Российский федерализм

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,16 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российский федерализм















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету: Политология

На тему: Российский федерализм








Санкт-Петербург 2013

Содержание

Введение

. Общая характеристика федерализма

2. Федеративное устройство России

3. Принципы федеративного устройства России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство.

Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Федеративное устройство государство тесно связано с демократией. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Федерализм-это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.

1. Общая характеристика федерализма

Федеративное государство - сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят. На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации в целом и её субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенции.

К характерным признакам федерации относится то, что отношения центра и составных частей регулируются основным законом государства - конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов - конституционный надзор.

К одним из основных проблем, с решением которых сталкивается современная федерация, является вопрос сохранения единства страны.

2. Федеративное устройство России

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года <#"justify">Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации.

В скобках указаны статьи Конституции России <#"justify">На сегодняшний день в Российской федерации из 83 субъектов: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Республики:

Республика Адыгея <#"justify">3.Принципы федеративного устройства России

По конституции Российской Федерации выделяются несколько основополагающих принципов федеративного государства. Это верховенство Конституции и федеральных законов, равноправие субъектов федерации, государственная целостность, единство системы государственной власти, Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и право, подразумевающие равноправие и самоопределение народов.

Верховенство Конституции и федеральных законов. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Равноправие субъектов федерации. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации». Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 Конституции РФ).

Государственная целостность. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Часть 3 статьи 4Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», а часть 3 статьи 5, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности».

Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 8 Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Местная государственная власть является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации. Она осуществляется представительными, исполнительными и судебными органами, созданными в городах и районах, а также иных административно-территориальных единицах, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации, и распространяется на территорию городов и районов, а также иных административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации.

Местная государственная власть взаимодействует с местным самоуправлением в формах, определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления по вопросам обеспечения законности и правопорядка, а также использования материальных и финансовых средств, выделяемых местному самоуправлению в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже было отмечено выше, характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Часть 3 статьи 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).

Равноправие и самоопределение народов. Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

федерализм государство власть полномочие

Заключение

Таким образом, Федеративное государство - сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

К характерным признакам федерации относится то, что отношения центра и составных частей регулируются основным законом государства - конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов - конституционный надзор.

С 1 марта <#"justify">На сегодняшний день в Российской федерации из 83 субъектов: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

По конституции Российской Федерации выделяются несколько основополагающих принципов федеративного государства. Это верховенство Конституции и федеральных законов, равноправие субъектов федерации, государственная целостность, единство системы государственной власти, Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и право, подразумевающие равноправие и самоопределение народов.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской федерации 12 декабря 1993 года.

. Бахлов И.В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004. - 150 с.

. Валентен С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Гардарика, 2003. - 119 с.

. Иванов В.Н., Яровой О.Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006. - 280 с.

. Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. - СПб.: Питер, 2006. 560 с.

6.Интернет ссылка: <http://ru.wikipedia.org/> Википедия/ Федеративное устройство России.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!