Система продвижения товара на рынок на примере ПО 'Кондитер'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    269,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система продвижения товара на рынок на примере ПО 'Кондитер'

Содержание

Реферат

Введение

. Теоретические основы продвижения товаров на рынок

.1 Продвижение продукта в системе маркетинговых коммуникаций

.2 Система продвижения товара

.3 Основные средства маркетинговых коммуникаций

.4 Синтетические средства маркетинговых коммуникаций

.5 Этапы процесса планирования системы маркетинговых коммуникаций на рынке

. Анализ деятельности ПО «Кондитер» и его системы продвижения товаров

.1 Характеристика деятельности ПО «Кондитер»

.2 Анализ основных показателей деятельности ПО «Кондитер»

.3 Анализ организации системы продвижения продукции ПО «Кондитер»

.4 SWOT - анализ ПО «Кондитер»

. Совершенствование существующей системы продвижения товаров ПО «Кондитер»

.1 Мероприятия по совершенствованию системы продвижения продукции ПО «Кондитер»

.2 Эффективность от предложенных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Реферат


Тема дипломной работы: «Система продвижения товара на рынок (на примере ПО «Кондитер»).

Объектом исследования дипломной работы является деятельность ПО «Кондитер».

Предмет исследования - система продвижения товаров ПО «Кондитер».

В первой главе описаны теоретические основы продвижения товаров на рынок. В том числе, продвижение продукта в системе маркетинговых коммуникаций, система продвижения товара, основные средства маркетинговых коммуникаций, этапы процесса планирования системы маркетинговых коммуникаций на рынке.

Глава вторая включает в себя анализ деятельности ПО «Кондитер» и его системы продвижения товаров.

В третьей главе проведена разработка мероприятий совершенствования системы продвижения товаров ПО «Кондитер» и проведена оценка эффективности предлагаемых мероприятий.

Введение


С ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг, в условиях острой борьбы за покупателя все актуальнее становится проблема планирования и организации продвижения продукции на рынок.

Продвижение товаров - естественный инструмент экономики и важный регулятор рыночной системы. Организация эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций - это весьма сложная задача, для реализации которой требуется четкая и слаженная работа квалифицированных специалистов торгово-сбытовых и маркетинговых подразделений предприятий.

При разработке системы продвижения товара для конкретного предприятия необходимо знать нужды, запросы потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как простроить систему сбыта товара; как рекламировать и продвигать товар на рынке.

Актуальность темы заключается в том, что в деятельности по продвижению результатов производства нет однозначных рекомендаций, внедрение которых обеспечит положительный результат. Это задача с множеством неизвестных и для успешного ее решения необходимо больше искусство управленца. Товары, которые необходимо продавать продаются по разному: некоторые - дорогостоящие методом прямых продаж, другие - по многоуровневым каналам дистрибьюции.

Каждое предприятие имеет свои отличительные способности и свое развитие, систему организации. Совершенствование системы продвижения продукции в условиях рынка является необходимым фактором успешного развития предприятия. Значит, ее изучение и совершенствование является необходимым. Целью данной дипломной работы является совершенствование системы продвижения товаров на примере ПО «Кондитер» . Для раскрытия поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Изучить теоретические и методологические основы продвижения продукции на рынок;

·        Исследовать маркетинговый анализ деятельности предприятия;

·        Провести анализ деятельности ПО «Кондитер» и используемой системы продвижения продукции на рынок.

·        Разработать рекомендации по совершенствованию процесса продвижения продукции ПО «Кондитер» на рынок.

·        Определить эффективность предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования является ПО «Кондитер».

Предметом исследования является система продвижения товаров ПО «Кондитер».

Теоретический материал по организации продвижения в работе представлен в основном зарубежными авторами, такими как Ф. Котлер, Питер Р. Диксон и отечественными, такими как Багиев Г.Л., Голубков Е.А. и другими.

1. Теоретические основы продвижения товаров на рынок

 

.1 Продвижение продукта в системе маркетинговых коммуникаций


Анализ изученной литературы по рассматриваемой проблеме показал, что на сегодняшний день не существует единого, общепринятого понятия продвижения продукта от производителя к потребителю.

Так, по мнению Г. Л. Азоева - это базовый элемент, генеральная цель и линия поведения в маркетинге <file:///G:\Downloads\Продвижение\?1879053312@0805810176>, состоящая в приспособлении характеристик товара к требованиям рынка; совокупность самых разных мер, усилий, действий, предпринимаемых производителями <file:///G:\Downloads\Продвижение\?1879053312@0805588224>, продавцами <file:///G:\Downloads\Продвижение\?1879053312@0811161856> товара, посредниками <file:///G:\Downloads\Продвижение\?1879053312@0806789120> в целях повышения спроса, увеличения сбыта, расширения рыночного поля товара. В ходе выполнения работ по продвижению товара определяются способы стимулирования его продаж <file:///G:\Downloads\Продвижение\?1879053312@0811391744>, для чего устанавливается сотрудничество с торговыми представителями. Вкусы и потребности пользователей товара формируются при этом как спонтанно, так и организованно, усилиями служб маркетинга. Задача продвижения - максимально приспособить продукцию к потребностям и вкусам потребителей[1].

По мнению известного западного маркетолога Ф. Котлера под продвижением продукта понимается совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить[15]. Роль продвижения заключается в налаживании коммуникаций с отдельными личностями, группами людей и организациями с помощью прямых (например, реклама) и косвенных (например, интерьер банка) средств, с целью обеспечения продаж продуктов организации. Современные организации используют сложные коммуникационные системы для поддержания контактов с посредниками, клиентами, с различными общественными организациями и слоями. В этом плане понятия маркетинговые коммуникации и методы продвижения продукта в существенной мере являются идентичными, хотя специалисты относят к продвижению продукта и маркетинговым коммуникациям различные группы методов. Так, прямой маркетинг может относиться к методам маркетинговых коммуникаций или к методам организации розничной торговли [15].

Комплекс продвижения (коммуникационный комплекс) включает следующие элементы: реклама, стимулирование сбыта (продаж), персональная продажа, связи с общественностью, а также спонсоринг, брэндинг и прямой маркетинг.

Однако, следует иметь в виду, что коммуникационную функцию также выполняют и другие элементы комплекса маркетинга. Например, порой дизайн товара, его характеристики, упаковка и цена говорят потребителю значительно больше о товаре, чем его реклама.

Потребитель обычно не сразу принимает решение о покупке. Он проходит через несколько стадий «созревания» до покупки (первоначальная осведомленность, появление интереса, оценка, опробование, принятие решения о покупке) [6].

На разных стадиях готовности, потребитель использует различные источники информации, прежде чем сделать покупку. При налаживании коммуникаций надо знать, на какой стадии принятия продукта находится потребитель и какой информацией он пользуется.

Налаживание эффективных маркетинговых коммуникаций осуществляется в следующей последовательности: идентифицируется целевая аудитория; определяется ее желаемая ответная реакция, которая в большинстве случаев предполагает покупку; определяются цели коммуникационной компании; разрабатывается коммуникационное сообщение; выбираются коммуникационные каналы, определяется лицо, которое делает сообщение (передает информацию); устанавливается обратная связь с целевой аудиторией; разрабатывается общий бюджет продвижения (коммуникационный бюджет); выбираются методы продвижения, и оценивается эффективность коммуникационной деятельности.

Целевая аудитория представляет совокупность потенциальных или существующих покупателей или потребителей, принимающих покупательские решения или оказывающие на них влияние. В качестве целевой аудитории могут рассматриваться индивиды, группы людей, различные слои общества.

В качестве примера можно привести следующие цели налаживания коммуникаций для продвижения продукта:

. Доведение до потребителя информации о появлении новой категории продуктов.

. Доведение до потребителя информации об отдельных марках продуктов относящихся к определенной категории.

. Выработка у потребителя положительного отношения к продуктам определенной марки.

. Обеспечение у потребителя желания купить продукт данной марки.

. Создание условий для удобной покупки на выгодных условиях [4].

Однако в большинстве случаев эти цели требуют уточнения с учетом конкретной стадии покупательской готовности покупателя, а именно осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, убежденность, совершение покупки.

Для создания первоначальной осведомленности достаточно просто несколько раз повторять в обращении название фирмы или продуктовой марки. Далее потребителям, проявившим интерес необходимо сообщить дополнительные знания о фирме или ее определенных продуктах. Далее коммуникационная компания направлена на выработку благоприятного мнения. Следующий шаг- выработка у потребителей чувства предпочтения к продвигаемому продукту путем описания его достоинств. Далее необходимо чувство предпочтения перевести в убежденность о необходимости совершить покупку. И заключительный шаг - склонить потребителя сделать покупку. Это может быть достигнуто за счет различных средств: предоставление ценовых скидок, возможности апробировать продукт и т. д.

После определения желаемой реакции аудитории разрабатывается коммуникационное сообщение, при этом определяется, что передать и как передать [5].

Коммуникационные каналы бывают личными и безличными. В первом случае двое или более общающихся людей контактируют между собой непосредственно или с помощью различных средств (телефон, почта, интернет и т.п.). В данном случае легко устанавливается эффективная обратная связь. Некоторые личные коммуникационные каналы контролируются создающими их организациями, например, деятельность торговых агентов. Другие - не контролируются, например, контакты с потребителями независимых экспертов. Общение с целевыми покупателями осуществляется через канал молвы. Выявив лидеров мнения в разных целевых аудиториях, устанавливаются коммуникации с ними, путем создания для них выгодных условий приобретения товара. В дальнейшем эти лидеры мнений без каких-то дополнительных вложений в продвижение товара начнут его продвигать через канал молвы.

С помощью безличностных коммуникационных каналов информация передается без личных контактов и непосредственной обратной связи. Безличностные каналы состоят, прежде всего из СМИ и наружных носителей информации. Функции безличностного коммуникационного канала выполняют также различные мероприятия, проводимые организациями с теми или иными целями, например презентации, юбилеи, дегустации, подведение итогов конкурса и т.д.[1].

Одно из труднейших маркетинговых решений заключается в формировании бюджета продвижения продуктов. Бюджет продвижения отражается в плане маркетинга. План маркетинга детально раскрывает политику в области торговли и обслуживания, цен, рекламную стратегию, что позволяет достигнуть планируемых объемов продаж и занять соответствующее место на рынке [22].

План маркетинга может включать в себя следующие разделы:

. Генеральная маркетинговая стратегия.

. Ценовая политика.

. Тактика продаж.

. Обслуживание гарантии.

. Реклама.

Приблизительная структура маркетинговых затрат приведена на рисунке 1 [4].

Для определения затрат на продвижение могут использоваться различные методы, среди них важнейшие: метод «от наличных средств», метод «процент от объема сбыта», метод долевого участия в рынке, метод конкурентного паритета и метод «исходя из целей и задач».

Разработка бюджета на продвижение продукта методом «от наличных средств» осуществляется исходя из мнения руководства организации относительно уровня возможных затрат на эти цели. Данный метод полностью игнорирует влияние затрат на объем продаж, затраты могут быть как чрезмерными, так и неоправданно малыми.

Рисунок 1 - Структура маркетинговых затрат

Особенностью метода «процент от объема сбыта» является то, что здесь затраты как определенный процент от текущих или прогнозируемых объемов сбыта, либо как определенный процент от цены реализации. Данный метод заставляет думать о зависимости между затратами, ценой продажи и прибылью на единицу продукции. Недостаток этого метода заключается в том, что он объем сбыта рассматривает скорее как причину, а не как следствие продвижения продукта [18].

Метод долевого участия в рынке основан на том, что в отраслях, где велико сходство между продуктами, обычно существует достаточно четкое соотношение между рыночной долей и долевом участии в отраслевом продвижении продукта. Зная это, некоторые организации ставят целью достижение определенного значения показателя рыночной доли и затем устанавливают соответствующий процент (немного превышающий показатель рыночной доли) затрат на продвижение продуктов.

Используя метод конкурентного паритета затраты устанавливаются на уровне соответствующих затрат конкурентов, часто на уровне среднеотраслевых затрат.

Метод «исходя из целей и задач» - разработка бюджета продвижения исходя из определения специфических целей продвижения отдельных продуктов и конкретных задач, реализация которых приведет к достижению поставленных целей. Обычно бывает весьма затруднительно заранее определить количество средств, необходимых для достижения той или иной цели. Если бюджет становится слишком большим, то должны быть пересмотрены цели. Точно также после проведения компании продвижения следующий бюджет должен составляться с учетом полученных результатов. Эффективность данного метода очевидна тогда, когда можно легко проверить результаты конкретных компаний по продвижению продуктов [6].

Выбор тех или иных методов продвижения/комбинаций методов определяется следующими главными факторами: денежными ресурсами, целями кампании в области продвижения, характеристиками целевого рынка, характеристиками продукта, его ценой, возможностью применения тех или иных методов продвижения, нахождением потребителя на определенной стадии готовности купить продукт, выбранной стратегией продвижения [10].

Выбор оптимального сочетания различных маркетинговых инструментов существенно зависит от особенностей жизненного цикла товара. Стандартный жизненный цикл товара имеет следующие стадии: разработка, выход на рынок, рост, зрелость (насыщение), спад. Для многих товаров жизненный цикл может сильно отличаться от стандартного из-за сезонности, капризов моды, смены увлечений, (рисунок 2).

Методы продвижения могут быть различными для разных стадий жизненного цикла продукта. На стадии внедрения активно используется реклама, как для потребительских товаров, так и для продукции производственно- технического назначения. Для многих продуктов на этой стадии также широко используется персональная продажа и стимулирование сбыта. Для потребительских товаров повседневного спроса на стадии роста и насыщения активно используется реклама.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики жизненного цикла товара.

Характеристика

Этап жизненного цикла товара






Разработка (выбор)

Внедрение

Рост

Зрелость

падение

Цели и стратегия маркетинга

Определение неудовлетворенной потребности, изучение нужд и запросов потребителей. Поиск ниши рынка

Формирование рынка для продукта и построение сбытовой сети для целевого сегмента.

Рост объемов продаж. Вхождение на другие сегменты рынка. Расширение ассортимента. Ориентация на более массовый рынок

Рост оборотов. Особое внимание имиджу торговой марки. Ориентация на все сегменты рынка

Сокращение объемов и определение вариантов реструктуризации производства. Поиск прототипа для базовой модели

Емкость рынка и динамика сбыта

Потенциальные

Некоторый рост

Быстрый рост

Стабилизация или незначительный рост

сокращение

Конкуренция

Отсутствует

Незначительная

Заметная

Сильная

Слабеющая

Масса прибыли

Отрицательная

На уровне точки безубыточности

Быстро возрастающая

Стабильная или слабо возрастающая

Сокращающаяся

Норма прибыли

Лимиты бюджетов

Низкая

Высокая

Стабильная, или постепенно снижающаяся

Падающая



Продвижение продукции производственно- технического назначения на этих стадиях жизненного цикла требует концентрации усилий на использование персональной продажи и стимулирования сбыта.

На стадии спада маркетологи обычно уменьшают деятельность по продвижению «старых» продуктов, особенно использование рекламы. Больше внимания уделяется персональной продаже и стимулированию сбыта [6].

Цена также существенно влияет на выбор методов продвижения. Дорогие товары обычно требуют более интенсивного использования персональной продажи, так потенциальные покупатели желают получить более конкретную информацию о ценовой политике. Для дешевых товаров повседневного спроса более широко используется реклама.

При ориентации на потребителя можно отметить следующее: реклама и связи с общественностью играют наибольшую роль на стадиях первоначального ознакомления и проявления интереса со стороны потребителей к дополнительной информации. На стадиях благорасположения и предпочтения возрастает роль персональной продажи, подкрепленной рекламой. На стадиях убежденности и совершения покупки главная роль отводится стимулированию сбыта и персональной продаже [4].

При продвижении продукта применяются стратегия «проталкивания» и стратегия «вытягивания».

Стратегия «проталкивания» предполагает деятельность по продвижению, адресованную только представителям распределительной системы, следующим в канале распределения сразу же за производителем, например, оптовым торговцам, с целью склонить их «довести» продукт до конечного потребителя [19].

Стратегия «вытягивания» - деятельность организации, направленная на продвижение продукта, адресована конечным потребителям, которые при желании купить продукт начинают его требовать от представителей распределительной системы, которые в свою очередь обращаются к производителю. Большинство организаций используют комбинацию этих двух стратегий [19].

1.2 Система продвижения товара

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода.

Системный подход - конкретно-научный метод диалектико-материалистической методологии, имеющий общенаучное значение.

Ключевым понятием системного подхода является «система».

Система (от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

На практике для реализации системного подхода необходимо предусмотреть выполнение следующей последовательности действий:

• формулировку задачи исследования;

• выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

• установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;

• определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;

• разработка модели системы и проведение на ней исследований.

В настоящее время много работ посвящено системным исследованиям. Общее у них то, что все они посвящены решению системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза. Задача анализа предполагает определения свойств системы по известной ей структуре, а задача синтеза - определение структуры системы по ее свойствам. Задачей синтеза является создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами, а задачей анализа - изучение свойств уже существующего образования. Рассмотрим особенности реализации системного подхода.

Любое исследование предваряет его формулировка, из которой должно быть понятно, что нужно делать и на основании чего это делать.

В формулировке задачи исследования надо постараться различить общий и частный планы. Общий план определяет тип задачи - анализ или синтез. Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию, а именно:

) разработать (общий план - задача синтеза) систему мероприятий, предназначенную для продвижения товаров на рынок (частный план);

) определить (общий план - задача анализа) эффективность мероприятий по продвижению товаров на рынок (частный план).

Конкретность формулировки задачи во многом зависит от знаний исследователя и имеющейся информации. Меняется представление о системе и это приводит к тому, что почти всегда имеются различия между поставленной и решаемой задачей. Чтобы они были несущественными, формулировка задачи должна корректироваться в процессе ее решения. Изменение в основном будут касаться частного плана сформулированной задачи.

Систему продвижения товаров на рынок можно представить следующим образом (рисунок 3).

Далее рассмотрим составляющие системы продвижения товаров на рынок.

В указанную систему, по мнению В.Д. Марковой[24], включены следующие мероприятия: промоушен, маркетинговые коммуникации, комплекс продвижения, которые направлены на формирование спроса и стимулирование сбыта.

В основе маркетинговых коммуникаций лежит обмен маркетинговой информацией между двумя и более людьми.

Рисунок 2 - Система продвижения товаров на рынок

Наглядно система продвижения продукции на рынок представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Элементы процесса продвижения продукции на рынок

Рассмотрим подробнее указанные элементы системы продвижения продукции на рынок.

1.3 Основные средства маркетинговых коммуникаций


Реклама как элемент комплекса маркетинговых коммуникаций

Одно из центральных мест в системе маркетинговых коммуникаций занимает реклама (англ. advertising). Из многочисленных определений рекламы можно выделить следующие:

"Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора" (определение Американской маркетинговой ассоциации АМА).

"Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы (какого-то дела, кандидата, правительства)".

Наиболее важными характеристиками рекламы, как одного из главных средств СМК являются следующие:

-       неличный характер;

-       односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю;

-       неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы;

-       общественный характер;

-       легкость определения спонсора, рекламодателя, субъекта, за чей счет и от чьего имени осуществляется реклама;

-       пристрастность;

-       броскость и способность к увещеванию.

В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать следующие задачи:

-       информирование (формирование осведомленности о новом товаре, конкретном событии, о фирме и т. п.);

-       увещевание (постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа фирмы и ее товаров;

-       убеждение покупателя совершить покупку; поощрение факта покупки;

-       напоминание (поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками, напоминание, где можно купить данный товар) и другие задачи;

-       позиционирование (перепозициопирование) товара/фирмы-коммуникатора;

-       удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке;

-       создание имиджа фирмы, который выделял бы фирму среди конкурентов.

В конечном счете, все функции рекламы, так же как и других элементов комплекса маркетинга, сводятся к достижению основных целей СМК: формирование спроса и стимулирование сбыта.

Важным является деление рекламы по используемым средствам и приемам на этичную и неэтичную, на добросовестную и недобросовестную, рекламу позитивную и антирекламу.

Существует классификация рекламы по типу инициатора коммуникации (спонсора) (реклама от имени производителей и торговых посредников, реклама от имени частных лиц, реклама от имени правительства, социальная реклама от имени общественных организаций, политическая реклама от имени определенных политических идей, партий, деятелей); в зависимости от типа целей аудитории (зависимости от типа целевой аудитории выделяют (в сфере бизнеса (business-to-business, b-t-b) и обращение к индивидуальному потребителю); по предмету рекламной коммуникации (товарная реклама, имиджевая реклама, реклама идеи, личности, территории). По характеру воздействия на аудиторию выделяют жесткую и мягкую рекламу.

Средства рекламы (каналы распространения рекламных посланий) выбираются таким образом, чтобы эффективно достичь внимания целевой аудитории. Причем, основными критериями при выборе каналов распространения рекламных посланий является обеспечения максимального охвата целевой аудитории, соответствие стоимости размещения рекламы с рекламным бюджетом и соответствие характера рекламного сообщения особенностям канала. Кроме того, выбор средств рекламы производится таким образом, чтобы обеспечить необходимый географический охват потребителей и желаемые частоту и форму подачи материала. Особенности средств распространения рекламы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристики средств распространения рекламы

1

2

3

4

Средство распространения рекламы

Рекламная аудитория

Преимущества

Недостатки

Ежедневные газеты.

Широкая аудитория, индивидуальные потребители.

Своевременность; большой охват местного рынка; высокая степень восприятия; определенность по местоположению.

Кратковременность (незначительное количество вторичных читателей); неизбирательная аудитория; ограниченный круг читателей.

Журналы

Широкая аудитория индивидуальных потребителей; посреднические организации; те или иные специалисты.

Высокое качество воспроизведения рекламы; значительное количество вторичных читателей; высокое избирательность аудитории.

Высокая стоимость размещения рекламы; длительный временной разрыв между подачей рекламной информации и ее появлением в журнале.

Телефонные справочники

Широкая аудитория, проживающая на определенной территории.

Близость рекламодателя к потребителю.

Низкая степень воздействия на потенциального потребителя.

Радио

Аудитория, которая находится в зоне работы радиостанции.

Массовость; высокий демографический охват; невысокая стоимость.

Невысокая степень избирательности; только звуковые средства; невысокая степень привлечения внимания.

Телевидение

Широкая аудитория

Широта охвата; высокая степень привлечения внимания; высокое качество воспроизведения рекламного обращения с использованием изображения, звука, движения.

Высокая стоимость производства и размещения рекламы; кратковременность рекламного контакта; невысокая избирательность аудитории; насыщенность рекламой.

Наружная реклама

Широкая аудитория, контактирует с данным видом рекламы вблизи рекламных точек или в местах сосредоточения людей.

Высокая частота повторных контактов; высокая степень восприятия; невысокая стоимость.

Невысокая избирательность аудитории; ограничения информационного и творческого характера.

Почтовая реклама

Аудитория, которая по составу и количеству контролируется рекламодателем

Персональное обращение к аудитории; своевременность; возможность передать более полную информацию о данном товаре или услуге.

Высокие затраты на 1000 рекламных контактов.


При выборе средств рекламы необходимо учитывать соответствие характера самих маркетинговых коммуникаций, характеру представляемого товара и типу рекламного сообщения. А также особенности целевой аудитории, на которую ориентируется рекламодатель. Чаще всего, залогом высокой эффективности рекламного сообщения может послужить комбинация используемых средств распространения информации.

Прямой маркетинг

Прямой маркетинг (директ - маркетинг, ДМ, от англ. direct marketing, DM) представляет собой непосредственное (при отсутствии промежуточных звеньев) интерактивное взаимодействие продавца/производителя и потребителя в процессе продажи конкретного товара. При этом покупателю отводится роль не пассивного объекта воздействия со стороны коммуникатора, а активного и полноправного участника делового диалога.














Рисунок 1 - Процесс прямого маркетинга

Планируемой ответной реакцией коммуникации директ - маркетинга является непосредственная покупка товара. Таким образом, прямой маркетинг может рассматриваться в двух основных аспектах: с одной стороны - это средство налаживания планируемых взаимоотношений с покупателем; с другой стороны - это непосредственное осуществление сбытовых операций, обеспечение необходимого предпродажного обслуживания и т. п. Последний подход позволяет рассматривать ДМ как одну из форм прямого сбыта (канал распределения нулевого уровня).

Процесс прямого маркетинга (см. рис. 1) осуществляет планирование особым образом, поскольку первоочередными задачами маркетинга являются продажи, и он опирается на высококачественные базы данных. База данных - это сущность прямого маркетинга. Она содержит информацию о покупателях и перспективных клиентах, которая собирается на протяжении значительного времени.

Прямой маркетинг в настоящее время - одно из наиболее стремительно растущих направлений не только маркетинговых коммуникаций, но, пожалуй, и всей маркетинговой деятельности в целом. По некоторым прогнозам, в ближайшие годы кардинально возрастет удельный вес продаж посредством директ - маркетинга (ДМ) в общем объеме сбыта. Ожидается, что ДМ серьезно потеснит рекламу как главное средство маркетинговых коммуникаций фирм-производителей с индивидуальными потребителями. Среди основных коммуникационных целей, эффективно достигаемых посредством средств ДМ, необходимо назвать:

-       привлечение внимания получателя;

-       удержание потребителя в сфере воздействия коммуникатора;

-       развитие долговременных личностных отношений с получателем;

-       стимулирование акта покупки и создание предпосылок многочисленных повторных покупок;

-       в некоторых случаях - изучение реакции потребителя на тот или иной товар (возможность непосредственного получения ценной маркетинговой информации).

Рассмотрим следующие основные формы прямого маркетинга:

Личная, или персональная, продажа (англ. personal selling) была и остается главным средством прямого маркетинга. Причем этот приоритет настолько явный, что во многих случаях персональная продажа непосредственно, без упоминания ДМ, представляется как один из основных элементов коммуникационного микса.

Директ - мейл - маркетинг (англ. direct mail marketing) называют еще по инерции прямой почтовой рекламой, так как коммуникатор в рамках данной формы коммуникаций чаще всего обращается к адресату с письменным посланием, отправляемым по почте (факсимильная связь, электронная почта).

Каталог-маркетинг (англ. catalogue marketing) - метод прямого маркетинга с использованием каталогов товаров, рассылаемых покупателям по почте либо продающихся в магазинах. Каталоги традиционно представляют собой многостраничные проспекты с фотографиями товаров и указанием цен на них. Как одну из разновидностей маркетинга по каталогу можно рассматривать размещение в периодических изданиях различной направленности купонов заказов на конкретный товар.

Телефон-маркетинг (англ. telemarketing) предполагает установление контакта между коммуникатором и адресатом посредством телефона. Коммуникационные характеристики телефон - маркетинга сходны с аналогичными характеристиками персональных продаж. Данная форма ДМ особенно эффективна для налаживания первичного контакта, как предварительная стадия, для применения приемов персональных продаж, посылки к адресату торгового агента.

Телемаркетинг прямого отклика (англ. direct-response television marketing) иногда называют еще "магазином на диване". Непродолжительные информационные программы, посвященные описанию конкретных товаров. Покупатель заявляет о своем намерении приобрести представляемый товар, позвонив по указанным в ходе трансляции телефонам. После этого заказанный товар курьером доставляется на дом к заказчику.

Преимущества директ - мейл и телемаркетинга позволяют объединить в себе такую новую коммуникационную технологию, как интернет-маркетинг (англ. Internet-marketing).

Одной из важнейших тенденций практики развития директ-маркетинга является системное и комплексное использование различных средств ДМ в достижении маркетинговых целей. Этот процесс в последнее время настолько актуален, что это позволило некоторым специалистам говорить о формировании системы интегрированного директ-маркетинга.

Связи с общественностью или паблик рилейшнз

«Паблик рилейшнз» (англ. Public relations) - управляемый процесс коммуникации между фирмой и обществом, который информирует общественность о деятельности фирмы с коммерческими, специальными или иными целями. Цели же эти должны быть ясными, социально полезными, а информация по их достижению - точной и без пропагандистской окрашенности.

Паблисити, по определению Американской маркетинговой ассоциации, представляет собой неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены. По нашему мнению, наиболее обоснованным подходом к паблисити является понимание его как одной из форм связей с общественностью.

Генеральная цель паблик рилейшнз - формирование ситуации успеха фирмы в обществе.

Основные цели:

позиционирование объекта (от англ. position - положение, нахождение) - создание и поддержание благоприятного имиджа;

повышение имиджа - после квалифицированно выполненного позиционирования можно перейти к повышению (возвышению) имиджа;

антиреклама, т.е. снижение имиджа. Цель антирекламы - уменьшить приток клиентов в том случае, если фирма не в состоянии всех удовлетворить, а обижать отказом не желательно. В этом случае, следует разъяснять клиентам существующие проблемы.

«отстройка от конкурентов» - как правило, это комбинация возвышения одного имиджа при снижении другого (или позиционирование своего объекта ПР на фоне конкурентов). Отстройка может быть явной и скрытой (например, зачем пить плохой кофе, если можно пить хороший чай);

контрреклама - восстановление случайно сниженного имиджа. Опровержение недобросовестной (неэтичной, заведомо ложной) и иной рекламы конкурентов. Контрреклама распространяется с целью ликвидации негативных последствий недобросовестной рекламы, устранение противоречий. Контрреклама обязательно должна быть дана вовремя, тогда она эффективна вдвойне;

изучение влияния внешней среды на деятельность фирмы: отслеживание изменений в государственной политике, международном положении, общественном мнении, Исследование демографических, культурно-этических и других факторов. Поиск, изучение и выявление спонсоров и инвесторов.

Для достижения целей паблик рилейшнз используются многочисленные и разнообразные средства и приемы, такие как: организация связей со СМИ, паблик рилейшнз в Интернете, презентации, публичные выступления, фотовыставки, организация участия представителей фирмы в работе съездов и конференций профессиональных или общественных организаций. Рассмотрев наиболее общие проблемы формирования маркетинговых коммуникаций средствами паблик рилейшнз, перейдем к анализу четвертого основного для рассматриваемой деятельности элемента коммуникационного микса - стимулирования сбыта.

Стимулирование сбыта

Стимулирование сбыта, как форма маркетинговых коммуникаций, представляет собой систему краткосрочных побудительных мер и приемов, направленных на поощрение покупки или продажи товара и принимающих форму дополнительных льгот, удобств, экономии и т. п. Иными словами, покупатели или другие целевые аудитории, на которых направлены мероприятия стимулирования сбыта, получают нечто бесплатно, или за меньшую цену, или с большими удобствами. Причем все это получается адресатом дополнительно, сверх того, что оговаривается основным, стандартным соглашением с продавцом.

В связи с тем, что название данной формы коммуникаций "стимулирование сбыта" звучит так же, как и одна из функций СМК, оправданно применение тождественного англоязычного термина - "сейлз промоушн" (salespromotion).

В книге Ф. Котлера «Основы маркетинга» следующим образом расшифровывается понятие стимулирование потребителей и стимулирование сферы торговли. Первое - это распространение образцов, льготные купоны, предложение о возврате денег, упаковки по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны, демонстрации. Стимулирование сферы торговли включает в себя «зачеты» за покупку, предоставление товаров бесплатно (на пробу), зачеты дилерам за включение в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов дилеров [4].

Субъектами (коммуникаторами) мероприятий продвижения продаж могут выступать фирмы - производители товаров и торговые посредники (как оптовые, так и розничные). Цели, достигаемые приемами стимулирования сбыта, определяются маркетинговыми задачами фирмы и характеристиками целевой аудитории, на которую они направлены.

Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителя (англ. - consumer sales promotion), чаще всего преследуют такие маркетинговые цели:

-       познакомить потребителя с новинкой;

-       "подтолкнуть" его к покупке;

-       увеличить количество товарных единиц, покупаемых одним покупателем;

-       поощрить приверженцев конкретной торговой марки и постоянных покупателей;

-       снизить временные колебания сбыта (сезонные, по дням недели, в течение дня) и др.

При воздействии приемами стимулирования сбыта на торговых посредников (англ. trade promotion) решаются следующие основные задачи:

-       поощрить увеличение объема сбыта;

-       стимулировать заказы максимальных по объему партий товара;

-       поощрить обмен передовым опытом в реализации конкретного товара и т.п.

Мероприятия по стимулированию сбыта могут проводиться как самой фирмой, так и специализирующимся в этой сфере рекламными и коммуникационными агентствами, которые имеют опыт, необходимых квалифицированных специалистов, банк торгового персонала.

1.4 Синтетические средства маркетинговых коммуникаций


Понятие фирменного стиля, бренда и брендинга

Первоочередной задачей товаропроизводителя является самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов. Именно эти предпосылки способствовали формированию первых общенациональных и международных брендов. Рассматриваемые понятия "фирменный стиль", "бренд" и "брендинг", тесно связаны между собой.

Фирменный стиль (англ. corporate identity) является одним из инструментов формирования бренда и одновременно - элементом брендинга.

Классик теории и практики рекламы, Дэвид Огилви, дал следующее определение бренда: "Это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Бренд также является сочетанием впечатления, которое он производит на потребителей, и результатом их опыта в использовании бренда". Бренд представляет собой сочетание двух основных составляющих, указанных выше: имя бренда и образ бренда. В последнее время специалистами называются еще и бренд-миф - корпоративная легенда компании-коммуникатора.

Коммуникационные характеристики спонсорства

С организационно-юридической точки зрения спонсорство можно рассматривать как систему взаимовыгодных договорных отношений между спонсором и субсидируемой стороной (реципиентом), общей целью которой является достижение коммуникационно - маркетинговых целей первого.

Характер этих отношений четко регламентирован и основывается на принципе исполнения взятых на себя обязательств каждой из сторон. В большинстве случаев эти обязательства закрепляются в заключаемых договорах. Так, например, спонсор берет обязательства предоставить в распоряжение субсидируемой стороны деньги и/или другие предпринимательские ресурсы (например, свои товары, услуги, сырье и т. п.). Спонсироваться могут конкретные лица, группы лиц, организации или мероприятия, различные кампании в разнообразных областях человеческой деятельности. С другой стороны, реципиент обязуется предпринимать действия, которые непосредственно или косвенно должны способствовать достижению маркетинговых целей спонсора. Совокупность привилегий, получаемых спонсором, обычно называется спонсорским пакетом.

Как синтетическое средство маркетинговых коммуникаций спонсорство представляет собой сложный комплекс приемов и мер, включающих элементы таких средств, как паблик рилейшнз, реклама, стимулирование сбыта.

Выставочная деятельность как элемент СМК

Выставка - это показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив. Ярмарка представляет собой крупный рынок товаров, действует в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте и, на котором экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном и международном масштабах.

Если рассматривать совокупность выставок/ярмарок с точки зрения их специализации, то выделяются следующие типы:

-       универсальные;

-       многоотраслевые;

-       отраслевые;

-       выставки потребительских товаров.

Тип выставки во многом определяет основной контингент ее посетителей, характер аудитории. Это должно обязательно учитываться фирмой - участницей выставки с позиций целей ее коммуникационной политики и маркетинговой деятельности в целом. Для того чтобы сделать участие в выставке (ярмарке) более эффективным средством коммуникаций, необходимо изучить структуру и основные этапы организации типичной, достаточно крупной выставки.

1.5 Этапы процесса планирования системы маркетинговых коммуникаций на рынке


Налаживание эффективных маркетинговых коммуникаций осуществляется в следующей последовательности:

. Анализ состояния внешней и внутренней среды

Прогнозирование угроз и возможностей непосредственно связано с проведением ситуационного анализа микро- и макро - среды компании. На этом этапе может быть использован метод SWOT- анализа. Также ключ к правильному решению проблемы формирования эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций лежит в системном, комплексном восприятии всей рыночной деятельности фирмы. Необходимо четкое понимание того, что реклама (и другие коммуникации) - один из элементов маркетинга. Только системный маркетинговый подход, осознание приоритета нужд потребителя позволит сформировать по-настоящему действенный комплекс маркетинговых коммуникаций. Основное внимание здесь следует уделять факторам, влияющим на эффективность маркетинговых обращений. Однако они не в состоянии решить проблемы, связанные с ценой товара или его доступностью, поскольку могут лишь переориентировать восприятие покупателей.

Предположим, что маркетинговый план определяет высокую цену товара или ограниченность каналов его распределения в качестве слабых мест компании. В этом случае для оправдания высокой цены план маркетинговых коммуникаций может быть нацелен на подчеркивание качества товара и его высокой реальной ценности. Ограниченность каналов распределения объясняется эксклюзивным характером подобной продукции.

. Определение целей

Коммуникационные цели могут быть спланированы с использованием моделей иерархии результатов, которые будут служить основой для определения степени воздействия разрабатываемого плана на потребителей. Цели маркетинговых коммуникаций обычно попадают в одну из следующих категорий:

·        создание осведомленности;

·        достижение понимания;

·        обеспечение изменений в отношении к товару и в его восприятии;

·        достижение изменения в поведении потребителей;

·        подкрепления предыдущих решений.

Некоторые инструменты маркетинговых коммуникаций могут оказаться более эффективными в достижении конкретных целей по сравнению с другими, что является важным фактором развития маркетинговых коммуникаций на четвертом этапе планирования.

3. Выбор целевой аудитории

Маркетинговое обращение, доставленное неправильно выбранной аудитории, заранее обречено на неудачу. В планах маркетинговых коммуникаций целевые аудитории идентифицируются для конкретных коммуникационных действий.

Для правильного определения целевой аудитории маркетологи и специалисты по продвижению должны иметь подробную информацию, как о рынке, так и товаре, его производителе и продавцах, а также о конечном потребителе и целевом использовании предлагаемого товара, кто сможет влиять на покупательские решения потребителей и их восприятие продукции.

. Выбор приемов осуществления маркетинговых коммуникаций

Один из важнейших этапов планирования комплекса маркетинговых коммуникаций заключается в определении и выборе видов продвижения в общей системе маркетинга. Комплекс маркетинговых коммуникаций, называемый также комплексом стимулирования, состоит из четырех основных средств воздействия: реклама, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз и личная продажа.

. Выбор стратегии маркетинговых обращений

Процесс определения информации, которую необходимо сообщить целевой аудитории, является трудным и чрезвычайно важным. Хотя разные целевые аудитории имеют различные потребности в маркетинговой информации, все используемые обращения должны быть согласованы с общим обращением компании, ее торговой марки или ее товара. Определив желаемую ответную реакцию, можно приступить к разработке эффективного обращения. Обращение должно привлечь внимание, удержать интерес, возбудить желание и побудить к совершению действия - модель «интерес-желание-действие».

. Выбор каналов распределения информации

Необходимо выбрать действенные каналы коммуникации. Различают каналы двух видов: каналы личной коммуникации и каналы неличной коммуникации.

Каналы личной коммуникации. Канал личной коммуникации подразумевает непосредственное общение. Это может быть общение лицом к лицу, общение одного лица с аудиторией, общение по телефону, с помощью телевидения и даже посредством личной переписки по почте. Каналы личной коммуникации эффективны благодаря гибкости личного обращения и установлению обратной связи.

Каналы личной коммуникации можно разделить следующим образом:

-       разъяснительно-пропагандистский канал, он формируется, когда представители торгового персонала фирмы вступают в контакт с покупателями;

-       экспертно-оценочные каналы, их составляют независимые лица, обладающие необходимыми знаниями и делающие заявления перед целевыми покупателями;

-       общественно-бытовой канал, его участники - соседи, друзья, члены семьи или коллеги, беседующие с покупателями. Для большинства людей это наиболее важный и действенный канал во всех товарных сферах.

Многие специалисты в области маркетинга считают, что личное влияние играет большую роль применительно к товарам высокой стоимости и повышенного риска. Исследования психологов и социологов показывают, что свыше 90% людей совершают нестереотипные поступки под влиянием лидеров из их личного окружения. Личное влияние играет большую роль в отношении всех товаров.

Для стимулирования работы каналов личного влияния в свою пользу можно принять меры по выявлению влиятельных лиц и сосредоточить дополнительные усилия на их обработке. Можно заручиться поддержкой влиятельных лиц в рекламе или создать рекламу, порождающую обсуждение проблемы и слухи.

Каналы неличной коммуникации - это средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и обратной связи. К ним относятся средства массового и избирательного воздействия, специфическая атмосфера, мероприятия событийного характера.

Разработка стратегии выбора средств доставки осуществляется совместно с разработкой стратегии обращений и с учетом возможностей бюджета маркетинговых коммуникаций.

Для успешного планирования системы доставки маркетинговых обращений процесс их выбора должен включать в себя строгий анализ достоинств и недостатков и использование специальной рейтинговой системы, показывающей, как и почему выбран тот или иной канал распространения рекламы.

. Определение бюджета

Бюджет является одним из ключевых факторов, определяющих степень использования каждого элемента маркетинговых коммуникаций - микс. После того как бюджет маркетинговых коммуникаций оказывается сформулированным в общих чертах, начинается его распределение между отдельными инструментами маркетинговых коммуникаций и т. д.

. Реализация стратегии

Успех любой стратегии маркетинговых коммуникаций во многом зависит от ее правильного осуществления. Процесс реализации стратегии состоит из трех самостоятельных этапов. На первом этапе менеджер по маркетинговым коммуникациям должен принять конкретные решения по всем элементам плана - средствам рекламы, ее объемам, времени выпуска, и т. д. Затем необходимо создать условия для воплощения всех принятых решений и назначить людей, ответственных за каждую задачу.

Успешная реализация выбранной стратегии требует координации усилий всех участвующих в ее осуществлении специалистов.

. Оценка результатов.

После окончания этапа реализации управляющий службой маркетинговых коммуникаций должен выяснить, позволили ли предпринятые меры достичь поставленных целей. Для оценки результатов программы необходимо решение трех задач. Во-первых, менеджеры службы маркетинговых коммуникаций должны разработать критерии эффективности оцениваемой программы, что бы знать каких реальных результатов следует ожидать. Во-вторых, менеджеры обязаны отслеживать фактическое продвижение к поставленным целям. В-третьих, менеджеры должны сравнивать полученные результаты с выбранными критериями, чтобы определить степень эффективности затраченных усилий.

Описываемый процесс является общей схемой разработки плана маркетинговых коммуникаций. Все его этапы могут быть использованы при создании плана для конкретной коммуникационной функции, например для стимулирования сбыта или рекламы.

После получения оценки эффективности реализованной стратегии разработчики плана маркетинговых коммуникаций получают возможность выявить его недостатки и предложить необходимые корректировки.

2. Анализ деятельности ПО «Кондитер» и его системы продвижения товаров

маркетинговый коммуникация рынок продвижение

2.1 Характеристика деятельности ПО «Кондитер»


Основная деятельность: производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий на территории Поспелихинского района и Алтайского края, прибыль от которых направляется на расширение деятельности.

ПО «Хлеб» является крупнейшим производителем хлебобулочных изделий села Поспелиха. Он обеспечивает хлебом и кондитерскими изделиями 65% населения района и специализируется на выпуске хлебобулочных изделий массовых сортов и мучных кондитерских изделий. Предприятие располагается по адресу: Алтайский край, Поспелихинский район, с. Поспелиха, пер. Мамонтовский, 29.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 -Организационная структура ПО «Кондитер»

Организационная структура предприятия является линейно- функциональной.

Преимущество такой структуры для предприятия заключается в сосредоточении всех функции управления у директора, что позволяет обеспечить единство и четкость управления; у каждого исполнителя есть свой руководитель, что обеспечивает быстроту реакции на прямые указания и распоряжения руководителя.

Недостатки используемой структуры:

высокие требования к уровню знаний и подготовки руководителей структурных подразделений;

перегрузка директора большим объемом получаемой и анализируемой информации;

отсутствие в организации специальных подразделений планирования и контроля.

Высшим органом управления ПО «Кондитер» является директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед законом и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ПО «Кондитер» и подчиняется непосредственно директору предприятия. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. Бухгалтера утверждает директор предприятия с учетом объемов работы и особенностей производства.

Основными задачами являются:

.        организация учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

.        осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета;

Бухгалтер осуществляет следующие функции:

.        предприятие обязано вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении;

.        главными задачами бухгалтера являются: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимого для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми службами, банками и другими заинтересованными организациями и лицами;

.        обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

.        своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

.        предприятие, осуществляя постановку бухгалтерского учета самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования, определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации, разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

.        организация учета основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, денежных средств и других ценностей предприятия, издержек производства и обращения, исполнения смет расходов; составление отчетных калькуляций себестоимости и продукции, балансов и бухгалтерской отчетности.

Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями. Должностные обязанности главного технолога, зав. складом, пекаря, кассира приведены в Приложении Г.

Источниками образования средств являются: денежные и имущественные взносы участников, доходы от реализации продукции предприятия, кредиты банков.

Основной целью деятельности ПО «Кондитер» является получение прибыли.

Задачи потребительского объединения: изучение конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка; обеспечение оперативного регулирования объема и номенклатуры производства, что позволяет приспосабливаться к колебаниям спроса на продукцию; обеспечение высокого качества продукции; увеличение производственной мощности предприятия и улучшение его использования; обеспечение средствами производства и организация их ремонта; внедрение безотходных технологий, сертификация качества, совершенствование организации внутризаводского транспорта.

Свою продукцию предприятие реализует по договорным, свободным, оптово-отпускным ценам в с. Поспелиха и близ лежащим населенным пунктам. Приобретение ресурсов для бесперебойной и ритмичной работы осуществляется предприятием непосредственно у производителей, в оптовой торговле, у организаций материально-технического снабжения, у индивидуальных предпринимателей, а также в других посреднических организациях.

2.2 Анализ основных показателей деятельности ПО «Кондитер»


Анализ финансово - экономической деятельности ПО «Кондитер» за последние три года производится с целью выявления динамики основных технико-экономических показателей.

Для получения представления о масштабах деятельности ПО «Кондитер», особенностях его деятельности необходимо проанализировать основные показатели деятельности предприятия (таблица 1). Показатели представлены и рассчитаны на основе данных финансовой отчетности.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ПО «Кондитер» за 2009-2011 гг.

Показатель

2009 г

2010 г

Отношение 2011 г. К 2009 г., в %

1. Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

2483

2828

2636

106,1

2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

511

556

572

102,1

3. Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб.

455

628

462

101,5

4. Среднесписочная численность работников, чел.

76

84

84

110,5


За анализируемый период товарная продукция увеличилась на 6,1% по сравнению с 2009 годом.

Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 2,1% в 2011году и составила 57276 тыс. рублей в сравнении с 2009годом.

Среднегодовой остаток оборотных средств увеличился не значительно на 1,5%, среднесписочная численность работников предприятия возросла на 10,5% в 2011году, в сравнении с 2009 годом.

Таким образом, ПО «Кондитер» является малым предприятием.

Численность работников возросла на 8 человек и в 2011 году составила 84 работника.

Предприятие позиционируется на рыке как районный поставщик хлебобулочных и кондитерских изделий.

Ряд крупных супермаркетов, таких как «Мария - Ра» и «Аникс», работают с поставщиками хлебобулочных изделий из других районов, поэтому составляют серьезную конкуренцию продукции ПО «Кондитер».

Структура производства продукции на протяжении последних трех лет принципиально не изменялась и выглядит следующим образом (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура выпускаемой продукции ПО «Кондитер»

Из приведенных данных видно, что большую долю в производимой продукции составляет производство хлебобулочной продукции, а так же производство тортов. Торты изготавливаются как исходя из установленного ассортимента, так и под заказ. Кондитерская продукция пользуется большим спросом среди населения с.Поспелиха. Это объясняется тем, что на территории с.Поспелиха практически отсутствуют конкуренты (имеются мелкие производителя, не составляющие конкуренцию ПО «Кондитер»), а так же для производства используется высококачественное, натуральное сырье. Поскольку выпускаемая продукция имеет ограниченный срок реализации, она выпускается оптимальными, с точки зрения реализации, партиями. На предприятии практикуется изготовление тортов, пирожных, хлебобулочной продукции «под заказ», что очень удобно для потребителей. Отсутствие большого количества посредников положительно сказывается на цене реализуемой продукции для потребителей.

Ко всей выпускаемой продукции ПО «Кондитер» предъявляются жесткие требования к качеству. Готовую продукцию принимают партиями. Партией в торговой сети считают, например хлеб одного наименования полученный по одной товарно-транспортной накладной. Показатели: форму, поверхность, цвет, массу контролируют на 2-3 лотках от каждой вагонетки, контейнера или стеллажа; 10% изделий от каждой полки. Результаты контроля распространяют на вагонетку, контейнер, стеллаж, полку, от которых отбиралась продукция. При получении неудовлетворительных результатов проводят сплошной контроль (разбракование). Коэффициенты, отражающие эффективность использования основных средств представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ эффективности использования основных средств ПО «Кондитер»

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение 2011 г. к 2009 г.





абсолютное

темп роста, %

1. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

511

556

572

609

111,90

2. Среднегодовая численность работников, чел.

76

84

84

88

110,53

3. Выручка от реализации, тыс. руб.

2483

2828

2636

152

106,14

4. Чистая прибыль, тыс. руб.

459

622

199

-259

43,50

5. Фондоотдача, руб.

4,85

5,09

4,60

-0,25

94,85

6. Фондоемкость, руб.

0,21

0,20

0,22

0,01

104,76

7. Фондорентабельность, руб.

0,09

0,11

0,03

-0,06

33,33


Эффективность использования основных средств снизилась за счет того, что среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 11,9 %, а выручка увеличилась на 6,14 %. В 2011 г. на 1 руб. основных средств приходилось 4,6 руб. выручки, что на 0,25 руб. ниже, чем было в 2009 г. Соответственно возросла фондоемкость продукции на 4,76 %.

Если в 2009 г. затрачивалось 21 копейка основных средств на 1 руб. выручки, то в 2011 г. на 1 копейку больше. Также произошло снижение рентабельности фондов. В 2009 г. на 1 руб. основных средств приходилось 9 копеек чистой прибыли, а в 2011 г. на 6 копеек или на 66,67 % меньше. Таким образом, можно сказать о снижении эффективности использования основных фондов на предприятии.

Трудовые ресурсы торгового предприятия являются важным экономическим резервом.

Рассмотрим состав и структуру трудовых ресурсов за три отчетных года ПО «Кондитер».

Таблица 3 - Состав и структура трудовых ресурсов ПО «Кондитер»

Показатель

2009 год

2010год

2011год

Отношение 2011г. к 2009г.







чел

% к итогу

чел

% к итогу

чел

% к итогу

абсолютное, чел

% к итогу

Руководители

6

8,33

6

7,70

6

7,41

0

98,32

Специалисты

10

12,50

10

11,54

12

14,81

3

130,95

Служащие

38

50,0

45

53,85

44

51,85

6

114,62

Рабочие

22

29,17

23

26,91

22

25,93

0

98,25

Среднегодовая численность, всего

76

100

84

100

84

100

8

110,53


Как видно из таблицы трудовые ресурсы включают в себя рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

За исследуемый период среднегодовая численность работников увеличилась на 8 человек и в 2011 г. составила 84 человека.

Рост численности связан с ростом служащих на 6 работников (их численность в 2011 г. составила 44 человека) и ростом численности специалистов на 2 работника (их численность в 2011 г. составила 12 работников). Численность руководителей и рабочих на протяжении всего исследуемого периода остается неизменной. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ПО «Кондитер»

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение 2011 г. к 2009 г.





Абсолютное (+,-)

темп роста, %

Среднесписочная численность работников, чел.

76

84

84

8

110,53

Выручка от реализации, тыс. р.

2483

2828

2636

152

106,14

Производительность труда, тыс. р./чел.

326

336

313

-129

96,03

Трудоемкость, чел./млн.р.

0,31

0,30

0,32

0,01

103,23


Из расчетов следует, что производительность труда снизилась на 129 тысяч рублей на одного работника и в 2011 году составила 313 тысячи рублей. Снижение производительности труда связано с опережающими темпами роста среднесписочной численности работников над темпами роста выручки от реализации, соответственно возросла трудоемкость 3,23 %.

Оценку финансовой деятельности представим с помощью показателей в таблице 5.

Таблица 5 - Анализ финансовой деятельности ПО «Кондитер»

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение 2011 г. к 2009 г.





абсолютное, (+,-)

темп роста, %

Выручка от реализации товаров, тыс. руб.

2483

2828

2636

152

106,14

Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

2334

2663

2552

217

109,32

Валовая прибыль, тыс. руб.

148

164

83

-65

56,31

Коммерческие расходы, тыс. руб.

49

45

27

-21

55,67

Прибыль от продаж, тыс. руб.

99

119

56

-43

56,62

Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб.

-32

-79

-20

12

61,56

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

666

858

361

-305

54,20

Чистая прибыль, тыс. руб.

459

622

199

-259

43,50


В целом финансовая деятельность предприятия имеет тенденцию к снижению. Лишь в 2010 году отмечена положительная тенденция показателей прибыли. За исследуемый период выручка от продажи товаров увеличилась на 152 тысяч рублей, себестоимость возросла на 2176 тысяч рублей. За счет того, что темпы роста выручки ниже темпов роста себестоимости, валовая прибыль имеет тенденцию к снижению. За 2009-2011 гг. она снизилась на 650 тысяч рублей или на 43,69 % и в 2009 году составила 838 тысяч рублей. Также снизились коммерческие расходы - на 219 тысяч рублей или на 44,33 %. Соответственно, прибыль от продаж также имеет отрицательную тенденцию. Если в 2009 году данная величина составляла 994 тысяч рублей, то в 2011году она снизилась на 43,38 % и составила 562 тысяч рублей.

2.3 Анализ организации системы продвижения продукции ПО «Кондитер»


ПО «Кондитер» занимает достойное место на рынке кондитерских изделий и радует своих потребителей и партнеров своеобразными вкусами и качеством продукции.

В настоящее время ПО «Кондитер» представляет собой высокотехнологичную кондитерскую фабрику с ассортиментом более 40 наименований. Продукция реализуется в с.Поспелиха и по всему Алтайскому краю.

Говоря о системе продвижения, мы должны рассмотреть тех, на кого она направлена - потребителей ПО «Кондитер».

Таблица 6 - Доля прямых поставок ПО «Кондитер» по районам

Район

Доля поставок, %

Поспелиха

10

Поспелихинский район

20

Новичихинский район

15

Шипуновский район

10

Курьинский район

10

Остальные районы

35


Возможные факторы, которые могут повлиять на сбыт: рост цен на сырье, материалы, энергоресурсы, транспортные тарифы. В целом, перечисленные факторы являются внешними, и повлиять на них представляется невозможным.

Cледует отметить, что за отсутствием маркетолога, сотрудники не в полном объеме осуществляют анализ маркетинговой среды. Многие моменты просто не принимаются во внимание. Таким образом, наблюдается отсутствие целенаправленной системной маркетинговой деятельности по исследованию маркетинговой среды.

Согласно исследованиям, на ПО «Кондитер» отсутствуют четкие и обусловленные цели, задачи коммуникационной политики. Недостаток опыта ведет к неправильному выбору средств воздействия на потребителей. Отсутствие системности инструментов продвижения, данные мероприятия носят единичный характер, кроме того, в ПО «Кондитер» отсутствует контроль и анализ за каждой коммуникационной компанией.

При определении бюджета программы продвижения ПО «кондитер» преимущественно использует «метод остатка. Остаточное финансирование (метод разработки бюджета «исходя из возможностей») ведет к ограничению возможностей маркетинговых коммуникаций.

До настоящего времени ПО «Кондитер» не занималось разработкой и реализацией комплексной системы продвижения. В основном это были единичные действия, не вызывающие заметного положительного эффекта. На предприятии ПО «Кондитер» из маркетинговых мероприятий используется только реклама. Реклама реализуется через телевидение, показ видеоролика (50 секунд) посвященного продукции ПО «Кондитер» на телеканале «ТВ-3 Поспелиха».

Это связанно с перезагруженностью сотрудников отдела сбыта и отсутствием должности маркетолога, за которым были бы закреплены основные задачи по продвижению товара.

2.4 SWOT - анализ ПО «Кондитер»


Отправной точкой для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге.

В соответствии с тем, что исследуемое предприятие относится к сфере продаж товаров массового потребления и с учетом данных, полученных путем проведенного SWOT-анализа (таблица 3), можно сделать заключение, что предприятию необходимо придерживаться стратегии массового маркетинга, с целью привлечения как можно большего числа покупателей.

Таблица 7- SWOT- анализ ПО «Кондитер»

Сильные стороны компании

Возможности

Качество выпускаемой кондитерской продукции Возможность поддержания более низких цен по сравнению с основными участниками рынка. Наличие квалифицированных кадров, способных при достаточном финансировании обеспечить существенное повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Сотрудничество с РАЙПО, фактически являющимся монополистом в продажах в сельской местности.

Увеличение покупательского спроса Неудачное поведение конкурентов. Появление новых поставщиков. Снижение налогов и пошлин. Совершенствование технологии производства

Слабые стороны компании

Угрозы внешней среды

Высокий уровень износа основных фондов (прежде всего их активной части). Высокая энерго- и трудоемкость производства продукции, обусловленная моральным и физическим износом применяемого оборудования. Дефицит финансовых ресурсов.

Появление сильных конкурентов Увеличение цен на сырье Сбои в поставке сырья Неизбежное обострение конкуренции на внутреннем рынке.


В результате изучения деятельности предприятия были выявлены следующие проблемы:

1.      На предприятии отсутствуют каналы обратной связи с покупателями. То есть, у руководства нет представления о покупательских предпочтениях и желаниях. Оно может делать выводы о мнении покупателей о предлагаемом товаре только путем анализа получаемой предприятием прибыли. Также такое положение дел свидетельствует о том, что руководство предприятия не имеет возможности заранее знать чего хотят их покупатели и что планируют конкуренты и, соответственно, нет возможности оперативной коррекции ассортимента продукции и ее цены.

2.      Наблюдается отсутствие целенаправленной системной маркетинговой деятельности по анализу маркетинговой среды;

.        Практически не развита система продвижения продукции, что в свою очередь сдерживает возможность развития предприятия в направлении освоения новых рынков сбыта.

.        На предприятии отсутствуют четкие и обусловленные цели, задачи коммуникационной политики. Недостаток опыта ведет к тому, что цели ставятся неверно, это ведет к неправильному выбору средств воздействия на потребителя.

.        Отсутствие системности инструментов продвижения, данные мероприятия носят единичный характер. Кроме того, в ПО «Кондитер» отсутствует контроль и анализ за каждой коммуникационной компанией.

.        Финансирование продвижения - это еще одна из главных проблем, которая явно отражается на эффективности деятельности предприятия.

3. Совершенствование существующей системы продвижения товаров ПО «Кондитер»

 

.1 мероприятия по совершенствованию системы продвижения продукции ПО «Кондитер»


Основная проблема, которая существует у компании на данном этапе, заключается в том, что у нее отсутствует общая маркетинговая концепция и план развития. Поэтому все маркетинговые коммуникации носят хаотичный характер и больше направлены на решение локальных проблем. Рекламные кампании сменяют одна другую и не имеют общей направленности. Это приводит к тому, что есть «всплески» и нет стабильности. Также менеджеры в работе с клиентами не придерживаются даже той линии, которую компания избрала на данном этапе, надеясь на собственные знания и навыки. Большая часть прибыли поступает от давних постоянных клиентов, с новыми клиентами, которых удалось привлечь рекламной кампанией, работа практически не ведется. Процент повторных сделок очень низкий. Это также связано с тем, что существует множество внутрифирменных разногласий, что приводит к проблемам при обслуживании клиента в первый раз и естественно отбивает у него желание обратиться повторно. Реклама носит скорее поддерживающий характер. Прежде всего, необходимо разработать четкий маркетинговый план развития и продвижения продукции.

Путем устранения выявленных недостатков в управлении системой продвижения товара на рынок создадим оптимальную систему продвижения товара на рынок. Выделим следующие предложения, которые особенно необходимы для ПО «Кондитер»:

применение опроса потребителей как одного из методов исследования рынка;

внедрение поощрительной балльной системы оплаты труда персонала в зависимости от участия сотрудников (продавцов) в реализации продукции;

размещение рекламы на телевидении, в газете, использование наружной рекламы;

использование новых видов стимулирования сбыта: пробные образцы, накопительные карточки, призы;

использование паблик рилейшнз: размещение информации в средствах массовой информации, спонсорство, распространение внутренних газет в дни рождения ПО «Кондитер», размещение более подробной информации в Интернете;

расширение контактной аудитории.

Таблица 8 - Характеристика предлагаемых мероприятий программы продвижения ПО «Кондитер».

Мероприятия

Характеристика мероприятия

Результат

1

2

3

Наружная реклама

Изготовление двух штендеров было заказано в компании ООО «Бизнес - Презент»

привлечет внимание населения к товарам ПО «Кондитер»


Похожие работы на - Система продвижения товара на рынок на примере ПО 'Кондитер'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!