Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ
на тему: Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении
Оглавление
Введение
. Эрик Берн и его теория транзакционного анализа
. Понятие и характеристика транзакций
. Сценарии как основа взаимодействия людей
. Причины выбора жизненных сценариев
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Человеческая социальность принципиально различается с иными формами коллективного поведения, существующими в животном царстве. Когда мы говорим о коллективном поведении животных, мы учитываем тот момент, что животное живет прежде всего как организм-в-среде, и только во вторую очередь, так сказать, на остатках внимания, самоопределяется в группе себе подобных. Суть человеческих взаимоотношений - социальные коммуникации, в процессе которых люди взаимодействуют не как биологические организмы, а как социальные существа.
Личность «вбирает» в себя элементы социальной ситуации, которая изначально развертывается во внешнем плане, например, с родителями или воспитателями. Такое свойство позволяет личности образовывать модели поведения по образцам, полученным в процессе общения. Правила взаимодействия между людьми, если они собраны и усвоены ребенком, становятся основой психической конструкции личности. Искусство речевого общения выделяет человеческую личность из живых существ животного царства, и делает человека не столько биологическим, сколько социальным существом. Неповторимая особенность человеческой социальности состоит в том, что одно человеческое существо может управлять поведением другого, которое при этом ведет себя не в соответствии с собственным приспособлением к среде, как любое другое животное, а в соответствии с требованиями и запросами извне. Это основа и сущность всех речевых коммуникаций.
Это основа того, что Берн в своей теории транзакций называет «сценарий». Именно об этой теории пойдёт речь в данном реферате.
Таким образом, объектом работы является роль сценариев взаимодействия в межличностном общении людей. Среди предмета теоретического исследования можно назвать: ситуации, в которых индивиды применяют данные сценарии взаимодействия, частоты использования сценариев взаимодействия, осознанность или неосознанность выбора того или иного сценария, глубинные психологические причины и мотивы, лежащие в основе его применения.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить и оценить роль сценариев взаимодействия в общении индивидов. Таким образом, среди задач можно назвать следующие:
üрассмотреть теорию Берна о транзакциях;
üобозначить и рассмотреть понятие «сценарий взаимодействия»;
üопределить ситуации и причины использования этих сценариев индивидами.
берн транзакция сценарий
1. Эрик Берн и его теория транзакционного анализа
Будучи психоаналитиком фрейдистского толка, Берн порвал с психоанализом в 1956 году, хотя на протяжении всей своей карьеры продолжал питать к нему теплые чувства. Кроме того, на него оказали влияние и менее ортодоксальные течения психоанализа. Существует достаточно тесная связь между транзакционным анализом и теорией объектных отношений У.Р.Д. Фэйрбэйрна, а также и между берновской концепцией сценариев жизни и представлениями Альфреда Адлера о «стилях жизни».
Свой первый профессиональный опыт Берн получил, работая в армейском госпитале во время Второй мировой войны. Там он заинтересовался групповой терапией после одного инцидента. Солдаты, которым запрещалось держать в помещениях спиртное, начинали тайно употреблять различные жидкости типа лосьонов для бритья. Разочарованный низкой эффективностью периодически проводимых в палатах обысков, Берн решил прочитать лекцию для пациентов, чтобы объяснить им, насколько, с медицинской точки зрения, вредно употреблять внутрь лосьоны для бритья. К его удивлению, пациенты отнеслись к этому мероприятию с большим энтузиазмом. После этого Берн стал включать в распорядок ежедневные собрания. В настоящее время транзакционный анализ обычно практикуется в группах, где его преимущества особенно заметны.
В 50-х годах Берн разработал базовые концепции транзакционного анализа. Состояния Я, определяемые как Родитель, Ребенок и Взрослый, были впервые предложены в статье, опубликованной в 1957 году в «Американском журнале психотерапии». Первая книга Берна, посвященная транзакционному анализу, вышла в 1961 году. Всего он опубликовал восемь книг и множество журнальных статей. Помимо того, что Берн был оригинальным мыслителем, плодовитым писателем и уважаемым терапевтом, он подготовил по своей методике и вдохновил целую армию врачей. Его идеи в течение нескольких лет развивались и шлифовались на групповых семинарах, которые регулярно проводились в Сан-Франциско и привлекали с каждым годом все возраставшее число профессионалов-последователей. Сегодня профессиональная организация Международная ассоциация транзакционного анализа предлагает детально разработанные программы подготовки специалистов, проводит сертификацию по практике транзакционного анализа и издает «Журнал транзакционного анализа».
Последователям Берна удалось значительно отшлифовать исходные концепции и распространить применение транзакционного анализа на общеобразовательные школы и другие учреждения, включая те, задачей которых является поддержание психического здоровья.
Концепции транзакционного анализа за несколько десятков лет претерпели существенные изменения. Это необходимо учитывать при их изучении для правильного понимания теории Берна. В ее основе лежит структурный анализ. Структурный анализ направлен на сложные психические процессы или, другими словами, на то, что составляет личность. Берн исследовал взаимодействия между людьми, в частности, между своими пациентами, участниками терапевтических групп. Исследование того, как люди взаимодействуют друг с другом, и получило название транзакционного анализа. Потратив некоторое время на изучение транзакций, Берн осознал факт существования устойчивых форм поведения, характерных для определенных транзакций. Таким образом, Берн понял, как можно сделать так, чтобы члены группы почувствовали себя опечаленными, виноватыми, рассерженными или одержавшими победу. Устойчивые формы поведения Берн назвал «играми» и занялся анализом этих игр. В конце концов, Берн обнаружил, что людям часто бывает трудно отказаться от игр, оказывающих на них разрушительное влияние, из-за того, что им жалко сил, потраченных на достижение соответствующих целей. Члены группы часто разыгрывали одну и ту же драму как бы вынужденно. Работа Берна в этой области завершилась разработкой анализа сценариев.
2. Понятие и характеристика транзакций
Структурный анализ лежит в основе транзакционного анализа, анализа игр и сценариев не только в историческом, но также в теоретическом и концептуальном смысле. Исходя из принципов классического психоанализа, Берн, прежде чем приступить к исследованию межличностных отношений, сосредоточил свое внимание на внутренних психических процессах. Хотя Берн и отказался от наиболее устрашающих фрейдистских ярлыков, его способ концептуализации личности сохраняет сильную связь с психоанализом. Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функциональных структур, известных как состояния Я. Каждое состояние Я представляет особый рисунок мышления, чувств и поведения, их выделение основано на трех аксиоматических положениях.
Прослеживается очевидная связь так называемых Эго-состояний в транзактном анализе со структурными элементами личности по З. Фрейду.
Берн обнаруживает три основных Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок (Р, В, Ре приблизительно соответствуют Сверх-Я, Я и ОНО).
Эго-состояния представляют собой набор согласованных поведенческих схем, они являются не ролями, но стабильной психологической реальностью, находящей выражение в эмоциональном состоянии человека, его тонусе, позах, интонациях.
Все три Эго-состояния доступны и необходимы каждому человеку, если не нарушен их баланс. В каждый конкретный момент, в каждой ситуации общения поведение человека определяется одним из трех Эго-состояний.
Родительское Эго-состояние соответствует образу реального родителя в памяти человека. Это, как правило, поучающий (строгий или заботливый) родитель, но иногда и провоцирующий (родительская ипостась Сумасшедшего Ребенка). Родительское состояние активируется для освобождения от принятия решения в каждом тривиальном случае, а также помогает человеку выполнять обязанности родителя собственных детей.
Эго-состояние Взрослого направлено на объективную оценку реальности. Пребывая в нем, человек способен эффективно и рационально строить свои отношения с окружающими, а также разрешать внутриличностные конфликты собственных Родителя и Ребенка.
Эго-состояние Ребенка не отличается единообразием. Берн обнаруживает три линии поведения в этом состоянии:
1)поведение слабого, пугливого и обидчивого, капризного существа;
2)поведение так называемого Естественного Ребенка - бунтующего, иногда проказника, но, в целом, неистощимо творческого, радостного и свободного;
)наконец, поведение маленького Профессора (психологии) - интуитивного знатока душ, манипулятора, изобретателя, порой интригана.
Сумасшедшим Ребенком Берн называет некоего эгоистичного и злокозненного бесенка, исподтишка сводящего на нет все усилия, как благонамеренного Родителя, так и мудрого Взрослого.
Единицей общения двух людей, по теории Э. Берна, следует считать транзакцию, состоящую из «транзактного стимула» (со стороны одного участника диалога) и «транзактной реакции» (ответа другого участника диалога). Такой обмен репликами (вербальными или невербальными) может происходить в одном из Эго-состояний собеседников или осуществляться одновременно на двух уровнях.
Наиболее распространены простые дополнительные транзакции, где реакция исходит из того же Эго-состояния, к которому обращен стимул, и направлена к тому же Эго-состоянию, от которого стимул исходил. В случае простых дополнительных транзакций, считает Берн, процесс коммуникации может протекать гладко и до бесконечности.
Но Берн также выделял пересекающиеся транзакции. Реагирующий собеседник отвечает в Эго-состоянии, неожиданном для стимулирующего, приводя того, по меньшей мере, в замешательство.
Третий тип транзакций, обнаруженных Берном, - скрытые транзакции, происходящие одновременно на двух уровнях - социальном и психологическом.
Слово «игра» в транзактном анализе Э. Берна - одно из ключевых. Под игрой автор теории подразумевает серию скрытых дополнительных транзакций с иногда бессознательно, но всегда четко определенным исходом. Игры в человеческом общении характеризуются наличием скрытого (порой от сознания самого игрока) мотива и обязательным получением выигрыша по крайней мере инициатором игры.
Человеческое общение Берн подразделяет на пять видов по степени возрастания доверия и эмоциональной заинтересованности партнеров по общению друг в друге.
Процедура - серия простых дополнительных Взрослых транзакций, характеризующихся целесообразностью и эффективностью. Процедуры мы выполняем в ситуациях ролевого, профессионального общения, например, в ситуации «покупатель - продавец».
Ритуал - стереотипная серия простых дополнительных транзакций, заданных внешними социальными факторами. Ритуальное общение планируется Родителем и осуществляется полуавтоматически. Примером ритуальной служит светская беседа, содержащая нормированные «поглаживания» (дежурные комплименты, проявления умеренного участия и проч.). Ритуальное общение позволяет успешно структурировать время и присматриваться к собеседнику на безопасном расстоянии.
Времяпрепровождение - серия полуритуальных дополнительных транзакций вокруг одной темы из разных Эго-состояний. Времяпрепровождения классифицируются в зависимости от пола, возраста, социальной и культурной принадлежности участников. Главная функция времяпрепровождений - предоставить людям возможность бессознательного отбора себе партнеров по играм.
Процесс воспитания ребенка, его социализации - это, считает Берн, обучение его процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям. Происходит оно путем усвоения инструкций и подражания ребенка окружающим. Своевременное усвоение трех базовых видов общения определяет социальные возможности, доступные взрослому индивиду.
«Наследование», также путем имитации, игр из поколения в поколение определяет, как человек воспользуется своими социальными возможностями.
Именно любимые игры (в Берновском смысле) определяют во многом судьбу человека в качестве элементов его жизненного сценария.
. Сценарии как основа взаимодействия людей
Сценарий, как легко догадаться, основное понятие сценарной теории Э. Берна, получает у него множество определений.
Сценарий - постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей, а позже дорабатывается ребенком под иными внешними влияниями. Каждый сценарий базируется на ограниченном количестве тем, большинство которых можно найти в греческой драме и мифологии. Сценарию всегда противостоит подлинная личность, живущая в реальном мире.
Берн предлагает даже формулу сценария: РРВ - Пр - Сл - ВП - Итог, то есть Раннее Родительское Влияние - Программа - склонность Следовать программе - Важнейшие Поступки (брак, воспитание детей, развод и др.) - Итог (предполагаемые сцена собственной смерти и надпись на могильной плите).
Американский психолог вовсе не хочет сказать, что вся наша жизнь строго детерминирована родительской программой или сценарием. Сценарная теория утверждает, что в определенные критические моменты человек следует сценарным указаниям; в остальное же время он идет туда, куда его влечет, и делает то, что диктует его воображение.
В зависимости от степени влияния программы, Берн обозначает три типа судьбы: сценарный, насильственный и независимый. А также, соответственно, три типа личности:
1)руководимая сценарием;
2)одержимая сценарием (как правило, роковым, с трагическим итогом);
)о полностью «несценарном» типе личности говорить не приходится, да формирование такой личности и не является целью, к которой нужно стремиться. Поведение же будет не сценарным, если результат его можно изменить и сложилось оно не под влиянием родителей.
Критерий степени влияния родительской программы на судьбу человека не единственный в типологии личности, насколько в теории Берна можно вычленить типологию. Само качество этого явления становится вторым критерием и дает два основных типа: Принцев/Принцесс (Победителей) и Лягушек (Неудачников).
Победитель - человек, преуспевающий (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделать. Неудачник - тот, кто не в состоянии осуществить намеченное.
Неудачник, как правило, жертва прошлой активности Сумасшедшего Ребенка его воспитателя. Победитель - продукт «хорошего сценария», благожелательные предписания которого носят адаптивный, а не запрещающий характер, сценария, снабженного многими «разрешениями».
Чем больше у человека разрешений (от родителей), тем меньше он связан сценарием. Эти разрешения не надо путать со вседозволенностью. Важнейшими среди них Берн называет разрешения быть красивым, любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами.
По Берну, наиболее важные решения, определяющие отношение к жизни, принимаются в первые два-три года, а большая часть сценариев усваивается до шести лет. Основными детерминантами сценариев индивида являются Детские состояния Я его родителей, которые внедряются в сознание ребенка посредством запретов. В то время как некоторые запреты выражаются достаточно четко, например «Нельзя плакать на глазах у всех» или «Нельзя бить тех, кто меньше тебя», другие могут лишь подразумеваться. Например, ребенку, которого распекают за откровенные проявления чувств, вполне может быть внушено «не чувствуй». Сценарии, в свою очередь, усиливают влияние внушенных запретов. Таким образом круг замыкается. Выбранный сценарий жизни должен, разумеется, соответствовать жизненной позиции.
Вторым по значению источником сценариев являются сообщения, исходящие от Родительских состояний Я родителей или воспитателей. Эти сообщения, называемые также предписаниями (контрзапретами) или директивами (драйверами), также ограничивают свободу роста и развития личности. Можно привести перечень наиболее распространенных директив: «будь совершенным», «будь сильным», «торопись», «упорно пытайся» и «радуй других». Эти сообщения в социальном отношении приемлемы, но по сути деструктивны, поскольку подразумевают, что дети хороши, только если следуют родительским указаниям. Но коль скоро никто не совершенен и не обладает абсолютной силой, быстротой, способностью добиваться успеха или радовать родителей, директивы способствуют формированию жизненных сценариев неудачников.
По Берну, сценарий проявляется в движениях, жестах, позах, манерах человека. Берн считал, что важную роль в создании жизненных сценариев играют и запомнившиеся с детства фантазии и сказки. Характер сценария зависит и от культурной среды, из которой происходит данный человек.
На первой стадии своего развития малыш вообще имеет дело с «магическими» людьми. Даже герои телерекламы излучают на него волшебный свет. Родители же являются ребенку гигантскими фигурами, вроде мифологических титанов, что позволяет Берну говорить о сценарии как о родительском «колдовстве» или «заклятии».
Третий критерий в типологии Э. Берна - иллюзорная установка в отношении судьбы, определяемая сценарием. По этому основанию люди делятся на две категории:
1)ждущих Санта Клауса (и собирающих поэтому подарки судьбы);
2)ждущих Смерти с косой (как избавительницу от постоянных ударов судьбы).
Первая иллюзия предпочтительней, но утрата обеих бывает чрезвычайно болезненной.
Четвертый критерий - социальные установки личности. Он связан с разделением людей на Принцев и Лягушек. Тип социальной установки, диктуемый сценарием, Берн называет позицией-местоимением и связывает также с установкой личности в отношении судьбы.
Первое, что люди чувствуют друг в друге, - это их позиции. В западных странах, считает Берн, одежда свидетельствует о позиции своего хозяина значительно ярче, чем о его социальном положении. Люди со сходными установками, как правило, стремятся вступить в контакт друг с другом.
Обозначив Принца (Победителя) знаком «+», а Лягушку (Неудачника) знаком «-», Бёрн выводит формулы четырех базовых позиций:
) Я«+» Ты«+» (ориентация на успешный итог сценария);
) Я«+» Ты«-» (установка превосходства);
) Я«-» Ты«+» (депрессивная установка);
) Я«-» Ты«-» (безнадежность, предполагающая самоубийство, психиатрическую лечебницу и т. п. в итоге сценария).
Путем включения в формулу местоимения «они» и прилагательных-антонимов количество позиций может быть увеличено «до количества людей в мире», как заявляет создатель типологии, обозначая тем самым известную ее условность (свойственную и всякой типологии).
Э. Берна интересует не строгость классификации, а возможность «внесения поправок» в сценарий, в частности, возможность достижения устойчивого изменения социальной установки. Что же касается частых и непродолжительных перемен позиций, то они - признак нестабильной, тревожной психики, возможно, признак «сценарного сбоя».
Направить изменения в нужную сторону терапевту помогает анализ «сценарного аппарата», т.е. анализ элементов неудачного сценария.
Антисценарий - заложенный в ходе программирования способ освобождения от сценария. Он может быть ориентирован на событие (определять продолжительность сценарного диктата до рождения третьего ребенка, допустим) или на время («после 70 лет можно забыть о чувстве долга и делать, что хочется»).
Дети стремятся быть такими, какими им хочется, не проявляя при этом непослушания. Хитрость воспитывают и поощряют сами родители: это часть родительского программирования. Иногда результатом может стать выработка антисценария, в связи с чем ребенок сам меняет смысл сценария на противоположный, оставаясь в то же время послушным изначальным сценарным указаниям.
Как видим, следование антисценарию все же не есть освобождение от родительской программы. Даже «бунт» может предполагаться сценарием, а действительно независимые попытки эмансипации привести не к замене программы, а всего лишь к глубокой депрессии как следствию «проваленного» (невыполненного, но и ничем не замещенного) сценария.
Определяя задачи сценарного анализа, Берн ставит основную его цель: помочь любому обратившемуся за консультацией человеку стать свободным в осуществлении своих намерений, пересилить родительское программирование и страх перед наказанием за непослушание (речь идет, разумеется, о «плохой» программе).
На пути к истокам сценария своего клиента аналитик не должен пренебрегать мелочами. Большой удачей можно считать обнаружение самой формулы родительского «заклятья», самого «заклинания». Ведь, как правило, оно складывается из повседневных указаний, которым родители и не думали придавать столь «судьбоносного», как нынче стали говорить, значения.
По мнению Берна, социализация малыша пойдет совсем разными путями в зависимости от того, что говорили ему родители во время приема гостей: «Не открывай рот, пока тебя не спрашивают!» или «Представься гостям и расскажи им стишок!» (смысл: «не высовывайся!» или «покажи, на что ты способен!»).
На сценарий может оказать также влияние то, что человек узнает об обстоятельствах собственного зачатия и рождения, имя, которым его нарекли, и фамилия, доставшаяся от предков как благословение или проклятие.
Истоки многих жизненных сценариев можно проследить, вглядываясь в события жизни прародителей, считает Берн. Семейные предания наравне с национальной и всемирной мифологией определяют характер социализации индивида. Если К.Г. Юнг усматривал в этом архетипическую природу, близкую генетической программе, то Э. Берн видит исключительно социальное влияние.
. Причины выбора жизненных сценариев
Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории транзакционного анализа? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно необходимо в случаях, когда мы исследуем по всей видимости мучительные или саморазрушительные формы поведения.
Например, многие люди склонны вступать между собой в болезненные взаимодействия и продолжают делать это опять и опять. В самом деле, почему они продолжают делать это, если это им так неприятно?
Теория сценария дает следующий ответ: они делают это, чтобы подкрепить свой сценарий и способствовать его осуществлению. Действуя по сценарию, люди неотступно придерживаются своих младенческих решений. Когда они были маленькими, эти решения представлялись им наилучшими из возможных путей к выживанию и удовлетворению потребностей. Будучи взрослыми, они в состоянии Ребенка все еще продолжают считать, что так оно и есть. Сами того не сознавая, индивиды стремятся организовать мир так, чтобы создать видимость оправданности своих ранних решений.
Действуя по сценарию, люди пытаются разрешить свои взрослые проблемы с помощью младенческих стратегий. Это с необходимостью приводит к тем же результатам, что и в детстве. И подтверждая таким образом оправданность сценарных верований, люди могут каждый раз еще на шаг приблизиться к развязке своего сценария.
Таким образом, причинами неосознанного выбора сценария как осознанного жизненного пути можно назвать следующие:
Сценарий как «магическое решение»
Сценарий предлагает магическое решение основного вопроса, который остался не решен в детстве: как добиться безусловной любви и принятия. Довольно трудно избавиться от такого рода магических представлений во взрослом возрасте, так как в детстве люди часто отождествляли себя со сказочными персонажами и в их фантазии запечатлелось, что если они смогут уподобить ход своей жизни сказке, то в конце ее также смогут «с тех пор жить счастливо».
Проблема, однако, состоит в том, что сказки вводят детей в заблуждение. Они учат, что если ты хочешь, чтобы с тобой случилось что-то хорошее, нужно сперва заслужить это, побывав в роли достаточно серьезной жертвы.
Положительное значение сказок состоит в том, что они дают детям ощущение власти и контроля над своей жизнью, когда те ощущают свою полнейшую беспомощность. Они предлагают магическое решение проблемы, которое на самом деле не работает; но эта вера в магию позволяет ребенку по крайней мере выжить в ситуации, которая в противном случае представлялась бы ему совершенно безнадежной.
В последующей взрослой жизни Ребенок и дальше верит в магию и пытается заставить ее работать. Если чудо никак не происходит, это может говорить о том, что человек недостаточно страдал и еще не заслужил избавления. Путь к выходу из сценария лежит через отказ от этой веры в совершенное устройство мира. Вместо этого индивид может привлечь к разрешению своих проблем своего Взрослого и выяснить, как удовлетворять эти потребности в мире, где, несмотря на все его несовершенство, есть место для радости и красоты.
Сценарий как «защита от катастрофы»
Существует еще одна причина, по которой люди так крепко держатся за свои сценарные верования. Предположим, человек обнаружил возможность вести себя, думать и чувствовать так, что это не соответствует его сценарию. В состоянии Ребенка это воспринималось бы им как отказ от «магического решения», что, по-видимому, уже само по себе нехорошо. Однако это предполагало бы также, что ему придется встретиться лицом к лицу с тем, чего он боится, и от чего его должны были оградить те последствия магии, на которые он до сих пор надеялся.
Когда он принимал свои младенческие сценарные решения, ему казалось, что единственной альтернативой их осуществлению была бы какая-то ужасная неизъяснимая катастрофа. У него не было ясного представления о том, в чем может заключаться эта катастрофа. Он знал только, что она вселяет в него ужас. Ее нужно было избежать любой ценой. А единственно известный ему способ избежать ее состоял в том, чтобы неукоснительно следовать принятым им решениям насчет самого себя, других людей и мира в целом. Каждый раз, когда ему удавалось «подтвердить» верность этих решений, он понижал ощущение вероятности того, что катастрофа эта его настигнет.
Действуя по сценарию во взрослой жизни, люди продолжают руководствоваться этой младенческой мотивации. Вот почему люди часто говорят, что им «удобнее» вести себя по-старому, признавая в то же время, что это поведение для них саморазрушительно. Сами того не сознавая, они следуют убеждению: «То, что я делаю, причиняет мне страдание. Но страдание это не идет ни в какое сравнение с той неведомой катастрофой, которая непременно стряслась бы, измени я свое поведение».
Учитывая все вышесказанное становится ясным, почему так важно понимать сценарий с точки зрения работы над собой, изменения собственной личности. Чтобы перестать действовать по сценарию, человеку нужно выявить те потребности, которые ему не удалось удовлетворить в детском возрасте. Нужно найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем, полагаясь на нынешние ресурсы взрослой личности, а не предполагаемое сценарием «волшебное избавление». И ему нужно уверить себя, что освобождение от оков сценарных стереотипов не приведет к той катастрофе, которой он так боялся в детстве.
Заключение
Берн писал: «Сценарий - это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь - это то, что происходит на самом деле».
Жизненный путь является результатом взаимодействия четырех факторов:
Øнаследственности
Øвнешних событий
Øсценария
Øсамостоятельных решений
Два первых фактора субъективны и не зависят от человека, хотя и влияют на его поведение и взаимодействие с другими индивидами. Последние два фактора особенно важны для анализа взаимодействия и общения одних людей с другими. Именно под их влиянием это взаимодействие и общение происходят. И если сценарий - это стратегия жизненного поведения, заложенная в глубоком детстве чем-то извне, то принятие самостоятельных решений - это тактика поведения, проявляющаяся на каждом конкретном жизненном этапе и идущая непосредственно от самого человека.
Таким образом, можно сказать, что выявленные Э. Берном сценарии играют не последнюю роль в межличностном общении индивидов. Однако эти сценарии есть возможность изменить, что в свою очередь заставит измениться и сам механизм взаимодействия определённого человека с обществом.
Библиографический список
1)Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: Что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»? / Пер. с англ. под ред. Н. Бурыгиной, Р. Кучкаровой. [Текст]: / Э. Берн. - М: ЭКСМО-Пресс, 2001г. - 640с.
)Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]: / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2008. - 573 с.
)Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. [Текст]: / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
)Леонтьев, А.А. Психология общения учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений, 3-е изд., ВУЗ [Текст]: / А.А. Леонтьев. - М: Смысл, 2005. - 368 с.
5)Межличностное восприятие и понимание. Современная психология: Справочное Руководство [Текст]: / Под ред. В. Н. Дружинина. - М: Инфра-М, 1999. - 145 с.
6)Реморенко, И.П. Сценарий или программа? [Текст]: / И.П. Реморенко. - Первое сентября. - 2002. - № 37. - с. 3.