Государственная идеология
Министерство
образования республики Беларусь
«БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт
информационных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Тема №3. Государственная
идеология
Минск,
2010
План
1.
Политическая идеология и государственная: общее и
отличия
2.
Основные элементы государственной идеологии
3.
Механизм реализации государственной идеологии
1. Политическая идеология и
государственная: общее и отличия
Природа идеологии впервые была обозначена французскими учеными в конце XVШ – начале XIX века (А.Д. де
Траси, П. Кабанис, К. Вольней и другие).
Существует довольно большое количество
определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого
им феномена.
Представленное в литературе разнообразие определений
связано с тем, что идеология, как и культура, весьма сложное, многоуровневое и
многофункциональное образование, принадлежащее конкретной
культурно-исторической эпохе. В зависимости от ситуации проявляются
разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его
субстанциональная сущность.
Понятия «идеология» и «политическая идеология» употребляются
как взаимозаменяемые. «Неполитических» идеологий не может быть в принципе.
Каждая идеология в той или иной форме содержит оценку существующего социально-политического
порядка, оправдывает имеющееся или предполагаемое общественное устройство и
обосновывает пути достижения целей субъекта с помощью политических средств.
Политическая идеология представляет собой систему идей,
ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на
власть и ее использование с целью реализации своих интересов.
Государственная идеология одновременно формируется с
образованием государства. При этом основным субъектом ее формирования и ее
носителем является народ. Государственная идеология – это целостная,
систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых
образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое
положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы
как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и
оправдывает свои цели и устремления.
Будучи составной частью
сознания социальных субъектов, политическая и государственная идеологии
являются многоуровневыми феноменами. Сравним их, выделив
теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный
уровни.
Политическая идеология Государственная идеология
Теоритико-концептуальный уровень
Образуют литературные сочинения (учебники,
трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с
использованием формального-научного аппарата), претендующие на научность и
содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон
жизнедеятельности данного общества.
|
Программно-политический уровень
Общие идейные принципы и политические установки
трансформируются в политические программмы, конкретные социальные требования
и лозунги, содержание которых закрепляется в программах, манифестах,
резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т.п. В этих работах
акцентируются те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно
очерчиваются интересы граждан, указываются пути их реализации. На этом уровне
проявляется поиск путей решения конкретных задач социально-политической
жизни. Политическая программа – неприменный компонент.
|
Составляют государственные документы
(конституция страны, другие законодательные акты, государственные программы, директивы,
концепции, доктрины и т.п.), в которых закрепляются основные принципы,
ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи
внутренней и внешней политики государства. Четкие и конкретные предписания
охраняются и обеспечиваются силой государства. Является как предтеча права.
|
Обыденно-актуализированный уровень
Выступает в качестве психологичесикх феноменов
индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений
относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах
политической активности (или пассивности) ее носителей.
Социально-политические явления оцениваются через сопоставление происходящих
событий и действующих лиц с фольклорными или хорошо известными литературными
сценами и персонажами.
|
Образуют средства человеческой деятельности, в
которых пропагандируется содержание государственной идеологии –политическая
символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения
национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных
жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки,
вузовские лекции и т.п.
|
2.
Основные элементы государственной идеологии
Существует такая специфика политической идеологии, как
предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы
идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной
идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым модет
быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.
Внешними формами выражения государственной идеологии
выстцпают как единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и
установки, так и сложно-составные построения –социально-политические учения,
теории, концепции и доктрины. И каждую отдельно взятую идею и любую
социально-политическую доктрину можно рассматривать в качестве элементов
государственной идеологии. Государственная идеология всегда есть более высоко
организованная по сравнению с частными идеологиями совокупность идей.
Характеристика государственной идеологии предполагает выяснение возможных
подходов к систематизации её содержания.
Общепринятым подходом к систематизации всей совокупности
идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного
государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности
общества. Полученный таким образом ряд можно назвать составляющими элементами
государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать идеи,
ценности, нормы и представления культурно-исторического, политического,
экономического и социогуманитарного характера.
Культурно-историческая, или цивилизованная, составляющая
государственной идеологии включает в себя совокупность устаявшихся идей и
представлений относительно происхождения и формирования данного народа,
развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической
общности. Большое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом
на протяжении всей истории его развития социокультурным идеалам и ценностям.
Именно они составляют передающиеся из поколения в поколения духовно-культурные
основы бытия нации. К этому элементу относятся также представления о месте и
роле народа в мировом историческом процессе, становление его этнических
особенностей.
Политическую составляющую государственной идеологии образует
прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий
становления и особенностей институтов своего государства, степени их
соответствия современным потребностям и интересам нации, а аткже относительно направлений
и путей их дальнейшего развития. Данная составляющая включает в себя
представления о характере социально-политического строя страны в целом, целях и
путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических
партий и движений и других общественных формирований. Она охватывает и
внешнеполитическую жизнедеятельность народа, а также идеи, касающиеся места и
роли народа в мировом политическом процессе.
Экономическая составляющая государственной идеологии включает
в себя представления об особенностях огранизации экономической жизни страны,
отношении народа к различным видам собственности и формам хозяйствования,
понимание места и роли государства в экономических процессах, представления о
справедливости в сфере распределения национальных богатств, балансе интересов различных
социальных классов, групп и слоёв, жителей города и деревни. Эта составляющая
содержит также идеи, раскрывающие понимание народом места и роли национальной
экономики в мировом хозяйстве.
Социогуманитарную составляющую государственной идеологии
образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений
общества и человека. Особое значение придаётся подходу к человеку как к высшей
цели общества и государства, к ответственности государства за создание условий
для свободного и достойного развития личности и к ответственности граждан за
исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Данный элемент включает
приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в
сфере науки, культуры и образования, подходы к регулированию семейных
отношений.
Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология
подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает,
развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей.
Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по её созданию,
воспроизводству, обновлению и распространению.
В совремненном обществе производством политических идей и их
доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые
традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и
учреждения. Эти положения в полную меру относятся и к функционированию
государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно
осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и
распространяет различными способами определённую систему идей, ценностей и
целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достоаточной
определённостью говорить о наличии и функционировании государственной
идеологии. Отсутствие или существенное ослабление внимания государства
идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии
общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями, отвечающими
интересам достаточно узких групп населения. Данное положение ведёт, в свою
очередь, к ослаблению или даже распаду самого государства.
3. Механизм
реализации государственной идеологии
Механизм реализации государственной идеологии составляет
совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься
формированием государственной идеологии, её систематизацией,
нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди
членов политического сообщества, а также материализованных средств её
выражения. К таким средствам относятся тексты конституции и законов
государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной
значимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), государственные
праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и
мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и исксства и
т.п. Как не может быть государства без государственной идеологии, так не может
быть и государственой идеологии без механизма, обеспечивающего её создание,
воспроизводство и распространение среди членов сообщества.
Опыт ХХ века показал: возможны два варианта механизма
реализации государственной идеологии: централизованный государственный
идеологический аппарат и идеологический механизм государства без внешних
признаков централизованности.
Второй вариант – механизм государственной идеологии в
западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не
обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность
которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная
функция определённых учреждений государства и институтов гражданского общества.
Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918 – 1990) рассматривал
в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил
их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие:
религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных
и частных школ); семейный; юридический; политический (система политичесикх
институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио,
телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).
Каждый из названных социальных институтов, действую в рамках
политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не
только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и
господствующие политические силы на всех этапах общественного развития
стремятся использовать данные интституты в качестве инструментов проведения в
жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ
(особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как элементов механизма
государственной идеологии не столь очевидно, как это было, например, в
Советском Союзе, всё же они объективно выступают в качестве таковых.
Таким образом, в новых независимых государствах, к числу
которых относится и Республика Беларусь, механизм государственной идеологии
должен формироваться с учётом как одного, так и второго опыта: его следует
создавать намеренно, но без элементов принудительности.
Практически во всех современных демократических странах
важнейшими составными элементами механизма реализации государственной идеологии
являются:
§
выборы,
референдумы и другие формы выражения интересов и волеизъявления граждан;
§
высшие
должностные лица государства как официальные выразители общенациональных
интересов и разработчики стратегических целей и насущных задач развития
общества;
§
институты
и орган государственной власти и управления – парламент, правительство, суды и
другие правоохранительные органы, структуры местного управления и
самоуправления, призванные выявлять существующие в обществе интересы,
обеспечивать нормативно-правовое закрепление и приведение в действие
общественно значимых идей, ценностей, принципов и целей;
§
конституция,
законы и другие нормативные акты как формы юридического закрепления идей,
ценностей принципов и представлений, положенных в основу организации и
деятельности данного общества и государства;
§
государственно-политичесике
документы – манифесты, декларации, программы, концепции, доктрины, директивы и
т.п., – в которых закрепляются те или иные положения идеологии данного
государства;
§
специализированные
научно-исследовательские учреждения, важнейшей функцией которых является
обеспечение теоретико-концептуального оформления идеологии государства и
доведение её содержания до сознания разлчиных категорий граждан;
§
учреждения
национальной системы образования и культуры, призванные участвовать в
распространении содержания государственной идеологии, передаче членам
сообщества социо-культурных идеалов и ценностей народа и формировании у них
гражданских качеств;
§
средства
массовой инормации – печать, радио, телевидение, – которые призваны отражать
существующие в обществе интересы, пропагандировать идаелы и ценности народа и
содействовать консолидации нации;
§
материальные
объекты и нематериальные проявления человеческого творчества – произведения
литературы, различных видов искусства, архитектуры, памятники национальным
деятелям, монументальные сооружения и мемориальные комплексы, государственные
символы и ритуалы, денежные и памятные знаки, музеи и т.п., содержание которых
отражает историю, идеалы, ценности, цели, интересы и устремления данного
народа.
Создание эффективного идеологического механизма государства
во все времена на ряду с разработкой самой идеологии является важнейшей задачей
политического сообщества.
В сегодняшнем переходном
обществе потребность в идеологии велика, как никогда, ибо:
— среди культурных
факторов нового времени все большую значимость до сих пор обретали факторы,
сформировавшиеся в эпоху утверждения капитализма;
— произошло видимое
ослабление убеждающей и мобилизующей силы классических идеологий;
— публичная значимость
религии, за некоторыми исключениями (например, Польша, исламский культурный
ареал), проявляется только там, где эти религии не преподносят себя как
трансцендентно ориентированные, но сами приспосабливают себя к политике
(например, теология революции, христианские пацифизм и социализм);
— ускорение процесса преобразований в западных
обществах и процессы структурного распада в развивающихся странах увеличивают
потенциал дезориентации.
О существовании и реальном значении идеологии в
современном мире говорят некоторые бывшие и нынешние влиятельные
государственные деятели США. После 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты
Америки объявили мировую войну против терроризма, в защиту американского образа
жизни и глобальных интересов страны. Эта война оценивается прежде всего как
идеологическая: на это указывает бывший министр обороны США Уильям Коэн.
Подводя теоретическое обоснование под планетарный характер нового американского
экспансионизма, он прямо заявляет, что новая война – это война идеологическая
(как война с фашизмом и коммунизмом) и в ней все средства допустим. Нынешний
министр обороны Д. Рамсфелд подчеркивает, что эта новая мировая война – именно
война идеологий, война в защиту американского образа жизни.
До тех пор, пока в стране
не будут положительно решаться социально-экономические проблемы, люди, в том
числе находящиеся на начальных этапах политической социализации, будут
совершенно по-разному воспринимать политических лидеров, власть, правительство
и само государство. Одни будут говорить «это наше правительство», другие «это
их правительство». Без единства общества, без гармонизации его интересов
невозможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В
условиях экономической и политической неопределенности люди даже в одной
социальной среде придерживаются порой разной политической ориентации. Как нам
видится роль идеологии как раз и состоит в обеспечении целостности
политического сообщества, в обеспечении интеграции.
Каким образом и насколько успешно будет проходить
дальнейшее развитие нашего общества, в конечном счете зависит от степени
разработанности политической социализации каждого гражданина, от политической
воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является
субъектом политической деятельности. В этом смысле идеология является тем
содержательным (смысловым) компонентом политического управления.
государственный идеология политический общество
Список использованной литературы
1.
Бакулов
В.Д. Социоклуьтурные метаморфозы утопизма. — Ростов н/Д: Изд-во Рост.
ун-та. — 2003.
2.
Вонсович Л.В. Основы идеологии белорусского государства: Ответы на
экзаменац. вопр. /Л.В. Вонсович. – 2-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс,
2008. – 176с.
3.
Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: Пособие
/В.А. Мельник. – Минск: Выш. Шк., 2009. – 416с.
4.
Мельник
В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск: Выш. Шк.,
2008. – 543 с.
5.
Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Американская социологическая
мысль.- М.- 1996.С.356-371.