Туристский потенциал Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,15 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Туристский потенциал Российской Федерации

Министерство образования и науки РФ

Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

в г. Анапе Краснодарского края









Курсовая работа

По дисциплине: Техника и технологии в СКС и Т

На тему: Туристский потенциал Российской Федерации

Выполнила студентка 4 курса

ЗФО гр. 09-ЗСТ-А-3

Венкова Е.В.

Проверил: преподаватель

Арзамунов С.В.






Оглавление

Введение

Глава 1. Россия - гостеприимная страна

.1 Обзор рынка въездного туризма

.2 Факторы, влияющие на количество въезжающих в Россию туристов

Глава 2. Основные черты потребителя туристских услуг в XXI веке

Глава 3. Развитие и проблемы российского туризма на пороге третьего тысячелетия

.1 Развитие российского туризма в XXI веке

.2 Проблемы российского туризма в XXI веке

Заключение

Список литературы

Введение

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом двадцатого столетия и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств, в виде налоговых поступлений, 302 млрд. долл.

Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате - туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.

Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг, организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.

И именно поэтому на рубеже веков вопросы о будущем туризма, о спросе на туристические услуги в третьем тысячелетии являются столь волнующими и актуальными. Кто он, турист ХХI века? Каковы его особенности? Каковы факторы и тенденции развития туристской отрасли в XXI веке? И каковы же в особенности русского туризма грядущего тысячелетия?

Безусловно, эти вопросы волновали и волнуют сейчас очень многих, и, конечно же, они не остались без внимания. Они отражены в различных исследованиях специалистов и ученых-футурологов. Данной проблематике посвящены в частности работы Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Нэсбитт Дж. и Эбурдин П. и другие.

Глава 1. Россия - гостеприимная страна

.1 Обзор рынка въездного туризма

Общеизвестно, что в экономике многих стран туризм - основная доходообразующая статья. У нас же, как показывает практика, эта отрасль не прибыльна для государства.

«Россия не использует свои колоссальные туристские ресурсы», - заявил президент России В.В. Путин на заседании президиума Госсовета. «Наша страна обладает колоссальными туристскими ресурсами. Они есть везде, на всей территории - от Камчатки до Санкт- Петербурга, от Пскова и Великого Новгорода до Краснодарского края - но этот богатейший исторический, культурный и природный потенциал используется в целях туризма, по мнению экспертов, только на 20%», - сказал президент.

Конечно, России есть, что показать иностранным гостям. Она велика и многообразна. Есть возможности для пляжного отдыха, огромный потенциал для экскурсионных программ. Богатейшая культура, бесчисленное множество исторических памятников, редкая по красоте природа - всё это досталось нам от предков. А мы никак не можем разумно распорядиться наследством. Ездишь по России, и не перестаёшь удивляться, сколько же всего интересного вокруг. Но большинство памятников - в полуразрушенном состоянии, за пределами региона о них практически ничего не известно. Дороги годятся только, чтобы ездить по ним на джипах. Как будто мы живём не в цивилизованной стране, а в пустыне. Гостиницы в провинциальных городках напоминают ночлежки. Там и своих туристов стыдно размещать, что уж говорить о зарубежных! Встречаются, конечно, кое-где «жемчужины» - комфортабельные отели и пансионаты. Но общая картина оставляет гнетущее впечатление. Вот и получается, что львиная доля рынка приходится на въездной туризм. А фирмы, которые занимаются приёмом иностранцев, можно перечислить по пальцам.

Николай Какора, вице-президент и директор департамента въездного туризма ВАО «Интурист» констатирует: «Выездом заниматься проще - клиент не такой требовательный, зарубежная инфраструктура туризма шире и лучше нашей, а значит, легче организовать хорошее обслуживание. Основной вид поездок - отдых у моря, а не сложные экскурсионные маршруты. Нашим фирмам не нужно обслуживать туриста - надо работать с хорошим партнёром за рубежом. На въезде всё сложнее, потому что ты - принимающая сторона. Турист смотрит тебе и твоим сотрудникам «в глаза» каждую секунду своего пребывания в стране. И он всегда прав. В условиях нашей, российской, инфраструктуры туризма обеспечить хороший сервис сложно, и удаётся это далеко не всем».

Тем не менее, въездной туризм существует. И, как говорят практики, спрос на Россию растёт.

Кто же приезжает к нам в гости, какие программы и маршруты пользуются сегодня успехом сегодня у иностранцев?

Как выяснилось в результате бесед с представителями компаний, занятых приёмом иностранных туристов, основные их клиенты - европейцы. «Франция, Италия, Германия, Испания - вот четыре страны, которые обеспечивают основной туристский поток в Россию, - говорит Леонид Исаакович, генеральный директор компании «Академсервис ДМС». - На второе место условно можно поставить Великобританию, Северную Европу, Грецию». В данном случае речь идёт об экскурсионном и деловом туризме. Зарубежными туристами считаются граждане дальнего зарубежья. Жители бывших союзных республик, ставших суверенными государствами, не учитываются.

В отношении делового туризма картина складывается иная. Как отмечают руководители принимающих фирм, в последнее время увеличился поток туристов из Китая.

Основными регионами, куда возят иностранцев, были и остаются столица, Питер и города Золотого кольца России. Это 70-75% въездного туризма. Здесь сосредоточены наиболее известные иностранцам объекты показа и существует почти отвечающая их требованиям инфраструктура туризма. Дело вовсе не в том, что зарубежных гостей интересуют исключительно эти турцентры. Просто другие населённые пункты пока ещё не в состоянии принимать у себя заграничные группы.

Большой интерес у зарубежных туристов вызывает регион Сибири. Есть интерес к другим регионам, но развитие туризма в них сдерживается нехваткой средств размещения и транспорта, неоправданно высоким уровнем цен при низком пока качестве услуг.

Стоит ли говорить о том, что знакомство с вышеназванными городами не даёт туристам возможности до конца понять, что такое Россия. На территории России проживают народы многих национальностей. У каждой - своя культура. И лучше всего знакомиться с ней в глубинке. Но как раз туда путь массовому туризму заказан…

Использовать для туризма природные богатства России тоже не всегда получается. Известно, что за рубежом есть интерес к охоте и рыбалке у нас в стране. В данном случае наша «дикость» играет нам на руку. В лесу можно беспрепятственно развести костёр, поставить палатку. Проблема в том, что турбазы, где можно было бы размещать иностранцев, принадлежат государственным структурам. Чиновники не хотят делиться с турфирмами. И оставляют охотничьи хозяйства для себя и своих гостей.

Получается, что конкуренции традиционным маршрутам нет, и в большинстве регионов въездной туризм сводится к деловым поездкам и индивидуальным программам.

У иностранцев наиболее популярны туры - продолжительностью в 7-10 дней. Крупные компании - ВАО «Интурист», «Академсервис ДМС» и «Тари- тур» делают оригинальные программы. Что называется, на любителя. «Сами мы ничего не придумываем, только разрабатываем идею заказчика, - говорит Леонид Исаакович. - Такие туры повторяются не больше двух раз, в них участвует мало туристов, и они значительно дороже стандартных, регулярных. У нас были разные заказы. Например, профессиональные туры: для полицейских, для архитекторов, медиков, военных. Последние летали на реактивных самолётах, ездили на танках. Архитекторы заказывали посещение городов, где сохранились здания интересующего их периода постройки. Они часто выбирают те населённые пункты, которые не входят ни в один из наших маршрутов. Например, Коломну, Муром, малоизвестные города Сибири».

Чтобы разнообразить стандартные туры, фирмы дополняют их развлекательными программами. За разработку новых программ взялись музеи Москвы, Санкт- Петербурга и областные музеи- заповедники. Так, в Доме бояр Романовых, филиале Государственного исторического музея Москвы, по вечерам разыгрывают театрализованные представления в костюмах VII в. и угощают гостей ужином по старинным русским рецептам. Это хороший способ разнообразить впечатление от экскурсии, дать им возможность прикоснуться к истории, которую мы привыкли наблюдать в виде недоступных экспонатов, хранящихся под стеклом.

Отрадно, что на традиционных маршрутах сегодня открываются возможности и для событийного туризма. ВАО «Интурист, например, включает в свои программы весенний праздник Масленицы и летний «Фестиваль пива». Вместе с гидами- переводчиками здесь работают над обновлением экскурсионных туров и внимательно отслеживают появление в регионах интересных предложений.

Получается, что недостатка в оригинальных программах для интуристов нет. По запросам клиентов турфирмы обеспечат путешествие в любую точку России. Но организовать массовые туры они не могут. Снова всё упирается в проблему с развитием инфраструктуры.

К сожалению, даже на традиционных массовых маршрутах есть проблемы, которые не позволяют турфирмам значительно увеличить поток зарубежных туристов. Новые отели для развития массового въездного туризма практически не строятся, а старые уже начали активно сносить. Например, столичные «Интурист» и «Москву». Обсуждается вопрос о сносе гостиниц «Россия» в Москве и «Санкт-Петербург» в Питере. Состояние аэропортов и очереди на паспортном контроле удивляют иностранного туриста. Автобусные парки работают с «убитой» техникой, закупленной «Интуристом» 15-20 лет назад. Российские железные дороги требуют предоставить списки туристов на групповые перевозки за 45 дней, при этом чартерные программы продаются нашим зарубежным партнёрам практически до дня вылета. В период белых ночей в Санкт- Петербурге проводится такое количество конференций, симпозиумов и форумов, что нормальному туристу просто негде жить. Наши великолепные музеи не работают над увеличением пропускной способности, а просто убирают из ассортимента дешёвые экскурсии, оставляют одну комплексную и поднимают цены на неё до небес. Правом предоставления групповой визовой поддержки нередко пользуются организации, связанные с туризмом. Никаких гарантий обеспечения качественного обслуживания иностранцев не требуется. Скоро, видимо, не будет нужна и лицензия на осуществление деятельности в сфере туризма. Инофирмы ряда регионов мира пытаются организовать обслуживание в России самостоятельно, работая в большинстве своём в сфере наличных расчётов. Они получают более низкие цены на услуги и, как следствие, снижают доход государственной казны от туризма. Практически нет национальных представительств по туризму за рубежом, и важное общегосударственное дело продвижения въездного туризма в Россию, по сути, становится личным делом каждого отдельно взятого туроператора. Если сейчас фирмам приходится сталкиваться с такими трудностями при организации туров для иностранцев даже по наезженным уже маршрутам, то каковы дальнейшие перспективы развития въездного туризма в России?

1.2 Факторы, влияющие на количество въезжающих в Россию туристов

Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры и т.д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку значения, меняющиеся во времени и в пространстве. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя: возраст населения. Увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью, рост пропорции одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей. Практически все, перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма. Поэтому при разработке программ развития туризма важно выявить структуру фонда времени населения и бюджет свободного времени.

К числу внешних факторов воздействующих на туризм, относятся также экономические и финансовые факторы:

  • улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;
  • увеличение (снижение) персонального дохода;
  • более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;
  • возрастание (снижение) доли общественно- выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

  1. процессы спроса, предложение и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма;
  2. возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутри региональных туристских сегментов. Увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.);
  3. возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);
  4. возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;
  5. возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения организации труда и т.д.);
  6. возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий - агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь поражает потребность вы повышении квалификации персонала).

Основными факторами, влияющими на перспективы роста въездного туризма в Российскую Федерацию, являются:

Положительные:

рост числа людей в мире, имеющих возможность путешествовать (в плане роста благосостояния и увеличения доли свободного времени);

разнообразие форм и видов туристского предложения, которое формируется в основных туристских центрах России;

возрастающее значение этнических и культурных связей между народами различных регионов мира и внутри России;

интенсификация торговли и рост деловой активности (как внутренней в России, так и международной);

возрастающее значение компьютерных и информационных технологий;

наличие в основных туристских центрах Российской Федерации свободных высококвалифицированных кадров;

наличие в России уникального культурного и природного наследия, позволяющего создавать разнообразный туристский продукт, ориентированный на возрастающие потребности различных сегментов туристского рынка;

возможности для проведения в ведущих деловых туристских центрах РФ, в первую очередь в Москве и Санкт- Петербурге, крупных акций (юбилеев, конференций, соревнований, фестивалей) как общероссийских, так и международных, включая и уровень Олимпийских игр.

удаленность основных туристских регионов России от основных источников туристских потоков. Высокая доля транспортной составляющей в пакете туристских услуг и высокие внутренние цены на туристские услуги и товары снижают конкурентоспособность российского туристского предложения как на международном, так и на внутреннем рынке;

политическая нестабильность, продолжающаяся с 1991 г.;

экономический и финансовый кризисы, особенно сказывающиеся на возможностях населения России участвовать в туристских путешествиях из-за снижения уровня реальных доходов и, соответственно, уровня жизни. Менее всего этот фактор может влиять на объемы экскурсионного однодневного туризма;

относительно высокий уровень преступности в России, что, несмотря на принимаемые меры безопасности, психологически отрицательно сказывается на выборе туристами места поездки при большом количестве предложений и возможностей. Отрицательный имидж России (в т.ч. Санкт- Петербурга и Москвы), созданный в зарубежных средствах массовой информации;

недостаточное развитие инфраструктуры, особенно транспортной, а также недостаток сувенирной продукции по доступным ценам;

нехватка средств на рынке капиталов как для всей инфраструктуры в целом, так и для туристских объектов в частности, в том числе и для модернизации существующих, которые требуются для более полной реализации туристского потенциала России;

недостаточный уровень маркетинга, особенно рекламно-информационной деятельности;

недостаточный уровень развития материальной базы для туризма и туристской инфраструктуры в основных туристских центрах и сопряженных с ними регионах, прежде всего в Санкт- Петербурге и на трассе Москва - Санкт- Петербург, в зоне Золотого кольца, включая круизные путешествия по Волге, по трассе Москва - Минск.

К сдерживающим факторам, влияющим на развитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости о сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям - конгрессный. деловой и т.д.

Как показывает анализ основных факторов, влияющих на развитие туризма в России, отрицательные факторы будут перевешивать положительные по меньшей мере еще 2-3 года, сдерживая поступательное развитие въездного туризма. Вместе с тем положительная динамика потока из стран СНГ позволяет надеяться на увеличение прибытий иностранных граждан в Российскую Федерацию темпами, превышающими общемировые показатели (в рамках 5-7% в год).

Глава 2. Основные черты потребителя туристских услуг в XXI веке

Итак, значительное влияние на спрос в сфере туристических услуг будут оказывать такие изменения, произошедшие в общественной психологии потребления, как: усиление в общественной психологии системного, комплексно-концептуального подхода к восприятию проблем сосуществования человеческого общества, то есть усложнение восприятия мира: явление рассматривается теперь не как простая сумма элементов, а как сложная взаимосвязанная система, где каждый элемент является частью целого и связан с ним, а целое неотделимо от составляющих его компонентов; гедонизация потребления - это значит, что гедонизм предполагает спрос на удовольствия и смену впечатлений, причем наибольшую значимость приобретает процесс, а не объект получения удовольствия; и экологизацию мышления массового потребителя: осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом.

Новый тип потребителя туристических услуг, наряду с названными выше особенностями восприятия мира, отличают еще и следующие психолого-поведенческие черты:

информированность, высокий уровень образованности;

индивидуализм;

экологизм сознания;

спонтанность решений;

мобильность;

физическая и умственная активность на отдыхе;

стремление получать от жизни массу всевозможных впечатлений.

Новый потребитель туристических услуг ХХ1 века - более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их обилием и разнообразием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный, существенно изменяющий свое поведение на туристическом рынке.

3. Развитие и проблемы российского туризма на пороге третьего тысячелетия

.1 Развитие российского туризма в XX веке

Говоря о российском туризме нового тысячелетия, о факторах и тенденциях развития спроса на отечественном рынке туризма и о будущем данной отрасли хозяйства в целом, нельзя не упомянуть о Московской Международной выставке «Путешествия и туризм» MITT 2000, которая состоялась в экспоцентре на Красной Пресне с 22 по 25 марта. Эта выставка является главной в России и одной из нескольких самых знаменитых в мире. Она прошла под лозунгом «Откройте для себя мир уникальных деловых возможностей в сфере международного туристского бизнеса» и была посвящена будущему туризма России в наступающем третьем тысячелетии.

И по мнению специалистов, а также участников, полагаясь на итоги состоявшейся теперь уже выставки, можно говорить о перспективности и успехе будущего российского туризма как на внешнем, так и на внутреннем направлениях.

Очень важным для развития российского туризма, по мнению экспертов, является тот факт, что на выставке уже традиционными посетителями стали региональные агентства. И если раньше выставка была трамплином для иностранных организаций, то сейчас это крупный форум для региональных российских агентств.

Однако, иностранные компании по- прежнему составляют основной блок участников MITT: из 2100 официально зарегистрированных в выставке этого года участников на долю российских пришлось около 600. Но в тоже время по сравнению с прошлым годом российский блок участников вырос ровно в два раза - в 1999 году количество отечественных компаний не превышало 300 и это при том, что общее количество экспозиторов не изменилось. Итак, в выставке помимо российских компаний участвовали компании из 90 стран мира, 50 национальных представительств по туризму, впервые в Москве появились делегации Абу-даби, Ливана, Ливии и Южной Кореи.

Кроме того, по оценкам специалистов, наблюдается не только оживление в области внутреннего туризма, но и рост интереса иностранных туристов к России: специалисты отмечают, что можно говорить о намечающейся положительной тенденции в сфере въездного туризма. Поэтому на MITT 2000, в отличие от прежних шести лет, свои стенды представили администрации регионов РФ: Санкт - Петербург и Ленинградская область, Карелия, Калмыкия и прочие, тогда как год назад только руководство Сочи приняло участие в выставке.

О том, что Россия начинает приобретать туристическую привлекательность, говорит и то, что эта тенденция коснулась не только таких традиционных направлений, как Санкт - Петербург, но и тех регионов, которых раньше не особенно жаловали вниманием. И хотя Санкт - Петербург остается самой популярной точкой среди въездных туристов, но растет и интерес к другим регионам, в частности, к Байкалу. Впервые на выставке был представлен и коллективный стенд «Сибирь», причем организаторы MITT 2000 предоставили выставочную площадь сибирским компаниям по льготным условиям.

Говоря же о перспективах выездного туризма в России и изменении спроса на данном направлении, нужно отметить, что объем туризма на таких традиционных направлениях, как Европа и морские курорты, существенно не изменится. По-прежнему популярны Испания, Турция, ОАЭ, Кипр из экскурсионных туров - Франция, Италия и Греция. Колебания спроса на эти виды отдыха не превышают 1-5%. Разумеется, серьезный удар по иностранным путешествиям отечественных туристов нанес кризис 1998 года, который способствовал, однако, практически полной загруженности отечественных курортов; но сегодня уже некоторые туристические фирмы, специализирующиеся на выездном туризме смогли достичь докризисного уровня и отмечают в частности рост проса на ОАЭ в зимнем сезоне 1999/2000 на 15-20%. Не исключено, что интерес к ОАЭ подогрел построенный к Миллениуму отель, известный как Арабская башня. Находится этот отель, равных которому сейчас в мире нет, на берегу Персидского залива, в 20 км от центра Дубая. И состоит он из стометрового корпуса в виде голубой волны и корпуса высотой в 321 м в виде паруса, который выше Эйфелевой башни и только чуть-чуть отстает от знаменитого нью-йоркского небоскреба Эмпаир Стэйт Билдинг, и фундамент которого уходит на 40 м в морские глубины. Стоимость этого проекта оценивается в годовой бюджет немаленького государства. Отель поражает невиданными прежде темпами строительства (оно началось в 1995 году, а сейчас «Арабская башня» уже функционирует и принимает своих гостей), необыкновенной архитектурой, своей роскошью, комфортом, сервисом и масштабами. И хотя самый дешевый номер этого отеля стоит $ 330 в сутки, а самый дорогой $ 6 800 именно российские туристы одними из первых освоили эту гостиницу.

Другой тенденцией этого сезона, наряду с ростом объема внутреннего туризма, называют и несомненно растущий интерес к региону Юго-Восточной Азии - в первую очередь к Китаю и Непалу. Юго-Восточная Азия рассчитана в первую очередь на тех искушенных путешественников, которые требуют новых впечатлений, вдоль и поперек изъездив Европу.

Интересным является и мнение специалистов о том, что уже сейчас и возможно в будущем одним из наиболее доходных видов туризма станет работа с VIP - клиентами и индивидуальные туры.

В заключении же этой главы, посвященной перспективам российской туристической отрасли я хотела бы отметить, что ВТО обнародовала недавно прогноз развития туризма на ближайшие десятилетия. И по сенсационным подсчетам ВТО, в 2020 году Россия у путешественников будет занимать пятое место по популярности среди европейских стран, уступая лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии. Она будет также значительно опережать по этому показателю Соединенные Штаты. А вообще число туристов, которые будут ежегодно посещать Европу, через 20 лет почти удвоится и достигнет 700 млн. человек.

Эту тенденцию косвенно подтверждают и данные Госкомстата РФ. Впервые за постперестроечные годы въезд в Россию туристов-иностранцев превысил выезд из страны наших путешественников. По предварительным подсчетам, в 1999 году в Россию приезжало более 18,5 млн. иностранцев, в том числе свыше 3 млн. - как туристы. А россиян уезжало меньше 13 млн. Другое дело, что одна из причин такой пропорции - дешевизна российских товаров и услуг для иностранцев и отсутствие денег у наших сограждан. Но хочется надеется, что прогноз ВТО на ближайшие десятилетия наступающего третьего тысячелетия верен, и нам остается его только оправдать.

3.2 Проблемы российского туризма в XX веке

экскурсионный деловой туризм

Форс-мажорные обстоятельства на популярных зарубежных курортах и в турцентрах лишний раз напомнили о назревшей необходимости формирования отечественного турпродукта. Качественного и разнообразного, альтернативного раскрученным зарубежным направлениям. Для этого недостаточно развивать туристскую инфраструктуру и быть в русле мировых процессов. Нужно разрушать негативные стереотипы, создавать яркие положительные образы России. В этой связи всё большее значение приобретает развитие, в том числе на государственном уровне, коммуникационных технологий. Иначе говоря - связей с общественностью.

Россия, несмотря на огромный потенциал, занимает на мировом туристском рынке далеко не самое значимое место. На долю нашей страны согласно Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г. приходится примерно процент мирового турпотока. По оценкам ВТО, потенциал России значительно выше. При соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры она может принимать до 40 млн. (!) иностранных туристов в год против реальных 7 млн.

Развитие приоритетных направлений, а это внутренний и въездной туризм, сдерживаются рядом факторов. В частности:

сохраняющийся образ России как страны, неблагоприятной для туризма;

действующий порядок оформления виз;

несовершенная туристская инфраструктура;

недостаточные усилия субъектов РФ по созданию благоприятного инвестиционного климата;

отсутствие до 2002 г. государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей России за рубежом;

низкий уровень сервиса во всех секторах туриндустрии; несопоставимость цены и качества при размещении в российских отелях.

Основной задачей развития туризма в России было названо формирование современной маркетинговой стратеги продвижения турпродукта на внутреннем и международном рынках. Однако несовершенство существующего информационного туристского пространства остаётся притчей во языцех на всех уровнях.

В ближайшее время на развитие туризма могут повлиять и новые негативные факторы. Решение создаваемых ими проблем ляжет в первую очередь, конечно, на госорганы и профессиональные объединения.

Присоединиться к важной задаче - формированию положительного туристского имиджа России как единого туристского пространства, развитию внутреннего и въездного туризма - может, в принципе, каждый член туристского сообщества.

Несомненно, свой весомый вклад в это благородное дело вносят и средства массовой информации. Сегодня от них требуются целенаправленные публикации, которые будут:

освещать положительные моменты в туристской сфере и экономике страны, способствующие развитию инфраструктуры, обеспечению безопасности туристов, формированию благоприятных условий для инвесторов;

конструктивно критиковать недостатки, мешающие развитию туротрасли в стране;

знакомить читателей, и в частности специалистов турбизнеса, с положительным опытом зарубежных стран;

формировать общественное мнение о туризме, как отрасли, положительно влияющей на экономику региона и всей страны.

Именно в процессе такой деятельности и сможет произойти формирование положительного туристского имиджа России как единого туристского пространства, что будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма.

С другой стороны, следует учесть, что среди участников турбизнес-процесса и потенциальных потребителей туристских услуг сложились устоявшиеся негативные стереотипы в отношении России, отрицательные мифы. Их нужно выявлять и нейтрализовать положительной информацией. Такой вид деятельности необходимо включить в основные направления работы госорганов, отвечающих за развитие туризма на федеральном и местном уровнях. Следует принять во внимание, что в регионах возможны свои специфические мифы.

Примеры стереотипов:

многие иностранцы убеждены, что Россия - страна, небезопасная для туризма. При этом сами россияне всё ещё считают опасным весь юг России;

некоторые регионы жалуются, что им не на что развивать инфраструктуру, нет инвесторов. При этом они не считают нужным изыскивать средства на продвижение своего турпродукта и на региональные рекламно-имиджевые кампании;

многие турфирмы, туристы и журналисты по-прежнему полагают, что санаторно-курортное лечение в России безнадёжно отстало и не может конкурировать с зарубежными курортами;

в России всем уже всё известно, и вряд ли чем россиянина можно удивить. В то же время турфирмы и туристы жалуются на недостаток информации о стране;

развивать туризм в отдалённых регионах сложно из-за дорогой транспортной составляющей. А Дальний Восток и Сибирь вовсе недосягаемы для туристов.

Список потребительских стереотипов можно продолжать. Задача туристских структур - найти своего потенциального клиента и переубедить его. Изменить, пусть пока в небольшой целевой аудитории, негативный образ на позитивный.

Создание положительного образа страны, благоприятной для туризма, - не только российская проблема. Преимущества развития отрасли очевидны, однако напоминать о них, считают в ВТО, нужно постоянно. Организация, внося свою лепту в продвижение индустрии путешествий, предложила поднять уровень информированности населения о положительном влиянии туризма на культуру, экономику и на благосостоянии самого мирового сообщества.

Туризм способствует созданию благоприятной окружающей среды. Стимулирует местные власти к реставрации памятников, открытию музеев и национальных парков для привлечения туристов. С развитием туризма растёт необходимость совершенствования инфраструктуры. Новые аэропорты, дороги, морские порты, десятки других реализованных проектов способствуют существенному улучшению уровня жизни местного населения.

И что самое важное: туризм обогащает людей культурно, знаниями об экологии и социуме. Он содействует миру и сотрудничеству между нациями и народами.

Кампания по формированию положительного имиджа мирового и российского туризма только набирает обороты. Но у России с её потенциалом в туризме большое будущее.

Заключение

Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов и в наступающем третьем тысячелетии рост туристической индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными. Незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.

В то же время спрос на туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.

Таким образом, туризм XXI века - это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего - это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъектуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализации туристических продуктов и услуг.

Список литературы

1. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. - М.: Экономпресс, 1999.

. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. - М.: Герда, 2003.

. Папирян Г.А. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1998.

. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: Экспертное бюро-М, 2000.

. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 2005.

Похожие работы на - Туристский потенциал Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!