Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой обитания на примере домашних животных

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,11 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой обитания на примере домашних животных













Контрольная работа

по методике экологического образования

Тема: «Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой обитания на примере домашних животных»

Содержание

1. Современные взгляды на формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных, их связей со средой обитания

. Экологические понятия (живые организмы, среда обитания, морфофункциональная приспособляемость организма к среде обитания)

. Домашние животные. Их характерные особенности и особенности приспособления к образу жизни

. Пути и средства формирования представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связи со средой обитания на примере домашних животных

. Опыт работы с детьми

. Конспект занятия, экологические игры

Список литературы

 

1. Современные взгляды на формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных, их связей со средой обитания


Дошкольное детство - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром. Многие педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.

Живая природа - это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Они составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительских целях. Поэтому человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний. Первые представления о животных человек получает в детстве. В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, например, экологическое. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие». Парциальные экологические программы - «Семицветик», «Юный эколог». В программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес к животным. Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Важным для дошкольников является выделение как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать опыт общения с животными, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Достоинством программы считаю то, что в ней подробно указывается объем и уровень знаний, которые должны быть у дошкольников. Первый блок знаний - представления о животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.). Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей животных: ест - что, чем, как; двигается - как, при помощи чего. Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей животными уголка природы, живущими дома, на даче. Представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния. Второй блок знаний - связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.). Знания об изменениях сред обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Третий блок знаний - понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение. Четвертый блок знаний - понятия о сообществах растений и животных в природе.

В программе «Детство» перечисляются познавательные и речевые умения:

различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорных признаков, уметь пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;

уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи, например: структурно-функциональные между строением органа и его назначением; связи между способом поведения животного и удовлетворением его потребностей; между состоянием живого существа и условиями среды обитания;

составлять описательный рассказ о животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения.

Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни животных, выражение сочувствия; сопереживание живому организму при нарушении его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе. Интерес к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.

Уровни освоения представлений и умений. Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Представления о признаках живого неустойчивы. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции слабо выражены.

Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей животных, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки.

Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к животным осознанно, умеет определить их состояние.

Более подробно о том, как формировать представления о мире животных, находим в книге «Знакомим дошкольников с миром животных» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Информация о животном мире делится на три группы:

. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения).

. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

. Приносимая польза.

Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель - воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и поведением животных - обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, осёл, олень и др.). Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни - природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота). Приступая к формированию представлений о животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий - игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить.

Интересна программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Выделены три направления формирования понятий о природе. 1. Связь организма со средой обитания. 2. Рост и развитие живых организмов. 3. Их многообразие. Рассматриваются обитатели уголка природы, домашние и дикие животные, перелётные и зимующие птицы. Автор отмечает, что должны знать дети о животных (знания), какое должно сформироваться отношение к ним. Интересны диагностические методики, которые осуществляются в форме естественного эксперимента. Это методика «Добровольные помощники» и методика «Кончился корм», которые можно использовать в средней, старшей и подготовительных группах. Можно провести диагностику проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный - отрицательный), когда дети свободно общаются с животными. Если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то проводят работу по коррекции поведения. Затем начинается работа по программе. В конце обучения дети проходят диагностику по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и наличие потребности общения с ней.

В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира. В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными - кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха), показывают особенности среды обитания животных в природе (звери - на земле, червяки - в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения. В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся; учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.

Таким образом, разработаны программы в ходе которых формируются представления о многообразии животного мира. Поясняется необходимость проводить диагностику знаний о животном мире у детей дошкольного возраста. Рассмотрим экологические понятия, знание которых важно для формирования представлений о многообразии мира животных.

. Экологические понятия (живые организмы, среда обитания, морфофункциональная приспособляемость организма к среде обитания)

Дошкольникам важно объяснить, что понятие "среда обитания" - это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любой живой организм адаптирован к вполне определённым параметрам окружающей среды. Изменение этих параметров может вызвать укрепление жизнедеятельности или гибель организма. Дети должны знать о том, что приспособления у животных к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Так, например, форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Защита от поедания свойственна многим животным. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: например, накопление жира пустынными животными. Важно знать, что адаптации организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный на снегу, в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; где выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха. Либо зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены. Можно говорить об отдельных адаптациях - это постоянно возникающие в процессе развития жизни, изменяющиеся, самосовершенствующиеся, иногда исчезающие, эволюционно обусловленные приспособления к конкретным факторам среды. В результате выработки адаптации достигается состояние адаптированности, или соответствия морфологии, физиологии, поведения организмов занимаемым ими экологическим нишам. Под экологической нишей понимают всю совокупность условий среды и образа жизни данного организма. Процесс выработки адаптации происходит постоянно. В него вовлечены многие признаки организма.

Дошкольникам важно узнать о 2 типах адаптации животных - структурная и поведенческая, т.к. они имеют четкое внешнее выражение. К внешним морфологическим признакам приспособления относят строение тела, строение органов передвижения и другие конкретные формы передвижения, которые можно наблюдать вместе с детьми у разных животных. Животные, которые обитают в разных средах обитания, имеют специфические органы движения.

Важную защитную функцию выполняет покровы тела животных и окраска. Защитная окраска как форма адаптации животного не доступны для понимания и наблюдения детей. Защитная окраска эффектна в том случае, если она сочетается с определенной формой поведения. Защитная структура покрова - панцирь, рога, иглы доступны для наблюдения детьми. Поведенческие адаптации шире, чем морфологические. Раскрывая понятие о многообразии животного мира необходимо показать группы животных, которые имеют сходства в строении и которое обусловлено сходствами взаимоотношений со средой обитания. Для детей доступно такое деление животных на классы, в основу которого положена система питания, способа передвижения и среды обитания. Таким образом, знание дошкольниками определённых экологических понятий способствует формированию представлений о многообразии животного мира.

3. Домашние животные. Их характерные особенности и особенности приспособления к образу жизни


У детей дошкольного возраста должны сформироваться представления о следующих домашних животных: кошка, собака, корова, овца, лошадь, свинья, коза, северный олень, верблюд и др. Дети должны знать их характерные особенности, а также особенности приспособления к среде обитания, уметь заботится о них. Начинать работу следует с уточнения с детьми признаков домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных - создает им все необходимые условия жизни. Например, воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым корова и свинья относятся к домашним животным. Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картину с изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: Сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не может быстро бегать), потому что она светлой окраски (ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой на нее легко могут напасть волки), она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья - домашнее животное, а не дикое. Аналогично проводится сравнение лося и коровы. Сделать обобщение, что домашние животные отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов. Таким образом, знакомство детей с домашними животными должно проходить занимательно и интересно. Для этого используются различные средства. Рассмотрим их более подробно.

4. Пути и средства формирования представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связи со средой обитания на примере домашних животных

Воспитатель, формируя представления детей о домашних животных, используют разнообразные пути: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но чаще всего при непосредственном общении с природой - наблюдения. На основе наблюдения рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдение характеризуется следующими особенностями:

) его можно организовать в обстановке, естественной для животного;

) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного;

) способствует непосредственному общению с животным.

Наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котёнка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, наблюдение на прогулке за лошадью, коровой). Если в младшей группе при наблюдении за домашними животными задаются конкретные, чёткие вопросы, то с детьми среднего возраста надо повторить наблюдение за теми животными, изменив характер вопросов, усложнив задания. В старшей и подготовительной к школе группе воспитатель углубляет интерес к домашним животным на основе повторных наблюдений, применяет больше косвенных вопросов, чтобы дети могли порассуждать, подумать. Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов позволяет уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. Средствами формирования представлений у дошкольников являются:

. Рассказы воспитателя, которые дополняют, конкретизируют имеющиеся в детей представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии. К рассказу предъявляются требования: содержание должно быть достоверным, научными и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном; материал излагать доступно для детей разного возраста; в рассказ включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни. Рассказ должен быть эмоционален. Может сопровождаться показом картинки. Чаще всего воспитатель рассказывает об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Со слов взрослого дети узнают, например, что северный олень быстро бегает и этим спасается от врагов.

. Беседа. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. Беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.

.Чтение художественной литературы (рассказ Н. Сладкова «Лосёнок и лосиха», рассказ И. Соколова - Микитова «Лоси», Л. Толстого «Котёнок» и др.).

.Составление рассказа по картинкам.

.Рассказ - объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстрацией. Используется рассказ - объяснение, если нет сопроводительного текста к картинам или он труден для детей.

.Рисунки и рассказы детей о животных. Например, после нескольких наблюдений за собакой воспитатель предложил вспомнить прошедшую экскурсию и сделать рисунки на тему «Что мы видели на экскурсии». Рисование закрепило имеющиеся представления о животном, повысило интерес к собакам.

.Занимательные игровые упражнения. Например, ребятам показывают две картинки - «Дом» и «Лес» и предлагают дополнить сюжет силуэтами животных, живущих в доме и в лесу. Задание можно усложнить. Дети делятся на две команды: каждая рисует картинку, программируя ошибки. А затем команды обмениваются рисунками. Выигрывает та команда, которая найдёт наибольшее количество ошибок.

.Придумывание загадок о животном.

.Дидактические игры предметами - «Чудесный мешочек», настольно-печатные - «Зоологическое лото» и словесные - «Кто бегает, летает, прыгает».

.Подвижные игры связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни «Мши и кот», «Волки и овцы».

.Творческие игры.

Таким образом, формирования представлений о домашних животных у детей дошкольного возраста в ДОУ происходит с помощью наблюдения, при помощи книг, картин, фильмов. При этом используются разнообразные средства, где одним из важных можно назвать рассказ воспитателя.

5. Опыт работы с детьми

экологический домашний животное обитание

Исследование проводилось с апреля по май 2010 г. на базе детского сада №261 г. Новокузнецка. В исследовании принимали участие 6 детей старшего дошкольного возраста (2 мальчика и 4 девочек). Возраст детей: 5-6 лет.

Таблица 1. Список детей старшей группы

Фамилия, имя ребёнка

Пол

1

Белькович Виктория

Ж

2

Веклич Софья

Ж

3

Вязов Максим

М

4

Герасимова Анастасия

Ж

5

Денисова Полина

М

6

Животиков Евгений

Ж

Цель: выяснить уровень знаний детей о диких и домашних животных.

Уровни освоения представлений взяли из программы «Детство». Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Эмоциональные реакции в общении с животными слабо выражены. Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей животных, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни. Отношение к животным осознанно.

В ходе беседы выяснили, что все детей видели кошку и ежа. При этом 66,6% детей вспомнили конкретную жизненную ситуацию. 33,3% детей видели ежа только на картинке. Все дети знают, что кошка - домашнее животное. Отвечая на вопрос «Кошка и еж похожи?» дети прежде всего указывали на различия в покрове тела, на различные формы тела и головы, отмечали разную окраску тела ежа и кошки. Данный вопрос выявил ошибки, неточности в детских представлениях. Многие дети не знали точно, где живёт еж. Не всегда ответы детей имели правильную речевую форму. Например, говорили «котёночки, кошечки». См. таблицу 2. Высокий уровень освоения представлений и умений у 2 чел. (33%). Средний уровень освоения представлений и умений у 3 чел. (50%). Низкий уровень освоения представлений и умений -1 чел. (17%).

Вышесказанное представлено графически на рис. 1.

Рис. 1. Уровни сформированности представлений в старшей группе

Таблица 2. Результаты беседы

Фамилия, имя ребёнка

Вопросы

Уровень освоения представлений и умений.



Видели ли вы кошку и ежа?

Расскажите, что вы знаете о кошке?

Кошка и еж похожи?

Где живёт кошка, а где живёт ёж?

Как называется детёныш кошки?

Расскажи о своей кошке? Как ты ухаживаешь за ней?


1

Белькович Виктория

В деревне

Она домашнее животное.

Ёжик с иголками, а кошка без иголок. Они не похожи.

Кошка- дома. А ежик в лесу.

котёнок

Отношение к животным осознанно.

Высокий

2

Веклич Софья

На картинке

Она мяукает, царапается.

Не знаю.

Кошка - дома. А еж - в зоопарке.

Котёнок

Интерес к животными неустойчив

Средний

3

Вязов Максим

На улице

У кошки лапы длинные, мяукает.

Еж круглый, а кошка длинная.

Кошка дома, еж в лесу.

Котёночки

Желание ухаживать за животными неустойчиво

Средний

4

Герасимова Анастасия

У нас в доме есть

Она мяукает.

Кошка пушистая. Ежик колется.

Кошка и еж в лесу.

Котёнок

Отношение к животным осознанно.

Высокий

5

Денисова Полина

На даче

У кошки есть когти, усы.

Кошка серая, А ежик - чёрный.

В домах разных.

Кошечки

Кошки в доме нет.

Низкий

6

Животиков Евгений

В деревне, у бабушки

Она умеет мяукать

У ежа нет когтей. У кошки есть.

Кошка - дома, еж - в домике, в лесу.

Котик

Желание ухаживать неустойчиво

Средний


Таблица 3. План - сетка

Тема занятий

Дата

Часы

1

Царство животных

3.05.

1 ч.

2

Домашние животные

6. 05.

1 ч.

3

Дикие животные

10. 05.

1 ч.

4

Сравнение домашних и диких животных

13. 05.

1 ч.

5

Путешествие по зимнему лесу.

17. 05.

1 ч.

6

Исправь ошибку художника.

20. 05.

1 ч.

7

Кто что любит

24.05

1 ч

8

Кто где может существовать?

27.05.



Таблица 4. Результаты повторной беседы

Фамилия, имя ребёнка

Уровень освоения представлений и умений.



до занятий

после занятий

1

Белькович В.

высокий

высокий

2

Веклич С.

средний

средний

3

Вязов М.

средний

средний

4

Герасимова А.

высокий

высокий

5

Денисова П.

низкий

средний

6

Животиков Е.

средний

высокий


Рис. 2. Уровни сформированности представлений после проведённых занятий

Выводы.

Результаты повторного исследования показывают, что представления дошкольников о животном мире стали конкретны. Дети обращают внимание не только на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, но достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить животных в группу, т.е. классифицировать, но используют иногда подсказку. Стали более верными представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни. Дети усваивают понятия (дикие и домашние животные), знают, чем питаются и как охотятся на других животных. Разработанные и проведённые занятия, экологические игры вне занятий обеспечило интерес детей к предлагаемому материалу и способствовало лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.

Цель. Обосновать классификацию животных на диких и домашних. Закрепить представления о домашних животных, воспитывать особое отношение к ним (забота, внимание), познакомить с интересными фактами из их жизни, свидетельствующими об их преданности, отваге, любви и привязанности к человеку.

Материал. Картинки с изображением различных животных; коллекция «Мы их знаем». Картинки с изображениями собак.

Ход занятия

Педагог (показывая карту мира): Мы живем на планете Земля. Земля красива, богата. Кто еще живет на ней? Вы назвали многих обитателей Земли. А скольких еще не назвали! Сегодня мы с вами поговорим об удивительном царстве - царстве животных. Каких животных вы знаете?

Педагог достает несколько картинок из коллекции «Мы их знаем» (на которых изображены домашние и дикие животные), предлагает назвать их, рассказать, что они знают о том или ином животном (один ребенок начинает, другие дополняют). Педагог (подводя детей к классификации животных па домашних и диких). Среди этих животных есть те, что живут с человеком, а есть такие, которые не могут и не должны жить с ним. Давайте распределим картинки: в одну сторону (можно поставить игрушечный домик) вы отложите тех животных, которые живут с человеком; в другую сторону (можно поставить игрушечную елочку или соответствующую картинку) - картинки с теми животными, которые не могут и не должны жить с человеком.

Дети выполняют задание. Педагог предлагает им объяснить свой выбор, комментирует: животные, которые живут с человеком, называются домашними. Они не могут жить без внимания и заботы со стороны человека: если человек о них не заботится, они погибают. Эти животные не только живут с человеком, но и рождаются и растут под его присмотром.

Педагог. Животные, которые не могут и не должны жить с человеком, называются дикими. Они рождаются и растут в природе (например, в лесу). Им не нужен человек, чтобы выжить. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда (животное погибнет). Классификация закрепляется через анализ ситуаций.

Корова отбилась от стада и вечером не вернулась к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была израненная, напуганная. Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна, без человека? - Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он отнес домой. Пока волчонок был маленьким, дети с ним забавлялись, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему? Педагог предлагает детям вспомнить сказки о том, как дружат и помогают друг другу человек и животные («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка», «Кот в сапогах» и т.п.).

Педагог расширяет представления детей о собаках в следующем порядке:

приручение (собака - первое животное, которое приручил человек. В давние времена люди и волки жили рядом и добывали себе пропитание одним способом - охотой. Волки стремились поближе держаться к людям в надежде на свою долю в случае удачной охоты. А люди все чаще приносили маленьких волчат домой и вскоре поняли, что у прирученного волка есть очень ценное качество - он может быть хорошим помощником охотника);

новые обязанности (позже человек стал содержать и выращивать свиней, коров, баранов, и у собаки появилась новая обязанность - охранять стада. Эту службу собаки несут и по сей день. А еще охраняют не только стада, но и наши дома и даже границы нашей Родины. Кроме того, уже в древние времена люди стали использовать собак в военном деле. Боевые псы бросались на неприятеля во время сражений. Для защиты от стрел и мечей на них надевали панцири и кольчуги, а ошейники с большими шипами защищали их от нападения собак врага;

разнообразие (сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак; демонстрация картинок). Известны собаки служебные, охотничьи и комнатно-декоративные. Как вы думаете, как людям помогают служебные собаки? (Служат на границе, контролируют утечку газа; разыскивают полезные ископаемые; помогают слепым людям передвигаться и т.п.) Как людям помогают охотничьи собаки? Для чего нужны комнатно-декоративные собаки?

забота и уход за собаками. Человек обязан заботиться обо всех домашних животных, в том числе и о собаках. Как он заботится о них?

Рассказ-загадка. «Щенок». «На одной улице жили три друга: Коля, Саша и Андрей. А по соседству с ними жил старик, у которого была собака Жучка. Коля, Саша и Андрей часто приходили в гости к старику поиграть с Жучкой. В душе каждый из них мечтал иметь дома такую же собаку. Однажды старик сказал трем друзьям, что у Жучки скоро будут щенки, и он даст каждому по щенку. Мальчики с нетерпением стали ждать, когда у Жучки появятся щенки. И вот Жучка ощенилась. Но у нее был только один щенок. Задумались друзья: кому же из них старик отдаст щенка? Старик посмотрел на мальчиков и говорит: «Все вы хорошие мальчики, но кому отдать щенка, я решу после того, как каждый из вас ответит мне, что он сделает для щенка, если тот будет жить у него?» Коля сказал: «Я завяжу щенку большой красивый бант».

Саша сказал: «Я все время буду только со щенком». Андрей сказал: «Я приготовлю щенку теплую мягкую постельку в корзине, налью молочка в блюдечко, буду гулять и играть с ним. А когда щенок немного подрастет, начну заниматься с ним. Буду ухаживать, постараюсь сделать все, чтобы он не болел, а был веселым и радостным». Как выдумаете, кому старик отдаст щенка?

Педагог рассказывает детям истории из жизни домашних животных; о том, как они помогают и даже спасают людей; как заботятся о своих любимцах.

Обсуждение занятия. Дети садятся в круг и рассказывают, какое упражнение им больше всего понравилось и почему.

Экологические игры.

. «Покажи отгадку» Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т.е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.

. "Путешествие по зимнему лесу". Играют 4 человека. Ведущий показывает карточку и спрашивает: "Куда поместим это животное". Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя - в берлогу, зайца - под елку или под кустик, сороку на ветку дерева, кошку - в дом и т.д.). Выигрывает тот, кто первым закроет всю свою карту.

Список литературы


1.   Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Боткина и др.- СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.- 288с.

2.       Гризик, Т. Я познаю мир/Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2002.- №12.- С.11-20, №10.-С.26-40

.        Гризик, Т. Я познаю мир/Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2002.- №10.-С.40- 44.

.        Зотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И. Зотова. - М.: Просвещение, 1988.- 159 с.

.        Как знакомить дошкольников с природой /Л.А. Каменева, А.К. Матвеева.- М.: Просвещение, 1983.- 207 с.

.        Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.- 230 с.

.        Программа «Развитие»/Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. - М.: Новая школа, 1994. - 64 с.

Похожие работы на - Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой обитания на примере домашних животных

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!