Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,58 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ульяновский Государственный Технический Университет»

Кафедра «Экономика организаций»






Курсовая работа

по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

Тема: «Антимонопольное законодательство в Российской Федерации»


Выполнил: студент группы Нбд-21

Каира Юлия Александровна

Руководитель: Романченко

Владислав Александрович





Ульяновск 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и состав антимонопольного законодательства

.1 Понятие антимонопольного законодательства

.2 Состав антимонопольного законодательства

.3 Роль судебной практики в применении антимонопольного законодательства

.4 Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях

.5 Стратегия развития

Глава 2. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России

.1 История антимонопольного регулирования в России

.2 Полномочия ФАС России

Заключение

Литература

Введение

Проблема развития и совершенствования антимонопольного законодательства, повышение эффективности деятельности антимонопольных органов в период становления рыночных отношений является наиболее актуальной.

В течение последних двадцати лет с момента появления потребности в регулировании отношений между хозяйствующими субъектами и ее законодательного оформления в сфере защиты и развития конкуренции ежегодно принималось более 800 судебных решений, более 3500 решений федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. За этот период несколько десятков важнейших дел рассмотрел Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который еще в 1997 году закрепил толкование отдельных аспектов антимонопольного законодательства в своем информационном письме.

За эти годы проблема конкуренции как особого объекта правовой защиты стала предметом рассмотрения для нескольких научных дисциплин: институциональной экономической теории, юриспруденции и экономической социологии. Этот теоретический фундамент позволил внести важные уточнения в основополагающие понятия и многие положения антимонопольного законодательства. Следует особо выделить труды таких ученых как Н.И. Клейн, В.А. Белов, Н.Е. Фонарева, К.Ю. Тотьев, А.Н. Варламова.

В данный момент антимонопольное законодательство находится на стадии постоянных изменений. Оно старается учитывать реалии настоящего времени, а также отечественный и мировой опыт в этой сфере.

Поддержка и защита конкуренции выступает первоочередной целью антимонопольного регулирования. Экономисты находят все новые подтверждения благотворного воздействия конкуренции на эффективность экономики. Так, исследование, проведенное ФАС России в 2010 году, показало, что конкуренция в сфере пассажирских авиаперевозок дает возможность снизить цену единицы услуги (перевозки одного пассажира на фиксированное расстояние) на 40% по сравнению с ценой на аналогичную услугу авиаперевозчика-монополиста. Конкуренция - двигатель прогресса, она всегда приводит к более высоким достижениям, технологическим инновациям.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности антимонопольного регулирования на данном этапе развития рыночных отношений, рассмотрение спорных вопросов применения антимонопольного законодательства и выявление места и роли Федеральной антимонопольной службы России в системе федеральных органов исполнительной власти.

Для достижения названных целей были поставлены следующие задачи исследования:

раскрыть понятие конкурентного права как комплексной отрасли законодательства;

исследовать весь массив законодательных и иных актов, регулирующих деятельность федерального антимонопольного органа, территориальных органов; механизмы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

проследить историческое развитие антимонопольного регулирования и его современные тенденции;

показать на практических примерах реализацию полномочий ФАС России и территориальных антимонопольных органов.

антимонопольное законодательство судебное орган

Глава 1. Понятие и состав антимонопольного законодательства

.1 Понятие антимонопольного законодательства

Переход экономики страны к товарному рынку потребовал разработки нормативно правовых актов, регулирующих отношения, связанные с товарным рынком, с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, имеющих целью своего регулирования обеспечение единства экономического пространства, создание условий для свободного перемещения товаров, защиту конкуренции и эффективное функционирование товарных рынков.

Появление в 1991 году Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и развитие этого законодательства не привели к образованию новой отрасли права. Его место в системе российского права определяется тем, что конкурентное (антимонопольное) право - это отрасль законодательства, которая носит комплексный характер, поскольку для нее характерно сочетание публичного и частного права, использование методов регулирования различных отраслей права: административного, конституционного, гражданского, финансового и других (метод принуждения, властных предписаний, метод диспозитивности), различие правовой природы отношений, являющихся предметом регулирования.

Попробуем показать на примере двойственную правовую природу, характерную для ряда норм антимонопольного законодательства. Так, ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» регулирует как отношения антимонопольных органов с хозяйствующими субъектами, государственными органами и органами местного самоуправления (публичные отношения), так и отношения между самими хозяйствующими субъектами, являющимися участниками товарного оборота (гражданско-правовые отношения).

Антимонопольному законодательству также свойственны администра-тивный порядок применения правовосстановительных мер принуждения и ответственности, защита публичного порядка и защита гражданских прав. При нарушении антимонопольного законодательства защиту нарушенных прав осуществляет суд, как при непосредственном обращении в суд заинтересованного лица, так и при рассмотрении судом заявлений об оспаривании актов антимонопольных органов.

1.2 Состав антимонопольного законодательства

Антимонопольное законодательство России прошло определенный период своего становления и развития. «Право дореволюционной России не содержало специальных норм о конкуренции и монополии. Попытки создать законодательство (в основном о синдикатах и трестах) не пошли дальше разработки законопроектов». Вместе с тем, определенное теоретическое изучение проблемы имело место. Так, проф. А.И. Каминка занимался сравнительным анализом французской и немецкой систем борьбы с недобросовестной конкуренцией.

В советский период нормы об антимонопольном регулировании практически отсутствовали в связи с тем, что ключевые позиции в экономике официально занимали государственные монополии, а отношения конкуренции для того периода были не характерны. Вместе с тем СССР 19 сентября 1968 года ратифицировал Парижскую Конвенцию по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, в которой раскрывалось понятие «пресечение недобросовестной конкуренции», выделялись ее виды.

Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

Такое законодательство начало создаваться с принятием в России Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Далее последовало принятие ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и ФЗ от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», ФЗ от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», из которых на настоящий момент действует только ФЗ «О естественных монополиях», другие были признаны утратившими силу или заменены новой редакцией.

На основе практики применения этих законов был принят новый ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Еще ранее нормы об ответственности за нарушения антимонопольного законодательства были включены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, появились антимонопольные нормы в законах об отдельных отраслях экономики.

Главный закон страны - Конституция РФ, принятая всенародным голосованием, устанавливает основные начала антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Особо важна для антимонопольного законодательства ст. 34 Конституции РФ, устанавливающая права и свободы человека и гражданина в экономической сфере. Согласно данной статье каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Кроме того, ст. 74 определяет, что на территории российского государства не разрешается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).

Установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ. Следовательно, антимонопольное законодательство относится к предмету исключительной компетенции Федерации.

В Конституции РФ речь идет о добросовестной (правомерной) конкуренции. Само определение понятия «конкуренция» ФЗ «О защите конкуренции» трактует как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность этих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополистическая деятельность является прямой противоположностью конкуренции. Согласно ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

В условиях рыночной экономики важнейшей функцией государства является пресечение проявлений монополизма. Уже свыше двух столетий назад шотландский экономист Адам Смит отмечал, что «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и умышленно не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы - состоят ли они в заработной плате или прибыли - значительно выше их естественной нормы».

Закон «О защите конкуренции» трактует следующим образом понятие «недобросовестная конкуренция» - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Проф. В. А. Шретер утверждал, что «недобросовестная конкуренция - явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля».

Помимо норм Конституции антимонопольное законодательство основывается на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, это составляющие основные начала гражданского законодательства нормы ст. 1 ГК РФ о признании равенства участников гражданского оборота, о принципе свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств по территории РФ. Большое значение имеет ст. 10 ГК РФ. Она запрещает участникам гражданского оборота использовать свои права в целях ограничения конкуренции, злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Также неразрывно связаны с нормами антимонопольного законодательства глава IV ГК РФ, регламентирующая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, ст. 1033 ГК РФ.

Пленум Высшего Арбитражного суда подчеркивает, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Это означает, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта как гражданско-правовых.

Базовым законом в системе действующего антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с последующими изменениями. Данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти и организациями.

Этот закон изменил подход к таким ключевым понятиям, как товарный рынок, группа лиц, координация экономической деятельности и проч.

Закон «О защите конкуренции» распространяет свое действие на всю территорию России. Однако положения закона могут применяться также к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ.

Особое внимание уделяется тому, чтобы не допускать ограничения конкуренции со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих функции указанных органов или организаций. Им запрещено совершать действия или принимать акты, которые негативно влияют на конкуренцию. Согласно статистике за 2012 год ФАС было возбуждено 6 тысяч дел против самих органов власти, а не субъектов предпринимательской деятельности. Например, нарушения выражались в издании актов, ограничивающих конкуренцию, выдачи необоснованных преференций отдельным компаниям.

Глава 4 Закона «О защите конкуренции» установила требования к проведению торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом органом, уполномоченным совершать указанный вид контроля, является антимонопольный орган. Важным аспектом Закона «О защите конкуренции» является большое количество норм, регулирующих процессуальные вопросы применения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем отдельные положения ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135 содержат явные недостатки. Так, в ст. 2 в числе актов антимонопольного законодательства РФ не названы Указы Президента РФ.

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» раньше предусматривал создание самостоятельных органов для регулирования отношений в отдельных областях естественных монополий. Впоследствии органы регулирования такой деятельности полностью изменились. Так, к компетенции Федеральной службы по тарифам отнесено определение тарифов на услуги субъектов естественной монополии и контроль за их применением. Функции контроля и надзора за деятельностью субъектов естественной монополии отнесены к полномочиям ФАС РФ и ее территориальных органов.

В соответствии со ст.4 Закона «О естественных монополиях» к естественным монополиям относятся следующие сферы: транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии.

По статистике нарушения антимонопольного законодательства на рынках в важнейших инфраструктурных сферах составляют примерно 85% от общего количества таких нарушений антимонопольного законодательства, как злоупотребление доминирующим положением. Почти половина из них приходится на сферы естественных монополий.

ФАС крайне негативно выражает свое отношение к ФЗ «О естественных монополиях», она предлагает отменить закон и внести ряд поправок в ФЗ «О защите конкуренции». На расширенном заседании Коллегии ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев, руководитель ФАС, заявил, что «Закон «О естественных монополиях» является большим злом, субъекты естественной монополии используют его, чтобы обходить общие положения Конституции, закона «О защите конкуренции», выискивая специфические лазейки, чтобы не конкурировать».

Среди источников антимонопольного законодательства можно выделить КоАП РФ. Нормами, устанавливающими ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, являются ст. 14.3,14.9,14.31-33 и другие. Предлагаю рассмотреть проблемы применения дисквалификации по ч.2 ст. 14.9 (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления).

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности государственной и муниципальной службы. Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судьей.

Лишение лица предоставленных по службе возможностей имеет важное превентивное значение. Однако практика показала, что это не учитывается судами при назначении наказания. В 2011 году Самарским УФАС России неоднократно был подвергнут административному наказанию за правонарушение по ст. 14.9 КоАП РФ Министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Матвеев В.Н., при этом трижды только по ч. 2 ст. 14.9 КоАП РФ. Несмотря на данное обстоятельство, суды общей юрисдикции не приняли решение о дисквалификации должностного лица. По всем трем протоколам об административных правонарушениях, составленным в отношении министра, судами было назначено административное наказание в виде штрафа. Таким образом, при возможности применения к должностным лицам альтернативной санкции суды принимают решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

Для предупреждения административных правонарушений должностных лиц, по мнению руководителя Самарского УФАС РФ Шепеленко С. В., необходимо внести изменения в ст. 14.9 КоАП. Напр., дополнить указанную статью частью 3, предусматривающую административную ответственность должностных лиц исключительно в виде дисквалификации. Либо дополнить ст. 14.9 КоАП РФ примечаниями, устанавливающими обстоятельства, при которых должностное лицо подлежит дисквалификации в обязательном порядке.

Антимонопольные нормы включены во многие федеральные законы, регулирующие отношения в отдельных отраслях экономики. В частности, это ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и другие.

Помимо федеральных законов в антимонопольное законодательство входят акты Президента РФ, ряд постановлений Правительства РФ. Напр., Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», «Положение о Федеральной антимонопольной службе», утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331.

К антимонопольному законодательству в соответствии со ст. 2 Закона «О защите конкуренции» относятся нормативные правовые акты самого федерального антимонопольного органа. Среди таких НПА, входящих в антимонопольное законодательство, следует выделить акты ФАС в форме административных регламентов. Напр., административный регламент ФАС РФ по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденный приказом ФАС России от 17 января 2007 г. N 6 и др. Важное значение для применения антимонопольного законодательства имеют разъяснения, которые дает ФАС. Указанное полномочие ФАС закреплено в п. 5 ч. 2 ст. 23 Закона «О защите конкуренции». Они не являются нормативными актами, однако помогают его применению, поскольку позволяют выбрать различные варианты принимаемых решений.

1.3 Роль судебной практики в применении антимонопольного законодательства

Применение антимонопольного законодательства тесно связано с позицией судов по тому или иному спорному вопросу, а также со складывающейся судебной практикой в целом. Толкование судами норм антимонопольного законодательства в ходе разрешения дел, связанных с его применением или нарушением, позволяет уяснить сущность нормы, условия ее применения.

Нижестоящими судами в настоящий момент по делам, связанными с нарушениями антимонопольного законодательства, учитывается информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства». Также особое значение имеет постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», с учетом изменений, внесенных постановлением Пленума ВАС РФ от 14.10.2010 № 52. В этих актах судам даны указания, касающиеся рассмотрения дел при оспаривании решений антимонопольных органов, содержится ряд процессуальных решений. Вместе с тем, не в меньшей мере правоприменительная практика формируется решениями Президиума ВАС РФ по отдельным делам, связанным с применением антимонопольного законодательства. На примере судебной практики 2010 года Пензенского УФАС России постараемся показать влияние позиции Президиума ВАС РФ на принятие последующего решения нижестоящими инстанциями.

В 2010 г. для рассмотрения дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства большое значение имело выигранное Пензенским УФАС дело в ВАС об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа по факту отказа сетевой организации в осуществлении технологического присоединения хозяйствующего субъекта. Позиция, изложенная в данном Постановлении Президиума ВАС РФ, в настоящее время широко используется судами в качестве правоприменительной практики при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа. В частности, вывод ВАС РФ о том, что технологическое присоединение к электрическим сетям не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, был положен в основу судебных актов, состоявшихся в 2010 г. по делу об обжаловании решения и предписания Пензенского УФАС России, принятого в отношении ЗАО «Пензенская горэлектросеть». Суды всех трех инстанций подтвердили законность и обоснованность указанных ненормативных правовых актов антимонопольного органа.

1.4 Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях

Третий антимонопольный пакет составляют два федеральных закона, подписанных Президентом РФ 6 декабря 2011 г. К ним относятся N 401-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". С принятием третьего антимонопольного пакета система антимонопольного регулирования в стране окончательно приведена в общие рамки мирового цивилизованного регулирования рыночных отношений.

Рассмотрим наиболее значимые изменения антимонопольного законодательства, предлагаемые третьим антимонопольным пакетом:

Уточнение критериев экстерриториальности действия ФЗ «О защите конкуренции»;

В мире принят такой подход, что если в какой-либо стране совершаются сделки по слиянию и поглощению, то это неизбежно влияет на экономику других государств. Классический пример - слияние крупных авиационных компаний США и Европы, которое может повлиять на тарифы авиационных перевозок в Австралии, Европе и т.д. Поэтому антимонопольный орган, в данном случае ФАС России, вправе рассматривать сделки, которые проходят за пределами нашей страны, но влияют на наш национальный рынок. Такие сделки касаются компаний, которые на территории России оказывают услуги или предоставляют товары стоимостью более 1 млрд. рублей в год.

уточнение критериев монопольно высокой цены;

уточнены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и договоров с финансовыми организациями;

введение «оборотных» штрафов за злоупотребление доминирующим положением, ограничивающим конкуренцию, в том числе субъектами естественной монополии;

введение административного порядка обжалования торгов;

По новым правилам предлагается обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии в случае, когда торги признаны несостоявшимися, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ. При этом процедура жалоб на торги отличается от процедуры возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Утверждение административного порядка обжалования торгов является важной гарантией развития конкуренции и устранения нарушений при заключении договоров по результатам торгов.

появляются новые институты антимонопольного законодательства:

предупреждения, который направлен на быстрое устранение договорных нарушений, совершаемых субъектами, доминирующими на товарных рынках; предостережения, который должен предупредить нарушение антимонопольного законодательства при согласованных действиях компаний.

В ходе дискуссии было установлено, что предупреждение носит рекомендательный характер, т.е. вопрос о его исполнении ложится на усмотрение хозяйствующего субъекта, которому оно адресовано. В этом случае хозяйствующий субъект сам оценивает риски юридической ответственности за возможное нарушение антимонопольного законодательства.

Приведем практику применения данных институтов за 2012 год. Всего предостережений выдано в количестве 73, предупреждений - 1423, из которых исполнено 75 %. Это говорит о том, что институт предупреждения уже дает положительные результаты, предотвращая последующую незаконную деятельность хозяйствующих субъектов.

Появилось определение картеля, под которым понимается незаконное соглашение между конкурентами на рынке, реализация которого приводит или может привести к определенным негативным последствиям: к установлению и поддержанию определенной цены, разделу товарного рынка, отказу от заключения договора с определенным покупателем и др.

Впервые в истории России мы станем свидетелями привлечения к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ за картельный сговор - наиболее опасное преступление в антимонопольной сфере. Федеральный арбитражный суд Московского округа 17 октября 2012 года отказал в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Р-Фарм» о признании недействительным решения ФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Решением Комиссии ФАС России ЗАО «Р-Фарм» и ООО «Ирвин 2» были признаны нарушившими п.2 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, открытых по закупке лекарственных средств. В ходе рассмотрения дела в арбитражной системе был подтвержден факт картельного сговора. В результате реализации соглашения, компании обеспечили друг другу победу путем неявки или пассивного поведения на торгах по десяти лотам аукциона, что позволило им заключить государственные контракты на поставку лекарственных средств без снижения начальной (максимальной) цены на сумму более 3 млрд. рублей. 11 февраля 2013 года ВАС РФ отказал в передачи данного дела в Президиум ВАС для пересмотра дела в порядке надзора, т.к. пришел к выводу, что ФАС России правомерно квалифицировала действия ЗАО «Р-Фарм» и ООО «Ирвин-2» в качестве запрещенного соглашения. Следовательно, это прецедентное дело, которое имеет уникальное значение для антимонопольной службы и всей правоприменительной практики.

.5.Стратегия развития антимонопольного регулирования 2013-2024

28 февраля 2013 года состоялось расширенное заседание Коллегии ФАС России, на котором руководитель ФАС Игорь Юрьевич Артемьев провозгласил стратегию развития в сфере антимонопольного регулирования.

В рамках реализации Стратегии были озвучены следующие задачи:

Войти в «десятку» лучших конкурентных ведомств мира.

По результатам рейтинга международной конкурентной сети 2011 года Российской Федерации в лице ФАС России присвоена 17 позиция из 140. С учетом того, что Россия вступила в ВТО и в ближайшее время будет включена в состав ОЭСР, где она сейчас играет только роль наблюдателя, возможно продвижение ФАС России достаточно далеко в рейтинге.

Перейти от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга ФЛ в случае нарушения их прав (ущемления их интересов) монополистом, т.е. обратить внимание, прежде всего, на крупные дела, где в качестве субъекта задействовано ЮЛ, деятельность которого наносит ущерб развитию малого и среднего предпринимательства, экономике страны в целом.

Закрепить в законодательстве РФ международный принцип исчерпания прав на интеллектуальную собственность в целях усиления конкуренции и снижения розничных цен на товары. Благодаря легализации параллельного импорта удастся снизить цены импорта в среднем на 15%. Это будет стимулировать предпринимательскую инициативу, появится возможность покупать в других странах брендовые товары и ввозить их для перепродажи в РФ.

Распространить сферу применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений - на антиконкурентные акты и действия публично-правовых образований, а также на недобросовестную конкуренцию. Исключением из данного правила будут являться три института: кража чужого товарного знака, монопольно высокие цены, картели (сразу возбуждение дела). Данное нововведение поможет сократить количество дел втрое. Уже в конце марта 2013 года планируется внесение проекта поправок в Правительство РФ с предварительным рассмотрении их Министерством экономического развития.

Стимулировать внедрение системы комплайнса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков. Предприятия-монополисты должны в обязательном порядке вывешить на своих официальных сайтах основы торговой политики, системы скидок на недискриминационной основе, т.е. те правила, по которым они будут торговать. Так будет поддержан принцип равенства условий, если эта компания занимает доминирующее положение.

Исключить уведомительный контроль за экономической концентрацией в целях дальнейшего снижения нагрузки на бизнес и снятия административных барьеров.

марта 2013 года Государственная Дума рассмотрела уже в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", главная цель которого отменить уведомительный контроль за сделками, совершаемыми в секторе среднего предпринимательства. По мнению председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского, принятие данного закона будет способствовать усилению позиций среднего бизнеса и улучшению инвестиционного климата.

Разработать Антимонопольный кодекс Таможенного Союза.

Модельный закон о конкуренции - это акт, который нацелен на то, чтобы предпринимателям России, Белоруссии и Казахстану легче было работать на территории друг друга, а взаимопроникновение экономик наших стран было более эффективным.

Кодифицировать все положения российского законодательства, направленные на защиту и развитие конкуренции. Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев полагает, что создать Единый антимонопольный кодекс, можно будет уже через 5 лет.

Способствовать перезапуску реформы сферы железнодорожного транспорта, связи и электроэнергетики.

Изменить ФЗ № 233-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными

видами юридических лиц» в части ужесточения процедур закупки товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, государственными корпорациями.

Модернизировать КоАП РФ:

превращения дисквалификации в реальное наказание правонарушителей;

установления штрафа за злоупотребление в случае монопсонии на товарном рынке;

установления штрафов для участников антиконкурентных «вертикальных» соглашений и за координацию экономической деятельности;

установления административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных отношений.

Ликвидации ГУПов и МУПов во всех конкурентных секторах экономики. Они могут оставаться только в сферах обороны и безопасности. Введения процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий.

Проводить совместные расследования с конкурентными ведомствами стран СНГ, ЕС, БРИКС и США. ФАС России 8 лет имеет штаб при межгосударственном совете по антимонопольной политике стран СНГ. Уже были проведены расследования на рынке медикаментов, на рынке зерна и тд.

Стратегия развития антимонопольного регулирования задает общее направление движения, изменения и совершенствования нормативной основы в данной сфере.

Глава 2. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России

.1 История антимонопольного регулирования в России

Первым органом, отвечающим за ограничение монополий и поддержание конкуренции, стал Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, образованный в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».

В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.

В марте 1997 года в целях приведения структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет РФ.

сентября 1998 года Указом Президента РФ были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" не внес изменений в название или сферу полномочий данного органа, он установил, что руководство деятельностью ФАС осуществляет непосредственно Правительство РФ.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу) .

Руководителем ФАС России с 2004 года является Игорь Юрьевич Артемьев.

ФАС России первая из федеральных органов исполнительной власти получила сертификат соответствия требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001:2008.

2.2 Полномочия ФАС России

Глава 6 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" закрепили значительный перечень полномочий ФАС России. Рассмотрим лишь некоторые полномочия данного органа с конкретными примерами из практики ФАС.

вносит в Правительство РФ проекты нормативных актов по вопросам,

относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели их деятельности;

осуществляет нормативно-правовое регулирование, касающееся:

защиты конкуренции на рынке финансовых услуг (напр., порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг; формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций и тд.);

соблюдения антимонопольного законодательства (напр., порядка представления антимонопольному органу ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями федерального закона в случаях создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций и проч.)

осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности:

за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе;

контроль государственных закупок;

контроль деятельности естественных монополий;

контроль распределения на конкурентной основе собственности, ресурсов, прав;

В структуре ФАС выделены специальные управления по контролю определенной сферой, напр. управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, руководство которым осуществляет Кошеваров Андрей Борисович.

Приведем пример реализации этого полномочия ФАС России.

В 2012 году проводились проверки компаний на наличие картельного сговора на рынке соли. В результате проверок было обнаружено письменное соглашение между ООО «Гроссери» и группы лиц в составе: ООО «Велес Групп», ООО «Соль Брянска» и др., содержание которого может свидетельствовать о наличии картеля на этом рынке. Речь идет о разделе рынка по территориальному принципу и составу покупателей. Фактически такой раздел рынка дает возможность компаниям создавать монополию на определенной соглашением территории и диктовать свои условия потребителям.

возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

Если исходить из аналитических материалов, представленных на официальном сайте ФАС России, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. прослеживается резкое снижение возбуждения дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на 11%. Заметим, что разница 2010 и 2011 года составляла всего 1,4%. В 2012 году было возбуждено 10 009 дел.

Доля отмененных решений ФАС составила на 2012 год - 16,3%.

В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ (ст. 14.31, ст. 14.33 и др., перечисленные в ст. 23.48), ФАС России уполномочена привлекать нарушителей к административной ответственности. При этом основными административными наказаниями являются дисквалификация, назначаемая до 3 лет, и административный штраф, налагаемый в сумме предельно допустимых величин по КоАП, а также в зависимости от размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Приведем пример из практики. 11 декабря 2008 ФАС России по итогам рассмотрения административного дела признала ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" виновным в нарушении части 2 статьи 14.33 КоАП РФ и наложила на Общество административный штраф в размере 3 миллиона рублей.

ФАС России уполномочена выдавать:

заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке РФ специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;

заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Виды конкретизируются в ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции». Хозяйствующим субъектам могут быть выданы предписания: о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий); о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам; о прекращении недобросовестной конкуренции; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства и прочие. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам: об отмене или изменении актов или соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В 2012 году ФАС было выдано 5873 предписаний, из которых 5779 выдали только территориальные органы. Важно, что ежегодно на территориальные органы приходится порядка 98% общего количества возбужденных дел, принятых решений, выданных предписаний.

ФАС России осуществляет согласование:

создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством и в других случаях, указанных в положении.

Ежегодно деятельность ФАС предотвращает создание в России 200 монополий, когда служба запрещает сделки слияния: маленькие и крупные слияния и поглощения.

К полномочиям ФАС относится также дача разъяснений по вопросам

применения им антимонопольного законодательства. Например, разъяснение ФАС России «О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей», Письмо ФАС России «О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» и другие.

ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, и определяет наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках. Данный реестр открыт для всеобщего сведения на официальном сайте - reestr.fas.gov.ru.

Федеральная антимонопольная служба России перечислила в федеральный бюджет в 2012 году 7,388 миллиарда рублей, потратив при этом на обеспечение своей деятельности 2,423 миллиарда рублей.

Структурными подразделениями центрального аппарата ФАС являются управления по основным направлениям деятельности службы. Всего - 24. В состав управлений включаются отделы. К курсовой работе прикладывается приложение, показывающее наглядно связи подчинения.

Общественные или экспертные советы при ФАС России начали создаваться в 2004 году. Формирование подобных совещательных площадок было обусловлено желанием использовать весь потенциал - интеллектуальный, экономический, правовой, которым обладают участники рынка, организации, объединения, отдельные эксперты при реализации функций и задач, возложенных на антимонопольную службу и принятии решений, напрямую затрагивающих интересы участников рынка и граждан. В настоящий момент в центральном аппарате работает 29 экспертных совета.

При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители наиболее влиятельных некоммерческих объединений и бизнес-ассоциаций. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы формируются и в территориальных органах ФАС России.

При ФАС России действуют Экспертные советы по ключевым рынкам. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих объединений и контролирующих органов власти. Например, Экспертный совет по химической промышленности и другие. Экспертные советы возглавляют заместители руководителя, в сферу компетенции которых попадает то или иное направление, или руководители территориальных органов ФАС России.

ФАС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные управления. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах РФ осуществляют 83 территориальных подразделения ФАС. Численность работников службы в регионах составляет 2500 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 614 человек. Самым последним было образовано Чеченское УФАС России - в 2013 году. Следует заметить, что основная нагрузка приходится именно на руководителей территориальных органов, а не на центральный аппарат. Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной антимонопольной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) расположена по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 11.

Заключение

На основании изложенного можно сделать вывод, что к источникам антимонопольного законодательства относятся: Конституция РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», отдельные федеральные законы по сферам отраслей, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты ФАС России.

Применение антимонопольного законодательства тесно связано с позицией судов по тому или иному спорному вопросу, а также со складывающейся судебной практикой в целом. Акты ВАС РФ вносят все большую определенность в понимание и применение антимонопольного законодательства как самими антимонопольными органами, так и судами.

Российская Федерация вступает во второе десятилетие XXI века, имея сложившуюся государственную политику развития конкуренции, развитую институциональную инфраструктуру антимонопольного регулирования, зрелое антимонопольное законодательство, работающее законодательство о наказаниях за ограничение конкуренции и сформированную судебную практику. Доктринальные взгляды представителей российского конкурентного права находятся в русле общемировых тенденций, основаны на лучшей судебной и административной практике ведущих антимонопольных органов мира и дают широкое представление об этой интересной сфере общественных отношений. Поэтому у Федеральной Антимонопольной Службы России есть все предпосылки, чтобы занять достойную нишу среди антимонопольных органов крупных развитых держав.

Конечно, не стоит идеализировать совершенство российского антимонопольного законодательства, однако посредством проявления инициативы ФАС России старается внести все необходимые изменения для полной регламентации быстро развивающихся отношений в этой сфере, чтобы избежать ограничения конкуренции или злоупотребления доминирующим положением субъектами естественных монополий.

Среди федеральных органов исполнительной власти ФАС России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права. В литературе отмечается, что российское антимонопольное законодательство - уникально, поскольку ни в одной другой стране мира на антимонопольные органы, равно как и на другие федеральные органы исполнительной власти, не возложен контроль над деятельностью других органов того же уровня. Как правило, это прерогатива прокуратуры.

Представляется, что дальнейшее развитие антимонопольного регулирования будет способствовать укреплению в России рыночных отношений, ее позиций на международном рынке и защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.

Библиография

Парижская Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, ратифицированная СССР 19 сентября 1968.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"// Собрание законодательства РФ, 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"// Собрание законодательства РФ, 21.08.95, N 34, ст. 3426.

Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, N 22, ст. 2754.

Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.

Указ Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 28.09.1998, N 39, ст.4886.

Указ Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, N 12, ст. 1419.

Указ Президента РФ от 24.08.1992 N 915 (ред. от 09.07.1997) "О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 31.08.1992, N 9, ст. 593.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"// Российская газета, N 162, 31.07.2004.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам"// Российская газета, N 150, 15.07.2004.

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ, 27.02.2006, N 9, ст. 1017.

Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. N 1346 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области рекламы» // Российская газета, N 298, 26.12.2012.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" // Вестник ВАС РФ, N 8, август, 2008.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8.09.2009 г. № 6057/09 // Вестник ВАС РФ, N 1, 2010.

Определение ВАС РФ от 11.02.2013 г. «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.10.2012 по делу № А40-106906/11-149-684.

Решение Комиссии ФАС России от 27.06.2011 № АЦ/25979 по делу № 1 11/158-10 ЗАО «Р-Фарм» и ООО «Ирвин 2».

Постановление ФАС России от 11.12.2008 г. «О наложении штрафа по делу об административном правонарушении» №114.33/481-08.

Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 N 6 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов".

Приказ ФАС России от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"

Бутузова Т. В. Судебная практика Пензенского УФАС России в 2010 году: рассматриваем позицию судов // Российское конкурентное право и экономика. 2011. № 1.

Говердовская И.М. Антимонопольные требования к торгам и контроль государственной помощи// «Административное право». 2008. N 3.

Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002.

Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). // Учебно-практическое пособие. М., «Городец», 2002.

Пузыревский С. А. Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях // Российское конкурентное право и экономика. 2011. № 1.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ.; Предисл. В.С. Афанасьева. М.: Эксмо, 2007.

Шепеленко С. В. Проблемы применения дисквалификации по части 2 статьи 14.9 КоАП РФ // Российское конкурентное право и экономика. 2012. № 1.

Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича.

Похожие работы на - Антимонопольное законодательство в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!