Формирование представлений о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,29 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование представлений о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста

Введение

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Экология - это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Согласно «Концепции устойчивого развития» особое внимание необходимо уделять формированию экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь для детей. Поэтому авторами была разработана программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями. Программа "От рождения до школы", являясь современным инновационным продуктом, поддерживает лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к самой популярной Программе последнего десятилетия - "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Детский сад - это первое звено в системе непрерывного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Основные задачи такого воспитания включается в формирование у дошкольников элементов экологического сознания. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образовании «Федеральные государственные требования».

Появилась новая модель организации образовательного процесса, которая предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельная деятельность дошкольника. Содержание дошкольного образования в части развития познавательно-исследовательской деятельности может быть реализовано с помощью таких форм работы, как: наблюдение, экскурсия, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, исследование, решение проблемных ситуаций, коллекционирование и т.п. В пособии непосредственно образовательная деятельность построена согласно временам года. На каждое время года составлено 12 конспектов, которые содержат три части:

часть - беседа (рассказ, экскурсия);

часть - экологическая игра;

часть - опытническая деятельность.

Особое место в пособии занимает диагностика, которая призвана оптимизировать процесс развития каждого ребенка, и направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач. Она призвана выявить:

в какой степени ребенок освоил программу по экологическому воспитанию;

как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;

какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

Для решения этих задач педагог использует разнообразные методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперименты и т.д.

Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, и другие.

Отсюда вытекает противоречие между необходимостью формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии живых организмов и отсутствует опыта профессиональной деятельности в этом направлении.

Проблема: Какое содержание деятельности воспитателя обеспечит формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии живых организмов.

Объект исследования: - процесс формирования представлений у детей дошкольного возраста о многообразии живых организмов

Предмет исследования: содержание деятельности воспитателя обеспечит формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии живых организмов.

Цель: составить содержание деятельности педагога по формированию представлений о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа литературы.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературы по проблеме систематизирования экологических представлений о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста.

Формировать представления о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста.

Подобрать диагностику уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии живых организмов в игровой деятельности.

Представить содержание деятельности педагога о формировании представления о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Глава 1. Теоретические аспекты по формированию экологического образования у детей старшего дошкольного возраста

.1 Анализ психолого-педагогической литературы по формированию представлений о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста

В ходе работы над курсовой были изучены труды ведущих педагогов, психологов по проблеме экологического образования. С.Н. Николаева в своём учебном пособии излагает научные основы экологического воспитания дошкольников, описывающие психологические особенности формирования у них экологических представлений, раскрывает содержание, методы и форма организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, а также подробно рассматривает современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно - методическому руководству этим процессам в ДОУ.

Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда» (4стр14).

С.Н.Николаева (23, с. 49; 21, с. 14) в своих работах отмечает большую значимость игры в системе экологического воспитания дошкольников. В книге "Общение с природой начинается с детства" она пристальное внимание обращает на изучение взаимосвязи ознакомления дошкольников с природой и игровой деятельностью. Отмечает, что психолого-педагогические исследования доказывают: игра сопровождается положительными эмоциями, является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Автор высказывает предположение - усвоение системы знаний о природе посредством игры происходит более эффективно, что находит подтверждение в её исследовательской работе и исследованиях других авторов.

Н.А. Рыжова в своих пособиях, написанных в соответствии с авторской программой экологического воспитания дошкольников, раскрывает содержание и методы конкретных педагогических технологий эколого-воспитательной работы с детьми разных возрастных групп. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи экологическом воспитании. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров,идр). Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова и др.). В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: усложнения содержания обучения, привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, А.А. Быстров. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. Содержание методической литературы всех педагогов, отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживают взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.

Таким образом, игра, вызывающая эмоциональную реакцию, сформирует у детей положительное отношение к природе. Более того, эмоциональная реакция обеспечивает возможность усвоения необходимых знаний. Корень игровой деятельности - обучение, в процессе которого дошкольники приобретают необходимые знания об окружающей действительности и овладевают образцами построения любого вида игры. Игровая функция воспитателя чрезвычайно ответственна. Ибо только от него зависит весь её процесс. В противном случае замысел останется нереализованным.

1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. У детей появляется ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Особенностями самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей. В это время ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора (29).

Старший дошкольный возраст является основополагающим в формировании нравственного воспитания. У детей появляются понятия о том что:

все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);

родители есть не только у людей, но и у животных и растений;

причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.

А также понятия о:

названиях эмоциональных состояний человека;

собственных возможностях и характерных особенностях;

о способах эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;

Дети могут:

понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;

проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

видеть в других сходные черты и различия;

проявлять эмпатию и толерантность;

описывать свое настроение, понимать настроение других;

осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;

выражать свои чувства и понимать чувства другого;

пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека;

делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;

анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них;

находить конструктивное решение конфликта (29).

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество - ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов (30).

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

В возрасте 5 - 6 лет у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает у него интерес, он задаёт массу вопросов. Это говорит о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношения ко всему окружающему (20)

У ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и воспитания. При систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений в процессе игровой и практической деятельности ребёнка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи, как человеку, так и животному.

Ребёнок учится следовать определённым общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесёт положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека (25).

У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

Характерной чертой данного возраста является стремление к самостоятельности суждений, оценок, к творческой деятельности при сохраняющемся желании копировать, подражать.

Дети данного возраста с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе и животных, своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе. На занятиях дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусств.

Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к многообразным явлениям и процессам в окружающем мире (8).

Таким образом, старший дошкольный возраст - это период, характеризующийся становлением экологического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического воспитания и его значения в развитии личности (46).

1.3 Многообразие живых организмов как одно из основных понятий экологического образования детей

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду. Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении "экологии" (21; 23). Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); 3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология). Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Самым подходящим является раздел аутэкологии - дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего, потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни. Следующее важное понятие из раздела аутэкологии - морфо- функциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания - по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и, в целом, знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает "пищу" для размышлений. Конкретизацией первого понятия является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают. Названные понятия выражают первую и главную экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Рассмотрим пример:

Белка - лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и др., которые может удовлетворить лишь в своей среде обитания - смешанном или хвойном лесу. Среда обитания белки - это:

разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами - летом, голое и в снегу - зимой;

растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, желуди, семена ели, грибы и пр.);

o сезонно меняющиеся температурные условия.

Субстрат - опорный экологический компонент - твердая основа (почва, камни, дерево и т. д.).

Белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки, значимым для нашего обсуждения, относятся следующие:

острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания. Данное экологическое представление может быть постепенно сформировано за дошкольный период, в результате к шести-семи годам ребенок не только усвоит конкретные факты жизни белки в лесу, но и поймет приспособительную взаимосвязь животного со своей средой обитания.

Из второго раздела биоэкологии - демэкологии - в настоящее время, ввиду недостаточности исследований, использовать какие-либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным. Популяция, по определению Н.Ф. Реймерса, это совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство. Каждая популяция имеет сложную структуру (по полу, возрасту, пространственным и близкородственным объединениям особей) и свою эволюционную судьбу. С детьми-дошкольниками невозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усвоение словесных знаний о ней предполагает развитое логическое мышление. При построении методики для дошкольников вполне можно обойтись без знаний из области демэкологии.

Третий раздел биоэкологии (синэкология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие синэкологии - экосистема - определяется Н.Ф. Реймерсом как "сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами" Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы (например, трухлявый пень), мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг), макроэкосистемы (например, океан, континент). Нет сомнения, что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания. Подчиненным понятию "экосистема" является понятие цепи (сети) питания, которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природном сообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества). В самом общем виде цепь питания включает следующие звенья (на примере леса): комплекс факторов неживой природы (особенности климата, почвы и др.) определяет состав деревьев и других растений, которые служат кормом различным растительноядным животным (жукам, гусеницам, птицам, грызунам, копытным). Растительноядные обитатели леса в свою очередь являются пищей для мелких и крупных хищников. Последним звеном, замыкающим круг, являются организмы (в основном бактерии и грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы погибших животных) в неорганические вещества (минералы), которые поступают в почву и усваиваются растениями. Важными характеристиками экосистемы являются состояние равновесия и его частое нарушение. В развитой экосистеме все звенья пищевых цепей относительно уравновешены и приблизительно постоянны. Тем не менее, нарушение равновесия, его колебания в разные стороны происходят довольно часто. Причиной этого являются погодно климатические колебания, интродукции (появление и распространение в экосистеме новых видов растений и животных), разнообразные воздействия человека. Особо значимой является последняя причина - быстрый рост численности населения планеты, его интенсивная производственная деятельность очень серьезно нарушили глобальное равновесие биосферы. Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие "взаимодействие человека с природой", с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты; истребление волков (т.е. сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (ненормально разрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема; все помнят историю с кроликами, завезенными в Австралию с американского континента (пример интродукции): при отсутствии хищника, который регулировал бы их численность, в благоприятных условиях ушастых зверьков расплодилось немыслимое количество - они стали злом для фермеров, фактически нарушили экосистему австралийской саванны. Любая экосистема - это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе, т.е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею "общего дома" - сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.

Таким образом, названные понятия биоэкологии, адаптированные к уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют содержательную основу новой методики - экологического воспитания дошкольников.

.4 Игра как средство формирования экологических представлений о живых организмов у детей старшего дошкольного возраста

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации

Правила для таких игр придумываются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, а они должны строго выполнять эти правила. Игры, вошедшие во вторую группу, позже были разделены на подвижные и дидактические игры с правилами.

Дидактические игры с правилами с первых лет работы советских детских садов заняли должное место среди методов воспитания и обучения детей. С развитием дидактики, дошкольной педагогики совершенствовались теория и практика использования дидактических игр. Многочисленными исследованиями внесён большой вклад в разработку различных вопросов теории дидактических игр: о месте их в педагогическом процессе, в систематизации знаний о природе, окружающих предметах и общественной жизни, влиянии на развитие сенсорных, умственных способностей детей и др. (13,35).

Дидактическая игра - явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Дидактическая игра включает в себя:

) дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. Помимо углубления знаний, дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребёнка.

) игровые правила, направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребёнка.

) игровые действия, повышают активность детей и тем самым обеспечивают успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков.

Таким образом, игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила игровые действия (15, 39-40).

Основные виды игр:

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Игра с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

В средней группе для использования в игре берутся такие предметы, где разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), вкладывать узоры из разнообразных форм.

Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх.

В игрушках ярко выражены их цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. Здесь происходит активизация знаний о материале, из которого делаются игрушки, а также знаний о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые дети отражают в своих играх. С помощью дидактических игр с подобным содержанием воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки - всё это постоянно используется воспитателем в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "кто скорее выложит узор из разных листочков?", "кто скорее сделает узор из камушков?", "Собери букет из осенних листьев", "Разложи листья по убывающей величине" и многие другие, позволяют воспитателю проводить их вовремя прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой6 деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинке могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Запоминание слова, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младшей группе картинки разрезаются на 2 - 4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, предмет одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку из её частей.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Здесь часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениями животного, его голосу.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат (13, 13-18).

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какоё-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и орально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учёта специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребёнка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определённым правилам (14,23).

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру "Воробышки и автомобиль", в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц. Или воспитатель наблюдает с детьми осенние деревья, рассматривает листья берёзы, клёна, выделяет и называет характерные признаки их формы, окраски. Потом проводит игру "Найди дерево": "Раз, два, три - под клён беги!" (Поднимает вверх руку с листочком с этого дерева).

С детьми постарше, получившими первые знания о лесе и его обитателях, проводятся подвижные игры типа "У медведя во бору" и др.

Берёза нередко бывает "главным" деревом на участке - её наблюдают чаще других, рисуют на картинках календаря, ею любуются, про неё загадывают загадки. С дошкольниками любого возраста вокруг берёзы можно водить хороводы, приговаривая или припевая народные слова, изображая руками, как она качается:

Берёзка белена,

Маковка зелёна,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит,

Там и шумит.

Или:

Берёзка зелёненькая, весной весёленькая,

Среди поля стоит, листочками шумит.

Большая роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Чёткое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят её к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры ("Зоологическое лото" и др.), предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились чётко соблюдать правила.

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.

В практике могут быть использованы самые различные игры. Например, "Закончи предложение" - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: "Белка осенью запасает корма, потому что…", "Птицы могут летать, потому что…". Или: "Лимон жёлтый, а огурец…", "Ромашка белая, а василёк…", "Весной листья на деревьях растут, а осенью…", "Летом бывает дождь, а зимой…".

Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. "Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растёт на дереве". А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.

Игры могут быть разными: "Что бывает жёлтое?", "Что бывает круглое?", "Что бывает зимой?", "Летает - не летает", "Животное домашнее или дикое". Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент (14, 26). Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. (Л.С. Выготский) (4, 16) Для ребят дошкольного возраста игры имеют существенное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, способ познания окружающего. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Почтительно объяснял интерес детей к игре К.Д. Ушинский. Он говорил, что игра для ребенка - действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятна, а понятна ему она потому, что отчасти есть его собственное создание. Он отмечал, что в игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра вливает в духовный мир ребенка поток представлений, понятий об окружающем мире. Он называл игру искрой, зажигающей огонек пытливости и любознательности. Описанию и анализу игр посвящено огромное количество литературы. Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения этого понятия. Например:

Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздавать другие виды человеческой деятельности (Толковый словарь).

Игра - форма жизнедеятельности на начальной стадии социализации личности. Связана с потребностями саморазвития, присвоения социального опыта. Развивает ориентировочно - исследовательские механизмы поведения. (Психологический энциклопедический словарь) (9).

Человеческая игра есть изначально мотивированная, первоначально установленная, осмысленная и ответственная деятельность, которая включает в себя и предметную (видимую), и теоретическую (мыслительную), и душевную деятельность. (С.Л. Рубинштейн)

Д.Б. Эльконин в своих исследованиях сумел установить: игровая деятельность ребенка влияет на его психическое развитие, в частности на интеллектуальное. На это же указывают и исследования А.В. Запорожца. Эта позиция целесообразности использования игры в обучении вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых - обеспечить детям условия для формирования представлений и усвоения знаний, условия для развития умственных навыков и умений. (41, 59).

Вместе с тем, дидактическая игра содержит в себе большие возможности и может использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Дидактическая игра позволяет педагогу:

руководить деятельностью детей, не вставая в позицию воспитателя;

ставить близкую и понятную дошкольнику цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом;

обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия;

стимулировать активность всех детей. (40.62) О том, что игра является важным средством формирования экологической направленности личности ребенка, экологических знаний и представлений свидетельствуют исследования А.П. Усовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Абрамян и других. Корень игровой деятельности - обучение, в процессе которого у дошкольников формируются необходимые представления об окружающей действительности. Доказательство тому - исследования Р.И. Жуковской, А.Н. Фроловой, Н.Я. Михайленко, Е.В. Михайленко, Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой. Используя игру как средство экологического воспитания детей, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно и более интересными для детей. (34, 37) Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения. Но скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Здесь незаменимую ценность принимают дидактические игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяю экологические представления. Игры дают возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению имеющихся представлений. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлениям растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности. (32, 5) В процессе общения с природой в игровой форме у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Игра является детской деятельностью. В игре педагог получает возможность формировать экологические представления без назиданий и открытого дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера. Игры и игровые упражнения позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, формирует экологические представления, систематизирует и углубляет знания детей. игры содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить - конкретные знания. С помощью дидактических игр дети начинают самостоятельно мыслить, использовать сформированные представления в различных условиях. Многие игры ставят перед детьми задачи рационального использования знаний в мыслительных операциях: сравнивать, группировать, делать правильные выводы, обобщения. Поэтому, при формировании экологических представлений целесообразно включать игру в занятия, труд, наблюдения, продумывать и организовать игровые обучающие ситуации.

Таким образом, в первой части нашей работы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Нами проделан анализ ведущих экологических понятий, с целью показать, что специфика формирования экологических представлений должна заключаться в нахождении, выделении взаимосвязанных явлений природы. Формирование экологических представлений является частью интеллектуального развития детей. Мы выяснили, что существует прямая зависимость между проблемой формирования экологических представлений и проблемой развития мышления. Ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой стороны - начинает овладевать причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по формированию представлений о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста

.1 Диагностика уровня сформированности представлений о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года отчётливые результаты в каждой возрастной группе. Опытный воспитатель их замечает « на глаз», но специально проведённая диагностика позволяет более объективно, более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологическом воспитании каждого ребёнка. Что и целесообразно проверять диагностикой? В программе «Юный эколог» основными категориями являются две-«экологическое знание» и «отношение» при этом ведущий и более широкой является вторая. « Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не только сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявления у детей и того и другого компонента. Не следует, выявит только одни знания, так как они всегда обуславливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ними. Иногда ребёнок обладае6т определенными знаниями, и может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Как же проявляются знания и умения? Как обнаружить их диагностической процедуре?

Знания осознаны всегда вербально. Их легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя им картинки, предметы которые они должны назвать, объединить, разложить каким- то определенным способом, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Можно организовать словесную дидактическую игру, реакции детей в которой будут отражением их знаний. Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах и сообщениях в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг). Самые яркие проявления отношения-поведенческие, которые сочетают практические действия или поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реально жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Её можно построить в форме естественного эксперимента-специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течении некоторого времени ( от одной до трёх недель).

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течении учебного года организовывались разные виды деятельности.

Подобраны вопросы для проведения беседы:

Кто живет в аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы хорошо они себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями?

Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи их, назови. Какие условия нужны этим растениям,чтобы они росли, цвели, и были красивые? Как мы ухаживаем за ними?

Кто живёт в клетке? Как называется наша птица? Какие условия нужны для того чтобы они хорошо себя чувствовали? Как мы ухаживаем за ней? Какие корма нужно ей давать?

Кто живет в этой клетке? Как называется зверёк? Какие условия мы создаем ему, что бы он хорошо себя чувствовал? Без чего он не может обойтись?

Кто из обитателей уголка природы тебе нравиться?

Такие вопросы можно задавать и со средней группы. Разница ответов будет отражать разные объемы и содержания знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры в « Экскурсию по уголку природы» ребенок становится экскурсоводом для нового человека или куклы. Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий:

Что растет на нашем участке? Какие деревья и кустарники ты знаешь? Покажи и назови их. Какие травы ты знаешь? Какие условия нужны всем растениям нашего участка? Почему они у нас так хорошо растут?

Какие птицы залетают на наш участок? Как они называются? Как мы заботимся о них в зимнее время?

Как мы определяем погоду? Какая бывает погода? Что такое зима? Какие явления бывают зимой? Что бывает с растениями и травой? Как они выглядят?

Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на зиму? Где бабочки, жуки и комары?

Вопросы можно ограничить и этим перечнем, но они могут охватывать еще две проработанные с детьми теме: «Овощи и фрукты» «Домашние животные». В этом случаи опрос строится на тех объектах, которые дошкольникам были представлены не однажды. Если детский сад распложен вблизи леса, луга, пруда, и луга и дети достаточно часто посещают эти экосистемы, то можно выявить их знания и в этой области. Например, о лесе можно спросить следующее: что такое лес? Кто в нем живет? Что в нем растет? Как надо вести себя в лесу человек? Почему в лесу надо соблюдать правила поведения? Выявляя отношение детей к природе, воспитатель может привести, кроме длительных наблюдений, естественный эксперимент, например, в форме специально организованной ситуации « Кончился корм», которая состоит из четырёх этапов и рассчитана на целые сутки. В её разыгрывании участвует кто- то из администрации (например, заведующая или старший воспитатель). В этой ситуации надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробно записать их реакции появления на всех этапах, тогда у взрослых возникает объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей. Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Для этого воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном направлении это каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе ведется таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей. Диагностику экологического воспитания детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая. Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики заведующая и воспитатели корректируют свою деятельность, планируют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в работе с их родителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей(14,34).

.2 Содержание непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии живых организмов в игровой деятельности

экологический образование дошкольник игра

Пояснительная записка

<#"justify">Заключение

Наша работа была ориентирована на создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста формирование представлений о многообразии живых организмов природе. В связи с поставленной целью в первой части нашей работы было рассмотрено психолого-педагогическое обоснование проблемы. Изучена научная основа ознакомления детей с природой; рассмотрен вопрос об экологическом воспитании дошкольников в современном дошкольном образовательном учреждении; определены условия, необходимые для формирования представления о многообразии живых организмов в природе.

В ходе написания курсовой работы была определена диагностика, направленная на выявление у детей уровня сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой природе.

В работе с дошкольниками можно использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Словарь терминов

Экология - это наука о взаимоотношения живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в организменной системе, о структуре и функционировании этих систем.

Среда обитания - эта та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания

Адаптация - Приспособление организмов к среде.

Игра - форма жизнедеятельности на начальной стадии социализации личности. Связана с потребностями саморазвития, присвоения социального опыта. Развивает ориентировочно - исследовательские механизмы поведения. (Психологический энциклопедический словарь)

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Дидактическая игра - явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей.

Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее.

Редуценты живут за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения.

Продуцентами питаются консументы - гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов либо других консументов (бывают трех порядков).

Продуценты - Начальным звеном любой пищевой цепи являются автотрофные растения, способные строить свои тела за счет неорганических соединений окружающей среды и энергии солнца.

Экосистема - любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ.

Биотоп - место обитания биоценоза.

Биоценоз - это сбалансированное сообщество растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную территорию.

Экологическими факторами - называются отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы.

Адаптация. - Приспособление организмов к среде.

Среда обитания - эта та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания.

Экология - это наука о взаимоотношения живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в организменной системе, о структуре и функционировании этих систем.

Список используемой литературы

1.Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. Воронеж: 2012 - 190.

.Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе / Практическое пособие для воспитателей / 2006г.

.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д., 1996.

.Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-прав. док. и прогр.-метод. материалов / ред.-сост. Т.И. Оверчук. - М., 2004.

.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренков. - М., 1999.

.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 7.

.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М., 2003.

.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М. 1999.

.Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование /Н.Н. Моисеев. - М., 1995.

.Масленникова О.М. Экологические проекты в ДОУ.- Волгоград: Учитель,2013г 232.

."Мы" - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб., 2003.

.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. / С.Н.Николаева. - М., 1999.

.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М., 2002.

.Оськина Е.В. Современный руководитель детского сада и его роль в повышении качества дошкольного образования / Е.В. Оськина // Педагогические вести. - 2010. - №1

.Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы: учебное пособие для вузов. изд. 3-е, испр. - СПб., 2000.

.Рыбалкин Н.Г. Экологическое образование и воспитание в России / Н.Г. Рыбалкин, Е.Д. Самочеев. - М., 1995.

.Рыжова Н.А. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. - N 7.

.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А.Рыжова. - М., 2003.

.Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, - 2000.- № 9

.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М., 2000.

.Филюшкина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Л.И. Филюшина. - М., 2003.

.Чернова Н.И. Общая экология: учеб. пособие для вузов /Чернова Н.И., Былова А.М. - М., 2007.

.Асланиди К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях / К.Б. Асланиди, С.Г. Кшенадзе // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалы Рос. Конф. - М., 1998.

.Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). - М., 1986.

.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / М.М.Марковская. - М., 1989.

.А.М. Федотова. Экологическое воспитание дошкольников. Методическое пособие, А.М. Федотова - Пермь 1992.

.Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994 г.

.Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. - Пермь,1993г.

.Николаева С.Н. Место игры а экологическом воспитании дошкольников. / Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М., Новая школа, 1997г.

Похожие работы на - Формирование представлений о многообразии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!