Тема: Социология образования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    18,18 Кб
Социология образования
Социология образования
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С.Мальцева»

Кафедра: Философии и истории

Факультет: Экономический








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Социологии

на тему: «Социология образования»

Выполнила: студентка 3 курса

заочного отделения

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Сысолятина Наталья Николаевна

Шифр: 10069

Проверил: Гнездилова Ирина Николаевна



КГСХА

г.

Содержание

Содержание

Введение

. Предмет и метод социологии образования

. Роль образования в жизни общества

. Социальные функции и цели образования

Используемая литература

Введение

Становление социологии образования, как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма, но при этом исследования, посвящённые образованию, проводились и раньше.

Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека.

Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Образование - сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Социология образования является той областью науки, обеспечивающей взаимодействие всех причастных к образованию научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования.

Роль социологии образования объективна и объяснима: социология как многоуровневая наука воплощает в себе практическое знание и его теоретическое обобщение.

Цель работы: изучить и систематизировать материал о социологии образования, определить роль образования в жизни общества, а так же выяснить цели и функции образования.

1. Предмет и метод социологии образования

Основное содержание образования составляет учение. Образование - это определенная система учебных и воспитательных форм деятельности. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.

Объектом исследования социологии образования является социальный аспект, позволяющий рассмотреть образование через призму общественных отношений, его взаимодействие с обществом, влияние на общественное развитие, сферы и структуры. Специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, определяет основные направления социологии образования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений между обучающими и обучаемыми.

Исходные, отправные позиции в социологии образования заложены еще в XVIII-XIХ вв., в теориях французских и английских просветителей и социалистов-утопистов, особенно в учениях Роберта Оуэна и Шарля Фурье, обосновавших связь обучения с производительным трудом и необходимость общественного воспитания подрастающих поколений. Их взгляды стали основой разработки проблемы роли образования в частности, воспитания в различных общественно-исторических условиях, осуществленное прогрессивными мыслителями XIX века. Возникла концепция социологии образования в связи с теориями социальной стратификации, разделения труда, образования и воспитания как общественного процесса.

Вплоть до 60-х годов советские ученые социологию образования не выделяли из общесоциологической теории. Сформулированы важнейшие принципы обучения и воспитания молодежи. В концепциях социологии образования нашло свое отражение, проверенное на многолетнем опыте мировой науки понимание цели воспитания, всестороннего развития человека, его личности - высшей ценности общества, единство обучения и воспитания, в их органической связи с национальными и историческими традициями, ведущей роли педагога в учебно-воспитательном процессе. И только в 60-70-е годы социология образования отпочковывается от общей социологической теории и складывается в самостоятельную научную отрасль знаний.

Методологически социология образования придерживается принципов диалектической логики и, прежде всего, единства теории и практики - основы социального познания. Социология образования имеет два взаимосвязанных уровня - теоретический и эмпирический. Теоретический уровень предшествует эмпирическому, который завершает теоретический. Теория социологии образования обосновывает закономерности и особенности развития образования, дает теоретическое обобщение происходящих процессов, определяет направление эмпирических социологических исследований общественного мнения учащихся, педагогов, администрации, общественных организаций. Теория социологии образования обосновывает и решает проблему, выдвигает гипотезы, требующие проверки практикой. Без теоретических предпосылок никакое эмпирическое исследование не дает необходимых результатов, а будет иметь случайный характер в виде набора суждений и фактов. Недостаточно квалифицированные исследователи нередко пытаются обойтись без теоретических обоснований, и исследование сводят к поверхностно отобранной сумме фактов, данных и т. п.

В социологических исследованиях образования нередко культивируется субъективизм, когда ожидаемые ответы респондентов фиксируются только как позитивные, приукрашивающие реальную действительность, игнорирующие ее противоречия. Так, игнорировался важнейший методологический принцип - объективность рассмотрения общественных явлений. Эмпирические исследования систематически проводятся в школах, вузах, других учебных заведениях работниками социологических центров институтов, а иногда и непосредственно администрацией учебных заведений и oxвaтывают широкий круг вопросов - социально-политический и моpaльный облик учащихся, педагогов, их ценностные ориентации, отношение к учебе и работе, культурный уровень, удовлетворенность трудом, общественную деятельность и т. д. Для анонимного выборочного опроса учащихся и педагогов разрабатываются социологические анкеты. Полученные эмпирически результаты дают факты, данные для обобщений и анализа процессов в системе образования. Взаимодействие теории не ведет, не превращает в схоластику и догматизм, а обретает способность творчески развиваться, давая работникам системы образования новые выводы и практические рекомендации.

Диалектическая логика требует рассмотрения современной системы образования в его развитии и изменении, во всех связях и взаимодействиях. Социология вскрывает противоречия в развитии системы образования и ее совершенствовании, намечает пути к их разрешению или смягчению. Острое противоречие возникло с начала 90-х годов между рыночными отношениями в сфере использования выпускников вузов и их жизненными интересами. Специалист превратился в товар, в объект купли-продажи на рынке труда со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Массовая безработица, готовность молодых специалистов идти на любую неквалифицированную работу, снижение престижа высшего образования - таковы плоды непродуманной отмены организованного трудоустройства выпускников ВУЗов. Решение противоречия требует от министерств и ведомств, готовящих кадры специалистов, разработки неотложных мер по изысканию рабочих мест для выпускников, регулирования набора в ВУЗы с учетом реальных нужд, приведению высшего образования в соответствие с требованиями экономики производства, науки, культуры и устранению диспропорций в подготовке и использовании специалистов.

Высшая школа должна опережать происходящие изменения, готовить студентов к труду и жизни в будущем обществе, формировать демократическое общество. Важно в современных условиях сблизить систему высшего образования специалистов, с прогрессивными образцами систем образования, сложившихся в странах рыночной экономики, обеспечить конвертабельность дипломов ВУЗов.

Еще в недалеком прошлом две системы образования - советская и зарубежная (западная) неизменно рассматривались как антагонистические, что соответствовало соотношению между двумя социально-экономическими системами. Советская система образования считалась социалистической, а западная - буржуазной. Такое искусственное политическое деление затрудняло сотрудничество государств в сфере образования, взаимную передачу накопленного опыта обучения и воспитания молодежи. В действительности же между двумя системами образования, несмотря на имеющиеся противоречия и разногласия, есть много общего, взаимоприемлемого: обмен учащимися студентами, обучение в вузах, обобщение педагогического опыта и методики и др. во взаимных интересах. Железный занавес между двумя системами образования отброшен.

В сфере образования существуют объективные диалектические противоречия между потребностями и интересами общества и уровнем образования - количественные и качественные. В системе образования постоянно возникает противоречие между текущими и перспективными потребностями общества. Здесь речь идет о двух противоречиях: между опережающим по сравнению с реально существующими общественными потребностями развитием системы образования и развитием производства и общества. Существуют и внутренние противоречия, присущие самой системе образования, между ее текущими и перспективными социальными функциями. Противоречия постоянно разрешаются и вновь возникают на каждом этапе развития общества и самой системы образования. Если объективное противоречие на всех этапах развития выступают источником развития системы образования, то противоречия субъективные наносят серьезный ущерб учебным заведениям, материальный и моральный - преподавателям, учащимся, тормозят осуществление ими задач, ведут к уходу из системы образования наиболее ценных работников.

Анализ противоречий и пути их решения входят в предмет социологии образования. Социология выявляет и анализирует противоречия, складывающиеся в сфере образовательных систем в их соотношении с обществом, его институтами, побуждает к решению проблемных ситуаций средствами науки и практики. Образование - система, состоящая из ряда элементов-отраслей: дошкольной, общеобразовательной, профессиональной, специальной, органически связанных между собой, осуществляющих логическую последовательность. Методологически социология образования призвана обеспечивать познание закономерностей его развития, причинных связей и взаимозависимостей, внешних и внутренних условий его функционирования как целостной системы. В силу ряда причин социология образования отстает от потребностей общественного развития, не играет опережающей роли, с запозданием решает назревшие проблемы. Укрепление связи социологии образования с практикой, усиление ее прогнозирующей роли - важнейшая задача социологии как науки.

. Роль образования в жизни общества

Уровень образования - мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития. Особое значение имеет взаимодействие образования с социальной структурой общества. С одной стороны, социальная структура, выражающая сложившиеся общественные отношения, определяет уровни, темпы и содержание образования. С другой стороны, развитие профессионального и специального образования оказывает решающее влияние на социальную структуру, изменение соотношения между численностью социальных групп - рабочих, крестьян, интеллигенции и т. п. Именно в результате образования сложились кадры высококвалифицированных рабочих, возникла специализация труда сельскохозяйственных работников. С учетом особенностей образования и его роли в жизни общества можно определить образование как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения, идейно-политических взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей, вследствие чего процесс образования приобретает индивидуальное своеобразие. Иными словами, образование - процесс и результат формирования личности-индивида, включенного в систему общественных отношений, определившего отношение к обществу, к трудовой деятельности, к другим людям. В этом и состоит цель образования на любых уровнях и этапах развития общества.

Организационная структура образования состоит из ряда уровней - дошкольного, общеобразовательного, профессионального и специального (среднего и высшего). В совокупности образование - непрерывное обучение, преемственно связывающее низшие и высшие ступени обучения и продолжающееся после их завершения. Содержание структуры образования состоит из двух компонентов: обучение и воспитание, в осуществлении которых действует субъект образования - педагог и объект образования - учащийся, между которыми постоянно существует органическая связь, взаимодействие и сотрудничество. Воспитание - целостная система со специфической структурой, состоящей из ряда элементов - трудового, нравственного, политического, экономического мировоззренческого, национально-патриотического, эстетического физического воспитания, взаимодействующих и взаимопроникающих друг в друга. В каждом из элементов воспитания есть аспекты других элементов, наиболее полно выражающихся в трудовом и нравственном воспитании, играющих ведущую роль в системе и воздействующих на все другие части. Целое, каким есть вся система воспитания, взаимодействует с ее отдельными элементами, поэтому в каждом из элементов находят выражение общие принципы воспитания. Но каждый вид воспитания обладает относительной самостоятельностью, потому что имеет специфические особенности и оказывает влияние на весь процесс воспитания, обогащая или наоборот, обедняя, в зависимости от уровня развития и эффективности.

Важнейшей закономерностью развития всей системы образования, выступает единство взаимосвязанных ее структурных элементов: обучения и воспитания. Но они неравнозначны и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в системе образования воспитание играет ведущую роль, а обучение - средство воспитания. Без поддержки воспитания и без его опоры обучение не может дать положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только развитие ума, накопление знаний, а воспитание - формирование личности, развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера. Соединение процесса обучения и воспитания обеспечивает, прежде всего, привитие учащимся навыков самостоятельного мышления, овладение культурой мышления, чтобы они могли отражать внешний мир и собственное «Я», свой интеллектуальный потенциал. На такой основе формируются мировоззрение личности, ее нравственные нормы и социальная позиция, потому что, по определению Иммануила Канта, человек может стать человеком только через воспитание.

Еще мыслители Древней Греции отмечали ведущую роль в обучении воспитания, видели недостаточность образования без воспитания. Так, Протагор считал, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А глубину дает воспитание. По мнению Демокрита, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу. Акцент на значимости воспитания не означает недооценки роли обучения, потому что без обучения нет и воспитания. Обучение не только средство воспитания, но и его теоретическая основа. Вне знания нет и не может быть и сознания. Важное значение в процессе образования имеет правильное сочетание и взаимопроникновение обучения и воспитания. Обучение и воспитание - диалектическое единство. Воспитание не есть нечто внешнее по отношению к обучению, вносимое извне, потому что в самом обучении объективно заложены потенциальные элементы воспитания. С другой стороны, воспитание дает и дополнительные знания. И обучение, и воспитание осуществляется не автоматически, а в зависимости от личности педагога, его мировоззрения и квалификации. Поэтому и результаты обучения и воспитания у разных педагогов неодинаковы, хотя и достигаются при усвоении одних и тех же отраслей знания.

Знания могут излагаться по-разному - узко, когда они, пополняя умственный багаж учащегося, не обогащают его сознания, и глубоко, когда происходит обратная связь и знания превращаются в убеждения. А это возможно лишь при условии, что сообщаемые знания связаны с современностью, с общественной практикой, сочетаются с определенными выводами воспитания. А если их не делает педагог, то это не исключает ошибочность выводов, к которым может прийти школьник или студент. Многие излагаемые предметы в большинстве не имеют практической направленности и целеустремленности на использование и применение, на превращение знаний в убеждения и претворение в активную жизненную позицию. В большинстве учащиеся воспринимают преподаваемые дисциплины лишь как сумму знаний, которые необходимо усвоить, чтобы получить соответствующую оценку, но не видят в них ориентиров в практической деятельности. Знания, сами по себе, отмечал Антон Макаренко, еще не создают нужных качеств характера и поведения людей, если они не превращаются в убеждения. О связи между знаниями и практической деятельностью учащихся хорошо сказал немецкий педагог Альфред Дистерверг: «Печальное явление, когда головы учеников наполнены большим или малым количеством знаний, но он не научился их применять... Хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».

Эффективность обучения и воспитания зависит не только от субъекта, но и от объекта воспитания, потому что вступают во взаимодействие с теми знаниями и убеждениями, которые уже достигнуты до вуза в средней школе или путем самообразования. Философ Георг Гегель подчеркивал, что «каждый индивидуум имеет собственное чувство, собственные ощущения и особенное мировоззрение». Поэтому-то в одних случаях обучение и воспитание попадают на благоприятную почву, пополняя знания и углубляя мировоззрения. В иных случаях, наоборот, обучение и воспитание вступают в противоречие с прежними знаниями и взглядами, с уже сложившимися познавательными потребностями и интересами. Все это означает, что обучение, и особенно воспитание, имеют весьма сложный, противоречивый характер, потому, что воспринимаются через призму определенного «Я», уже в той или иной мере сложившегося у учащегося. Поэтому прав Гегель, утверждая, что духовное развитие не просто спокойный процесс, совершающийся без борьбы, а тяжелая недобровольная работа, направленная против самого себя.

В современных условиях особую роль воспитании и обучении школьников и студентов играют общественные и гуманитарные науки, непосредственно формирующие их мировоззрение и интеллектуальную культуру, личностные качества. По своему характеру естественнонаучные предметы несут также немалый воспитательный заряд, что достигается при условии гуманитаризации учебного процесса. Именно одним из главных принципов, соблюдение которых позволяет кардинально модернизировать преподавание общественных наук в школе и ВУЗе - принцип соединения теории и практики, проверки практикой истинности и ценности теоретических построений и подготовки учащихся к конкретному применению знаний. Особенно очевидно значимость принципа для модернизации преподавания двух традиционных для вузов гуманитарных дисциплин - политэкономии и философии. Легко объединяются политология (наука о политике) и право, играющие важную роль в вооружении молодежи знаниями о правах человека и развитии правосознания специалиста. Возрастает и роль усвоения знаний социологии и психологии. В обоих предметах знаний значительное, место занимает исследование закономерностей формирования и развития малых коллективов и малых групп в сфере социальной и политической жизни и на производстве и т. п. Важным для молодого специалиста есть и возникающая или будущая семья. Без понимания интересов семьи вряд ли успешно решаема проблема социальных ориентаций, а в дальнейшем путей мобилизации творческого потенциала личности для эффективного применения специальных знаний в будущем обществе. Соединение политологии и права, социологии и психологии, их предметы, методы и категории выступают для студентов инструментом, разрабатывающим проблему. А сами предметы лишь склад интеллектуальных средств производства, ценность их в самостоятельном анализе жизненных ситуаций.

Обучение и воспитание выходят за пределы аудитории, продолжают во внеаудиторном общении педагогов с учащимися, в разносторонней культурно-просветительской и научно-исследовательской работе, в общественной деятельности. Все это - логическое продолжение учебного процесса. Обучение и воспитание может быть эффективным лишь в органической связи. Иначе внеаудиторная деятельность превратится в узколобое культурничество и снятие ее воздействия на ум и сознание учащегося. Внеаудиторное общение педагога с учащимися имеет две сферы действия. Во-первых, и это главное - культурносвоспитательное воздействие педагога в стенах школы за пределами учебного расписания - различного рода кружки и клубы, организация массовых мероприятий, выпуск листовок и тому подобного при активном участии самих учащихся. Все это служит совершенствованию основных знаний, полученных ими в ходе учебного процесса, их приложению в общественной деятельности. Во-вторых, работа педагога в соучастии с сотрудниками внеучебных культурно-воспитательных центров - клубы, дворцы научно-технического творчества и др.

Воспитание молодежи за пределами вуза продолжается в быту, в свободное от учебы время, что имеет немалое влияние на ее психику, сознание, поведение. Разнообразные каналы взаимодействия учащихся с макро- и микросредой, со средствами массовой информации, с культурой и искусством, с семьей и друзьями имеют большое воспитательное значение. Педагог Антон Макаренко подчеркивал, что воспитывает все - люди, вещи, явления, но прежде всего, и дольше всего люди. Под влиянием людей с разными взглядами, мировоззрениями у учащейся молодежи складывается определенное отношение к коллективу и обществу, к родителям и людям старших поколений, к семье как элементарной ячейке общества. Педагоги-воспитатели не могут оставаться нейтральными и безучастными к вопросам быта и культурного досуга учащихся, молодежи, особенно студенчества за пределами института, университета, к влиянию внешней среды, которое нередко идет в разрез с воспитанием в школе. В средней школе накоплен большой опыт воспитания учащихся за пределами школы - посещение их на дому, беседы учителей с родителями, со школьниками, постоянное внимание к чрезвычайным происшествиям, которые временами случаются и не проходят мимо учителя.

В ВУЗе у большинства педагогов ответственность за воспитание студентов ограничивается рамками учебного процесса. Какая-то часть преподавателей, их меньшинство, эпизодически, преимущественно по указаниям, включается во внеаудиторную работу с учащимися. Но, как правило, педагоги не проявляют интереса к тому, как используют студенты свой досуг, как они ведут себя в быту, хотя бы в общежитии, не говоря уже о других местах проживания.

.Социальные функции и цели образования

Образование призвано выработать у человека готовность и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, способность к самостоятельному выбору. Оно служит базой будущего развития общества.

Образование играет значимую роль в процессах социального структурирования общества, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности, тем самым выполняя функцию социального контроля. Основная цель этого контроля, по мнению П. Сорокина, - распределение индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций. Поэтому школа, наряду с другими социальными институтами, такими, как семья, церковь, политические, профессиональные организации и другими является одновременно каналом вертикальной циркуляции, способствующим продвижению вверх или спуску вниз по социальной лестнице и своеобразным ситом, которое просеивает индивидов и определяет им то или иное место в обществе.

Иными словами, школа играет важную роль в социальной дифференциации членов общества, одновременно способствуя процессу социальной мобильности. Дефекты в образовательной системе неизбежно сказываются на всем обществе и, напротив, успешное функционирование данного социального института приводит к его благоденствию и процветанию. В этой связи необходимо также отметить, что П.Сорокин считает школу вторым по значимости после семейного статуса механизмом тестирования способностей индивидов и определения их социального статуса. Школа - это следующий этап в перепроверке вердикта семьи, и очень часто она решительным образом изменяет его.

Кроме функций социального контроля (тестирующей, селекционирующей, дистрибутивной) образование как социальный институт выполняет такие свои важнейшие функции, как обучающая (в высшей и средней специальной школе - это профессиональная или подготовка кадров) и социокультурная (социализирующая, воспитательная, просветительская). В этой связи необходимо отметить, что, как показывает история становления и развития отечественного образования, эти функции могут быть взаимодополняющими, а могут вступать в противоречие и даже в конфликт друг с другом.

Уже с момента становления школьного образования стало возникать противоречие между потребностями государства и общества, между пониманием роли и функций образования государством и теми, для кого предназначались школы. Особенно выпукло оно проявилось в эпоху петровских преобразований.

Прорубив окно в Европу, великий реформатор увидел через него не просто неразвитость российского общества по сравнению с западным, но и ужасающее невежество своих граждан. С таким материалом проводить задуманные реформы было нельзя. Сам материал' оказался не особо податлив и поначалу не был склонен разделять реформаторские начинания великого преобразователя. Напрасно Петр I, настаивая на необходимости профессиональной подготовки к гражданской службе, убеждал представителей знатных фамилий в пользе обучения, аргументируя тем, что без этого никто не будет произведен в высшие чины. Как до Петра I, так и при нем обществу были известны различные пути попадания на верхние этажи социального здания, не имеющие ничего общего с профессиональной подготовкой. Даже введение юриспруденции в программу дворянской школы не могло заставить дворян заняться этой наукой.

Что касается социокультурной функции, то вплоть до середины XYIII века образование само по себе еще не являлось ценностью, т.е. не было особой потребности в просвещении, приобретении навыков и знаний, характерных, скажем, для европейского образованного, просвещенного человека. Как известно, именно Екатерина II поставила перед образованием новую задачу: школа должна была не только учить, но и воспитывать. Воспитательные задачи Екатерина видела в том, чтобы вкоренить в сердца народа добронравие.

Одной из целей политики правительства в конце XIX века было распространение влияния духовенства на все виды элементарных училищ. Цель была проста: помешать росту земской школы, находившейся под влиянием либеральных педагогических идей, к числу которых относились уважение к правам и индивидуальности ребенка, воспитание посредством обучения, подготовка к практической жизни и наглядное знакомство с окружающим миром, ознакомление с естественными науками и т.д. Характерным моментом здесь является взгляд на основную функцию школы: она должна носить не прикладной, а общеобразовательной. В то же время правительство видело функции средних школ для людей низших классов в том, чтоб давать нехитрое, но солидное образование, нужное для жизни, а не для науки, а для этого начальное образование предполагалось сделать главной опорой для духовенства и церкви в этом деле.

К концу XIX столетия церковно-приходская школа начинала становиться опасным соперником земской, но при этом ей самой пришлось измениться, улучшив состав учителей, увеличив срок обучения с 2-х до 3-х лет. Между тем земства начинают менять свое отношение к церковно-приходским школам: вначале поддерживая их, а с конца 90-х годов переходят к позиции их вытеснения. Именно с этого периода и до 1917 г. картина народного образования постепенно изменяется, превращаясь в полную противоположность. Бюрократическое устройство школы с ее религиозно-монархическими чертами уступает такому устройству, в котором заметными становятся общественные инициативы со светскими и демократичными тенденциями.

Подводя итоги становлению и развитию образования в дореволюционный период российского общества, можно сделать выводы о том, что образование как социальный институт прошло сложный, трудный, противоречивый путь своего становления и развития. Школа играла важную роль в процессах социальной мобильности, размывании сословных перегородок, появлении новых слоев, выполняя функции социального контроля. Но, каждый раз, когда возникала угроза слома сословных перегородок и, прежде всего, между привилегированными и непривилегированными слоями, государство принимало меры по недопущению этого, что выражалось, в том числе и в ограничении доступа в школу, особенно высшую. Ситом, которое просеивало и не допускало в верхние слои общества, было социальное происхождение, хотя образование начинало играть все более заметную роль в процессах социальной мобильности, но это больше касалось не самых верхних слоев общества, а осуществление культурно-просветительской функции привело в конечном итоге к радикальной перестройке общественных отношений.

Что же касается нравственного образования, иначе говоря воспитательной (социализирующей) функции школы, заключающейся прежде всего в передаче опыта, культурных образцов поведения от одного поколения другому, образование (по крайней мере, об этом ярко свидетельствует история становления и развития отечественного образования), скорее выполняло инновационную функцию, утверждая новую систему ценностей, идет ли речь об усилиях государства, либо об усилиях общества. Впрочем, это скорее касается относительно немногочисленной части населения. В массе своей господствующей оставалась система ценностей, представлений; сильны были стереотипы, традиции. Столкновение радикализирующейся немногочисленной части населения и консервативного большинства всегда приводила к драматическим коллизиям, будь то история раскола или революции.

В современных условиях можно наблюдать растущую дезорганизацию социальной жизни, ослабление или кризис механизмов социального воспроизводства, что приводит к изменениям функций важнейших социальных институтов, обеспечивающих стабильность и порядок социальной системы в целом. Это касается и системы образования. Традиционно его важнейшей функцией была передача ценностей, норм, правил от поколения к поколению.

В современных условиях образование, как полагает А. Турен, в большей мере выполняет другую свою важнейшую функцию, а именно адаптации к профессиональным и социальным изменениям. И именно в этом качестве оно становится ареной социальных конфликтов, поскольку все большее количество субъектов социальной жизни конкурируют между собой за право обладать престижными дипломами.

Одной из актуальных становится проблема профессионального самоопределения студентов. К критериям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, ВУЗа; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также в возможностях трудоустройства после окончания ВУЗа именно по этой специальности.

Заключение

социология образование общество

В ходе работы удалось выяснить, что образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе. Образование должно постоянно создавать и совершенствовать активный фонд знаний и повышать его эффективность. С узко экономической точки зрения функция образования состоит в формировании человека как участника производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции.

Социологические работы, направленные на изучение проблем образования, чрезвычайно важны для успешного развития психологии, социальной психологии, философии, экономики образования и, особенно, педагогики.

Таким образом, от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений.

Используемая литература

1.Фролов С.С. Социология. М.: ИНФРА-М, 2003.

2.Социология. Общий курс. Тощенко Ж.Т. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.

3.Социология: Наука об обществе. Учебное пособие/ Под ред. В.П.Андрущенко. - Киев - Харьков.1998.

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!