Социально-правовая характеристика пограничной безопасности Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,24 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-правовая характеристика пограничной безопасности Республики Беларусь

Введение

Вопросам обеспечения безопасности Республики Беларусь в новой геополитической ситуации уделяется значительное внимание различными государственными органами. Как известно, государство по определению предполагает и территорию, на которую распространяются его суверенные права, и границы этой территории. Следовательно, возникает необходимость обеспечения безопасности как самой территории государства, так и ее границ.

Теоретико-правовое осмысление проблем обеспечения пограничной безопасности является частной научной задачей общей проблемы системного обеспечения национальной безопасности. Ее решение опирается на общеметодологические труды Андреева И.Д., Афанасьева В.Г., Блауберга М.М., Гвишиани Д.М., Мильнера Б.З., Садовского В.Н., Хилькевича А.П., Юдина Э.Г. и др.; труды в области общей теории безопасности Володина С.В., Григоряна Л.Г., Князева С.Н., Колдаева В.М., Коршунова Ю.Н., Трахименка С.А. и др.; труды по погранологии Гришина М.Л., Губченко В.Н., Дмитриева В.А., Епифанова И.Е., Маркова С.В., Павловского А.А., Парахневича В.В., Першина А.А., Шерстнева А.Д., Шумова В.В., Щербакова А.С. и др.

На протяжении длительного времени понятие «пограничная безопасность» отсутствовало. Обеспечение безопасности государства на его границах рассматривалось в рамках обеспечения государственной безопасности в целом.

Разработка теоретико-правовых основ обеспечения безопасности государства на его границах велась ранее применительно к охране Государственной границы СССР, а позднее, когда в связи с социально-политическими процессами концептуально изменилась пограничная политика, - к границе Российской Федерации. Комплексных системных исследований, посвященных исследованию пограничной безопасности Республики Беларусь, к настоящему времени не проводилось.

Таким образом, исследование социально-правовых аспектов проблемы обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь является важной научной задачей и соответствует перечню приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512 (научное обеспечение борьбы с преступностью, укрепления обороноспособности и повышения уровня национальной безопасности Республики Беларусь).

1. Пограничная безопасность как социальное явление

В 1993 году в Москве состоялась Первая межведомственная конференция по погранологии, на которой в научный и практический оборот было введено понятие «пограничная безопасность» как наиболее важная философско-методологическая категория погранологии. С этого момента появляется большое количество научных трудов, посвященных различным аспектам этой темы.

Вместе с тем при большом количестве работ по проблемам пограничной безопасности страны нет однозначного толкования этого понятия. Наблюдаются два подхода к его трактовке. В первом из них пограничная безопасность страны рассматривается как «состояние защищенности государственной границы, приграничной территории, экономических, военно-стратегических, социальных, духовно-культурных и иных интересов и объектов государства в пределах пограничного пространства от непосредственных и потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера, достигаемое интегрированным использованием возможностей субъектов пограничной политики» [1, с. 96].

Следует отметить, что и в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь национальная безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [2], то есть основной акцент также сделан на защиту. Создание условий, исключающих или минимизирующих угрозы для объектов безопасности, по существу, обойдено, что, на наш взгляд, вряд ли можно считать обоснованным.

Этот подход, по нашему мнению, в определенной степени односторонен и не отражает всей сложности пограничной безопасности страны как социального явления. Поэтому отдельные авторы, сторонники второго подхода, стремятся избежать односторонности и определяют пограничную безопасность как «определенное состояние пограничных отношений (взаимосвязей и взаимодействий государства в пограничной сфере жизнедеятельности общества) с другими субъектами, условиями и факторами пограничной деятельности, при которых обществу, государству, его гражданам не наносится вреда» [3, с. 8]. Одновременно с этим создаются условия для преобразования государственной границы и пограничных пространств в соответствии с потребностями граждан государства, целями, ценностями и морально-нравственными ориентирами прогрессивного развития общества.

Вместе с тем и это определение, на наш взгляд, не отражает всей полноты явления. Чтобы выяснить сущность пограничной безопасности, необходимо исследовать совокупность многочисленных объектов и предметов, процессов и явлений, связанных с государственной границей, с межгосударственным разграничением и взаимодействием.

Дмитриев В.А. отмечает, что пограничные отношения носят разноплановый, многогранный характер. Эта многогранность предопределяется наличием следующих разнородных оснований пограничных отношений, проявление которых отражает всю сложность пограничной сферы жизнедеятельности общества [3, с. 7]:

существование социальных систем с различной социальной структурой, с различной экономикой, политической, духовной и другими системами отношений (неоднородность) является первым основанием пограничных отношений;

жизнедеятельность государств как форм организации общества, имеющих специфические качественные определенности, обусловленные свойствами социальной системы, породившей эти государства (устойчивость), составляют второе основание пограничных отношений;

потребности определенной социальной системы и ее государства в сохранении своих существенных свойств формируют способ определения своих пределов, в которых социальная система остается тем, чем она есть, формируют способ установления государственной границы (определенность); это является третьим, наиболее важным основанием пограничных отношений;

потребности государств, имеющих общую границу, в обеспечении своего существования обусловливают формирование взаимосвязанных и взаимозависимых пограничных пространств (связность) - четвертое основание пограничных отношений;

сознательная совместная деятельность людей в пограничной сфере жизнедеятельности общества и государства (социальность) составляет пятое основание пограничных отношений, ибо они в конечном счете не что иное, как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Пограничные отношения проявляются, прежде всего, в пограничных сферах личности, общества и государства. По мнению Губченко В.Н., пограничная сфера включает в себя «общественно-природную пространственную среду жизнедеятельности личности, общества, государства, определяющим фактором которой являются процессы и явления, обусловленные статусом государственной границы и необходимостью обеспечения национальных интересов и безопасности в пограничном пространстве государства» [4, с. 12].

Пограничная сфера жизни личности и общества - специфическая социальная область, непосредственно представляющая пространственную их периферию и обеспечивающая соприкосновение с внешним миром. Пограничная сфера личности и общества сосредоточена, прежде всего, в пограничных пространствах. Пограничные пространства представляют собой особую социально-политическую зону, исторически сформировавшуюся на стыке двух и более социальных систем - государств. В ее пределах происходят процессы межгосударственного разграничения, трансграничного взаимопроникновения и взаимовлияния, взаимосвязи и взаимодействия. Иначе говоря, сущность пограничного пространства заключается в том, что это один из способов существования социальных систем (государств), имеющих общую государственную границу, предназначенный для обеспечения условий их оптимального сосуществования.

Пограничная сфера государства - это совокупность государственных институтов, а также форм и способов их деятельности, обеспечивающих защиту интересов личности, общества и государства в системе пограничных отношений.

Однако пограничная безопасность не представляет собой лишь простую сумму безопасностей личности, общества и государства в пограничных сферах. Она может пониматься и как самостоятельный объект защиты.

Это объясняется спецификой пограничной сферы государственных интересов, которые характеризуются ее уникальным местоположением в ряду многих других сфер. Нельзя не согласиться с мнением Щербакова А. о том, что «пограничная сфера находится на пересечении двух крупных областей политико-экономической жизни любого государства - внутренней и внешней» [5]. Развитие любого государства на планетарном уровне в определенной степени также носит пограничный характер - как диалектическая результирующая внутренних перемен и внешних условий и воздействий.

Необходимость обеспечения пограничной безопасности как самостоятельного объекта защиты объясняется наличием специфических интересов личности, общества и государства в пограничных пространствах. Их специфика заключается в том, что они не всегда совпадают с интересами сопредельных стран, общественных групп и отдельных граждан, а зачастую и противоположны им. Причем действие этих интересов распространяется лишь на строго определенную общественно-природную среду, находящуюся на стыке политических, экономических, оборонных и иных сфер жизнедеятельности сопредельных государств при осуществлении ими своей внешней и внутренней политики.

Интересы страны в пограничных пространствах можно классифицировать по различным основаниям: по отношению к международному праву (соответствуют международному праву или же нет), по формам и способам защиты (политическими средствами или при помощи силы), по объектам направленности (интересы государства, общества, личности), по сферам жизнедеятельности (интересы в политической, экономической и других сферах), по важности (важные и менее важные) и т.д. [6, с. 69-79].

Наиболее важными с точки зрения обеспечения пограничной безопасности как самостоятельного объекта защиты нам представляются политические, экономические и военные интересы Республики Беларусь в пограничном пространстве.

К жизненно важным политическим интересам Республики Беларусь в пограничном пространстве относятся:

укрепление независимости и суверенитета Республики Беларусь, обеспечение нерушимости границ, сохранение территориальной целостности;

недопущение международной изоляции государства в рамках собственного пограничного пространства;

преодоление политического давления на страну со стороны Республики Польша и прибалтийских государств;

противодействие незаконному распространению через Государственную границу Республики Беларусь оружия массового уничтожения, его компонентов и средств доставки, технологий и оборудования двойного назначения, наркотических, психотропных и других опасных веществ и материалов, международному терроризму, организованной преступности и иным видам преступлений;

обеспечение конституционных прав граждан на свободу передвижения через Государственную границу.

К жизненно важным экономическим интересам Республики Беларусь в пограничном пространстве относятся:

защита экономического суверенитета Республики Беларусь, внутреннего рынка и отечественного производства от экспансии иностранных товаропроизводителей;

обеспечение экономической стабильности приграничных районов;

развитие всесторонних взаимовыгодных экономических связей с сопредельными государствами;

борьба с организованной преступностью и коррупцией в сфере внешнеэкономической деятельности;

совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.

К жизненно важным военным интересам Республики Беларусь в пограничном пространстве относятся:

обеспечение эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь в случае применения против нее вооруженной силы или угрозы силой;

предотвращение расширения военно-политических блоков и их доминирования в пограничных пространствах;

недопущение переноса локальных войн и конфликтов с территории сопредельного государства на территорию Республики Беларусь;

укрепление военно-политического сотрудничества с сопредельными государствами;

формирование оборонного пространства в соответствии с заключенными международными договорами.

Учитывая тот факт, что интересы Республики Беларусь в пограничных пространствах не всегда совпадают с интересами сопредельных государств, возникает проблема существования угроз и опасностей интересам государства в этой сфере.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь упоминается лишь об угрозах национальной безопасности, под которыми понимаются действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства и ничего не сказано об опасностях.

В пограничной сфере понятия «опасность» и «угроза» употребляются достаточно широко. При этом их нередко используют в одном и том же значении. Для уяснения и разграничения рассматриваемых явлений обратимся к их этимологии.

Ожегов С.И. понятие «угроза» определял как «запугивание, обещание причинить кому-нибудь вред, зло» [7, с. 825], Ушаков Д.Н. толковал угрозу как «опасность, возможность возникновения чего-нибудь неприятного, тяжкого» [8, с. 887].

В настоящее время в военной политологии все шире распространяется мнение, что угроза - это крайняя степень опасности. Например, Манилов В.Л. предлагает трактовать понятие «угроза» через категорию «опасность»: «Угроза есть непосредственная опасность причинения ущерба жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, выходящая за локальные рамки и затрагивающая основные национальные ценности: суверенитет, государственность, территориальную целостность» [9, с. 17]. Гришин М.Л. определяет угрозу как «опасное развитие реальных уже существующих или потенциальных противоречий (в контексте рассматриваемой проблемы их, на наш взгляд, можно рассматривать как опасности), которые проявляются или могут проявиться в природе, обществе, государстве, в отношениях между государствами, различными сообществами или отдельными личностями» [3, с. 76]. Амирян В.А. трактует угрозу как «качественное, конкретизированное по месту, источнику, времени и цели состояние опасности» [10, с. 120].

Таким образом, общим в содержании угрозы и опасности является их возможность причинить тот или иной ущерб безопасности. Отличительные черты этих понятий достаточно полно разработаны в трудах Гацко М.Ф. [11, с. 11].

Во-первых, угрозу отличает от опасности степень готовности к причинению того или иного ущерба. Угроза - это стадия крайнего обострения противоречий, непосредственно предконфликтное состояние, когда налицо готовность одного из сопредельных государств применить силу в отношении другого для достижения своих политических и иных целей. Опасность мы понимаем как стадию зарождения и насыщения противоречий, когда один из субъектов политики потенциально может, но еще не готов применить силу или угрозу силы в своих интересах.

Во-вторых, угроза должна заключать в себе два компонента: намерения и возможность нанесения ущерба интересам безопасности, а опасность ограничивается наличием только одного из этих компонентов.

В-третьих, угроза всегда носит персонифицированный, конкретно-адресный характер, что предполагает наличие явных субъекта (источника) угрозы и объекта, на который направлено ее действие. В отличие от угрозы опасность носит гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно не выражены.

В-четвертых, опасность заключает в себе потенциальную угрозу причинения ущерба тем или иным интересам, для реализации которого необходимо создание соответствующих условий (накопление возможностей и формирование намерений), угроза же есть непосредственная возможность нанесения ущерба, от начала осуществления которой ее отделяет лишь временной интервал, необходимый для принятия решения о реализации угрозы.

Очевидно, что абсолютной пограничной безопасности, если ее рассматривать как состояние отсутствия всяких угроз и опасностей, быть не может, поскольку полностью изолировать государство, общество и его индивидуумов от негативного воздействия угрожающих факторов окружающей среды и обеспечить их бесконфликтное сосуществование просто нереально. Вместе с тем повысить уровень их пограничной безопасности до требуемого уровня необходимо и возможно.

Учитывая сказанное, сущность пограничной безопасности заключается в том, что она характеризует такое состояние межгосударственных и внутригосударственных отношений, при котором отсутствуют предпосылки для перерастания опасностей в угрозы интересам личности, общества и государства в строго определенной общественно-природной среде, находящейся на стыке политической, экономической, военной и других сфер жизнедеятельности сопредельных государств, а также сводятся к минимуму последствия различных деструктивных проявлений в этой среде.

На основании вышеизложенного пограничную безопасность можно рассматривать как самостоятельный объект защиты.

2. Пограничная безопасность как правовая категория

пограничный безопасность государственность

Познавательный процесс всякого сложного социального явления, каковым является пограничная безопасность, осуществляется на основе использования уже сформулированного человечеством понятийно-категориального аппарата, а также новых понятий и категорий, в которых фиксируются его результаты.

Правовые категории, выражая общее, одновременно отражают и расчлененность предметов и явлений, связанных в это общее. Так, в категории «пограничная безопасность» одновременно выражена общая сущность этого явления и отражены еще два понятия (мир пограничного, безопасность).

В каждой категории различают ее содержание и объем. Содержание отражает совокупность сущностных признаков явлений и самих явлений, отраженных в ней. Так, в содержание правовой категории «пограничная безопасность» входят такие признаки, как создание урегулированных нормами права условий, исключающих возникновение пограничных конфликтов и инцидентов, поддержание сил и средств обеспечения безопасности в соответствии с их правовым предназначением на уровне, исключающем возможность проявления угроз личности, обществу и государству в пограничной сфере. Отсутствие какого-либо из указанных признаков в обеспечении пограничной безопасности будет свидетельствовать о том, что пограничная безопасность не обеспечена.

Особое значение при выделении сущностных признаков категории «пограничная безопасность», на наш взгляд, играет их «правовая окраска». Так, созданию условий, исключающих возникновение пограничных конфликтов и инцидентов, предшествует изучение международно-правовых договоров, заключенных между сопредельными государствами. Кроме того, деятельность сил безопасности (Госпогранкомитет, КГБ, МВД, таможенные органы и т.д.) должна быть строго регламентирована в законодательном порядке и не выходить за рамки правового поля.

Объем категории - это количество отраженных в ней предметов (признаков), достаточное для адекватного выражения сущности отображаемого в категории явления. В категории «пограничная безопасность» должно быть представлено столько признаков, чтобы по ним можно было четко представить себе это социальное явление.

Каждый из этих признаков, в свою очередь, так или иначе, отображается соответствующими понятиями, категориями. Они возникают в практике обеспечения пограничной безопасности и могут быть новыми или заимствованными из других наук.

Так, объем правовой категории «пограничная безопасность» включает, на наш взгляд, три группы признаков:

признаки, относящиеся к созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве страны;

признаки, относящиеся к установлению юридической ответственности за нанесение ущерба национальным интересам страны на государственной границе;

признаки, относящиеся к международно-правовому сотрудничеству сопредельных государств.

Международные отношения, а, следовательно, и противоречия, которые могут возникнуть между сопредельными государствами в пограничном пространстве, относятся к прерогативе государства, которое осуществляет юрисдикцию над определенной территорией. Следовательно, именно государство в законодательном порядке разграничивает полномочия органов, обеспечивающих пограничную безопасность страны. К таковым основным нормативным актам относятся Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О пограничных войсках Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел», «Об оперативно-розыскной деятельности», Таможенный кодекс Республики Беларусь и т.д.

Огромная роль в борьбе с преступностью на государственной границе, а также в обеспечении суверенитета и территориальной целостности государства отводится международным договорам и соглашениям, способствующим укреплению мира и добрососедства, коллективной безопасности и взаимопомощи, разрешению возникающих противоречий мирным путем. В соответствии со ст. 8 Конституции Республики Беларусь общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы и содержат совокупность юридических норм, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения пограничной безопасности.

С учетом вышесказанного правовую категорию «пограничная безопасность», на наш взгляд, правомерно изложить в следующей редакции:

«Пограничная безопасность - это урегулированное нормами международного права состояние пограничных отношений с сопредельными государствами, которое характеризуется отсутствием предпосылок для возникновения пограничных конфликтов и инцидентов путем заключения международных договоров и ведением политико-дипломатической деятельности, а также защищенностью интересов личности, общества и государства в пограничной сфере посредством правовой регламентации деятельности государственных органов и установления юридической ответственности за нанесение ущерба этим интересам».

Необходимо иметь в виду, что каждая научная категория (в том числе и правовая) существует в языке науки не изолированно, сама по себе, а лишь в системе связанных с ней понятий, относящихся к одному и тому же предмету изучения, и лишь в этой системе она приобретает свой смысл и значение [12, с. 30, 31].

. Соотношение понятий «пограничная безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность»

Пограничная безопасность, как сложное социальное явление, теснейшим образом связана с понятиями «национальная безопасность» и «государственная безопасность». Рассмотрим их соотношение.

Национальная безопасность - это способность нации в лице ее государственных и общественных институтов противостоять внешнему и внутреннему воздействию, создающему угрозу ее единству, независимости и национальному развитию [13, с. 184].

Каждая нация существует не изолированно, сама по себе, а в окружении других наций. Отличие одной нации от другой состоит в национальных интересах, языке, национальном характере и национальной культуре.

Единство нации обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся единством территории. Пределы территории Республики Беларусь, как и любого другого государства, определяет государственная граница. И именно здесь, в пограничных пространствах, в первую очередь проявляются угрозы единству и независимости нации. Это обусловлено тем фактором, что границы Беларуси в течение своей длительной истории неоднократно изменялись (вхождение ее в состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой и т.д.). Следовательно, в приграничных районах на язык, культуру, характер белорусской нации существенное влияние оказывали и оказывают национальные особенности сопредельных государств. Во многих случаях это влияние носит деструктивный характер, то есть создает угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, и, прежде всего - в ее пограничных пространствах.

Учитывая тот факт, что пограничная безопасность характеризует состояние защищенности личности, общества и государства в пограничных пространствах, на наш взгляд представляется правомерным утверждать, что обеспечение пограничной безопасности является одним из видов (направлений) обеспечения национальной безопасности.

Обеспечить национальную безопасность - значит сохранить территориальную целостность страны, укрепить ее независимость и суверенитет. Национальный суверенитет характеризует территориальную, экономическую, культурную и языковую самостоятельность нации. Однако национальная самостоятельность может быть гарантирована в той или иной мере лишь тогда, когда национальная безопасность будет дополнена безопасностью государственной.

Государство представляет собой совокупность различных социальных систем. Результатом их интеграции в рамках определенной территории является целостность государства. Внешним аспектом этой целостности предстает государственная граница.

При внешних или внутренних негативных воздействиях на государственную границу нарушается целостность государства, что является признаком того, что государство не способно обеспечить свою безопасность. Это, в свою очередь, приводит к невозможности обеспечения национального суверенитета, то есть, в конечном счете - национальной безопасности.

Отсюда вытекает необходимость охраны и защиты границы как одного из основных элементов государственности. Деятельность по охране и защите государственной границы в широком смысле представляет деятельность по обеспечению пограничной безопасности государства. Следовательно, обеспечение пограничной безопасности является критерием обеспечения безопасности государственной.

Наряду с термином «пограничная безопасность» в литературе встречается термин «пограничная стабильность». Рассмотрим их соотношение.

Термин «стабильность» (от лат. Stabilis - устойчивый) означает упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния, а также само состояние устойчивости, постоянства.

Стабильность явлений классифицируется по ряду оснований (критериев): по характеру явлений, их масштабности, продолжительности и т.д. Для проводимого исследования наибольший интерес представляет классификация по масштабности. По этому основанию можно выделить стабильность международную, стабильность государства и пограничную стабильность.

Международная стабильность представляет собой состояние международных отношений, характеризующееся устойчивостью к воздействию деструктивных факторов, сохранением на длительное историческое время определенного характера или устойчивой тенденции.

Стабильность государства - это такое состояние, при котором надежно сохраняются его суверенитет и территориальная целостность, обеспечивается социально-экономическое, политическое и духовное развитие, соблюдение прав и свобод личности, устойчивое функционирование государственных институтов.

Особой сложностью отличается пограничная стабильность, так как она характеризует состояние той части территориальных пространств государства, куда входят приграничные административно-территориальные образования страны, непосредственно соприкасающиеся с сопредельными государствами и первыми испытывающие влияние на экономическую, социально-политическую и другие аспекты жизни их населения.

Першин А.А. пограничную стабильность определяет как «состояние межгосударственных отношений сопредельных стран, других процессов, происходящих на государственной границе и в пограничном пространстве, характеризующееся добровольным соблюдением социальными субъектами этих стран установленного и согласованного на основе межгосударственных договоров режима государственной границы, пограничного режима, проявлений уважения суверенных прав, территориальной целостности и нерушимости государственной границы каждого государства» [14, с. 180].

Учитывая тот факт, что в основе обеспечения пограничной безопасности государства лежат устойчивые взаимовыгодные экономические связи, обеспечивающие благоприятные условия для развития приграничных регионов, а также устойчивое функционирование их социальных и политических институтов (что собственно и составляет сущность стабильности), пограничную стабильность можно определить как важнейшее условие обеспечения пограничной безопасности государства.

Таким образом, пограничная безопасность, основанная на пограничной стабильности, представляет собой один из критериев обеспечения безопасности государства как составной части безопасности нации.

Заключение

В приведенной статье автором обеспечено дальнейшее развитие познавательного процесса такого сложного социального явления, каковым является пограничная безопасность, что расширяет предметную область общей теории безопасности в целом и погранологии в частности.

На основе анализа социальных процессов, происходящих на государственной границе, сформулировано авторское определение пограничной безопасности как правовой категории: пограничная безопасность - это урегулированное нормами международного права состояние пограничных отношений с сопредельными государствами, которое характеризуется отсутствием предпосылок для возникновения пограничных конфликтов и инцидентов путем заключения международных договоров и ведением политико-дипломатической деятельности, а также защищенностью интересов личности, общества и государства в пограничной сфере посредством правовой регламентации деятельности государственных органов и установления юридической ответственности за нанесение ущерба этим интересам.

Исследование проблемы обеспечения пограничной безопасности позволило автору уточнить понятие пограничной безопасности как самостоятельного объекта защиты, представляющего собой основанный на пограничной стабильности один из критериев обеспечения безопасности государства как составной части безопасности нации и требующего совершенствования, как правовой регламентации, так и организационных форм деятельности различных органов государственного управления по ее обеспечению. Подходы к определению понятия «пограничная безопасность» могут быть использованы как в процессе совершенствования законодательства, так и непосредственно при организации деятельности органов государственного управления. Кроме того, они могут служить методологической базой для подготовки ведомственных нормативных актов.

Литература

1. Пограничная политика Российской Федерации / А.Н. Брижик [и др.]; под общ. ред. А.И. Николаева. - М.: Граница, 1998. - 544 с.

. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 17 июля 2001 г., № 390 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007. - Режим доступа: #"justify">. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения: монография / М.Л. Гришин [и др.]; под общ. ред. В.А. Дмитриева. - М.: «БДЦ - пресс», 2001. - 276 с.

. Гришин М.Л. Погранология: проблемы пограничной политики / М.Л. Гришин, В.Н. Губченко, В.А. Дмитриев; под общ. ред. В.А. Дмитриева. - М.: Отделение погранологии МАИ, 1999. - 340 с.

. Щербаков А. Пограничная безопасность России / А. Щербаков // Обозреватель [Электронный ресурс]. - 2001. - № 3. - Режим доступа: http:/www.nasledie.ru/oboz/N03_01/3_14.htm. - Дата доступа: 16.04.2007.

. Родионов И.Н. Безопасность страны и вооруженные силы: проблемы и пути их решения / И.Н. Родионов, В.В. Соловьев. - М.: ВАГШ, 1995. - 135 с.

. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Ушакова; сост. В.В. Виноградов [и др.]. - М.: ТЕРРА, 1996. - Т. 4.

. Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России / В.Л. Манилов // Военная мысль. - 1996. - № 1. - С. 7-17.

. Амирян В.А. Методологические основы исследования угроз пограничной безопасности Российской Федерации / В.А. Амирян // Вестник академии военных наук. - 2004. - № 3 (8). - С. 119-125.

. Гацко М.Ф. О сущности понятий «военная угроза» и «военная опасность», их соотношении в системе военной безопасности России / М.Ф. Гацко // Военная мысль. - 2006. - № 4. - С. 8-16.

. Блауберг В.В. Системный поход: предпосылки, трудности, проблемы / В.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Н. Юдин. - М.: Наука, 1960.

. Трахименок С.А. Безопасность государства. Методолого-правовые аспекты / С.А. Трахименок. - Минск: Бел. изд. Тов-о «Хата», 1997. - 192 с.

. Першин А.А. Теория государственных границ / А.А. Першин, А.Д. Шерстнев, В.В. Ярлыченко; под ред. К.В. Тоцкого. - М.: Граница, 2001. - 221 с.

Похожие работы на - Социально-правовая характеристика пограничной безопасности Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!