Демографическое развитие Северо-Западного федерального округа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,34 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Демографическое развитие Северо-Западного федерального округа

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1 Демографическая безопасность в структуре национальной безопасности государства: понятие, подходы к ее оценке

.2 Аспекты демографической безопасности и возможные формы проявления демографических угроз

.3 Система индикаторов демографической безопасности. Критериальные уровни показателей демографической безопасности

.4 Роль демографической безопасности в укреплении геополитического статуса российского государства: сохранении территориальной целостности страны; обеспечении национальной безопасности России

.5 Современные проблемы интегральной оценки и обеспечения демографической безопасности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы демографического развития страны в последнее время стали позиционироваться как наиболее существенные для поступательного развития России. Демографические процессы, которые недавно были особо значимыми лишь для специалистов, в настоящее время выдвинулись в центр общественного внимания.

Государством в последние годы предпринимаются меры, направленные на изменение негативных демографических процессов. В 2007 году принята Концепция демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден и реализуется план мероприятий по ее осуществлению на первом этапе в течение 2008-2010 годов. Значительное внимание решению демографических проблем уделяется в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Однако, несмотря на определенные позитивные изменения в демографическом развитии вследствие предпринимаемых государственных мер, уровень рождаемости пока не обеспечивает простого воспроизводства населения, остается высоким уровень смертности, особенно от предотвратимых причин, продолжительность жизни в России существенно ниже, чем в развитых странах.

Независимо от остроты и векторности демографических проблем в том или ином государстве воспроизводство населения является важнейшей задачей, решение которой позволяет реализовывать свои национальные стратегии. Поэтому для стран, имеющих маленький естественный прирост, куда входит и Российская Федерация, проблема улучшения демографической ситуации относится к проблемам государственной безопасности.

В настоящее время большинство государств мира в целях обеспечения стабильного развития имеют собственные концепции национальной безопасности, одним из важнейших элементов которой рассматривается демографическая безопасность. Это касается и принятых аналогичных документов в России.

В настоящее время в демографическом развитии страны присутствуют такие устойчивые демографические угрозы, как общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых. Демографический фактор создает опасность для социально-экономического развития страны и ее оборонного потенциала. Уменьшение численности детей и молодежи предопределяет в дальнейшем потери трудового и репродуктивного потенциалов. В условиях перспективной экономической модернизации экономики ограничителем может стать уменьшение численности населения трудоспособных возрастов, дефицит рабочих кадров и общее сокращение трудовых ресурсов.

Проблемы демографического развития актуальны как для России в целом, так и для ее отдельных регионов, в том числе и для Северо-Западного федерального округа

На современном этапе развития российского общества необходимо научное осмысление новых демографических реалий, их всесторонний анализ в целях поиска решений по улучшению воспроизводственных процессов как в стране в целом, так и в каждой территории.

Решение демографических проблем является крупной народнохозяйственной задачей, требующей научного обоснования. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается необходимость разработки региональных демографических программ, направленных на улучшение демографической ситуации и учитывающих специфику каждого конкретного региона.

Недостаточная теоретическая разработанность и особая значимость регионализации регулирования демографических процессов, оценки эффективности мер государственного воздействия на демографическое развитие в аспектах демографической безопасности обусловили выбор темы исследования.

Теоретические и методологические аспекты изучения народонаселения представлены в работах Авдеева А.А., Валентея Д.И., Вишневского А.Г., Клупта М.А. Среди специалистов, в разные периоды занимавшихся исследованием проблем воспроизводства населения Российской Федерации, следует отметить Андреева Е.М., Антонова А.И., Воробьеву О.Д., Ермакова С.П., Захарова С.В., Захарову О.Д., Иванову А.Е., Квашу А.Я., Переведенцева В.И., Рыбаковского Л.Л., Урланиса Б.Ц.и др.

Значительное внимание методологическим аспектам демографической и семейной политики отведено в исследованиях Архангельского В.Н., Елизарова В.В., Зверевой Н.В.. В работах, посвященных разработке и реализации политики регулирования демографического развития, весомое внимание было уделено вопросам территориальной дифференциации демографических мер (Рябушкин Т.В., Маневич Е.).

Анализу демографических процессов, причин кризиса в демографическом развитии посвящены работы Волкова А.Г., Веселковой И.Н., Мдинарадзе М.Г., Медкова В.М., Судоплатова А.П., Хорева Б.С.

Миграционная компонента демографического развития подробно рассмотрена в исследованиях Ионцева В.А., Моисеенко В.М., Рыбаковского Л.Л., Рязанцева С.В., Чудиновских О.С.. Вопросам качества населения уделено внимание в работах Римашевской Н.М., Саградова А.А.

Современный этап управления демографическим развитием на уровне региона, с учетом принятых федеральных и республиканских стратегических решений, требует новых научных исследований в данной области.

Объектом исследования являются демографические процессы и народонаселение Северо-Западного федерального округа.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в ходе реализации демографической политики и совершенствования управлением демографическим развитием.

Цель исследования состоит в комплексном анализе демографического развития для научного обоснования предложений по совершенствованию управления процессами воспроизводства и миграции населения и повышению эффективности демографической политики.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

рассмотреть трансформацию научных взглядов на демографическое развитие и его перспективы; уточнить и раскрыть сущность различных теоретических подходов, касающихся перспектив демографического развития;

проанализировать современное состояние организационного и нормативно-правового регулирования демографического развития в современной России;

уточнить теоретико-методологические основы и индикаторы демографической безопасности;

установить основные закономерности воспроизводства населения в Северо-Западном федеральном округе и дать оценку демографического развития в регионе в контексте демографической безопасности;

выявить специфику региональных процессов рождаемости, смертности, миграции населения Северо-Западном федеральном округе;

дать оценку реализации демографической политики Северо-Западного федерального округа;

разработать рекомендации по повышению эффективности демографической политики в регионе.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили классические труды по демографии, фундаментальные положения демографической науки в области демографического развития, демографической политики, работы отечественных и зарубежных демографов в области демографического анализа. Дипломная работа основывается на всестороннем использовании методов экономического и статистического анализа, сценарного и математического моделирования.

Информационную базу исследования составили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата), территориального органа ФСГС по Северо-Западному федеральному округу, научные источники (монографии, статьи в журналах, материалы научных конференций, научные доклады), нормативно-правовые документы, регламентирующие демографическую политику на федеральном уровне, а также нормативно-правовые акты Северо-Западного федерального округа, относящиеся к данной сфере деятельности.

Практическое значение работы состоит в возможности использования органами исполнительной и законодательной власти в регионах рекомендаций по совершенствованию мер демографической политики в целях достижения устойчивого демографического развития и демографической безопасности в регионе.

Основные теоретико-методологические и практические положения могут быть применены в учебном процессе по соответствующим курсам и дисциплинам специальностей «Социальная политика», «Экономика народонаселения и демография», «Экономическая география».

демографичесий безопасность государство геополитический

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1    Демографическая безопасность в структуре национальной безопасности государства: понятие, подходы к ее оценке

Будущее развитие народонаселения, его траектории и закономерности описаны в достаточном числе теоретических подходов - в теории демографического оптимума, демографического равновесия, демографического перехода и т.п. Одной из основных демографических теорий является концепция демографического перехода. Суть демографического перехода заключается в смене типов воспроизводства населения. Теория демографического перехода объясняет переход от одной модели демографического поведения населения к другой их обусловленностью фазами социально-экономического развития общества [5, с. 15-17].

Теория демографического перехода объясняет все возникающие демографические тенденции их эволюционным развитием, трансформационными процессами. Снижение рождаемости, увеличение возраста вступления в брак, позднее рождение детей, согласно данной теории, являются закономерными последствиями эволюционного развития демографического поведения населения.

В развитие теории демографического перехода российскими учеными Корчак-Чепурковским Ю., Бойко В., Вишневским А., Дарским Л. была выдвинута идея гомеостатического равновесия демографических процессов. Она объясняет достижение такого равновесия процессов рождаемости и смертности, которое способно противодействовать внешнему воздействию (войны, голод, эпидемии и т.п.).

Разными исследователями были также целевые характеристики (плавающий фактор, соотношение рождаемости и смертности, уровень брачной плодовитости), определяющие воспроизводство населения темпы его роста и структуру в разные исторические периоды. Автор поддерживает мнение американского демографа Омрана Л., который доказывал, что в демографическом развитии определяющая роль принадлежит не рождаемости, а смертности, а соответственно, основным направлением регулирования динамики демографического процесса должно быть снижение уровня смертности. Убедительность данного подхода подтверждена результатами проведенного автором анализа демографических процессов в Республике Саха (Якутия).

В концепции Дэвиса К.и Блейка Дж. рождаемость и смертность утверждаются относительно независимыми компонентами воспроизводства населения. Оба процесса в разной степени определяются социально-экономическими условиями.

В данных теориях демографическое развитие определяется, главным образом, внутренними, собственными демографическими особенностями.

Среди других теорий демографического развития стоит выделить теорию демографического оптимума, которую в России разрабатывал Кваша А.Я.. По его мнению, демографический оптимум достигается в результате завершения демографического перехода и является целью демографической политики [4, с. 44-46].

Если теорией демографического перехода развитие населения рассматривается как эволюционный процесс, то согласно другим научным взглядам современные демографические тенденции в России нельзя считать эволюционными, а существующая демографическая ситуация имеет вполне определенный кризисный характер. Современный демографический кризис, наблюдаемый в стране, связан с различными причинами, главная из них - неадекватно высокая смертность населения, прежде всего от предотвратимых причин. В качестве другой причины демографического кризиса называется отсутствие продуманной миграционной политики по привлечению мигрантов. Согласно данной теории значимость роста рождаемости и снижения смертности в демографической динамике не сравнима с миграционным приростом.

В качестве еще одной из причин возникшего демографического кризиса указывается кризис семьи, который проявляется, прежде всего, в снижающихся репродуктивных установках. В частности, Антонов А.И.и Борисов В.А. полагают, что массовая малодетность связана с утратой прежних социальных и экономических стимулов к рождению детей. Сверхнизкая рождаемость и малодетность сокращают демографический потенциал, ведут, в конечном счете, к снижению репродуктивной функции семьи и к депопуляции.

Суть концепции демографического детерминизма заключается в зависимости общественного развития от демографических процессов. В рамках этой концепции присутствуют два противоположенных подхода. В первом из них утверждается, что рост населения является главным фактором общественного развития; благодаря чему происходит смена одного типа экономики другим. Противоположная точка зрения отстаивается концепцией демографического алармизма, согласно которой рост населения является источником бедствий, постигающих человечество. В частности, Мальтус Т. в работе «Опыт о законе народонаселения» объясняет экономические беды избыточным ростом населения. Сторонники концепции демографического фатализма определяют человечество как саморегулирующуюся систему, которая способна автоматически регулировать свою численность.

 В последнее время достаточно обсуждаемыми являются вопросы демографической безопасности; они стали наиболее актуальны в связи с проблемами, которые проявились в демографическом развитии и оцениваются как серьезные препятствия в достижении национальной безопасности. Теория демографической безопасности пока не имеет достаточной степени проработанности; но, без сомнения, она является актуальным научным направлением с точки зрения практической значимости в социальном проектировании. Внимание к вопросам демографической безопасности актуализируется наличием кризисных или, по крайней мере, негативных явлений в сфере воспроизводства населения, свойственных современности.

Существуют различные дефиниции демографической безопасности. Например, Никитенко П.Г., Ермашкевич В.И., Кулаков Г.Т. полагают, что в самом общем понимании демографическая безопасность - это устойчивость к депопуляции. Главную цель демографической безопасности Витковская ГС., Панарин С.А.видят в «бессмертии» популяции. Такой подход представляется вполне разумным, так как только безопасное состояние демографической системы может обеспечить ее постоянное воспроизводство.

По мнению ряда исследователей, демографическая безопасность может быть представлена как состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства. На наш взгляд, ориентация исключительно на геополитические интересы выглядит излишней [12, с.98-99].

Весьма логичным представляется определение демографической безопасности, представленное в законе РФ «О демографической безопасности РФ»: «Демографическая безопасность - состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие России в соответствии с ее национальными демографическими интересами».

Таким образом, в исследовании было выявлено, что в настоящее время в демографической науке присутствуют различные дефиниции демографической безопасности. В самом общем виде они сводятся к тому, что под безопасностью подразумевается определенное состояние демографических процессов. Иногда добавляются геополитические аспекты, соотнесение позиций демографических с достижением других национальных интересов государства. По нашему мнению, такие моменты могут только усиливать значение демографической безопасности, но не быть определяющими.

Оценка различных определений демографической безопасности, существующих в настоящее время в демографической науке, позволила внести уточнение в данное понятие и предложить авторское определение данного явления. По мнению автора, демографическая безопасность - такое состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, которое обеспечивается тем, что внутренние противоречия в воспроизводстве населения не препятствуют развитию, а внешние воздействия уравновешиваются самой демографической системой; под внешними воздействиями подразумеваются изменения социально-экономических условий.

В настоящее время разработан достаточно широкий спектр различных индикаторов и показателей, с помощью которых можно оценить состояние демографической безопасности. При всем многообразии демографических показателей, по нашему мнению, в качестве индикаторов могут быть применены только комплексные показатели. Именно они могут в агрегированном виде характеризовать состояние воспроизводства населения - то основное понятие, которое заложено в сущность демографической безопасности. К таким следует отнести: ожидаемую продолжительность жизни, коэффициент депопуляции, задаваемый соотношением рождаемости и смертности, коэффициент суммарной рождаемости, характеризующий итоговую рождаемость женщин. Эти индикаторы могут составить основу системы мониторинга демографического развития.

Элементом данной системы должны стать пороговые значения индикаторов, переход через которые означает преобразование в качественно иное состояние. Это предельные величины показателей, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства и приводит к формированию негативных разрушительных тенденций в обеспечении экономической безопасности.

По мнению диссертанта, для эффективной демографической политики рассмотренные теоретические представления должны адекватно отражаться в нормативных документах, регламентирующих долгосрочную социально-экономическую политику.

Анализ основных документов долгосрочного социально-экономического планирования позволил установить, что вопросы демографического развития и демографической безопасности находят определенное отражение в нормативной базе государственного управления. Рассмотрение современных нормативных документов, имеющих значимость для перспективного социально-экономического развития, показывает, что демографические аспекты во многих из них обозначены. Вполне определенные позиции в части демографического развития имеет, в частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Концепция развития здравоохранения также имеет определенную демографическую ориентацию. В то же время Стратегия национальной безопасности Российской Федерации не определяет демографическую безопасность как специфический вид безопасности, а демографические аспекты в ней вообще отсутствуют.

Такая постановка вопросов демографического развития и демографической безопасности указывает на недостаточное внимание к решению демографических проблем в государственном управлении.

1.2    Аспекты демографической безопасности и возможные формы проявления демографических угроз

Демографическая безопасность - одна из важнейших составляющих безопасности любого государства. Демографическая безопасность - это состояние защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

Объектом демографической безопасности, соответственно, является население страны, а субъектами, обеспечивающими ее - органы власти, в первую очередь, министерства здравоохранения и экономики.

Особенностью демографической безопасности является то, что ее обеспечение зависит от состояния безопасности в других сферах - экономической, экологической, продовольственной, социальной, культурологической и др. А неблагоприятная ситуация в обществе приводит к снижению рождаемости и увеличению заболеваемости и смертности людей.

С другой стороны, неблагополучная демографическая ситуация становится угрозой национальной безопасности - возникает дефицит трудовых ресурсов, снижается обороноспособность страны.

Цель демографической безопасности - обеспечение регулирования численности населения страны с сохранением этнопропорциональной структуры и генетического здоровья людей. Это означает, что у разных государств в зависимости от ситуации в области рождаемости могут быть разные задачи. Так, в развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв, проводится политика, направленная на ограничение рождаемости, поскольку быстрый рост населения существенно увеличивает нагрузку на систему социального обеспечения и экономику. В условиях депопуляции, напротив, государство стремится повысить рождаемость и продолжительность жизни людей [5, с. 23-24].

Угрозы демографической безопасности:

1.      отсутствие в обществе возможностей регулирования количества населения страны (социальной поддержки многодетных семей и др.);

2.      отсутствие заинтересованности граждан в регулировании численности семьи;

.        рост социальной безысходности, алкоголизма, наркомании;

.        деградация института семьи;

.        антисемейная политика средств массовой информации;

.        непропорциональное соотношение между рождаемостью в этнических группах и численностью этих групп.

С народами происходит то же, что и с каждым живым организмом отдельно. Они появляются, развиваются и исчезают, равно как и каждый отдельный представитель народа. Этими процессами интересуется одна из естественных наук - демография. Один из демографических процессов нас интересует в данной дискуссии, потому как становятся явными его проявления в некоторых странах. И этот процесс - депопуляция. Что такое депопуляция, ее сущность и причины, а также прочие факты, нас интересующие как неравнодушных к судьбе народов, рассмотрим в данной статье. Обозначение термина Итак, приступим к основному, что мы собирались разобрать сейчас.

Итак, депопуляция населения - это уменьшение количества населения в пределах определенной страны или отдельной территории, причиной которой при рассмотрении в целом послужило снижение воспроизводства населения. Обозначение самого термина "депопуляция», очевидно, заимствованного из других языков, рассматривалось еще в прошлом веке. Но в ранних научных трудах не было выделено такого понятия. В конце концов, истоки были найдены: термин был введен французскими исследователями, обеспокоенными подобными процессами в своей стране. Только один из трудов XIX века (французская энциклопедия Ларусса) содержал похожее слово «depopulation», произошедшее от «depeupler». Определение второго буквально можно перевести как "избавлять территории от жителей", "уменьшать численность населения территории". Толковать его актуальнее в свободной форме, что приведет нас к заключению - термин обозначает "обезлюживание". Примем к вниманию и тот факт, что такое "обезлюживание" имеется в виду через ряд катастрофических ситуаций и убыль рождаемости. Депопуляция и старение нации Депопуляция выражается в том, что каждое последующее поколение численно меньше предыдущего. Рядом с этим понятием (для полноты информации о демографическом процессе) стоит, на наш взгляд, упомянуть так называемое старение нации. Это как раз одна из сторон, в результате которой проявляется депопуляция. В качестве промежуточного итога резюмируем. Теперь мы знакомы с тем, что такое депопуляция, и даже с новым, возможно, термином "старение нации". Как и все демографические процессы, у депопуляции есть свои причины [3, с. 19-23].

Остановимся на основных признаках депопуляции населения. По сути, мы перефразируем уже сказанное выше. Итак, признаки депопуляции - это: уменьшение численности населения (конкретнее - в результате повышения смертности); новое поколение количественно меньше предыдущего. Далее мы продолжим углубляться в тему, что такое депопуляция и какие вопросы ей сопутствуют. Депопуляция населения: причины Как мы уже знаем, депопуляция - это сокращение населения. Этот процесс имеет такие причины, как: превышение рождаемости смертностью; война - всегда была катастрофической точкой, после которой население страны долго восстанавливается; активная эмиграция (напомним, что эмиграция - выезд из страны на ПМЖ, для работы, прочие причины переезда); эпидемии - характерны для прошлых исторических эпох, в которые развитие медицины не сдерживало распространение смертельных болезней; прочие природные и техногенные катаклизмы, вследствие которых погибла значительная часть населения. Депопуляция населения - это демографическая проблема, решаемая не за одно десятилетие. Ею занимаются на государственном (в отдельных случаях - международном) уровне. Частные случаи уменьшения количества населения

Мы рассмотрели обозначение понятия депопуляции и признаки этого процесса. Однако история дает нам примеры, когда уменьшение численности населения страны или конкретной ее части не считается депопуляцией. К таким случаям можно отнести действие таких факторов, которое быстро прекращается, а население вновь увеличивается. Так, мы помним, что ВОв забрала жизни 27 миллионов жителей Советского Союза. Однако после окончания войны наблюдался стремительный рост населения, и уже за 11 лет довоенные показатели были достигнуты. Процессы, связанные с миграцией, также часто не попадают под обозначение депопуляции. Так происходит потому, что нормальными остаются темпы естественного прироста населения на этих территориях. Уместно это лишь для отдельных стран. Подобным примером может послужить нам Ирландия. В начале XX века там вдвое уменьшилось количество жителей, так как то был период стихийной миграции в Америку [18, с. 15-17].

При этом всем уровень рождаемости на острове был выше уровня смертности. Население и государство: решение проблем депопуляции Проблема снижения численности населения страны рассматривается не только с точки зрения демографии. С самого начала изучения она была в поле зрения политики, общественных деятелей. Рассматривается депопуляция как национальное бедствие. Даже если иммигранты из других стран компенсируют количественно убывающее местное население, это остается проблемой. На государственном уровне депопуляцию преодолевают политикой, направленной на улучшение условий для рождаемости. Это затрагивает и здравоохранение, и социальные программы, и в целом условия жизни. Цель таких программ - восстановление нормального темпа воспроизведения населения страны. Депопуляция населения в России Последние несколько десятков лет России грозит серьезная проблема депопуляции населения. Способствовал этому целый ряд причин как экономических, так и социальных. В целом мы видим тенденцию к обнищанию народа, катастрофическому снижению уровня жизни. Следствие этого - низкая рождаемость, высокая смертность. Депопуляция в России становится первостепенной проблемой. Снижение численности населения приводит к ухудшению ситуации с остальными сферами жизни страны, от той же экономической до научной, военной и прочими. Решение вопроса предусматривает комплексные меры со стороны лидеров. Через вопрос депопуляции мы приходим и к другому - проблеме вырождения нации. Это тот самый случай, когда смертность коренного населения страны не компенсируется приезжими мигрантами. Для России эта проблема также актуальна, как никогда. Смертность россиян категорически растет, а количество населения стремительно падает из года в год. Заключение В нашей статье мы постарались с научно-популярной стороны максимально осветить вопрос о том, что такое депопуляция. C этой целью было освещено значение термина и его происхождения, а также признаки и причины этого демографического процесса.

Актуально значение другого процесса - старение нации.

Под старением населения, или демографическим старением, понимают увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Старение населения является результатом длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, в рождаемости и смертности и их соотношении, а также, частично, миграции.

Проблемам старения населения посвящено немало демографических исследований. Различают два типа старения населения:

Старение снизу, которое является результатом снижения рождаемости.

Старение сверху, которое является результатом увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости.

Учет тенденций и последствий демографического старения - важнейшая задача демографической политики.

В течение всего XX века доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI веке. Так, в 1950 году пожилые люди (лица в возрасте 60 лет и старше) составляли 8% мирового населения, в 2000 году - уже 10%, а в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%. Еще два десятилетия назад казалось, что демографическое старение населения, т. е. увеличение доли пожилых в общей численности населения, свойственно исключительно развитым странам. Однако сегодня стало очевидно, что этот процесс охватил практически весь мир. Что касается России, то здесь в 1959-2002 годах общая численность населения увеличилась примерно на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза [11, с.23-27].

Демографы ООН придерживаются следующей классификации обществ по степени старения: молодым называют население, в котором лиц в возрасте 65 лет и старше менее 4%; зрелым - общество, где таких людей от 4% до 7%; если же их доля превышает 7%, то население считается старым. В России людьми трудоспособного возраста считаются мужчины от 16 до 59 и женщины от 16 до 54 лет. Людей старше предельного трудоспособного возраста относят к категории пожилых. Однако чтобы сопоставление было корректным, мы в соответствии с международной классификацией будем называть пожилыми лиц в возрасте 60 (или 65) лет и старше.

Для характеристики старения населения в демографических исследованиях используются такие показатели, как доли лиц определенного возраста в численности всего населения или его части: доля лиц старше 60 или 65 лет (обозначаемая 60+ или 65+) в общей численности населения, доля лиц в возрасте 75 лет и старше (75+) в общей численности населения, доля лиц в возрасте 75+ или 80+ по отношению к численности возрастной группы 60+.

Одной из мер старения населения является индекс старения - число лиц пожилого возраста на 100 детей. Вычисляется он как отношение численности или доли лиц старше трудоспособного возраста к численности или доле детей (возрастная группа 0-14 лет), умноженное на 100.

Для экономического анализа очень важны показатели старения, связанные с демографической нагрузкой, которая рассчитывается как отношение числа детей и/или лиц старше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения, умноженное на 100. Помимо общей демографической нагрузки, нас может интересовать показатель нагрузки, учитывающий только лиц старше трудоспособного возраста, и доля этого показателя в общей демографической нагрузке. В последние годы в исследованиях, связанных со старением населения, все чаще используется коэффициент поддержки родителей, играющий важную роль при оценке возможности неформальной помощи самым пожилым. Он вычисляется как отношение общего числа лиц в возрасте 85+ к числу лиц в возрасте 50-64 лет, умноженное на 100.

Старение населения - это одно из проявлений трансформации его возрастной структуры в процессе демографического перехода, или демографической революции. Демографический переход, т. е. смена традиционного (экстенсивного) типа воспроизводства населения современным, совершается на протяжении последних двух столетий под влиянием изменений в экономической, психологической и других сферах жизни общества. Демографический переход совпадает по времени со вступлением человечества в эпоху индустриальных обществ. Доиндустриальным (аграрным) обществам и ранним стадиям развития индустриального общества свойствен экстенсивный тип воспроизводства. В условиях очень высокой смертности сложились традиционные нормы демографического поведения, ориентированные на то, чтобы не допустить вымирания. Для этого, естественно, необходима была высокая рождаемость, и в обществе господствовали и постоянно воспроизводились такие отношения, которые исключали возможность массового внутрисемейного регулирования деторождения. В процессе демографического перехода благодаря расширению контроля общества над природными и социальными факторами, вызывающими преждевременную смерть, резко возрастает средняя продолжительность жизни. В результате меняется шкала социальных ценностей, само отношение людей к жизни и смерти. С резким снижением смертности, в особенности детской, тесно связано становление нового, рационального типа рождаемости. Высокая рождаемость перестает быть объективно необходимой; социальные механизмы, воздействующие на рождаемость, теперь ориентированы на поддержание относительно низкого ее уровня, и внутрисемейное регулирование деторождения становится массовым явлением. Переход от традиционного, экстенсивного режима воспроизводства к современному сопровождается изменением возрастной структуры населения, которая графически изображается в виде возрастной пирамиды. На смену пирамиде с широким основанием и узкой вершиной приходит пирамида с узким основанием и расширенной вершиной - такова обычная динамика возрастного состава населения в период демографического перехода. Сильнее всего возрастная структура изменяется на том этапе демографического перехода, когда начинается снижение рождаемости [19, с.87-88].

Социально-экономические последствия старения населения . Процесс старения населения порождает ряд экономических, социально-гигиенических и морально-этических последствий, которые по-разному рассматриваются и решаются в отдельных странах. По мнению ряда демографов и социологов старение населения увеличивает «нагрузку» на трудоспособное население. Однако при этом следует учитывать, что материальные и культурные блага, которыми располагают и которые умножают своим трудом молодые поколения, является в определенной мере результатом труда их предшественников, сегодняшних пенсионеров. Старение населения - закономерный процесс, имеет необратимые последствия. Поэтому учет тенденций и последствий старения населения - важная задача социальной политики.Одно из последствий старения населения - рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».Опубликованный ООН сборник «World Population Policies 2003» наглядно демонстрирует, какое значение отводят правительства разных стран демографическим проблемам, в том числе старению населения.

С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.

Старение населения и социальная политика в России. Со времени проведения Всероссийской переписи населения 2002 года демографическая ситуация по-прежнему остается одной из ключевых проблем в социально-экономическом развитии России. В 2007 году принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, идет реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», введены меры государственной поддержки семей, принята государственная программа по привлечению соотечественников. Весь комплекс этих мероприятий направлен на улучшение демографической ситуации в стране. Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. К 2025 году предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно[5, с.49-53].

Заключение Процесс старения населения представляет собой небывалое, невиданное в истории человечества явление. Увеличение доли пожилых людей (60 лет и старше) сопровождается уменьшением доли молодых людей (до 15 лет). К 2050 году число пожилых людей в мире впервые за всю историю превысит число молодых. Старение населения - это всеохватывающее, глобальное явление, затрагивающее каждого мужчину, женщину и ребенка. Неуклонное увеличение более старых возрастных групп в национальном составе населения, как в абсолютной численности, так и в отношении населения трудоспособного возраста, оказывает прямое влияние на равенство и солидарность между поколениями и в рамках одного поколения. Старение населения - это глубокое явление, имеющее важные последствия и влияние на все аспекты человеческой жизни. В экономической сфере старение населения влияет на экономический рост, сбережения, инвестиции и потребление, рынки рабочей силы, пенсии, налогообложение и социальные трансферты. В социальной сфере процесс старения населения затрагивает проблемы здравоохранения и медицинского ухода, состав семьи и жизненные условия, жилье и миграцию. Процесс старения населения - это устойчивая тенденция. В течение двадцатого века доля пожилых людей неуклонно увеличивалась, и эта тенденция, как ожидается, сохранится и в двадцать первом веке. Снижение рождаемости наряду с увеличением продолжительности жизни вызвали и будут вызывать беспрецедентные изменения в структурах всех обществ, особенно небывалое изменение в соотношении молодых и пожилых людей.

Глубокие, всеохватывающие и устойчивые последствия старения населения представляют собой как огромные возможности, так и огромные проблемы для всех обществ.

Современная демографическая ситуация в России характеризуется депопуляцией, снижением рождаемости и ростом смертности, старением населения, сокращением средней продолжительности жизни, проблемами в трудозанятости населения. Демографический фактор влияет на формирование трудового потенциала, во многом определяет развитие и размещение производительных сил страны. Детальный анализ динамики демографической ситуации необходим для принятия политических решений, затрагивающих интересы общества в целом: в области здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, страхования, социального обеспечения, пенсионной системы и других. Поэтому исследование демографических характеристик старения как с теоретической, так и с практической точки зрения является весьма актуальным.

1.3 Система индикаторов демографической безопасности. Критериальные уровни показателей демографической безопасности


Демографическая ситуация (иначе обстановка) - это состояние демографических процессов, состава и размещения населения в определенное время на определённой территории. В основе понятия лежит греческий корень: demos - народ. Изучением демографической ситуации занимается наука демография. Демографическая ситуация в рамках любой территории складывается из таких демографических процессов как рождаемость, смертность, брачность, прекращение брака.

Следует отметить, что состояние режима воспроизводства населения напрямую зависит от уровня социально-экономического развития страны, а также от социальной структуры общества. Нужно учитывать также и тот факт, что современное состояние демографических процессов во многом будет зависеть и от демографических событий прошлого.

Характеристика демографической ситуации включает:

. оценку численности, возрастно-половой структуры населения, параметров воспроизводства;

. анализ изменения демографических процессов;

. прогноз тенденций и оценку демографических последствий.

Характеристика демографической ситуации не ограничивается количественным описанием и качественной оценкой демографических процессов. Изменение ситуации в желаемом направлении в соответствии с поставленной целью, что является темой демографической политики, требует понимания факторов, породивших те или иные проблемы и их управляемости. Рассматривая эти факторы, их имеет смысл условно разделить на две группы. Первая, к которой относятся эндогенные факторы, представлена характеристиками самого населения: его половозрастной структурой и параметрами воспроизводства, Вторая группа, к которой относятся экзогенные факторы, представлена внешними, преимущественно социально-экономическими воздействиями. [11, с.445]

Таким образом, демографическая ситуация с её количественной характеристикой и качественной оценкой - это, по сути, комплексное всестороннее представление о населении как факторе и критерии социально-экономического развития той или иной территории.

Состав населения - это номенклатура, перечень элементов, составляющих население как совокупность людей. Демографический состав включает в себя деление населения на мужчин и женщин. Население, дифференцированное по возрасту может быть распределено по группам. Группировка, выполненная по качественному признаку, представляет классификацию. Например, в зависимости от такого качественного признака как трудоспособность выделяют три группы населения: моложе трудоспособного, трудоспособное и то, которое старше трудоспособного.

Население может быть распределено на группы и по количественному признаку. Обычно распределение населения по полу и возрасту бывает в однолетней (для каждого отдельного года возраста) и пятилетней возрастной группировках. Последняя дается в стандартной группировке: 0-4 года, 5-9 лет, 10-14, 15-19 и т.д., Такие группировки используется органами статистики при разработке данных переписей населения и текущего учета. Иногда используются также десятилетние группы (0-9, 10-14 и т.д.).

Структура населения - это соотношение между однородными элементами или численно определенными группами. Самой простой выступает половая структура: процентное отношение мужчин и женщин в общей численности населения. Существуют также возрастные, возрастно-половые структуры, распределения по времени проживания и т.д. Структура, т.е. распределение населения по группам может выражаться не только в процентах, но и в долях, промилле. [3, с.53]

Обобщающей характеристикой возрастного распределения населения выступает его средний возраст. Он может рассчитываться для всего населения в целом, для разных возрастных групп и для отдельных контингентов. В качестве примера последнего можно назвать средний возраст занятого или экономически активного населения.

Пол и возраст являются основными демографическими параметрами человека, а половозрастная структура - соответственно, одной из базовых характеристик населения. Эти данные востребованы практически во всех сферах общественной жизни, связанных с жизнедеятельностью людей.

Классификация показателей, характеризующих демографическую ситуация, представлена на рисунке 1.

Рис.1. Классификация показателей, характеризующих демографическую ситуацию

Из рисунка 1 видно многообразия показателей характеризующих демографическую ситуацию. Расчет данных показателей представлен в таблице 1.

Таблица 1-Расчет показателей, характеризующих демографическую ситуацию

Показатели

Расчет

Условные обозначения

Численности населения

Численность постоянного населения

ПН = НН-ВрП+ВрО

ПН - постоянное насление; НН - наличное население; ВрО, ВрП - временно отсутствующие, присутствующие

Численность наличного населения

НН = ПН-ВрО+ВрП

ПН - постоянное насление; НН - наличное население; ВрО, ВрП - временно отсутствующие, присутствующие

Среднегодовая численность населения

СрЧН = (Чнг1+Чнг2)/2

СрЧН - среднегодовая численность населения; Чнг1 - численность населения на начало года первого, второго)

Доля региона, округа, мира, страны

ЧР/ЧСТР*100%

ЧР - численность региона; ЧСТР - численность страны

Темпы роста численности населения

Тр = Чн1/Чн0*100%

Тр - темпы роста; Чн1 - численность населения отчетного периода; Чн2 - численность населения базисного периода

Темпы прироста численности населения

Тпр = Тр-100%

Средний темп роста

Трср = ∑Тр/n

Трср - средний темп роста; Тр - темп роста; N - число лет

Средний темп прироста населения

Тпрср = Трср-100%

Тпрср - средний темп прироста; Тр - средний темп роста

Абсолютный прирост (убыль) населения

Апр = Ч1 - Ч0

Апр - абсолютный прирост; Ч1 - численность населения отчетного года; Ч0 - численность населения базисного года

КОМПОНЕНТОВ ДИНАМИКИ И СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ

Общий прирост населения (абсолютный, относительный)

Опра = Епр+Ипр  Опро = Опра/СрЧН

Опра - общий абсолютный прирост; Епр - естественный прирост; Ипр - иммиграционный прирост; СрЧН - среднегодовая численность населния

Естественный прирост (абсолютный, относительный)

Епра = Чр-Чу Епро = Епра/СрЧН

Епра - абсолютный естественный прирост; Чр - численность родившихся; Чу - численность умерших

ПОКАЗАТЕЛИ ЗАСЕЛЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ

Людность

Л = Чн/Чп

Л - людность; Чн - численность населения; Чп - число поселений

Плотность населения

Пл = Чн/S

Пл - плотность населения; Чн - численность населения; S - площадь территории

Радиус обслуживания населенных пунктов

R = S/N

R - радиус; N - количество пунктов

Коэффициент урбанизации

У = Чгорн/Чн

У - коэффициент урбанизации; Ч - численность городского населения; Чн - численность населения

 

По нашему мнению, демографическая безопасность характеризует защищенность социально-экономического развития общества от внутренних и внешних демографических угроз, обеспечивающая как минимум сохранение геополитического, экономического и этнического статуса государства.

Таблица 2-Система показателей демографической безопасности

1.Показатели уровня демографической безопасности

2.Показатели направления и скорости изменения демографичес-кой безопасности

3.Показатели последствий изменения демографической безопасности (демографических потерь)

коэффициент депопуляции 

абсолютное изменение уровня показателей демографической безопасности

ежегодная убыль численности населения

коэффициент старости населения; 

относительное изменение уровня показателей демографической безопасности

•удельный вес детей, родившихся больными; 

степень диспропорциональности полового состава населения репродуктивного возраста

абсолютное изменение уровня показателей демографической безопасности по сравнению с их предельно-критическими значениями

интенсивность мертворождений

коэффициент семейности

относительное изменение уровня показателей демографическ-ой безопасности по сравнению с их предельно-критическими значениями

•заболеваемость населения отдельными видами болезней: -психическими расстройствами; -туберкулезом; -венерическими болезнями; -наркоманией и токсикоманией; -алкоголизмом; -СПИДом и др.

суммарный коэффициент рождаемости

 

коэффициенты смертности по причинам смерти

интенсивность абортов в репродуктивном возрасте

 

уровень инвалидности населения

общий коэффициент смертности населения

 

число умерших в трудоспособном возрасте

коэффициент младенческой смертности

 

коэффициент использования средней продолжительности жизни в трудоспособном возрасте

• коэффициент миграционного прироста населения; уровень нелегальной миграции

 

экономичность воспроизводства населения и др.

средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (с разбивкой для мужчин и женщин)

 

 

нетто-коэффициент воспроизводства населения и др

 

 


Все приводимые показатели в той или иной мере могут быть использованы для анализа демографической ситуации. .[10, с.368]

С их помощью дается общая картина демографического развития: динамика населения, её компоненты, старение населения, его половозрастная и генетическая структуры, изменение заселенности территории и т.д.


1.4 Роль демографической безопасности в укреплении геополитического статуса российского государства: сохранении территориальной целостности страны; обеспечении национальной безопасности России


Очевидна необходимость геополитологического исследования демографической политики России. Демографическая ситуация, сложившаяся в современной России, характеризуется депопуляцией. Либеральные реформы 1990-х гг. связаны с высоким уровнем безработицы, стагнацией социальной сферы, ограничением доступности медицинского обслуживания, ухудшением физического и психического здоровья россиян, ростом преступности и другими негативными для демографической политики последствиями. Проблемы депопуляции усугублялись отсутствием целенаправленной демографической политики государства.

Демографический кризис как угроза национальной безопасности России требуется преодолеть, что невозможно без повышения эффективности демографической политики. Поэтому в посланиях Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин, позже - Президент Российской Федерации Д.А. Медведев называют преодоление демографического кризиса одной из главных задач государства. Соответствующие приоритеты определены в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Демографические факторы признаны в числе основных для обеспечения национальной безопасности.

Демографическая безопасность является видом национальной безопасности России, которая как система обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства основана на общей стратегии, целью которой являются безопасность человека, основанная на реализации его потребностей и интересов, ликвидации угроз и рисков, направленных против них; безопасность общества как главное условие реализации потребностей и интересов и основной способ предотвращения угроз и рисков безопасности; наличие благоприятной окружающей среды и ее сохранение как естественное условие существования человека. Институционально-политическое обеспечение данной политики выражает закономерные взаимосвязи национальной и демографической безопасности. Поэтому демографическую безопасность следует рассматривать как политическую категорию, отражающую институциональную взаимосвязь между государственным демографическим интересом и системой получивших легитимацию общественных отношений, политическими институтами, обеспечивающими предотвращение и ликвидацию угроз и рисков для поддержания планируемого государственной политикой демографического баланса в обществе. Обеспечение демографической безопасности является важным атрибутивным направлением системы политики национальной безопасности в постсоветской России. Меры обеспечения демографической безопасности в РФ постепенно трансформируются за 2000-е гг. от реактивной модели к проактивной.

Российская демографическая проблематика своеобразна тем, что при экономических индикаторах, относящих страну к категории развивающихся, Россия по демографическим показателям близка к постиндустриальным странам Запада. Данная диспропорция объясняется цивилизационной спецификой России и циклической модернизацией экономической, социальной и политической систем России.

Велики негативные внутриполитические последствия депопуляции. Основной, хотя и смягченной, тенденцией демографических процессов в Российской Федерации является сокращение населения России. Небольшой подъем рождаемости в 2003-2012 гг. обусловлен в основном тем, что в репродуктивном возрасте находится наибольшее по численности поколение, родившееся в 1970-80-х гг.

Экономическое стимулирование рождаемости оказывает влияние в основном на этнические группы, в которых доминируют отношения традиционного общества, а также на малообеспеченные слои населения [16, с.46-47].

Для России с ее огромной территорией депопуляция неизбежно влечет ухудшение ее геополитического положения в мире.Снижение численности населения России и этническое переструктурирование общества на фоне демографического взрыва в развивающихся странах является угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Низкая плотность населения многих макрорегионов (Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север) в сочетании с климатическими изменениями может спровоцировать «ползучую миграционную интервенцию» со стороны стран, где отмечается перенаселение. Эта угроза характерна не только для Сибири и Дальнего Востока, но и ряда регионов Европейской части России.

В ближайшие десятилетия незначительный рост численности населения России будет происходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет миграционное давление на Россию, а, возможно, попытки территориальной экспансии геополитических конкурентов.

1.5 Современные проблемы интегральной оценки и обеспечения демографической безопасности


Установлено, что в 1992-2005 гг. органы государственной власти России проводили реактивную политику, запаздывая отвечать на вызовы демографического кризиса и недооценивая его угрозу. С 2006 г. по инициативе Президента РФ проводится активная демографическая политика, ключевым звеном которой должна стать поддержка рождаемости в большинстве регионов, т.к. снижение смертности и заболеваемости - более длительный и затратный процесс. Особенно важно повысить рождаемость в центральных и северных регионах, сельской местности.

В современной России непосредственное регулирование государством демографических процессов сокращается. Внедряется разработка системы мер косвенного влияния государства на демографический рост с учетом возможностей неправительственных организаций «третьего сектора», профсоюзов, этнических и территориальных сообществ.

Неотложные меры демографической политики по направленности разделяются на сдерживающие и стимулирующие. Сдерживающие меры призваны уменьшить издержки депопуляции: смертность, низкое качество здоровья населения, чрезмерную неконтролируемую эмиграцию и иммиграцию. Стимулирующие меры включают в себя повышение рождаемости, привлечение «качественных» переселенцев, льготное кредитование молодых семей, поощрение многодетности, улучшение работы спортивных и медицинских учреждений, внедрение системы дешевого социального страхования.

Ссылки на опыт высокоразвитых стран Запада по привлечению массовой миграции и мнение о неизбежности низкой рождаемости необъективны. Выход - в системном построении демографической политики в сферах рождаемости, смертности, улучшения образа жизни, поддержки семьи, уменьшения преступности и других социальных девиаций. Следует закрепить в федеральном законодательстве социальные стандарты и индикаторы, отражающие действительное положение семьи в обществе и позволяющие выявлять итоги демографической политики.

Сравнительный анализ стратегий российских партий в демографической политике РФ (2003-2011 гг.) показал, что во всех партийных документах ориентация на демографическую проблематику чаще всего сводится к материально-финансовой помощи, к адресной социальной поддержке определенных категорий населения. Как правило, к ним относят многодетные семьи, семьи матерей-одиночек, инвалидов и других нуждающихся в материальной помощи. Подавляющее большинство партий по традиции выделяет в качестве главного объекта политики не семью как социальный институт, а только ее проблемные, кризисные типы, что является отражением государственного патернализма в рамках прогрессистской парадигмы [20, с.16-18].

Вопросы демографической проблематики занимают незначительное место в социальных блоках партийных программ как свидетельство «остаточного» (неприоритетного) внимания к этим проблемам. Это является следствием недопонимания их остроты и сложности, результатом «узости» мышления, ограниченного рамками предвыборного периода. Ориентация партийных программ на идеи защиты и поддержки семьи - это отражение тяготения к прогрессистскому подходу, подменяющему политику системой эпизодических мер финансовой помощи, это связано с популизмом партийных программ, направленных на удовлетворение запросов, ориентированных на узкий круг текущих проблем.

В программах партий, как правило, не конкретизируется понятие «семья». Важнейший вопрос о выборе объекта политики остается нераскрытым. Акцентирование партийного внимания на отдельных, признаваемых проблемными категориях семей является следствием ориентации на смягчение бедности (в этом контексте - на заботу о благополучии семьи). Попытки стимулирования роста демографических показателей рождаемости автономны от решения проблемы кризиса семьи. Партии ориентируются в большей степени на политику «латания дыр», нежели на политику, создающую благоприятные условия для нормального функционирования полной стабильной семьи с детьми. Специфика трактовки семейной проблематики в политических программах партий обусловлена отражением господствующих в общественном сознании ослабленных семейных ценностей и стереотипов, в рамках которых многодетная семья ассоциируется с проблемными ситуациями (проявление отсталости, бедности, ограниченности) и с полной зависимостью от помощи извне. Несмотря на принадлежность партий к различным политическим направлениям, вариативность трактовок аспектов демографической политики в их программах невелика и непринципиальна, отражает доминирование прогрессистского подхода и лишь в исключительных случаях содержит элементы кризисной теории демографической политики. Это ошибочно и неперспективно с точки зрения эффективности государственной политики.

Для преодоления российского демографического кризиса необходимо доминирование не экономических, а аксиологических детерминант репродуктивного поведения в современном демографическом переходе. Отмечается отсутствие до 2007 г. целостной стратегии вывода России из демографического кризиса, отсутствие системного подхода к разработке механизмов реализации долгосрочной концепции демографического развития России. Проводимая государством с 2007 г. демографическая политика уже принесла позитивные результаты. Предлагается проведение российской инновационной модернизации с учетом необходимости проведения целенаправленной государственной политики стимулирования рождаемости и снижения смертности населения, в условиях второго демографического перехода [18, с.77-78].

Демографический аспект является одним из основных в социальной функции государства, требующий выделения его в приоритетное направление государственной политики. Демографическая политика современного российского государства должна базироваться на нормативно-правовых актах, составляющих целостную систему. Необходима оптимизация и кодификация демографического законодательства на федеральном уровне и адаптация его к особенностям в регионах России.

Региональные власти и органы местного самоуправления в вопросах демографической политики должны проводить федеральную государственную демографическую политику, действовать как единый механизм, а также адаптировать ее к региональным особенностям, для чего необходимо совершенствование регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях. Целесообразна коррекция демографической политики с учетом этнорелигиозных, аксиологических, социально-экономических, политических особенностей регионов России.

Необходимо формирование концепции демографической политики с учетом не только экономической целесообразности иммиграции, но и ее влияния на трансформацию демографической структуры общества, его этнического состава, регулирования эмиграции с целью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны; Следует создать орган исполнительной власти в качестве субъекта демографической политики, ответственный за разработку направлений государственной демографической и миграционной политики; за совершенствование профильного законодательства; за подготовку необходимых проектов нормативных правовых актов; реализацию, координацию и контроль деятельности государственных органов по реализации государственной демографической и миграционной политики; вопросы защиты семьи, молодежи и пожилых людей.

Необходимым шагом в решении этих задач являются разработка и принятие федерального закона «О демографической безопасности Российской Федерации», предметом регулирования которого должен стать демографический суверенитет России. Решая задачу развития законодательства, регулирующего демографические отношения и защиты российских демографических интересов, данный нормативно-правовой акт должен дать определение демографической политике и демографической безопасности Российской Федерации, структурировать субъект демографической политики и демографической безопасности. Необходимым компонентом закона должно быть определение сил и средств предотвращения угроз и рисков в демографической сфере, включающих финансирование соответствующих демографических программ, формирование органов государственной власти, ответственных за проведение демографической политики [17, с.54-55].

Необходимо сосредоточить меры регулирования демографическим развитием на основных направлениях:

. Снижение депопуляции и улучшение возрастной структуры населения.

. Изменение образа жизни семей, повышение ценности рождения и воспитания детей.

. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, семейных ценностей и детоцентризма в общественном сознании.

. Управляемая миграция населения.

Ключевыми критериями достижения целей в указанных направлениях предложены:

позитивные тенденции по увеличению численности населения за счет естественных и миграционных процессов;

рост продолжительности жизни;

повышение качества здоровья населения и его отдельных категорий;

снижение сознательного ограничения рождаемости;

рост мотивированного поведения населения в отношении здорового образа жизни;

укрепление института семьи.

В связи с этим наиболее актуальными задачами в сфере демографической политики должны стать следующие:

1. Снижение смертности и повышение рождаемости.

2.      Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни.

.        Разработка экономических и организационных основ регулирования миграционными процессами, с учетом тенденций развития экономики и социальной сферы, в том числе в условиях реализации национальных проектов.

.        Поддержка института семьи.

Как комплексные мероприятия, направленные на решение поставленных задач, могут рассматриваться следующие.

. Программно-целевое управление, ориентированное на улучшение демографической ситуации, включая разработку и реализацию долгосрочных программ по снижению смертности населения от предотвратимых причин; профилактике и выявлению на ранних стадиях заболеваний; снижению травматизма на производствах и профессиональных заболеваний и сокращения рабочих мест с опасными и вредными условиями труда.

. Развитие социальной рекламы, касающейся борьбы с вредными пристрастиями и асоциальным поведением с целью привития культуры здорового образа жизни.

. Создание условий для сбалансированного мотивированного общественно и личностно приемлемого досуга, в том числе творчески-развивающего досуга, а также для различных категорий населения массовых занятий физической культурой и спортом.

. Укрепление института семьи и повышение ее роли в обществе и государстве путем разработки и реализации республиканских среднесрочных и долгосрочных программ и проектов поддержки различных категорий семей (молодых, приемных, многодетных, сельских, коренных малочисленных народов, студенческих и др.); повышения качества оказания квалифицированных медико-генетических услуг лицам репродуктивного возраста, семьям, женщинам в период беременности; профилактики жестокого обращения в семье и семейных конфликтов, приводящих к распаду семьи.

. Разработка механизма управления миграционными процессами, с учетом современных и прогнозируемых стратегических вызовов, в том числе путем разработки и реализации целевых программ привлечения мигрантов в сектора экономики и социальной сферы с дефицитом рабочей силы, включая привлечение профессионально-квалификационных групп работников из других субъектов Российской Федерации; привлечение квалифицированных иностранных специалистов для обучения и стажировки.

Решение поставленных задач позволит создать эффективную систему демографической политики не только на общенациональном уровне, но и в регионах и местных сообществах России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1       .Антонов,А.И. Сорокин,С.А. Судьба семьи в России XXI века : -М.: Грааль, 2014. С.98-138.

         .Андреев,Б.Н. Горзев, Н.Н. Статья “Шестой кризис” / Б.А. Андреев, Н.Н. Горзев // Журнал ’’Дружба народов”, №7 за 2014 год.с.123-130.

         .Борисов,В.А. Брачность и рождаемость в России : демографический анализ. // 2-е изд.-М.: НИИ семьи, 2013. с. 18-23.

         Борисов,В.А. Синельников,А.Б. Брачность и рождаемость в России : демографический анализ. // 2-е изд. - М.: НИИ семьи, 2013.с.68-90.

         Борисов,В.А. Демография /В.А. Борисов.-М.: Nota Bene,2012.-с.235.

         Бестужев-Лада,И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реаализации целей общества / Д.И.Валентей //Теоретические проблемы формирования и развития единого народнохозяйственного комплекса. М.:-2015 -с.80-111.

         Вишневский, А.Г. Седьмой ежегодный демографический доклад / А.Г. Вишневский //М.: Книжный дом,20150.

         Вишневский, А.Г. Демографическая политика в современном мире //М.: наука. 2014.

         Валентей,Д.И.Современное состояние и перспективы развития :учеб пособие / Под ред. Д.И.Валентей.-М.:-2012.-с.96-107.

         Герасименко,Н.Ф. О демографическом кризисе в России : газета / Н.Ф.Герасименко.-2015.-№22.-С.13-25.

         Гундаров,И.А. Демографическая катастрофа в России / И.А.Гундаров // Причины, механизм, пути преодоления. -М: Эдиториал УРСС, 2015.

         Демография: учеб. Для вузов / под ред. Н.А.Волгина, Л.Л. Рыбаковского.-М.:Логос,2015.-278с.

         Денисов,Б.Эченикэ. Прогноз изменения смертности в России до конца ХХ в. / Б.Денисова, Эченикэ // Вестник Московского университета.-2014.-№4.-с.74-83.

         Захарова,О.Д. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости / О.Д.Захарова.-Москва,2013.-с.76-87.

         Касьян,Г.А. Скачок смертности в России Г.А.Касьян // Результаты анализа международных панельных данных.-М: Российская экономическая школа, 2012.

         Ларина,Л.Ю. Демография: курс лекций /Л.Ю.Ларина.-Орел.: Издательство ОрелГТУ, 2014.-217с.

         Медков,В.М. Бомба депопуляции / В.М.Медков // Опыт России - итоги и уроки.-2014-№2.-С.60-78.

         Медков,В.М.Демография: Учебник для вузов /В.Медов.-М.: Инфра-М,2013.-544с.

         Переведенцев,В.А. Наше демографическое будущее /В.А.Переведенцев // журнал Человек и труд.-2015.- № 5.-С.18-23.

         Рыбаковский, Л.Л.Демографическое будущее России /ИСИ РАН, Саранск 2012.

         Хореев Б.С. О современной демографической ситуации в России / Б.С. Хореев // Диалог.-2015.- № 4

         Хореев Б.С. Анализ прогнозных оценок роста мирового населения / Б.С. Хореев// Диалог.-2015.- № 11

Похожие работы на - Демографическое развитие Северо-Западного федерального округа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!