. В центральный аппарат МВД России входят:
Аппарат Министра
Главный штаб
Главное управление внутренних дел на транспорте
Главное управление Государственной автомобильной инспекции
Главное управление Государственной противопожарной службы
Главное управление исполнения наказаний
Главное управление кадров
Главное управление командующего внутренними войсками
Главное управление материально-технического и военного снабжения
Главное управление обеспечения общественного порядка
Главное управление по организованной преступности
Главное управление уголовного розыска
Главное финансово-экономическое управление
Главное управление по экономическим преступлениям
Контрольно-ревизионное управление
Национальное центральное бюро Интерпола
Паспортно-визовое управление
Следственный комитет
Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Управление информации и общественных связей
Управление капитального строительства
Управление международного сотрудничества
Управление режимных объектов
Управление собственной безопасности
Управление специальных перевозок
Штаб тыла.
В 2001 г. Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" была изменена структура Министерства внутренних дел Российской Федерации. В рамках этих изменений создано Главное правовое управление Министерства внутренних дел (ГПУ МВД России).
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 23 июля 2001 г. N 686 утверждено Положение о Главном правовом управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, чем на данное Управление возложены следующие задачи:
приведение в соответствие издаваемых МВД России нормативных актов управления требованиям законности;
совершенствование правовых основ деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
защита прав и законных интересов Министерства в судах;
организационно-методическое руководство правовой работой в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России.
В рамках следующей административной реформы На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации произошли серьезные изменения, сформированы новые государственные структуры.
Современная система органов внутренних дел установлена Указом Президента РФ "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 19.07.2004 № 927. Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел была утверждена соответствующим Приказом МВД РФ от 10.11.2004 № 730.
2.2 Современная система органов внутренних дел
Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел РФ. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Структура Министерства внутренних дел предствалена на рис.1.
Структура министерства
·Министр <#"justify">Рис. 1.
В рамках своих полномочий министр внутренних дел:
) информирует Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предложения по основным направлениям государственной политики в установленной сфере деятельности;
) организует работу центрального аппарата МВД России, утверждает его внутренний распорядок;
) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия должностных лиц системы МВД России по самостоятельному решению возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска задач;
) образовывает в пределах своей компетенции входящие в систему МВД России органы, воинские части внутренних войск, организации и подразделения, осуществляет их реорганизацию и ликвидацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; определяет порядок образования и ликвидации временных структур; осуществляет руководство оперативно-территориальными объединениями внутренних войск (далее - оперативно-территориальные объединения);
) издает нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти; заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности;
) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
) вносит Президенту Российской Федерации:
представления о назначении на должности и освобождении от должностей, которые подлежат замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел, а также о назначении на воинские должности и освобождении от воинских должностей, которые подлежат замещению высшими офицерами; предложения о включении воинских должностей военнослужащих и должностей начальствующего состава органов внутренних дел в соответствующие перечни должностей, подлежащих замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел и высшими офицерами; представления о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава органов внутренних дел сотрудникам и воинских званий высших офицеров военнослужащим в системе МВД России, а также в ФМС России; предложения об учреждении знаков отличия и знаков различия, других официальных символов в системе МВД России; представления о награждении государственными наградами Российской Федерации сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, сотрудников, федеральных государственных служащих и работников ФМС России, других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации; предложения о создании, реорганизации и ликвидации оперативно-территориальных объединений; предложения об установлении количества оперативно-территориальных объединений и их границ (по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации);
) вносит в Правительство Российской Федерации для последующего представления Президенту Российской Федерации:
проект положения об МВД России; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации; предложения о предельной численности сотрудников и военнослужащих системы МВД России; предложения о размере ассигнований на содержание сотрудников и военнослужащих системы МВД России в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; предложения о фонде оплаты труда и предельной численности федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; проект положения о ФМС России по представлению директора ФМС России; предложения по представлению директора ФМС России о фонде оплаты труда и предельной численности сотрудников ФМС России и ее центрального аппарата в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
) вносит в Правительство Российской Федерации представления об объявлении благодарности Правительства Российской Федерации сотрудникам, военнослужащим, федеральным государственным служащим и работникам системы МВД России, сотрудникам, федеральным государственным служащим и работникам ФМС России, а также другим лицам, оказывающим содействие в выполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач;
) утверждает:
положения о структурных подразделениях центрального аппарата МВД России, положения (типовые положения, уставы) об органах, подразделениях и организациях системы МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
структуру и штатное расписание центрального аппарата МВД России в пределах установленных Президентом Российской Федерации фонда оплаты труда и численности сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, типовые структуры и типовые штатные расписания органов, подразделений и организаций системы МВД России, нормативы их штатной численности;
положение о коллегии МВД России;
составы образуемых МВД России координационных и совещательных органов (советов, комиссий), в том числе межведомственных;
положения об образуемых в МВД России консультативных и экспертных органах и их составы;
временные нормы снабжения вещевым имуществом отдельных категорий сотрудников, выполняющих особые задания;
положения о ведомственных наградах, нагрудных знаках и почетных грамотах МВД России, а также их описание;
знаки отличия в системе МВД России, а также их описание;
ежегодный план деятельности ФМС России, отчет о его исполнении, а также показатели деятельности ФМС России;
) назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции сотрудников и федеральных государственных служащих системы МВД России;
) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы и осуществлением трудовой деятельности в системе МВД России;
) прикомандировывает сотрудников и военнослужащих к органам государственной власти Российской Федерации, а также к организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
) устанавливает в пределах своих полномочий порядок отбора на службу (работу) в органы внутренних дел, а также порядок направления на обучение в образовательные учреждения системы МВД России;
) представляет МВД России в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств;
) отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России решения должностных лиц МВД России, органов, подразделений и организаций системы МВД России, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
) заключает отраслевое тарифное соглашение;
) определяет порядок применения действительных и условных наименований в органах внутренних дел и внутренних войсках, присваивает в установленном порядке такие условные наименования;
) устанавливает и определяет на основании решений Правительства Российской Федерации временные нормы положенности вооружения, боеприпасов и других материально-технических средств для органов внутренних дел и внутренних войск, принимающих участие в проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий;
) устанавливает временные нормы продовольственного пайка сотрудникам и военнослужащим системы МВД России при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, а также при выполнении ими отдельных оперативно-служебных и боевых заданий;
) вносит в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета;
) награждает сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, а также граждан, оказавших содействие в выполнении возложенных на МВД России задач, ведомственными наградами и применяет в отношении их другие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощрений;
) имеет наградной и подарочный фонды (в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия) для награждения сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России и ФМС России, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач;
) во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения ФМС России по вопросам, относящимся к сфере миграции, и контролирует их исполнение;
) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
) Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Задачи внутренних войск МВД России:
участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
участие в территориальной обороне Российской Федерации;
оказание содействия Пограничным войскам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации;
) Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Основные задачи Следственного комитета при МВД России:
выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;
расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;
осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.
) Департамент обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДОПТ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Департамент обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, организации специальных и воинских перевозок.
Основными задачами Департамента являются:
разработка общей стратегии государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;
совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина на объектах транспорта;
организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений на объектах транспорта;
обеспечение охраны общественного порядка на объектах транспорта;
организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия в организациях, осуществляющих деятельность на объектах транспорта;
организация специальных и воинских перевозок по Российской Федерации;
управление органами внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
) Административный департамент МВД России совместно с Главным командованием внутренних войск МВД России, главными управлениями МВД России по федеральным округам, министерствами внутренних дел, главными управлениями, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлениями (отделами) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениями (отделами) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружными управлениями материально-технического и военного снабжения обеспечивает эффективную деятельность подразделений делопроизводства и режима, информации, региональных и общественных связей и международного сотрудничества системы МВД России.
Основными задачами Департамента являются:
выработка предложений по формированию государственной политики в установленной области деятельности;
совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной области деятельности;
принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в установленной области деятельности;
руководство подразделениями непосредственного подчинения;
организационно-методическое руководство соответствующими подразделениями органов внутренних дел;
осуществление взаимодействия с Федеральной миграционной службой России в установленной области деятельности;
координация и организация информационно-документационного обеспечения деятельности центрального аппарата МВД России.
) Задачи департамента государственной защиты имущества:
участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности;
обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области государственной защиты имущества;
разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по совершенствованию государственной защиты имущества;
методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по государственной защите имущества в пределах своей компетенции;
осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в установленной области деятельности.
) Основной задачей Департамента кадрового обеспечения является участие в разработке и реализация основных направлений государственной кадровой политики по сотрудникам правоохранительной службы. К компетенции Департамента относится принятие мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования работы с кадрами, поддержанию укомплектованности органов внутренних дел на необходимом для выполнения оперативно-служебных задач уровне и улучшению качественного состава кадров органов внутренних дел, обеспечению установленного порядка прохождения службы в органах внутренних дел, развитию системы профессиональной подготовки кадров МВД России и воспитательной работы среди них, укреплению законности и дисциплины в органах внутренних дел.
) Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департамент ОБДД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Департамент ОБДД МВД России обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения. Департамент выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.
Основными задачами Департамента являются:
разработка предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;
организация и принятие в пределах своей компетенции мер по обеспечению безопасности дорожного движения;
обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
совершенствование системы государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения;
организация и координация деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения;
организационно-методическое руководство органами управления и подразделениями, входящими в систему Госавтоинспекции.
) В настоящее время в оперативном обслуживании органов внутренних дел Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах находятся объекты, подведомственные 18-и федеральным органам исполнительной власти, в том числе: Министерства обороны Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Федерального агентства по промышленности, Федерального космического агентства и ряда других.
) Департамент охраны общественного порядка организационно обеспечивает проведение федеральных и межрегиональных оперативно-профилактических операций и мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений в пределах своей компетенции, осуществляет контроль за выдачей, переоформлением, продлением срока действия, аннулированием (приостановлением действия) лицензий (разрешений) на оружие, рассматривает письма, заявления и обращения юридических и физических лиц.
Важнейшим направлением в работе департамента является возрождение государственной системы профилактики правонарушений. Министерством в настоящее время подготовлен соответствующий проект федерального закона, который проходит процедуры межведомственного согласования.
10) Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом <#"center">2.3 Основные направления деятельности органов внутренних дел
Основными задачами ОВД являются:
) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
) обеспечение охраны общественного порядка;
) обеспечение безопасности дорожного движения;
) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;
) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска), организация их деятельности.
МВД России осуществляет следующие полномочия:
) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;
) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России;
) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью;
) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
) участвует в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
) подготавливает по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:
оперативно-розыскную деятельность;
производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
экспертно-криминалистическую деятельность;
розыск лиц и похищенного имущества;
контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;
лицензирование отдельных видов деятельности;
выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;
контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;
) участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
) обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации;
) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;
) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации;
) участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;
) участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации;
) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;
) организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России;
) участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;
) обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией;
) организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России;
) разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;
) обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;
) организует централизованное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России;
) обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России;
) обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;
) осуществляет информационно-правовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск, ведение баз данных правовой информации в установленной сфере деятельности;
) представляет в установленном порядке в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета;
) обеспечивает совместно с ФМС России взаимодействие органов внутренних дел с территориальными органами ФМС России;
) организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
) организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России;
) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций;
) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2.4 Роль органов внутренних дел в системе профилактики правонарушений
Профилактика правонарушений на протяжении многих лет была и остается одной из основных задач, стоящих перед государством и обществом в целом. На современном этапе угроза криминального характера сопровождается проявлениями терроризма и экстремизма, наркоэкспансией, коррупцией и организованной преступностью. Они нарушают спокойствие граждан, подрывают здоровье и потенциал нации, мешают развитию экономических отношений. Сегодня мы подошли к такому рубежу, когда совершенно очевидна необходимость принятия адекватных мер по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, воздействию на граждан в целях формирования их законопослушного поведения и правового воспитания. Причем все это должно проводиться комплексно, с непосредственным и активным участием всех субъектов государственной системы предупреждения преступлений. В этой системе органы внутренних дел являются основным субъектом специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции. Деятельность милиции направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Приказом Министра от 17 января 2006 г. N 19 определены основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Это прежде всего анализ причин совершения преступлений с выработкой адекватных мер реагирования, выявление и постановка на профилактические учеты лиц криминальной направленности, пресечение преступлений на стадии подготовки, привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах РФ:
- оперативно - розыскную деятельность;
- экспериментально - криминалистическую деятельность органов внутренних дел;
- расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным уголовно - процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел;
- обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно - процессуальных обязанностей.
МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией общественной безопасности, следственными подразделениями, в ходе которого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел и выявлении, раскрытии, расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение; осуществляют меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой охране государственной границ, обеспечение безопасности представительств иностранных государств.
Министерством внутренних дел организуется на территории РФ розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия, и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, идентификация неопознанных трупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка.
Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда пребывания и транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляется охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль за ней.
МВД РФ руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальными моторизированными частями милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых случаев участвует на ряду с другими компетентными органами в обеспечении (в соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории РФ или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении корон тинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
МВД проводит работу по обеспечению исполнению уголовных наказаний и организации содержания, охраны, этапирование, и конвоирования, осужденных и лиц, заключенных под стражу. Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально - полезные связи.
Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские, справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД) крайне необходимые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направленно и организованное ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.
По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств, в том числе со странами ближнего зарубежья. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а так же зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвуют в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.
Для повышения уровня безопасности каждого гражданина требуется объединение усилий органов власти и управления, коммерческих структур, общественных объединений и всего населения в целом. В этих целях необходимо акцентировать внимание на предупреждении правонарушений - как наиболее эффективном механизме защиты российских граждан от преступных посягательств.
Сегодня на ведущее место выходит задача правового воспитания населения, пропаганда патриотизма и здорового образа жизни, в том числе с использованием возможностей средств массовой информации и наружной рекламы. Так, во исполнение поручения Президента России о создании государственной системы профилактики правонарушений органами внутренних дел реализуется ряд информационно-пропагандистских программ, в частности программа по информационной поддержке деятельности участковых уполномоченных милиции. Для этого используются все имеющиеся возможности доведения информации до населения: печатные и электронные СМИ, средства наружной рекламы, изготовление и прокат тематических видеороликов и другие. Одним из условий эффективности профилактических функций органов внутренних дел является формирование и пропаганда положительного образа сотрудника милиции. Общими усилиями надо возвратить утраченное доверие населения к блюстителям правопорядка, чтобы каждый законопослушный гражданин видел в милиционере прежде всего защитника и помощника, готового в любой момент отстоять его права и интересы.
Заключение
В ходе проведенного исследования были рассмотрены следующие вопросы, относящиеся к теории и практике государственного управления в системе органов внутренних дел:
понятие и система органов внутренних дел;
основные направления деятельности и задачи органов внутренних дел;
вопросы государственного управления органами внутренних дел.
По результатам проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
Государственное управление - особый вид социального управления. Понять его эволюцию на протяжении столетий и закономерности возможно с учетом основных положений теории социального управления. Как теория государственное управление выражает единство общего, свойственного социальному управлению, и особенного, характерного для деятельности государственного субъекта. Это целенаправленная, организующая, координирующая и контролирующая деятельность государственных органов и других организаций, подчиненная реализации общественных потребностей и интересов.
Внутренние дела - важнейшая сфера жизнедеятельности общества и государства, представляющая собой комплекс общественных отношений, связанных с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств и иных угроз, с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности. Положение дел в этой области во многом определяет социальное самочувствие общества и поэтому является объектом пристального внимания со стороны государства и его органов.
Государственное управление внутренними делами преследует цели защиты прав, свобод и законных интересов личности, собственности, обеспечения в стране правопорядка, создания безопасных условий для жизни людей.
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности органов внутренних дел. Роль ОВД в государстве огромна. Система органов внутренних дел - это большой институт, состоящий из множества звеньев. На него возлагается множество различных задач. Одно из центральных мест в них занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст.2, 7, ч.1 ст.45, ст.71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, недвусмысленно сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эта же идея: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию.
В своей деятельности органы внутренних дел руководствуются прежде всего основным законом государства то есть Конституцией РФ, федеральными законами, то есть иными актами, которые четко определяют права, обязанности и полномочия тех или иных структурных подразделений ОВД, положением о прохождении службы.
Как уже было отмечено, задачи и функции Министерства внутренних дел в рамках регионов (субъектов РФ), а так же городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строиться с учетом объема и содержания выполняемой ими работы.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря. - 1993г.
2.Указ Президента РФ "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 19.07.2004 № 927.
.Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 46. Ст.4720.
.Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2005. N 4. Ст.305)
.Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2005. N 31. Ст.3233.
.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч.1). Ст.4916;
.Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" // СЗ РФ. 2004. N 13. Ст.1110.
.Приказ МВД РФ от 05.01.2007 N 5 "Об утверждении основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы"
.Приказ МВД РФ от 17.01.2006 N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"
Литература:
10.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник для высшей школы. Курс лекций.М., 2005.С. 207.
11.Бахрах Д.Н. Административное право России. - М., 2000. С.306.
.Белоконь А.В. Правовые аспекты организации деятельности органов внутренних дел. // Административное право и процесс. - 2006. № 2.
.Виневский В.Н. Органы внутренних дел в системе профилактики правонарушений. // Юридический мир. - 2006. № 11.
.Власов Д.В. Основные направления деятельности ОВД. // Российский следователь, 2006. № 7.
.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Издательство "Зерцало", 2006. С.278.
.Журавлев Р.А. Проблемы и опыт организации раскрытия преступлений на селе: Оперативно розыскная работа // Бюллетень МВД России. 2004. № 1.
.Карпекин Ю.Б. Законность и ее обеспечение в деятельности органов внутренних дел. Хабаровск, 2001. С.39.
.Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В., Государственное управление в области внутренних дел, М.: Щит-М, 2007. С.254.
.Коренев А.П., Административная деятельность органов внутренних дел, М.: Юрист, 2006. С.293.
.Максимов А.Н. Стиль управления в органах внутренних дел. // Административное право и процесс. - 2007. № 7.
.МВД России энциклопедия под ред. Некрасова В.Ф.М. 2002 С.401
.Назаренко И.А. Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций. // Административное право и процесс. - 2007. № 7.
.Объединение регионов - веление времени // Комсомольская правда. 2006.10 марта; Новому субъекту - новый закон // Российская газета. 2006.15 марта.
.Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М., 2002. С.265.
.Пашин В.М. О концепции развития систем управления органами внутренних дел: Материалы теоретического семинара, посвященного памяти профессора Туманова Г.А. Современное состояние и перспективы развития теории управления в сфере правопорядка. М.: Академия управления МВД России, 2001.
.Пашин В.М. Управление органами внутренних дел. // Российский следователь. 2007 № 1.
.Попов Л.Л. Административное право. М. 2005. С.370.
.Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Спарк, 2002. С.270.
.Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. С.382.
.Стеценко С.Г. К вопросу о деятельности органов внутренних дел. // Административное право и процесс. - 2007. № 1.
.Судебная и правоохранительная системы / Сост. Л.О. Иванов. - М., - 2004. С.352.
.Сухарев В.Ф. Комплексный подход к совершенствованию организации деятельности органов внутренних дел: Лекция. - М., 2005. С.85.
.Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. - М.: Юрид. лит. 1972.С. 192.
35.Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М.: "Былина", 2001. С.371.
.Цветков Р.В. К вопросу о компетенции органов внутренних дел. // Административное право и процесс. - 2007. № 5.
.Шевцов А.В. О практике взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления. // Административное право и процесс. - 2007. № 1.
.Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учебник. М., 2000. С.263.