Экономическая оценка конкурентоспособности предприятия
1.
Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты
1.1 Понятие
конкурентоспособности. Факторы её определяющие
Понятие «конкурентоспособность»
следует различать в узком и широком смысле.
В узком смысле оно раскрывает
количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителями
продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и
качества поставляемых на этот рынок товаров. Чем ниже средние индивидуальные
затраты на товары и выше их потребительские характеристики, тем выше уровень
конкурентоспособности товаропроизводителя [2, с. 5].
К важнейшим факторам
конкурентоспособности предприятия следует отнести степень развития
инновационной деятельности, уровень производительности труда, способность
адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка,
устойчивость и стратегию развития, оптимальность затрат на производство,
уровень рентабельности производства [1, с. 6].
Устойчивость предприятия в рыночных
условиях должна учитывать необходимость постоянного обновления производственных
процессов, обеспечивать непрерывность формирования нового качества поставляемой
продукции. В данной связи устойчивым развитием предприятия можно назвать такое,
при котором обеспечивается как текущая, так и стратегическая стабильность его
экономики и укрепление конечных позиций. Предприятие обладает долгосрочной
устойчивостью, если темпы его развития соответствуют темпам развития рынка, и
краткосрочной устойчивостью, если обеспечивается надежная платежеспособность. Инновационная
активность предприятия характеризуется темпами инноваций и количественно может
определиться как произведение относительных частных индексов: индекса
инновационной затратоёмкости (отношение объема инновационных затрат к объему
продаж), индекса обновления (доля новой продукции в общем объеме выпуска),
индекса новизны (средневзвешенная степень инновационности продуктов). Чем
больше у предприятия конкурентных преимуществ и выше качественные
характеристики продукции, тем более благоприятные предпосылки оно имеет в
торгово-сбытовой деятельности [1, с. 7].
Под конкурентоспособностью в широком
смысле понимается количественная и качественная характеристика показателей,
определяющих социально-экономическое развитие страны и потенциал дальнейшего ее
роста и совершенствования. Действующий в течение многих лет исследовательский и
издательский проект Всемирного экономического форума по проблемам
конкурентоспособности в одном из обзоров определяет конкурентоспособность как
способность поддерживать высокие темпы роста реального душевого дохода,
измеряемого темпами роста ВВП в расчете на душу населения в постоянных ценах.
Индекс конкурентоспособности для каждой страны рассчитывается как:
средневзвешенный из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов,
которые определяют степень конкурентоспособности страны и одновременно
показывают, по их мнению, наибольшее воздействие на долгосрочный экономический
рост. В частности, это открытость, финансы, конкуренция, технология,
инфраструктура, менеджмент, труд, институциональная среда. Такой подход можно
назвать статическим.
Каждый из названных факторов
обобщает показатели, характеризующие положение в соответствующей области. Так,
фактор «технология» учитывает 29 отдельных показателей. Показатель
«институциональная среда» используется для сопоставления стран по степени
надежности правовых и общественных институтов, включая гарантии исполняемости
законов и защиту прав собственника [2, с. 5].
Наибольший интерес представляет
оценка потенциала конкурентоспособности экономики на основе использования
системы показателей, характеризующих качественное состояние основного,
человеческого капитала, создаваемого продукта, а также перспектив их развитая.
Данный подход, в отличие от традиционного, использующего стоимостные величины
продукции, ее качества и обслуживания в эксплуатации благ, характеризующих
локальность экономического развития, позволяет, опираясь на качественную
характеристику главных факторов, предопределяющих конкурентоспособность
экономики, раскрыть перспективы ее развития и обосновать
социально-экономическую стратегию страны.
Конкурентоспособность представляет
собой возможность эффективной деятельности и ее практической прибыльной
реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем
комплексом имеющихся у предприятия средств.
1.2 Экономические
аспекты конкурентоспособности
Экономические аспекты
конкурентоспособности отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность
отдельного товара и конкурентоспособность фирмы.
Конкурентоспособность товара
представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей
произведенной продукции, обеспечивающих потребности покупателя (потребителя).
Конкурентоспособность товара зависит
от возможностей конкретного товаропроизводителя производить конкурентоспособный
товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с
товарами-аналогами определяют его рыночный успех как на внутреннем, так и
внешнем рынке. Она определяется рядом факторов, важнейшие из которых - издержки
производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают
влияние на цену и качество изделий.
Конкурентоспособность продукции на
специфицированном уровне исследования определяется, как ее способность быть в
большей степени востребованной на анализируемых рынках, сохраняя высокую долю
внешнего спроса в общем объеме ее производства при условии наилучшего
обеспечения внутреннего спроса товарами.
Все методы, позволяющие производить
количественную оценку конкурентоспособности товара, подразделяются на два вида:
априорный, то есть позволяющий оценить будущий потенциал, и апостериорный, или
текущее состояние конкурентоспособности, определяемое на основе фактических
данных.
Конкурентоспособность предприятия -
это способность создавать и производить товары, которые по своим
характеристикам наиболее полно удовлетворяют запросам потребителей, чем
аналогичные товары конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия
включает комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на
отраслевом рынке:
характеристика производимого
продукта;
технико-экономические характеристики
условий производства и сбыта - производительность труда, производственные и
общие издержки, ресурсоемкость, технический уровень производства и др.;
характеристики конкурентных
преимуществ товаров и услуг - цена, объем продаж и его динамика, прибыльность.
Для оценки конкурентоспособности
предприятия используют следующие характеристики:
способность осуществлять эффективную
производственную и коммерческую деятельность;
высокий уровень репутации на рынке;
способность осуществлять на высоком
уровне инновационную деятельность;
способность оперативно реагировать
на происходящие изменения на внешнем рынке;
стабильное финансовое положение.
Таким образом, конкурентоспособность
предприятия представляет относительную характеристику, отражающую отличия
процесса развития данного товара производителя и конкурента как по степени
удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по
эффективности производственной деятельности [4, с. 105].
1.3 Методы оценки
конкурентоспособности предприятия
Наряду с теоретическими
исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, в экономической
литературе давно обсуждается проблема практической оценки
конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки
конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные
успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности
идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности
предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении
предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики
комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее
время не выработано.
Определение конкурентоспособности
предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего
субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта
необходима в целях:
разработки мероприятий по повышению
конкурентоспособности;
выбора контрагентов для совместной
деятельности;
составления программы выхода
предприятия на новые рынки сбыта;
осуществления инвестиционной
деятельности;
осуществления государственного
регулирования экономики.
В любом случае осуществление оценки
конкурентоспособности предприятия преследует цель: определить положение
предприятия на исследуемом рынке.
Матричные методы:
Преимущества метода: при наличии
информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод
позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.
Недостатки метода: исключает
проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих
решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что
влечет необходимость соответствующих исследований.
Методы, основанные на оценке
конкурентоспособности продукции предприятия:
Эта группа методов базируется на
суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше
конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции
используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе
большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.
Методы, основанные на теории
эффективной конкуренции
Согласно этой теории, наиболее
конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом
организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности
каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов предприятия.
Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку
эффективности использования им этих ресурсов.
Комплексные методы:
Методы, отнесенные к данному
подходу, определены как комплексные в силу того, что оценка
конкурентоспособности предприятия в рамках каждого из методов ведется на
основании выделения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности
предприятия. Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке
конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности
практического применения большинства из них. Основной причиной такового
является изначально недостаточно четко определяемое большинством экономистов
понятие конкурентоспособности предприятия и критериев оценки этого показателя.
Это, в свою очередь, обуславливается отсутствием общепринятого понятия
конкурентоспособности предприятия [9 с. 5].
Подводя итог рассмотрению понятия
«конкурентоспособность», следует заключить, что конкурентоспособность стала
«знаковой» характеристикой экономики ХХI века: на рынке конкурируют отдельные
товары, предприятия, отрасли, регионы, целые страны и континенты. Оценка
конкурентоспособности любого объекта требует четких характеристик. В них должны
быть отражены аргументы, свидетельствующие о высокой жизнеспособности данного
объекта и преимуществах его перед аналогами, что подтверждается количественными
показателями.
2.
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовский мясокомбинат»
2.1 Характеристика
предприятия
ОАО «Борисовский мясокомбинат»
расположен в городе Борисове, ул. Демина, 8; занимает площадь 9 га, площадь застройки
6,8 га, производственная площадь 162 тыс. м². Комбинат является структурным подразделением ГУ»
Миноблмясо-молпром».
Первоначально ОАО «Борисовский
мясокомбинат» был построен в старой части города в 1933 году. Строительство
нового комбината было начато в южной промышленной зоне города Борисова в 1965
году, а в 1967 году был введен в эксплуатацию мощностью 30 тонн в смену по
выработке мяса и 5 тонн колбасных изделий.
В 1970 году был построен цех
сырокопченых колбасных изделий.
В 1978 - 80 годах был введен новый
корпус первоначальной обработки скота мощностью 50 тонн мяса в смену.
В 1983-1985 годах была завершена
вторая очередь реконструкции комбината со строительством термической части
холодильника, административно-бытового корпуса.
В 1987-1989 годах была выполнена
третья очередь реконструкции комбината, направленная на увеличение мощности
холодильника, цеха технических служб, пункта мойки и дезинфекции, а также цеха
технических фабрикатов и колбасного производства.
Это современное мясоперерабатывающее
предприятие, оснащенное всем необходимым оборудованием для выпуска качественной
продукции достаточно широкого ассортимента.
На сегодняшний день в состав
мясокомбината входит 3 основных цеха: колбасный цех, специализированный цех по
выпуску сырокопченых колбасных изделий и мясожировой цех. Кроме того, имеется
холодильник с единовременным хранением 1800 тонн мороженых грузов, охлаждение
130 тонн, заморозки 50 тонн. Мясокомбинат имеет столовую, корпус в
оздоровительном детском лагере «Салют» и социально-бытовой комплекс, в который
входят общежитие, гостиница, парикмахерская, тренажерный зал. В конце 2004 г.
Состоялось открытие фирменного ресторана ОАО «Борисовский мясокомбинат»
«Королевская охота». Инфраструктура и социально-бытовой комплекс предприятия
постоянно развиваются. В 2005 г. На базе предприятия создан питомник кавказских
и среднеазиатских овчарок. А с 2006 г. Функционирует и расширяет свой комплекс
услуг охотничье хозяйство «Королевская охота». Работают 13 фирменных магазинов,
оптовый магазин-склад. Кроме того, продукция реализуется на рынок Российской
Федерации через субъектов хозяйствования товаропроводящей сети, расположенные в
г. Москва, учредителем которых является ОАО «Борисовский мясокомбинат», а также
по прямым договорам в другие регионы России. Развитие экспортных поставок
является одним из приоритетных направлений по расширению зоны и объемов
поставок продукции. На ОАО «Борисовский мясокомбинат» ведется постоянная работа
по освоению новых сегментов рынков Республики Беларусь и за ее пределами.
Визитной карточкой ОАО «Борисовский
мясокомбинат» в течении последних 30 лет были твердокопченые изделия.
Особенностью продукции предприятия, приносящее ей всеобщее признание и
приверженность потребителей, является то, что в производстве применяются традиционные
методы и рецептуры, присущие именно белорусским колбасным и мясным изделиям, в
сочетании с новейшими технологиями и оборудованием. Важным аргументом также
является то, что предприятие имеет собственную сырьевую базу и работает
практически на отечественном сырье.
На предприятии вырабатывается более
300 наименований изделий. К основанной продукции, вырабатываемой ОАО
«Борисовский мясокомбинат», относятся:
• Колбасные изделия;
• Продукты из свинины и
говядины;
• Полуфабрикаты;
• Пельмени;
• Мясо: говядина, свинина,
конина;
• Субпродукты 1 и 2
категории;
• Шкуры;
• Эндокринно-ферментное
сырьё;
• Сухие животные сырьё.
На сегодняшний день мощность
основного производства предприятия составляет порядка 40 тонн колбасных изделий
и 13 тонн полуфабрикатов в сутки.
Качество продукции предприятия
подтверждается большим количеством наград. Из наиболее ценных - премия
правительства за достижения в области качества, премия Минского облисполкома в
области качества, гран-при, золотые, серебряные медали, дипломы победителей на
международных выставках «Интерфуд», «Петерфуд», «Агрорусь» в г.
Санкт-Петербург, «Мясная индустрия», «Продэкспо», «Белорусское качество»,
«Золотая осень» в г. Москва, дипломы победителей на белорусских выставках и
конкурсах «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лучшие товары Республики
Беларусь на рынке Российской Федерации», «Густ», «Продукт года - выбор
потребителя», «Лучшая продукция года». В профессиональной номинации среди
производителей мясной продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» неоднократно
становился победителем Национального конкурса «Бренд года».
Предприятие продолжает работу над
улучшением качества продукции, расширением ассортимента и завоеванием новых
рынков сбыта.
2.2 Описание продукции
предприятия
К основной продукции
комбината относятся:
. Мясо говядины, свинины, конины;
2. Субпродукты 1 и 2 категории;
. Шкуры;
4. Эндокринно-ферментное сырье;
5. Сухие животные корма;
6. Вареная колбаса, сосиски и
сардельки;
7. Колбасные изделия из субпродуктов
1 и 2 категории;
. Полукопченая, сырокопченая,
сыровяленая и варено-копченая колбасы;
9. Копчености;
10. Полуфабрикаты мясокостные,
крупнокусковые, быстрого приготовления;
11. Фарш, котлеты, пельмени.
. Жиры пищевые.
Мясо говядины, свинины, конины,
баранины, субпродукты 1 и 2 категории в охлажденном виде передаются для
дальнейшей переработки, а в замороженном виде - в торговую сеть.
Эндокринно-ферментное сырье в
замороженном виде поступают на ОАО «Белмедпрепараты» для дальнейшей
переработки.
Шкуры свиные, КРС, конские в
мокросоленом виде реализуются кожевенным заводам и на экспорт.
Сухие животные корма (мясокостная и
костная мука) реализуются комбикормовой промышленности.
Два колбасных цеха предприятия
производят широкий ассортимент колбасных изделий, различные мясные
полуфабрикаты: крупнокусковые, мясокостные, фарш, котлеты и пельмени.
Продукция предприятия отличается
высоким качеством и заслуженно пользуется высоким спросом у покупателей.
ОАО «Борисовский
мясокомбинат» постоянно расширяет имеющийся ассортимент выпускаемой продукции.
Разработка и постановка продукции на производство осуществляется строго в
соответствии с нормативными документами, действующими на территории Республики
Беларусь, а также в соответствии со стандартом предприятия «Разработка новых
видов изделий».
При разработке
новых видов продукции руководство ОАО «Борисовский мясокомбинат» учитывает все
факторы, которые содействуют тому, чтобы характеристики продукции
соответствовали ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон.
В 2010 г. были
произведены следующие новые виды продукции:
ü Колбаса
«Миланская» с сыром в/к в/с салями;
ü Шпик
сол. «Пикник»;
ü Сосиски
«Докторские Прима» в/с;
ü Колбаса
п/к «Польская Люкс» б/с;
ü Колбаса
п/к «Купеческая» б/с;
ü Грудинка
сол. «Панская»;
ü Колбаса
вар. «Докторская Премиум» в/с;
ü Колбаса
вар. «Крестьянская Особая» 2 сорт;
ü Колбаса
ливерная к «Завтраку»;
ü Изделие
из субпродуктов «Закуска к пиву «Баварская»;
ü Сардельки
Докторские Особенные в/с;
ü Сардельки
Молочные Любимые в/с;
ü Сардельки
Нежные Особые в/с;
ü Тушки,
полутушки птицы Столичные к/в;
ü Колбаса
«Столичная экстра» сухая с/к в/с;
ü Колбаса
«Советская экстра» сухая с/к в/с;
ü Колбаса
«Юбилейная экстра» сухая с/в в/с;
ü Колбаса
«Традиционная Люкс» сухая с/в в/с;
ü Колбаса
«Марининская» с/в в/с сухая;
ü Грудинка
соленая «Фестивальная»;
ü Грудинка
«Деревенская» с/к;
ü Зельц
«Фирменный» в/с;
ü Пельмени
«Сибирские»;
ü Пельмени
«Селянские»;
ü Пельмени
«Богатырские»;
ü Колбаса
«Охотничья» сырая;
ü Фарш
мясной «Белорусский новый»;
ü Колбаски
сырые «Деревенские»;
ü и
многие другие.
На 2011 г. были
произведены:
· Полуфабрикаты
рубленые.
· Колбасы
п/к.
· Колбасы
в/к.
· Изделия
из субпродуктов 1 и 2 категории.
· Полуфабрикаты
из свинины быстрого приготовления панированные, в маринадной массе.
· Изделия
колбасные сырокопченые и сыровяленые.
· Изделия
из свинины и говядины к/в, к/з, вареные.
· Изделия
колбасные вареные, сосиски, сардельки [10].
Общий объем производства за
последние годы приведен в таблице 1.
Таблица 1. Общий объем производства
за 2010-2011 гг.
Наименование
|
Годы
|
Темп роста, %
|
|
2010 год
|
2011
|
|
|
|
|
|
Переработано скота, всего
|
30677
|
85
|
в т.ч. из госсырья
|
35887
|
29511
|
82
|
Мясо и субпродукты 1 кат., всего
|
21207
|
18343
|
86
|
в т.ч. из госсырья
|
21007
|
17642
|
84
|
Колбасные изделия, всего
|
9607
|
10730
|
112
|
в т.ч. из госсырья
|
9115
|
10730
|
118
|
в т.ч. вареные
|
3117
|
3705
|
119
|
сосиски, сардельки
|
1424
|
1634
|
115
|
Полукопченые
|
447
|
515
|
115
|
Копчености
|
1457
|
1842
|
126
|
Твердокопченые
|
2177
|
2194
|
101
|
Субпродуктовые
|
865
|
771
|
89
|
Прочая
|
120
|
69
|
58
|
Мясные полуфабрикаты
|
4025
|
4330
|
108
|
в т.ч. из госсырья
|
3837
|
4330
|
113
|
в т.ч. котлеты
|
101
|
228
|
226
|
Пельмени
|
990
|
869
|
88
|
Фарш
|
590
|
629
|
107
|
1013
|
950
|
94
|
Крупнокусковые
|
1143
|
1527
|
134
|
Жиры пищевые топленые
|
736
|
647
|
88
|
Жир технический
|
52
|
987
|
1898
|
Сухие животные корма
|
1140
|
999
|
88
|
В 2011 году по сравнению с 2010
годом ассортимент вырабатываемой предприятием продукции остался практически на
прежнем уровне. Как и ранее наибольший удельный вес занимают вареные колбасные
изделия, их удельный вес вырос на 119%. Вырос удельный вес копченостей 126% и
твердокопченых колбас на 101%.
По сравнению с 2010 годом увеличился
удельный вес выпуска котлет и пельменей, увеличился удельный выпуска и
крупнокусковых полуфабрикатов мясокостных полуфабрикатов и фарша.
ОАО «Борисовский мясокомбинат»
наладил выпуск копченостей в термоусадочные вакуумные пакеты, (порционная
нарезка), что придало эстетичный вид продукции и позволило увеличить сроки
хранения до 30-40 суток. Вареные колбасные изделия производятся в
газоводонепроницаемых оболочках, что позволяет увеличивать выход готовой
продукции и сроки годности.
2.3 Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Форма собственности: акционерная.
Дата регистрации: 14.12.2000 г.
• Размер уставного фонда: 21
098 млн. руб. по состоянию на: 01.01.2011 г.
• Распределение уставного
фонда в долях:
ü юридические лица -
76,0757%, в т.ч. Минский облисполком - 74,6678%
ü производители
сельхозпродукции - 1,3863%
ü Борисовский
мясокомбинат - 0,0216%
ü физические лица -
23,9243%
ü прочих участников -
0%
Общества, в которых организация
является учредителем, акционером: ООО «Борисовский мясокомбинат» (г. Смоленск).
• Стоимость
внеоборотных активов на 01.01.2012 г. - 194 633
млн. руб.
• Стоимость оборотных
активов на 01.01.2012 г. - 104 264 млн. руб.
• Среднесписочная
численность за 2011 г.: 1 332 человека.
ОАО «Борисовский мясокомбинат» не
имеет задолженности по банковским кредитам и ссудам, по выплатам в бюджет и
внебюджетные фонды, своевременно производит выплату заработной платы и плату за
энергоносители. Основные показатели работы предприятия за предшествующий период
представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные
технико-экономические показатели по ОАО «Борисовский мясокомбинат» январь -
декабрь 2011 года.
Наименование показателя
|
Годы
|
Темп роста, %
|
|
2010
|
2011
|
|
Фактические показатели
|
|
|
|
темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах
|
275540
|
314060
|
114,0
|
темп роста производства товаров народного потребления
|
410367
|
395078
|
96,3
|
объем товарной продукции в действующих ценах, млн. руб.
|
2634092
|
394932
|
149,7
|
запасы готовой продукции (на 01.01.2011 г.), млн. руб.
|
|
6764
|
|
в% к среднемесячному объему производства
|
|
20,5
|
|
переработано скота всего, т.
|
36259
|
30677
|
84,6
|
переработано скота для выхода с 1 тонны товарной продукции, т.
|
38866
|
34765
|
89,4
|
выход товарной продукции с 1 тонны переработанного скота, тыс.
руб.
|
6777
|
11343
|
экспорт, импорт
|
|
|
|
объем экспорта товаров, тыс. долл. США
|
31102,1
|
24081,3
|
77,4
|
объем импорта товаров, тыс. долл. США
|
7660,7
|
8641,1
|
112,8
|
сальдо внешней торговли, тыс. долл. США
|
23441,4
|
15440,2
|
-
|
Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
|
13441
|
31193
|
232,1
|
Объем платных услуг населению (январь - декабрь), млн. руб.
|
281,3
|
567,4
|
201,7
|
в т.ч. бытовые
|
98,6
|
184
|
186,6
|
розничный товарооборот г. Борисов
|
27742
|
73011
|
263,2
|
показатель по энергосбережению (в сопоставимых условиях)
|
|
-8,2
|
|
Среднесписочная численность
|
|
|
|
* всего
|
1281
|
1332
|
104,0
|
* в т.ч. ППП
|
1021
|
1053
|
103,1
|
Производительность труда
|
258
|
374,5
|
145,2
|
Среднемесячная з/плата, всего
|
1329,5
|
2124,9
|
159,8
|
фонд оплаты труда
|
20637,9
|
34277,6
|
166,1
|
Тарифная ставка 1 разряда
|
246,4
|
371,2
|
150,6
|
финансовые показатели
|
|
|
|
Выручка от реализации продукции всего (январь - декабрь)
|
294467
|
449455
|
152,6
|
прибыль, убыток от реализации продукции (январь - декабрь)
|
15811
|
34886
|
|
Чистая прибыль, убыток (январь - декабрь)
|
7005
|
9514
|
|
Рентабельность реализованной продукции (январь - декабрь)
|
6,0
|
9,1
|
5,3
|
7,7
|
|
Дебиторская задолженность за мясопродукты
|
|
30529
|
|
из нее нерезиденты
|
|
|
|
в т.ч. просроченная всего
|
|
3512
|
|
в т. ч. просроченная нерезиденты
|
|
|
|
Кредиторская задолженность за скот
|
|
54276
|
|
в т.ч. просроченная
|
|
|
|
Как видно из данных таблицы 2, что в
период с 2010 по 2011 гг., все основные технико-экономические показатели
предприятия постепенно увеличиваются. Таким образом, финансовое состояние ОАО
«Борисовский мясокомбинат» с каждым годом улучшается. За 2010-2011 гг.
произошло увеличение общей стоимости активов предприятия благодаря росту
оборотных активов, и в меньшей мере благодаря росту внеоборотных активов.
Выручка от реализации продукции и все показатели прибыли имеют тенденцию к
увеличению. Это в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности
предприятия.
Тем не менее, ОАО «Борисовский
мясокомбинат» является предприятием развивающимся, расширяя свою деятельность и
увеличивая производственные мощности.
3. Анализ рынков сбыта.
Стратегия маркетинга
3.1 Анализ рынка. Общий
анализ состояния отрасли
Мясоперерабатывающая отрасль - одна
из крупнейших отраслей пищевой промышленности Республики Беларуси.
Производственные мощности
белорусских предприятий по мясу скота составляют более 900 тыс. тонн в год.
Ассортимент вырабатываемой в республике мясной продукции включает более 1200
наименований, в том числе 800 видов колбасных изделий, около 250 наименований
полуфабрикатов, более 150 видов консервов.
В структуре расходов домашних
хозяйств г. Минска на продукты питания в 2011 г. мясо и мясопродукты занимали
32,3%.
Рисунок 1. Структура
расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания, г. Минск, 2011 г., %.
Так как основными видами
продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются колбасные изделия и мясо,
ниже приведен анализ общереспубликанского объема производства именно данных
видов продукции за период с 1995 г. по 2011 г.
Структура производства
колбасных изделий приведена на Рисунке 4.4. Наибольший удельный вес в общем
объеме производства занимают вареные колбасы, сосиски и сардельки и копчености.
Рисунок 2. Структура
производства колбасных изделий в 2010 г. по Республике Беларусь
Таким образом, более
половины всех произведенных колбасных изделий составили вареные колбасы,
сосиски и сардельки (57%). Далее следуют копчености с удельным весом в 15% и
прочие колбасные изделия - 11%.
В настоящее время
мясоперерабатывающая отрасль ориентирована на расширение ассортимента и
увеличение объемов производства высокорентабельных видов продукции -
сырокопченых, сыровяленых и полукопченых, вареных, варено-копченых колбас,
расширение производства продуктов из говядины, свинины и мяса птицы за счет
внедрения новых вкусоароматических добавок, наполнителей и видов упаковки.
Белорусские
мясопереработчики активно поставляют мясную продукцию на экспорт, в основном в
Россию. Для белорусских производителей ситуация осложнилась небольшим падением
потребления мяса в России на фоне снижения покупательской способности в 2009 г.
К тому же ослабление российского рубля вкупе с изменением рыночной конъюнктуры
уже привело к тому, что долларовые цены на мясо упали. Не исключен и пересмотр
планов по наращиванию производства мяса в России [11].
Конкурентная среда
на рынке мяса и мясных изделий довольно высокая. В каждом регионе имеется свой
крупный мясопереработчик и несколько мелких, которые широко представляют
продукцию в данном регионе, а также в целом по республике. В целом на рынке
работает множество производителей, однако основная конкуренция идет между
небольшим количеством крупнейших в стране производителей мясных изделий.
Определенную опасность представляют мелкие специализированные предприятия,
которые специализируются на производстве нескольких видов продукции и широко
представлены на рынках; в отсутствии брэндов они способны оттягивать
покупателей от больших мясокомбинатов, особенно в низкоценовом диапазоне.
Основными конкурентами
ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются следующие предприятия:
ОАО «Волковысский
мясокомбинат» является одним из крупнейших производителей в Гродненской области
и в Республике Беларусь мяса и мясных продуктов. Вся продукция выпускается
согласно НТД, СТБ и ГОСТов.
В настоящее время
Волковысский мясокомбинат изготавливает мелкокусковые полуфабрикаты,
мясокостные полуфабрикаты, фарши, котлеты, пельмени и вареники. С учетом заявок
торговли на сегодняшний день предприятием производится более 20 тонн пельменей
в сутки. Ассортиментный перечень полуфабрикатов насчитывает более 100
наименований. Предприятие также изготавливает мясо и субпродукты, различные
виды колбасных изделий и копчености. В общей сумме на предприятии производится
около 300 наименований мясной продукции. Говядина, свинина, субпродукты
составляют до 70% в общем объеме выпуска продукции.
На комбинате внедрены
международные системы менеджмента качества ISO-9001, контроля качества HACCP и
получен экологический сертификат ISO-1400. Конкурирует с ОАО «Борисовский
мясокомбинат» по вареным колбасам.
ОАО «Гродненский
мясокомбинат» - одно из крупнейших в Беларуси мясоперерабатывающих предприятий
полного цикла. Предприятие соответствует всем действующим сегодня стандартам и
нормам. Составляет конкуренцию ОАО «Борисовский мясокомбинат» в основном по
сырокопченым колбасным изделиям.
Производственные
мощности комбината в месяц составляют: производство мяса всех видов и
субпродуктов 1 кат. - 2400 тонн, производство колбасных изделий - 2000 тонн,
производство мясных полуфабрикатов, в т. ч. пельменей - 500 тонн.
Сегодня мясокомбинат
производит и предлагает для реализации более 450 видов продукции. Это колбасные
изделия, полуфабрикаты, мясо свинины и говядины и пр.
Среди крупных
инвестиционных проектов, реализованных в 2009 году, - досрочный запуск цеха по
выпуску колбасных изделий из субпродуктов. Другим важным инвест-проектом стала
организация нового участка по выпуску копченых и сырокопченых изделий, открытие
которого состоялось в первых числах ноября 2009 года. Его ввод позволил
предприятию увеличить мощности производства продукции премиум-класса вдвое - до
90 тонн в месяц.
Предприятие имеет
агротуристический комплекс «Гарадзенскi маентак «Каробчыцы» собственное
сельхозпредприятие «Поречанка».
ОАО «Брестский
мясокомбинат» - одно из крупнейших предприятий мясо-молочной промышленности РБ.
Предприятие выпускает более 200 наименований колбас и колбасных изделий:
вареных, копчено-вареных, полукопченых, сырокопченых, сосисок, сарделек,
продуктов из свинины, говядины, а также более 150 видов полуфабрикатов:
котлеты, пельмени, фарши, сырые колбасы, шашлыки и др. Основную конкуренцию ОАО
«Борисовский мясокомбинат» составляет по вареным и сырокопченым колбасам.
ОАО «Березовский
мясоконсервный комбинат» производит мясо и
субпродукты, колбасные изделия, полуфабрикаты, мясные консервы. Ассортимент
колбасных изделий составляет около 300 наименований, полуфабрикатов - более 100
наименований, мясных консервов - около 60 наименований. На мясоконсервном
комбинате внедрены системы менеджмента качества, соответствующие требованиям
ISO 9001, ISO 14001, HACCP, ISO 22000, СТБ 18001. Помимо основного производства
в г. Береза имеет производственный цех в г. Барановичи. Конкурирует с ОАО
«Борисовский мясокомбинат» по вареным колбасам.
ОАО «АФПК
«Жлобинский мясокомбинат» является одним из
крупнейших мясоперерабатывающих предприятий в Республике Беларусь. Оно обладает
всеми техническими возможностями для выпуска конкурентоспособной
высококачественной продукции.
В структуру предприятия
входят четыре основных подразделения - мясожировой корпус, холодильник, мясоперерабатывающий
корпус, фирменная торговля. Нынешние мощности мясокомбината позволяют
производить: мяса всех видов скота без субпродуктов 1 категории - 127 тонн в
смену; колбасных изделий - 15 тонн в смену; сухих животных кормов - 6,4 тонны в
смену; полуфабрикатов - 5,6 тонны в смену, в том числе пельменей - 1 тонну в
смену. Работает линия по производству консервов производительностью 10 тысяч
банок в смену. Одним из структурных подразделений комбината является
птицефабрика, где содержится 299285 голов птицы.
Основные виды
деятельности комбината:
производство мяса,
субпродуктов, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов;
производство пищевых
топленых жиров, технической продукции из мясного сырья;
оптовая и розничная
торговля.
Перечень изделий,
выпускаемых мясокомбинатом, насчитывает более 500 наименований. Это мясо и
субпродукты, колбасы, деликатесы, полуфабрикаты из свинины и говядины, консервы
мясные, жиры пищевые и технические, сухие животные корма, кишечное сырье
консервированное, шкуры консервированные, эндокринно-ферментное сырье. Вся
продукция соответствует ГОСТам и СТБ, имеет необходимые сертификаты для
реализации на внешнем и внутреннем рынках.
ОАО «Слуцкий
мясокомбинат» занимается производством колбас и копченостей (вареные,
полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, сосиски, сардельки), мясные и
мясорастительные консервы. Всего более 200 наименований. Основными рынками
сбыта продукции являются рынки Республики Беларусь и Российской Федерации.
Имеет шесть собственных магазинов, два павильона, два киоска. Товарооборот за
2010 год составил 15 миллиардов рублей.
ОАО «Слонимский
мясокомбинат» - одно из старейших предприятий Республики Беларусь - было
создано в 1923 году. На предприятии работают мясожировой и колбасный цеха, цех
полуфабрикатов (включающий пельменный), цех по производству сырокопченой и
сыровяленой продукции.
В настоящее время
Слонимский мясокомбинат производит свыше 300 наименований продукции: более 180
колбасных изделий, 30 наименований консервов, 52 - полуфабрикатов, сухие корма.
Полуфабрикаты выпускаются под торговой маркой «Слонимские рецепты».
На предприятии
реализуется программа «Безопасный продукт - здоровая нация». Безопасность
продукции гарантируется хорошей технологическая оснащенностью, высокой
квалификацией персонала, санитарным и технологическим контролем, современным
менеджментом и маркетингом. На Слонимском мясокомбинате внедрена система
менеджмента качества производства мясопродуктов, соответствующая требованиям
международного стандарта СТБ ИСО 9001-2001. В мае 2006 года получен сертификат
соответствия требованиям СТБ 1470-2004 НАССР (анализ рисков и критических
контрольных точек).
Основной объем
производимой продукции предприятие реализует на отечественном рынке, часть
продукции - мясо на кости, консервы и отдельные виды колбасных изделий -
поставляется в Россию.
ОАО «Витебский
мясокомбинат» - крупное современное предприятие, имеющее широкие возможности
производства и поставки потребителям конкурентоспособной и безопасной мясной
продукции высокого качества. Ассортимент выпускаемых мясокомбинатом колбасных
изделий, и мясных полуфабрикатов насчитывает более 250 наименований.
УП «Минский
мясокомбинат» - крупнейший производитель мясоперерабатывающей отрасли Беларуси.
На предприятии внедрена система менеджмента качества в соответствии с
требованиями СТБ ISO 9001 и система качества НАССР. В последние годы была
проведена широкомасштабная модернизация. В результате цеха оснащены современным
оборудованием, за производственным процессом и проверкой качества продукции
следят автоматы, а вмешательство человека сведено к минимуму. УП «Минский
мясокомбинат» предлагает разнообразные мясные продукты под торговой маркой
«Мясная держава» - вареные колбасы, сосиски, сардельки, варено-копченые,
полукопченые, сырокопченые и сыровяленые колбасы, ветчины, деликатесные
продукты из говядины и свинины, традиционные белорусские мясные продукты,
паштеты и пудинги. Мясные полуфабрикаты под торговой маркой «Кухаревич» - это
натуральные крупнокусковые, порционные и мелкокусковые полуфабрикаты, котлеты,
тефтели, фарши, пельмени, вареники, фрикадельки, сырые колбаски, блинчики
«Домашние» с разнообразными начинками и др. [3].
Тенденции. Состояние
мясоперерабатывающей промышленности определяется в первую очередь уровнем
развития сырьевой базы и степенью платежеспособности населения. Для Беларуси
характерен растущий спрос на продукты питания, однако потребление
ограничивается низким уровнем доходов.
В мясной промышленности
осуществляется завершение начатых в 2005-2007 гг. инвестиционных проектов по
реконструкции и техническому перевооружению мясокомбинатов. Наращивание объемов
производства конкурентоспособной продукции будет достигнуто за счет дальнейшей
специализации и концентрации мощностей перерабатывающих предприятий, увеличения
глубины переработки сырья. Главная задача мясоперерабатывающей отрасли - до 80%
переработки скота проводить только на крупных, технически оснащенных
мясоперерабатывающих предприятиях.
Одной из тенденций
развития отрасли является ориентация производителей мясной продукции не только
на внутренний рынок, но и на экспорт. При этом продукция отечественных
мясоперерабатывающих предприятий пользуется спросом на внешних рынках благодаря
приемлемому уровню цены и высокому качеству.
Основной страной
экспорта мяса и мясных изделий является Россия. В условиях сокращения или
нестабильного экспорта продукции в Россию мясо-молочные предприятия республики
вынуждены искать новые рынки сбыта - в Ираке, Венесуэле, Китае, Азербайджане и
других странах, в том числе в странах ЕС [5].
Одной из основных
тенденций развития мирового рынка мяса на сегодняшний день является
недостаточный для обеспечения нужд потребителей уровень производства.
Производители мяса сталкиваются с проблемой ограниченности кормовой базы для
животноводства. Недостаточное производство мясного сырья в свою очередь создает
проблемы для развития пищевой промышленности.
В целом рынок мясной
продукции обладает высокой емкостью и характеризуется стабильным спросом и
жесткой конкуренцией среди местных игроков.
3.2 Анализ положения на
рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»
ОАО «Борисовский
мясокомбинат» является одним из крупнейших производителей мясных продуктов в
Республике Беларусь. Основным видом деятельности предприятия является
производство мяса и субпродуктов, колбасных изделий и полуфабрикатов.
Рисунок 3. Динамика
производства продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» в 2007-2011 гг.
Анализируя данные
Рисунка 3 можно отметить, что объемы производства ежегодно растут. В 2010 г.
наибольший рост произошел по группе колбасных изделий (на 24,1%), мясо и
субпродукты (на 8,5%). Производство мясных полуфабрикатов увеличилось на 5,8%
по сравнению с 2009 г.
Если рассматривать
структуру производства в 2010 г. (Рисунок 4), то наибольший удельный вес
занимает мясо и субпродукты; затем следуют колбасные изделия и мясные
полуфабрикаты.
Рисунок 4. Структура
производства ОАО «Борисовский мясокомбинат» в натуральном выражении в 2011 г.
Что касается реализации
продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат», то динамика за 2007-2010 гг.
представлена в Таблице 3.
Таблица 3. Реализация
основных видов продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат», тонн
Наименование
|
% экспорта
|
2008
|
% экспорта
|
2009
|
% экспорта
|
2010
|
Мясо и субпродукты
|
4 153
|
57,0%
|
4 637
|
75,4%
|
8 299
|
76,8%
|
10222
|
Колбасные изделия
|
8 578
|
3,8%
|
8 450
|
5,5%
|
7 776
|
5,8%
|
9078
|
Мясные полуфабрикаты
|
3 578
|
0,7%
|
4 322
|
1,1%
|
3 761
|
0,7%
|
3932
|
Из анализа Таблицы 3 видно, что
продукция ОАО «Борисовский мясокомбинат» реализуется как на внутреннем рынке,
так и поставляется на экспорт. Анализ структуры отгрузки за последние годы
показал, что значительная доля отгрузок продукции ОАО «Борисовский
мясокомбинат» на белорусский рынок осуществляется в г. Минск и Минскую область.
Соответственно, основной упор
мероприятий, стимулирующих торговлю и потребителей, должен быть направлен
именно в этот регион, наиболее перспективный, имеющий наибольшую
потребительскую емкость. На этом фоне необходимо динамично развивать агентскую
и дилерскую сеть в соседних регионах для увеличения доли рынка и укрепления
позиций в конкурентной борьбе.
Одним из приоритетных направлений по
расширению зоны и объемов поставок продукции является развитие экспортных
поставок. Продукция предприятия реализуется на рынок Российской Федерации в г.
Москва через оптовый склад представительства, учредителем которого является ОАО
«Борисовский мясокомбинат», а также на рынки городов Санкт-Петербург, Смоленск,
и др.
Основными покупателями продукции ОАО
«Борисовский мясокомбинат» являются на внутреннем рынке: Борисовское, Крупское,
Смолевичское, Логойское, Березинское и Дзержинское райпо, ОАО «Веста» (г.
Витебск) и др. организации. На внешнем рынке основными покупателями являются:
· мясо на кости: ООО
«ТД «Фортуна», г. Санкт-Петербург; ООО «Пиллар», г. Санкт-Петербург; ООО
«Веста», г. Москва; ООО «Индустрия-Строй», Московская обл.; ООО «МПродукт», г.
Москва; ОАО «Икма», г. Москва и другие.
· колбасные изделия:
ООО «Борисовский мясокомбинат», г. Смоленск; ИП Евгененков, г. Смоленск; ИП
Виноградова, г. Смоленск; ООО «ТД «Белторг», г. Москва; ООО «Пай», г.
Петрозаводск и другие.
ОАО «Борисовский мясокомбинат»
принимает постоянное участие в выставках-ярмарках «Лучшие товары рынка России»,
проходящих в городах Московской области, участвует в ярмарках в городах Смоленск,
Санкт-Петербург.
Мясокомбинат активно проводит
маркетинговые исследования потребительских предпочтений и пожеланий работников
торговли, целью которых является устранение недостатков и принятие
дополнительных мер, способных увеличить долю рынка ОАО «Борисовский
мясокомбинат», и повысить объемы реализации мясной и колбасной продукции [3].
Таким образом, что ОАО «Борисовский
мясокомбинат» постоянно работает над улучшением качества, применяет современные
технологии и оборудование, внедряет новые стандарты, чтобы предлагать
потребителям лучшие продукты. За последние годы ассортимент продукции
Борисовского мясокомбината пополнился мясными полуфабрикатами быстрого
приготовления
С учетом растущего спроса на
продукцию ОАО «Борисовский мясокомбинат» проводит масштабную работу по
наращиванию объемов производства, расширению ассортиментного перечня
выпускаемых изделий и совершенствованию их качества.
Заключение
В экономике важное значение имеет
решение проблемы повышения конкурентоспособности через повышение качества
производимой продукции. В настоящее время продукция отечественных
товаропроизводителей помимо высокой цены характеризуется невысокими
показателями качества по сравнению с аналогичной продукцией промышленно
развитых стран. Это обуславливает низкую конкурентоспособность промышленных
товаров.
Часто имеют место случаи, когда
продукция предприятия не пользуется спросом и длительное время находится на
складе предприятия, зачастую теряя при этом свои качественные свойства. В связи
с этим проблема повышения конкурентоспособности является в настоящее время
достаточно актуальной.
Таким образом, конкурентоспособность
товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены
товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных
потребительских свойств в конкретных условиях.
Цена должна оправдывать предложение
при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой.
Таким образом, если «цена» выступает и является всего лишь инструментом сбыта
продукции, то «конкурентоспособное качество» остается единственным фактором
развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные
показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение
и подачу конечному пользователю.
Список литературы
1. Карпов, В.А. Организация переработки продукции на
плодоовощеконсервных предприятиях: Лекции. - Горки: Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия, 2003 г. - 115 C.
2. Экономика организации отраслей АПК/ под общей редакцией
профессора В.Г. Гусакова. Минск «Белорусская наука» 2007 г. - С. 98.
. Бизнес-план ОАО «Борисовский мясокомбинат», 2012 г.
. Журавлева, Е.Л. Управление конкурентоспособностью / Е.Л.
Журавлева // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №8. - С.
103-107.
. Публикация Электронный ресурс - Режим доступа:
http://www.businessforecast.by/partners/publication/393/. html // . - Дата
доступа: 02.05.2012.
. Гусаков, В.Г. Стратегия национальной производственной
конкурентоспособности в инновационной деятельности перерабатывающего
предприятия ОАО «Борисовский мясокомбинат» // «Аграрная экономика» −
2011. - №4. - С. 2-17.
. Гусаков, В.Г. Продовольственная конкурентоспособность как
стратегия устойчивого инновационного развития АПК / В.Г. Гусаков, Ф. И Субоч //
Весцi НАН Беларуси. Сер. агр. навук. - 2007. - №2 - С. 5-11.
. Субоч, Ф.И. Этапы реализации стратегии производственной
конкурентоспособности // Статья / Весцi НАН Беларуси. Сер. агр. навук. - 2009. - №6 - С. 7-24.
. Шпаргалка по конкуренции. - М.: Окей-книга / под. ред.
Ильиной В.Н., Москва 2007. - 32 с.
. Официальный сайт ОАО «Борисовский мясокомбинат»
[электронный ресурс] // ОАО Борисовский мясокомбинат. - Режим доступа:
http://www.borisovmeat.com/Company History. html // . - Дата доступа: 02.05.2012.
. Мясоперерабатывающая отрасль РБ [электронный ресурс] //
Ведущие отрасли РБ. - Режим доступа:
http://fermer02.ru/animal/1602-povyshenie-rentabelnosti-proizvodstva-myasa.html
// . - Дата доступа: 02.05.2012.
. Белорусский статистический сборник РБ [электронный
ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. −
Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/house/2011/main.php.
− Дата доступа: 02.05.2012.
. Годовые отчеты ОАО «Борисовский мясокомбинат» за
2007-2011 гг.
конкурентоспособность финансовый
мясокомбинат