Определение тягово-скоростных свойств автомобиля
Министерство
по науке и образованию Российской Федерации
Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Сибирская
государственная автомобильно-дорожная академия»
Сургутский
филиал
Контрольная
работа
Тема:
Определение тягово-скоростных свойств автомобиля
Выполнил: студент гр. АТсп-310cz1
Пивовар
Проверил: Савельев Б.В.
Сургут
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исходные данные
. Определение тягово-скоростных
свойств автомобиля
.1 Внешне скоростные характеристики
двигателя
2.2 Построение силового баланса
Библиографический список
1. Исходные данные для проекта
№
|
Наименование
параметра
|
Обозначение
|
Единицы
измерения
|
Численные
значения
|
1
|
Тип
двигателя (карбюратор)
|
ГАЗ-53А
|
2
|
Макс.
скор. движения автомобиля
|
Vmax
|
км/ч
|
70
|
3
|
Полный
вес автомобиля (гружен.)
|
Rz
|
Н
|
72594
|
4
|
База
одиночного трансп. средства
|
L
|
м
|
3700
|
5
|
Макс.
мощность двигателя
|
Ne max
|
кВт
|
70
|
6
|
Угловая
скор. коленчатого вала при макс. мощности двигателя Ne
max
|
ωN
|
рад/с
|
240
|
7
|
Радиус
качения колеса
|
rк
|
м
|
0,47
|
8
|
КПД
трансмиссии
|
η
|
|
0,92
|
9
|
Фактор
обтекаемости
|
кF
|
Н·с2/м2
|
2,1
|
10
|
Постоянная
для определения δ
|
d
|
|
0,04
|
11
12 13
|
Постоянные
коэффициенты в формуле Лейдермана
|
|
1
1 1
|
14
|
Удельный
расход топлива при Ne
max
|
gN
|
г/кВт·ч
|
300
|
15
|
Плотность
топлива
|
γ
|
кг/л
|
0,74
|
16
|
Передаточное
число главной передачи (расчетное значение)
|
i0
|
|
5,80
|
17
|
Передаточное
число раздаточной коробки
|
iрк
|
|
-
|
18
|
Количество
передач в коробке передач
|
m
|
|
5
|
19
20 21 22 23
|
Передаточные
числа коробки передач (по прототипу)
|
i1 i2
i3 i4
|
|
6,55
3,09 1,71 1,0
|
24
25 26 27
|
Время
переключения передач
|
t1-2 t2-3 t3-4
|
с
|
3
1.3 1.3
|
28
29 30 31 32
|
Угловые
скорости коленчатого вала взятые для расчета характеристик двигателя и
автомобиля
|
ω1
ω2
ω3
ω4
ω5
|
рад/с
|
50
100 150 200 240
|
33
|
Коэффициент
сопротивления качению (асфальт - на первом и втором участке)
|
f0
|
|
0,015
|
34
|
Коэффициент
сопротивления подъему (первый участок - в гору)
|
i
|
|
0.07
|
2. Определение тягово-скоростных свойств
автомобиля
.1 Внешне скоростные характеристики двигателя
Первой строится внешняя характеристика мощности
двигателя в зависимости от угловой скорости коленчатого вала по формуле
Лейдермана:
, (1)
кВт
кВт
кВт
кВт
кВт
где Ne max -
максимальная мощность двигателя, кВт; при скорости вращения коленчатого вала ωN , рад/с; Ne - мощность
двигателя, кВт, при текущем значении угловой скорости коленчатого вала ωe , рад/с и
полной подаче топлива; a, b, c -
коэффициенты формулы.
Ne max -
определяется по мощностному балансу при максимальной скорости движения
груженого автомобиля по горизонтальной асфальтированной дороге
Двигатель легкового автомобиля в
таком режиме тратит всю мощность на преодоление: сопротивления качению Nf ,
сопротивления воздуха Nw и на трение в трансмиссии Nη. Определив
эти три составляющие можно найти мощность двигателя при максимальной скорости
движения автомобиля NVmax, кВт:
, (2)
кВт
где Vmax -
максимальная скорость автомобиля, км/ч; 3,6 и 46,7 - коэффициенты, переводящие
скорость из км/ч в м/с; 1000 - деление на тысячу переводит ватты в киловатты; - полный вес
автомобиля, Н; -
коэффициент сопротивления качению (в данном случае он равен коэффициенту
сопротивления качению ), который
находится по формуле (V, км/ч):
; (3)
- коэффициент сопротивления воздуха;
- лобовая
площадь автомобиля, принимается, как 80% от произведения ширины автомобиля (без
учета выступающих малогабаритных деталей) на высоту; f0 = 0,015; - КПД
трансмиссии.
Далее строится характеристика
крутящего момента двигателя. Известно, что при вращательном процессе мощность
считается по формуле
,
где М - крутящий момент; ω - угловая
скорость вращения под действием момента. Тогда крутящий момент двигателя Ме
(Н·м) можно рассчитать по формуле:
, (4)
Нм
Нм
Нм
Нм
Характеристика удельного расхода
топлива строится по формуле:
, (5)
где gN - удельный
расход топлива при Ne max , г/кВт·ч;
Кω - коэффициент, учитывающий
скоростной режим работы двигателя, определяется по эмпирической зависимости:
; (6)
КN -
коэффициент, учитывающий степень загрузки двигателя. Для бензинового двигателя:
КN = 1
Характеристика удельного расхода
г/кВт·ч,
г/кВт·ч,
г/кВт·ч,
г/кВт·ч ,
г/кВт·ч
Часовой расход топлива определяется
по формуле:
. (7)
кг/ч,
кг/ч,
кг/ч,
кг/ч,
кг/ч,
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ωe,рад/с
|
50
|
100
|
150
|
200
|
240
|
Nе, кВт
|
16,9
|
36,54
|
54,25
|
65,8
|
70
|
Ме,
Н·м
|
338
|
365,4
|
362
|
329
|
292
|
ge, г/кВт·ч
|
336
|
327
|
297
|
291
|
300
|
Gt, кг/ч
|
5,7
|
11,9
|
16,1
|
19,1
|
21
|
В дальнейшем на основании скоростных
характеристик двигателя строятся характеристики автомобиля с учетом следующих
зависимостей:
Скорость движения автомобиля, км/ч:
; (8)
км/ч,
км/ч,
км/ч,
км/ч,
Сила тяги на ведущих колесах, Н:
; (9)
Н
Н
Н
Н
Н
.2 Построение силового баланса
На Рис. стрелками показаны силы, действующие
на автомобиль в общем случае движения (разгон в гору c углом
подъема α).
Стрелки на рисунке обозначают следующие
величины: V - скорость
автомобиля, км/ч; j - ускорение
автомобиля, м/с2; Pf
- сила сопротивления качению, Н:
; (10)
Н,
Rz - полный
вес автомобиля, Н,
Сила сопротивления уклона (в данном случае
подъема), Н:
. (11)
Н,
Здесь sin α ≈ tg α = i - величина
уклона дороги (указана на дорожных знаках в процентах).
Рис.2 Движение автомобиля с ускорением на подъем
Сила сопротивления воздуха, Н:
, (12)
двигатель скоростной
мощность топливо
Н
Н
Н
Н
Н
Рw+Pf =
1307+16,2=1323,2 H
Рw+Pf =
1307+101=1408 H
Рw+Pf =
1307+258=1565 H
Рw+Pf =
1307+582=1889 H
Рw+Pf =
1307+792=2099 H
1
|
2
|
3
|
4
|
V1, км/ч
|
Pк1, Н
|
V2, км/ч
|
Pк2, Н
|
V3, км/ч
|
Pк3, Н
|
V4, км/ч
|
Pк4, Н
|
2,2
|
25135
|
4,7
|
11858
|
8,5
|
6562
|
14,5
|
3837
|
4,4
|
27186
|
9,4
|
12826
|
16,9
|
7089
|
29,2
|
4148
|
6,6
|
26933
|
14
|
12706
|
25,4
|
7023
|
43,8
|
4109
|
8,9
|
24478
|
11548
|
33,8
|
6383
|
58,3
|
3735
|
10,6
|
21725
|
22,4
|
10249
|
40,6
|
5665
|
70
|
3315
|
V,км/ч
|
10
|
25
|
40
|
60
|
70
|
Pw, Н
|
16,2
|
101
|
258
|
582
|
792
|
Pw+Pf, Н
|
1323,2
|
1408
|
1565
|
1889
|
2099
|
Библиографический список
1.
Краткий автомобильный справочник НИИАТ.- М.: Транспорт, 2002-202 с.
2.
Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчета.
Учебник для вузов по специальности "Автомобиль и автомобильное
хозяйство" - 2-е изд., репринт.- М.: Бастет, 2007 - 304 с.