Региональное развитие Северо-Западного федерального округа
Содержание
Введение
. Экономико-географическая
характеристика Северо-Западного федерального округа
.1 Северо-Западный
федеральный округ в системе государственного и регионального управления в
Российской Федерации
.2 Роль Северо-Западного
федерального округа и входящих в него субъектов Российской Федерации в
социально-экономическом развитии страны
. Проблемы и перспективы
развития регионов России, входящих в СЗФО
.1 Тенденции и ключевые
проблемы социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
и входящих в него субъектов Российской Федерации
.2 Условия и факторы,
влияющие на социально-экономическое развития субъектов Российской Федерации,
входящих в Северо-Западный федеральный округ, их прогнозная оценка
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Актуальность темы
исследования. Одной из важных проблем
в России является весьма резкое различие в социально-экономическом развитии
территорий. Следовательно, назрела необходимость реформирования как самой
системы управления, так и административно-территориального устройства.
Создание федеральных округов,
в том числе и СЗФО, послужили становлению экономических и социальных условий
для стабильного и бесконфликтного развития субъектов Российской Федерации и
обеспечению реализации геостратегических интересов государства.
Объектом исследования является экономика регионов СЗФО. Предмет
исследования - уровень экономического развития регионов СЗФО.
Цель исследования - анализ развития регионов в составе СЗФО. В
соответствии с поставленной целью исследовательские задачи можно сформулировать
как:
1. Экономико-географическую характеристику регионов СЗФО.
2. Установление проблем развития регионов СЗФО;
. Определение перспектив развития регионов СЗФО.
1.
Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа
.1 Северо-Западный федеральный округ в системе государственного и
регионального управления в Российской Федерации
Северо-Западный федеральный округ представляет собой важное звено в
системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. Он
включает в свой состав 11 субъектов федерации различного статуса с населением
13,5 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв. км., в том числе 2 республики в
составе Российской Федерации, 1 город федерального значения, 1 автономный
округ, 7 областей, одна из которых представляет собой особую экономическую зону
и отделена от основной территории страны [2, с.88]. К округу примыкает
Арктическая зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации, площадью
1,5 млн. кв. км.
Рис.1 - Северо-Западный федеральный округ
На территории округа функционирует свыше 200 муниципальных районов и
городских округов и около 1,7 тыс. муниципальных образований поселенческого
уровня. В рамках округа осуществляют свою деятельность полномочный
представитель президента Российской Федерации, Ассоциация экономического
взаимодействия субъектов «Северо-Запад».
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (СЗФО) создан, как и Центральный, на
базе двух экономических районов: Северо-Западного и Северного. Его площадь
1677,9 тыс. кв. км, численность постоянного населения - 14,5 млн. человек. В
состав СЗФО входят две республики (Карелия и Коми), 7 областей, город
федерального значения Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ.
Экономика Северо-Западного федерального округа имеет большую сырьевую
направленность. Здесь сосредоточено почти 72% запасов и почти 100% добычи
апатитов, около 77% запасов титана, 45% запасов бокситов, 19% запасов
минеральных вод, около 18% запасов алмазов и никеля. Важнейшим звеном для
экономики округа является добыча нефти и угля.
Регион наряду с Киевом и Великим Новгородом является третьим историческим
центром формирования восточнославянской культуры.
В Северо-Западном федеральном округе можно выделить Западные регионы и
регионы Европейского Севера.
К Западным регионам относятся город федерального значения
Санкт-Петербург, Ленинградскую, Калининградскую, Новгородскую и Псковскую
области.
В состав регионов Европейского Севера входят: Республика Карелия,
Республика Коми, Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и
Мурманская области.
Основные проблемы развития Северо-Запада России
1. Низкий уровень развития человеческого потенциала
· демографический спад (смертность превышает рождаемость в 2 раза, средняя
продолжительность жизни мужчин 59 лет, женщин 72 года, численность населения
сократилась с 1991 года на 912 тыс. чел.)
· низкий уровень доходов населения (средний уровень зарплаты
135-140 долларов в месяц, средний уровень пенсий и пособий не соответствует
реальному прожиточному минимуму)
· высокий уровень преступности
2. Неэффективная структура экономики (высокая доля сырьевых низко
технологичных отраслей, низкий уровень инноваций)
. Значительный разрыв в уровнях развития регионов, централизация
финансовых ресурсов регионов в федеральном бюджете
. Проблемы развития российского эксклава - Калининградской области
.Отсутствие общегосударственной стратегии развития, непоследовательная
региональная политика федерального центра. [9, с.142]
Федеральный округ обеспечивает проведение на Северо-Западе России единой
государственной политики, содействует повышению эффективности деятельности
органов власти субъектов Российской Федерации.
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) представляет интерес для тех,
кто планирует выводить свой бизнес в регионы, поскольку обладает высоким
потенциалом и является выгодной производственной и торговой площадкой. В
отличие от Центрального федерального округа (ЦФО), СЗФО развивается медленнее.
Благосостояние его полностью зависит от политики администрации по привлечению и
защите крупных инвесторов [8, с.156].
Регионы СЗФО отличаются крайней неравномерностью социально-экономического
развития. Как и в Центральном федеральном округе (ЦФО), здесь находится крупный
регион (Санкт-Петербург и Ленинградская область), который сильно опережает в
развитии остальные регионы округа.
1.2 Роль Северо-Западного федерального округа и входящих в него субъектов
Российской Федерации в социально-экономическом развитии страны
Геополитические и экономические изменения привели к существенной
трансформации роли Северо-Запада в экономике Российской федерации.
Сформировалась главная на сегодня функция Северо-Запада и большинства субъектов
РФ на его территории - обеспечения внешнеэкономических связей России с
Европейским Союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое
развитие транспортной инфраструктуры, развитие совместных предприятий,
ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических
связей, трансграничного сотрудничества.
Увеличилось значение Северо-Запада как крупной перспективной
природно-ресурсной базы развития страны. Восстанавливается его роль в освоении
зоны арктических территорий Российской Федерации, округ стал одним из главных
организационных центров развития российской экономики [14, 370].
Северо-Запад России, и прежде всего Санкт-Петербург, остается одной из
важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики
России, производства высокотехнологичной продукции, средств современного
транспорта. Сохраняется значение Северо-Запада в развитии лесопромышленного и
рыбохозяйственного комплексов России. Регионы Северо-Запада динамично
развиваются как туристические центры России. Северо-Запад характеризуется
положительным имиджем и является одной из привлекательных территорий страны,
притягивающей население и бизнес из других регионов России, ближнего и дальнего
зарубежья.
Существенен вклад субъектов РФ, входящих в округ, в общем экономическом
потенциале Российской Федерации. На их долю приходится 10% общего объема ВВП
страны, 12% промышленного производства и 10% общей численности занятых в
народном хозяйстве России.
Планомерное формирование отраслевой пространственной структуры хозяйства
Северо-Западного и Северного экономических районов, в том числе
территориально-производственных комплексов, сменилось преобладающим
воздействием рыночных факторов при существенном ослаблении государственного
управления. В результате произошло изменение функционально-отраслевой и
пространственной структуры социально-экономического комплекса Северо-Западного
федерального округа и входящих в него субъектов РФ.
Функциональная структура социально-экономического комплекса округа
включает следующие группы хозяйствующих субъектов, которые требуют различных
подходов при стратегическом управлении и планировании. Во-первых, это отрасли и
объекты международной специализации. Во-вторых, отрасли и объекты
внутрироссийской специализации. В-третьих - это хозяйство, ориентированное на
локальные рынки, формирующиеся в рамках субъектов РФ и межрегионального обмена.
Далее, это местная производственная инфраструктура, локализующаяся в рамках
субъектов РФ.
Следующий элемент - производственная инфраструктура и хозяйство
общерегионального значения и инфраструктурные объекты государственного и
международного значения. В структуре экономики выделяется наибольший по
удельному весу в занятости комплекс отраслей и объектов социальной сферы,
развивающийся преимущественно в рамках субъекта РФ и ориентирующийся на
локальные рынки.
Отличительной особенностью социально-экономического комплекса округа и
входящих в него субъектов РФ является слабая выраженность отраслевых систем,
что ограничивает возможности отраслевого подхода к стратегическому планированию
их развития. В территориальных комплексах присутствуют, как правило, группы
отдельных предприятий той или иной отраслевой принадлежности, но не отрасли.
Северо-Запад отличается повышенным удельным весом элементов хозяйства
международной специализации, в том числе в сфере транспортно-логистической
инфраструктуры. Среди них объекты трубопроводного транспорта, портового
хозяйства, терминалы и таможенная инфраструктура, объекты химической
промышленности, металлургии, частично - лесопромышленного комплекса.
Усиливается международное значение нефтегазовой промышленности, судостроения,
туризма [15, с.68].
В числе объектов внутрироссийской специализации - автомобилестроение,
деревообработка, энергетика, научно-проектная сфера и инжиниринг, высшее
образование, консалтинг и менеджмент-обслуживание, в определенной мере -
предоставление организационных и финансовых услуг.
Хозяйство, ориентированное в основном на локальные рынки, представлено
сельским хозяйством и пищевой промышленностью, местной производственной
инфраструктурой (внутренний транспорт, энергосети, объекты водоснабжения и
водоотведения и др.), финансовой инфраструктурой и разветвленной системой
подотраслей и объектов социальной сферы.
Выводы:
Северо-Западный федеральный округ обладает рядом объективных преимуществ,
определяющих высокий уровень его конкурентоспособности между регионами
Российской Федерации.
Преимущества Северо-Западного федерального округа определяются:
наличием в его составе второй по величине в РФ Санкт-Петербургской
городской агломерации (г. Санкт-Петербург и прилегающие районы Ленинградской
области);
географическим положением, определяемым соседством с развитыми странами
Европейского союза и выходом к важнейшим морским торговым путям, включая
Северный морской путь;
наличием природной ресурсной базы для развития топливной, металлургической,
химической, лесной и рыбохозяйственной отраслей.
Однако низкий уровень внутренней связности округа из-за отсутствия
необходимой транспортной инфраструктуры и редкая сеть городов, в особенности в
его Северной части, сдерживают развитие эффективной эксплуатации экономического
потенциала Северо-Западного федерального округа (СЗФО).
2. Проблемы и перспективы развития регионов России, входящих
в СЗФО
2.1 Тенденции и ключевые проблемы социально-экономического развития
Северо-Западного федерального округа и входящих в него субъектов Российской
Федерации
Для Северо-Запада характерны общероссийские тенденции экономического,
социального и пространственного развития, проявившиеся за последние два
десятилетия. Это касается институциональных изменений, экспортной ориентации
экономики, трансформации структуры хозяйства, появления новых элементов
экономики.
Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов
жилищного строительства, происшедшее к 2000 году, пока не компенсировалось их ростом
в последние 10 лет. Увеличились в сравнении с концом 90-х годов объемы
деятельности в сфере транспорта, торговли и общественного питания,
финансово-кредитных услуг. Среди структурных изменений в экономике федерального
округа следует отметить особенно быстрое перераспределение производства при
сокращении выпуска в легкой промышленности, машиностроении, промышленности
строительных материалов, объемов деятельности и занятости в сфере науки и
научного обслуживания. В целом сохранили свои позиции сфера высшего
образования, здравоохранение.
Наиболее серьезна проблематика социально-экономического развития
муниципальных образований в сельской местности практически во всех субъектах
округа. Она связана с «вымыванием» из малых и средних населенных пунктов основной
части объектов традиционных для Северо-Запада отраслей сельского хозяйства и
лесного комплекса. За последние 15 лет на Северо-Западе более 500 населенных
пунктов лишились учреждений медицинского обслуживания, школы закрылись почти в
2000 населенных пунктов [5, с.159].
В лесопромышленном комплексе обозначился сдвиг лесозаготовок в зоны,
прилегающие к крупным населенным пунктам, автодорогам общего пользования. В то
же время уменьшилось использование запасов древесины в традиционных районах
лесодобычи, в перестойных лесах.
Демографическая ситуация характеризовалась более сложными процессами, чем
в целом по России. Это выразилось в опережающем сокращении населения (с 1990
года оно уменьшилось на 12%, в то время как по России в целом на 4%). В
Мурманской области население уменьшилось на 30%, в Республике Коми на 25%, в
Санкт-Петербурге на 8%. Наименее благоприятная обстановка с рождаемостью
сложилась в Калининградской и Ленинградской областях. Миграционный прирост на
территории округа был меньшим, чем в целом по России и компенсировал снижение
рождаемости менее чем наполовину [1, с.98].
Усилилась неравномерность развития субъектов РФ, расположенных на
территории СЗФО, а в рамках субъектов - неравномерность развития муниципальных
образований. Так, например, средняя заработная плата в Псковской области
уступает Санкт-Петербургу в 2 раза, ввод жилья в расчете на одного жителя - в 4
раза. Наиболее заметно снизился показатель обеспеченности населения работой в
местах своего проживания. В некоторых муниципальных районах он составляет лишь
30-40%.
Анализ структурно-функциональных и пространственных сдвигов в экономике
свидетельствует, что преобладающей тенденцией является развитие народного
хозяйства Северо-Запада по пути формирования комплекса приморско-приграничного
типа.
северный западный федеральный округ
Анализ и прогнозная оценка условий и факторов, составляющих потенциал
стратегического развития округа и входящих в него субъектов РФ, показывает, что
в перспективе большинство из них сохранит характер и степень своего влияния. Но
ряд из них будет оказывать сдерживающее воздействие, представлять собой ограничения
развития или угрозы. Это ставит стратегическую задачу управления внутренними и
внешними условиями и факторами в целях создания благоприятной среды для
развития, минимизации негативного влияния. К настоящему времени обозначились
следующие тенденции, определяющие перспективы Северо-Запада и входящих в него
субъектов РФ [11, с.117].
Демографический потенциал и трудовые ресурсы. К 2020 году при проведении
активной демографической политики может быть достигнут положительный баланс
естественного движения населения. Вместе с тем к концу периода обозначится
сокращение доли лиц трудоспособного возраста. Потребуется проведение
мероприятий по повышению культурно-технического уровня работников массовых
рабочих и иных профессий, повышению их престижности и уровня оплаты труда.
Продолжится восполнение нехватки кадров массовых профессий за счет мигрантов,
однако масштабы привлечения к концу периода снизятся.
Экономико-географическое и геополитическое положение. Оно не претерпит
существенных изменений и по-прежнему будет оказывать определяющее влияние на
темпы развития и структуру экономики Северо-Запада и большинства субъектов РФ
на его территории. Геополитической задачей будет освоение континентального
шельфа и экономическое использование Арктической зоны РФ.
Природно-ресурсный потенциал. Основные компоненты природно-ресурсного
потенциала сохранят свое значение для социально-экономического развития.
Увеличится роль нефтегазовых ресурсов, а также ресурсов химического сырья и
металлорудных месторождений. Потребуются значительные мероприятия по
восстановлению качества и более эффективному использованию земельных ресурсов
для сельского хозяйства, а также лесных ресурсов.
Территориальные ресурсы для строительства. Территориальные ресурсы во
всех субъектах РФ на территории Северо-Запада (исключая Санкт-Петербург) будут
вполне достаточны для реализации крупных инвестиционных проектов, строительства
жилья и развития инженерно-транспортной инфраструктуры. Проблемой, которая
потребует решения, является снижение стоимости освоения земельных участков и
минимизация административных барьеров при получении в собственность земельных
участков для инвестиционных целей. Необходимо полностью завершить
проектно-планировочное обустройство территорий на уровне субъектов РФ и
муниципальных образований, разработав соответствующие документы
территориального планирования.
Производственный потенциал. Производственный потенциал скорее
представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее
модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и
морально устарела. Потребуются мероприятия по развитию и обновлению
производственного потенциала на новой научно-технической основе [12, с.29].
Инфраструктурный потенциал. По уровню насыщенности территории объектами
производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика, инженерные сооружения,
телекоммуникационные системы) Северо-Запад превосходит среднероссийские
показатели. Однако в целом ее состояние характеризуется как недостаточно
благоприятное. Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях это один из
главных факторов, сдерживающих развитие. [13, с.60] В относительно лучшем
положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения, магистральные
коммуникации. Повышенное внимание в перспективе следует уделить улучшению таких
элементов производственной инфраструктуры как транспортные коммуникации
(автодороги, особенно внутриобластные, мосты), системы теплоснабжения,
энергосети и подстанции.
Уровень социальной обустроенности. По уровню социальной обустроенности
населенных пунктов Северо-Запад в целом является привлекательным для населения,
в том числе приезжего. Однако в Северной зоне региона в силу климатических и
историко-экономических причин соответствующие показатели уступают
среднероссийским. Другой проблемой является чрезмерная концентрация социальных
объектов (особенно образовательных и медицинских) в наиболее крупных населенных
пунктах, что фактически резко ограничивает возможности их использования
значительной частью населения, обусловливает длительные поездки для получения
социальных услуг. Кроме того, по отдельным позициям социальный потенциал на 80
и более процентов сконцентрирован в Санкт-Петербурге и областных центрах. Все
это потребует в перспективе значительных инвестиций и организационно-экономических
мероприятий по повышению уровня социального обустройства, как одного из важных
факторов экономического развития.
Научно-технический потенциал. Научно-технический потенциал, несмотря на
его существенное сокращение в последние два десятилетия, остается важным
стратегическим фактором социально-экономического развития, который в
перспективе должен стать определяющим.
Внешние рынки сбыта. По ряду видов продукции, производимой на территории
округа (лесная промышленность, химия, металлургия), ожидается сохранение
внешних рынков сбыта и возможный их дальнейший рост при умеренной конкуренции.
По продукции нефтегазовой группы, как идущей транзитом на экспорт, так и
производимой на территории округа, можно прогнозировать определенную
стабилизацию и возможное уменьшение зарубежного спроса на традиционном
европейском рынке и его рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важной
стратегической задачей государственного масштаба является проведение
необходимых мер по воздействию на внешние рынки в целях обеспечения более
прогнозируемых уровней спроса и ценовой ситуации, а также создание маршрутов
поставки продукции на новые рынки, в том числе за счет развития Северного
морского пути [4. С.135].
Потенциал внутреннего спроса. Спрос на продукцию, производимую на территории
округа, на российских рынках в перспективе будет расти, прежде всего, по таким
видам продукции как газ, уголь, лесопродукция, удобрения, машиностроительная
продукция. Важным фактором перспективного развития будет стимулирование
внутреннего спроса в рамках округа и входящих в него субъектов РФ, развитие
региональных и локальных рынков. Значительные резервы роста внутреннего спроса
имеются на относительно менее развитых территориях округа и среди
малообеспеченных контингентов населения, где спрос пока находится на низкой
ступени и ограничен нехваткой денежных средств и жизненными стереотипами. Но
возможности стимулирования спроса здесь достаточно велики.
Культурно-исторический потенциал. Культурно-исторический потенциал
(историко-культурные объекты, архитектурный облик населенных пунктов, степень
развития культурной жизни и культурного уровня населения) является одним из
серьезных преимуществ большинства субъектов РФ, входящих в округ. Он повышает
привлекательность макрорегиона для населения и инвесторов. В перспективе его
значимость будет возрастать. Сохранение и укрепление культурно-исторического
потенциала связано с необходимостью решения проблем защиты исторических
центров, памятников архитектуры от нерегулируемого нового строительства,
распространением культурного влияния Санкт-Петербурга и других центров
Северо-Запада на те территории округа, где уровень культурно-исторического
потенциала еще низок, а имеющиеся возможности не используются.
Организационно-управленческий потенциал. Важным преимуществом Северо-Запада
является значительная концентрация квалифицированных кадров, как в системе
государственного и муниципального управления, так и в менеджменте организаций.
Это представляет собой потенциал развития, повышающий возможности разработки и
реализации долгосрочных прграмм в сфере экономики и социального развития,
сопровождения стратегических проектов и программ, эффективного государственного
регулирования. Важной задачей в перспективе будет подготовка менеджмента по
новым направлениям развития региона, сити-менеджеров, менеджеров для зон
опережающего развития, руководителей для реализации стратегических проектов.
Потенциал межрегионального сотрудничества и кооперации. Значение для
перспективного развития имеют определенная компактность территории округа,
общность инфраструктуры, конфигурация коммуникаций, взаимодополняющий характер
экономических структур и природных условий субъектов РФ, исторически
сложившиеся взаимосвязи. Это определяет возможности развития сотрудничества
субъектов РФ в решении экономических и социальных вопросов, развитии
специализации регионов и межтерриториальной кооперации, реализации совместных
программ и проектов. Этому способствует координирующая деятельность
полномочного представителя президента Российской Федерации, Ассоциации экономического
взаимодействия «Северо-Запад», а также значение Санкт-Петербурга как крупного
организационно-хозяйственного центра федерального округа. Сотрудничество
субъектов, развитие общих элементов инфраструктуры и других звеньев хозяйства,
функциональное разделение экономик создают возможности получения
дополнительного экономического и социального выигрыша (синергетического
эффекта), экономии ресурсов.
Выводы:
В настоящее время повышение конкурентной способности стран и региона
становится приоритетной задачей их экономического развития, решение которой
связано с переходом экономики на инновационный путь развития. В свою очередь
сам переход находится в прямой зависимости от достигнутого уровня
инновационного потенциала. Особенно актуальна эта проблема для региона
Северо-Западного федерального округа (СЗФО), но ее решение здесь весьма
затруднено.
Причины - резкие различия в специализации регионов (от высокоразвитой
обрабатывающей промышленности до масштабной добычи полезных ископаемых), а
также незаинтересованность предприятий в применении новых видов оборудования и
технологий в связи с легким получением высоких доходов.
Повышение уровня инновационного потенциала СЗФО и эффективности его
использования требует разработки и реализации дифференцированной по группам
регионов государственной политики инновационного развития, проведения
постоянного мониторинга соответствующих показателей.
Заключение
Обобщим основные выводы по итогам исследования.
Главное назначение социально-экономического развития Северо-Западного
федерального округа - определить перспективные направления использования
потенциала сотрудничества субъектов Российской Федерации и потенциала округа
как важного звена государственного и регионального управления для решения
ключевых проблем и стратегических задач в сфере экономики, социального развития
и демографической политики, улучшения среды проживания, совершенствования
природоохранной деятельности. В их числе задачи, решаемые на уровне субъектов,
задачи общерегионального значения, задачи общегосударственного уровня, наконец
- задачи международного характера, связанные с интеграцией Российской Федерации
в мировое хозяйство.
У Северо-Западного федерального округа в
стратегической перспективе есть реальные возможности сохранить и укрепить свою
роль в народном хозяйстве Российской Федерации, увеличить вклад в экономическое
и социальное развитие страны. При сохранении своей роли как
внешнеэкономического форпоста страны Северо-Запад будет развиваться по пути
диверсификации экономики, её модернизации и внедрения инновационных технологий.
Восстановится и получит развитие роль Северо-Запада и, прежде всего
Санкт-Петербурга, как ведущей базы научно-технического прогресса.
В то же время в перспективе обозначатся существенные
проблемы и угрозы стабильного развития СЗФО, которые потребуют неотложного
решения. Речь идет о необходимости перелома в демографическом развитии,
проблемах активизации сельской местности и модернизации сельского хозяйства,
решении судьбы моногородов, коренном совершенствовании автомобильных дорог
внутриобластного и местного значения, преодолении противоречия между географией
размещения экономической активности и сложившимся расселением населения.
Успех в решении стратегических задач развития региона
возможен только на пути полномасштабной активизации экономической политики
субъектов РФ, находящихся на территории округа, широкого использования
существующих и внедрения новых методов и инструментов регулирования экономики,
предоставления территориальным администрациям необходимых полномочий в этой
сфере, включение в процесс формирования и реализации региональной экономической
политики органов местного самоуправления.
На северо-западе немало перспективных сфер для долгосрочных и масштабных
капиталовложений. Среди них - ТЭК, транспортные коридоры, лесопромышленный
комплекс, рыбное хозяйство.
Однако по объему инвестиций Северо-Западный округ пока занимает лишь
четвертое место. И эти инвестиции не обеспечивают качественную модернизацию
реального сектора экономики. Свидетельством тому - увеличение износа основных
фондов.
Экономический потенциал округа формируют в основном крупные предприятия.
Однако очевидные перспективы есть у малого и среднего бизнеса. Тем более что по
количеству малых предприятий Северо-Западный округ занимает второе место в
России. Конечно, в первую голову речь идет о Петербурге, но и в других местах
эта сфера развивается неплохо. В формировании благоприятной среды для развития
малого и среднего бизнеса многое зависит от работы именно региональных и
местных властей. От их способности оказать предпринимателям необходимую
организационную, правовую, информационную поддержку. Пока же, по данным
социологов, только 20 процентов предпринимателей малого бизнеса в регионе
считают, что необходимые условия для работы уже созданы. Между тем многообещающие
сферы для приложения усилий малого и среднего бизнеса - это инновационные
производства, выпуск наукоемкой продукции и продукции глубокой переработки.
Особенно это может быть характерно для Северо-Западного округа с его высоким
научно-техническим потенциалом.
Список использованной литературы
1. Гохберг
М.Я. Федеральные округа Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2008.
- 378 с.
2. Гранберг
А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 424 с.
. Житкова
Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №
3. - С. 87-91.
. Изард
У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. - М.: Прогресс,
2006. - 400 с.
. Колосовский
Н.Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 2009. - 378 с.
. Лексин
В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного
регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2007. - 344 с.
. Митрофанова
И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона.
// Социально-гуманитарное знание. - 2006. - № 2. - С. 36-50.
. Орешин
В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Юристь, 2008.-
363 с.
9. Орешин
В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. - М.: ТЕИС, 2009. - 322
с.
. Проблемы
территориального развития. Словарь-справочник. Составители Сысоев А.П., Усов
И.В. - М.: ТЕИС, 2008. - 400 с.
. Региональная
экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 279 с.
. Суворов
А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования
экономики региона. // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4. - С. 23-36.
. Хасаев
Г.Р., Цыбатов В.А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт
разработки и использования. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №2. - С.
56-69.
. Шагирбаев
Б.Ю. Стимулирование развития экономики региона в рамках инвестиционных
процессов.// Экономический
вестник Ростовского государственного университета. 2009. - №1 - с.357-362
15. Шорохов
В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона. //Проблемы
прогнозирования. - 2007. - №1. - С. 64-76.