Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой обитания на примере домашних животных
Контрольная работа
по методике экологического
образования
Тема: «Формирование представлений
у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой
обитания на примере домашних животных»
Содержание
1.
Современные взгляды на формирование у дошкольников представлений о многообразии
мира животных, их связей со средой обитания
.
Экологические понятия (живые организмы, среда обитания, морфофункциональная
приспособляемость организма к среде обитания)
.
Домашние животные. Их характерные особенности и особенности приспособления к
образу жизни
.
Пути и средства формирования представлений у детей дошкольного возраста о
многообразии мира животных и их связи со средой обитания на примере домашних
животных
.
Опыт работы с детьми
.
Конспект занятия, экологические игры
Список
литературы
1.
Современные взгляды на формирование у дошкольников представлений о многообразии
мира животных, их связей со средой обитания
Дошкольное детство - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия
человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно
характеру отношений с окружающим миром. Многие педагоги придавали большое
значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе
источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К.Д.Ушинский, он был
за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное
для их умственного и словесного развития. Революционеры-демократы (В. Г.
Белинский, А. И. Герцен) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к
возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно
накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.
Живая природа - это сложный и многогранный мир, где особое место отведено
животным. Они составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль
их в биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения
промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных
ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Животный мир
используется также в научных, культурно-просветительских целях. Поэтому человек
должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний. Первые представления
о животных человек получает в детстве. В дошкольных учреждениях формирование у
дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется
целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Созданы
программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие
детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания
и развития, например, экологическое. К числу комплексных программ относятся:
«Радуга», «Детство», «Развитие». Парциальные экологические программы -
«Семицветик», «Юный эколог». В программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой,. 3.
А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир
природы», отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес
к животным. Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» поражают пытливостью
детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной
формой осмысления воспринимаемого. Важным для дошкольников является выделение
как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при
внешней непохожести. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей
позволяет активно формировать опыт общения с животными, стимулировать и
поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать
радостные переживания от нравственно положительного поступка. Достоинством
программы считаю то, что в ней подробно указывается объем и уровень знаний,
которые должны быть у дошкольников. Первый блок знаний - представления о
животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки
отдельных животных: цвет, величина, части и органы, их пространственное
расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка
может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.).
Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных
представителей животных: ест - что, чем, как; двигается - как, при помощи чего.
Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных в
свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах
удовлетворения этих потребностей животными уголка природы, живущими дома, на
даче. Представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми
существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии
(хорошем, плохом) животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого
состояния. Второй блок знаний - связь живых организмов со средой обитания, с
неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об
основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу.
Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно
удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Представления о
труде взрослых по уходу за домашними животными (кормление животных, полив
растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.). Знания об изменениях сред
обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении
животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Третий
блок знаний - понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие
и размножение. Четвертый блок знаний - понятия о сообществах растений и
животных в природе.
В программе «Детство» перечисляются познавательные и речевые умения:
различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять
совокупность сенсорных признаков, уметь пользоваться всеми способами сенсорного
анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам,
постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;
уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи, например:
структурно-функциональные между строением органа и его назначением; связи между
способом поведения животного и удовлетворением его потребностей; между
состоянием живого существа и условиями среды обитания;
составлять описательный рассказ о животных, хорошо знакомых детям,
отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений; использовать
слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи,
усвоенные обобщения.
Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни
животных, выражение сочувствия; сопереживание живому организму при нарушении
его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении в
природе. Интерес к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать
помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.
Уровни освоения представлений и умений. Низкий. Объем представлений о
животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые
признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые
реакции животных. Наблюдает за ними только по предложению взрослого.
Представления о признаках живого неустойчивы. Интерес к природе ситуативен,
эмоциональные реакции слабо выражены.
Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей
животных, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми
животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки.
Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны.
Самостоятельные наблюдения за ними редки.
Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно
большое количество животных, их характерные признаки. Правильно определяет их
принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов
признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от
общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь.
Отношение к животным осознанно, умеет определить их состояние.
Более подробно о том, как формировать представления о мире животных,
находим в книге «Знакомим дошкольников с миром животных» под редакцией Н.Ф.
Виноградовой.
Информация о животном мире делится на три группы:
. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые
звуки, характерные движения, особенности питания, размножения).
. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
. Приносимая польза.
Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира:
млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей
знакомят с 1-й младшей группы. Цель - воспитывать интерес и бережное отношение
к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные
навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и
воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат
различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со
строением и поведением животных - обитателей живого уголка природы. Учат
выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят,
передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о
внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать
форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время
передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия
жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной
группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях
внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также
распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, осёл,
олень и др.). Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька,
спячка), условиями, необходимыми для их жизни - природными и создаваемыми
человеком (кормление, выгон скота). Приступая к формированию представлений о
животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в
утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет
животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание
для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие
животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего
дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий - игры «Кто лишний»,
«Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления
необходимо уточнить, дополнить.
Интересна программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Выделены три
направления формирования понятий о природе. 1. Связь организма со средой
обитания. 2. Рост и развитие живых организмов. 3. Их многообразие.
Рассматриваются обитатели уголка природы, домашние и дикие животные, перелётные
и зимующие птицы. Автор отмечает, что должны знать дети о животных (знания),
какое должно сформироваться отношение к ним. Интересны диагностические
методики, которые осуществляются в форме естественного эксперимента. Это
методика «Добровольные помощники» и методика «Кончился корм», которые можно
использовать в средней, старшей и подготовительных группах. Можно провести
диагностику проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого
интереса (положительный - отрицательный), когда дети свободно общаются с
животными. Если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к
объектам природы (страх, агрессию), то проводят работу по коррекции поведения.
Затем начинается работа по программе. В конце обучения дети проходят
диагностику по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и
наличие потребности общения с ней.
В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А.
Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного
мира. В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными - кошкой,
собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка
с котятами, собака со щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными
особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть
голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими
животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с
основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для
поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней группе учат узнавать и
называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха),
показывают особенности среды обитания животных в природе (звери - на земле,
червяки - в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых
(муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и
ухаживать за ними. В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни
диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей
сравнивать насекомых по способу передвижения. В подготовительной к школе группе
углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных,
знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся; учат
различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, развивают у детей
умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям
обитания.
Таким образом, разработаны программы в ходе которых
формируются представления о многообразии животного мира. Поясняется
необходимость проводить диагностику знаний о животном мире у детей дошкольного
возраста. Рассмотрим экологические понятия, знание которых важно для
формирования представлений о многообразии мира животных.
. Экологические понятия (живые
организмы, среда обитания, морфофункциональная приспособляемость организма к
среде обитания)
Дошкольникам важно объяснить, что понятие "среда обитания" -
это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он
непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны
и изменчивы. Любой живой организм адаптирован к вполне определённым параметрам
окружающей среды. Изменение этих параметров может вызвать укрепление
жизнедеятельности или гибель организма. Дети должны знать о том, что
приспособления у животных к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем
строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Так, например, форма тела
различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде
обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают
их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Защита от поедания
свойственна многим животным. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации -
это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование
отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает
пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или
смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности
к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: например,
накопление жира пустынными животными. Важно знать, что адаптации организмов
соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они
становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный
на снегу, в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса;
где выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха. Либо зеленая окраска
кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения,
на другом фоне они становятся заметны и не защищены. Можно говорить об
отдельных адаптациях - это постоянно возникающие в процессе развития жизни,
изменяющиеся, самосовершенствующиеся, иногда исчезающие, эволюционно
обусловленные приспособления к конкретным факторам среды. В результате
выработки адаптации достигается состояние адаптированности, или соответствия
морфологии, физиологии, поведения организмов занимаемым ими экологическим
нишам. Под экологической нишей понимают всю совокупность условий среды и образа
жизни данного организма. Процесс выработки адаптации происходит постоянно. В
него вовлечены многие признаки организма.
Дошкольникам важно узнать о 2 типах адаптации животных - структурная и
поведенческая, т.к. они имеют четкое внешнее выражение. К внешним
морфологическим признакам приспособления относят строение тела, строение
органов передвижения и другие конкретные формы передвижения, которые можно
наблюдать вместе с детьми у разных животных. Животные, которые обитают в разных
средах обитания, имеют специфические органы движения.
Важную защитную функцию выполняет покровы тела животных и окраска.
Защитная окраска как форма адаптации животного не доступны для понимания и
наблюдения детей. Защитная окраска эффектна в том случае, если она сочетается с
определенной формой поведения. Защитная структура покрова - панцирь, рога, иглы
доступны для наблюдения детьми. Поведенческие адаптации шире, чем
морфологические. Раскрывая понятие о многообразии животного мира необходимо
показать группы животных, которые имеют сходства в строении и которое
обусловлено сходствами взаимоотношений со средой обитания. Для детей доступно
такое деление животных на классы, в основу которого положена система питания,
способа передвижения и среды обитания. Таким образом, знание дошкольниками
определённых экологических понятий способствует формированию представлений о
многообразии животного мира.
3.
Домашние животные. Их характерные особенности и особенности приспособления к
образу жизни
У детей дошкольного возраста должны сформироваться представления о
следующих домашних животных: кошка, собака, корова, овца, лошадь, свинья, коза,
северный олень, верблюд и др. Дети должны знать их характерные особенности, а
также особенности приспособления к среде обитания, уметь заботится о них.
Начинать работу следует с уточнения с детьми признаков домашних животных: живут
вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек
заботится о домашних животных - создает им все необходимые условия жизни.
Например, воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с
изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о
корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым корова и свинья
относятся к домашним животным. Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие
животные отличаются от домашних. Показывает картину с изображением кабана и
рассказывает, как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать,
что будет со свиньей, если она окажется в лесу: Сможет ли она выжить? Обобщает
ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не может
быстро бегать), потому что она светлой окраски (ее хорошо видно в лесу и летом,
и зимой на нее легко могут напасть волки), она погибнет от холода и голода, так
как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла
к заботе человека о ней. Свинья - домашнее животное, а не дикое. Аналогично
проводится сравнение лося и коровы. Сделать обобщение, что домашние животные
отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут
строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов.
Таким образом, знакомство детей с домашними животными должно проходить
занимательно и интересно. Для этого используются различные средства. Рассмотрим
их более подробно.
4. Пути и
средства формирования представлений у детей дошкольного возраста о многообразии
мира животных и их связи со средой обитания на примере домашних животных
Воспитатель, формируя представления детей о домашних животных, используют
разнообразные пути: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но
чаще всего при непосредственном общении с природой - наблюдения. На основе
наблюдения рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать
изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.
Наблюдение характеризуется следующими особенностями:
) его можно организовать в обстановке, естественной для животного;
) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения
животного;
) способствует непосредственному общению с животным.
Наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях
(рассматривание котёнка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке
(экскурсия на ферму, наблюдение на прогулке за лошадью, коровой). Если в младшей
группе при наблюдении за домашними животными задаются конкретные, чёткие
вопросы, то с детьми среднего возраста надо повторить наблюдение за теми
животными, изменив характер вопросов, усложнив задания. В старшей и
подготовительной к школе группе воспитатель углубляет интерес к домашним
животным на основе повторных наблюдений, применяет больше косвенных вопросов,
чтобы дети могли порассуждать, подумать. Рассматривание картин, демонстрация
кинофильмов и диафильмов позволяет уточнять и конкретизировать представления
детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
Средствами формирования представлений у дошкольников являются:
. Рассказы воспитателя, которые дополняют, конкретизируют имеющиеся в
детей представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки
или экскурсии. К рассказу предъявляются требования: содержание должно быть
достоверным, научными и соответствовать реалистическому представлению о том или
ином животном; материал излагать доступно для детей разного возраста; в рассказ
включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках,
приспособлении к условиям жизни. Рассказ должен быть эмоционален. Может
сопровождаться показом картинки. Чаще всего воспитатель рассказывает об умении
животных приспосабливаться к среде обитания. Со слов взрослого дети узнают,
например, что северный олень быстро бегает и этим спасается от врагов.
. Беседа. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются,
систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений:
слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было
сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует
сосредоточенности, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит
мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Беседа
- диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и
отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача
педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего
коллектива. Беседу целесообразно соединять с чтением художественного
произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.
.Чтение художественной литературы (рассказ Н. Сладкова «Лосёнок и лосиха»,
рассказ И. Соколова - Микитова «Лоси», Л. Толстого «Котёнок» и др.).
.Составление рассказа по картинкам.
.Рассказ - объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстрацией.
Используется рассказ - объяснение, если нет сопроводительного текста к картинам
или он труден для детей.
.Рисунки и рассказы детей о животных. Например, после нескольких
наблюдений за собакой воспитатель предложил вспомнить прошедшую экскурсию и
сделать рисунки на тему «Что мы видели на экскурсии». Рисование закрепило
имеющиеся представления о животном, повысило интерес к собакам.
.Занимательные игровые упражнения. Например, ребятам показывают две
картинки - «Дом» и «Лес» и предлагают дополнить сюжет силуэтами животных,
живущих в доме и в лесу. Задание можно усложнить. Дети делятся на две команды:
каждая рисует картинку, программируя ошибки. А затем команды обмениваются
рисунками. Выигрывает та команда, которая найдёт наибольшее количество ошибок.
.Придумывание загадок о животном.
.Дидактические игры предметами - «Чудесный мешочек», настольно-печатные -
«Зоологическое лото» и словесные - «Кто бегает, летает, прыгает».
.Подвижные игры связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни
«Мши и кот», «Волки и овцы».
.Творческие игры.
Таким образом, формирования представлений о домашних животных у детей
дошкольного возраста в ДОУ происходит с помощью наблюдения, при помощи книг,
картин, фильмов. При этом используются разнообразные средства, где одним из
важных можно назвать рассказ воспитателя.
5. Опыт
работы с детьми
экологический домашний животное обитание
Исследование проводилось с апреля по май 2010 г. на
базе детского сада №261 г. Новокузнецка. В исследовании принимали участие 6
детей старшего дошкольного возраста (2 мальчика и 4 девочек). Возраст детей:
5-6 лет.
Таблица 1. Список детей старшей группы
№
|
Фамилия, имя ребёнка
|
Пол
|
1
|
Белькович Виктория
|
Ж
|
2
|
Веклич Софья
|
Ж
|
3
|
Вязов Максим
|
М
|
4
|
Герасимова Анастасия
|
Ж
|
5
|
Денисова Полина
|
М
|
6
|
Животиков Евгений
|
Ж
|
Цель: выяснить уровень знаний детей о диких и домашних животных.
Уровни освоения представлений взяли из программы «Детство». Низкий. Объем
представлений о животных незначителен. Наблюдает за ними только по предложению
взрослого. Эмоциональные реакции в общении с животными слабо выражены. Средний.
Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей животных, опираясь
на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом
как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание
ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Высокий. Ребенок знает
(различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их
характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам
на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес
к особенностям их жизни. Отношение к животным осознанно.
В ходе беседы выяснили, что все детей видели кошку и ежа. При этом 66,6%
детей вспомнили конкретную жизненную ситуацию. 33,3% детей видели ежа только на
картинке. Все дети знают, что кошка - домашнее животное. Отвечая на вопрос
«Кошка и еж похожи?» дети прежде всего указывали на различия в покрове тела, на
различные формы тела и головы, отмечали разную окраску тела ежа и кошки. Данный
вопрос выявил ошибки, неточности в детских представлениях. Многие дети не знали
точно, где живёт еж. Не всегда ответы детей имели правильную речевую форму.
Например, говорили «котёночки, кошечки». См. таблицу 2. Высокий уровень
освоения представлений и умений у 2 чел. (33%). Средний уровень освоения
представлений и умений у 3 чел. (50%). Низкий уровень освоения представлений и
умений -1 чел. (17%).
Вышесказанное представлено графически на рис. 1.
Рис. 1. Уровни сформированности представлений в старшей группе
Таблица 2. Результаты беседы
№
|
Фамилия, имя ребёнка
|
Вопросы
|
Уровень освоения
представлений и умений.
|
|
|
Видели ли вы кошку и ежа?
|
Расскажите, что вы знаете о
кошке?
|
Кошка и еж похожи?
|
Где живёт кошка, а где
живёт ёж?
|
Как называется детёныш
кошки?
|
Расскажи о своей кошке? Как
ты ухаживаешь за ней?
|
|
1
|
Белькович Виктория
|
В деревне
|
Она домашнее животное.
|
Ёжик с иголками, а кошка
без иголок. Они не похожи.
|
Кошка- дома. А ежик в лесу.
|
котёнок
|
Отношение к животным
осознанно.
|
Высокий
|
2
|
Веклич Софья
|
На картинке
|
Она мяукает, царапается.
|
Не знаю.
|
Кошка - дома. А еж - в
зоопарке.
|
Котёнок
|
Интерес к животными
неустойчив
|
Средний
|
3
|
Вязов Максим
|
На улице
|
У кошки лапы длинные,
мяукает.
|
Еж круглый, а кошка
длинная.
|
Кошка дома, еж в лесу.
|
Котёночки
|
Желание ухаживать за
животными неустойчиво
|
Средний
|
4
|
Герасимова Анастасия
|
У нас в доме есть
|
Она мяукает.
|
Кошка пушистая. Ежик
колется.
|
Кошка и еж в лесу.
|
Котёнок
|
Отношение к животным
осознанно.
|
Высокий
|
5
|
Денисова Полина
|
На даче
|
У кошки есть когти, усы.
|
Кошка серая, А ежик -
чёрный.
|
В домах разных.
|
Кошечки
|
Кошки в доме нет.
|
Низкий
|
6
|
Животиков Евгений
|
В деревне, у бабушки
|
Она умеет мяукать
|
У ежа нет когтей. У кошки
есть.
|
Кошка - дома, еж - в
домике, в лесу.
|
Котик
|
Желание ухаживать
неустойчиво
|
Средний
Таблица 3. План - сетка
№
|
Тема занятий
|
Дата
|
Часы
|
1
|
Царство животных
|
3.05.
|
1 ч.
|
2
|
Домашние животные
|
6. 05.
|
1 ч.
|
3
|
Дикие животные
|
10. 05.
|
1 ч.
|
4
|
Сравнение домашних и диких
животных
|
13. 05.
|
1 ч.
|
5
|
Путешествие по зимнему
лесу.
|
17. 05.
|
1 ч.
|
6
|
Исправь ошибку художника.
|
20. 05.
|
1 ч.
|
7
|
Кто что любит
|
24.05
|
1 ч
|
8
|
Кто где может существовать?
|
27.05.
|
|
Таблица 4. Результаты повторной беседы
№
|
Фамилия, имя ребёнка
|
Уровень освоения
представлений и умений.
|
|
|
до занятий
|
после занятий
|
1
|
Белькович В.
|
высокий
|
высокий
|
2
|
Веклич С.
|
средний
|
средний
|
3
|
Вязов М.
|
средний
|
средний
|
4
|
Герасимова А.
|
высокий
|
высокий
|
5
|
Денисова П.
|
низкий
|
средний
|
6
|
Животиков Е.
|
средний
|
высокий
|
Рис. 2. Уровни сформированности представлений после проведённых занятий
Выводы.
Результаты повторного исследования показывают, что представления
дошкольников о животном мире стали конкретны. Дети обращают внимание не только
на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, но достаточно легко
находят общие признаки, позволяющие объединить животных в группу, т.е.
классифицировать, но используют иногда подсказку. Стали более верными
представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о
приспособлении живых существ к условиям жизни. Дети усваивают понятия (дикие и
домашние животные), знают, чем питаются и как охотятся на других животных.
Разработанные и проведённые занятия, экологические игры вне занятий обеспечило
интерес детей к предлагаемому материалу и способствовало лучшему усвоению
детьми представлений о многообразии животного мира.
Цель. Обосновать классификацию животных на диких и домашних. Закрепить
представления о домашних животных, воспитывать особое отношение к ним (забота,
внимание), познакомить с интересными фактами из их жизни, свидетельствующими об
их преданности, отваге, любви и привязанности к человеку.
Материал. Картинки с изображением различных животных; коллекция «Мы их
знаем». Картинки с изображениями собак.
Ход занятия
Педагог (показывая карту мира): Мы живем на планете Земля. Земля красива,
богата. Кто еще живет на ней? Вы назвали многих обитателей Земли. А скольких еще
не назвали! Сегодня мы с вами поговорим об удивительном царстве - царстве
животных. Каких животных вы знаете?
Педагог достает несколько картинок из коллекции «Мы их знаем» (на которых
изображены домашние и дикие животные), предлагает назвать их, рассказать, что
они знают о том или ином животном (один ребенок начинает, другие дополняют).
Педагог (подводя детей к классификации животных па домашних и диких). Среди
этих животных есть те, что живут с человеком, а есть такие, которые не могут и
не должны жить с ним. Давайте распределим картинки: в одну сторону (можно
поставить игрушечный домик) вы отложите тех животных, которые живут с
человеком; в другую сторону (можно поставить игрушечную елочку или
соответствующую картинку) - картинки с теми животными, которые не могут и не
должны жить с человеком.
Дети выполняют задание. Педагог предлагает им объяснить свой выбор,
комментирует: животные, которые живут с человеком, называются домашними. Они не
могут жить без внимания и заботы со стороны человека: если человек о них не
заботится, они погибают. Эти животные не только живут с человеком, но и
рождаются и растут под его присмотром.
Педагог. Животные, которые не могут и не должны жить с человеком,
называются дикими. Они рождаются и растут в природе (например, в лесу). Им не
нужен человек, чтобы выжить. Они существуют по своим правилам и законам. А если
человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда (животное погибнет).
Классификация закрепляется через анализ ситуаций.
Корова отбилась от стада и вечером не вернулась к своей хозяйке. Та
вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была
израненная, напуганная. Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы
ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна, без человека? - Охотник
нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он отнес
домой. Пока волчонок был маленьким, дети с ним забавлялись, а когда вырос,
хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы
думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова
окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и
почему? Педагог предлагает детям вспомнить сказки о том, как дружат и помогают
друг другу человек и животные («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк»,
«Сивка-бурка», «Кот в сапогах» и т.п.).
Педагог расширяет представления детей о собаках в следующем порядке:
приручение (собака - первое животное, которое приручил человек. В давние
времена люди и волки жили рядом и добывали себе пропитание одним способом -
охотой. Волки стремились поближе держаться к людям в надежде на свою долю в
случае удачной охоты. А люди все чаще приносили маленьких волчат домой и вскоре
поняли, что у прирученного волка есть очень ценное качество - он может быть
хорошим помощником охотника);
новые обязанности (позже человек стал содержать и выращивать свиней,
коров, баранов, и у собаки появилась новая обязанность - охранять стада. Эту
службу собаки несут и по сей день. А еще охраняют не только стада, но и наши
дома и даже границы нашей Родины. Кроме того, уже в древние времена люди стали
использовать собак в военном деле. Боевые псы бросались на неприятеля во время
сражений. Для защиты от стрел и мечей на них надевали панцири и кольчуги, а
ошейники с большими шипами защищали их от нападения собак врага;
разнообразие (сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак;
демонстрация картинок). Известны собаки служебные, охотничьи и
комнатно-декоративные. Как вы думаете, как людям помогают служебные собаки? (Служат
на границе, контролируют утечку газа; разыскивают полезные ископаемые; помогают
слепым людям передвигаться и т.п.) Как людям помогают охотничьи собаки? Для
чего нужны комнатно-декоративные собаки?
забота и уход за собаками. Человек обязан заботиться обо всех домашних
животных, в том числе и о собаках. Как он заботится о них?
Рассказ-загадка. «Щенок». «На одной улице жили три друга: Коля, Саша и
Андрей. А по соседству с ними жил старик, у которого была собака Жучка. Коля,
Саша и Андрей часто приходили в гости к старику поиграть с Жучкой. В душе
каждый из них мечтал иметь дома такую же собаку. Однажды старик сказал трем
друзьям, что у Жучки скоро будут щенки, и он даст каждому по щенку. Мальчики с
нетерпением стали ждать, когда у Жучки появятся щенки. И вот Жучка ощенилась.
Но у нее был только один щенок. Задумались друзья: кому же из них старик отдаст
щенка? Старик посмотрел на мальчиков и говорит: «Все вы хорошие мальчики, но
кому отдать щенка, я решу после того, как каждый из вас ответит мне, что он сделает
для щенка, если тот будет жить у него?» Коля сказал: «Я завяжу щенку большой
красивый бант».
Саша сказал: «Я все время буду только со щенком». Андрей сказал: «Я
приготовлю щенку теплую мягкую постельку в корзине, налью молочка в блюдечко,
буду гулять и играть с ним. А когда щенок немного подрастет, начну заниматься с
ним. Буду ухаживать, постараюсь сделать все, чтобы он не болел, а был веселым и
радостным». Как выдумаете, кому старик отдаст щенка?
Педагог рассказывает детям истории из жизни домашних животных; о том, как
они помогают и даже спасают людей; как заботятся о своих любимцах.
Обсуждение занятия. Дети садятся в круг и рассказывают, какое упражнение
им больше всего понравилось и почему.
Экологические игры.
. «Покажи отгадку» Цель: познакомить детей с особенностями передвижения
животных по земле (т.е. имитация движений животных). Например, при чтении
загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой
не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в
пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти,
выгибать и разгибать.
. "Путешествие по зимнему лесу". Играют 4 человека. Ведущий
показывает карточку и спрашивает: "Куда поместим это животное". Дети
называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя - в берлогу,
зайца - под елку или под кустик, сороку на ветку дерева, кошку - в дом и т.д.).
Выигрывает тот, кто первым закроет всю свою карту.
Список
литературы
1. Детство:
Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В. И. Логинова, Т. И.
Бабаева, Н. А. Боткина и др.- СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.- 288с.
2. Гризик,
Т. Я познаю мир/Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2002.- №12.- С.11-20,
№10.-С.26-40
. Гризик,
Т. Я познаю мир/Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2002.- №10.-С.40- 44.
. Зотова,
Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И. Зотова. - М.: Просвещение,
1988.- 159 с.
. Как
знакомить дошкольников с природой /Л.А. Каменева, А.К. Матвеева.- М.:
Просвещение, 1983.- 207 с.
. Программа
воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.- 230 с.
. Программа
«Развитие»/Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. - М.: Новая школа,
1994. - 64 с.
Похожие работы на - Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных и их связей со средой обитания на примере домашних животных
|