Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,67 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема

Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно - исторический феномен, подверженный влиянию общественных норм и ценностей [3, С. 142]. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время процесс изучения семейной жизнедеятельности и проблем детско-родительских отношений, как одного из главных условий благополучного развития детей, является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации, а так же имеет основную роль в ходе планирования и реализации государственной системы социальной поддержки семьи.

Цель исследования: изучение оптимизации детско-родительских отношений как психологической проблемы. Задачи исследования: 1) определить общую оценку подростка качества взаимоотношений его с родителями и пронаблюдать характер данного влияния на детско-родительские отношения; 2) предложить рекомендации для оптимизации сложившихся детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений осуществлялось у 40 подростков МОУ СОШ №37 Сульфата из разных классов: 8 классы - 16 человек (6 девочек и 10 мальчиков), 9 классы - 18 человек (8 девочек и 10 мальчиков), 10 классы - 6 человек (4 девочки и 2 мальчика) в возрасте от 14 до 16 лет. В ходе исследования проводилась методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) [2, С. 114-121] в виде опросника с 116-тью вопросами, объединенных в 5 групп из 19 шкал.

В результате было получено, что в целом по 20 шкалам у 77,5% семей, по мнению подростков, наблюдается не соответствие норме качества отношений данных детей с родителям по большинству шкал; и лишь у 22,5% семей, по мнению подростков, наблюдается соответствие норме. Данные результаты подтверждают, что в семьях, где общая оценка подростком качества отношений с родителями ниже нормы, детско-родительские отношения характеризуются наличием эмоциональной дистанции, авторитарности и неадекватности образа ребенка, а так же отсутствием сотрудничества и поощрения автономности.

По мнению подростков, в средней степени, детско-родительские отношения характеризуются такими критериями как, осведомленность родителя о делах и интересах подростка (30,8%), требовательность по отношению к ребенку (26,7%), контроль со стороны родителя (25,7%) и другие. В меньшей степени детско-родительские отношения характеризуются такими характеристиками как, применение наказаний к детям (8,2%), враждебность и доброжелательность в отношениях с супругов (9,2%), конфликтность в отношениях между родителями и детьми (12,3%), и другие.

Так же, в результате факторного анализа мы выделили два независимых фактора, а именно положительный полюс первого фактора определят такое качество как «эмоциональное принятие»; отрицательный - «эмоциональное не принятие». Выделение данных факторов обусловлено тем, что эмоциональное принятие или не принятие, наличие или отсутствие эмоциональной связи являются одними из ключевых моментов детско-родительских отношений. Например, при наличии эмоциональной неудовлетворенности в отношениях возможно появление у подростков различных форм социально-психологической дезадаптации, что в свою очередь может привести к различным психоэмоциональным нарушениям, в частности: эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, страхи, тревожность [1, С. 114-121].

Далее, были выявлены средние значения показателей оценок шкал опросника у матери и отца, в ходе, которой были получены следующие результаты (таблица 1):

Таблица 1. Средние значения показателей характеристик блоков шкал матери и отца (M±m)

Блоки шкал опросникаpСредние значенияМатьОтецБлок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка (принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция)0,03421,85±2,6620,31±2,57Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия (сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности)0,02418,58±7,2117,55±6,72Блок контроля (требовательность, мониторинг, контроль, авторитарность, особенности оказания поощрений и наказаний)0,21716,63±5,6715,59±5,08Блок противоречивости / непротиворечивости отношений (непоследовательность, неуверенность)0,06216,86±0,2316,35±0,14Дополнительные шкалы (удовлетворение потребностей, неадекватность образа ребенка, отношения с супругом, общая удовлетворенность, шкала ценностных ориентации)0,08116,16±7,0315,29±6,07Примечание: p - достоверные различия от средних значений показателей по t-критерию.

Таким образом, различия по средним значениям обнаружены при оценке всех 5 блоков шкал, т.е. по мнению подростков, оценка критериев шкал для матери и для отца различны. Соответственно, у родителей качественно различные отношения к наказанию и поощрению, разные эмоциональные отношения между родителями и подростками и др.

Была произведена проверка достоверности взаимосвязи шкал для матери и отца (таблица 2):

ребенок подросток родительский отношение

Таблица 2. Средние значения, показатели достоверности и корреляции характеристик блоков шкал у матери и отца (M±m)

КорреляцииpСредние значенияМатьОтецэмпатия0,2390,06722,42±4,66220,50±5,720эмоциональная дистанция0,588**0,00018,95±3,81617,65±5,366принятие решений0,480**0,00221,00 ±4,33819,40±4,787конфликтность0,422**0,0077,85±3,0437,60±3,365мониторинг0,2790,08122,22±4,83819,30±6,305сотрудничество0,2830,07722,17±4,76621,15±5,347авторитарность0,354*0,02516,78±4,44015,73±5,028непоследовательность0,334*0,03517,03±4,13516,45±4,690неадекватность образа ребенка0,513**0,00116,70±4,79416,32±5,356враждебность в отношении с супругом0,337*0,0347,28±2,8107,33±3,075общая удовлетворенность отношениями0,2040,20822,63±4,96520,30±6,760поощрение0,2470,12412,00±2,61211,13±3,220наказание0,0110,9447,80±2,1987,82±2,659удовлетворение потребностей0,2760,08423,20±4,38121,53±5,948доброжелательность в отношении с супругом0,790**0,00011,00±3,30510,98±3,301принятие0,332*0,03624,17±4,31422,78±5,925контроль0,2460,12520,67±5,97619,70±6,305поощрение автономности0,408**0,00923,27±3,80322,02±4,959требовательность0,509**0,00120,33±3,34719,85±3,971неуверенность0,2720,09016,70±3,10716,25±4,313Примечание: p - достоверность различий: ** - при p<0,01; * - при p<0,05; жирным шрифтом выделены значимости по критерию Манну-Уитни; обычный шрифт соответствует значимости по критерию t-Стьюденту.

Таким образом, статистически достоверные различия обнаружены при оценке шкалы осведомленность родителя о делах и интересах подростка.

На основании полученных результатов исследования нами выделено наличие эмоциональной недостаточности в детско-родительских отношений подростков. В тоже время, у родителей отсутствует четкая система запретов и ограничений, родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания и идут у него на поводу. Соответственно, у таких детей эмоциональная сфера характеризуется слабой способностью дифференцировать собственные эмоции. В связи этим необходимо разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений с целью развития эмоциональной сферы подростков и их родителей.

Библиографический список

ребенок подросток родительский отношение

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

. Прохорова О.Г. Основы семьи и семейного консультирования. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

Похожие работы на - Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!