Социальные страхи молодежи

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    749,45 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные страхи молодежи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ









ОТЧЕТ

ПО СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

на тему: «Социальные страхи молодежи»











Альметьевск 2012 г.

Содержание

I. Программа социологического исследования

. Методологический раздел программы

.1 Описание проблемной ситуации

.2 Определение объекта и предмета СИ

.3 Определение цели и задач СИ

.4 Формулировка гипотез

.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий

. Методический раздел программы

.1 Обоснование выборки

.2 Обоснование методов сбора социологической информации

.3 Календарный план

.4 Метод обработки данных

II. Отчет по проведенному социологическому исследованию

. Таблица результатов

. Анализ результатов по задачам

. Анализ результатов по гипотезам

. Вывод

. Методические рекомендации

. Практические рекомендации

. Приложение 1. Анкета

. Список литературы

I. Программа социологического исследования

. Методологический раздел программы

.1 Описание проблемной ситуации

После распада Советского Союза, в России сложилась ситуация, когда молодёжь стала предоставленной сама себе. В современных реалиях социальные проблемы молодежи сливаются с общими трудностями каждого человека и проблемами государства в целом.

И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план. Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большинство молодых людей желают иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит потому, что у современной молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить широкую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. Почти каждый второй российский старшеклассник дважды в неделю употребляет спиртные напитки. А производители ежегодно наращивают выпуск хмельного напитка на 20-26%.

[#"586594.files/image001.gif">

Рис 1. Распределение ответов на вопрос: “С каким настроением Вы живете ближайшие полгода?”

Описание гистограммы: из рисунка 1 видно, что испытывают спокойствие девушки 3,4 курсов( 40.9% от общей массы), наибольший, среди юношей 1,2 курсов (34,4%), при этом наибольший уровень ощущения беспокойствия отмечается среди девушек 1,2 курсов ( 29,4%), а наибольший, среди юношей 1,2 курсов (25%), при этом видно, что в общем на старших курсах студенты тратят больше досугового времени на чтение художественной литературы (11,5% на 1,2 курсах и 21,4% на 3,4 курсах). Кроме этого, по рис.1 видно, что юноши больше чем девушки уделяют свободное время занятию спортом (у юношей 61,5% на 1,2 курсах и 51,7% на 3,4 курсах, у девушек 50,0% на 1,2 курсах и 40,7% на 3,4 курсах), при этом заметно, что старшие курсы меньше внимания уделяют занятию спортом (55,8% на 1,2 курсах против 46,4% на 4,5 курсах). Также видно, что старшие курсы больше времени уделяют просмотру телепередач, чем младшие (17,3% на 1,2 курсах и 30,4% на 3,4 курсах), но меньше тратят свой досуг на посещение клубов и дискотек ( 21,2% на 1,2 курсах, 7,1% на 3,4 курсах), при этом юноши больше посещают клубы и дискотеки ( у юношей 23,1% на 1,2 курсе и 10,3% на 3,4 курсах, у девушек 19,2% на 1,2 курсах и 3,7% на 3,4 курсах).

. Если Вы испытываете беспокойство, тревогу, что в большей степени вызывает у Вас беспокойство, тревогу, страх? (выберите не более 2х вариантов)

а) предательство близких и друзей

б) зависимость (от табака/ алкоголизма/ наркотиков)

в) проблемы трудоустройства,

г) трудности карьерного роста

д) отсутствие уверенности в будущем

е) высокий уровень преступности

ж) свой вариант

Рис 2. Распределение ответов на вопрос: «Если Вы испытываете беспокойство, тревогу, что в большей степени вызывает у Вас беспокойство, тревогу, страх? »

 

Описание гистограммы: Согласно рис.2, среди опрошенных лишь 6,5% читают художественную литературу ежедневно, а основная же масса читает либо 1-2 раза в месяц (20,4 %), либо раз в полгода и реже (32,4%), либо практически никогда (25,0%), при этом заметно, что из старших курсов больше студентов читают художественную литературу ежедневно (3,8% на 1,2 курсах и 8,9% на 3,4 курсах).

. Какое чувство у Вас вызывают данные организации? (выберите 1 вариант)

а) страх

б) надежду, что там можно реализоваться

в) безразличие

г) беспокойство

д) ненависть

е) свой вариант

Рис 3. Распределение ответов на вопрос: «Какое чувство у Вас вызывают данные организации?»

 

Описание гистограммы: Согласно рисунку 3, можно сделать вывод, что основная причина низкого уровня читаемости среди опрошенных студентов - нехватка свободного времени (65,5%). Половых и возрастных особенностей не выявлено.

Вывод: Таким образом, можно сказать что чтение художественной литературы не является популярным занятием среди опрошенных студентов, и основная причина этого - нехватка свободного времени.

Задача 2. Факторы, обуславливающие данное состояние.

На данную задачу были сформулированы следующие вопросы:

. Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены? (выберите не более 2х вариантов)

а) финансовая зависимость от родителей

б) разочаровался (-лась) в выборе своей профессии

в) отсутствие свободного времени

г) нет возможностей самореализоваться в своём городе

д) тяжело даётся учёба


Рис.4, Распределение ответов на вопрос: «Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены?»

Описание гистограммы: Согласно рис.4, большинство опрошенных считают, что интеллект - это ум, рассудок (77,8%), при этом не выделяется особых возрастных и половых различий. Популярен так же ответ «способность к тонкому восприятию мира» (29,6%), при этом больше студентов на старших курсах склоняются к данному мнению (17,3% на 1,2 курсах и 41,1 % на 3,4 курсах). Многие отметили так же вариант «развитое воображение» (29,6%), при этом больше студентов на старших курсах склоняются к данному мнению (23,1% на 1,2 курсах и 35,7 % на 3,4 курсах).

5. Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены? (выберите не более 2х вариантов)

а) большое количество бедных в стране;

б) высокий уровень безработицы;

в) государство не заботится о гражданах;

г) высокий уровень преступности;

д) опасность террористических актов;

е) свой вариант ответа

Рис.5, Распределение ответов на вопрос: «Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены?»

 

Описание гистограммы: Согласно рис.5, большинство опрошенных считают, что на развитие интеллекта человека наибольшее влияние оказывает активное самообразование (79,6% от общего числа ответивших), при этом юноши больше склоняются к данному ответу, чем девушки (у юношей 76,9% на 1,2 курсах и 89,7% на 3,4 курсах, у девушек 76,9% на 1,2 курсах и 74,1% на 3,4 курсах), заметно так же что больше студентов на старших курсах склоняются к данному мнению (76,9% на 1,2 курсах и 82,1% на 3,4 курсах). Многие так же считают, что высокий уровень базового образования так же сильно влияет на интеллектуальное развитие человека (57,4% от общего числа ответивших). Число опрошенных, считающих, что на развитие интеллекта человека влияет активное чтение художественных книг составляет лишь 22,2%. При этом девушки придерживаются данной точки зрения чаще, чем юноши ( у юношей 19,2% на 1,2 курсах и 10,3% на 3,4 курсах, у девушек 26,9% на 1,2 курсах и 33,3% на 3,4 курсах), заметно так же что больше студентов младших курсов, считает, что чтение художественной литературы влияет на интеллектуальное развитие человека (23,1% на 1,2 курсах и 21,4% на 3,4 курсах).

8. Скажите, пожалуйста, какие проблемы для Вас наиболее актуальны?

(не более 3-х вариантов)

а) проблема досуга

б) проблема качественного образования

в) трудоустройства

г) проблема финансовой независимости

д) конфликты с преподавателями

е) жилищная проблема

ж) отношения со сверстниками

з) взаимоотношения в семье

и) свой вариант

Рис.6. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие проблемы для Вас наиболее актуальны?»

Описание гистограммы: Согласно рис. 6 многие из опрошенных согласны с мнением, что риторика активно используется в художественной литературе (40,7%), однако большая часть считает, что риторика чаще всего используется в политике(61,1%) и в СМИ (53,7%), при этом больше студентов старших курсов считает, что риторика используется в художественной литературе (38,% на 1,2 курсах и 42,9% на 3,4 курсах).

. По Вашему мнению, что в большей степени влияет на развитие социально-негативных факторов у молодежи?

а) государство не гарантирует стабильность и, следовательно, нет уверенности в будущем

б) личное восприятие человека окружающего мира

в) СМИ, насыщенная агрессивными сценами и неправдивой информацией

г) высокий уровень безработицы

д) недоступность качественного образования

е) свой вариант

Рис.7, Распределение ответов на вопрос: «По Вашему мнению, что в большей степени влияет на развитие социально-негативных факторов у молодежи?»

 

Описание гистограммы: По рис.7 можно сделать вывод, что большинство из опрошенных студентов считают, что на развитие риторики у человека значительно влияет его уровень начитанности (83,3 % от общего числа ответивших), кроме того на старших курсах больше студентов склоняются к этому мнению, чем на младших (80,8% на 1,2 курсах и 85,7 % на 3,4 курсах). Так же довольно популярно мнение, что на развитие риторики у человека влияют друзья и родственники (32,4%), при этом больше юношей, чем девушек склоняются к данному мнению ( у юношей 57,7% на 1,2 курсах и 41,4% на 3,4 курсах, у девушек 15,4% на 1,2 курсах и 14,8% на 3,4 курсах), а так же больше студентов младших курсов, чем старших ( 36,5% на 1,2 курсах и 28,6% на 3,4 курсах).

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных студентов не считает, что чтение художественной литературы оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие человека. Однако многие так же полагают, что риторика используется в художественных произведениях, и они довольно сильно влияют на развитие риторики у человека.

Задача 3. Методы преодоления и профилактики негативного социального самочувствия.

. Если бы у Вас была возможность, то какие меры Вы бы предприняли для снижения социально-негативного настроения? (выберите 1 вариант)

а) повысил(а) качество образования

б) организовал(а) обязательное трудоустройство, выпускников ВУЗов

в) ввел(а) цензуру в СМИ на агрессивную информацию

г)сделал(а) доступным высшее образование

д) свой вариант ответа

На данную задачу были сформулированы следующий вопрос:

Рис.8, Распределение ответов на вопрос: «Если бы у Вас была возможность, то какие меры Вы бы предприняли для снижения социально-негативного настроения?»

Описание гистограммы: Согласно рис.8 большинство из опрошенных полагают, что интеллигентный человек - это человек, уважающий мнение других (56,6%), вежливый (50,9%), и культурно образованный (76,9%). Начитанность как показатель интеллигентности отметило лишь 27,8% от числа опрошенных, при этом больше девушек, чем юношей придерживается этого мнения (у юношей 23,1% на 1,2 курсах и 20,7% на 3,4 курсах, у девушек 23,1% на 1,2 курсах и 44,4% на 3,4 курсах), и больше студентов на старших курсах, чем на младших (23,1% на 1,2 курсах и 32,1% на 3,4 курсах).

3. Анализ результатов по гипотезам

Гипотеза 1. Чтение художественных произведений улучшает уровень риторики, выразительности человека - была доказана

Рис.17. Распределение ответов на вопрос: «Что на Ваш взгляд, в большей степени, влияет на развитие риторики и выразительности у человека?»

Вывод: из рисунка 17 видно, что большинство опрошенных считает, что начитанность человека напрямую влияет на развитие его риторических навыков.

Гипотеза 2. Чтение художественной литературы положительно влияет на уровень самореализации человека, его успех в личной жизни - была опровергнута.

Рис.18. Распределение ответов на вопрос: «Что из нижеперечисленного, по Вашему мнению, в большей мере влияет на успех в личной жизни?»

Вывод: из рисунка 18 видно, что начитанность и просвещенность для большинства опрошенных не являются значительным фактором, влияющим на успех в личной жизни.

Гипотеза 3. Чтение художественной литературы может повлиять на развитие у человека вредных привычек - была опровергнута.

Рис.19. Распределение ответов на вопрос: «В тех или иных произведениях автор может указывать на наличие тех или иных вредных привычек у героя (алкогольная зависимость, табакокурение, наркотическая зависимость). Как Вы считаете, может ли это повлиять на возникновение вредных привычек у читателя?»

Вывод: из рисунка 19 видно, что большинство опрошенных считает, что чтение художественных книг не может вызвать появление вредных привычек у читателя.

Гипотеза 4. Чтение художественной литературы может подтолкнуть человека к совершению преступлений  была опровергнута.

Рис.20. Распределение ответов на вопрос: «Как известно, художественные книги воспринимаются людьми неоднозначно, например, роман «Над пропастью во ржи».

По признанию журналов “Time” и “Modern Library” это одно из лучших произведений XX века. Однако, по заявлениям убийц Джона Ленона и Ребекки Шеффер, именно эта книга заставила их совершить преступление. Как Вы считаете, может ли художественная книга в действительности подтолкнуть к совершению преступления нормального человека?»

Вывод: из рисунка 20 видно, что большинство опрошенных считает, что чтение художественных книг не может подтолкнуть человека к совершению преступлений.

4. Вывод


5. Методические рекомендации

) Увеличить выборочную совокупность для получения более точных данных социологического исследования.

) Изменить вопрос №7 «Риторика - наука о красноречии. До XVIII в. риторика была одним из предметов в Европейских университетах. Аристотель занимался риторикой с логической, а так же политической точек зрения. Стоики же выделяли её как самостоятельную науку. Как Вы считаете, где в настоящее время может использоваться риторика? (возможно несколько вариантов).»

на «Риторика - наука о красноречии. Как Вы считаете, где в настоящее время может использоваться риторика? (возможно несколько вариантов).»

) Изменить вопрос №19 «Откуда чаще всего Вы берёте художественные книги для чтения? указать не более 2-х вариантов).»

на «Если вы читаете художественные книги, то откуда чаще всего Вы берёте художественные книги для чтения? указать не более 2-х вариантов).» и сделать его необязательным для ответа.

) Изменить вопрос №20 «Откуда Вы обычно узнаёте о новых книгах? (указать не более 2-х вариантов)»

на «Если вы читаете художественные книги, то откуда Вы обычно узнаёте о новых книгах? (указать не более 2-х вариантов).» и сделать его необязательным для ответа.

. Практические рекомендации.

Для популяризации чтения среди современной молодежи предлагается принимать следующие меры:

- создание положительных и привлекательных образов читающего человека, и социальных институтов, связанных с чтением

приучение к чтению на личном примере родителей

выпуск книг в доступном формате (например,электронном, аудио)

рекламирование книг в интернете и СМИ

- приобщение к чтению в школе

социальный страх молодежь

Приложение 1

Анкета.

Уважаемый респондент!

Обработка результатов данного социологического исследования будет проводиться в обобщенном виде (анонимно), однако именно Ваш ответ может стать решающим. Для заполнения анкеты необходимо любым, удобным для Вас, способом отметить наиболее подходящий Вам вариант ответа или написать собственное мнение в отведенном для этого месте. Заранее благодарим Вас за участие!

.С каким настроением Вы живете ближайшие полгода? (выберите 1 вариант)

а) испытываю оптимизм;

б) испытываю спокойствие;

в) испытываю уверенность в будущем;

г) испытываю ощущение беспокойства

д) испытываю страх, отчаяние

. Если говорить в целом, Вы удовлетворены жизнью, которую ведёте?

а) да (переход к 4 вопросу);

б) скорее да, чем нет (переход к 4 вопросу);

в) скорее нет, чем да (переход к 3 вопросу);

г) нет (переход к 3 вопросу);

д) затрудняюсь ответить (переход к 4 вопросу)

. Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены? (выберите не более 2х вариантов)

а) финансовая зависимость от родителей

б) разочаровался (-лась) в выборе своей профессии

в) отсутствие свободного времени

г) нет возможностей самореализоваться в своём городе

д) тяжело даётся учёба

е) свой вариант ответа_____________________________

. Если говорить в целом, Вы довольны сегодняшнем положением дел в нашей стране?

а) да (переход на 6 вопрос);

б) скорее да, чем нет (переход на 6 вопрос);

в) скорее нет, чем да (переход на 5 вопрос);

г) нет (переход на 5 вопрос);

д) затрудняюсь ответить (переход на 6 вопрос).

. Если нет, то чем именно Вы не удовлетворены? (выберите не более 2х вариантов)

а) большое количество бедных в стране;

б) высокий уровень безработицы;

в) государство не заботится о гражданах;

г) высокий уровень преступности;

д) опасность террористических актов;

е) свой вариант ответа___________________________

. Какое определение, по Вашему мнению, наиболее близко подходит под понятие «социальный страх»? (выберите 1 вариант)

а) Социальный страх - это страх, возникающий под влиянием общества

б) Социальный страх - это непосредственно переживаемое человеком негативная форма его отношений к обществу.

в) свой вариант ответа________________

. Приходилось ли Вам испытывать страх?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

. Скажите, пожалуйста, какие проблемы для Вас наиболее актуальны?

(не более 3-х вариантов)

а) проблема досуга

б) проблема качественного образования

в) трудоустройства

г) проблема финансовой независимости

д) конфликты с преподавателями

е) жилищная проблема

ж) отношения со сверстниками

з) взаимоотношения в семье

и) свой вариант________________________________________

. Испытывайте ли Вы социально негативные факторы (беспокойство, тревога, страх, отчаяние)?

б) да, время от времени (переход на 10 вопрос);

в) да, крайне редко (переход на 10 вопрос);

г) нет, никогда (переход на 11 вопрос);

. Если Вы испытываете беспокойство, тревогу, что в большей степени вызывает у Вас беспокойство, тревогу, страх? (выберите не более 2х вариантов)

а) предательство близких и друзей

б) зависимость (от табака/ алкоголизма/ наркотиков)

в) проблемы трудоустройства,

г) трудности карьерного роста

д) отсутствие уверенности в будущем

е) высокий уровень преступности

ж) свой вариант_______________________________________

. Слышали ли Вы о существовании различного рода сект, террористических группировок и пр.?

а.) конечно, да

б) да, но я не совсем понимаю, что это за организации

в) нет

г) затрудняюсь ответить

. Какое чувство у Вас вызывают данные организации? (выберите 1 вариант)

а) страх

б) надежду, что там можно реализоваться

в) безразличие

г) беспокойство

д) ненависть

е) свой вариант _______________________________

. По Вашему мнению, что в большей степени влияет на развитие социально-негативных факторов у молодежи? (не более 2-х вариантов)

а) государство не гарантирует стабильность и, следовательно, нет уверенности в будущем.

б) личное восприятие человека окружающего мира

в) СМИ, насыщенная агрессивными сценами и неправдивой информацией

г) высокий уровень безработицы

д) недоступность качественного образования

е) свой вариант ответа________________________

. Согласны ли Вы с мнением, что большинство людей в России, и в особенности молодежь, живет с тревогой и беспокойством?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

. Рассчитываете ли Вы на государство, в плане профессиональной и материальной поддержки?

а) безусловно, да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

д) свой вариант_____________________

. На кого Вы рассчитываете в решении важных для Вас проблем? (не более 2х вариантов)

а) только на себя

б) полностью полагаюсь на поддержку родных и близких

в) на друзей

г) на органы местной власти

д) на президента и правительство РФ

е) свой вариант ответа____________________________

. Согласны ли Вы с тем, что реформы в РФ ведут к падению престижа образования у молодёжи и как следствие сокращению возможности успешного трудоустройства?

а) безусловно, да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

д) свой вариант ответа____________________________________

. Если бы у Вас была возможность, то какие меры Вы бы предприняли для снижения социально-негативного настроения? (выберите 1 вариант)

а) повысил(а) качество образования

б) организовал(а) обязательное трудоустройство, выпускников ВУЗов

в) ввел(а) цензуру в СМИ на агрессивную информацию

г) сделал(а) доступным высшее образование

д) свой вариант ответа______________________________

Немного о себе:

. На каком факультете Вы учитесь? _____________________

. На каком Вы курсе? ____________________________

. Ваш пол____________________________________

Список литературы

1. Иванова Э.А. Прикладная социология: Методические рекомендации по подготовке и проведению конкретного социологического исследования по курсу «Прикладная социология» для студентов всех специальностей и форм обучения. - Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2007. - 68 с.

. Аналитический центр Юрия Левады. Общественное мнение 2011: ежегодник, М,2011-с.258-266.

. wikipedia.org: Википедия. Свободная энциклопедия.

. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

. Селиверстова Н.А., Юмашева Н.Д. Чтение в студенческой среде: Опыт социол. исследования. М.: Рос. кн. палата, 2009.

. К.З. Акопян, А. В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.

Похожие работы на - Социальные страхи молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!