Тема: Характеристика налоговой нагрузки Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    42,47 Кб
Характеристика налоговой нагрузки Республики Беларусь
Характеристика налоговой нагрузки Республики Беларусь
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание контрольной работы:

Введение

. Проблема оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь

. Теория Лаффера

. Показатели налоговой нагрузки на макроуровне

. Задача

Заключение

Список использованных источников литературы

Введение

налоговая нагрузка лаффер акциз

Налоговая система Республики Беларусь еще достаточно молода, и в настоящее время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. К настоящему моменту много сделано в направлении снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования, вместе с тем налоговое бремя в Беларуси пока еще остается достаточно высоким.

Целью данной работы является характеристика налоговой нагрузки с помощью показателей налоговой нагрузки на макроуровне, выявление проблемы оптимизации уровня налоговой нагрузки.

Для достижения данной были поставлены ряд задач.

Во-первых, изучить теоретические основы теории Лаффера.

Во-вторых, описать действующие показатели налоговой нагрузки на макроуровне.

В-третьих, предложить пути по оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь.

.Проблема оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь

Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов [5, с. 581]

Неоправданное налоговое давление на цены и доходы населения сохраняется, а кратковременные эффекты от предоставления налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств в конечном счете приводят только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий. При этом объемы, структура и динамика бюджетных доходов не улучшаются.

В то же время структура и механизмы налоговой системы должны развиваться в направлении фактического исключения из налогообложения процессов инвестирования, внедрения высоких технологий и освоения новой продукции, обеспечения необходимого регулирования экономической конъюнктуры за счет так называемых встроенных стабилизаторов и нейтральности налогообложения по отношению к инфляции и конкурентоспособности экономики, а также увеличения доли прямого (по сравнению с косвенным) налогообложения.

Особое внимание при оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь должно быть уделено:

обеспечению устойчивого экономического роста на качественно новом уровне;

продолжению налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки и создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности;

обеспечению роста реальных доходов населения;

повышению эффективности и сокращению уровня расходов бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту;

продолжению консолидации в бюджете ресурсов государственных фондов;

снижению уровня дефицита бюджета но отношению к ВВП;

совершенствованию методологии формирования и исполнения бюджета, а также упорядочению нормативного и правового регулирования бюджетных отношений;

продолжению унификации бюджетного и налогового законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках дальнейшей разработки Налогового кодекса Республики Беларусь.

В контексте реализации этих задач дальнейшее совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства должно быть направлено:

на оптимизацию налоговой структуры за счет снижения неоправданно высокой доли косвенных налогов, в том числе кумулятивных налогов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров (работ, услуг), и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;

уменьшение числа различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

упорядочение различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;

устранение допускаемых искажений в механизмах взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог с физических лиц, приводящих к усилению их негативного воздействия на темпы инвестиций и экономического роста;

снижение перегруженности налоговой системы льготами для отраслей, производств, видов деятельности, предприятий и категорий налогоплательщиков, которые не имеют отношения к конкурентоспособности экономики, приводящей в итоге к усилению налогового давления на конкурентоспособные производства;

усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики;

налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста капитала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.

Успешная реализация данных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Учитывая неравномерное распределение налоговой нагрузки в секторах экономики, было бы целесообразно рассчитывать налоговую нагрузку как от добавленной стоимости (для осуществления отраслевого и регионального регулирования налоговой нагрузки), так и на прибыль предприятий (с целью рассмотрения возможности их инвестиционного потенциала и развития производства).

Целесообразнее выстраивать налоговую политику, направленную на снижение, увеличение или выравнивание налоговой нагрузки по отраслям, видам деятельности и регионам, предоставляя налоговые льготы отдельным предприятиям или группам предприятий. Это необходимо для стимулирования инвестиционной активности, увеличения экспорта, производства новой конкурентоспособной продукции. Государственная поддержка экономически слабых и нерентабельных производств оправдана на стадии выхода производств из кризиса. В дальнейшем несколько искусственное регулирование финансовых потоков при отсутствии информации о фактической налоговой нагрузке в разрезе отраслей, видов деятельности, регионов и отдельных субъектов хозяйствования не позволяет оценить реальную картину и выстроить оптимальную налоговую политику. Весьма проблематично объективно оценить перспективы и возможности производителей, когда прибыль они получают не за счет деловой активности, а через снижение налоговой нагрузки.

на этапе техперевооружения или модернизации производства и закупки дорогостоящего оборудования возвращать из бюджета НДС, уплачиваемый при ввозе оборудования в полном объеме;

ликвидировать двойное налогообложение НДС при экспорте работ, услуг (в частности, в Российскую Федерацию);

при исчислении подоходного налога с физических лиц установить необлагаемый минимум на уровне бюджета прожиточного минимума или минимальной заработной платы (стандартные вычеты).

.Теория Лаффера

Снижение налогов, согласно теории А. Лаффера, не должно привести к росту дефицита госбюджета. Наоборот, в ответ на дополнительные стимулы в виде снижения налогов и общей активизации рыночного механизма предприятия будут резко наращивать свое производство, а масса налоговых поступлений увеличится, несмотря на уменьшение ее нормы.

Один из создателей теории Лаффера, Анри Лаффер, иллюстрирует свои идеи с помощью кривой, названной его именем (рис. 1). На графике вправо по горизонтальной оси отложен размер налоговой ставки государства; вверх по вертикальной - размер налоговых доходов государственного бюджета. Вначале, по Лафферу, повышая норму налогообложения, государство увеличивает массу своих доходов, но это имеет место лишь до определенной точки (на графике - точка с).

Рисунок 1 - Кривая А.Лаффера. Источник: [1, рис. 11].

После ее прохождения дальнейшее повышение налогообложения ведет к уменьшению массы налоговых поступлений вследствие резко отрицательного воздействия чрезмерно высоких налогов на экономическую активность частного сектора. Поэтому снижение налоговой ставки, показанное на отрезке кривой Лаффера слева от точки с, вызовет не сокращение (или кратковременное сокращение), а увеличение массы налоговых доходов государства и приведет к сокращению дефицита госбюджета. Точка с соответствует максимальному размеру налоговых поступлений в бюджет государства (это наблюдается при ставке налога примерно в 45%). Точки а и b указывают на одинаковые доходы. В точке b ставка налога равна примерно 60%, но доходы государства соответствуют точке а, где ставка налога равна приблизительно 35%. Отрезок a1b1 на оси ординат соответствует величине налогов, которые бюджет государства недополучил. Это потери и производителей, и потребителей (производство сокращается с точки b1 до точки а1 на оси абсцисс).

На базе данных американской статистики Лаффер рассчитал, что когда налоговая ставка превышает 50%, резко снижается деловая активность в отрасли. Это и заставило американское правительство провести в 1986 г. налоговую реформу: предельная ставка процента была понижена с 46 до 34%. Однако, кривая Лаффера не дает ответа, при каком размере ставки налога положение верно. Для разных стран оптимальными будут разные уровни ставки налога, так как у них разная структура и разная доля государственного сектора. Сторонники данной теории убеждены в том, что если резко уменьшить долю государственного сектора, то частный бизнес сумеет обеспечить и высокую занятость, и экономический рост, т.е. государственный сектор эти экономисты воспринимают как препятствие для роста производства в частном секторе.

Практика показала, что надежды на бурный рост инвестиций и соответствующий рост валового национального продукта при снижении налогов, которые питали в США, не оправдались в полной мере, поскольку увеличение ВНП было не слишком велико и вызвало лишь небольшой рост государственных доходов. В то же время возникли новые проблемы. Для состоятельных налогоплательщиков снижение налогов было благом, но те, кто зависит от правительственных программ социальной помощи (талоны на питание, школьные завтраки и т.п.), испытали шок.

В настоящее время представители западной экономической науки довольно критично оценивают концепцию кривой Лаффера. Концепция кривой используется в основном в качестве одного из элементов более общих экономическо-математических моделей.

. Показатели налоговой нагрузки на макроуровне

Налоговая нагрузка представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

В Республике Беларусь в настоящее время нет общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки на макроуровне. Известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне.

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом, или, другими словами, налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оцениваются распределения налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслям производства, и налоговая на население страны.

Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.

Республика Беларусь лидирует по количеству уплачиваемых налогов, которых эксперты Валютного Банка насчитали 124, заняла 6-е место по величине налоговой нагрузки, 4-е - по количеству времени, необходимого для уплаты налоговых платежей. В отчете экспертов Валютного Банка говорится, что для расчета налогов требуется 1 188 часов в год или 7 месяцев.

Для измерения налоговой нагрузки на макроуровне экономисты обычно оценивают долю налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). В Республике Беларусь налоговая нагрузка с социальными налогами составляет около 30% [4].

В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами [4].

Показатель налоговой нагрузки, отражающий отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации товаров, работ и услуг, обычно используют для оценки динамики фискальной нагрузки на отдельное предприятие и для ее сравнительного анализа между субъектами хозяйствования одной отрасли. Для сравнения этого показателя по предприятиям различных отраслей в мировой практике принято рассчитывать сумму уплачиваемых налогов к вновь созданной стоимости. Для анализа возможности субъектов хозяйствования к расширенному воспроизводству, инвестиционной и инновационной деятельности используется показатель, отражающий отношение налогов и сборов из прибыли к прибыли до налогообложения.

К сожалению, специфика формирования публикуемых статистических данных в стране не всегда позволяет с достоверностью определить показатели налоговой нагрузки по различным методикам. По разным источникам, отношение налогов и сборов из прибыли и налогов, сборов и платежей из прибыли к прибыли до налогообложения колеблется от 33,2 % до 33,8 %, с небольшой погрешностью можно определить налоговую нагрузку на прибыль. Самая низкая она в стране на сельское хозяйство - всего 3,5 %, в промышленности - 34,5 %, к тому же существенно колеблется: от 29,1 % в химической и нефтехимической до 50,8 % в легкой. По коммунальным предприятиям этот показатель колеблется от 19,9 % в Гродненской до 34,4 % в Витебской области и достигает 50,8 % по Минску. Для предприятий без ведомственной подчиненности это 18,1 % в Гродненской и 37,4 % в Гомельской областях.

Не умаляя значения показателя налоговой нагрузки на макроуровне, необходимо все же подчеркнуть, что для каждого конкретного налогоплательщика, как юридического, так и физического лица, не суть важно, какова степень налоговой нагрузки на экономику в целом. И это естественно, поскольку налоги в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды он платит из собственных доходов, и поэтому для него существует конкретные показатели, характеризующие уровень налогового бремени.

Задача. Предприятие производит подакцизный товар, себестоимость единицы которого составляет 200 тыс. руб. Рентабельность данного товара планируется 40% от себестоимости. Определить цену реализации, если ставка НДС - 19%, ставка - акциза - 15%.

Решение:

.Определим плановую прибыль в цене товара:

Ппл = Себ×40%=200000×24%=80 тыс. руб.

.Определим отпускную цену товара без НДС:

Цотп без НДС = Себ+Ппл = 200+80=280 тыс. руб.

.Определим цену с акцизом:

Цопт = 280*1,15=322 тыс.руб.

.Определим НДС в цене товара:

НДС=Цопт без НДС×19%=322×19%=61,18 тыс. руб.

.Определим цену реализации товара с НДС:

Цреал = Цотп без НДС + НДС =322+61,18 =383,18 тыс. руб.

Ответ: цена реализации составляет 383,18 тыс. руб.

Заключение

В ходе написания данной контрольной работы можно сделать следующие выводы:

. Для оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь целесообразно выстраивать налоговую политику, направленную на снижение, увеличение или выравнивание налоговой нагрузки по отраслям, видам деятельности и регионам, предоставляя налоговые льготы отдельным предприятиям или группам предприятий. Это необходимо для стимулирования инвестиционной активности, увеличения экспорта, производства новой конкурентоспособной продукции.

2. Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3> поступлениями и динамикой налоговых ставок <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0>. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80>. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции - больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Список использованных источников:

1.«Молодые неоклассики» Р. Лукас и А. Лаффер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.bibliotekar.ru/istoria-economicheskih-ucheniy-3/44.htm>. - Дата доступа: 29.12.2012.

.Налоговый механизм: теория и практика: Налоги. Таможенно-тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: пособие / С.И. Адаменкова, [и др.]; под ред. С.И. Адаменковой. - 4-е изд., доп.и перераб. - Минск: Элайда, 2007. - 608 с.

.Наш ответ Всемирному банку, или сколько в Беларуси налогов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bel.biz/news/8413.html. - Дата доступа: 30.12.2012.

.О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.nalog.by/docs/nal_nagr_1_k.doc>. - Дата доступа: 30.12.2012.

.Чирец О.В. Реформирование налоговой системы Республики Беларусь // Материалы XI Международной научной конференции студентов и магистрантов «Научный поиск молодежи XXI века», посвященной 170-летию Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - Г.: БГСХА, 2010. - 638 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!