Современное межгосударственное взаимодействие и роль государства в его обеспечении

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное межгосударственное взаимодействие и роль государства в его обеспечении

Современное межгосударственное взаимодействие и роль государства в его обеспечении

Внешними функциями государства являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграция в мировую экономику; сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин). Аналогичные внешние функции называют М.Н. Марченко, Л. А. Морозова.

К внешним функциям современного Российского государства, помимо обороны страны, следует также отнести функцию межгосударственной интеграции. Последняя, как нам представляется, является самостоятельной, ёмкой и комплексной, т.к. включает в себя как сотрудничество государств в различных областях, в том числе в решении глобальных проблем современности, так и участие в поддержании мирового правопорядка.

Функции межгосударственной интеграции определяется следующим образом: межгосударственная интеграция - внешняя функция государства, содержание которой составляет деятельность государства, направленная на становление, развитие, укрепление и совершенствование различных форм межгосударственного сотрудничества, подчинённая единым принципам, целям и задачам.

Помимо специфических признаков межгосударственной интеграции, следует предложить классификацию межгосударственной интеграции, раскрывающую содержательную сторону данной функции. Думается, в качестве критериев классификации могут выступать следующие:

В зависимости от территориально-географического масштаба:

а) глобальная интеграция (объединяющая человечество вокруг решения глобальных проблем современности; наглядным примером может служить существование универсальной организации ООН и её специализированных учреждений);

б) региональная интеграция (локализованная на определённых геополитических пространствах; примерами являются СНГ, ЕС, ЛАГ, ОАЕ, интеграция Прикаспийских государств и др.).

По сферам деятельности:

а) экономическая интеграция (создание экономических организаций, таможенных союзов, зон свободной торговли; реализация экономической интеграции осуществляется, в частности, в рамках таких организаций, как ВТО,ОПЕК, МВФ, МБРР и др.);

б) политическая интеграция (реализуется в рамках военно-политических союзов, например, Совет министров иностранных дел государств-членов СНГ, Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ);

в) интеграция в области обеспечения международной безопасности (деятельность ОБСЕ, Интерпола, специализированных учреждений ООН - ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, деятельность экологических групп «Друзья Земли», Green Peace, Римский клуб и др.);

г) культурная интеграция (деятельность ЮНЕСКО, творческих союзов Международного совета научных союзов, Международного союза истории и философии науки, Международного союза биологических наук и др.).

По степени устойчивости и временной протяженности:

а) долговременная (долгосрочная, постоянная) интеграция (в рамках СНГ, ЕС, НАТО и т.п.);

б) кратковременная (краткосрочная, зачастую вынужденная) интеграция (например, экономическая потребность получения кредитов, неэквивалентный обмен на рынке товаров и услуг, участие в военных акциях и т.п.).

По субъектному составу:

а) интеграция государств (Союз России и Беларуси, Британское содружество наций, ЕС);

б) интеграция международных организаций.

В зависимости от уровня экономического развития государств:

б) интеграция государств со средним уровнем социально-экономического развития (СНГ);

в) интеграция бедных государств (Движение неприсоединения, ОСНАА, ОЦАГ);

г) интеграция государств с различным уровнем социально-экономического развития (ЕС).

По религиозной принадлежности:

а) интеграция европейских государств, христианского мира (Союз России и Беларуси, Международный Славянский Собор);

б) интеграция азиатских государств, исламского мира (Конфедерация народов Кавказа, Центрально-азиатское экономическое сообщество, Организация Исламской конференции).

В зависимости от типа политического режима.

а) интеграция государств с демократическими политическими режимами (СЕ, ЕС);

б) интеграция государств с антидемократическими режимами («Группа 77»);

в) интеграция посттоталитарных государств с формирующимися, переходными политическими режимами (СНГ, Союз России и Беларуси).

Среди принципов межгосударственной интеграции можно назвать такие, как принцип взаимовыгодного сотрудничества; принцип добровольности; принцип добросовестности; принцип соответствия универсальным нормам международного права, международно-правовым стандартам; принцип легальности (законности); принцип легитимности; принцип толерантности; принцип координации (сочетание национальных интересов и межгосударственных); принцип сочетания унификации и специализации (единство в многообразии); принцип научной обоснованности (наличие концепции сотрудничества, научно выработанной стратегии, тактики, обозначенных целей, задач, обоснования целесообразности форм и методов сотрудничества); принцип сочетания стабильности и динамизма.

Анализируя проблемы совершенствования функционирования Российского государства, нельзя забывать о том, что его внешние функции неразрывно связаны с внутренними, а потому необходимо их оптимальное, сбалансированное соотношение и сочетание, не допускающее явного доминирования одного из направлений общегосударственной политики. Только при таком подходе возможно, на наш взгляд, стабильное и динамичное развитие российской государственности.

Существенное значение для эффективной реализации функции межгосударственной интеграции РФ приобретает изучение опыта (как позитивного так и негативного), накопленного западноевропейскими государствами в ходе интеграции в рамках СЕ, ЕС. Кроме того, поскольку Россия рассматривает европейский вектор в качестве одного из ведущих направлений своей внешней политики, необходимо концептуальное осмысление европейской интеграционной политики, имеющегося опыта и перспектив российско-европейского сотрудничества.

Экономический фактор проявляется прежде всего в экономическом статусе того или иного государства на мировой арене. Соответственно, характер взаимодействия государств в процессе реализации функции межгосударственной интеграции складывается с учетом их экономического потенциала. Равноправное партнерство развивается, как правило, между субъектами, имеющими тождественный экономический статус. В настоящее время все более очевидные очертания приобретает экономическое неравенство государств. Глобализация мировой экономики несет в себе определенные противоречия, затрагивающие интересы всех государств. Не является исключением и РФ.

Место России в мире определяется сегодня, главным образом, исходя из таких элементов, как постоянное членство в Совете Безопасности ООН, наличие ядерного оружия, участие в саммитах «Россия - Евросоюз», натовской «двадцатке», «большой восьмерке». Экономические показатели отходят при этом на второй план и оцениваются западноевропейскими государствами и США неоднозначно. С одной стороны, Россия отнесена к странам с рыночной экономикой, исключена из «черного списка» FATF (имеет там статус наблюдателя).

С другой стороны, это еще не означает, что Россия признана полноценным участником межгосударственных отношений, о чем свидетельствует проводимая в ее отношении (как в экономической, так и в других сферах) политика «двойных стандартов», восприятие экономики России, в качестве ресурсно-сырьевой.

Экономический фактор выступает системообразующим для интеграционных процессов в СНГ. Четко заявлен экономический аспект сотрудничества стран-членов уже в его учредительных документах: Соглашении о создании Содружества Независимых Государств (ст. 4; 7), Уставе СНГ (преамбула, ст. 2-4, раздел V). Последующие шаги участников Содружества в этом направлении были обозначены в Договоре о создании Экономического союза, Договоре между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах.

Одним из аспектов, также демонстрирующим роль экономического фактора в реализации функции межгосударственной интеграции, выступает экономическая обеспеченность механизма интеграционных процессов. Именно этот аспект можно, на наш взгляд, заметить в ст. 4 Соглашения о формировании единого экономического пространства, устанавливающей, что «количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала», ст. 13,15 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, аналогично проводящих прямую зависимость между долевым взносом его членов в бюджет Сообщества и количеством голосов.

Реализуя функцию межгосударственной интеграции, государства опираются также на культурно-духовный фундамент, на составляющую его систему ценностей. Отрицательные грани глобализации могут быть минимизированы только при условии наличия в ней процесса «диалога культур», их взаимодополнения, а не противостояния или конфронтации.

В качестве признаков, характеризующих межгосударственные интеграционные процессы, на наш взгляд, необходимо вывести такие, как:

консолидация государств на базе единых принципов, целей, задач;

объективная потребность в унификации правовых, политических, социально-экономических систем государств;

наличие единой стратегии и тактики межгосударственного сотрудничества;

вариативность и динамизм форм сотрудничества;

укрепление базовых межгосударственных связей (среди государств- учредителей объединения), их расширение за счёт вовлечения новых субъектов.

легитимность и легальность межгосударственных интеграционных процессов, их соответствие международно-правовым принципам и стандартам;

усиление взаимозависимости государств по мере углубления интеграции.

Интегрируясь в мировое сообщество, Российскому государству, не следует стремиться к полному «растворению» в нем, к безоговорочному следованию за ведущими мировыми державами, поскольку подобные внешнеполитические шаги приведут, в конечном счете, к потере его цивилизационной самобытности, утрате национальной идентичности.

В то же время сотрудничество государств невозможно в условиях автаркии и обеспокоенности исключительно защитой национальных интересов. Оптимальным же является разумное сочетание интересов внутригосударственных и общемировых, их сбалансированный характер.

Безусловную социокультурную ценность для реализации функции межгосударственной интеграции представляет право. Именно оно является активным, всеобъемлющим фактором, без участия которого межгосударственная интеграция немыслима.

На наш взгляд, роль права в названной сфере можно свести к следующим основным аспектам:

- право легализует все стороны проявления функции межгосударственной интеграции в присущих ей правовых формах - правотворческой, правоинтерпретационной, правоприменительной, договорной, именно право является первоосновой многообразных межгосударственных контактов, в связи с чем задачей государства выступает непротиворечивое согласование национальной правовой системы и системы международного права;

- право выступает фундаментом таких явлений, как правовая политика и правовая жизнь, реализуемых государствами внутри страны и на мировой арене, международная законность и правопорядок, международное правосознание и правовая культура, международно-правовая ответственность, «подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, облекаются в законодательные формы» (Н.И. Матузов);

право выступает эталоном для совершенствования национальной и международной юридических систем;

гарантии, закрепляемые в праве, являются своего рода «стабилизаторами» внутригосударственных и межгосударственных отношений;

правовое принуждение обеспечивает международную безопасность;

использование в различных сочетаниях правовых средств (стимулов, ограничений, поощрений, льгот и наказаний), способствует (либо препятствует) реализации функции межгосударственной интеграции в различных правовых режимах.

Взаимодействие государств также определяется типом господствующей культуры.

Культуру часто определяют как совокупность фундаментальных материальных и духовных ценностей, выступающих в качестве средства индивидуальной и групповой идентификации людей.

Культура не является однородной по своей сути, она динамична, она создается, разрушается, перестраивается. Она сама множественна и включает элементы других культур. Процесс взаимодействия часто ведет к изменениям, которые рассматриваются в качестве ценностей членами культурной группы. Сохранение культуры может превратиться в желание сохранить образ культуры, но оно же может лишить эту культуру возможности развития.

Помимо концепции признания культурного многообразия, мультикультурализм воплощает в себе стремление к объединению с пониманием личности и терпимости к Другому.

В сущности мультикультурализм означает выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе.

Ключевые слова современного, отвечающего плюралистической реальности подхода - «понять другую (чужую) культуру», «преодолеть инаковость (чуждость)», «научиться жить вместе с другим/чужим» и т.д. При этом, однако, забывают, что «другое/чужое» в значительной мере именно благодаря этому подходу и возникает: «другой/чужой» как раз и конституируется в дискурсе Чужого. Вопросы обустройства совместной жизни индивидов и групп выступают как вопросы «диалога» (или «конфликта») культур.

Рефлексия феномена различий между людьми и культурами, составляющая главный мотив культурных исследований, привела в последнее десятилетие к обостренному ощущению присутствия Другого в философском, историческом, критическом дискурсах, к проблематизации феномена гетерогенности человеческого существования. Цивилизованность общества в данном случае можно определить по тому, насколько комфортно и безопасно чувствуют себя индивиды и группы, не принадлежащие к большинству.

Часто приверженцы права сохранять культурную идентичность подчеркивают равенство культур, указывая на условность критериев при определении ценности той или иной практики культурных групп.

Сторонники данной концепции утверждают, что практика культурных сообществ должна рассматриваться как равноценная. Как бы ни была привлекательна эта идея, следует признать ее недостаточно последовательной. Было бы необоснованно заранее рассматривать культурные практики как равноценные, ибо само понятие ценности носит глубоко индивидуальный характер и обусловлено принадлежностью носителя культурной практики к той или иной исторической традиции. Поэтому оптимальным можно признать подход, предлагающий «учитывать ценность других культурных практик, изучать их и вести диалог».

Диалог может показать, что данная культурная практика действительно имеет ценность. В этом случае следует признать право сохранять культуру, а это значит, что мы должны быть готовы активно защищать данную культурную практику. Возможно, что большинство людей будет считать свои собственные культурные ценности универсальными, т.е. важными для всех, а другие культурные практики - неприемлемыми, таким образом, диалог может превратиться в конфликт.

Очевидно, что контуры культурных групп не определяются природой. Они постоянно изменяются, и в каждый определенный момент неясно, кто относится к данной культурной группе, а кто может быть исключен из нее. Дифференциация групп устанавливается и разрушается их отношениями друг к другу. Групповая самобытность - категория историческая. Это не «набор объективных фактов, а продукт пережитого».

Право на сохранение культурной идентичности означает, что необходима правовая защита сохранения культурной самобытности группы от доминирующего большинства. При этом следовало бы рассмотреть вопрос о меньшинствах внутри меньшинств и, в конце концов, об отдельных людях внутри меньшинств. Поэтому следует признать, что коллективное право на сохранение культурной самобытности возможно при условии уважения свободы выбора индивидуума.

Политика различий может составлять целое с политикой равенства, если обеспечить поддержку тех, кто до сих пор исключался из теоретического и политического развития прав человека, например, культурные меньшинства. Опыт этих групп может показать, что отдельные ресурсы и возможность полноценной жизни отнимались у них, и что это положение следует исправить. Но это не должно вести к появлению особых прав, т.е. прав, присущих только некоторым людям. Это может привести к новой интерпретации или трансформации существующих прав или к введению новых прав, вводящихся на основе культурного опыта групп, но считающихся равными или всеобщими правами.

Необходимость сохранения и введения прав различных культурных групп, и практика сосуществования групп и индивидов в контексте мультикультурного общества в целом приводит к необходимости коммуникации этих культурных групп.

Наиболее ценными для достижении общественного согласия являются идея диалога, направленная против монологического Я классической традиции, и идея свободы выбора, функционирующая как в экзистенциальном, так и в либеральном контексте.

страна государство национальный интеграция

Список использованной литературы

1.Киреева С.А. Межгосударственная интеграционная деятельность как выражение внешней функции Российского государства / Под. ред. Н.И. Матузова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005 - 240 с.

2.Киреева С.А. Функция межгосударственной интеграции РФ: пространственно-временной аспект / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: Изд- во СГАП, 2006 - 192 с.

3.Общая теория права и государства / под редакцией В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2003 - 360 с.

4.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИФРА-М - НОРМА, 2002 - 600 с.

Похожие работы на - Современное межгосударственное взаимодействие и роль государства в его обеспечении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!