Финансовый менеджмент

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый менеджмент

Содержание

1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией

. Леверидж (рычаг) и его роль в финансовом менеджменте

Задача

Список литературы

1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией


Финансовый менеджмент - это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения направлены на выбор источников финансирования. Инвестиционные решения касаются выбора альтернативы вложения средств с целью получения доходов в будущем. Принятие финансового или инвестиционного решения связано с финансовыми или реальными активами.

Финансовый менеджмент - комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Финансовый менеджмент является видом профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощь методов и рычагов финансового механизма. Целями финансового менеджмента являются:

максимизация прибыли;

платежеспособность;

рост стоимости собственного (акционерного) капитала.

Основная задача финансового менеджмента - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов.

Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:

объема требуемых средств;

формы их предоставления (долго - или краткосрочный кредит, денежная наличность);

степени доступности и времени представления, стоимости обладания данным видом ресурсов;

риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами) предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений:

оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды (материальные, трудовые);

целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;

оптимальность оборотных средств;

эффективность финансовых вложений;

Основные функции финансового менеджмента заключаются в следующем:

финансовом анализе и планировании на основе показателей финансовой отчетности, сборе и обработке данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и внешней отчетности;

принятии долгосрочных инвестиционных решений, определении оптимальной структуры активов, управлении портфелем ценных бумаг,

принятии долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формировании структуры капитала предприятия, разработке политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендной политике;

управлении оборотными активами фирмы;

выполнении функций, связанных со страхованием активов, налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией предприятия.

Таким образом, основная задача финансового менеджера сводится к финансовому анализу и планированию в виде общей оценки:

активов предприятия и источников их финансирования;

величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

источников дополнительного финансирования;

системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

В отличие от бухгалтерского учета, история которого насчитывает не одно тысячелетие, финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформировался относительно недавно. Отдельные фундаментальные разработки по теории финансов велись еще до второй мировой войны, но первые научные труды по финансовому менеджменту появились только в начале 60-х годов XX в. В них были соединены базовые разделы теории финансов с аналитическими аспектами бухгалтерского учета в рамках методологии общей теории управления. Синтез теории управления, теории финансов и аналитического аппарата бухгалтерского учета позволил сформировать финансовый менеджмент.

В эволюции финансового менеджмента выделяют три этапа.

На первом этапе (1930-1950) внимание ученых было сосредоточено на оценке финансового состояния с помощью коэффициентов, обосновании способов управления денежными потоками, диагностике банкротства.

Второй этап (1950-1980 гг.) характеризовался активным развитием теории финансового менеджмента в направлении разработки основ бюджетирования, портфельной теории, моделей оценки финансовых активов, теории структуры и стоимости капитала, дивидендной политики, риск-менеджмента. Завершился этот период разработкой методик оценки бизнеса.

Третьему этапу (с 1980 г. по настоящее время) свойственно активное развитие финансового менеджмента по следующим направлениям: разработка концепции по управлению стоимостью, создание моделей организации, интегральной оценки эффективности деятельности организации.

Теория структуры капитала. Основоположники этой теории - Ф. Модильяни и М. Миллер опубликовали работу, в которой пришли к выводу, что стоимость любой организации определяется будущими доходами и, следовательно, не зависит от структуры ее капитала.

Согласно этой теории стоимость акций не зависит от соотношения между ее заемным и собственным капиталом.

В 1963 г. Ф. Модильяни и М. Миллер опубликовали вторую работу, посвященную структуре капитала. В первоначальную модель они ввели такой фактор, как налоги, смягчив тем самым принятое ранее допущение - нулевое налогообложение. Было доказано, что цена акций непосредственно связана с использованием заемных средств: чем выше доля заемного капитала, тем выше цена акций.

Модифицированная теория Модильяни - Миллера с учетом фактора затрат на ликвидацию финансовых затруднений позволяет утверждать следующее:

наличие определенной доли заемного капитала идет на пользу;

чрезмерное использование заемного капитала приносит вред;

для каждой организации существует своя оптимальная доля заемного капитала.

Теория портфеля. Ее основоположником является Г. Марковиц, получивший за свои труды в 1990 г. Нобелевскую премию по экономике. Согласно данной теории совокупный уровень риска может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфеле. Теория Г. Марковица включает следующие разделы:

оценка инвестиционных качеств финансовых инструментов;

формирование инвестиционных решений относительно включения в портфель индивидуальных финансовых инструментов;

оптимизация портфеля, направленная на снижение уровня его риска при заданном уровне прибыльности;

совокупная оценка сформированного инвестиционного портфеля по соотношению уровней доходности и риска.

На основании своей теории ученый пришел к следующим выводам:

для минимизации риска инвесторам следует объединить рисковые активы в портфели;

уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а учитывать его влияние на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.

Модель оценки доходности финансовых активов. Эта модель конкретизирует взаимосвязь между уровнем риска и требуемой доходностью. Она разработана Дж. Линтнером, Я. Мойссином и лауреатом Нобелевской премии У. Шарпом, и основана на представлении идеального рынка капиталов и некоторых других допущениях. Согласно этой модели требуемая доходность рисковых активов представляет собой функцию безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг и индекса колеблемости доходности данного финансового актива но отношению к доходности на рынке в среднем. Концепция идеального рынка капиталов предполагает наличие следующих условий:

полное отсутствие трансакционных затрат;

отсутствие налогов;

наличие большого числа покупателей и продавцов. Действия отдельного продавца или покупателя не влияют на цену отдельной ценной бумаги;

равный доступ на рынок как для юридических, так и для физических лиц;

отсутствие затрат на информационное обеспечение, предполагающее равный доступ к информации;

одинаковые ожидания у всех действующих на рынке лиц;

отсутствие финансовых затруднений.

Теория налоговой дифференциации Р. Литценбергера и К. Рамасвали основана на налоговых эффектах. Согласно теории налоговой дифференциации инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов, выше. Акционеры организации, имеющей относительно высокий уровень дивидендов, должны требовать повышенного дохода на акцию, чтобы компенсировать потери, связанные с повышенным налогообложением. Что касается организации, то ей невыгодно платить высокие дивиденды, поскольку ее рыночная стоимость максимизируется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли. Однако большая часть организаций предпочитают регулярно выплачивать дивиденды, в результате срабатывает эффект сигнализации.

Теория дивидендов сформулирована в 1961 г. Ф. Модильяни и М. Миллером. Они исследовали влияние политики выплаты дивидендов на курсы акций организаций. Помимо предположения о наличии идеального рынка капиталов предусматривались такие допущения:

политика выплаты дивидендов не влияет на бюджет капиталовложений;

поведение всех инвесторов является рациональным.

Увеличение размера выплачиваемых дивидендов уменьшает сумму прибыли, которая могла быть направлена на развитие производства. Нехватка средств должна быть компенсирована за счет дополнительной эмиссии акций. Новым акционерам придется платить дивиденды, и эти выплаты уменьшат приведенную стоимость дивидендов, выплаченных прежним акционерам. Таким образом, для акционеров становится безразлично увеличение дивидендов в текущем году, если в будущем они потеряют эквивалентную с учетом дисконтирования величину. Авторы теории полагают, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость организации.

Теория дивидендов включает теорию иррелевантности и теорию "синица в руках".

Теория иррелевантности дивидендов разработана в 1961 г. Согласно данной теории при наличии идеального рынка капиталов стоимость организации зависит от принятых решений по проектам капиталовложений, поскольку эти решения определяют будущие денежные потоки по операциям и степень рискованности потоков. Способы формирования капитала не оказывают никакого влияния на стоимость организации, т.е. эта стоимость является иррелевантной.

Авторы теории утверждали, что совокупное богатство акционеров в большей степени зависит от правильности инвестиционной политики, а не от того, в какой пропорции прибыль подразделяется на выплаченные дивиденды и реинвестированную прибыль. Дивидендная политика проводится но остаточному принципу, который постоит в следующем:

составляется оптимальный бюджет капиталовложений и рассчитывается требуемая сумма инвестиций;

дивиденды выплачиваются в том случае, когда не вся прибыль использована для инвестирования.

Теория "синица в руках" разработана М. Гордоном и Дж. Линт-нером в начале 1950-х годов. Она предполагает, что инвесторы исходя из принципа минимизации риска всегда предпочитают текущие дивиденды доходам, возможным в будущем, в том числе и возможному приросту акционерного капитала. Их удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, используемая в качестве коэффициента дисконтирования, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала.

Таким образом, основной вывод авторов данной теории следующий: в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение; увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости организации, т.е. увеличению благосостояния ее акционеров.

Теория арбитражного ценообразования (APT) предложена профессором Йельского университета Стивеном Россом в 1976 г. В основу модели заложено утверждение о том, что фактическая доходность любой акции складывается из двух частей: нормальной (ожидаемой) и рисковой (неопределенной) доходности. Последний компонент определяется многими экономическими факторами, например, рыночной ситуацией в стране, оцениваемой валовым внутренним продуктом, стабильностью мировой экономики, инфляцией, динамикой процентных ставок и т.д.

Теория опционов. Авторами модели ценообразования опционов являются Ф. Блэк и М. Шоулз. В финансовой практике теория опционов применяется для того, чтобы помочь объяснить характерные особенности таких финансовых инструментов, как варранты и конвертируемые ценные бумаги. Однако некоторые решения, принимаемые в сфере финансового менеджмента, могут быть лучше проанализированы и поняты именно в рамках теории опционов.

Опцион - это контракт между продавцом и покупателем, дающий за премию право (не обязательство) купить или продать финансовый инструмент по фиксированной цене в течение заранее установленного срока. Опцион - производная финансовых инструментов; его стоимость - производная от стоимости другого финансового инструмента. В качестве базового финансового инструмента выступают акции, облигации, валюта, ставки процента, биржевые индексы, фьючерсные контракты. Используются два основных вида опционов: колл и пут. Наиболее широко применяется опционный контракт на покупку, в котором оговариваются четыре пункта: организация, чьи акции могут быть куплены; число приобретаемых акций; цена приобретения, именуемая ценой исполнения; дата истечения срока на право покупки.

Другой вид опционного контракта на продажу - пут дает право па продажу актива в течение указанного срока по заранее оговоренной цене. При покупке опциона колл отмечается благоприятная ситуация дальнейшего роста цены акций (владелец опциона сможет купить акции по более низкой цене, затем продать по более высокой). При покупке опциона пул выгоднее становится ситуация падения цены акций, так как владелец опциона сможет продать базовые ценные бумаги по более высокой цене. Разница между текущей ценой базового актива и ценой исполнения опциона называется внутренней стоимостью опциона. Сумма, на которую размер премии превышает внутреннюю стоимость опциона, называется срочной (временной) стоимостью опциона.

Цена опциона, или опционная премия, равна сумме его внутренней стоимости и рыночной стоимости. Срочная составляющая опционной премии снижается по мере приближения к дате исполнения опциона. Последний обесценивается в течение каждого дня своего существования, и этот процесс идет тем быстрее, чем ближе дата исполнения опциона.

В теории управления финансами используют модели Баумоля и Миллера - Орра. По мере нормализации уровня инфляции и стабилизации экономики, учетных ставок, развития фондового рынка они смогут применяться и в отечественных условиях. Эти модели управления денежными средствами требуют оценки:

общего объема денежных средств и их эквивалентов;

доли денег на расчетном счете и в высоколиквидных ценных бумагах;

времени и объема процедуры конвертации денег и быстрореализуемых финансовых активов.

При использовании модели Баумоля предполагается наличие у организации максимально целесообразного уровня денежных средств, постепенно расходуемых в течение некоторого периода.

В модели Миллера - Орра рассматривается стохастический процесс периодических изменений остатков денежных средств. В противоположность модели Баумоля считается, что изменение остатков денежных средств с течением времени носит случайный характер, как по направлению, так и по величине.

Согласно этой модели повышение остатка денежных средств допускается до верхнего контрольного предела. Достигнув его, остаток денежных средств уменьшается до точки возврата посредством инвестирования в рыночные ценные бумаги. Изменение остатков денежных средств в сторону уменьшения допускается до нижнего контрольного предела, при достижении которого организация продает рыночные ценные бумаги на требуемую сумму и приходит к точке возврата.

Динамика остатка денежных средств на расчетном счете имеет "пилообразный" характер. Модель Миллера - Орра помогает управлять денежным ресурсом в случаях, когда невозможно предсказать ежедневный отток или приток денег.

Одной из важнейших финансовых теорий является гипотеза эффективности рынков, предполагающая достижение эффективности рынка на основе оптимального соотношения между риском и доходностью. Эффективный рынок - это рынок, в ценах которого отражена вся известная информация. Новая информация немедленно отражается на ценах акций.

Обеспечение информационной эффективности предполагает соблюдение следующих условий:

субъекты рынка имеют одновременный и равный доступ к информации;

отсутствуют факторы, препятствующие заключению сделок;

сделки не влияют на общий уровень цен;

субъекты рынка стремятся максимизировать выгоду.

Однако ни на одном реальном рынке эти условия не соблюдаются.

Выделяют несколько степеней эффективности рынка: сильную, среднюю и слабую. Вся доступная информация разделена на три группы: информация о прошлой динамике курсов, общедоступная информация и частная информация.

Из всех упомянутых новаций два направления - теория портфеля и теория структуры капитала - представляют собой сердцевину науки и техники управления финансами крупной компании, поскольку позволяют ответить на два принципиально важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы.

Именно в рамках современной теории финансов в дальнейшем сформировалась прикладная дисциплина финансовый менеджмент как наука, посвященная методологии и технике управления финансами крупной компании. Произошло это в основном путем естественного дополнения базовых разделов теории финансов аналитическими разделами бухгалтерского учета и некоторым понятийным аппаратом теории управления. Первые монографии по новой дисциплине, которые можно было использовать и как учебные пособия, появились в ведущих англоязычных странах в начале 60-х годов. Сейчас уже можно говорить о том, что финансовый менеджмент окончательно сформировался не только как самостоятельное научное направление и практическая деятельность, но и как учебная дисциплина.

2. Леверидж (рычаг) и его роль в финансовом менеджменте


Термин "леверидж" представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина "lеvеrage", уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин "Gearing". В некоторых монографиях используют термин "рычаг", что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе в английском рычагом является "lever", но никак не "1еverege".

В экономике, а точнее в менеджменте под словом леверидж понимают - процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли.

Основным результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит; во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.

Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:

финансовый

производственный (операционный)

производственно-финансовый

Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Операционный леверидж - это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного левериджа.

Таким образом, силу (эффект) оперативного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж:

,

,

,

где Q - физический объем продаж, р - цена, - выручка от реализации,  - ставка переменных затрат на выпуск продукции,  - постоянные затраты

) ,

)

финансовый менеджмент дивиденд леверидж

Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

Финансовый леверидж - это соотношение между облигациями и привилегированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями - с другой. Он является показателем финансовой устойчивости акционерного общества. С другой стороны - это использование долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на акционерный капитал. В третьей трактовке финансовый леверидж - это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат. Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.

Другими словами финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.

Первая концепция: Западноевропейская концепция.

Эффект финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала.

Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ):

НРЭИ=БП-S%,

Рассмотрим влияние финансового левериджа на чистую рентабельность собственного капитала для предприятия, использующего как заемный капитал, так и собственный капитал, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на экономическую рентабельность активов (ЭРА):


Итак, эффект финансового левериджа (ЭФЛ) по 1 концепции расчета определяется:

,

где  - дифференциал, - плечо рычага.

Вторая концепция: Американская концепция расчета финансового левериджа.

Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения чистой прибыли (ЧП) на 1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ), то есть этот эффект выражает прирост чистой прибыли, полученный за счет приращения НРЭИ:

;

;

;

Из вышеизложенного следует:

;

Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому, чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:

а) для банкира - возрастает риск невозмещения кредита:

б) для инвестора - возрастает риск падения дивиденда и курса акций.

Таким образом, первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.

Задача


Имеются следующие данные:

Показатель

А

Б

В

1. Цена единицы продукции, руб.

3,0

3,0

3,0

2. Переменные расходы на единицу продукции, руб.

2,0

1,5

1,2

3. Постоянные затраты, тыс. руб.

10,0

20,0

24,0

4. Объем производства, шт.

20000

20000

20000


Требуется:

рассчитать порог рентабельности, запас финансовой прочности трех предприятий (А, Б, В);

проанализировать уровень производственного (операционного) левериджа (рычага) у данных предприятий;

как повлияет на прибыль предприятий снижение объема продаж на 5000 шт., какое предприятие окажется в наихудших условиях?

РЕШЕНИЕ

Таблица 1 - Определение эффекта производственного (операционного) рычага (левериджа) и его влияние на финансовый результат

Показатель

А

Б

В

1. Цена единицы продукции, руб.

3

3

3

2. Переменные расходы на единицу продукции, руб.

2

1,5

1,2

3. Постоянные затраты, тыс. руб.

10

20

24

4. Объем производства, шт.

20000

20000

20000

5. Расходы переменные на весь выпуск, тыс. руб. (с. 2 * с. 4 / 1000)

40

30

24

6. Выручка от продаж, тыс. руб. (с. 1 * с. 4 / 1000)

60

60

60

7. Валовая маржа (маржинальный доход), тыс. руб. (с. 6 - с. 5)

20

30

36

8. Прибыль от продаж, тыс. руб. (с. 6 - с. 3 - с. 5)

10

12

9. Порог рентабельности, тыс. руб. (с. 6 * с. 3) / (с. 6 - с. 5)

30

40

40

10. Запас финансовой прочности, тыс. руб. (с.6 - с. 9)

30

20

20

11. Сила воздействия операционного рычага (с. 7 / с. 8)

2,00

3,00

3,00

Выручка новая (после снижения объема продаж), тыс. руб.

45

45

45

12. Снижение выручки, тыс. руб.

15

15

15

13. Снижение выручки, %

-25,00

-25,00

-25,00

Переменные затраты новые (после снижения объема продаж), тыс. руб.

30

22,5

18

Совокупные затраты новые, тыс. руб.

40

42,5

42

14. Снижение прибыли, %

-50

-75

-75

15. Прибыль от продаж (с учетом снижения объема продаж), тыс. руб.

5

2,5

3

Рентабельность продаж после снижения объема производства, %

11,11

5,56

6,67


новый объем = 20000 - 5000 = 15000 шт

выручка новая = 15000 шт * 3 руб = 45000 руб. = 45 тыс. руб.

снижение выручки = 45 / 60 * 100 % = 75 %. Темп снижения = 75 - 100 = - 25 %. Это означает, что новая выручка меньше чем старая на 25 %.

переменные затраты новые = 15000 шт * 2 р = 30 тыс. руб.

совокупные затраты = 10 + 30 = 40 тыс. руб.

прибыль новая = 45 - 40 = 5 тыс. руб.

снижение прибыли = 10 - 5 = 5 тыс. руб.

или 5 / 10 * 100 - 100 = - 50 % (т.е. прибыль снизилась на 50 %).

рентабельность продаж новая = 5 / 45 * 100 = 11,11 % Производственный (операционный) рычаг показывает, во сколько раз результат от реализации после возмещения переменных затрат (маржинальный доход) превышает прибыль.

При снижении объема производства на 5 тыс. ед. наибольшее снижение прибыли по варианту В (на 9 тыс. руб.), однако в конечном итоге в наихудших условиях окажется предприятие Б. Там прибыль от продаж составит всего 2,5 тыс. руб., и наименьший показатель рентабельности продаж 5,56 %.

Список литературы


1)      Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. И доп. - К.: Эльга. Ника-Центр, 2008. - 656 с.

2)      Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Пер. с англ./Под ред. Ковалева В.В. В 2-х томах. - М.: Экономическая школа, 2011.

)        Балабанов И.Т. Теоретические основы финансового менеджмента. М., Финансы и статистика, 2009.

)        Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 560 с.

)        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с. - (Высшее образование).

)        Селезнёва Н.Н. Финансовый анализ: Учеб. пособие / Н.Н. Селезнёва, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 479 с.

)        Финансовый менеджмент / Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ЮНИТИ, 2009.

)        Финансы предприятий / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2009.

)        Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников").

Похожие работы на - Финансовый менеджмент

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!