По последним данным, около 70% бездомных заняты на временных работах и, стало быть, в состоянии прокормить себя. Поэтому они и стремятся в большие города - это просто возможность выжить. Сколько в Москве рынков, сколько разных работ по разгрузке товаров. Летом в городах ощущается большой спад бездомных: они уезжают на заработки - строительство дач, сельское хозяйство.
Подавляющее большинство бездомных - мужчины, их 85%. Любопытно, что на Западе треть от общего числа бездомных составляют женщины. Вероятно, в силу меньшей по сравнению с Западом «продвинутости» наши соотечественницы более привязаны к семейной или, во всяком случае, домашней, оседлой жизни.
Возраст современного российского бездомного может быть самым разным, но больше всего (две трети) в этой категории людей в возрасте от 35 до 55 лет.
Чем старше бездомный, тем труднее ему приходится в жизни. Люди, чей возраст перевалил за 40 лет, выросли и сформировались еще при советской власти и им трудно принять некоторые современные реалии, а бороться за существование зачастую оказывается труднее, чем 30-40-летним.
Что же вынудило сегодняшних бездомных оставить свои дома и обречь себя на скитания, голод, холод, болезни? Назовем эти причины в порядке «значимости».
Тюрьма. По разным оценкам, от трети до половины бездомных потеряли жилище в результате тюремного заключения. Как объяснила НС сотрудник организации «Врачи без границ» Марина Боброва, «до середины 90-х годов действовал закон, согласно которому каждый осужденный больше чем на шесть месяцев автоматически выписывался с места жительства». В 1995 году закон был отменен, однако среди бездомных еще очень много тех, кто попал в тюрьму еще до этого времени и вместе со свободой потерял жилье. Правда, по мнению юристов, осужденные до 1995 года вправе требовать возврата своей жилплощади через суд. Но представить себе, чтобы лишенный минимальных средств существования, голодный, часто едва одетый человек отстаивал в судах и инстанциях свои права на квартиру, конечно, очень трудно.
Махинации с недвижимостью. Следом за тюремным заключением различные статистические отчеты называют в качестве причин бездомности «потерю жилья по разным причинам». Таких людей среди бездомных около 20%. Бездомность как широкое социальное явление насчитывает в нашей стране всего 10-12 лет. Но и за этот небольшой период можно наблюдать изменения в статистике. Так, с годами становится меньше людей, потерявших жилье из-за махинаций с недвижимостью. Время приватизационного бума начала 90-х годов прошло, и сегодня мошенникам уже не так просто отнять даже у далекого от юридических тонкостей человека квартиру. Зато по-прежнему часто встречаются случаи, когда к продаже квартиры людей вынуждают обстоятельства: пьянство, бедность, долги.
Интересно, что никто из специалистов не может точно сказать, каков процент хронических алкоголиков среди бездомных: исследований по этому вопросу просто не проводилось. Мнения экспертов на эту тему различаются. Так, заместитель начальника отдела стационарных учреждений департамента социальной защиты населения Москвы А.В. Пентюхов в беседе с корреспондентом «НС» сказал, что «алкоголиков среди бездомных около 50% процентов», а представитель «Врачей без границ» на вопрос, как часто алкоголизм становится причиной бездомности, ответил: «Я уверен, что подавляющее большинство бездомных алкоголиков сначала теряют жилье, а потом становятся алкоголиками». В свою очередь, сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Г.Н.Волкова рассказала НС, что несколько лет назад среди бездомных проводился опрос на тему «Хотели бы вы сейчас выпить?». Утвердительный ответ дали всего 26% опрошенных.
Семейные проблемы. Еще одна большая группа среди бездомных - это те, кто оказался на улице в результате семейных проблем. Таких сейчас тоже около 20%. Часто у таких людей обнаруживаются родственники: бывшая жена или муж, дети - но, помня старый конфликт, они напрочь отказываются принять бывшего члена семьи или хоть чем-нибудь помочь ему.
Потеря работы. Многие бездомные - около 17% - оказываются на улице в результате потери работы. Большая часть из них ранее жили в небольших провинциальных городах, где дефицит рабочих мест ощущается сильнее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Оказавшись не у дел, такие люди обычно отправляются на поиски работы. Часто такие поиски оканчиваются весьма плачевно.
Личный выбор. Есть и такие группы бездомных, к которым относится все большее количество людей. Самую, пожалуй, загадочную категорию статистические отчеты называют «личный выбор». Если в 1995 году личным выбором мотивировалось отсутствие жилья у 3% бездомных, то сегодня этот показатель составляет более 14%. То есть каждый седьмой бездомный обрекает себя на лишения добровольно! Во всяком случае, так это выглядит в их собственном представлении.
Современный российский бездомный сильно отличается от своего западного товарища по несчастью. Если в странах Западной Европы традиционно очень велик процент бездомных, не имеющих даже начального образования, то в России, согласно последним статистическим исследованиям, более половины бездомных могут похвалиться средним образованием, а каждый пятый - средним специальным! Эти-то знания и навыки и позволяют российским бездомным держаться за жизнь, выполняя временную работу. Однако беда в том, что сегодня никто не может гарантировать бездомному даже такую занятость. Еще несколько лет назад препятствием к приему на работу служило отсутствие регистрации по месту жительства. Две трети бездомных не имеют никаких документов вообще, а остальные если и имеют, то все, что угодно, только не прописку (прописанными, по подсчетам «Врачей без границ», оказываются около 3% бродяг). После вступления в действие с 1 февраля 2002 года нового Трудового кодекса, ситуация, казалось, должна была измениться - отсутствие регистрации по месту жительства больше не является препятствием к приему на работу (статья 64). Но на практике получить работу легче не стало.
Статистика заболеваемости бездомных весьма красноречива. Почти каждый третий бездомный страдает трофическими язвами конечностей - это одно из «профессиональных» заболеваний людей, вынужденных большую часть жизни проводить на улице - в мороз, слякоть и дождь. Каждый десятый бездомный страдает туберкулезом легких. 13% - от 10 до 40 тысяч человек - ежегодно попадает в больницы с травмами, ожогами и обморожениями. Только в Москве, по данным «Врачей без границ», за последние пять зим от холода погибли более 2 тысяч бездомных. Из них за последнюю зиму - 437 человек. Все это ставит перед обществом серьезнейшую проблему: как помочь этим людям, лишенным не только жилья, но и зачастую возможности заработать на жизнь, погибающим от голода, холода и болезней.
АНКЕТА
а. отвернусь от него
б. пробегаю мимо
в. оскорбляю человека
. Я считаю, что бывшие заключенные - это
а. люди с несчастной судьбой
б. люди, сами виноватые в своей судьбе
в. порочные, «конченные» люди
. Я отношусь к бывшим заключенным
а. позитивно
б. негативно
в. нейтрально
. Бывший заключенный - потерянный человек
а. да
б. нет
в. не уверен
. Как помогать бывшим заключенным, не имеющим имущества
а. дать им второй шанс - жилье и работу
б. им помогать бессмысленно
в. мне все равно
. Есть ли в бывших заключенных людях что-то хорошее
а. конечно
б. даже не знаю
в. нет
. Кто виноват в том, что человек совершает преступления
а. общество, государство
б. сам человек
в. стечение обстоятельств
АНАЛИЗ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ
семья социальный патронаж неблагополучный
В исследовании приняли участие 10 студентов в возрасте 21-25 лет.
Мы получили, что большинство респондентов отрицательно относятся к бывшим заключенным, они считают, что это «конченные» люди, которые недостойны лучшего.
В то же время половина респондентов считают, что в том, что человек преступил закон виновато либо общество, либо стечение обстоятельств, то есть внешние факторы. Половина респондентов считают, что человек сам виноват.
Семь человек считают, что в бывших заключенных нет ничего хорошего, три человека затруднились ответить.
Шесть респондентов почитали, что бывшим заключенным бесполезно давать второй шанс, ведь они через некоторое время станут жить так же, как и прежде. Четыре человека считают, что бывшим заключенным нужно дать второй шанс.
Задание 3
тыс. безработных стоят на учете в Самарской области. Однако на данный момент уровень безработицы в губернии снизился почти в два раза. 16 территорий области вышли на докризисный уровень. Но проблема еще существует.
Надо сказать, что динамика по занятости В Самаре положительная. На данный момент в области есть 24 тыс. вакансий - половина от количества безработных. Это очень хороший коэффициент. По сравнению с январем количество вакансий, имеющихся в службе занятости, возросло в три раза.
Основная доля вакансий приходится на промышленность (19%), торговлю и общественное питание (15%), строительство (11%), здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение (13%). По количеству безработных Самара вышла на уровень июня-июля прошлого года.
Впервые с 2008 года за последний месяц численность трудоустроенных сравнялась с количеством поставленных на учет. Снижение уровня безработицы стало следствием увеличения спроса на рабочую силу в условиях оживления экономики, проведения мероприятий активной политики занятости, а также более требовательным подходом к установлению статуса безработного.
Для дальнейшей борьбы с безработицей в области по-прежнему реализуются две программы: «Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области» и «Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда».
В совокупности бюджет этих программ превышает 7,2 млрд рублей. Это один из самых крупных бюджетов на эти цели в Российской Федерации: он составляет около 18% всех выделенных федеральных средств. Большая часть денег предназначена, конечно, для «АвтоВАЗа». Но и Чапаевск, Похвистнево и ряд других моногородов тоже не обделены вниманием. Месяц назад было получено решение о выделении дополнительных 350 млн рублей на улучшение ситуации на рынке труда этих городов.
Среди особенности Программы дополнительных мероприятий в этом году можно отметить меры, связанные со стажировкой выпускников образовательных учреждений. До шести месяцев предприятие имеет возможность обучать их на рабочих местах и интегрировать в трудовые коллективы за счет средств государства. Это очень хороший способ простимулировать обновление кадров.
В этом году 3,2 тыс. человек уже открыли собственное дело. В основном, это, конечно, сельскохозяйственные предприятия. Потому что 58,8 тыс. рублей - это значимая для сельской местности сумма. Для города она все-таки маловата. Хотя и городские жители с удовольствием пользуются такой возможностью. Те, кто открыл собственное дело, могут участвовать в конкурсе на получение гранта Минэкономразвития в размере 300 тыс. рублей.
Так что получить достойную финансовую поддержку возможно - было бы желание, идеи и инициатива.
В Самарской области зафиксирован самый низкий уровень безработицы среди регионов ПФО. Соответствующие данные опубликовал Росстат по результатам выборочных исследований по проблемам занятости за IV квартал 2012 г.
Этот показатель составил 2,3%, при среднем по ПФО в 4,6%. На втором месте в рейтинге расположилась Нижегородская область, на третьем - Татарстан. Самый высокий уровень безработицы оказался в Удмуртии.
В общероссийском рейтинге регионов по уровню безработицы губерния занимает 3-ю строчку, замыкая тройку лидеров с наименьшими значениями этого показателя (среднее значение по стране - 5,3%). В лидерах, конечно, Москва (0,6%) и Санкт-Петербург (1,1%). Одни из самых высоких показателей безработицы в России отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе: в Республике Ингушетия - 47,1%, и в Чечне - 28,8%.
Задание 3
. Модель социального взаимодействия специалиста по социальной работе при патронате неблагополучных семей
В современных условиях социальный патронат - это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль за тем, как эти процессы протекают.
Поэтому социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:
социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом;
отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста, подъема;
стремительное вхождение или реальная угроза попадания в маргинальную группу (например, где имеется угроза жизни детей, алкоголизм родителей). Поэтому часто приходится вмешиваться в ситуацию без запроса самой семьи.
Цель патроната состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований в семье.
Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций. (ДОУ, ОУ, ДП, ОДН, ОПЕКИ и др.)
В нашем Центре такую роль выполняет Патронатный совет, который решает вопросы о виде и характере помощи семье. Работа такой Команды дает высокую эффективность и положительные результаты.
Работа с семьей строится поэтапно и по шагам. Предлагаем рассмотреть их по порядку.
этап
Социальный патронаж.
Основные шаги этого этапа:
. Сбор информации о семье от других субъектов (например, дети посещают ДОУ или ОУ наблюдаются в поликлинике).
. Работа над мотивацией по принятию семьей помощи.
. Установка договорных отношений с семьей.
Первый шаг является очень важным при работе с неблагополучной семьей. Специалисту по социальной работе приходится осуществлять интервенцию.
Цель интервенции войти в семью, расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы.
У многих возникает вопрос, как правильно осуществлять интервенцию? Как пересечь «границы» семьи?
Идти в семью нужно с добрыми намерениями, не обучать с порога, не обличать, помнить, что для семьи - это норма существования, завоевать доверие (стать приятным этой семье), использовать технику малого разговора (увидеть позитивные моменты, похвалить, подметить зону компетенции семьи), использовать технику вербализации чувств (спросить про чувства).
Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Обычно в этих семьях имеется комплекс проблем:
трудоустройство;
психологические проблемы;
материальные проблемы;
проблема зависимости от алкоголя;
заболевание детей.
Нащупав мотивацию, можно перейти к предложению о сотрудничестве, когда члены семьи дают согласие на совместную работу. Но это идеал, а в жизни часто бывает так, что первые два шага могут растянуться на более длительное время. В семье, где мотивация слабая или семья деградировала, применяются кардинальные меры (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка).
Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним - это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. Казалось бы, самое простое решение отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства. Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной.
Следует учитывать такой феномен, как эффект первой встречи. В этом случае мотивация может появиться и оформиться именно благодаря доверию к данному человеку, которое начинает проецироваться на службу и помощь в целом. Есть семьи нежелающие помощи от службы, это следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку. Необходимо отнестись к ней с пониманием, но одновременно показать клиенту, что социальный работник не заинтересован работать на благо семьи против ее воли, обстоятельно и серьезно объяснить суть и возможности социальной и психологической работы. Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Каких-либо специальных методов для проведения работы по мотивации клиентов из группы риска не существует. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе - это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов.
этап
Диагностика или анализ проблем.
Основные шаги этого этапа:
. Классификация проблем каждой семьи.
. Работа Патронатного совета.
По актам обследования проводится классификация проблем семьи с учетом фактора, к какой группе риска относится семья с целью выработки необходимой реабилитационной программы.
Первую группу образуют семьи с социально-демографическими проблемами:
* многодетные,
* неполные,
* с приемными, опекаемыми детьми,
* с недееспособными родителями (детьми),
* с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные, безработные, бедные, неимущие).
Ко второй группе относятся семьи с социально-психологическими проблемами: испытывающие психологические и социальные кризисы, трудности в межличностных отношениях, в которых нарушаются права членов, не способных постоять за себя, применяется физическое и психическое насилие.
Третью группу составляют семьи с социально-педагогическими проблемами (например, где взрослые не справляются с выполнением родительских функций, из которых дети самовольно уходят или даже убегают).
Четвертую группу образуют семьи с проблемами социально-криминагенного характера (например, где имеется угроза жизни детей, отмечаются деградация родителей, аморальное поведение, алкоголизм, наркомания и пр.).
Раз в неделю собирается Патронатный совет, на котором присутствуют специалист по социальной работе, юрист, психолог, социальный педагог, заведующие отделениями, зам. директора по социальным вопросам. Это объединение разных специалистов называется командой. Команда действует, как творческая группа. Патронатный совет обсуждает и оценивает действия, реализуемые специалистами по социальной работе в отношении проблемной семьи, затем выбирает дальнейшее направление работы, и составляет план реабилитационных мероприятий по оказанию социально-психологической помощи конкретной семье. При необходимости приглашаются соц. педагог школы или детского сада, врач детской поликлиники и др. специалисты с целью расширения ресурсного пространства при оказании помощи семье, а также более полной диагностики семейной системы и выработки единого подхода в работе.
этап
Осуществление запланированных преобразований.
Главной задачей этого этапа является, не только взять на социальный патронат семью, а научить семью самостоятельно обращаться в Центр, к специалистам (т.е. приучить к Центру).
Основные шаги этого этапа:
1.Работа специалистов по составленному плану мероприятий по оказанию различных видов помощи семье (консультации юриста, психолога, специалиста по социальной работе, приглашения в клубы, группы самопомощи и поддержки т.д.).
2.Контрольные выходы в семью (соц. психологический, соц. педагогический, соц. правовой патронаж с целью контроля за происходящими изменениями).
.Индивидуальные беседы с каждым из членов семьи по любой проблеме как в Центре так и на дому.
.Ходатайства, содействие в решении различных проблем семьи, а также другие виды социальной помощи (материальная, помощь в трудоустройстве, помощь в оформлении опеки).
.Защита прав и интересов семьи перед официальными и властными структурами.
.Сотрудничество со специалистами других ведомств по вопросам помощи семье (отдел по делам семьи, отдел опеки и попечительства, отдел социальной защиты, отдел по делам молодежи, комиссия по делам несовершеннолетних при Администрации района, служба занятости, служба заказчика, медицинские учреждения, школы района, детские сады, училища, специальные учреждения, правоохранительные органы).
Формы работы с неблагополучной семьей.
. «Семейная гостиная» - встреча за круглым столом со специалистами Центра и обсуждение схожих проблем семей. Гостиная предполагает камерность, а чаепитие располагает к непринужденному, откровенному разговору. Обязательно присутствуют социальные работники, ведущие семью и узкие специалисты.
. «Родительские университеты» - беседы и лекции по вопросам детско-родительских отношений, воспитания и семейного законодательства. Количество человек неограниченно.
. Тренинги для родителей: «Воспитание на основе здравого смысла», «Как поссориться, чтобы не поругаться».
. Группа творческой реабилитации детей и подростков. Количество детей 10-15 человек, проводят социальный педагог в паре с психологом.
. Группы «Возрождение» и «Подснежник» (анонимные группы взаимопомощи зависимым от алкоголя, и живущим в алкогольных семьях, работают по программе «12 шагов»).
. Семейный клуб «Очаг» - активный семейный досуг в выходной день помогает родителям лучше узнать своего ребенка, воспитывает в семье активную жизненную позицию.
. Разработка таблицы «Сравнительный анализ форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
№ФормаПримечания1Семейная форма Замещающая семьяСемейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого органы опеки и попечительства прилагают все усилия для создания замещающих семей. Замещающая семья - форма жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации, приобретения опыта жизни в семье. В основе выделения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит воспитательный критерий. К семейным формам устройства детей относятся такие формы, которые предоставляют ребенку семейные условия для социализации вне зависимости от характера правоотношений, которые складываются между ребенком и другими членами замещающей семьи.2Форма организации жизни детей, имитирующей условия проживания в семье.Дети живут разновозрастными группами, состоящими из братьев и сестер из нескольких семей. Занимаемое ими помещение оборудовано как обычная квартира, то есть имеются спальни, гостиная, кухня, дети сами убирают свое жилье, готовят (при помощи воспитателей) для себя еду. Такая организация жизни позволяет подготовить воспитанников к будущей самостоятельности, формирует у них необходимые навыки самообслуживания. Однако развития этот опыт не получил, поскольку, например, приготовление пищи самими воспитанниками является грубым нарушением санитарно-гигиенических правил, действующих в воспитательных учреждениях. Кроме того, приобретение отдельных навыков, даже очень важных для будущей самостоятельной жизни, и социализация в условиях семьи - это вовсе не одно и то же. Реальный опыт жизни в семье обеспечивает проживание ситуаций, связанных с усвоением и присвоением социальных норм, он обогащает личность за счет формирования новых ценностей, личностных смыслов. Главное для ребенка в семье - наличие взрослого, которого можно называть "папа" или "мама". Наличие детско-родительских отношений, даже при отсутствии кровного родства, переживается ребенком в тесной связи с представлением о своей ценности, уникальности для этих отношений. Такую же исключительную ценность, уникальность имеют в этих отношениях и родители. Никакой эрзац семейных отношений, смоделированный даже очень талантливым педагогом, в условиях коллективного воспитания в казенном учреждении никогда не заменит того опыта познания взаимоотношений между людьми во всем многообразии их проявлений, которые дает семья: радость и горе, любовь и негодование, эгоизм и бескорыстие - все это естественным образом проявляется в обыденной жизни. Представления о культе главы семьи, на котором лежит ответственность за всех ее членов, любви и заботе друг о друге - все это формируется органично и естественно только в реальной семейной жизни.3ПопечительствоОпека и попечительство идентичны как формы семейного воспитания. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст.145 СК РФ). Юридическое значение этой формы устройства - восполнение дееспособности, защита прав и интересов. По этой причине опека используется как юридический способ установления правоотношений для защиты интересов и взрослых людей, признанных недееспособными вследствие, скажем, психического заболевания. Дети являются недееспособными вследствие возраста, поэтому опека и попечительство - это имеющая глубокую историю форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Главным отличительным признаком опеки (попечительства) является ее универсальность: ребенок может быть устроен под опеку как в семью, так и в учреждение внесемейного воспитания. Отличием опеки (попечительства) от усыновления является прекращение взаимных прав и обязанностей опекуна (попечителя) и опекаемого (подопечного) по достижении ребенком совершеннолетия. При этом не имеет значения, насколько близкие личные отношения связывают этих людей. На практике опеку в отношении детей, оставшихся без родительского попечения, обычно оформляют родственники. Такое решение вполне оправданно в случае, когда ребенок знает о том, что это не его родители, но привязан к ним и может быть хорошо принят в семье опекунов. Немаловажным является и то обстоятельство, что опекуны получают компенсацию затрат на содержание ребенка от органов местного самоуправления. При этом размер компенсации устанавливается каждым субъектом РФ самостоятельно. Поскольку на опекуна возложена обязанность воспитания опекаемого ребенка, он сам определяет методы и способы воспитания, свободен в выборе решений по вопросам устройства ребенка в дошкольное учреждение, в учебное заведение, в учреждение дополнительного образования. Однако при защите имущественных прав опекун должен утвердить свои действия в органах опеки и попечительства, когда речь идет о распоряжении имуществом или доходами опекаемого. Предоставление несовершеннолетним при попечительстве относительной свободы, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием, может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных помочь подростку. Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, выводить подростка из-под тлетворного влияния лиц с антисоциальными установками, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям, во-вторых, как законный представитель, управомоченный в установленном законом порядке на защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.4Приемная семьяПоявившаяся в российском законодательстве новая форма устройства оставшихся без родительского попечения детей - приемная семья - принципиально отличается от двух предыдущих форм договорным характером отношений, которые возникают между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими создать замещающую семью. Порядок создания приемной семьи урегулирован специальным постановлением правительства РФ. Приемная семья образуется на основании договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, о передаче ребенка (детей) на воспитание. В приемную семью ребенок передается на срок, предусмотренный договором. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна. Однако в отличие от опеки при создании приемной семьи не только возмещается содержание каждого ребенка в семье, но и самим воспитателям выплачивается заработная плата, устанавливаемая органами власти субъекта РФ. Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется оказывать помощь приемным семьям в развитии самозанятости и самостоятельного улучшения своего материального положения. Такая помощь может оказываться в виде беспроцентных кредитов, выделении земельных участков и др. Распространение этой формы устройства детей позволяет выстроить пути для решения как минимум трех важнейших социальных задач. Во-первых, это задача семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Эта задача была и остается главной. В приемные семьи могут быть переданы дети из одной семьи, связанные кровным родством, вне зависимости от их возраста и состояния здоровья. Заметим, что при помещении в детские интернатные учреждения детей из одной семьи приходится иногда разлучать, например, из-за большой разницы в возрасте, когда одного надо направлять в Дом ребенка, а другого - в школу-интернат. Во-вторых, создание приемной семьи представляет собой возможность обеспечения занятости для лиц, имеющих склонность к воспитательской работе, получивших специальное образование, но не работающих по разным причинам в соответствующих учреждениях. Заметим, однако, что наличие специального образования и опыта педагогической работы вовсе не является обязательным требования к кандидатам на создание приемной семьи. Тем не мене, не исключено, что создание приемной семьи стало бы привлекательной формой трудоустройства для педагогов в случае повышения оплаты за эту очень нелегкую и ответственную работу, особенно в перспективе сокращения числа образовательных учреждений в условиях демографического спада. Еще одна задача, которую могли бы решать приемные семьи - развитие села. Старение и сокращение численности сельского населения, и как следствие - спад сельскохозяйственного производства - создают угрозу продовольственной безопасности страны. В то же время большая крестьянская семья исторически была самой успешной формой организации сельскохозяйственного производства. Воспитание у детей в приемной семье любви к земле, к сельскому труду, формирование у них соответствующих профессиональных навыков позволяет дать уверенный ответ на вопрос - кто может поднять сельское хозяйство. Естественно, речь идет только о людских ресурсах. Реальная работа в этом направлении потребует создания и реализации комплексных целевых программ, правового и финансового обеспечения. Таким образом, приемная семья как форма устройства детей имеет не только целый ряд преимуществ с точки зрения организации и функционирования, но и значительный, еще не использованный социальный потенциал.5Детский дом семейного типаДетский дом семейного типа может быть создан органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления на основе договора, при желании обоих супругов взять на воспитание детей, с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Отличительной особенностью этой формы устройства детей является впервые введенное требование к профессиональной подготовке для лиц, желающих создать такую замещающую семью. Лица, желающие создать детский дом семейного типа, должны предоставить документы об образовании и трудовой деятельности. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). На содержание детей учредителями выделяются необходимые средства, о которых воспитатели отчитываются перед учредителями. На воспитателей семейного детского дома распространяются нормы трудового законодательства в отношении работников системы внесемейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Еще одной особенностью детского дома семейного типа является обязанность учредителей предоставить все условия для его нормального существования, т.е. здание, мебель и бытовую технику, транспортное средство и т.д. Естественно, в условиях бюджетного дефицита содержание таких учреждений оказывается весьма затратным. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 года №829 "О приемной семье" рекомендует переводить детские дома семейного типа в статус приемных семей, что существенно снижает затраты на их содержание. Таким образом, детский дом семейного типа, являясь формально учреждением, предоставляет условия для проживания ребенка в семье. Статус учреждения определяет отношения с учредителем. Но содержание отношений между взрослыми и детьми в детском доме семейного типа является детско-родительским, а с юридической точки зрения эти отношения аналогичны опекунским. Следовательно, детский дом семейного типа можно считать формой семейного устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.6Семейно-воспитательные группыЭто использование учреждением семей своих сотрудников в создании семейных условий для воспитания подопечных учреждения. Семейная воспитательная группа - структурное подразделение детского социально-реабилитационного учреждения, обеспечивающее условия семейного воспитания, оптимальные для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации беспризорного ребенка или подростка. Таким образом, помещение в семейную воспитательную группу ребенка, оказавшегося в силу различных причин клиентом социального учреждения, это по сути социальная услуга. Следовательно, отношения между ребенком и выступающим от его лица органом опеки и попечительства, с одной стороны, и социальным учреждением и семейно-воспитательной группой, как его структурным подразделением, с другой стороны, должны строиться на основании правил, регулирующих отношения по социальному обслуживанию. Немаловажным обстоятельством, подтверждающим целесообразность создания семейно-воспитательных групп в учреждениях внесемейного воспитания, является финансовая выгода. Для создания семейных воспитательных групп установлен следующий порядок. Гражданин, желающий создать семейную воспитательную группу, обращается в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Администрация учреждения после ознакомления с представленными документами, характеризующими личность обратившегося, его образование, семейное положение, жилищные условия выносит заключение о возможности создания семейной воспитательной группы. Обратившийся гражданин заключает с администрацией учреждения трудовой договор и приобретает статус сотрудника-воспитателя. Семейная воспитательная группа открывается приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы. При этом ребенок остается под опекой (попечительством) учреждения, но фактически проживает в семье. При наличии в учреждении более пяти семейных воспитательных групп рекомендуется создавать в качестве подразделения отделение социально-правовой помощи, осуществляющее контроль за воспитанием, обеспечением жизнедеятельности несовершеннолетних в семье воспитателя, защитой прав и законных интересов несовершеннолетних. Срок пребывания ребенка в семейно-воспитательной группе определяет воспитатель группы и специализированное учреждение в лице его руководителя в зависимости от той задачи, которая стоит перед ними. Например, если родители ребенка не лишены родительских прав, социальные службы предпринимают усилия по их социальной реабилитации и восстановлению функционального единства биологической семьи, то, поскольку этот процесс требует времени, срок пребывания в семейной воспитательной группе зависит от успешности реабилитационного процесса. Очевидно, что "домашнего" ребенка нецелесообразно держать в специализированном учреждении, поэтому его помещают в семейную группу. Если усилия по реабилитации семьи окажутся тщетными, ребенок останется у воспитателя, возможно, своего будущего опекуна. Если ребенок, не имеющий опыта безнадзорности или беспризорности, в силу драматических или кризисных жизненных коллизий временно оказался без родительской опеки, например, родители или единственный родитель в больнице, а других родственников нет, то он помещается в специализированное учреждение. Однако "вхождение" в новый детский коллектив - задача непростая, то, чтобы не усугублять травму ребенка, пережившего несчастье, целесообразно срочно найти среди его знакомых, соседей, учителей или воспитателей приюта человека, который возьмет на себя заботу о ребенке до выздоровления родителей и таким образом смягчит для него удар судьбы. Очевидно, что такая семейная группа будет создана с формулировкой в контракте: "до выздоровления родителей (матери, отца, бабушки и др.)". Типичной ситуацией, когда организация семейной воспитательной группы как социальная услуга будет оптимальным вариантом, может быть и такая: ребенок из благополучной, социально здоровой семьи теряет обоих родителей или единственного родителя. Обычно органы опеки определяют такого ребенка в интернатное учреждение. Между тем, он имеет собственное жилье, к которому привык и где чувствует себя комфортно. Специализированное учреждение может предложить другой, более гуманный вариант: найти человека, который сможет проживать вместе с ребенком, выполняя функции воспитателя (естественно, без всяких претензий на жилье - это законом запрещено). Такой способ организации семейной воспитательной группы дает возможность облегчить переживания сироты, не отрывает его от привычного быта, любимых вещей, от памяти о семье. Воспитателя в дальнейшем сменит опекун или усыновитель, или сам воспитатель изменит свой статус по отношению к воспитаннику, но это произойдет плавно, без лишней психологической ломки. Специализированное учреждение всемерно содействует воспитанию детей, помещенных в семейную группу. Специалисты учреждения - психологи, социальные педагоги, медицинские работники - осуществляют над ребенком, проживающим в семейной группе, постоянный патронаж. Одновременно воспитатель может запрашивать и получать от учреждения медико-психологическую, педагогическую, экстренную и систематическую помощь в решении социальных проблем ребенка. Положение воспитателя семейной группы весьма специфично. Он сотрудник учреждения, подотчетный в своих действиях ему. На воспитателей распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но вместе с тем его рабочим местом является его дом, семья с особым в каждом случае укладом, жизненным распорядком, приоритетами, интересами и склонностями членов семьи, особым микроклиматом. Воспитатель наряду с администрацией учреждения несет полную ответственность за жизнь, здоровье, воспитание, развитие и обучение ребенка, принятого в семейную группу. Решая поставленные перед ним задачи, он обязан учитывать рекомендации социального медико-психолого-педагогического консилиума и специалистов, осуществляющих патронаж группы, касающиеся оздоровления ребенка, программы его дальнейшей реабилитации, поддержания его контактов с родственниками и специализированным учреждением. Но вместе с тем он сам устанавливает режим, выбирает форму организации жизни и быта воспитанника в зависимости от возможностей семьи, в соответствии с семейным укладом, развивает его интересы и способности, организует отдых и досуг. Воспитанник семейной группы имеет право на сохранение связей и поддержание личных контактов с кровными родителями и родственниками при условии, что это не противоречит его интересам, нормальному развитию и воспитанию. Таким образом, он сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка в банковском учреждении. За воспитанником семейной группы, естественно, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользоваться жилым помещением, в котором он был зарегистрирован до помещения в учреждение внесемейного воспитания. Если администрации учреждения удается найти воспитателя, который жил бы вместе с ребенком в его квартире или доме, то это дает возможность оставить ребенка в привычных условиях проживания. Поскольку речь в этом случае идет о предоставлении социальной услуги ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, воспитатель, естественно, не приобретает никаких прав на жилье. Воспитанник семейной группы имеет право сохранить связь со специализированным учреждением, подопечным которого он юридически остается. При необходимости он может посещать школу учреждения, заниматься в спортивных секциях, различных кружках, участвовать в социально-психологических тренингах, праздниках, работать в мастерских, пользоваться библиотекой, выезжать вместе с другими детьми в места отдыха. Если у ребенка не складывается конструктивное взаимодействие с воспитателем и членами семьи, и это неблагоприятно отражается на его эмоциональном самочувствии, он может заявить специалистам учреждения, которые патронируют данную семейную группу, о своем желании покинуть ее. В этом случае воспитанник семейной группы имеет право на переход в другую воспитательную группу, в замещающую семью. Он может также вернуться в учреждение и проживать в стационарном отделении. Пребывание в семейной воспитательной группе позволяет ребенку менее болезненно пережить неблагоприятную ситуацию, возникшую в родительской семье, если его пребывание в учреждении обусловлено необходимостью наладить отношения в родительской семье. Если же ребенок сирота или его родители лишены родительских прав, то, воспитываясь в семейной группе, в условиях семейного окружения, он получает шанс не только на позитивную социализацию, но и на возможное в будущем усыновление в семье своих воспитателей. В семейно-воспитательной группе тесно взаимосвязаны интересы ребенка, воспитателя и государства (через учреждение как его представителя). Интерес ребенка заключается в том, чтобы жить и воспитываться в семье, получить право на персональную любовь и заботу, возможность прожить полноценное детство с непременным чувством собственной значимости для взрослого и быть защищенным от любых ударов судьбы. Интерес воспитателя состоит в возможности реализовать свой педагогический потенциал, получить все богатство переживаний, связанных с воспитанием нового человека. Интерес государства обусловлен тем, что особенностью семейной воспитательной группы является возможность помещения ребенка из учреждения в семейные условия воспитания даже при невозможности его устройства в замещающую семью. Таким образом, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для воспитания юных граждан.7Патрональное воспитаниеПатронатное воспитание как форма устройства детей может быть использована не только в случаях, когда дети по каким-то причинам остались без родительского попечения (родители погибли; единственный родитель, с которым проживал ребенок, помещен в больницу, и т.д.), но и тогда, когда несовершеннолетний оказался в социально опасном положении. На практике наиболее распространенными случаями, когда возникает необходимость в патронатной семье, являются случаи острых семейных конфликтов, запоя родителей, то есть чаще всего родители живы и даже находятся дома, но в дом этот ребенку некоторое время лучше не возвращаться. Патронатное воспитание позволяет в случае изъятия ребенка из родной семьи не помещать его в учреждения, а сразу же передавать патронатному воспитателю до решения вопроса о его дальнейшем устройстве. Кроме того, патронат может стать промежуточной формой для устройства ребенка в семью. Гражданин, желающий создать замещающую семью, может сначала взять ребенка на краткосрочный патронат, попробовать свои силы, а затем, если все пойдет удачно, избрать другую правовую форму отношений по поводу воспитания данного ребенка (оформление опеки или усыновления).
3. Разработка рекомендаций для специалиста по уличной социальной работе с бездомными детьми
Доступность.
Процедура доступа уличных детей к услугам программы максимально упрощена. Для того, чтобы ребенку получить помощь, нужно только его добровольное согласие. Вся информация о ребенке и об условиях его жизни собирается с его слов.
Добровольность.
Помощь предоставляется только при получении добровольного согласия ребенка, подростка или его законных представителей.
Конфиденциальность.
Любая информация о ребенке, обратившемся за помощью , является профессиональной тайной и не подлежит раскрытию третьим лицам без его добровольного согласия (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Отсутствие морализаторства и безоценочность.
Отсутствие морализаторства (особенно на первоначальном этапе работы) является одним из ключевых принципов в работе с уличными детьми, поскольку создает основу для установления доверительных отношений, без которых невозможно добиться успеха в работе. Сотрудники не настаивают на выборе детьми того образа жизни, который считается «правильным» или «нормальным». Однако, помогая им выжить в неблагоприятных условиях, они всегда предлагают альтернативу - возможность изменить свой образ жизни на более безопасный.
Безвозмездность.
Помощь оказывается безвозмездно, без взимания платы с детей и подростков или их законных представителей.
Мультидисциплинарность.
В основе работы с уличными детьми лежит комплексный подход к оказанию помощи - сочетание медицинского, социального и психологического компонентов. Фактически, мультидисциплинарный подход составляет основу индивидуального сопровождения (кейс-менеджмента), когда специалисты разного профиля коллегиально разрабатывают маршрут сопровождения и совместными усилиями его осуществляют.
Равный - равному.
Важным принципом является вовлечение в работу программы добровольцев имеющих опыт выживания на улице. Это могут быть, например, неформальные лидеры уличной тусовки (группы).
Личностный подход.
Каждый ребенок имеет индивидуальные потребности в помощи. На степень его индивидуальности, то есть, непохожести на остальных, оказывает большое влияние окружение, стаж уличности, вредные привычки, выбранный им способ выживания на улице и многое другое. Что бы быть эффективной, схема работы с таким ребенком должна учитывать все эти особенности.
Партнерство и сотрудничество.
Партнерство и сотрудничество с медицинскими, социальными и другими государственными и негосударственными организациями и учреждениями по оказанию помощи уличным детям является залогом успешной работы, поскольку работа в каждом конкретном случае предполагает участие многих организаций и специалистов.
Задание 4
. Составление таблицы Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия
№ТехнологияПримечания1социальные приютыдают возможность женщинам и детям (за рубежом встречаются также приюты для мужчин, подвергаемых жестокому обращению в семье) провести в безопасном месте период кризисного обострения семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает недостаточно, ибо неразрешенные семейные конфликты протекают длительно, периодически обостряясь.2телефон доверияОсновной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Социологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, активизации внутренних ресурсов женщины, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь - в донесение до женщины, её юридических прав.3Создание терапевтических групп из женщин, переживших насилиеЧлены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной.4Объединение людей, переживших насилиеСодействие специалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.5ВмешательствоВмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного на-силием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась.
2. Представление структуры социальных служб, оказывающих поддержку семье и детям в ситуации жизненного насилия
Социальная служба, представляя собой самостоятельную структуру, не является самодостаточной. Даже при условии готовности к сотрудничеству всех учреждений и организаций территории, некоторые нужды социальной службы не будут удовлетворены. Это потребность в информационном и психологическом сопровождении деятельности.
Информационно-координационный центр (ИКЦ) обеспечивает всестороннюю информационную поддержку социальной службы. Основные его задачи - сбор, анализ и предоставление информации. Вся информация, поступающая в ИКЦ, анализируется и заносится в базы данных.
Базы данных на клиентов формируются из информации, предоставляемой социальными работниками и специалистами. Данная информация может носить конфиденциальный характер и предоставляться только в соответствии с уровнем компетенции специалиста, а также с учетом интересов клиента. Эта база данных позволяет объединить информацию о клиенте, собранную различными специалистами, и строить программу действий с клиентом, учитывающую полное прояснение картины. Кроме того, обеспечивается преемственность деятельности при смене сотрудника или переезде клиента в другой район.
Базы данных на организации и учреждения (ресурсные базы данных) формируются из различных источников. Часть информации приносят социальные работники, часть черпается из средств массовой информации, от других организаций, работающих с детьми. В ходе практической деятельности социальной службы социальные работники могут обращаться в ИКЦ в связи с возникающими у них запросами по конкретным проблемам (существующие училища по определенной специальности с общежитием, технические кружки и т.д.). В случае отсутствия этой информации в базе данных, оператор находит ее, используя справочники, другие источники, проверяет, делая контрольный прозвон, рекомендуется представителем социальной службы и, по возможности, берет дополнительную информацию. Вся новая информация также заносится в базы данных. Таким образом, базы данных постоянно пополняются проверенной информацией. Постепенно у социальной службы расширяется доступ к ресурсам территории.
Психологическая служба осуществляет консультативную, коррекционную и психотерапевтическую работу с клиентами социальной службы, а также помогает социальным работникам в решении профессиональных проблем. Например, какую позицию занять по отношению к клиенту, как мотивировать его на посещение психолога, как разбудить собственную активность клиента. Вместе с тем, психологи организуют регулярные тренинги, на которых рассматриваются наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности социальных работников.