Правовое положение полиции России в условиях ее становления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    229,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение полиции России в условиях ее становления

Введение

Управление в области внутренних дел представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов и специально уполномоченных общественных организаций, направленную на обеспечение личной безопасности граждан, защиту их прав и свобод, законных интересов, общественного порядка, общественной безопасности, борьбу с преступностью, ликвидацию условий и причин ее порождающих.

Управление в сфере внутренних дел - это особая область административно-политической деятельности государства, значение которой определяется чрезвычайно актуальными задачами большого политического веса в деятельности органов внутренних дел, а также вне системы Министерства внутренних дел. Функции управления внутренними делами являются довольно сложными. Они охватывают большие по объемам, разнообразные по характеру и правовой природе задачи организации охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Разноплановый характер управленческой деятельности органов внутренних дел проявляется в двух направлениях: во-первых, в организационной деятельности, во-вторых, во внешне системной деятельности. Иначе говоря, кроме организационного управления по выполнению поставленных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, они призваны осуществлять управленческие функции вне системы Министерства внутренних дел относительно различных субъектов правоотношений, в частности граждан, должностных лиц и гражданских учреждений.

Одной из важных задач управления в сфере внутренних дел является практическое проведение в жизнь установленных правил управления поведением и деятельностью должностных лиц в рамках, определенных правовыми нормами, создание им необходимых условий для соблюдения установленных правил, убеждение в необходимости их соблюдения, предоставление помощи общественности и администрации предприятий - учреждений всех форм собственности в поддержании соответствующего порядка в общественных местах.

.       
Государственное управление в области внутренних дел

управление общественный порядок правовой

Управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются рядом органов: Президент РФ издает указы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере внутренних дел, обеспечение и охрану общественного порядка, усиление борьбы с преступностью, вводит в случае необходимости чрезвычайное положение на всей территории РФ и т.д. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями, а также по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов. Непосредственное управление внутренними делами возложено на органы внутренних дел. Возглавляет систему органов внутренних дел МВД России, которое несет ответственность за состояние работы органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей, осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел. На МВД России возложены: обеспечение выполнения органами внутренних дел и внутренними войсками законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к ведению органов внутренних дел. МВД России принимает участие в обеспечении режима чрезвычайного положения или военного положения и т. д.

. Сущность и содержание государственного управления в области внутренних дел

Управление в области внутренних дел как отрасль государственного управления возникло в России в 1802 г. при Александре I. Тогда для совершенствования системы государственного управления под руководством М.М. Сперанского было создано восемь министерств, в том числе Министерство внутренних дел, которое через подчиненных ему губернаторов осуществляло административно-политический контроль за населением и территорией всей Российской империи, охраняло общественный порядок и безопасность, боролось с преступностью. Кроме того, оно ведало промышленностью, торговлей, дорогами, почтой, медицинскими учреждениями, полицией, местами заключения, заботилось о развитии «добрых нравов». Первому министру внутренних дел В.П. Кочубею вменялось в обязанность «печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве Империи».

На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось. После Октябрьской революции 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД, затем МВД) занимался строительством советской власти и многими другими внутренними делами, оставаясь вплоть до 60-х гг. XX в. на базе труда заключенных самым крупным промышленным и строительным министерством.

В современных условиях в соответствии с конституционными положениями, закрепившими изменения политической системы, организации государственной власти, федеративного устройства, экономических отношений, правового регулирования, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел, полиции. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.

В общем виде к объектам управления в области внутренних дел относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Область внутренних дел государства включает в себя различные группы общественных отношений, связанные с:

защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств;

выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания;

осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

обеспечением безопасности дорожного движения;

осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России;

охраной имущества физических и юридических лиц по договорам.

Возникающие в процессе названной деятельности общественные отношения по своей сути относительно близки, похожи, родственны и поэтому объединены в одну область внутренних дел.

Следовательно, сущность управления в области внутренних дел и его специфика состоит в том, что оно не только представляет собой целенаправленную организующую деятельность, но и включает непосредственную практическую охрану прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Содержание управления в области внутренних дел обусловливается характером и особенностями общественных отношений, составляющих объект управляющего воздействия, т.е. специфика объекта определяет и особенности управления в этой сфере. Его отличает: 1) динамизм функционирования; 2) значительно больший по сравнению с другими сферами управления объем государственно-властных принудительных полномочий; 3) профилактическая направленность; 4) сочетание централизма и децентрализма; 5) особенности службы в органах внутренних дел (вооруженность, строгая дисциплина, единоначалие, форма одежды, социальная защищенность личного состава).

3. Органы управления внутренними делами


Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 18 июля 1996 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, реализации функций органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации [, сх. 37].

В целях координации усилий страны с другими государствами в борьбе с преступностью Правительство утвердило 5 января 1995 г. Положение о представителях МВД России в зарубежных государствах. Эти представители выполняют возложенные на них задачи в государствах пребывания под руководством глав дипломатических представительств России. В систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений, частей, органов управления внутренними войсками.

Деятельность осуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Организация управления в области внутренних дел

Основными задачами Министерства являются:

разработка, и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;

руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности;

совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства.

В соответствии с этими задачами Положением подробно определены функции и полномочия Министерства.

Задачи и функции органов внутренних дел и внутренних войск регламентируются рядом нормативных правовых актов: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции». Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999 г., и другими нормативными актами.

. Понятие общественного порядка и общественной безопасности

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.

Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни.

Во-вторых, общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.

В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).

В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников полиции.

В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.

В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая полиция нравов.

В-седьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств полиции и внутренних войск.

В-восьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.

В-девятых, с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное - определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.

В теории административного права понятие «общественный порядок» принято рассматривать в широком и узком смыслах.

Общественный порядок в широком смысле понимается как все связи и отношения в обществе, весь его строй.

Общественный порядок в узком смысле включает не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах.

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Таким образом, общественный порядок - это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Реальную угрозу общественной безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной власти, в том числе полиции, госнаркоконтроля и других правоохранительных органов.

К числу угроз общественной безопасности относятся незаконная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изуверских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др.

Общественной безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправных транспортных средств, управление транспортными средствами в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищенность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое распространение.

5. Правовое положение полиции России в условиях ее становления


В условиях реформирования МВД России Президент страны за последние 1,5 года внес существенные изменения в деятельность Министерства. В сущности, Президент страны поставил все точки над «i», т.е. разрешил проблемные в течение длительного времени вопросы определения места и роли органов внутренних дел РФ. Это недопущение раздробления силовой структуры (правоохранительного органа) по аналогу бывшей милиции, а также разрешение проблем финансирования полиции.

Это мы можем заметить, в частности, в президентских указах:

от 1 марта 2011 г. №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Этим же Указом утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Структура центрального аппарата МВД России;

от 1 марта 2011 г. №250 «Вопросы организации полиции»;

от 1 марта 2011 г. №254 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»;

от 1 марта 2011 г. №249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»;

от 1 марта 2011 г. №251 «О внеочередной аттестации сотрудников ОВД Российской Федерации» и др.

В процессе анализа Указа Президента России «Вопросы организации полиции» мы можем заметить, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при ЧС и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД), оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

По существу, Президент России своим Указом «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» определил, чем должно заниматься МВД России. Практически каждый главк, департамент, управление получили четкую задачу, детально очерченный круг обязанностей. Здесь же определена структура Министерства.

В итоге МВД России подверглось серьезному преобразованию, в частности, некоторые департаменты поменяли названия, иные стали главными управлениями, а некоторые подразделения выделились из департаментов, став самостоятельными управлениями.

В итоге видим рождение МВД России и полиции в новом облике.

Необходимо отметить два момента:

Первое - каким образом действующий милиционер становится полицейским.

Второе - каков порядок отличительных особенностей по вопросам наличия специальных званий в системе МВД России.

В первом случае на основании Указа Президента России «О внеочередной аттестации сотрудников ОВД Российской Федерации» все сотрудники милиции проходят внеочередную аттестацию. Так, данным Указом утверждены:

а) Положение о Комиссии при Президенте России по проведению внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ, претендующих на замещение должностей высшего начсостава в этих органах;

б) Состав Комиссии при Президенте России по проведению внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ, претендующих на замещение должностей высшего начсостава в этих органах.

Во исполнение данного Указа МВД России обязано:

а) до 15 марта 2011 г. представить на рассмотрение образованной Комиссии, кандидатуры на должности, подлежащие замещению лицами высшего начсостава ОВД РФ;

б) до 1 июня 2011 г. обеспечить в установленном законодательством порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ, претендующих на замещение иных должностей в этих органах;

в) обеспечить учет мнения постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, образованных в соответствии с Указом Президента России от 11 декабря 2010 г. №1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», при проведении внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ, претендующих на замещение должностей заместителей руководителей территориальных органов и руководителей подразделений территориальных органов МВД России по субъектам РФ, назначение на которые будет осуществляться Министром внутренних дел РФ.

Подобная процедура должна проходить и в отношении других категорий сотрудников милиции. Прохождение аттестации, направленное на комплектование полицейских подразделений из числа сотрудников милиции, должно завершиться в течение 2011 г.

Во втором случае порядок определения, кто будет аттестован полицейским, а у других специальное звание будет как «офицер внутренней службы», «офицер юстиции». Например, сотрудники подразделений: уголовного розыска, экономической безопасности, вневедомственной охраны, собственной безопасности, дорожной безопасности, патрульно-постовой службы, дежурной части, участковые и инспекторы по делам несовершеннолетних дознания - являются полицейскими. При том те, кто служит, скажем, в Контрольно-ревизионном управлении, кадрах, тыловых службах и финансовых подразделениях или медицинских и др., - нет.

Положительным фактором является то, что Д.А. Медведев определил не только полицейские функции и обязанности, но и порядок создания, реорганизации и ликвидации.

В указах практически определены не только взаимоотношения полицейских и населения, но и порядок внутренней службы. То есть определены права и обязанности полицейского и иных сотрудников по отношению друг к другу начальников и подчиненных, уровень и степень их ответственности.

В пределах своих полномочий полиция оказывает содействие:

федеральным органам государственной власти;

органам государственной власти субъектов РФ и иным государственным органам;

органам местного самоуправления и иным муниципальным органам;

общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Законом также определены основные направления деятельности полиции. Так, деятельность полиции осуществляется по следующим направлениям:

защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

предупреждение и пресечение преступлении и административных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

розыск лиц;

производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

обеспечение правопорядка в общественных местах;

обеспечение безопасности дорожного движения;

контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента России сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, ФКЗ, другие нормативные правовые акты Президента и нормативные правовые акты Правительства России, а также ведомственные акты МВД России.

В своей деятельности полиция руководствуется также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

МВД России разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту и в Правительство России проекты ФКЗ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и нормативных правовых актов Правительства РФ, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России (ст. 4), и в ее состав могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель МВД России, руководители территориальных органов МВД России и руководители подразделений полиции, и они несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок ее создания, реорганизации и ликвидации определяются непосредственно Президентом России, а нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции определяются руководителем МВД России.

В заключение представляется необходимым отметить, что формирование правового поля деятельности полиции должно быть завершено при принятии всех необходимых нормативных правовых актов.

Заключение

Система правоохранительных органов образуется из судебных органов, органов прокуратуры, органов безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов. По своей сути все они в различных формах осуществляют государственную власть самостоятельно в пределах своих полномочий, взаимодействуя друг с другом.

Как известно, не имеется единого нормативного акта, который объединял бы все правоохранительные органы, установил их полномочия, структуру, состав. Более того, законодательно не установлено само понятие «правоохранительные органы» и нет законченного перечня органов, занимающихся правоохраной. Отсюда и расходятся мнения исследователей, прежде всего по поводу включать ли судебные органы в правоохранительные.

Основными задачами правоохранительных органов страны является восстановление нарушенного права, либо наказание правонарушителя, либо в одновременном наказании и восстановлении прав человека, общества, государства.

Для осуществления возложенных задач правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями, официально представляя и действуя от имени государства. Поэтому решения, принимаемые правоохранительными органами, подлежат обязательному выполнению любыми должностными лицами и всеми гражданами. Правоохранительные органы применяют к нарушителям норм права меры правового воздействия, то есть принуждают правонарушителя к соблюдению установленных обязанностей. Однако и применение мер правового воздействия к правонарушителям должно регулироваться только законом.

Деятельность отельных органов основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах, соответствующих Федеральных конституционных законах, федеральных законах, положениях и постановлениях. В них определяются компетенция правоохранительных органов, их задачи, функции и структура. Поэтому данные органы имеют свои методы осуществления деятельности, которые направлены на достижение общей цели - обеспечение правопорядка в государстве. Основными принципами деятельности системы правоохранительных органов являются соблюдение законности, уважение и защита прав человека и гражданина.

Рассмотрение правоохранительных органов государства требует комплексного подхода, поскольку главное назначение их - охрана прав граждан, юридических лиц и государства невозможно без всеохватывающего, всестороннего взаимодействия всех соответствующих органов исполнительной ветви власти. Все они находятся во взаимосвязи между собой и с органами, содействующими правоохране - правоприменяющими, все они входят в правоохранительную систему государства.


.     О полиции [Электронный ресурс]: [федеральный закон принят Гос. Думой: от 7 февраля 2011 г.]: // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2013 МВД России.

2.      Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации [Электронный ресурс]: [указ Президента РФ издан 01.03.2011 г. №249] // Консультант Плюс, contact@consultant.ru

.        О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: [указ Президента РФ издан 1.03. 2011 №254] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации© 2013, МВД России

4.      Российская Федерация. Законы. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон принят Гос. Думой: от 6 февраля 1997 г.] // СЗ РФ. 1997 г. - №6. - Ст. 711.

.        Российская Федерация. Законы. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования [Текст]: [федеральный закон принят Гос. Думой: от 19 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. - №25. - ст. 2485.

.        Российская Федерация. Указы. Положение о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации [Текст]: [указ Президента РФ издан: от 3 марта 1999 г. ред. 18.05. 2012 г.] // СЗ РФ. 1999 г. - №10. - Ст. 1182.

.        Российская Федерация. Указы. Об утверждении Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий [Текст]: [указ Президента РФ издан 01.03.2011 г. №253] // Российская газета. - 2 марта 2011 г. - Федеральный выпуск №5419

.        Российская Федерация. Указы. О внеочередной аттестации сотрудников ОВД Российской Федерации [Текст]: [указ Президента РФ издан: от 01.03.2011 г. №249] // Российская газета. - 2 марта 2011 г. - Федеральный выпуск №5419 от 1.03.2011 №251

9.   Российская Федерация. Указы. Положение о министерстве внутренних дел РФ [Текст]: [указ Президента РФ издан 18 июля 1996 г.]. - СЗ РФ. - 1996. - №30. - Ст. 3605; 1997. - №36. - Ст. 4133; 1998. - №17. - Ст. - 1915; №43. - Ст. 5333.

.     Российская Федерация. Указы. Вопросы Министерства внутренних дел РФ [Текст]: [указ Президента РФ издан 1.03. 2011 №248] // Российская газета. - 2 марта 2011 г. - Федеральный выпуск №5419

11.    Вопросы организации полиции [Электронный ресурс]: [указ Президента РФ издан 1.03. 2011 №250] // КонсультантПлюс, contact@consultant.ru.

12.    Российская Федерация. Указы. О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка [Текст]: [указ Президента РФ издан 11 декабря 2010 г. №1535] // Российская газета. - 13 декабря 2010 г. - Федеральный выпуск №5360.

13. Положение о представителях МВД России в зарубежных государствах [Электронный ресурс]: [указ Президента в ред. Указов Президента РФ от 25.11.2003 №1389, от 26.06.2013 №581] // КонсультантПлюс, contact@consultant.ru.

.     Вопросы организации полиции [Электронный ресурс]: [указ Президента РФ издан 1.03. 2011 №250] // КонсультантПлюс, contact@consultant.ru.

15. Бутылин, В.Н. Административное право и процесс [Текст]: / В.Н. Бутылин, А.С. Дугенец, Ф.П. Васильев. - М.: «Юристь», 2011. - №5. - 29-31 с.

16.    Попов, Л.Л. Административное право [Текст]: учебник / Л.Л. Попов. - М.: «Юристь», 2002. - 697 с.

.        Овсянко, Д.М. Административное право [Текст]: учебное пособие / Д.М. Овсянко. - Изд. 3, пер. и доп. - М.: «Юристь», 2000. - 450 с.

Похожие работы на - Правовое положение полиции России в условиях ее становления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!