких компаний в строгом смысле слова можно отнести к так называемому «естественно монопольному ядру»;

б) такие монополии нередко осуществляют « выход за пределы кривой спроса», накапливая неплатежи;

в) естественные монополии часто практикуют отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу. При этом не всегда страдают недобросовестные покупатели, задерживающие платежи;

г) характерным признаком некоторых естественных монополистов является их формальная «убыточность».

Российские монополии создавались в период переходных процессов в экономике страны, создавались в условиях бесконкурентной среды; они были созданы административным путем в централизованно управляемой системе, в рамках государственного управления, в отсутствии рыночных отношений.

В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии - «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД». Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь часто.

Три вышеуказанные монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики.

Значимость трех крупнейших монополий («Газпром», РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД») возрастает в разы в связи с огромными возможностями этих монополий в формировании бюджета России, роста инвестиций, темпов роста прибыли. Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП; 20,6% инвестиций; 16,2% прибыли; 18,6% налоговых доходов.

Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек - в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

2.2 РАО «ЕЭС»

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Образование Российского акционерного общества «электроэнергетическая система» в форме акционерного общества создано в 1992 году, когда были объединены мощности более 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭИ) и единой энергосистемы. Главная задача состояла: создать оптовый рынок электроэнергии.

При создании РАО около 50 новейших электростанций были выведены из состава территориальных АО и стали федеральной собственностью.

В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

2.3 «Газпром»

Прародителем "Газпрома" стало созданное более полувека назад предприятие для эксплуатации газопровода "Саратов - Москва". С открытием и освоением в 70-е годы уникальных кладовых газа на севере Западной Сибири это заурядное предприятие разрослось в гигантское министерство, в 1989 г. преобразованное в РАО "Газпром" по инициативе в то время министра газовой промышленности В. Черномырдина. В 1999 году преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах.

ОАО «Газпром» - крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» - 50,002%.

Сегодня «Газпром» дает в бюджет России около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

«Газпром» включает в себя 8 газодобывающих объединений, 13 региональных газотранспортных предприятий, внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт».

«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 60%. Запасы газа «Газпрома» оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость - в 182,5 млрд. долларов.

На «Газпром» приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа.

«Газпром» надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Ему принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа - Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы «Газпром» обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны (79750 населенных пунктов России).

По сложившейся в нашей стране системы единого экспортного капитала поставщиков природного газа в другие страны выступает Группа «Газпром». Монопольные позиции «Газпром» были закреплены принятым в 2006 году федерального закона «Об экспорте газа».

Пролоббировав принятие этого закона, «Газпром» замкнул на себе его зарубежные поставки. Это позволяет проводить скоординированную производственную и маркетинговую политику и является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта.

В основу экспортной системы стратегии «Газпрома» положена система долгосрочных контрактов. В отличие от других форм торговли, в настоящее время она служит единственной гарантией финансирования капиталоемких проектов в области добычи и транспортировки газа. Это обеспечивает бесперебойность экспортных поставок и предсказуемость цен.

«Газпром» экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. «Газпром» в 2010 году экспортирует в дальнее зарубежье 140 млрд. кубометров газа, при этом средняя цена поставок российского газа в дальнее зарубежье в 2010 году прогнозируется в районе 260 долларов за тысячу кубометров.

В начале февраля 2010 года «Газпром» прогнозировал снижение экспорта в текущем году в дальнее зарубежье лишь до 170 млрд. кубометров со 179 млрд. кубометров, а в страны СНГ и Балтию - до 75 млрд. кубометров с 88 млрд. кубометров.

Компания поставила в дальнее зарубежье 158,8 млрд. кубометров, а среднегодовая цена газа составила около 400 долларов за тысячу кубометров

В 2004 году «Газпром» подписал с немецкими компаниями соглашение о строительстве газопровода по дну Балтийского моря («Северный поток»). К концу 2011 года по нему идет поставка газ из России в Германию.

В 2005 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию. В сентябре 2010 года общий объем поставок по «Голубому потоку» превысил 51 млрд куб. м газа. В этом же году начато строительство газопровода «Северный поток», который позволил значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок.

В 2006 году Газпром и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток», который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от российского до болгарского берега.

Газпром реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По поручению Правительства РФ Газпром является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики - стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании.

Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

Профильное направление деятельности для Газпрома и электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2007 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов.

В 2010 году под контроль ОАО «Газпром» перешла нефнетехимическая компания СИБУР, ставшая его подразделением.

Сохранение природной среды и обеспечение экологической безопасности в районах производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих веществ, промышленная и экологическая безопасность при строительстве новых объектов - приоритеты Газпрома в области охраны окружающей среды.

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Реформирование газовой отрасли, начатое в 1989 году дало два дополнительных года для адаптации (усвоение правил) к новым условиями хозяйствования - рыночным. Множество предприятий, входящих в систему «Газпром», - юридические лица, но не являются собственниками своих активов, своих доходов.

Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет разрабатывать и реализовывать перспективные программы развития, в том числе и социальные: «Газ - в сельские районы», «Спортивные комплексы - детям», поддержка профессионального спорта.

Лишь в качестве крупной компании «Газпром» способен сегодня и в будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Только мощный

«Газпром» способен конкурировать на рынках России, Европы, Азии.

Согласно прогнозам объемы экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье сократятся более чем на 21%. Не намного лучше обстоит дело и с экспортом в страны СНГ и Балтии. В частности Украина в этом году уменьшит объемы закупки газа в России на 7 млрд. кубометров. Таким образом, в целом экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье, а также страны СНГ и Балтии сократиться приблизительно на 20%.

Значительно снизится и выручка компании. На этот показатель повлияет не только снижение объема поставок, но и снижение цен на газ. Исходя из нынешних прогнозов, экспортная выручка «Газпрома» в 2009 году составит около 50 млрд. долларов. По сравнению с 2008 годом выручка компании упадет на 42%.

Впрочем, падение выручки будет не столь удручающем, если ее пересчитать на рубли. За счет падения курса рубля к доллару «Газпром» частично компенсирует сокращение выручки. В частности, рублевом эквиваленте снижение экспортных доходов компании составит около 20−23%,

«Газпром» уже сегодня может довольно точно рассчитать свои доходы. В середине февраля 2012 года акции Газпрома тестируют ключевое сопротивление в районе 190 руб. за акцию. Именно в этом районе захлебнулся их рост в октябре прошлого года.

Впрочем, ухудшить показатели может падение спроса. Однако такой вариант развития событий маловероятен. Сегодня объемы экспорта «Газпрома» и без того значительно снизились - в связи с пока еще высокими ценами на газ потребители ждут их снижения, используя газ из ПХГ. Как только цены начнут падать, объемы экспорта начнут расти - потребители будут пополнять свои запасы. Таким образом, еще более сильного падения спроса, скорее всего, не будет.

Несмотря на огромные запасы газа у компании «Газпром» наметились серьезные проблемы с наращиванием его добычи. Основной причиной является то, что до последнего времени почти 80% добычи газа обеспечивали четыре гигантских месторождения в Западной Сибири - Уренгойское , Ямбурское, Медвежье и Вынгапурское. А они находятся в стадии падающей добычи - ежегодное ее сокращение составляет более 20 млрд. куб. м. «Газпром» принимает меры по ускоренному вводу в разработку других месторождений в Западной Сибири (Заполярное, Еты-Пуровское, Песцовское и ряд других). Однако перекрыть падение добычи за счет ввода в разработку даже большого числа новых месторождений с меньшими запасами является весьма трудной задачей.

В планах «Газпрома» - ввод в разработку газовых месторождений Ямала, Баренцева моря (Штокмановское газоконденсатное месторождение), а также освоение газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Потребуются годы и огромные капиталовложения на устройство и ввод в разработку этих месторождений, расположенных в труднодоступных регионах.

2.4 ОАО «РЖД»

Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны. В 2012 году железным дорогам в России исполнилось 175 лет!

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является одной из самых крупных в мире (входит в тройку лидеров) железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

ОАО "РЖД" учреждено Правительством РФ - постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

ОАО "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО "РЖД" работают 1 300 000 сотрудников.

Стратегические цели компании: увеличение масштаба транспортного бизнеса; повышение производственно-экономической эффективности; повышение качества работы и безопасности перевозок; глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему; повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплутационная длина - 85,2 тыс. км.

ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий - 42,9 тыс. км.

ОАО "РЖД" обеспечивает 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота.

Глава 3. Пути реформирования естественных монополий в России

В связи с тем, что каждая монополия имеет свою историю создания, специфику деятельности, пути развития, к каждой из них должен быть применен в период реформирования свой подход - индивидуальный.

В настоящее время в России сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий.

Сторонники первого подхода считаю наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности деятельности всей экономики. Предлагается отделение транспортных сетей, сохраняющих монопольное положение. При этом монопольное положение сохраняется от производства до транспортных услуг.

Второй подход предусматривает конкуренцию только после учета издержек на производство, поскольку разукрупнение компаний (РАО «ЕЭС») может привести не к формированию здоровой конкуренции, а к образованию многочисленных посредников, росту издержек, повышению тарифов, снижению инвестиций.

Критерием здесь может стать оцененная стоимость реформируемой компании до и после реструктуризации компании: если эффективность работы компании вырастет (увеличится прибыль, будет обеспечен рост уровня зарплаты, появятся финансы для инвестиций, снизится цена товара, будет обеспечен экономический рост), то намеченная идеология реформирования - оправдана.

Важным элементом реформирования монополий сегодня может стать мощное развитие государственно-частного партнерства, дальнейшее укрепление здоровой конкуренции российской экономики, повышение эффективности производства.

На сегодня вопросы реформирования естественных монополий решаются «точечно», нет единой методологии, подходов, что приводит к столкновению интересов разных групп населения и созданию очагов социального направления.

Стабилизация, рост темпов производства, рост уровня зарплаты, рост инвестиций - это и есть задача реформирования естественных монополий и не только их самих, но и всех тех, кто потребляет их товар (газ, нефть, топливо, электроэнергию, перевозки).

Анализ реформирования главнейших монополий России (РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД») даст мощную базу для совершенствования систем управления, как и в целом, экономика России, так и отдельных отраслей народного хозяйства.

Здесь должны присутствовать вновь созданные системы управления, новые технологии, участие (заинтересованное) государства и политическая воля руководства страны.

3.1 Реформирование РАО «ЕЭС»

В 2001 году председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс и его команда разработали план реформирования РАО.

Основная цель реформирования электроэнергетики России - повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

Генерирующим компаниям, входящим в состав РАО («Мосэнерго», «Ленэнерго», Дальэнерго» и другим), будет предоставлена самостоятельность. Само РАО оставит за собой только управление единой общероссийской электрической сетью.

Вообще в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» предусмотрено разделение трех основных видов бизнеса компании - производство электроэнергии (генерация), передача и распределение электроэнергии (транспорт и диспетчеризация), сбыт электроэнергии - между разными структурами. В ходе реструктуризации предусматривается создать условия для привлечения инвестиций в каждый из этих видов бизнеса.

Реформа предусматривает следующие этапы:

. Превращение региональных АО-энерго в самостоятельные единицы и постепенный переход РАО «ЕЭС» в ранг сетевой компании.

. Собственно реструктуризация, которая должна начаться в марте 2001 года: генерирующие мощности и сбыт передаются «частникам». Этот этап будет наиболее сложным, поскольку регионы не хотят выпускать из рук ценообразование на саму электроэнергию и ее транзит.

. Переоценка бизнеса и «запуск» конкурентного рынка. По мере накопления отраслевыми компаниями опыта работы на рынке риски, связанные с их независимым функционированием, будут существенно снижены, что положительно повлияет на их капитализацию.

Глава РАО Анатолий Чубайс назвал четыре условия, которые должны быть выполнены до начала реструктуризации. Первое условие - это доведение доли «живых» денег в выручке монополии до 80%. Второе - достижение энергетическими тарифами экономически обоснованного уровня, обеспечивающего покрытие издержек на производство, передачу и распределение (для этого тарифы, по словам Чубайса, должны быть повышены примерно на 25%). Третье условие - проведение дерегулирования рынка. Четвертым предварительным условием является дооценка активов компаний до их реальной рыночной стоимости.

Предполагаемые меры, по мнению реформаторов, приведут к росту инвестиций в отрасль. По оценкам главы РАО «ЕЭС», с началом реструктуризации в РАО будут поступать 50-60 млрд. долларов инвестиций в течение 10 лет.

Получать прибыль РАО «ЕЭС» собирается рыночными способами, отделив монопольные виды бизнеса (например, транзит энергии) от тех, в которых возможно использование рыночных механизмов - производство и сбыт.

Бороться с неплательщиками в РАО «ЕЭС» решили с помощью системы «поставка против платежа». В связи с этим неплательщикам отключают электричество. Но знаменитые веерные отключения Анатолий Чубайс объясняет «инициативой» перепродавцов, которым хлопотно заниматься прицельным отключением. А «наказывать» посредников сложно, потому что в большинстве своем это муниципальные структуры.

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании - ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") - на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании - ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу - тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 - январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок - "рынок на сутки вперед" (РСВ). В 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

В результате проведения преобразований было принято решение о прекращении существования крупнейшей мировой электроэнергетической монополии - РАО "ЕЭС России" - 30 июня 2010 г. В ходе реформы электроэнергетики были созданы 24 компании. Завершение работы РАО "ЕЭС России" - один из важнейших этапов государственной реформы электроэнергетики, которая проходит в стране.

Существуют самые разные оценки последствий этой реформы для отрасли электроэнергетики, для российской экономики в целом и для рядовых потребителей.

Анатолий Чубайс неоднократно говорил о том, что реформа сделает отрасль рентабельной и динамично развивающейся. Также он заявлял, что электроэнергетика после ликвидации РАО «ЕЭС» без координационного и контролирующего центра не останется - эти функции на себя возьмут воссозданное недавно Министерство энергетики, Федеральная сетевая компания и компания «Системный оператор», координирующая работу диспетчерских служб.

По словам директора Центра экономики электроэнергетики Института экономики естественных монополий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Бориса Файна, реформа электроэнергетики достигла своей главной цели - «привлечения колоссальных объемов инвестиций в развитие электроэнергетической отрасли».

Однако сейчас электроэнергетика переживает непростые времена. С одной стороны, правительство готовится пересмотреть генеральную схему размещения мощностей, эту основу основ реформы, столь триумфально завершившейся 1 июля прошлого года ликвидацией РАО «ЕЭС». Это значит: часть строек будет отменена, другие приостановлены. С другой стороны, многое уже начато, и бросать нельзя, в том числе по чисто техническим причинам. В целом от чего- то придется отказаться, но если брать конкретные объекты - отказываться нельзя ни от чего.

Если отбросить детали, то "план Чубайса", или ГОЭЛРО-2, был прост. Государство распродало генерирующие объекты под обещания инвесторов вложить в стройки около 1 триллиона рублей. "План" базировался, собственно, на том, что никаких кризисов не будет, и план был реалистичен. Но кризис есть, а это означает: ГОЭЛРО-2 трещит по швам.

Вячеслав Синюгин, заместитель министра энергетики, признал, что правительству до конца года придется рассмотреть новую схему размещения мощностей. Эксперты говорят о сокращении ввода объектов в два-три раза. Инвесторы разбежались.

В октябре 2010 года во время финансового кризиса некоммерческое партнёрство «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», созданное для лоббирования интересов частных энергетических компаний, обратилось с просьбой о предоставлении кредита Внешэкономбанком на 50 млрд $ по льготной ставке (на уровне ставки рефинансирования Центробанка - 11 % годовых в рублях).

Итог на сегодня... Падение акций генерирующих компаний. Инвестиций почти ноль - отказ от модернизации старых мощностей. Минэнерго уже признало, что в ближайшие 5 лет новых мощностей может быть введено в 2-3 раза меньше запланированных (до 2012 г. обещали ввести до 43 тыс. МВт). Обострились споры между производителями и потребителями электроэнергии. В арбитражные суды пошли иски от региональных потребителей с требованием позволить им закупать энергию напрямую у государственной Федеральной сетевой компании (ФСК), где цены на 1 кВт-ч ниже, чем у местных энергоснабжающих организаций.

Совершенно очевидно, что заявление энергетиков свидетельствует о полном провале энергетической реформы, проведенной Анатолием Чубайсом.

3.2 Реформирование ОАО «РЖД»

естественный монополия газпром

Разговоры о необходимости реформ железнодорожной отрасли начались практически одновременно с началом рыночных преобразований в России.

Железнодорожная отрасль всегда была становым хребтом российской экономики. Понятно, что в условиях отсутствия избыточности транспортной инфраструктуры (в отличие от США и ряда стран Европы), железные дороги имеют не только транспортное, но и стратегическое значение для сохранения целостности и управляемости страны. Но это отнюдь не означает их автоматическую экономическую эффективность. Тем более что столь громоздкая, неповоротливая и забюрократизированная структура, да еще никому не подотчетная, является отличным «омутом» для различного рода финансовых махинаций.

Реформа железнодорожного транспорта проводится в три этапа.

Создание ОАО «РЖД» было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. В результате чего функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Первый этап реформы шел с 2001 по 2002 гг.

Второй этап реформы: 2003-2005 гг.

Основные задачи: создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО "РЖД" осуществляющие те или иные виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами и/или открыты для конкуренции (ремонт основных средств, подвижного состава, путевой техники, строительство, проектно-изыскательские работы, торговля, снабжение, общественное питание и специализированные грузовые, а также пассажирские перевозки); рост конкуренции в грузовых перевозках; завершение оптимизации структуры управления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в том числе усиление роли организации управления по видам деятельности); эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом (подготовительном) этапе реформирования; сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок с помощью созданного на первом (подготовительном) этапе реформирования механизма поддержки пассажирских перевозок; упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта.

Итоги 2-го этапа: в течение 2004-2005 года советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники; производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики; капитального строительства и проектно-изыскательских работ; ремонта грузовых вагонов; научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ; контейнерных грузовых перевозок; перевозок грузов изотермическим подвижным составом; пригородных пассажирских перевозок.

Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы переходят в конкурентный сектор, и их доставка осуществляется независимыми от ОАО "РЖД" компаниями-операторами подвижного состава. Из года в год число таких компаний, равно как и количество вагонов и локомотивов, которые находятся в собственности операторов- частников, увеличивается. К концу второго этапа эти компании владеют примерно 1/3 всего вагонного парка страны, ими уже перевозится порядка 1/4 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель уже превысил 50%.

Своевременность, полнота и правильность выполнения мероприятий реформирования обеспечивается системой государственного регулирования на железнодорожном транспорте. Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта закреплены за Министерством транспорта Российской Федерации, которое, как федеральный орган исполнительной власти, представляет в Правительстве Российской Федерации железнодорожный транспорт в целом. Кроме этого, для всестороннего обсуждения вопросов реформирования, для принятия взвешенных и согласованных решений по реализации мероприятий структурной реформы в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации создана Межведомственная комиссия по вопросам структурной реформы.

Третий этап реформы: 2006-2010 гг.

Основные задачи: создание развитого конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок; проведение оценки целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе); переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность (предполагается, что на данном этапе реформирования большая часть вагонного парка будет находиться в частной собственности); развитие частной собственности на магистральные локомотивы (предполагается, что на данном этапе реформирования часть локомотивного парка будет находиться в частной собственности); развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок; продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам; развитие конкуренции в неосновных видах деятельности, не связанных с перевозками, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное их открытие для доступа частного капитала.

Новая экономическая логика развития макроэкономической ситуации в стране диктуют необходимость внесения уточнений в цели третьего этапа реформы, обозначив их как переход к инвестиционной фазе развития, привлечение крупных инвестиций в Компанию и железнодорожную отрасль в целом.

Учитывая указанные факторы, были сформулированы дополнительные задачи для ОАО "РЖД" на 2006-2010 годы:

. Привлечение инвестиций, повышение капитализации холдинга, в том числе за счет эффективного вывода акций дочерних компаний на фондовый рынок и формирования на этой основе дополнительных источников инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры.

. Повышение глобальной конкурентоспособности ОАО "РЖД" для укрепления позиций на российском и международном транспортных рынках.

. Улучшение качества транспортного обслуживания и повышение эффективности финансово- хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" (повышение рентабельности капитала, увеличение прибыли на основе эффективного управления затратами и снижения себестоимости, повышение доходов за счет увеличения доли высокорентабельных сегментов грузовых перевозок и др.).

К концу третьего этапа ОАО "РЖД" будет представлять собой эффективный холдинг, конкурентоспособность которого будет расти на основе привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Деятельность холдинга будет обеспечиваться на основе финансовой прозрачности, разделения учета по обособленным видам деятельности и отлаженных корпоративных процедур управления.

В результате реализации мероприятий третьего этапа реформирования будет обеспечена реализация стратегических задач по повышению конкурентоспособности и капитализации холдинга, эффективному выводу акций дочерних компаний на фондовый рынок и их продаже инвесторам. На этой основе будут сформированы дополнительные источники инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры.

Мониторинг промежуточных результатов структурной реформы железнодорожного транспорта в целом свидетельствует о ее эффективной реализации. В процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте обеспечивается: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности и безопасности, снижение транспортной нагрузки на экономику, повышение качества услуг, сохранение социальной стабильности.

Позитивный ход структурной реформы на железнодорожном транспорте России подтверждается оценкой экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), которые отметили "впечатляющий прогресс реформ на железнодорожном транспорте в Российской Федерации". По мнению экспертов "… в России предприняты все необходимые меры для того, чтобы избежать экономических потрясений в данной ключевой отрасли экономики, которая, кроме того, является крупнейшим налогоплательщиком в Российской Федерации, а разработанное на первом этапе и принятое законодательство закладывает устойчивый курс реформ". Отмечено, что ОАО "РЖД" является сегодня моделью успешного проведения реформирования отрасли, адекватной российским условиям и соответствующей наилучшим примерам международного опыта.

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрены сущность естественных монополий, истории развития, а так же их свойства. Большое внимание уделяется проблеме регулирования и реформирования естественных монополий.

Выделяются три самые значимые естественные монополии: ОАО Газпром, ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС». При относительно небольшой занятости, они производят значительную часть ВВП государства и наиболее привлекательны для инвестиционных программ.

Естественные монополии имеют существенные отличия от фирмы, продающей свою продукцию на конкурентном рынке. Естественный монополист не заинтересован в крупномасштабной реорганизации, обеспечивающей оптимизацию товарно-денежных потоков компании, или во внедрение новых технологий. Можно ожидать, что размещение ресурсов в условиях естественной монополии будет менее эффективным, чем при более конкурентной структуре рынка.

С учетом объективного характера существования естественных монополий и бессмысленность борьбы с ними государство должно найти баланс интересов сторон, имеющих отношение к деятельности естественных монополий. Оно должно, с одной стороны, защищать потребителей от возможных злоупотреблений естественных монополий, а с другой - способствовать развитию монополизированных отраслей в интересах общества. Отсюда необходимость специального государственного регулирования естественных монополий даже в самой либеральной рыночной экономике

Регулирование естественных монополий - одна из важнейших задач государства. И к решению этой задачи подходили не только с практической, но и с теоретической стороны, что обусловлено публикацией большого количества теоретических трудов как зарубежных, так и отечественных авторов.

В работе рассмотрены возможные способы регулирования деятельности естественных монополий, такие как: тарифное регулирование, налоговое регулирование, проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия, организация конкурентных торгов за право доступа в отрасль, контроль качества продаваемых товаров и услуг, проверка обоснованности расходов, включаемых в тарифы.

Анализ экономической литературы показывает, что история возникновения российских естественных монополий отлична от истории становления западных естественных монополий. Кроме того, каждая монополия внутри страны имеет свою историю создания, специфику деятельности, пути развития, к каждой из них должен быть применен в период реформирования свой подход - индивидуальный.

В работе рассмотрены пути реформирования двух крупнейших российских естественных монополий - РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД».

Цель, поставленная в данной работе, и вытекающие из них задачи выполнены.

Список литературы

1.   Курс экономической теории - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2009. - 848с.

2.      Малкина М.Ю. экономическая теория: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2005. - 425с.

.        Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2008. - 576с.

.        Экономическая теория: Учебник. - Изд. испр. и доп. / под общей ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 672с.

.        Байков Н., Гринкевич Р. Перспективы российской нефтегазовой промышленности и альтернативных источников энергии // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №6.

.        Блохин К. После РАО // Босс, 2008, №8.

.        Бутырин А. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения, 2003, №12, С. 3 - 11.

.        Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики, 2006, №1, С. 102 - 121.

.        Жехов А. Российский рынок природного газа // Промышленный вестник, 2008, №6, С. 70 - 72.

.        Клейнер В. Корпоративное управление и эффективность деятельности компании (на примере ОАО Газпром) // Вопросы экономики, 2006, №3, С. 86 - 103.

.        Мартусевич Р. Конкурсы за концессии в отраслях естественных монополий в контексте тарифного регулирования // Вопросы экономики, 2008, №4, С. 141 - 157.

.        Морозов А. Просчитались // Российская газета, 2009, №4884 от 8 апреля.

.        www.bossmag.ru

.        www.gazeta.ru

.        www.gazprom.ru

.        www.zeldortrans-jornal.ru

Похожие работы на - Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!