Колобок: морфология сказки

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,4 Мб
  • Опубликовано:
    2012-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Колобок: морфология сказки

Содержание

Введение

Воспитательное значение русской народной сказки «Колобок»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Фольклор - это особое многовековое устное традиционное творчество, у которого нет авторов как творцов произведений, самостоятельных по идеям, образцу и стилям. Говоря о фольклоре как об устных, словесных произведениях, имеют в виду былины, исторические песни, сказки, пословицы, предания, легенды, духовные стихи - все виды подобного старинного творчества. Фольклор занимает очень важное место в литературе, не только русской, но и зарубежной. Изучение фольклора - это очень увлекательное, интересное, и, кроме того, полезное занятие. Оно необходимо для понимания языка наших предшественников.

Исследователи фольклора (Аникин В.П., Буслаев Ф.И., Веселовский А.Н., Журминский В.М., Ончуков Н.Е., Трубецкой Е.Н., Пропп В.Я., и др.) считают, что знакомые нам с детства сказки восходят к древнейшим обрядам и ритуалам. "Тайна" их воздействия на человека надежно скрыта. Когда дети и взрослые слушают сказки, это обычно вызывает глубокие внутренние переживания. Аникин В.П. говорил о том, что глубинный уровень восприятия сказки сходен у разных людей и отражает универсальный общечеловеческий опыт. Когда взрослые вечером читают ребенку сказку, в его фантазии воспроизводятся переживания, далеко выходящие за пределы детского жизненного опыта [3].

Ребенок просит повторить сказку десятки раз, снова и снова проигрывая этот сценарий, и учится важным и полезным вещам. Причем делает это бессознательно. Пропп В.Я. отмечал, что некоторые сюжеты волшебных сказок тысячелетиями без изменений воспроизводятся в разноязычных культурах. Что-то важное происходит с людьми, когда они рассказывают или слушают сказки. Сказки - это удивительный жанр. Сюжеты их пришли к нам из глубочайшей древности. Существуют записи сказок, почти не отличающиеся от тех, которые мы сегодня читаем своим детям, сделанные более трех тысяч лет назад.

Воспитательное значение русской народной сказки «Колобок»

Сказка - один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Народная сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и, художественно преображенные, стали частью фольклорной прозы. Общепринято деление сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые, хотя такое деление условно: существуют еще анекдотические, легендарные, басенные и др. Сказки классифицируют также по особенностям поэтики (преимущественно - композиции) на кумулятивные (повторение однотипных событий), повествовательные, прибауточные и другие; по характеру образности - аллегорические, С персонажами - животными, людьми и т. п., по стилю - юмористические, сатирические, героико-патетические и др.

Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком [1].

Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сказки восходят к древнейшим обрядам и ритуалам. "Тайна" их воздействия на человека надежно скрыта. Когда дети и взрослые слушают сказки, это обычно вызывает глубокие внутренние переживания. Глубинный уровень восприятия сказки сходен у разных людей и отражает универсальный общечеловеческий опыт. Когда взрослые вечером читают ребенку сказку, в его фантазии воспроизводятся переживания, далеко выходящие за пределы детского жизненного опыта. Ребенок просит повторить сказку десятки раз, снова и снова проигрывая этот сценарий, и учится важным и полезным вещам. Причем делает это бессознательно.

Некоторые сюжеты волшебных сказок тысячелетиями без изменений воспроизводятся в разноязычных культурах. Что-то важное происходит с людьми, когда они рассказывают или слушают сказки. Сказки - это удивительный жанр. Сюжеты их пришли к нам из глубочайшей древности: Существуют записи сказок, почти не отличающиеся от тех, которые мы сегодня читаем своим детям, сделанные более трех тысяч лет назад.

Вряд ли стоит говорить о специфике "русских народных" или "китайских" сказок, "сказочный фонд" мировой культуры един, есть, например, "Золушка" французская, уральская и китайская... Наиболее древние сюжеты сказок в их первозданном виде можно найти в фольклоре, особенно в российском.

Традиционные народные сказки можно разделить на несколько групп:

1бытовые сказки;

3сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах;

4волшебные сказки.

Волшебные сказки особенно сильно волнуют детское воображение и остаются в памяти на всю жизнь. Именно в их сюжетах полнее всего сохранились воспоминания о древних тайнах и архаичных ритуалах. В каждой из таких сказок есть свой "ключ". Их сюжеты связаны с кризисами раннего детства, переживанием символических страхов, выработкой доверия к жизни. Когда ребенок слушает сказку, он репетирует будущее, тренирует свои способности преодолевать трудности жизни [3].

Сказка о Колобке - это символическое описание начала жизни ребенка: в первой части сказки идет речь о рождении, сотворении тела путем вымешивания. В этом нет ничего неприятного, напротив, это ассоциируется с приятными ощущениями во время массажа или пребывания в бане. Вторая часть - путешествие - начало познания мира, необходимое для выработки понимания других людей. То, что Лиса съедает Колобка, не должно восприниматься трагически. Это закономерный финал - Колобок создан для того, чтобы быть съеденным.

Спросите у ребенка, что случилось с Колобком потом, и скорее всего, услышите, что Колобок стал Лисой. И это совершенно правильный ответ! Путешествие Колобка - это знакомство с миром, получение новой информации, новые ступени развития и, наконец, кульминация: проглотить что-то - значит полностью принять.

Слушание сказок не только доставляет удовольствие, но и выполняет важные для правильной организации психической жизни человека функции, сходные с теми, которые в древности выполнял соответствующий ритуал.

Ритуалы в современной семье не только не изжили себя, но и появились многие другие.

Первое и наиболее сильное воздействие на психику ребенка оказывают именно сказки. Волшебные сказки были созданы в мире, где человек жил в гармонии с природой, будучи ее естественной частью. Поэтому они несут простейшие и "правильные" законы бытия. И контакт с этим глубинным естественным миром восстанавливает жизнестойкость и душевное здоровье.

Тема туманных запретов, играющих однако решающую роль в жизни, и необходимость их соблюдения во что бы то ни стало, хорошо обыграна в народных сказках. Нельзя уходить от бабушки и дедушки, а то можно угодить лисе в пасть ("Колобок"). Желательно не разговаривать с незнакомыми, можно пострадать вместе с бабушкой ("Красная шапочка"). И уж совсем нехорошо пить из лужи - козленочком станешь [6].

Ребенок одушевляет окружающий мир, беседует с ним. Совершая "хорошие" поступки, он надеется на благосклонность к нему судьбы, совершив нечто запретное, боится "наказания". Подрастая, ребенок продолжает прибегать к "колдовству" и ритуальным действиям. Его возможности расширяются, растут и потребности. Мир вокруг становится более знакомым, но управлять событиями в желательном для себя русле все так же трудно. Несмотря на странность, непонятность и часто жестокость происходящих в сказках событий, они необходимы ребенку - с их помощью он приучается "разряжать" свои страхи. Дети охотно слушают страшные волшебные сказки, герои которых проходят через ужасные испытания, иногда даже через смерть, но потом живыми и невредимыми, победив всех врагов, возвращаются домой. Они болеют, за героя, сопереживают ему так, что у особо впечатлительных детей может даже подняться температура, но это помогает им научиться жизненно важным вещам. Родители, стремящиеся уберечь свое хрупкое дитя от неприятных переживаний, пропускающие или переделывающие по своему усмотрению пугающие эпизоды в сказках, могут нанести ему непоправимый вред [7].

Колобок (от коло - круг и бок) - персонаж одноимённой русской народной сказки <#"581551.files/image001.gif">






Похожие работы на - Колобок: морфология сказки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!