Влияние налоговой системы на деятельность ООО 'Экваториал'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    145 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние налоговой системы на деятельность ООО 'Экваториал'

Реферат

Курсовая работа. Объект исследования - налоговая система Республики Беларусь, ООО «Экваториал».

Предмет исследования - влияние налоговой системы государства на финансовую деятельность туристических предприятий.

Цель работы: оценить, каково состояние налоговой системы РБ, определить результат ее воздействия на деятельность туристического предприятия, предложить пути улучшения.

Методы исследования: обработка вторичной информации, анализ использованной информации.

Исследования и разработки: изучены понятия налогов и налоговой системы, произведена характеристика туристического предприятия, также проведен анализ налоговой системы РБ.

Элементы научной новизны: произведены расчеты некоторых экономических показателей, рассчитан показатель налоговой нагрузки, сделаны предложения по улучшению инвестиционного климата государства.

Актуальность: Беларусь находится в числе последних государств, в экономику которых иностранные инвесторы готовы вкладывать свои средства. Одной из главных причин этого является то, что налоговая система республики очень сложна и полна различных изъянов. Необходимость в изменении ситуации очевидна.


Содержание

Введение

Глава 1. Налоги и налоговая система. Её воздействие на результаты работы предприятий

.1 Понятие налогов, налоговой системы. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

.2 Налоговая нагрузка предприятия, сущность, влияние на финансовое состояние предприятия

Глава 2. Общая характеристика предприятия. Оценка финансового состояния

Глава3. Пути реформирования налоговой системы Республики Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Выбор темы данной курсовой работы не случаен. Эта тема может и должна находится в поле интересов будущего экономиста. И не зависимо от рода и места будущей профессии, это может быть госпредприятие или какая-нибудь частная компания, знание налогов, особенностей национальной налоговой системы, ее хозяйственно-правовой базы просто обязательно для молодого специалиста в области экономики… В частности, в сфере туризма. Общеизвестно выражение, что налоговая система наряду с финансово-кредитной и денежной является “кровеносной системой” любой национальной экономики, по которой переносятся, распространяются и потребляются потоки денежных средств. В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и получение финансовых накоплений, но и возможности расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы. Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство, с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами.

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ налоговой системы Республики Беларусь, ее влияние на результаты деятельности предприятий, в частности туристических.


Глава 1. Налоги и налоговая система. Её воздействие на результаты работы предприятий

.1 Понятие налогов, налоговой системы. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

Чтобы анализировать налоговую систему Республики Беларусь, стоит разобраться с основными понятиями данной темы.

Налоги (опр.) - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке и представляют собой объективную реальность, связанною с существованием государства.[1, с. 29]

Налоги (опр.) - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. [17, с. 100]

Налоги (опр.) - один из основных способов формирования доходов бюджетов. [4,с. 18]

Налоги (опр.) - это обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей. [8, с.19]

В экономическом смысле налоги представляют собой перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.

Однако, в конечном счете, налоги косвенным путем все же возвращаются налогоплательщику в виде финансирования и бюджета государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Также государство использует налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность предприятий в целях общественного прогресса. Стоит отметить, что налоги, введенные государством, носят легальный характер. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. [4, c. 15] Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

·        принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

·        принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;

·        принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

·        принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

·        принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

·        принцип справедливости;

·        принцип соразмерности;

·        принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

·        принцип экономичности (эффективности).

Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

Существуют также критерии, которые используются для подразделения налогов:

·        по плательщикам (физические лица, юридические лица, физические и юридические);

·        по объектам обложения (налоги на доходы, на имущество, на реализацию товаров, на определенные виды расходов, на совершение определенных операций, за право осуществление определенных видов деятельности);

·        по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов (взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях);

·        по адресности зачисления налоговых платежей (закрепительные и регулирующие);

·        по целевой направленности (общие и целевые);

·        периодические (с определенной регулярностью) и разовые налоги (уплата связанная с каким либо событием);

·        регулярные (действует налог в течение длительного периода) и чрезвычайные (установление вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств). [8, c.346]

Все действующие классификации можно свети к традиционной классификации налогов и сборов. Она очень сложна и представляет собой вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

·        прямые налоги;

·        косвенные налоги;

·        пошлины и сборы.

По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Такое деление используется на протяжении почти трех столетий. Разделение налогов на прямые и косвенные осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий предложил Дж. Локк в конце 17 века.

Прямые налоги (налоги на доход и имущество) включают в себя реальные (таким налогом облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта [6, с.9]) и личные (учитывают платежеспособность налогоплательщика) налоги. К числу прямых относят подоходно-имущественные налоги, которые взимаются в процессе потребления и накопления материальных благ и прямо связаны с величиной объекта обложения. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов в бюджет, они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы на их взимание относительно невелики. К недостаткам прямых налогов относятся - возможность отклонения от уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Косвенные налоги (это налоги на потребление) уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов. К ним относят акцизы, НДС, таможенные пошлины, транспортный сбор, целевые сборы на оплату расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда. Наиболее выгодными для государства являются косвенные, поскольку они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Недостаток косвенных налогов - их уплачивают бедное население, в то время как прямые налоги учитывают платежеспособность налогоплательщиков, кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара. [10, c.45]

В зависимости от полномочий органов власти различных уровней в вопросах введения налогов выделяют республиканские и местные налоги. Республиканские устанавливаются верховным органом власти и действуют на всей территории государства. Местные устанавливаются высшим органом государственной власти, но вводятся только после принятия их местным Советом депутатов.

По принципу зачисления в соответствующие бюджеты налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Регулирующие налоги каждый год перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита.

Налоговая система сложна и ее чрезмерность является предметом обсуждения. Разрабатываются и предлагаются различные способы ее упрощения. Стоит отметить, что на протяжение многих веков государства пытались свести налог к единому платежу, однако, это не было успешным. Поэтому задача заключается в том, чтобы совершенствовать налоговую систему в направлении усиления стимулирующей функции налогов.

Кроме налогов в государственный бюджет поступают и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. По своей экономической сущности они совпадают с налогами, однако отличаются по назначению и характеру использования. Общее у них то, что они являются источниками формирования бюджета Республики Беларусь; носят обязательный, безвозмездный характер. Налоги отличаются от сборов рядом признаков:

·        Взимаются в бюджет для обеспечения государственных расходов, не имеют целевого назначения;

·        Размер их обусловлен только законодательством и не связан с расходами из бюджет;

·        Размер налогов определяется уровнем налогоспособности налогоплательщика.

В отличие от налогов сборы и пошлины имеют целевое назначение. Сборами называются платежи за обладание специальным правом (право использования определенной символики, за право торговли).

За многолетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти - Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

Определимся с тем, что представляет собой понятие налоговая система. Она является совокупностью обязательных налоговых платежей, принципов и форм, методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение н6алогового законодательства. [1,с.36]

Или по-другому, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система, построенная и функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В I квартале 2011 года объем доходов консолидированного бюджета составил 13,1 трлн. руб., что на 26,7% больше, чем в I квартале 2010 года (в реальном выражении - на 12,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,6% (в январе-марте 2010г. - 33,6 %). Основными доходными источниками были налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-мартом 2011 года. Наиболее значительно увеличились поступления акцизов - на 20,3% в реальном выражении, налог на прибыль - на 12,9%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - на 11,8.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2011 года профинансированы в сумме 11 161,8 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2010 года расходы в реальном выражении увеличились на 8,8%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной обороны». Наиболее значительно возросли расходы на «Национальную экономику» - на 18,8% и «Социальную политику» - на 10,7%. Значительная часть расходов бюджета по разделу «Социальная политика» была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам. Эти виды расходов возросли на 25,3% в реальном выражении по сравнению с январем-мартом 2009 года.

Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид - на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами.

В 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Понятие налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если последние рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы. [12, c.83]

Принципы организации налоговой системы экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан. Принято выделять две группы принципов налогообложения.

Всеобщие (классические) принципы: справедливость (равномерность и всеобщность), определенность, удобство, дешевизна (экономия).

С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и дополнялись. В результате к настоящему времени оформились современные функциональные принципы налогообложения, отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики.

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам. [13]

Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:

·        Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

·        Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов.

·        Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.

·        Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации.

·        Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.

Таким образом, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения.

Основные претензии, как и год назад, у международных экспертов к фискальной системе Беларуси следующие: огромное количество налоговых платежей, большие времязатраты на уплату налогов, высокая налоговая нагрузка.

В исследованиях отмечается, что белорусская компания среднего размера должна проводить 107 налоговых выплат, затрачивая на это в год 900 часов. По оценке специалистов Всемирного банка и МФК, налог на прибыль в Беларуси изымает 18 % прибыли (в Европе и Центральной Азии - 10,8%), а вместе с выплатами на зарплату - 37,6% прибыли (23,1%). При этом отмечается, что в Беларуси общая налоговая ставка составляла 99,7% прибыли против 43,4% в Европе и Центральной Азии в 2011г. Количество выплат в этих регионах в среднем составляет 46,3, время на выплату налогов - 336,3 часа. [13]

В текущем году количество времени, которое тратится на уплату налогов в Беларуси, планируется сократить на 700 часов.

1.2 Налоговая нагрузка предприятия, сущность, влияние на финансовое состояние предприятия


Налоговая нагрузка - это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия.

Многие государственные органы рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны. Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.

Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплательщику) налоговая нагрузка - это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие. [9]

Расчет налоговой нагрузки имеет важную для организации цель - это прогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте - одни направления «сворачиваются», другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться.

Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговое поле», введенным В.С. Занадворовым. [16, c.271]

Методика расчета налоговой нагрузки должна дать предприятию возможность сравнения вариантов и изменения величины налоговой нагрузки через выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.

Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать налоговую нагрузку на финансовый результат и денежные потоки при изменении условий хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемого предприятия расчет налоговой нагрузки планируемой хозяйственной деятельности позволяет оценить ее перспективность.

Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов. Для больших предприятий важно прогнозировать налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности. [3]

На основании этого можно сделать вывод о том, сколько средств останется «свободными», например, для инвестирования. Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Для планирования налогового бремени важно отслеживать изменения налогового законодательства с целью использования различных налоговых льгот и других предусмотренных законодательством способов уменьшения налогового бремени. Целью является в первую очередь соблюдение баланса интересов государства и организации. То есть организация вправе использовать предусмотренные законодательством способы оптимизации налоговых платежей и тем самым снизить налоговую нагрузку.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя.

Возникновение значимых для расчета налоговой нагрузки показателей в процессе хозяйственной деятельности предприятия приведены на схеме ниже.[20]


Рисунок 1.1 - Возникновение значимых для расчета налоговой нагрузки показателей в процессе хозяйственной деятельности предприятия

Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств, возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

Глава 2. Общая характеристика предприятия. Оценка финансового состояния предприятия

Наименование предприятия Общество с ограниченной ответственностью «Экваториал». Сокращённое название ООО «Экваториал».

Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.видетельство о государственной регистрации юридического лица № 191582594 от 07.04.2011. Из даты выдачи лицензии видно, что ООО «Экваториал» молодое предприятие, которое действует меньше года. В составе учредителей три человека.

ООО «Экваториал» расположено в центральной части города Минска по адресу ул. Сурганова, 11 офис 205. В 200 метрах от здания, где расположен офис предприятия, находится станция метро Академия наук, автобусная и троллейбусная остановка находится в 100 метрах. Таким образом, до офиса предприятия легко добраться не только на машине, но и на общественном транспорте.

В здании, где расположен офис ООО «Экваториал» также располагаются и другие туристические организации, например туристическая организация «Авиатур» («Авватур»). С экономической точки зрения это не выгодно для предприятия (конкуренция). К тому же, эти два туристических предприятия работают с одними и теми же туристическими операторами, основное отличие состоит в том, что основной специализацией ООО «Экваториал» являются круизные путешествия, другие виды туризма являются дополнительными для «Экваториала».

С другой стороны, предприятия сотрудничают между собой и в некоторых случаях расположение офиса компании «Авиатур» напротив может оказать положительное влияние. Например, часто бывают ситуации, когда туристическая компания не добирает достаточного количества туристов для формирования группы, в таких случаях разные туристические компании формируют одну группу (имеют место даже такие ситуации, когда программа тура одной компании не совсем совпадает с программой тура другой компании, но, несмотря на это, формируется единая группа), и, как правило, едут по программе той компании, число туристов которой преобладает. Туристов другой компании оповещают, если в связи с такой группировкой происходят какие-либо изменения в программе тура. Таким образом, мы видим, что такое близкое расположение двух туристических организаций подталкивает их к сотрудничеству.

Также в здании располагаются офисы компаний другого профиля, и отделение банка. Здание расположено напротив дворца водных видов спорта, т.е. там ежедневно проходит достаточно большое количество людей. Таким образом, даже если в данный момент человек не нуждается в услугах туристической компании, он на подсознательном уровне запоминает, расположение предприятия, и возможно, когда у его появятся потребности в путешествии он обратится именно в ООО «Экваториал».

У главного входа в здание имеется некоторое количество парковочных мест, но в целом их не достаточно для такого большого офисного здания. Поэтому некоторым клиентам, возможно, приходится заезжать во внутренний двор и искать парковочное место там.

Здание не выделяется из общего ансамбля, т.е. проходящие мимо люди не обратят на его ни какого внимания, если не будут в этом заинтересованы. Здание не новой постройки. Внешне не приметное.

Таким образом, несмотря на удачное расположение в центре города, в общем ООО «Экваториал» можно оценить только лишь как удовлетворительное.

Как уже отмечалось ранее ООО «Экваториал» - молодое предприятие, которое действует меньше года (предприятию 3 месяца). Директор ООО «Экваториал» ранее работал на другом предприятии, что говорит о том, что руководит предприятием человек со знанием туристического дела. За время своего недолгого существование ООО «Экваториал» уже успело приобрести постоянных клиентов.

ООО «Экваториал» владеет одним офисным помещением. Интерьер помещения выполнен в стиле минимализм, что подчёркивает официальность данного учреждения. Мебель выполнена из натурального дерева, в сдержанных коричневых оттенках. В офисе находится три стола, со всем необходимым оборудованием на них. Вдоль стены располагается деревянная конструкция, представляющая собой множество полок, на которых клиенты могут найти информацию о турах и примеры заключаемых договоров. Размеры офиса не достаточно велики, и поэтому, когда в нём размещена мебель его же нельзя назвать просторным. Но несмотря на это обстановка офиса достаточно удобна для его работников, а также для работы с клиентами.

ООО «Экваториал» владеет одним офисным помещением, возможно в дальнейшем оно будет расширяться, но пока для молодого предприятия этого достаточно. Офис оборудован всей необходимой техникой, которая может понадобиться для эффективной и оперативной работы с клиентами и партнёрами. В офисе имеются телефоны, факс, компьютеры (со всеми необходимыми комплектующими: принтер сканер и.т.) подключенные к сети Интернет. Наличие подключенных к сети компьютеров очень важно для туристических компаний в наше время, так как Интернет стал одним из основных средств бронирования туров, связи с потребителями и с компаниями-партнёрами. Именно в Интернете клиенты ищут первоначальную информацию о компании или туре, и только потом они звонят и узнают интересующие их особенности тура или другую информацию.

ООО «Экваториал» на данный момент не располагает транспортными средствами. Для столь молодой компании это слишком дорого.

В общем можно сказать, что материально-техническая база предприятия достаточна для работы с клиентами и выполнения основных функций предприятия, но в дальнейшем предприятию следует расширяться.

Нормативные документы, определяющие порядок работы ООО «Экваториал»:

·        Устав ООО «Экваториал», утверждённый учредителями

·        Учредительный договор подписанный учредителями

·        Свидетельство о государственной регистрации

В организационной структуре предприятия только 3 работника. Организационно-управленческая структура ООО «Экваториал» представлена линейным типом структурного управления, т.е. она имеет следующий вид:







Рисунок 1. Организационно-управленческая структура ООО «Экваториал»

Основным преимуществом данной структуры управления является прямая связь руководителей с подчинёнными. Приказ отдаётся напрямую лицу, которое должно его исполнить, что позволяет работать оперативнее, быстрее и эффективнее. Если по ходу работы возникают проблемы, то они, если рабочий не в силах сам их разрешить, решаются так же согласованно с руководителем.

ООО «Экваториал» по количеству работников является мелким предприятием, в составу работников только 3 человека. Работники предприятия:

·        Директор

·        Главный бухгалтер

·        Менеджер

В обязанности директора предприятия входит:

·        организацией работы персонала и управлением персоналом;

·        принятие стратегически важных решений при управлении фирмой;

·        непосредственное проведение переговоров, заключение сделок, заключение контрактов, договоров (если директор не делает это сам, переговоры и сделки производятся с его ведома)

·        проведение собеседований при найме новых рабочих

·        участвует в продаже туров

Таким образом, директор экваториала выполняет также функции менеджера, он также может заниматься вопросами рекламной деятельности и др.

Главный бухгалтер ведёт всю бухгалтерию и занимается финансовыми вопросами предприятия.

Так как ООО «Экваториал» не большое предприятие с одним офисом, сотрудники каждый день находятся в поле зрения руководства. Что позволяет отслеживать трудовые процессы во время работы, вносятся какие-то коррективы для улучшения работы и удобства ее выполнения персоналом, ведутся беседы с персоналом по улучшению условий труда.

Трудовой распорядок в ООО «Экваториал» регулируется штатным расписанием, утверждённым директором предприятия. Правовые основы, всех работников утверждены должностными инструкциями, трудовыми договорами и контрактами нанимателя с работниками. График работы ООО «Экваториал»: будние дни - с 9.00 до 19.00, суббота - с 10.00 до 15.00, воскресенье - выходной.

ООО «Экваториал» занимается турагентской деятельностью, т.е. имеет право реализовывать туры разработанные другими туристическими компаниями-туроператорами. Как турагент ООО «Экваториал» получает прибыль в виде комиссионных от продажи туров. Также ООО «Экваториал» занимается и туроператорской деятельностью, т.е. составляет новые туры и маршруты, продаёт их туристам непосредственно, а также заключает договора с другими агентствами по продаже своих туров.

Основным направлением деятельности предприятия является выездной круизный туризм. По желанию клиентов организуются индивидуальный отдых или отдых в группе, составляются сложные, комбинированные и эксклюзивные туры.

Основные направления, которые ООО «Экваториал» рекламируем в первую очередь - это:

·        КРУИЗЫ по рекам Европы, морям и океанам. Путешествие на круизном лайнере по своему превосходству и комфорту не сравнить с отдыхом на суше.

·        Экзотические страны и острова. Выбрав такой тур турист сможет побывать в райских и экзотических уголках земного шара, там где снимались знаменитые фантастические и приключенческие фильмы, такие как «Парк Юрского периода», «Остаться живым!», «Властелин колец» и др., сможет заняться дайвингом и насладиться красотами подводного мира. Это Галапагосские о-ва и Филиппины, острова Зелёного мыса (Кабо-Верде) и Карибского бассейна, Занзибар и Мадагаскар, Австралия, Новая Зеландия и Фиджи и многие другие.

·        ИСПАНИЯ (континентальная, Канарские и Балеварские о-ва) и ПОРТУГАЛИЯ.

·        Страны Южной Америки (Мексика, Бразилия, Перу, Венесуэла и т.д.)

Также всегда есть предложения по направлениям массового туризма: Турция, Тунис, Египет и т.д.

ООО «Экваториал» кроме продажи туров, бронирования билетов и отелей также оказывает содействие в оформление и подготовке документов для получения виз как в страны Шенгенского соглашения, так и в другие страны мира.

Сроки подготовки, оформления и дальнейшего открытия визы могут быть различными. Это зависит от вида визы, условий и правил получения визы в каждом, конкретном, консульстве, сложности подготовки необходимых документов.

Виза в страны Шенгенского пространства предназначается как для частного визита с туристическими целями, так и для многократного въезда в с деловыми целями.

Возможно оказание визовых услуг всем регионов Беларуси, а также гражданам России и Украины.

Так как ООО «Экваториал» работает по многим направлениям, то конкурентом является каждая фирма, т.к. хоть один маршрут, но совпадёт. Таким образом конкуренты это абсолютно все туристические предприятия, и конечно в большей степени те, которые имеют более лучшую материальную базы, более обустроенный офис или несколько офисных помещений. Так как ООО «Экваториал» молодое предприятие, то все более старые предприятия будут иметь некоторое преимущество, так как у них уже должна была сформироваться достаточно значительная клиентская база. Так как предприятие является и турагентом и туроператором, т.е. как посредником, так и продавцом, то основными конкурентами будут те туроператоры, туры которых реализует ООО «Экваториал»: TEZ TOUR <#"600895.files/image002.gif">,

где сумма всех налогов организации - Нп, совокупная выручка хозяйствующего субъекта, включая выручку от прочей реализации (В).

Налоги, выплачиваемые предприятием следующие: на прибыль (18%), НДС (20%); ФСЗН, отчисления в Белгосстрах (но они уже включены в себестоимость). На прибыль налог составил 1038420 бел. руб. за 4 кв. 2011. НДС 3553800бел. руб. Таким образом, Н=30%. Это вполне приемлемая величина, хотя достаточно высокая. Вся проблема заключается в том, что такова налоговая политика государства. Сейчас уже были проведены меры некоторые меры по снижении налоговой нагрузки на предприятия, об этом будет сказано в следующе главе, но всё равно, в таких условиях малым предприятиям со стандартным туристическим пакетом услуг будет сложно держаться на рынке, не говоря уже о развитии.

Глава 3. Пути реформирования налоговой системы РБ

Несомненно, привлечение иностранного капитала в госбюджет повлечет за собой развитие всевозможных отраслей экономики. Туризм не исключение. Причем следует отметить, что государство пошло навстречу в 2012 году турпредприятиям. Согласно закону 330-3 туристические организации могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН) в 2012 г., если не позднее 14 августа представят в налоговые органы по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН. С 1 января 2012 г. туристическая деятельность исключена из перечня видов деятельности, при осуществлении которых организации не вправе применять УСН (подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 Налогового кодекса РБ (далее - НК), в ред., действовавшей до 1 января 2012 г.). Тем не менее туристические организации с начала 2012 г. не смогли воспользоваться предоставленным им правом на применение УСН, поскольку в силу п. 2 ст. 287 НК уведомление о переходе на УСН с 2012 г. должно было быть представлено организацией, изъявившей желание перейти на УСН, не позднее 31 декабря 2011 г. А Закон № 330-З, который предоставил такое право туристическим организациям, был подписан только 30 декабря 2011 г. (далее - Закон № 330-З). [14] Исходя из этого, вышеописанному предприятию стоит незамедлительно воспользоваться текущей УСН, чтобы сократить время, а соответственно и затраты на произведение всех необходимых налоговых отчислений.

Перед каждым государством стоит задача оптимизации налоговой системы. Совершенствование налогов является непрерывным, не одномоментным, поэтапным процессом: вносятся различные корректировки, нововведения, изменения, что ведет к достижению максимальной эффективности.

Отправным пунктом для реформирования налоговой системы РБ является расширение рыночных отношений. Благоприятным для РБ является то, что Беларусь еще не сформировала устойчивое налогообложение, поэтому не столь тяжело вводить различные изменения, однако делать это надо обоснованно, осторожно, не во вред налогоплательщику.

В современной экономике тон задают крупные международные компании, которые могут сами выбирать, в каком государстве регистрировать свой бизнес и платить налоги. С другой стороны, в высоко конкурентной борьбе за инвестора на глобальном рынке выигрывает то государство, которое сумеет предложить наиболее благоприятные налоговые условия для получения прибыли и выведения капитала за пределы страны, и в первую очередь избавит иностранного инвестора от уплаты одинаковых налогов в разных странах. Поэтому для более эффективного привлечения иностранных инвестиций в Беларуси должны быть приняты меры по избежанию двойного налогообложения, а так же они должны быть оптимизированы с расчетом на будущее.

Чтобы сделать уплату налогов для субъектов хозяйствования проще и понятнее, основной задачей налоговой политики на ближайшую перспективу станет упрощение налоговой системы.

Следует пояснить, что налоговая система представляет собой не только перечень обязательных платежей, взимаемых в бюджет, а целый комплекс отношений, связанных с введением, изменением и отменой налогов и сборов, порядком их исчисления и уплаты, определением прав и обязанностей плательщиков и налоговых органов, проведением процедур налогового контроля, формированием правовой базы налогообложения. Следовательно, и упрощение налоговой системы должно проводиться комплексно по всем элементам этой системы и не сводиться, как у нас часто думают, только к сокращению числа налогов и снижению налоговой нагрузки.

Каждый год можно наблюдать изменения в налоговой системе РБ, но если верить прогнозам, то к концу 2012 года налоговая нагрузка на экономику Беларуси снизится на 0,4% к ВВП. Более Br700 млрд. останется в распоряжении предприятий. Это дополнительные инвестиции в их развитие. Для совершенствования налоговой системы, планируется уменьшение количества налогов и сборов, расширение возможностей инвестиционного поля. Для этого предлагается реализовать целый комплекс мер.

Среди них, к примеру, полная отмена платежей, являющихся особенностью национальной налоговой системы и приведение ее по количеству применяемых налогов в соответствии со стандартами зарубежных стран. В рамках этой работы будут полностью отменены местные сборы на развитие территорий, выплачиваемые от остаточного процента от прибыли, местный налог на услуги, а также некоторые платежи в составе экологического налога (для турпредприятий этот налог незначителен).

Планируется упростить применение инвестиционных льгот по основным налогам - на прибыль и НДС. Тенденция акционирования государственных предприятий, увеличение в связи с этим частного капитала, включение белорусских акционерных предприятий в структуры многонациональных компаний требует включения в Особенную часть Налогового кодекса положений, которые присутствуют в законодательствах многих зарубежных государств. Среди таких положений - налогообложение паевых инвестиционных фондов. Это позволит усовершенствовать налоговую систему Беларуси в соответствии с требованиями развитых стран. Улучшится позиция страны по налогообложению и в рейтинге Всемирного банка. По его прогнозам, через полтора-два года Беларусь может войти в семидесятку стран в рейтинге по налогообложению. В то же время это не должно быть главной целью. Ведь есть страны, которые по налогообложению занимают позиции с 50-й по 80-ю, однако по условиям ведения бизнеса они занимают лучшие места.


Заключение

Таким образом, в заключении хочется отметить, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Сама по себе налоговая система представляет собой механизм перераспределения доходов субъектов хозяйствования и граждан и централизации в рамках бюджета средств, расходуемых на обеспечение безопасности страны и ее граждан, реализации политических, социальных и других государственных функций.

Проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения предприятий различных секторов экономики и форм собственности. В существующих условиях обеспечить снижение налоговой нагрузки возможно при использовании эффективного финансового менеджмента, направленного на выбор оптимальной финансовой стратегии предприятия, управление финансовыми ресурсами, оборотным и основным капиталом, привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе в сферу финансов и налогообложения.

К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести:

·        отсутствие системного подхода в формировании концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики;

·        высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и параналоговых инструментов;

·        нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения.

Реформирование налоговой системы нельзя отождествлять с перманентной корректировкой порядка уплаты отдельных налогов, снижением или увеличением налоговых ставок, предоставлением или ликвидацией некоторых налоговых льгот. Оно должно базироваться на определенной государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.

Опыт налогообложения в мировой практике подтверждает тезис, что формирование эффективной национальной налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на вышеуказанных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство. Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики. Концепция налоговой реформы должна базироваться не на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой нагрузки - важный фактор, но не единственный), а определить в качестве приоритетной цель - налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост. Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки, за время своего существования налоговая система Республики Беларусь, по мнению многих экспертов, показала себя способной обеспечивать стабильные поступления в бюджет и превратилась в реальный инструмент экономического регулирования.

Список использованных источников

1. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги РБ.- Мн.: Белпринт, 1999.

. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Кн.5. М., 1962.

. Директор // Статья, журнал 2008. №4.

. Долан, Э. Микроэкономика: пер. с англ. / Э. Долан, Д. Линдсей. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2011. - 612 с.

. Дэвид, Г. Маяс Альтернативные пути достижения ценовой стабильности / Г. Маяс Дэвид // Банкаускi веснiк. - 2011. - №125. - С. 5-11.

. Зенько, Н. Определена стратегия банковской системы / Н. Зенько // Экономическая газета. - 2010. - №12. - С. 2-4.

. Колотончик, Н. Совершенствование политики курсообразования в условиях перехода к инфляционному таргетированию / Н. Колотончик // Банкаускi веснiк. - 2010. - №25. - С. 32-39.

. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: учеб. пособие для вузов. / И.М. Лемешевский. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2011. - 632 с.

. Макроэкономика: учеб. пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2009. - 244 с.

. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2010 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ectendencies/

. Основы экономической теории: метод. пособие/ под. ред. Э.И. Лобковича. - Мн.: ООО Мисанта, 2011. - 128 с.

. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2010. - 380 с.

. основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2011 г.. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbrb.by/publications/EcTendencies/2011/rep_2011_09_ot.pdf

. Ростоцкий Глеб - Главный бухгалтер, №28 (748)- Налогооболжение деятельности в сфере туризма, июль 2012

. Тихонов, А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность / А. Тихонов // Банкаускi веснiк. - 2010. - №13. - С.2-5.

. Экономика: учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; под. ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Новое знание, 2010. - 431 с.

. Экономическая история Беларуси: учеб. пособие/ В.И. Голубович, Г.И. Ермашкевич, Г.П. Бущик и др.; под. ред. В.И. Голубовича. - Мн.: Экоперспектива, 2010. - 400 с.

. Экономическая история Зарубежных стран: учеб. пособие/ Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; под. ред. В.И. Голубовича. - Мн.: Экоперспектива, 2009. - 592 с.

. Экономическая теория: Системный курс: учеб. пособие/ под ред. Э.И. Лобковича. - Мн.; ООО Новое знание, 2009. - 664 с.

. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2011. - 752 с.

Похожие работы на - Влияние налоговой системы на деятельность ООО 'Экваториал'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!