Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,74 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Введение

От качества информации зависят хозяйственные и производственные решения, которые определяют судьбу предприятий. Потребность в услугах аудиторов можно объяснить расширением потенциального круга источников финансирования. Основой принятия управленческих решений о финансовых инвестициях, выдаче ссуд, расширении коммерческого кредита выступает достоверная информация, которая дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений.

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретает учет расчетов с поставщиками и подрядчиками и их отражение в бухгалтерском балансе. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности и оказываемые услуги.

Оформление договоров с поставщиками и подрядчиками, организация первичного учета расчетов, состояние задолженности, а также отражение в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками и отражение в бухгалтерском балансе во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка. Факторы, искажающие финансовую отчётность, приводят к искажению анализа финансового состояния организации, что в свою очередь, влияет на принятие решений внутренних и внешних пользователей данной отчетности. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, соответственно, улучшению финансового состояния предприятия.

Задачей аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками является установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что своевременное проведение аудиторской проверки правильности учета и налогообложения расчетов с поставщиками и подрядчиками позволит избежать многих неприятностей.

Целью данной курсовой работы является проведение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить сущность и значение аудита;

-исследовать планирование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии;

-рассмотреть методику аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.

Объектом исследования работы является общество с ограниченной ответственностью «МегаТрейд».

Предметом курсовой работы является аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Нормативной базой для написания данной дипломной работы явилось ныне действующее Федеральное законодательство, Налоговый и Трудовой кодексы РФ, постановления, указы, положения, инструкции, а также другие законодательные и нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов по заработной плате, учебники и учебные издания, материалы периодической печати, учетные, первичные документы за 2012 год и отчетность ООО «Маратекс К» за 2009 - 2011 гг.

Глава 1. Сущность и значение аудита

1.1 Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятий

Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности. Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает, что по мере становления и развития аудита возрастает необходимость использования в его организации принципа специализации. Отраслевые особенности сфер хозяйственной деятельности определяют конкретный перечень способов удовлетворения и защиты имущественных интересов, правовой статус и организационные формы хозяйствования, правовые регламенты деятельности, методы учета затрат и калькулирования себестоимости, обоснования стратегии развития и другие условия выгодного использования инвестированных средств [17, c. 93].

Практика управления и становления многоукладной экономики свидетельствует о неотложности организации аудита в промышленном комплексе на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов. Здесь действуют специфичные нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию и т.д. Практически все предприятия нуждаются в соответствующих их правовому статусу системах имущественной ответственности учредителей и должностных лиц, экономических регуляторах и регламентах хозяйственной деятельности. Специализированность аудиторской деятельности наиболее полно проявляется в содержании внутреннего аудита, который по своей сути не может игнорировать особенности обслуживаемого предприятия, его производственное направление, организационно-правовую форму деятельности, технологию выпуска продукции и услуг, организационную структуру предприятия, направления и формы хозяйственных связей с партнерами, факторы финансовой стабильности и др.

Вместе с тем большинство предприятий по установленным Правительством Российской Федерации критериям обязано ежегодно проходить проверки внешнего аудита с целью подтверждения достоверности своей отчетности, а следовательно, должно обеспечить соответствие параметров своей деятельности требованиям законодательства. Эту задачу эффективнее всего может решить внутренний аудит предприятия, прежде всего обеспечением готовности к проверкам внешнего аудита и повышением эффективности внутреннего контроля в системе управления предприятием с целью уменьшения вероятности ошибок и нарушений. Основные задачи внешнего и внутреннего аудита взаимосвязанны. Внешний аудит путем проведения обязательной аудиторской проверки: регулирует отношения между учредителями (собственниками) предприятия и его администрацией (менеджментом) в соответствии со статьями 491 и 103 Гражданского кодекса Российской Федерации; подтверждает соответствие параметров деятельности предприятия требованиям российского законодательства. Внутренний аудит регулирует экономические взаимоотношения, обеспечивая [2]:

соответствие совершенных хозяйственных операций нормативно-правовым актам и регламентам экономического субъекта; достоверность бухгалтерского учета, бухгалтерской и финансовой отчетности;

готовность экономического субъекта к внешним аудиторским проверкам; оказание услуг по разработке и осуществлению учетной политики предприятия по разработке и внедрению внутрихозяйственных регламентов;

организации эффективных систем внутреннего контроля;

ведению расчетов с государством собственниками (акционерами) предприятий по паям (акциям) и партнерами по обязательствам и соглашениям.

Следовательно, внутренний аудит позволяет руководству удостовериться, что деятельность предприятия находится в соответствии с принятой политикой развития, директивно-нормативными документами предприятия, требованиями законодательства. Вместе с тем он обеспечивает и обратную связь с различными сферами деятельности и подразделениями. Бухгалтерский учет дает возможность как управленческому аппарату, так и внешним пользователям иметь достоверное представление о хозяйственной деятельности предприятия. Учет служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и управлением предприятия, эффективность этой связи обеспечивает внутренний аудит.

В современных условиях часть задач внутреннего аудита возложена на различные службы и подразделения предприятия и должностных лиц. Анализ показывает, что контрольные функции не всеми службами предприятия выполняются удовлетворительно и в полном объеме. Кроме того, контроль функционально ограничен, так как он замыкается только на соответствующую службу. Это и определяет в значительной мере высокий уровень рисков предприятия, что не только влияет на взаимоотношения с партнерами, но и приводит к значительным материальным потерям в случае применения налоговых санкций за допущенные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Контроль за деятельностью предприятия призвана обеспечивать также ревизионная комиссия, формирование которой предусмотрено в составе выборных органов управления. Однако нередко деятельность ревизионных комиссий фактически исчерпывается контролем за исполнением решений общего собрания. Являясь выборным органом, ревизионная комиссия работает эпизодически, состав ее не всегда профессионально подготовлен, в связи с чем эффективность ее контроля достаточно низка [21, c. 102].

Главными причинами неэффективности внутреннего контроля являются нерегламентированность деятельности органов и служб управления, должностных лиц и специалистов предприятия, нерациональное распределение обязанностей и отсутствие ответственности за их неисполнение. Имеющиеся регламенты в большинстве своем не отвечают требованиям законодательства, что создает предпосылки для недобросовестного исполнения своих обязанностей должностными лицами предприятий. Таким образом, функционирование предприятий в условиях предпринимательства объективно обусловило создание в аппарате управления службы внутреннего аудита. В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия. Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнивает и оценивает фактически достигнутый результат с поставленными целями и задачами предприятия. Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонения от целей, поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранению выявленных нарушений. Организация внутреннего аудита как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования и взаимоотношения с подразделениями и персоналом предприятия.

Успех аудиторской проверки оценивается наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем, а показателем ее качества являются полнота аудита, издержки по его проведению и эффективность. Экономическая эффективность достигается за счет предупреждения нарушений, своевременного внесения изменений в налоговые расчеты, применения налоговых льгот, оптимальной учетной политики, значительного сокращения штрафных налоговых санкций. Основное условие эффективной деятельности внутреннего аудита предприятия - наличие специфических средств труда: аудиторских стандартов, норм и руководств. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит [26, c. 135].

Большинство стандартов внешнего аудита можно использовать применительно к внутреннему, например планирование аудита, понятие аудиторского риска, оценка влияния внутреннего контроля на достоверность бухгалтерской отчетности и другие.

1.2 Регламентация аудиторской деятельности в РФ

В настоящее время система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней:

уровень системы - Конституция РФ [1], Гражданский Кодекс РФ [2], Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета

уровень системы - Федеральные правила (стандарты аудиторской деятельности) и др.;

уровень системы - внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, методические указания (типовые указания и рекомендации) по ведению учета, подробно раскрывающие конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ, другие аналогичные документы;

уровень системы - рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.), внутрифирменные стандарты, которые разрабатывают аудиты и аудиторские фирмы на основании федеральных правил (стандартов).

Понятие и состав трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в РФ определены ст.5 гл.1 Трудовой Кодекс Российской Федерации вступившего в действие с 1 июля 2006г. Трудовой кодекс является приоритетным по отношению к другим законодательным актам в сфере трудовых отношений. Все прочие источники трудового права не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам [4].

В Федеральном законе от 30 декабря 2008г № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [5] три статьи посвящены управлению аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Отражена также ответственность за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в силу данного закона. Законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.). Законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Также к основным нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность относятся: Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. В 2008 г изменились 7, 8, 9, 22 стандарты, 15 отменен [7].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что аудит регулируется многими законами, а также нормативными актами, такими, как Конституцией, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими.

.3 Цели и задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

Аудиторская проверка учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками начинается с подготовки и планирования аудиторской проверки.

До начала проведения аудита аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии [21, с. 496]:

предварительное планирование;

изучение системы бухгалтерского учета;

оценка системы внутреннего контроля;

установление уровня существенности;

построение аудиторской выборки;

подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии).

Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая, требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике. Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета [24, с. 153]. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям поступления на предприятие различных товарно - материальных ценностей, установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4«Существенность в аудите» [23, с. 191].

Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета. Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией. Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение [20. с. 586].

Следующее, что аудитор продолжает проверять это соответствие остатков синтетического, аналитического учёта и отчётности; осуществления расчётов в строгом соответствии условия имеющихся договоров; своевременности обработки первичной документации; проведении сверок расчётов. Особое внимание аудитор уделяет отражению в учёте авансов выданных и полученных, обоснованности начисления НДС по полученным авансам, целесообразности реструктуризации задолженности и перехода права собственности на неё.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств, как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных экономическим субъектом от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

Аудитор проверяет законность оформления и содержания первичной учётной документации по операциям расчётов с поставщиками и подрядчиками. Проведение этой процедуры обязательно. Её цель - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичного учёта данных имеет юридическую силу, т.е. соблюдены все требования к оформлению документации. Аудитор полистно просматриваете документы, которые были отобраны для проверки ранее. По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов не удалось обнаружить, либо они оформлены неверно, обязательно должна быть учтена в дальнейшем, при проверке их отражения на счёте учёта.

Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Помимо соблюдения формы договора проверяется полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности. Предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств.

Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчетные операции с поставщиками по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер операции, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС [22, с. 254]. При поступлении ТМЦ, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций, правильность списания сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регистров учета на проверяемом предприятии у поставщика [17, с. 338].

Следует проверить правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, 15, 19, 20, 41. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55 (или счетам 62, 76 - при бартерных сделках). Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и балансом.

Особое внимание уделяется операциям с использованием векселей, отражение которых в учете часто производится с ошибками. Аудитору нужно проверить правильность отражения операций при оплате векселями:

предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами; несоответствие качества стандартам или техническим условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков;

при наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как ведется учет курсовых разниц, и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала. аудит расчет поставщик подрядчик

Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться, кроме заключенных договоров, наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской и дебиторской задолженности по счету 60. Точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены, в том числе, и путем контрольного обмера выполненных работ (по заключениям эксперта).

Аудитор проверяет расчеты по претензиям. Согласно ГК РФ претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке этих операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Претензия должна была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать как минимум претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ, претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска кредиторская задолженность подлежит зачислению на счет 91. Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности предприятия [19, с. 233].

После проведения всех необходимых процедур проверки аудиторам предстоит оценить полноту и качество выполнения всех пунктов программы аудита. Аудитор оценивает влияние обнаруженных искажений на достоверность показателей дебиторской и кредиторской задолженности и выражает мнение о достоверности отчётности, проводит анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Аудитор формирует предложения по устранению выявленных существенных искажений.

Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. По возможности выделяют наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и т.д.

По материалам проведенной проверки аудиторской организации рекомендуется наряду с обязательными представлением подготовить письменную информацию (отчет) для руководства проверяемой организации.

Аудиторское заключение о проделанной работе представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмы о соответствии во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки годовой отчетности является обязательным элементом бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат в соответствии с законодательством РФ аудиту. Это заключение также носит юридический статус [25, с. 103].

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом:

-отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

-уничтожение подлинных документов;

-ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);

-неправильное оформление и предъявление претензии по договорам;

-отражение на счетах бухгалтерского учета не реальной дебиторской и кредиторской задолженности;

-несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

-неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиком;

-некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

-неоприходование ТМЦ полученных от поставщиков;

-подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;

-несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

-счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при изменении количества, веса, размеров и т.п.);

-регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;

-отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

-отсутствие графика документооборота;

-ошибки при регистрации документа, несовременная регистрация документа в учетном регистре;

-нарушение срока хранения документации в архиве;

-уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;

-перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;

-несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

-необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченными данными организацией собственными векселями и т.д.);

-отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;

-счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

-отражение суммовых разниц на счетах учета прочих доходов и расчетов, а не на счетах учета запасов и затрат;

-списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

-неправомерное признание задолженности безнадежным и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов;

-отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.;

-несвоевременное предъявление претензий поставщиками и др.

Рассмотрев теоретичечские основы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, перейдем непосредственного к аудиторской проверки расчетов с поставщиками подрядчиками в ООО «Маратекс К».

Глава 2. Планирование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Маратекс К»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля товарных операций

Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «МегаТрейд» Сокращенное наименование: ООО «Маратекс К»

Фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «МегаТрейд».

Место нахождения Общества: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. 3-е Почтовое отделение, д. 59А.

Место нахождения Общества является местом нахождения его исполнительного органа.

Общество является полноправным субъектом хозяйственной деятельности и гражданского права, признается юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам.

Общество имеет самостоятельный баланс, обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли, может быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами (приложение 1).

Общество имеет круглую печать со своим полным фирменным наименованием. Общество может иметь штампы, бланки, удостоверения, эмблему, другие необходимые реквизиты, а так же, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания) и другие средства индивидуализации.

Общество является коммерческой организацией и в качестве основной цели своей деятельности является извлечение прибыли, имеет гражданские права и несёт обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В предусмотренных законом случаях Общество может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Общество может быть учредителем (участником) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законами.

Общество может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренными законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано Обществом в суде.

Учредительным документом Общества является Устав, все последующие изменения в который регистрируются в установленном законом порядке.

Общество создано на неопределенный срок.

Правоспособность Общества возникает с момента его государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц).

Общество является субъектом малого предпринимательства и пользуется льготами, установленными действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства, в полном объеме.

Общество создается для осуществления хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в его продукции, товарах, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли экономических интересов участников и членов трудового коллектива Общества.

Для реализации целей и задач Общество осуществляет следующие виды деятельности:

-Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

-Торговля автотранспортными средствами

-Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

-Оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

-Розничная торговля моторным топливом

-Деятельность прочего сухопутного транспорта

-Деятельность такси

-Деятельность автомобильного грузового транспорта

-Транспортная обработка грузов и хранение

-Организация перевозок грузов

Деятельность Общества не ограничивается видами деятельности, оговоренными в Уставе. Общество осуществляет любые иные виды деятельности, не запрещённые действующим законодательством. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными.

Общество организовывает и участвует в организации всех видов внешнеэкономической деятельности, внешнеэкономическая деятельность Общества определяется экспортом и импортом продукции (работ, услуг).

Основным документом, регламентирующем бухгалтерский учет на предприятии является Учетная политика (приложение 2).

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами (по счетам в банках, кассовым документам, по расчетным договорам изменяющим финансовые обязательства предприятия) подписываются Генеральным директором ООО «Маратекс К» и Главным бухгалтером, или уполномоченными на то лицами, в качестве которых выступают лица, на которых оформлены образцы подписей для банковских операций.

Предприятие принимает первичные учетные документы к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, на предприятии разрабатываются необходимые формы документов на основе ПБУ, методических указаний и инструкций по бухгалтерскому учету и действующих форм первичной учетной документации с учетом потребностей ООО «Мясной мир». Перечень форм с указанием основных и дополнительных реквизитов является приложением к настоящей Учетной политике. При этом подразделения ООО «Маратекс К» согласовывают формы с центральной бухгалтерией. Первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Формы внутрихозяйственной отчетности разрабатываются на предприятии с учетом потребностей в группировке, систематизации и обобщении информации.

Право подписи первичных учетных документов устанавливается приказом по ООО «Мясной мир». Кроме того, руководители служб (начальники отделений, отделов) имеют право подписи документов согласно их должностным и функциональным обязанностям.

Перечень лиц, имеющих право подписи, определяется соответствующим Положением и утверждается Генеральным директором по согласованию с главным бухгалтером.

В ООО «Маратекс К» применяется Журнально-ордерная форма (Книга журнал главная) бухгалтерского учета с элементами автоматизации.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения своевременного составления бухгалтерской отчетности применяется график документооборота по хозяйственным операциям, утверждаемый Генеральным директором ООО «Маратекс К» и закрепленный в «Положении о системе документооборота».

Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95. № 49.

Сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказами руководителя организации. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Бухгалтерская отчетность ООО «Маратекс К» формируется бухгалтерией аппарата управления на основании обобщенной информации об имуществе, обязательствах и результатах деятельности с учетом информации, предоставляемой ведущими бухгалтерами подразделений.

ООО «Маратекс К» ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета. Для ведения бухгалтерского учета всеми подразделениями используется единый Рабочий план счетов, включающий синтетические и аналитические счета и аналитические признаки, разработанный с учетом необходимых требований управления производством и обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы ООО «Маратекс К».

В процессе работы необходимо руководствоваться внутренними документами «Рабочий план счетов ООО «Маратекс К» (приложение 3) и «Методические рекомендации по применению рабочего плана счетов ООО «Маратекс К», являющимися неотъемлемыми приложениями к настоящей Учетной политике.

Важное значение в хозяйстве имеет документооборот, который представляет собой график прохождение документов, контроль за правильностью их оформления и соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учета. В нем устанавливается дата сдачи отчетов за месяц и закрытие счетов для каждого бухгалтера. График документооборота составляется с учетом специализации хозяйства, организационной структурой, места оформления документов, их объемом (приложение 4).

Система внутреннего контроля в ООО «Маратекс К» осуществляет организацию внутреннего контроля за выполнением требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность, рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, достоверностью учетных и отчетных данных в организации. Для оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля целесообразно составить вопросник аудитора по выделенным комплексам задач (табл. 1).

Внутрихозяйственный контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Маратекс К» осуществляют директор и главный бухгалтер.

На основе проведенного теста можно сказать следующее, что в вопросном листе 13 вопроса, максимально предусмотренных положительных ответов 13, в этом случае эффективность системы внутреннего контроля была бы 100%. При проверке деятельности ООО «Маратекс К» положительные ответы были даны только на 12 вопрос. Следовательно, эффективность составляет 12/13*100 = 92,3%.

Таблица 1- Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маратекс К»

Оценка учетной системыКомментарий1. Разработан и утвержден приказ по учётной политике организацииДа2. Разработана и утверждена организационная структура бухгалтерской службыДа3. Имеются должностные инструкции с распределением фактических обязанностей и полномочий бухгалтерской службыДа4. Разработан рабочий план счетов бухгалтерский учётаДа5. Разработан единый график документооборотаДа6. Осуществляется контроль за выполнением графика документооборотаДа7. Применяемая форма бухгалтерского учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная и т.д.)Журнально-ордерная, автоматизированная8. Применение в учёте и управление компьютерных программДа 1С:Предприятие9. Наличие положения о порядке проведения в организации инвентаризацииДа10. Соответствие бухгалтерских проводок действующей методологииДа11. Осуществляется контроль за договорными обязательствами контрагентов (поставщиков и подрядчиков) Да12. Имеется перечень налогов, уплаченных организациейДа13. Факты проведения налоговых проверок в течение отчётного периода и их результатыНе проводились

Таким образом, эффективность системы бухгалтерского учета можно оценить как высокую.

Основные экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия представлены в таблице 2 (приложение 5 - 10).

Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Маратекс К» за 2009 - 2011 года

Показатели2009 г.2010 г.2011 г.Изменение 2011 г. к 2009г.тыс. руб.темп роста, %Выручка-нетто, тыс. руб.103641894220893+10529201,6Себестоимость, тыс. руб.92091841720164+10955219,0Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.53(685)(602)+549*Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 45(548)(488)+443*Среднегодовая стоимость имущества, тыс. руб., в том числе:708473818351+1267117,9оборотные средства707773748344+1267117,9Среднесписочная численность работников, чел242528+4116,7Фонд оплаты труда, тыс. руб.2390,430604536+2145,6189,8Среднемесячная заработная плата, руб.83001020013500+5200162,7Производительность труда, тыс. руб./чел.431,8757,7746,2+314,4172,8Оборачиваемость оборотных средств, раз.1,4642,5692,504+1,04171,0Рентабельность (убыточность) продаж, %0,511(3,616)(2,881)+2,37*Рентабельность (убыточность) продукции, %0,576(3,719)(2,986)+2,41*

Исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что стоимость имущества увеличилась на 1267 тыс. руб. (17,9%), за счет увеличения стоимости оборотных средств на 1267 тыс. руб. (17,9%).

Выручка от продаж, товаров, услуг увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 10529 тыс. руб. (101,6%), также увеличилась и себестоимость продукции, работ, услуг на 10955 тыс. руб. (119%), в итоге ООО «Маратекс К» в 2011 г. получило убыток, который увеличивается на 443 тыс. руб. За анализируемый период наблюдается увеличение численности персонала на 4 человека (16,7%), производительность труда увеличилась на 314,4 тыс. руб., за счет увеличения выручки, также увеличилась заработная плата на 5200 руб. (62,7%).

Оборачиваемость оборочных средств увеличилась на 1,04 оборота. В 2011 г. ООО «Маратекс К» имеет убыточность имущества, которая увеличивается на 5,209 п.п., так если в 2009 г. ООО «Маратекс К» с 1 рубля вложенного имуществ получал прибыль в размере 0,635 руб., то в 2011 г. получает убыток в размере 5,844 руб.

Таким образом, у ООО «Маратекс К» наблюдается кризисное состояние, так как от своей деятельности в последние годы оно получает убытки.

2.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска

На стадии планирования аудиторская группа должна сделать предварительное заключение о величине существенных показателей, т.е. величине, при которой ошибки как единичные, так и взятые суммарно, могут существенно повлиять на данные в финансовой отчетности.

Для применения существенности по каждому отдельно взятому счету используется понятие предельно допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже планируемой существенности, аудитор ликвидирует вероятность того, что сумма расхождений по отдельно взятым выявленным и не выявленным счетам превысит уровень существенности.

При расчете уровня существенности аудитору следует:

выбрать показатели бухгалтерской отчетности;

установить уровень существенности для каждого их них.

Проанализируем уровень существенности по методике, предложенной в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» в таблице 3. Результаты уровня существенности оформлены рабочим документом РД - 1 (Приложение 21).

Среднее арифметическое показателей в столбце 4, рассчитанное непосредственным образом, составляет:

(-30,1 + 417,86 + 167,02 + (-131,5) + 403,28) / 5 = 836,56 / 5 = 165,31 тыс. руб.

Таблица 3 - Расчет уровня допустимой ошибки в ООО «Маратекс К» за 2011 г.

Наименование базового показателяЗначение показателяРекомендуемый % уровня существенностиЗначения, применяемые для нахождения уровня существенностиПрибыль (убыток) до налогообложения (балансовая прибыль) (602)5(30,1)Валовой объем реализации без НДС208932417,86Валюта баланса 83512167,02Собственный капитал (итог раздела IV баланса) (1315)10(131,5)Общие затраты предприятия 201642403,28

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(165,31 - (-131,5)) / 165,31* 100% = 179,5%.

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(417,86 - 165,31) / 165,31* 100% = 152,8 %.

Поскольку значение -131,5 тыс. руб. и 417,86 тыс. руб. отличается от среднего значительно, то, принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее и наибольшее. Новое среднее арифметическое составит:

(-30,1+167,02+403,28) / 3 = 540,2/3 = 180,07 тыс. руб.

Округлим данный показатель до 181 тыс. руб. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:

(181 - 180,07) / 181 * 100% = 0,5%,

что находится в пределах 20%.

Далее распределяем найденный уровень существенности по статьям баланса (таблица 4).

Таблица 4 - Распределение уровня существенности по статьям баланса ООО «Маратекс К» за 2011 год

ПоказателиЗначение, тыс. руб.Доля в валюте баланса, %Значение уровня существенности, руб.АКТИВ 1. Отложенные налоговые активы70,080,142. Запасы172320,6337,343. НДС120,140,254. Дебиторская задолженность660179,04143,065. Денежные средства и денежные эквиваленты80,110,20Итого активов8351100181ПАССИВ6. Уставный капитал1001,202,177. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)(1415)(16,95)(30,67)8. Отложенные налоговые обязательства290,350,639. Заемные средства782093,64169,4910. Кредиторская задолженность181721,7639,38Итого пассивов8351100181

В первую очередь аудитор определяет удельный вес статей, например «Отложенные налоговые активы» в структуре баланса: удельный вес - 0,08% (7/8351*100%). Далее рассчитывается уровень существенности применительно к данной статье: Распределенный уровень существенности - 14,48 тыс. руб. (181*0,08%).

Уровень существенности равен 181 тыс. руб. Таким образом, рассчитав уровень существенности перейдем к составлению программы аудита затрат расчетов с персоналом по оплате труда.

2.3 Программа аудита

Содержание программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице 5. Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками оформлены рабочим документом РД - 2 (Приложение 22).

Таблица 5 - Программа контроля расчетов с расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Маратекс К»

Проверяемая организацияООО «Маратекс К»Период аудиторской проверки01.11.11 - 31.11.11Руководитель группыВовк В. В.

Перечень процедур по разделам проверкиПериод проверкиИсполнительРабочие документыПримечание 1. Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ01.11 - 04.11Вовк В. В.Договоры, письма, счета-фактуры, приходные документыПрослеживание, Подтверждение Прослеживание, Подтверждение2. Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров 05.11 - 08.11Вовк В. В.Акты о расхождении в количестве и качестве полученных ТМЦ3. Проверка правильности определения поставщиками суммы НДС09.11 - 13.11Вовк В. В.Счета-фактуры, инструкции о порядке исчисления и уплате НДСПересчет4. Установление соответствия занесения данных из счетов поставщиков в регистры14.11 - 21.11Вовк В. В.Регистры бухгалтерского учета, счета- фактурыПрослеживание5. Проверка реальности кредиторской задолженности22.11 - 24.11Вовк В. В.Регистры бух. учетаПодтверждение 6. Проверка полноты оприходования материальных ценностей 29.11 - 30.11Вовк В. В.Счета, приходные акты, накладныеВыборочная проверка, сопоставление7. Проверка правильности составления корреспонденции счетов31.11Вовк В. В.Регистры бухгалтерского учета, счета, платежные порученияПрослежива- ние

Программа процедур по существу представляет собой перечень действий проверяющего для таких детальных конкретных проверок. В зависимости от изменения условий проведения проверки и результатов процедур контроля программа проверки может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риск при проведении аудита данного раздела.

Для проведения аудита в ООО «Маратекс К» просматривают первичные документы, сводные регистры, главную книгу и баланс.

Глава 3. Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО «Маратекс К»

3.1 Источники и методы получения аудиторских доказательств

В ходе проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Маратекс К» были использованы следующие источники информации:

договоры комиссии на поставку товарно-материальных ценностей;

договоры на оказание услуг;

счета и счета-фактуры поставщиков;

акты выполненных работ;

приходные документы (товарные накладные).

Методами получения аудиторских доказательств в ООО «Маратекс К» являются:

-инвентаризация;

-пересчет данных;

-проверка соблюдения правил учета товарных операций;

-формальная проверка документов по учету товарных операций.

На ООО «Маратекс К» расчеты с поставщиками и подрядчиками формируются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» необходимо вести по каждому поставщику или подрядчику, а также по каждому предъявленному ими счету в ж/о по счету 60.

Приемка поставляемой продукции по количеству, состоянию укупорки и внешнему оформлению производится заказчиком на складе ООО «Маратекс К». С этого момента заказчику переходит право собственности на продукцию. Поставляемая продукция ООО «Маратекс К», в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.

Кроме договора обязательным условием отражения операций в бухгалтерском учете является наличие первичных документов. При отправке - приемке товаров в ООО «Маратекс К» составляют транспортную накладную (приложение 14).

Товарная накладная является одним из основных документов в товарообороте между предприятиями и предпринимателями. Товарная накладная - как документ, сопровождающий груз, следующий от Исполнителя к Заказчику, так и документ, согласно которому происходит приемка товарных позиций (приложение 15).

Каждый раз наряду с документами, подтверждающими выполнение обязательств по той или иной сделке (акт приемки, акт сдачи, накладная) выписывается счет-фактура, таково требование Налогового Кодекса. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет (приложение 18).

Бланк счета-фактуры на предприятии изготавливается с помощью компьютера. В счете-фактуре указываются: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой готовой продукции; цена; налоговая ставка и другие реквизиты.

Под постоянным контролем работников бухгалтерии должно находиться подписание договоров о материальной ответственности; соответствие документов по оприходованию, расходам материальных ценностей; наличие на предприятии соответствующих нормативных актов, норм расхода сырье на производство; первичные документы на перевозку материальных ценностей.

В ООО «Маратекс К» ведется автоматизированная форма учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, и ведут в журнале-ордере по счету 60. На предприятии составляется оборотно - сальдовая ведомость (приложение 20).

Таким образом, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Маратекс К» налажена надлежащим образом, что позволяет успешно осуществлять бухгалтерскую деятельность.

3.2 Процедуры средств контроля, процедуры по существу и их документирование

В ходе аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками выборочно просматривались приходные документы, выписывая наименования поставщиков товарно-материальных ценностей. Далее, просматривались договора и текущие документы, в ходе контроля было выявлено наличие договоров комиссии на поставку с соответствующим поставщиком на поставку ТМЦ. Затем проверялись наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке. Полученные данные в ходе контроля расчетов отражены в таблице 6.

Данные таблицы позволили оценить: состояние учета поступления товарно-материальных ценностей; качество заключаемых договоров (нет ли среди договоров просроченных); добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным ценностям, по которым нет счетов-фактур.

Таблица 6 - Наличие оправдательных документов на приобретение ТМЦ в ООО «Маратекс К»

Наименование поставщикаПриходный документ, №, датаДоговор, №, дата, срок действияСчет-фактура, №, дата1. ООО «ВИОЛ - СТ»Счет № 14595 от 24.11.2011договор поставки №146 от 24.08.11, до 31 декабря 2012г. № 4645 от 24.11.2011г.2. ООО «ВИОЛ - СТ»ТН 4108 от 24.11.2011договор поставки №146 от 24.08.11, до 31 декабря 2012г.нет3. ООО «Авто - Альянс»ТН А0049308/1 от 13.12.2011договор поставки 7/345 29.02.2011 до декабря 2012.А0049308/1 от 13.12.2011

Таким образом, в ходе аудиторской проверки договоров, было выявлено, что не ко всем договорам прилагается счет фактура. Результаты проверки документооборота расчетов с дебиторами и кредиторами представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Проверка документооборота расчетов с покупателями ООО «Маратекс К»

№ п/пНаименование проверяемого документаДата (период) составления документаНомер документаСодержание хозяйственной операцииЗаключение об отсутствии или характере нарушений2Договор на поставку товара24.08.11 г.146Заключен договор на поставку товара ООО «ВИОЛ - СТ»Нарушений не установлено3Товарная накладная22.03.11659Отгружен товар ООО «АгроЗапчасть» Используется форма, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 г. № 71а.

Из таблицы следует, что при учете расчетов с покупателями в ООО «Маратекс К» нарушений нет, используются все формы первичной документации согласно постановлению Госкомстата РФ.

Важным моментом является проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Если было выявлено отсутствие счетов-фактур на полученные товарно-материальные ценности, то необходимо установить посредством устного опроса: были ли затребованы счета-фактуры от поставщиков или нет. Если запросы были, проверяющий должен просмотреть ответы на них. При отсутствии запросов проверяющий может сам провести сверку с таким поставщиком. Состояние учета поступления и оприходования товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг в ООО «Маратекс К» была сделана оценка наличия договоров на поставку ТМЦ, качество заключаемых договоров. Были выявлены незначительные нарушения по неправильному оформлению документов (в приходных накладных не заполнены все необходимые реквизиты, использованы лишние или не надлежащие реквизиты). Были зафиксированы случаи присутствия копий приходных накладных, также не ведется журнал регистрации счетов - фактур от поставщиков и покупателей. Неотфактурованные поставки в ООО «Маратекс К» не обнаружены.

При оприходовании товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг могут быть выявлены расхождения по качеству и количеству с характеристиками и количеством, указанными в документах поставщика. В таких случаях составляют акт о выявленной недостаче. На сумму недостачи продукции предприятие-получатель предъявляет отправителю (поставщику) претензию.

Контролер последовательно просматривает акты о выявленной недостаче. При проведении детальной проверки принимает решение об участии в приемке каких-либо ТМЦ, а также дает указания о выборочном сопоставлении данных приходных документов поставщика и данных приемных актов склада, сверяя их со сроками предъявления претензий. Кроме этого, контролер выясняет, нет ли случаев предъявления претензий с истечением срока исковой давности. На основании копий документов, приложенных к исковым заявлениям, он определяет, доказательными ли являются предъявляемые поставщикам претензии.

Претензии ООО «Маратекс К» поставщику не были предъявлены т.к. по акту приема - передачи ТМЦ расхождений нет.

Источники информации для проверки правильности определения поставщиком НДС являются:

счета-фактуры поставщиков

инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.

Техника исполнения включает проверку правильности определения поставщиками НДС. Выборке необходимо подвергнуть максимальное число счетов по разным поставщикам, сделать пересчет сумм налога на добавленную стоимость. При расхождении данные заносятся в таблицу 8.

Таблица 8 - Правильность изъятия поставщиками НДС с ООО «Маратекс К»

Наименование поставщикаДатаСчет-фактура, №Сумма по счету, руб.НДС по счету, руб.НДС по перечету, руб.Отклоне ния, +/-ООО «ВИОЛ - СТ»24.11.11464528131,475063,675063,65-0,02ООО «Авто - Альянс»13.12.11А0049308/15093,22916,78916,78-

После проверки правильности определения поставщиком НДС в ООО «Маратекс К» выявлено, что НДС выделен правильно в соответствии с инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет НДС, ног имеется небольшая погрешность, т.е. отдельной строкой и занесен в регистры бухгалтерского учета, случаи самостоятельного выделения НДС отсутствуют.

Метод сбора информации включает проверку документов, предъявляемых клиентом, с использованием приема прослеживания. Проверяющий прослеживает данные первичных документов и их отражение на счетах бухгалтерского учета.

Проверяющий отбирает определенное количество счетов и прослеживает их отражение в применяемом на предприятии учетном регистре. Проверку соответствия данных счетов поставщиков данным учетных регистров отражает в таблице 9.

Таблица 9 - Соответствие данных счетов расчетов с поставщиками и подрядчиками с данными журналов - ордеров ООО «Маратекс К»

Наименование Документ, №, датаПо счету, руб.Фактически отражено в учете, руб.Отклонения, руб. +/-ВсегоВ т.ч. НДСВсегоВ т.ч. НДСВсегоВ т.ч. НДСООО «ВИОЛ - СТ»товарная накладная 4108 от 24.11.11 счет 14595 от 24.11.1133195,145063,6733194,145063,67--ООО «Авто-Альянс»ТН А0049308/1 от 13.12.116010,00916,786010,00916,78--

Если отклонения значительны, проверяющий может расширить проверку, увеличив количество проверяемых счетов.

Соответствие занесения данных счетов поставщиков в учетные регистры в ООО «Маратекс К» занесены везде верно.

В ходе аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками проводилась проверка обоснованности сумм, числящихся на счетах расчетов бухгалтерского учета ООО «Маратекс К». В результате контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками было отобрано 2 случайных результатов актов сверки взаимных расчетов, данные результатов представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Результаты инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО «Маратекс К»

№ Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитораЧислится задолжен-ность (на дату)Сумма задолженности, руб.Документ, подтверждающий задолженностьдеби-торская кредитор-ская1ООО «ВИОЛ - СТ», 413859 Саратовская обл., г. Балаково, ул. транспортная, д.3/119.12.11-277,62 акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 19.12.11 г. (приложение 16) 3ООО «Авто - Альянс», 140006, Московская обл., г. Люберцы, ул. Мира, д.8-Бза 2011 год-295202, 66акт сверки взаимных расчетов за 2011г. по состоянию на 31.12.11г. (приложение 19)

Таким образом, из 2 проверенных актов сверки взаиморасчетов выявлено, что числится кредиторская задолженность в сумме 295480,28 руб.

При оприходование товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг могут быть выявлены расхождения по качеству и количеству с характеристиками и количеством, указанными в документах поставщика. В таких случаях составляют акт о выявленной недостаче.

На сумму недостачи продукции предприятие-получатель предъявляет отправителю претензию. При обнаружении каких-либо несоответствий данные сводятся в таблицу 11.

Таблица 11 - Предъявляемые претензии

№ п/пНаименование товараЗначится по документам поставщикаЗначится по данным складаДокумент, №, датаДата предъявления претензий1Вал карданный ГАЗ - 33081 (4х4) с дв.ММЗ-245.7 промежуточный 11Товарная накладная № А0049308/1 от 13.12.11 Нет

Так как претензия не была предъявлена, в гр. 6 таблицы ставит прочерк. Кроме этого, было выявлено, что нет случаев предъявления претензий с истечением срока исковой давности.

При выявлении реальности дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Маратекс К» было выявлено (с помощью источников информации), что нарушений при получении товара и его оплаты в сроки не обнаружены, искажения данных финансовой отчетности также отсутствуют, отраженная кредиторская и дебиторская задолженность является реальными.

По данным регистров аналитического и синтетического учета проверена правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

В ходе контроля было выявлено, что каждому счету-фактуре соответствует запись в Журнале учета выставленных счетов - фактур, Книге продаж и Журнале-ордере. Следовательно, суммы, предъявленные покупателям и заказчикам ООО «Маратекс К», отражены в учете достоверно.

По итогам контроля можно сделать вывод, что выручка от продажи оконной продукции покупателям получена в кассу в полном объеме.

Счета на оказанные услуги должны учитываться своевременно, т.е. по мере оказания услуги с отнесением к соответствующим периодам. Для контроля необходимо выборочно сверить даты, указанные в выставленных счетах, накладных, счетах - фактурах и датами записей Журнала-ордера по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (приложение 20).

В ходе контроля необходимо проверить, как отражается на счетах бухгалтерского учета ООО «Маратекс К» оптовая реализация товаров с последующей оплатой.

При проверки правильности составления корреспонденции счетов контролер проверял следующие документы: регистры бухгалтерского учета; счета покупателей; банковские и кассовые документы.

Бухгалтер отразил в бухгалтерском учете рассмотренную операцию записями, которые отражены в таблице 12 (приложение 25).

Таблица 12 - Отражение в бухгалтерском учете ООО «Маратекс К» расчетов с дебиторами и кредиторами

№ Содержание хозяйственной операцииСумма, руб.Корреспонденция счетовЗаключениеДебетКредит1Приобретены запчасти для автотранспорта у ООО «ВИОЛ - СТ»28131,4710-560правельно2Начислен НДС на приобретение запасных частей для автотранспорта5063,671960правельно3Оплачены запасные части 33195,146051правельно4ВООО «Маратекс К» поступил Вал карданный ГАЗ -33081 от ООО «Авто-Альянс»5093,224160правельно5Отражена сумма НДС за товар916,781960правельно6Произведена оплата за поставленный товар60106050правельно

По итогам контроля можно сделать вывод, что бухгалтерия ООО «Маратекс К» отражает на счетах бухгалтерского учета расчеты с дебиторами и кредиторами в соответствии с требованиями Плана счетов бухгалтерского учета.

Проверка показала, что корреспонденция счетов составлены верно в соответствии с их видом деятельности, т.е. правильно отражены операции на счетах, учитывающих издержки обращения.

3.3 Письменная информация аудитора по результатам проведения аудита в ООО «Маратекс К»

Согласно правилу (Стандарту) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» подготавливается для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 2263 от 22 декабря 1993 г.

Согласно проведенному аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками, была составлена следующая письменная информация для руководства ООО «Маратекс К»:

. Мною проведен аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Маратекс К» за ноябрь 2011 г.

. При планировании и проведении аудита расчетов с поставщиками и заказчиками проверилось состояние внутреннего контроля на ООО «Маратекс К». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ООО «Маратекс К».

Мною было рассмотрено состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ООО «Маратекс К» с целью выявления всех возможных недостатков.

. В процессе аудита мною не были обнаружены никакие факты, из

которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ООО «Маратекс К» масштабам и характеру его деятельности.

. Мною не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по расчетоам с поставщиками и подрядчиками, отраженных в бухгалтерской отчетности.

. Было проверено соответствие ряда совершенных ООО «МегаТрейд» финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что отраженная в бухгалтерской отчетности информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного мной аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности ООО «Маратекс К» законодательству.

. Результаты проведенной мной проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись на ООО «Маратекс К» в соответствии с законодательством.

В дальнейшей хозяйственной деятельности ООО «Маратекс К» рекомендуется обратить внимание на случаи возникновения расчетов по претензиям. Если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ, а при приемке на склад обнаружились недостача ТМЦ против отфактурованного количества ТМЦ либо несоответствие принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин - поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. Нужно обратить внимание на следующие моменты:

все претензии учитываются по Плану счетов на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;

претензия должна быть предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказаться в удовлетворении иска);

пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлением, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минумум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ, претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

Заключение

В курсовой работе была рассмотрена и решена поставленная цель - изучение методики аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Хозяйственная деятельность любой организации невозможна без приобретения у поставщиков товарно-материальных ценностей, потребления работ и услуг сторонних организаций и, следовательно, без расчетов за эти услуги. Поставщиками и подрядчиками называют организации, поставляющие сырье, материалы и другие ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые заказчиком работы и потребленные услуги предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем отражаются все операции, связанные с расчетами за приобретенные материально-производственные запасы, принятые работы и услуги, независимо от времени оплаты предъявленных расчетных документов.

Целью аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками является формирование мнения о полноте и достоверности информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, отраженной в финансовой отчетности организации. Основными нормативными актами, используемыми для проверки, являются Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, а также законодательные акты, регулирующие порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для аудита операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками разработаны задачи проверки, характерные источники информации и аудиторские процедуры, а также определены типичные ошибки.

Объектом курсовой является ООО «Маратекс К», стоимость имущества которго, увеличилась на 1267 тыс. руб. (17,9%), за счет увеличения стоимости оборотных средств на 1267 тыс. руб. (17,9%).

Выручка от продаж, товаров, услуг увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 10529 тыс. руб. (101,6%), также увеличилась и себестоимость продукции, работ, услуг на 10955 тыс. руб. (119%), в итоге ООО «Маратекс К» в 2011 г. получило убыток, который увеличивается на 443 тыс. руб. За анализируемый период наблюдается увеличение численности персонала на 4 человека (16,7%), производительность труда увеличилась на 314,4 тыс. руб., за счет увеличения выручки, также увеличилась заработная плата на 5200 руб. (62,7%).

Оборачиваемость оборочных средств увеличилась на 1,04 оборота. В 2011 г. ООО «Маратекс К» имеет убыточность имущества, которая увеличивается на 5,209 п.п., так если в 2009 г. ООО «Маратекс К» с 1 рубля вложенного имуществ получал прибыль в размере 0,635 руб., то в 2011 г. получает убыток в размере 5,844 руб.

Таким образом, у ООО «Маратекс К» наблюдается кризисное состояние, так как от своей деятельности в последние годы оно получает убытки.

На предприятии используются формы учетных регистров, приведенные в компьютерной программе «1С: Предприятие», но их бывает недостаточно для качественной и оперативной обработки данных.

Существенных замечаний обнаружено не было, на основе данного исследования руководству предприятия.

Список использованных источников

1.Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // СПС «Консультант плюс», 2012.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, 32, ст. 3301.

3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

.Федеральный Закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 №307-ФЗ // Нормативные акты для бухгалтера.-2009.-№1.-С.35.

.Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, № 48, ст. 5369.

7.Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с учетом последующих изменений)

8.Приказ Минфина РФ от 24 марта 2000 г. №34н. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

.Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008»

.Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999г. № 43-н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»

.Аудит в России. Законодательство. Стандарты. М.: Инвест Фонд, 2008. - 165 с.

.Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Филинъ, 2009. - 235 с.

13.Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: ЭКЗАМЕН, 2009. - 162 с.

14.Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. - М.: Финансы и статистика. 2009 - 264 с.

.Бычкова С.М., Растамханова Л.Н. Риски в аудиторской деятельности/ под. ред проф. С.М. Бычковай. - М.: Финансы и статистика, 2010 - 416 с.

.Данилевский Ю. А., Шапигузов С. М. Аудит. Учебное пособие. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2009. - 184 с.

17.Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.:ИНФРА-М, 2010. - 522 с.

18.Подольский В.И. Аудит. Учебник для вузов, под ред. В. И. Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. - 534 с.

19.Скобара В.В. Аудит; методология и организация. - М.: «Дело и сервис», 2009. - 576 с.

20.Смекалов П.В., Терехов А.А., Терехов М.А. Теория и практика аудита. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ « Балтийский аудит», 2008. - 218 с.

.Солодов А.К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники. - Воронеж, 2008. - Ч.1 -159 с.: Ч.2. - 160 с.

.Терехов А.А. Терехов М.А. Контроль и аудит. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 272 с.

.Фролова Т.А. Аудит: конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. - 273

.Шеремет А.Д., Суйд В. П. Аудит. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

Похожие работы на - Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!