Механизм государственной идеологии
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Международный Институт Дистанционного Образования
Реферат
по
предмету:
«основы
идеологии
белорусского
государства»
на тему
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
Выполнил:студент
по специальности 85.01.07
Шрифт 956533/2с
Лебеда Р.С.
Проверил:Романчук Л.П.
МИНСК 2008
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.
Понятие механизма государственной идеологии 4
2.
Сущность
механизма государственной идеологии в СССР 4
3.
Механизм
государственной идеологии в западных странах 5
4.
Механизм государственной идеологии в Республике
Беларусь 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 10
ВВЕДЕНИЕ
Будучи феноменом
общественного сознания, идеология подвержена общим процессам, происходящим в
сфере сознания: она возникает, развивается, обновляется либо увядает,
обесценивается и утрачивает свою социальную значимость. Поэтому идеология
предполагает приложение постоянных усилий по своему созданию, воспроизводству,
обновлению и распространению.
Однако как не
может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственной
идеологии без механизма ее создания, воспроизводства и распространения.
Цель данной
работы – раскрыть понятие, сущности, а также основные модели механизмов
государственной идеологии в мире. Для достижения цели необходимо решить
следующие задачи:
§
раскрыть понятие механизма государственной
идеологии
§ показать сущность механизма
государственной идеологии в СССР
§ выявить механизм
государственной идеологии в западных странах
§ раскрыть механизм
государственной идеологии в нашей стране.
Механизм
государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без
специальных решений властей, и не обособлялся в виде централизованной системы
лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра, а
формировался как составной элемент общего процесса становления и развития
учреждений государства и гражданского общества. Кроме органов власти
производством и распространением политических идей государственной значимости
на западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты,
журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения.
Очевидно, что
западный механизм государственной идеологии близок к тому явлению, которое французский
философ Л.П. Альтюссер определил как «идеологические аппараты государства». Под
таковыми он понимал инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии. К
числу идеологических аппаратов государства Альтюссер относил следующие:
религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных
и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических
институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио,
телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из
названных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно
является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы
всего общества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах
общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве
инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях
западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как механизма
государственной идеологии не столь очевидна, как это было, например, в
Советском Союзе, объективно в своей совокупности они все же выступают в
качестве таковой[[2]].
Функции
идеологов в западных странах выполняют философы, социологи, историки, политики,
советники в органах служб. Как отмечает А.А. Зиновьев, эти люди придают
единство и преемственность идеологическому плюрализму, образуют связную
идеологическую среду. Они изучают сделанное в прошлом, осуществляют отбор,
обработку и систематизацию идей и учений, переиздают сочинения определенных
авторов, готовят справочники и учебники или, иначе говоря, осуществляют своего
рода канонизацию имен, идей, учений. Эти специалисты действуют согласованно не
в порядке выполнения служебных требований, а по собственной воле подчиняясь
определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать
на жизнь, делать карьеру, приобретать известность[[3]].
4. Механизм государственной идеологии в Республике Беларусь
В Республике
Беларусь механизм государственной идеологии должен формироваться с учетом как
одного, так и второго опыта: его следует создавать намеренно, но без элементов
принудительности и централизованности. Разумеется, этот механизм должен
развиваться как своего рода рынок идей, который имеет общественную значимость и
потребителя в лице органов государственной власти.
Производство
идей во все времена была уделом образованной части общества. Это положение тем
более справедливо в отношении формирования национально-государственной
идеологии.
Приведем мнение
на сей счет известного российского академика Н.Н. Моисеева: «В настоящее время,
интеллигенция, точнее, слой людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью,
имеет все возрастающее значение в судьбах общества. И если бы у этого слоя
людей возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы общее
представление о желаемом будущем, о системе приоритетов, это могло бы оказать
серьезное влияние на судьбу страны и помогло сформировать ту систему взглядов,
которую иногда называют национальными целями. Без представления о национальных
идеях, без определенного видения перспектив любому народу выжить очень трудно,
а сохранить культуру – невозможно. Общество, народ становятся беззащитными. Это
мировоззрение не может быть навязано, оно вызревает в народе, но ускорить его
созревание, уберечь от диких крайностей можно и необходимо. За это в ответе
интеллект нации»[4].
Производством и
постоянным обновлением государственной идеологии призваны заниматься в первую
очередь высшие должностные лица государства, депутаты всех уровней, сотрудники
аппарата власти, которые должны иметь соответствующую подготовку и обладать
профессиональными навыками.
Необходимо
развивать сеть специальных исследовательских учреждений и центров, содержанием
деятельности которых является производство политических концепций и доктрин
государственной значимости.
Как свое
гражданское призвание должны осознавать выработку и распространение идеологии
белорусского государства преподаватели учебных заведений, работники средств
массовой информации, издательств, учреждений культуры.
Общество вправе
ожидать необходимого вклада в формирование национально-государственной
идеологии от самодеятельных творческих союзов, научных объединений,
культурно-просветительских фондов.
Государственная
идеология Беларуси должна закрепляться в различного рода литературных
произведениях – трудах авторитетных отечественных ученых, учебниках и учебных
пособиях для школьников и студентов, популярных книгах и статьях, газетах и
журнальных публикациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Механизм
государственной идеологии включает в себя совокупность лиц, организаций и
учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее
систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением среди
членов общества.
Государственная
идеология должна ненавязчиво, но систематически доводиться до широких категорий
граждан по радио и телевидению, средствами искусства, во время спортивных
мероприятий и даже через рекламу.
Такого
рода подхода к воспроизводству государственной идеологии требуют интересы
консолидации и воспроизводства самого общества.
Ведь идеи
овладевают массами не сами по себе, не своим содержанием как таковым, а лишь
постольку, поскольку существует материальный механизм, вырабатывающий эти идеи
и делающий их достоянием сознания людей.
Создание
механизма государственной идеологии Республики Беларусь является важнейшей
задачей наряду с разработкой такой идеологии.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Мельник
В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы /
В.А. Мельник; Науч. ред. П.Г. Никитенко. – 3-е изд., испр. и доп. – Мн.: Тесей,
2004.
2.
Коротченко
Е.П. Идеологические аппараты государства // Социология: Энциклопедия. Мн.,
2003.
3.
Зиновьев
А.А. На пути к сверхобществу.
4.
Моисеев
Н.Н. Россия на перепутье // Соц.-гуманит. Знания. 1999. № 4.
[1] Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь:
концептуальные основы / В.А. Мельник; Науч. ред. П.Г. Никитенко. – 3-е изд.,
испр. и доп. – Мн.: Тесей, 2004. – с. 80.
[2] Коротченко Е.П. Идеологические аппараты государства // Социология:
Энциклопедия. Мн., 2003. – с. 352.
[4] Моисеев Н.Н. Россия на перепутье // Соц.-гуманит. Знания. 1999. № 4. –
с. 173-174.