Методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,49 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий»

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена усилением конкуренции на всех внутренних и мировых рынках. Причин, обусловивших усиление конкуренции между промышленными предприятиями, достаточно много. К ним следует, в частности, отнести:

глобализацию мировой экономики, связанную с более свободным перемещением капиталов различных стран из-за повышения открытости границ государств;

ускоренное влияния научно-технического и инновационно-маркетингового прогресса на качество продукции и конкурентоспособность товаров, темпы экономического роста и состояние национальных экономик, а соответственно и на отрасли промышленности и их предприятия; мировые тенденции по повышению уровня интеграции разработки, производства и реализации продукции, особенно наукоемкой;

уменьшение периода действия конкурентных преимуществ в эффективном использовании новшеств; использование эффективных маркетинговых технологий с широким применением средств массовой информации на сознание и потребности покупателей и заказчиков и т.д.

В настоящее время стало недостаточным иметь только высокое качество поставляемого на рынок товара, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Наряду с высоким качеством для потребителей существенную роль играют такие факторы как конкурентоспособность товара в целом, высокий технический уровень производства и управления, имидж предприятия, товарно-сбытовые возможности предприятия и т.п. Очевиден вывод - в настоящее время спрос на тот или иной товар, особенно наукоемкий, во многом зависит не только от его качества и конкурентоспособности, но в большей степени определяется конкурентоспособностью предприятия - изготовителем этого товара.

Проблема обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятий в условиях усиления конкуренции это одна из самых значимых и архиважных в современной экономике, но и из-за межотраслевого и системного ее характера является исключительно сложной для решения.

Целью контрольной работы является рассмотреть методологию и методические положения оценки конкурентоспособности промышленных предприятий.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

охарактеризовать основные методы оценки конкурентоспособности предприятия;

рассмотреть этапы оценки конкурентоспособности предприятия и её товара;

Объектом курсовой работы выступает конкурентоспособность предприятия.

Предмет работы - методология, управленческие отношения оценки конкурентоспособности промышленных предприятий.

Основные методы, которые применялись в работе: сравнительный, обобщения, комплексного экономического анализа.

Контрольная работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка литературы.

В первом пункте «Оценка конкурентоспособности организаций с учетом международного опыта» рассмотрена методология оценки конкурентоспособности компании с учетом международного опыта.

Во втором пункте «Этапы оценки конкурентоспособности предприятия» представлены основные этапы оценки конкурентоспособности компании и приведены формулы для проведения анализа предприятия.

В третьем пункте «Методы оценки конкурентоспособности товара» рассмотрен методологический подход к оценке конкурентоспособности товара компании.

Теоретической основой для исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере международный маркетинг и основы конкурентоспособности, таких как Иванова Е.А., Перцовский Н.И., Мазилкина Е.И.

1. Оценка конкурентоспособности организаций с учетом международного опыта

Методология оценки конкурентоспособности (КС) предприятия во многом, если не в решающей степени, связана с состоянием данного объекта, и в первую очередь с тем, что предприятие является главным экономическим объектом, действующим на внутреннем и внешнем рынках.

Цель анализа конкурентоспособности на рынке заключается в выявлении приоритетных направлений и эффективных идей и убеждений, направленных на максимальное удовлетворение нужд и потребностей покупателей.

Функции процедуры анализа конкурентоспособности предприятия заключается в предварительном планирование методических показателей; реальный анализ и оценка внутренних и внешних показателей; функционировании предприятия; выявлении приоритетных направлений для дальнейшей адаптации в рамках собственной деятельности.

Для оценки конкурентоспособности применяется классификация факторов и показателей, а также метод экспертной оценки. В каждой группе выделены ключевые факторы. (приложение 1) Определение ключевых факторов зависит от отраслевой принадлежности предприятия. [8, стр. 95-99]

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организаций.

При анализе международного опыта можно выделить шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности организаций.

Первый подход - изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ. [7, стр. 80]

Второй подход - оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства) заключается, в соответствии с теорией А. Маршалла, в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке. [7, стр. 82]

Третий подход - структурный, по рыночным позициям организации исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций. [7, стр. 84]

Четвертый подход - функциональный заключается в определении соотношения: издержки - цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли и т.д. [7, стр. 89]

Пятый подход - оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции с использованием многоугольных профилей базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. Затем проводится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами.

Шестой подход - матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ) основан на построении матриц и предварительном выборе стратегии, основу которого составляет оценка продукции предприятия. [7, стр. 90-121]

2. Этапы оценки конкурентоспособности предприятия

В маркетинге разработаны этапы оценки конкурентоспособности предприятия, такие как:

. Определение перечня оценочных показателей и сбор необходимых данных. (приложение 2)

. Расчет оценки каждого показателя (рассчитывается индекс соотношения по каждому показателю).

. Расчет оценки факторов конкурентоспособности по каждой группе показателей.

Фi = k1 It1 + k2 It2 + kn Iitn (1.1)

где

k - номер i-того показателя фактора

. Расчет интегральной оценки внутренних и специфических факторов:

ВФ = k11 МТБ + k12 РП + k13 Д + k14 УП + k15 ФЭД (1.2)

где

ВФ - эффективность внутренних факторов конкурентоспособности фирмы на рынке;

МТБ - уровень материально-технической базы;

РП - рыночная позиция;

Д - степень диверсификации деятельности;

УП - эффективность системы управления персоналом;

ФЭД - эффективность финансово-экономической деятельности предприятия.

В рамках данного этапа общий потенциал взаимодействия компании на рынке с сопряженными предприятиями и эффективность специфических факторов:

СФ = k21 ФЭДс + k22 ПВ (1.3)

где

ФЭДс - эффективность финансово-экономической деятельности сопряженного предприятия с инвестиционным потенциалом фирмы;

ПВ - рыночный потенциал взаимодействия фирмы с сопряженными компаниями.

. Расчет общей эффективности взаимодействия компании с сопряженными компаниями на рынке.

ОЭВ = ВФ + СФ (1.4)

При выборе критериев и показателей следует учитывать, что показатели могут быть измеримыми и неизмеримыми. Измеримые показатели имеют количественную меру и обычно рассчитываются с применением традиционных методов: сравнения, средних величин, относительных величин и т.д. Неизмеримые показатели, как правило, не имеют численных значений и выражаются лишь в качественных описаниях. Для их оценки используют методы балловых и экспертных оценок.

Оценка конкурентоспособности на основе множества показателей очень трудоемка и не всегда позволяет сделать однозначный вывод о конкурентоспособности, поэтому следует выработать интегральный показатель КС предприятия, который должен включать в себя ряд показателей, характеризующих каждое приоритетное направление и рассматривать только их. Показатель имеет следующий вид:

К = ª√I¹ · I² ·…· Iª (1.5)

где

К - интегральный показатель конкурентоспособности;

I¹ · I² ·…· Iª - индексы измерения КС по тому или иному показателю.

Наиболее часто выделяют пять направлений деятельности фирмы, по которым производят оценку. (приложение 3) Согласно этому рисунку выделяют следующие показатели КС фирмы:

. Финансовые положения фирмы.

. Эффективность производственно-технологического процесса фирмы.

. Показатель эффективности организации и управления предприятием.

. Оценка эффективности применения маркетинга.

. Показатели оценки эффективности стимулирования труда. [6, стр. 111-114, 123-124]


(1.6)

где

ТМ - итоговый балл предприятия по результатам экспертной оценки;- балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления баллов;- вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения экспертной оценки;

Σ (Mi Bi) - сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.

В результате все предприятия ранжируются по сумме баллов.

3. Методы оценки конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность товаров является мерой прибыли предприятий-изготовителей или исполнителей, так как увеличение КС обусловливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка КС играет важную роль в определении и достижении запланированной прибыли как одной из целей организации.

При оценке КС товара используется бальная оценка экспертов по определенным параметрам товара. Параметры группируются:

технические (назначение (классификационные, технические, конструктивные), эргономические, эстетические);

экономические (цена, отражающая затраты на реализацию продукции, гарантийное обслуживание продукции, применение инновационных разработок);

интегральные (связующие все технические и экономические параметры в рамках интегрального коэффициента).

Технические параметры включают в себя:

1.Назначение - область применения и функции товара:

- классификационные;

технические;

конструктивные.

Классификационные - принадлежность товара к определенной товарной номенклатурной группе, с целью выявления товаров конкурентов и проведение сравнительного анализа.

Технические - оценивают степень выполнения товаром определенных функций.

Конструктивные параметры - оценивают решения принимаемые при разработке и производстве товаров, его состав, структуру, весовые характеристики, габариты и др.

По каждому из представленных параметров эксперт выставляет бальную оценку.

2.Эргономические параметры.

Характеризуют продукцию с позиции соответствия человека при её использовании.

3.Эстетические параметры - внешнее свойство товаров.

Экономические параметры включают в себя:

цена, отражающая затраты на реализацию продукции;

гарантийное обслуживание продукции за счет производителя в течение определенного срока;

применение инновационных разработок, направленных на снижение затрат производства, соответственно влияющих на снижение ставок, тарифов и цен.

При анализе конкурентоспособности товара экспертные оценки по техническим и экономическим параметрам суммируются, и определяется интегральный коэффициент по каждому товару. Производится сравнительный анализ интегральных коэффициентов на товары представленные в оценке конкурентоспособности товаров.

Методы, применяемые при оценки КС товара: дифференциальный, комплексный, смешанный.

При рассмотрении международного опыта можно выделить много методов оценки конкурентоспособности предприятия, такие как изучение конкурентоспособности, с позиций сравнительных преимуществ, оценка по теории равновесия организации и отрасли, структурный, функциональный, оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции, матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ), интегральный, экспертный и т.д. Т.е оценить уровень конкурентоспособности предприятия можно, применяя комплексный метод оценки показателей функционирование предприятия, включающий в себя классификацию факторов и показателей, метод экспертной оценки предприятия и его товара. [5, стр. 48]

Заключение

конкурентоспособность международный оценка товар

Проведенное в данной контрольной работе исследование подтверждает актуальность выбранной темы и позволяет сделать следующие выводы об методологии оценки конкурентоспособности компании.

Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение страны, ее экономики, товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, характеризующие такое состояние и его динамику.

При рассмотрении международного опыта можно выделить много методов оценки конкурентоспособности предприятия, такие как изучение конкурентоспособности, с позиций сравнительных преимуществ, оценка по теории равновесия организации и отрасли, структурный и функциональный метод, оценка конкурентоспособности производителя по качеству продукции, матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ), интегральный, экспертный и т.д.

Оценка конкурентоспособности на основе множества показателей очень трудоемка (их число может составлять 50 и более) и не всегда позволяет сделать однозначный вывод о КС. Поэтому следует использовать интегральный показатель КС предприятия. Каждому направлению оценки деятельности фирмы соответствует некоторые критерии оценки. Но критерий сам по себе не позволяет производить оценку, он должен быть выражен показателями. Показатели значительно различаются не только в зависимости от этапов жизненного цикла предприятия, но и от типа рынка и отрасли, в которой действует предприятие. Также следует применить метод экспертных оценок, т.к. он наиболее эффективен по сравнению с другими методами и может выявить нужные направления для повышения КС предприятия.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Поматур, 2009. - 48 с.

. Конституция зарубежных государств: Уч. Пос. / сост. В. Маклаков. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 624 с.

. Закон РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках №948-1: принят РСФСР 22.03.1991. - М.: Поматур, 2009. - 34 с.

. Федеральный закон N164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: принят Государственной Думой 21.11.2003. М.: Омега-Л, 2009. - 153 с.

. Бородин К.Г. Конкурентоспособность в рыночной экономике: учеб. пособие / К.Г. Бородин - М.: ТЕИС, 2007. - 125 с.

. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб. пособие / Е.А. Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 298 с.

. Мазилкина Е.И. Основы управления конкурентоспособностью/ Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - М.: ИНФА, 2007. - 276 с.

. Перцовский Н.И. Международный маркетинг: учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Барсукова. - М.: Высшая школа, 2006. - 239 с.

. Филисофова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» (080500), «Экономика» (080100) / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271 с.

Похожие работы на - Методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!