Оценка инновационной активности OOO 'Авто-Реал'
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Программированное
задание
по
дисциплине инновационный менеджмент на тему:
Оценка
инновационной активности OOO
«Авто-Реал»
Выполнил.
Захаров А.Ф.
студент
4 курса ФММ
Проверил:
Миронов Р.А.
Нижний
Новгород
Содержание
Введение
. Краткая характеристика предприятия
. Оценка инновационного потенциала
. Оценка состояния инновационного
климата
. Оценка инновационной активности
Заключение
Литература
инновация потенциал активность
Введение
Эффективность деятельности организации во многом
зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере
гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.
В повседневной практике, как правило,
отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне
объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда
получают общественное признание, когда будут приняты к распространению
(коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения
(инновации).
Под инновациями в широком смысле понимается
прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и
услуг, организационно-технических и социально-экономических решений
производственного, финансового, коммерческого, административного или иного
характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения
новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации.
Целью данной работы является оценить
инновационную активность предприятия и его способность к использованию своего
потенциала, а также разработать инновационное предложение для повышения
эффективности деятельности предприятия.
.
Краткая характеристика предприятия
Как общество с ограниченной ответственностью
фирма существует с 17 августа 2000 года. Однако сообщество людей, занимающихся
определенной деятельностью, существует с 1991 года.
На продолжении своей почти 9-ти годичной истории
фирма ни разу не перестраивалась, не реконструировалась и не расширялась.
ООО «Авто-Реал» состоит из подразделений: 2 цеха
(один основной, другой вспомогательный) и управления, которые не являются
юридическими лицами и действуют на основании соответствующих Положений,
утверждаемых Советом учредителей.
Основная деятельность предприятия - производство
автотракторного электрооборудования, а также производит товары народного
потребления.
Предприятие оказывает услуги по перевозке грузов
организациям и населению, дополнительные услуги: предоставление территории
предприятия под стоянку автотранспортных средств, постановка автомобилей в
бокс, ремонт, покраска и мойка автомобилей, заправка газовых и кислородных
баллонов.
Миссия ООО «Авто-Реал» - обеспечение
потребителей качественной продукцией
Основными целями ООО «Авто-Реал» - являются
получение прибыли путём удовлетворения потребностей потребителей, расширенное
производства, выход на новые рынки сбыта.
Для успешной реализации поставленных целей
необходимо произвести следующие действия:
Увеличение производственных мощностей
- Повыше рационализации использования
производственных площадей и оборудования, и использования энергетических
ресурсов.
Процесс формирования инновационной деятельности
требует много врем ни, большой и кропотливой работы с персоналом, учета
интересов всех участвующих сторон. Толчком для начала инновационного процесса
служит признание членами организации и в первую очередь руководством
недостатков или возможностей улучшений.
. Оценка инновационного
потенциала
В управленческом блоке формулируется миссия,
вырабатывается стратегия дальнейшего развития, определяются цели. Реализация
поставленных целей осуществляется за счет имеющихся на предприятии ресурсов
(трудовых, информационных, финансовых, материальных).
№
п/п
|
Компоненты
блоков
|
Уровень
состояния компонентов
|
1.
ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК
|
1.1
|
Оценка
уровня качества
|
4,0
|
1.2
|
Рентабельность
и объема продаж
|
3,5
|
1.3
|
Состояние
материального направления
|
3,9
|
Итоговая
оценка состояния продуктового блока (портфеля)
|
3,8
|
2.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (компоненты функционального блока - стадии жизненного цикла
продукта)
|
2.1
|
НИОКР
|
3,3
|
2.2
|
Производство
(основное и вспомогательное)
|
4,0
|
2.3
|
Маркетинг
и сбыт (продажи)
|
3,8
|
2.4
|
Сервисные
работы
|
3,5
|
Итоговая
оценка состояния функционального блока
|
3,65
|
3.
РЕСУРСНЫЙ БЛОК
|
3.1
|
Материально-технические
ресурсы
|
1
|
4,3
|
2
|
Площади,
рабочие места, связь и транспорт
|
4,7
|
3
|
Оборудование
и инструменты
|
4,2
|
Итоговая
оценка состояния материально-технических ресурсов
|
4,4
|
3.2
|
Трудовые
ресурсы
|
1
|
Состав
и компетентность руководителей
|
4,3
|
2
|
Состав
и квалификация специалистов
|
4,0
|
3
|
Состав
и квалификация рабочих
|
4,0
|
Итоговая
оценка состояния трудовых ресурсов
|
4,1
|
3.3
|
Информационные
ресурсы
|
1
|
Научно-техническая
информация, патенты, ноу-хау
|
3,5
|
2
|
Экономическая
информация
|
3,9
|
3
|
Коммерческая
информация
|
3,8
|
Итоговая
оценка состояния информационных ресурсов
|
3,73
|
3.4
|
Финансовые
ресурсы
|
1
|
Возможности
финансирования из собственных средств
|
3,1
|
2
|
Обеспеченность
оборотными средствами
|
3,0
|
3
|
Обеспеченность
средствами на зарплату
|
3,5
|
Итоговая
оценка состояния финансовых ресурсов
|
3,2
|
Итого
по видам ресурсов
|
3.1
|
Состояние
материально-технических ресурсов
|
4,4
|
3.2
|
Состояние
трудовых ресурсов
|
4,1
|
3.3
|
Состояние
информационных ресурсов
|
3,73
|
3.4
|
Состояние
финансовых ресурсов
|
3,2
|
Итоговая
оценка состояния ресурсного блока
|
3,85
|
4.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
|
4.1
|
Организационная
структура
|
1
|
Конфигурация:
звенья, диапазон и уровни управления
|
3,9
|
2
|
3,0
|
3
|
Качество
внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей
|
3,7
|
4
|
Отношения:
разделение прав и ответственности по звеньям
|
3,3
|
Итоговая
оценка состояния организационной структуры
|
3,47
|
4.2
|
Технология
процессов по всем функциям и проектам
|
1
|
Прогрессивность
используемых технологий
|
3,3
|
2
|
Уровень
автоматизации
|
3,0
|
3
|
Организационная
культура
|
3,5
|
Итоговая
оценка состояния организационного блока
|
3,27
|
4.3
|
Организационная
структура
|
1
|
Коммуникационная
система и язык общения
|
4,0
|
2
|
Традиции,
опыт и вера в возможности организации
|
4,0
|
3
|
Трудовая
этика и мотивирование
|
4,1
|
Итоговая
оценка состояния организационной культуры
|
4,03
|
Итого
по компонентам организационного блока
|
4.1
|
Организационная
структура
|
3,47
|
4.2
|
Технология
процессов
|
3,27
|
4.3
|
Организационная
культура
|
4,03
|
Итоговая
оценка состояния организационного блока
|
3,59
|
5.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
|
5.1
|
Общее,
функциональное и проектное руководство
|
3,3
|
5.2
|
Система
управления: планирование, организация, контроль, стимулирование и координация
|
3,7
|
5.3
|
Стиль
управления (сочетание автономности и централизации)
|
4,1
|
Итоговая
оценка состояния управленческого блока
|
3,7
|
Итоги
по блокам инновационного потенциала
|
1
|
Состояние
продуктового блока
|
3,8
|
2
|
Состояние
функционального блока
|
3,65
|
3
|
Состояние
ресурсного блока
|
3,85
|
4
|
3,59
|
5
|
Состояние
управленческого блока
|
3,7
|
Итоговая
оценка состояния инновационного потенциала
|
3,718
|
. Оценка состояния
инновационного климата
Инновационный климат
как состояние внешней среды организации оказывает влияние на инновационный
потенциал и содействует или противодействует достижению инновационных целей.
Анализ инновационного климата проводят
экспертным путем.
Оценка компонентов внешней среды дается
экспертами по 5-балльной шкале: 5 - состояние
параметра отличное и позволяет предприятию полностью использовать имеющий
инновационный потенциал; 4 - состояние параметра хорошее и
дает некоторую возможность для использования инновационного потенциала; 3 -
состояние параметра ненадежно, угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его
динамикой; 2 - состояние параметра вызывает тревогу (угроза
для организации), оно отрицательно влияет на инновационный потенциал; 1 -
состояние параметра угрожающее (опасная угроза).
Инновационная позиция
организации определяется при совместном рассмотрении инновационного потенциала
и инновационного климата (внешней и внутренней среды организации) с помощью
методов, аналогичных оценке стратегической позиции, например, матрицы
«SWOT-анализа». Поле «СиВ» наиболее благоприятно, нет необходимости что-либо
менять. Поле «СиУ» фиксирует те факторы инновационного климата, которые
ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала и требуют
применения специальных мер по их сохранению. Поле «СлУ» -
наихудшее сочетание параметров. Снижение угроз возможно лишь при радикальном
преобразовании состояния организации. Поле «СлВ» свидетельствует о том, что
внешняя среда не добавляет проблем и необходимо реализовать мероприятия по
усилению инновационного потенциала.
№
п/п
|
Оцениваемые
компоненты
|
Уровень
состояния компонентов
|
|
1.
Оценка инновационного макроклимата (СТЭП-анализ стратегических сфер)
|
1.1
|
Социальная,
природно-географическая и коммуникационная сферы
|
4,1
|
1.2
|
Технологическая
и научно-техническая сферы (рынок технологий и научно-технической информации)
|
3,9
|
1.3
|
Экономическая
и финансовая сферы (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном
уровне)
|
3,5
|
1.4
|
Политическая
и правовая сферы (законодательная база, федеральные и региональные планы и
программы)
|
3,7
|
Итоговая
оценка состояния инновационного макроклимата
|
3,8
|
2.
Оценка инновационного микроклимата (анализ стратегических зон)
|
2.1
|
Зона
хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями
и партнерами
|
4,0
|
2.3
|
Зона
капиталовложений -
инвестиций
|
3,8
|
2.3
|
Зона
новых технологий и научно-технических ресурсов
|
3,5
|
2.4
|
Зона
сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов
|
4,1
|
2.5
|
Зона
трудовых ресурсов - рынок
труда специалистов, менеджеров, рабочих
|
3,3
|
2.6
|
Группы
стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района)
|
3,4
|
Итоговая
оценка состояния инновационного микроклимата
|
3,68
|
ИТОГО
ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ
|
1
|
Оценка
макроклимата
|
3,8
|
2
|
Оценка
микроклимата
|
3,68
|
Итоговая
оценка состояния инновационного климата
|
3,74
|
Количественно-инновационная позиция (ПН) может
рассчитываться либо произведением, либо суммой:
,
где: ИП - инновационный потенциал;
ИК - инновационный климат.
Рассчитаем Пн - инновационную позицию для ООО
«Авто-Реал»
Пн=√3,718*3,74=3,728;
Пн=(3,718+3,74)/2=3,729
При оценке ситуации реально оцениваются не
только инновационная позиция, но и инновационная активность и инновационная
сила организации. Параметры инновационной активности определяются как среднее
арифметическое значений параметров, приведенных в табл. 2.6. Каждый параметр
оценивается экспертом по 5-балльной шкале.
. Оценка инновационной
активности
№
|
Параметры
инновационной активности
|
Оценка
параметров
|
Качество
инновационной цели и стратегии (соответствие внешней среде, миссии,
стратегии, потенциалу и целям)
|
4,1
|
2
|
Уровень
мобилизации инновационного потенциала (способность привлекать требуемый
потенциал, его очевидную и скрытую (латентную) части)
|
3,9
|
3
|
Уровень
привлекаемых капиталовложений -
инвестиций (способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и
приемлемых по источникам)
|
3,3
|
4
|
Методы,
культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений,
направленных на получение реальных конкурентных преимуществ
|
3,5
|
5
|
Соответствие
реакции фирмы характеру конкурентной ситуации (состоянию объекта инновации и
среды). Известны три типа поведения: реактивное, когда ситуация уже
воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем
организация приступает к проведению изменений; активное, когда ситуация
распознается профессионально компетентными руководителями, после чего
разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное, при котором
реализуется метод управления по слабым сигналам
|
3,8
|
6
|
Скорость
разработки и реализации инновационной стратегии (интенсивность действий по
созданию и продвижению инновационных изменений, характеризуемых показателями
инновационности, обновляемости продукции, технологии оборудования, знаний и
организационных структур)
|
4,0
|
7
|
Обоснованность
реализуемого уровня инновационной активности (соответствие состоянию внешней
среды и самой организации)
|
3,9
|
Итоговая
оценка инновационной активности (Аи)
|
3,785
|
Инновационную силу (Си) определяют путем
перемножения значений инновационной позиции и инновационной активности (Аи):
Си = Пи ×
Аи.
Рассчитаем Си- инновационную силу для ООО
«Авто-Реал»
Си=3,729*3,785=14,114
Заключение
Проведя оценку инновационной активности
предприятия можно сделать вывод, что данная организация ООО «Авто-Реал»
находиться в приблизительно среднем состоянии.
Для повышения эффективности работы предприятия,
увеличение производственных мощностей, а так же повыше рационализации
использования производственных площадей и оборудования, и использования ГСМ и
энергетических ресурсов, рекомендовано следующее инновационное предложение:
направить силы специалистов организации на
разработки проекта по решению проблема, как низкая заинтересованность рядовых
работников в развитии предприятия. Т.к. рабочие как раз и являются трудовым
потенциалом предприятия необходимо его постоянно поддерживать и по возможности
поднимать.
В целом на такой момент организация приносит
прибыль, обеспечивает рабочими местами, и отвечает спросу на эти виды услуг
(строительные и внутре-отделочные работы). Существуют светлые моменты, очень
успешные, также и бывают неудачи, потери потенциальных заказов по причине
неуспеваемости ответа на весь предлагаемый спрос со стороны клиентов.
Причина нехватки рабочих не может просто
решится, так как организация физически не может существовать в большом объёме
штата сотрудников. На это влияет малая доля управления, неуспеваемость в
контроле и организации бизнеса. Недостаточность вкладываемых средств на
развитие и расширение. На таком небольшом уровне в принципе организация достаточно
неплохо функционирует и даже процветает медленными шажками, даже старается
частично развиваться, но на уровне глобального преобразования и расширения,
организация пока не готова, нужно постепенное и прочное развитие которое
приходит с опытом.
Литература
1. Мотин Г.А., Рождественский В.Г.
Инновационный менеджмент: Учебное пособие. − Н.Новгород: НИМБ, 2007.
. Основы менеджмента, А.А.Радугин,
учебное пособие - Москва: издательство «Центр», 1998.
3. Инновационный менеджмент,
С.Д. Ильенкова, учебно-практическое пособие, - Москва: МЭСИ, 1999.
. Управление инновациями,
В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, - Москва: издательство «ИНФРА-М»,2000
. Курс экономической теории,
А.В. Сидорович, учебное пособие - Москва: издательство «ДИС», 1997.