Система военной безопасности Республики Беларусь: методолого-правовые аспекты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,53 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система военной безопасности Республики Беларусь: методолого-правовые аспекты















СИСТЕМА ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: МЕТОДОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Введение

беларусь военная безопасность

Военная доктрина Республики Беларусь определяет военную безопасность как «способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов» [1].

Выступая 19 января 2008 года на научной конференции Академии военных наук совместно с руководящим составом Вооруженных Сил и других ведомств военной организации Российской Федерации по теме «Национальная безопасность России на современном этапе», Министр обороны Республики Беларусь Л.С.Мальцев в своем выступлении отметил, что «в современных условиях особое значение приобретает необходимость системного, комплексного подхода к решению задач военной безопасности» [2, с. 24].

Попытки решения указанных задач со всей очевидностью показывают, что военная безопасность в своей совокупности образует комплексную систему. Вполне естественно, что эта система, к какому бы государству она ни относилась, имеет достаточно сложную структуру. Поэтому познание этой структуры, места и роли каждого из элементов является важнейшим условием эффективной деятельности органов государственного управления по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

1. Методологические аспекты исследования системы военной безопасности Республики Беларусь

В качестве методологии исследования военной безопасности выберем системную, которая «представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом» [3, с. 272]. По мнению С.Н.Князева, с которым согласен автор, комплексный (системный) подход к анализу определяется сложным единством и многообразием проявлений в системе безопасности, рассматриваемой как результат реализации диалектических противоречий ее структуры и процесса [4, с. 14].

Система военной безопасности, как и другие системы в области правовой надстройки, относится к социальным, то есть к «сложно организованным, структурно упорядоченным, взаимодетерминированным в своих составных частях социальным объектам, существование, функционирование и развитие которых отличаются относительным постоянством, устойчивостью и целостностью до тех пор, пока не нарушаются их основные внешние и внутренние связи, пока кардинально не изменяются общие и частные функции и свойства» [5, с. 253].

Система военной безопасности по своей сущности относится к целостным системам, так как представляет собой «совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим» [6, с. 8]. В.Г.Афанасьев утверждает, что познать целое - значит раскрыть его сущность, состав, структуру, функции, интегративные и системные факторы, коммуникацию с внешней средой, его историю [7, с. 17-18].

Нельзя не согласиться с мнением В.П.Хомколова о том, что «вопрос о целях является основным при исследовании любой системы, так как они не только определяют функции, но и от правильного выбора которых зависит эффективность деятельности всей системы, независимо от того, вытекает ли цель из самой природы данной системы (социальные и биологические системы) или она ей поставлена извне (организационные и технические системы)» [8, с. 9].

Для целей характерны следующие черты и свойства [9, с. 61-62]:

четкая ориентация на определенный интервал времени;

конкретность и измеримость;

непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

адресность и контролируемость.

Кроме того, «системный анализ есть в сущности своей метод упорядочения проблемы - выяснение целей системы, строительства дерева целей, альтернатив их достижения» [10, с. 154].

Учитывая тот факт, что дерево целей используется для анализа систем, в которых можно выделить несколько иерархических уровней [11, с. 118] (система обеспечения военной безопасности, являясь социальной, образована из целого ряда систем менее высокого уровня и сама является подсистемой более высокого уровня [12, с. 118]), а также то, что структура деятельности может быть раскрыта лишь через понятие конкретной цели, построим дерево целей этой системы.

Автор разделяет мнение В.В.Шумова о том, что цели определяются на основе сопоставления интересов страны, угроз этим интересам и имеющихся возможностей [13, с. 39].

Для того чтобы система военной безопасности могла эффективно защищать интересы страны, она должна учитывать условия, в которых ей необходимо осуществлять свое функционирование. Это справедливо отмечает В.Г.Морозов: «принципиально важной характеристикой этих условий, оказывающей непосредственное влияние на состояние безопасности, является совокупность реальных и потенциальных угроз по отношению к объекту защиты» [14, с. 89].

Основные внешние и внутренние угрозы военной безопасности достаточно полно изложены в Военной доктрине Республики Беларусь [1], являются отдельным предметом научного исследования, и поэтому автор счел возможным не рассматривать их в рамках данной работы.

Учет жизненно важных интересов Республики Беларусь в военной сфере, а также угроз ее военной безопасности позволил построить дерево целей системы военной безопасности.

Высшей целью системы военной безопасности является обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь.

Вторая ступень иерархии целей постоянно конкретизируется через совокупность соответствующих задач, решаемых в определенный период времени с учетом особенностей развития военно-политической и экономической обстановки. Наиболее важные из них:

строительство адекватной существующим реальным и потенциальным угрозам системы обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны и наличия ресурсов;

создание благоприятных условий для реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства в военной сфере;

выполнение международных обязательств Республики Беларусь;

укрепление международного военного и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

комплексное противодействие информационно-психологическому воздействию отдельных государств и их коалиций на духовную составляющую военного потенциала и др.

Цели системы военной безопасности тесным образом связаны с ее структурой и функциями.

Под структурой системы военной безопасности, как и любой другой системы, будем понимать «внутреннюю организацию целостной системы, представляющую собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов» [12, с. 107]. «Специфика структуры, - как справедливо отмечает В.Г.Афанасьев, - зависит, прежде всего, от природы компонентов системы» [7, с. 24].

С.А.Трахименок указывает, что системы безопасности в качестве составных частей могут включать в себя научные идеи и взгляды (идеологическая база обеспечения безопасности), субъекты обеспечения безопасности, деятельность (функционирование субъектов с целью достижения приемлемого уровня защищенности), нормы (правовые, моральные, традиционные), угрозы безопасности конкретных объектов [15, с. 55-56].

Рассмотрим более подробно некоторые составляющие данной системы.

Идеологической базой построения системы военной безопасности являются Концепция безопасности Союза Беларуси и России, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Военная доктрина Республики Беларусь.

На наш взгляд, систему субъектов обеспечения военной безопасности Республики Беларусь составляют объединенные по функциональному признаку следующие подсистемы: законодательная, организационно-административная, уголовно-процессуальная, оперативная. Здесь «функции выступают и как формы, способы проявления активности, жизнедеятельности системы и ее компонентов, формы поведения, способствующие сохранению компонентов и системы, как взаимосвязь, определяющая порядок включения компонентов, частей в целое» [7, с. 26].

В законодательную подсистему входят субъекты, обладающие полномочиями принятия законов и подзаконных актов, регулирующих правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

В организационно-административную подсистему включаются органы государственной власти и управления, непосредственно осуществляющие и контролирующие деятельность по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

В уголовно-процессуальную подсистему входят субъекты, которые в соответствии с законом имеют право проводить расследование преступлений и осуществлять правосудие по уголовным делам, связанным с нарушениями законодательства о военной безопасности Республики Беларусь.

Оперативную подсистему составляют субъекты, которым в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» и Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки» предоставлено право проводить негласные оперативно-розыскные и разведывательные мероприятия в целях обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.

Особенность функционирования этих подсистем состоит в том, что «они не только в каких-то частях могут перекрещиваться во взаимном воздействии друг на друга, но взаимопроникают друг в друга, в определенных частях они даже могут совпадать» [8, с. 35]. Так, например, создание оперативно-следственных групп влечет за собой переплетение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной подсистем.

Между элементами, образующими систему субъектов обеспечения военной безопасности, устанавливаются определенные связи. Благодаря им набор элементов превращается в связное целое, где каждый элемент оказывается в конечном счете связанным со всеми другими элементами и его свойства не могут быть поняты без учета этой связи [16, с. 83].

Функции подсистем разграничены в законодательном порядке. Это приводит к некоторой автономности их существования. Однако «свойства объекта как целого определяются не только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта» [16, с. 18-19].

Деятельность субъектов обеспечения военной безопасности предполагает три основных вектора:

во-первых, стабилизацию и укрепление системы межгосударственных отношений в военной сфере (как реагирование на доступные изменению внешние факторы, влияющие на состояние военной безопасности страны);

во-вторых, приоритетный учет в военной сфере экономического аспекта интересов развития государства (как реагирование на ведущий внутренний фактор, определяющий состояние военной безопасности государства);

в-третьих, совершенствование и развитие собственно системы обеспечения военной безопасности государства (для исключения возможности возникновения внутрисистемного кризиса).

Деятельность всех вышеназванных субъектов проходит в условиях противоборства с внешними и внутренними угрозами военной безопасности, поэтому функционирование этой системы не может быть идеальным. Вследствие этого возникает необходимость ввода в систему военной безопасности Республики Беларусь средств контроля. В.Г.Афанасьев справедливо отмечает: «выявляя отклонения и их причины, контроль определяет пути корригирования организации объекта управления, способов воздействия на субъект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы» [6, с. 240].

Таким образом, система военной безопасности является в целом детерминированной системой. Такое ее построение позволяет наиболее рационально, с учетом особенностей функционирования каждой подсистемы, обеспечить военную безопасность Республики Беларусь в целом.

. Организационно-правовой механизм обеспечения военной безопасности Республики Беларусь, место и роль в нем органов внешней разведки

Как самостоятельный объект защиты военная безопасность предполагает комплекс мероприятий по ее обеспечению:

создание и совершенствование нормативной правовой базы, определяющей правовой статус субъектов обеспечения военной безопасности;

приоритетная разработка и реализация государственных целевых комплексных программ, укрепляющих обороноспособность страны;

прогнозирование развития военно-политической обстановки, выработка и реализация мер по оптимизации механизма координации деятельности общегосударственных и других органов исполнительной власти в военной сфере по противодействию угрозам.

Первые две группы мероприятий представляют собой не что иное, как правовую форму реализации функций обеспечения военной безопасности, то есть основные направления деятельности государства по формированию и использованию права, правовых средств для поддержания обороноспособности государства на должном уровне.

В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений (в соответствии с этими нормами) по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Поэтому правовое регулирование есть реализация функциональных и управленческих отношений между государством (его представителями) и лицом (прежде всего, посягающим на охраняемые законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства [17, с. 162-163].

Созданию правовых норм предшествует отражение в общественном правосознании тех социальных потребностей, на которые эти нормы призваны отозваться [18, с. 28].

Правовую основу обеспечения военной безопасности составляет группа мер, имеющая иерархическую структуру.

Основой ее являются международно-правовые нормы в области коллективной и региональной безопасности.

Вторую группу составляют конституционно-правовые нормы, которые закрепляют основы государственного и общественного устройства (ст. 1 Конституции Республики Беларусь), а также регулируют способы формирования и функционирования государственных структур (ст. 84, 90-94 Конституции Республики Беларусь).

Третьим уровнем иерархии будут нормы, регулирующие правовой статус субъектов обеспечения военной безопасности (Законы Республики Беларусь «Об обороне», «О Президенте Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки» и т.д.).

Четвертую ступень составят нормы ведомственных правовых актов в военной сфере как открытого, так и закрытого характера.

Рассмотрим правовой статус органов внешней разведки как субъектов обеспечения военной безопасности. Он определен в Указе Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки».

Статья 1 вышеназванного Указа определяет внешнюю разведку как «особый вид деятельности субъектов внешней разведки, предусматривающий защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства путем добывания и использования разведывательной информации, а также оказания содействия государственным органам и организациям в реализации мер в области политического и социально-экономического развития Республики Беларусь».

К субъектам внешней разведки относятся: органы государственной безопасности Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь, органы пограничной службы Республики Беларусь. Координирует деятельность органов внешней разведки Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь.

Органы государственной безопасности как субъекты внешней разведки

В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» одной из основных задач, стоящих перед ними, является организация и осуществление в пределах своей компетенции внешней разведки. Компетенция разведывательной деятельности этих органов определена в п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки», ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и ограничивается политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, информационной, гуманитарной и экологической сферами.

Центральным звеном в системе органов государственной безопасности является Комитет государственной безопасности Республики Беларусь. Его правовой статус закреплен в Положении о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 566. В соответствии с пп. 8.5 и 8.6 указанного Положения в круг задач КГБ Республики Беларусь включены: разработка и осуществление мероприятий по оказанию содействия государственным органам и организациям в реализации мер по политическому, социально-экономическому развитию и научно-техническому прогрессу Республики Беларусь; организация и осуществление в пределах своей компетенции внешней разведки.

В структуре органов государственной безопасности создаются разведывательные службы, которые непосредственно осуществляют внешнюю разведку. Их деятельность регламентирована ведомственными нормативными актами и носит закрытый характер.

Таким образом, роль разведывательных служб органов государственной безопасности в обеспечении военной безопасности государства заключается в добывании упреждающей военно-стратегической информации о реальных и потенциальных угрозах Республике Беларусь.

Вооруженные Силы как субъект внешней разведки

К центральным органам военного управления Вооруженных Сил относятся Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь. Ст. 1 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 719, определяет его как республиканский орган государственного управления, проводящий в пределах своей компетенции государственную политику в области обороны, осуществляющий руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь, их подготовкой к выполнению задач по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

В Министерство обороны организационно входит Генеральный штаб. В соответствии со ст. 1 Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 719, Генеральный штаб является центральным органом военного управления, предназначенным для реализации оперативных функций по управлению Вооруженными Силами Республики Беларусь, обеспечения их высокой боеспособности, организации взаимодействия и координации деятельности структурных элементов военной организации государства по выполнению задач в области обороны как в мирное, так и военное время. Одной из функций Генерального штаба является планирование и организация разведывательной деятельности в интересах обороны и военной безопасности Республики Беларусь (п. 6.1 указанного Положения).

В структуре Генерального штаба Вооруженных Сил непосредственно ведением внешней разведки занимается главное разведывательное управление, являющееся разведывательной службой. Ее правовой статус закреплен в закрытых нормативных актах.

Компетенция разведывательной деятельности Вооруженных Сил определена в п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки» и ограничивается военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферами.

Таким образом, роль разведывательных служб Вооруженных Сил в обеспечении военной безопасности государства заключается в добывании упреждающей военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической информации о реальных и потенциальных угрозах Республике Беларусь.

Следует отметить, что грань между военно-стратегической информацией (компетенция органов государственной безопасности) и военно-политической (компетенция Вооруженных Сил) является чисто условной. Поэтому, на наш взгляд, разведывательные службы этих ведомств должны стремиться добывать весь спектр информации об угрозах Республике Беларусь в военной сфере.

Органы пограничной службы как субъекты внешней разведки

Специфическую роль в обеспечении военной безопасности Республики Беларусь играют органы пограничной службы. Ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» определяет их как государственные органы, участвующие в проведении государственной пограничной политики, обеспечивающие пограничную безопасность Республики Беларусь и выполняющие правоохранительные функции. Компетенция разведывательной деятельности этих органов определена в п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки» и ограничивается сферой пограничной политики в интересах защиты и охраны Государственной границы Республики Беларусь. Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» отсутствует прямое указание на задачу ведения внешней разведки. Часть 8 ст. 2 указанного Закона лишь отмечает, что на органы пограничной службы законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи.

Возглавляет систему органов пограничной службы Государственный пограничный комитет Республики Беларусь. Его правовой статус закреплен в Положении о Государственном пограничном комитете Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 г. № 448. В соответствии с п. 9.11 указанного Положения одной из его функций является добывание, сбор и анализ информации об угрозах национальной безопасности Республики Беларусь на Государственной границе и в пограничном пространстве.

Аналогично органам государственной безопасности в структуре органов пограничной службы создаются разведывательные подразделения, которые непосредственно осуществляют внешнюю разведку. Их деятельность регламентирована ведомственными нормативными актами и носит закрытый характер.

Учитывая тот факт, что разведывательные подразделения органов пограничной службы добывают информацию о внешних угрозах Республике Беларусь только в пограничных пространствах, их роль в обеспечении военной безопасности государства ограничивается пространственно-территориальной средой сопредельных государств и не может распространяться на всю глубину решения оперативно-стратегических задач, стоящих перед Республикой Беларусь в сфере обеспечения своей безопасности.

Заключение

. Главным направлением теоретико-методологического изучения основ военной безопасности Республики Беларусь является дальнейшая разработка наиболее общих, сущностных проблем, с которыми сталкивается наука и которые приходится решать различным органам государственного управления в процессе деятельности по обеспечению безопасности государства.

. Роль права в обеспечении военной безопасности состоит в таком регулировании общественных отношений в военной сфере, при котором существующие факторы угроз либо устраняются, либо их действию ставится надежный заслон. Право не может, разумеется, уничтожить политико-экономические причины появления реальных и потенциальных опасностей и угроз, но оно может воздействовать на их негативные проявления: локализовать, блокировать отрицательные явления и процессы либо организовать им надлежащее противодействие.

. Центральным звеном системы военной безопасности является подсистема ее обеспечения, представляющая собой совокупность специфических элементов деятельности входящих в нее субъектов, обладающих устойчивыми связями, обусловленными целями и задачами в интересах обеспечения военной безопасности.

. Проведенное исследование места и роли органов внешней разведки в организационно-правовом механизме обеспечения военной безопасности дает системно-целостное представление о сфере деятельности этих органов, что расширяет предметную область социально-правовых исследований в области военной безопасности, а также является важным элементом для правоприменительной практики.

Литература

1. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 янв. 2002 г., № 74-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - № 6. - С. 26-36 (2/826).

. Мальцев, Л.С. Военная безопасность государства и роль науки в ее обеспечении / Л.С. Мальцев // Вестник Академии военных наук. - 2008. - № 1(22). - С. 23-26.

. Гвишиани, Д.М. Организация и управление / Д.М. Гвишиани. - изд. 3-е, перераб. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 332 с.

. Князев, С.Н. Основы управления оперативными органами пограничных войск: учеб. пособие / С.Н. Князев. - Минск: ИНБ Респ. Беларусь, 1998. - 56 с.

. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; под ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; редкол.: Г.П. Давидюк [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Университетское, 1991. - 528 с.

. Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования) / В.Г. Афанасьев. - изд. 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1973. - 390 с.

. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

. Хомколов, В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход / В.П. Хомколов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. - 191 с.

. Управление организацией: учеб. / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 669 с.

. Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1975. - 408 с.

. Минаев, В.А. Математическое моделирование региональных криминологических процессов / В.А. Минаев, В.Д. Курушин, Д.В. Захаров. - Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 1992.

. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

. Шумов, В.В. К вопросу назначения требуемой степени нейтрализации угроз безопасности России в пограничных регионах / В.В. Шумов // Сборник статей отделения погранологии Международной академии информатизации. - Выпуск 4. - М.: Отделение погранологии МАИ, 1997. - С. 39-48.

. Морозов, В.Г. К вопросу о системе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в политической сфере / В.Г. Морозов // Труды Института национальной безопасности Респ. Беларусь. - 1996. - № 1. - С. 85-93.

. Трахименок, С.А. Безопасность государства. Методолого-правовые аспекты / С.А. Трахименок. - Минск: Бел. изд. тов-о «Хата», 1997. - 192 с.

. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ / В.Н. Садовский. - М.: Изд-во «Наука», 1974. - 280 с.

. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М., 2001. - 794 с.

. Новик, Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования / Ю.И. Новик. - Минск: Изд-во БГУ, 1980.

Похожие работы на - Система военной безопасности Республики Беларусь: методолого-правовые аспекты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!