Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения иностранному языку
Введение
Проблема создания условий, эффективно влияющих
на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на
протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в
психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в
связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к
обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении
познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения.
Отмечается низкий уровень сформированности у них потребности в познании
окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру.
Безусловно, современная психолого-педагогическая
наука располагает рядом исследований, посвященных изучению различных аспектов
проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста. И
это очень ценно.
Современная тенденция обучения иностранному
языку на раннем этапе безусловно призвана способствовать повышению
познавательной активности дошкольников.
Социально-экономические и политические
преобразования в России повлекли за собой существенные изменения в
образовательной системе. Концепция модернизации российского образования на
период до 2010г. указывает на необходимость направления обучения иностранному
языку в раннем возрасте на новые исторические условия, потребности сегодняшнего
дня, когда образование должно превратиться в механизм развития личности, и тем
самым в действенный фактор развития общества. Это и обуславливает актуальность
темы.
Проблема исследования заключается в следующем:
каковы педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста к немецкому языку в процессе общения со взрослыми? Решение
этой проблемы обусловило выбор темы исследования «Развитие познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку в процессе
общения со взрослыми».
Объект исследования - процесс развития
познавательного интереса к иностранному языку детей старшего дошкольного
возраста в процессе общения со взрослыми.
Предмет исследования - педагогические условия
развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку в процессе общения со взрослыми.
Цель исследования: разработать и
экспериментально проверить функциональную модель развития познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку при общении со
взрослыми в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку в процессе
игровой деятельности будет эффективным, если осуществляются следующие условия:
разработана система обучения и воспитания,
исключающие кратковременные средства воздействия, побуждающие любопытство и
заинтересованность ребенка к изучению иностранного языка;
познавательный интерес как качество личности
ребенка становится доминирующим компонентом учебно-воспитательного процесса;
обучение иностранному языку дифференцируется на
основе учета индивидуальных возможностей детей;
обеспечивается целостный процесс обучения
немецкому языку детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой
деятельности.
Согласно гипотезе и цели исследования необходимо
решить следующие задачи:
Обосновать теоретические положения формирования
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку
в процессе игровой деятельности.
Охарактеризовать потенциальные возможности
воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении для
формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку в процессе игровой деятельности.
Разработать и апробировать функциональную модель
развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку в процессе игровой деятельности.
1. Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного
возраста
.1 Познавательная активность
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий
общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению
сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и
формируется в деятельности.
Феномен познавательной активности как один из
важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей.
Что же такое познавательная активность?
Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина
активность. Обратимся к словесным источникам. В толковом словаре, активный -
энергичный, деятельный; противоположное - пассивный.
Активность как особенность личности, выявляется
в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в общественной
жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх…(Педагогическая энциклопедия).
То есть человек с такими качествами стремится брать активное участие во всём,
показывает себя в деятельности.
В содержании понятия «познавательная активность»
можно выделить несколько направлений.
Педагоги прошлого целостно рассматривали
развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли
познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.
Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о
главнейших качествах личности - активности и творчестве. Не противоречит
современным взглядам обозначение активности как главного принципа
функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной
природы.
Есть ещё одна группа учёных, которая понимает
познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина
определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает
стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс
познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их
мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного
качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику,
а воля представляет форму.
Некоторые учёные определяют процесс
познавательной активности детей как целенаправленную деятельность,
ориентированную на становление субъективных характеристик в
учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепринято в педагогике и
психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: развитие характеризуется, прежде всего,
качественными изменениями психических функций, возникновением в них
определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях
различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур,
когда одни из них отстают, другие забегают вперёд. Основой развития
познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности -
учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие
познавательной активности осуществляется путём накопления положительного
учебно-познавательного опыта.
Диалектический подход к обозначению понятия
активности находим и в трудах В. Сухомлинского. Известный педагог считал, что
только в деятельности проявляется активность человека.
Исследования, отражённые в педагогической
литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в
них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические
рекомендации. Из них мы видим, что активность играет важную роль в любом
познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной
деятельности ребёнка и его развития в целом. Известно, что познание - главная
деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и
отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную
действительность».
Проблему познавательной активности детей ученые,
как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с
таким понятием, как самостоятельность. Ещё Роджерс подчёркивал: на активность
ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом,
условием развития познавательной активности, вознесения её на высшую ступень
являются практические исследовательские действия самого ребёнка. И в этом мы
ещё раз убеждаемся, читая труды учёных- Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, М.И.
Лисиной и других. Под познавательной активностью они понимают самостоятельную,
инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей
действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость
решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Познавательная активность не является
врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека.
Социальная среда - условие от которой зависит, перейдёт ли потенциальная
возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими
особенностями и условиями воспитания.
Научные исследования и наблюдения практиков
свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и
самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети
не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях
должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может
происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного
отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём
разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность
стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно -
ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному
подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе -
акцент при этом переносится на деятельную личность.
Активность дошкольников нельзя оценивать только
за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение
приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать
собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или
чего-то, обгрунтовывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность,
фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления- с
жизни и книжки… Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно
что-то переделать, изменить, открыть, узнать.
Важный источник познавательной активности
дошкольника - опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе
знаний и умений. Однако познавательную активность нельзя рассматривать как
прямолинейное движение. Это - движение по спирали. Сказанное обозначает,
разработка оптимальной технологии формирования определённых умений предвидит не
только определения взрослыми круга знаний, которые должен усвоить ребёнок, а и
согласование спроектированного содержания с индивидуальным опытом каждого
ребёнка. Только при таких условиях практические задания связываются с нуждами
исполнителя, с его намерениями и ценностями .
Известно, что источником познавательной
активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой
потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие
неизвестного и его усвоение.
Для детей дошкольного возраста всё новое,
неизвестное познаётся в процессе общения со взрослыми. А взрослые знакомят
детей с новым при помощи игры, т.е. в игровой форме.
Вопросами познавательного интереса занимались
педагоги-классики Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Проблема
познавательного интереса явилась исследованием многих российских педагогов и
психологов (Ю.К. Бабанский, В.Б. Бондаревский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Черкасов, Г.И. Щукина, М.И. Бекоева и
др.). Анализ всех определений сущности познавательного интереса показывает, что
интерес определяется как стремление к знаниям.
Как считают многие исследователи, познавательный
интерес часто выступает в форме выражения потребности (Б.И. Додонов, Д.А.
Кикнадзе, А.Г. Ковалев, В.Т. Лежнев, А.В. Петровский, и др.).
Далее, в анализе литературы, автором было
исследовано понятие «игра». В философии, педагогике, психологии термин «игра»
имеет различные толкования. Исследования в области игровой деятельности
проводили как зарубежные, так и отечественные ученые, которые отмечают, что
игра является основным видом деятельности дошкольников.
В частности, Н.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева,
И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина, Д.О. Добровольский, Н.И. Шляпина, А.П.
Василевич, Д.А. Хасин, З.Н. Никитенко, Т.А. Чистякова, Е.М. Черкушенко, Г.И.
Солина, И.И. Петричук подчеркивают, что игра - это один из основных видов
деятельности дошкольников, который способствует формированию познавательного
интереса к иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. Е.А.
Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова, М.Ф. Стронин, И.С. Рязанова
предлагают различные классификации игровой деятельности при обучении
иностранному языку.
Важную роль при формировании познавательного
интереса в обучении иностранному языку ряд педагогов (Г.И. Воронина и О.Н.
Трунова, Ш.А. Амонашвили, Л.Б. Беккер, И.Л. Бим, И.А. Зимняя, С.М. Рыцлин, О.С.
Ханова) отдают личности учителя.
Опыт работы с дошкольниками показывает: если
ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он
всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится
продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он
способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает
удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего
развития и является трамплином для преодоления процесса познания. Получается,
как раз за пониманием идёт «вспышка активности». Это, в свою, очередь, вызывает
у ребенка положительные эмоции. Тут следует вспомнить слова известного
украинского психолога Г. Костюка, который утверждал, что понимание является не
только интеллектуальным процессом, когда раскрывается « цветок понимания», а и
всегда эмоционально переживается личностью.
Два основных фактора определяют познавательную
деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская
любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой -
последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях
как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность
психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие
в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность
развития познавательной активности дошкольника.
Познавательная активность является природным
проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими
параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться
с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная
заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);
действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно
учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные
паузы); постоянное притяжение к этому объекту.
Таким образом, условием развития познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень
является практика, исследовательская деятельность. Первостепенное значение
приобретает факт успешного завершения поисковых действий. Организация
познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности,
прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его
действий, поступков, рассуждений, мыслей.
Хорошо известно, что развитие творческого
мышления обеспечивается не воспроизведением ребенком известных образцов
действий, а формированием у него способности комбинировать перегруппировать,
рассматривать что-то с разных точек зрения, прибегать к ассоциациям. Чем богаче
ассоциации, тем свободнее чувствует себя ребёнок, исполняя практические
задания, и тем выше его познавательная активность. Безусловно, использование
готовых образцов (правил, принципов, алгоритмов) облегчает взрослому
руководство процессом усвоения ребёнком знаний, создаёт благоприятные условия
для контроля, коррекции и оценки его деятельности. Но не стоит забывать, что
такая стратегия, целесообразна, относительна некоторых детей, а, в общем, она
снижает самостоятельною и познавательную активность детей, приучает их быть
послушными исполнителями чьих-то условий, поэтому не может быть приоритетной.
Оптимальной является такая организация
деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание
различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает
высокую оценку. В таких условиях воспитанник может сам избрать способ решения и
оценить сделанное как удачное или нет. Поскольку такая ситуация для детей,
неуверенных в себе, необычная или даже нежелательная, тревожная, необходимо
подбодрить ребёнка, высказать уверенность в его возможностях, поддержать его
старания, подчеркнуть, что он может выбрать самый удобный, самый интересный для
себя способ. Сделать ему это нелегко, потому что придется освободиться от
привычки заглядывать к соседу, ждать указаний взрослого, от страха перед
ошибкой.
Развитие познавательной активности представляет
тот идеальный вариант, когда её становление происходит постепенно, равномерно,
в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой
самоопределения личности в окружающей среде.
Таким образом, познавательную активность можно
определить, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость
ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что
находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным
действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Анализ всех определений сущности познавательного
интереса как психологического образования имеющее мотивационное значение,
показывает, что непременными являются следующие два обстоятельства:
) наличие в них потребности;
) эмоциональное переживание этой потребности.
Анализ исследований данного аспекта позволяет
автору сделать вывод, что познавательный интерес - психологический процесс,
который характеризуется следующими показателями:
интенсивность познавательной деятельности,
глубина познавательного процесса,
степень самостоятельности познавательной
деятельности,
целеустремленность познавательной деятельности,
взаимосвязь познавательного интереса и
склонностей. Проанализировав формирование и развитие интереса, автор сделал
следующие выводы:
интерес формируется и развивается в процессе игровой,
учебной, трудовой и общественной деятельности человека и зависит от условий его
жизни, обучения и воспитания;
наиболее устойчивый интерес дошкольников к
знаниям проявляется с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.
огромную роль в пробуждении и развитии интересов
к учению играет личность учителя, качество преподавания (в частности,
эмоциональная яркость и живость).
положительный и действенный познавательный
интерес обеспечивается пониманием дошкольников значения и сущности изучаемого
материала в процессе целостного педагогического процесса
Автором определены следующие этапы
познавательной активности: любопытство, интерес, желание, любознательность,
увлеченность, потребность, познавательный интерес.
.2 Специфика развития познавательной активности
детей старшего
дошкольного возраста
Как правило, к достижению старшего дошкольного
возраста (6-6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные
возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников
существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо
ориентируются в окружающей действительности. На этом этапе важно сформировать
такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире
и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат
полученных знаний.
Необходимо поощрять умение дошкольников
выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной
цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения
практических и теоретических задач. Большое значение имеет стремление развивать
творческие способности и воображение. Дошкольнику важно уяснить, что он
переходит на более сложную ступень социальных взаимоотношений, где ему будет
отведена роль не воспитанника детского сада или кружка, а ученика. Эта роль
требует более сложных форм общения (личностного, делового) и более серьезного
отношения к своим обязанностям.
Стремление к познанию, к овладению навыками и
умениями у детей старшего дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские
«почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате
которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность
познавательной активности ребенка.
Рассмотрим основные познавательные процессы
детей старшего дошкольного возраста.
Развитие мышления. Особенность здоровой психики
ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно
направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.
Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные
связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а
какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений
окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он
задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Шестилетний ребенок может
интересоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные?
Сколько тысяч километров земной шар? Почему в горах не тает снег, когда внизу
растаял?
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение
знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден
оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для
ответа на вопрос. Шестилетний ребенок при возникновении перед ним некоторых
задач пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать
задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы
действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи
происходит в результате внутренних действий с образами, называется
наглядно-образным.
Образное мышление - основной вид мышления
шестилетнего ребенка. Он, конечно, может в отдельных случаях мыслить логически,
но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на
наглядность.
Мышление шестилетнего ребенка отличается
эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний,
необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так,
ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств
предметов, как длина, объем, вес и др. Отсутствие систематичности знаний,
недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка
господствует логика восприятия. Так, ребенку трудно оценивать одно и то же
количество воды, песка, пластилина и др. как равное (то же самое), когда на его
глазах происходит изменение их объема в зависимости от формы сосуда или
приданной им новой статичной формы. Ребенок попадает в зависимость от того, что
он видит в каждый новый момент изменения предметов.
Развитие внимания. Познавательная активность
ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание
на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если
шестилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может
играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на
продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых
для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие
интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и
чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той
деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.
Ребенку можно помочь в организации внимания.
Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему
напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом
способы действия. Например, Дети! Откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в
верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок...» и т. д. Шестилетний
ребенок может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно
проговаривает то, что он должен, как должен и в какой последовательности он
будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует
внимание ребенка.
И все-таки... Хотя дети шести лет могут
произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них
деятельности. Эта особенность внимания является одним из оснований для
включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Шестилетние дети, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных
задачах, но при этом их внимание быстро истощается.
Развитие памяти. Старший дошкольный возраст -
возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является
ведущим познавательным процессом. В самом деле, ребенок в дошкольном возрасте
усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка.
Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.
Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь
человека.
Шестилетний ребенок уже может запоминать
произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет
значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в
заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Шестилетний ребенок
уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что
надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной
последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более
продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он
занят.
Развитие воображения. Шестилетний ребенок в
своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он
выступает в самых прекрасных своих проявлениях. Формируясь в игре, воображение
переходит и в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в
рисовании и в сочинении ребенком стишков и сказок. Здесь мы можем наблюдать
большую вариативность в характере детского творчества: одни дети ориентированы
на воссоздание реальной действительности, другие - на создание фантастических образов
и ситуаций.
По содержательной направленности детских
рисунков мы можем условно разделить детей на реалистов и фантазеров. Реалисты
стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события
обыденной жизни людей. Фантазеры - свои желания, мечты и грезы. Кроме того,
специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий и
привлекающий мир сказки. Черти, водяные, лешие, русалки, колдуны, феи,
сказочные принцессы и многие другие персонажи народного творчества наряду с совершенно
реальными людьми определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности
ребенка. Конечно же, содержание рисунков ребенка зависит от того духовного,
культурного багажа, который определен уровнем культуры семьи и степенью
ориентации самого ребенка на реальную или воображаемую действительность.
Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи»,
придумывая сказки, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы
стихотворений, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально
комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные
качества своих героев. Шестилетний ребенок, если у него хорошо развита речь и
воображение, может придумать и рассказать занимательный сюжет, может
импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других
людей.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль,
чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение
жизненной реальности. Неустанная работа воображения - это важнейший путь
познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы
узкого личного опыта.
Все перечисленные выше составляющие
познавательные способности детей старшего дошкольного возраста характеризуют
познавательную активность, которую необходимо развивать.
.3 Особенности обучения иностранному языку детей
старшего
дошкольного возраста (5-6 лет)
Обучение детей старшего дошкольного возраста
имеет свои особенности. Начиная работу с детьми, педагогу очень важно знать,
что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими
многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной,
речевой и др.). Самостоятельность формируется у ребенка постепенно под
руководством взрослого. Шестой год жизни является важным на пути подготовки
ребенка к школе. В это время в педагогической литературе рекомендуется
применять при обучении детей приемы, обеспечивающие повышение работоспособности
детей, развитие умственной активности и любознательности, формирование
элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения,
начальных форм осознанного управления своим поведением.
В связи с этим большое значение придается
методам развивающего обучения - систематизации предлагаемых знаний и умений,
использованию вспомогательных наглядных средств, облегчающих ребенку процесс
познания, формированию умений выполнять задания определенного типа и применять
их в новых условиях.
В процессе воспитания важная роль отводится
становлению и развитию детских отношений, первоначальному осознанию нравственного
смысла усваиваемых правил поведения.
Создание доброжелательной атмосферы в группе
детей, умение их бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и
внимание - необходимое условие успешного выполнения любого задания в процессе
обучения.
При обучении иностранному языку дошкольников
особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который
предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов.
Обучение дошкольников иностранному языку должно
быть коммуникативно направленным. Дети должны уметь использовать изученный
лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели
служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки,
предназначенные для наиболее продуктивного усвоения материала.
На первом этапе обучения основной задачей
является динамичное развитие устной речи (говорения и понимания речи на слух).
Вместе с тем, как и при обучении родному языку, в этом возрасте очень важно
выработать моторные навыки, которые не только помогают лучше усвоить
лексико-грамматический материал, но и способствуют успешному развитию
речемыслительных процессов. Для наилучшего развития моторики специально
разработаны упражнения по раскрашиванию и обводке рисунков, выполненных
точками.
Отбор социолингвистического содержания обучения
иностранным языкам на раннем этапе необходимо проводить с учетом следующих
принципов: принципа познавательной ценности, принципа частотности, принципа
системности, принципа тематической направленности, принципа концентричности, принципа
синтагматической и парадигматической обусловленности.
Принцип познавательной ценности учитывается при
отборе языкового и речевого материала. Языковой материал включает лексические
единицы разных частей речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия,
предлоги и грамматические конструкции, доступные детям. В речевой материал
входят клише и речевые обороты, выражающие намерение говорящего.
При отборе языкового и речевого материала
преподаватель учитывает принцип частотности и формирует активный и
потенциальный словарь. В активный словарь включаются все слова и выражения,
которые дети усваивают в процессе практического овладения иностранным языком на
занятии и вне занятий. Потенциальный словарь состоит из форм обращения, которые
использует преподаватель на занятиях для организации процесса общения, и
которые дети усваивают постепенно, интуитивно. Формирование пассивного словаря
в дошкольном возрасте не предусматривается. Это положение определяется
особенностями мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, которые
способны усвоить любое содержание только при условии его активного
продуцирования и вариативного повторения.
Учитывая принцип частотности, преподаватель
должен уделить особое внимание отбору детского, лингвострановедческого материала,
который включает:
праздники, традиции, обычаи народа;
песни, танцы, поэзию, рассказы, сказки, игры
детей страны изучаемого языка; пословицы, поговорки, рифмовки, скороговорки.
Отбирая языковой, речевой и
лингвострановедческий материал, вербальное и невербальное содержание с учетом
познавательного и речевого развития ребенка, преподаватель должен
ориентироваться на принцип системности. Систематизация социолингвистического
содержания обучения иностранному языку осуществляется в двух направлениях: по
вертикали (для всех возрастных групп от 2 до 7 лет) и по горизонтали (для
каждой возрастной группы).
Систематизировать языковой, речевой и
лингвострановедческий материал необходимо, опираясь на принцип тематической
направленности. Учитывая уровень языковых обобщений ребенка определенного
возраста, преподаватель определяет тематику занятий. Выбранная преподавателем
тема определяет коммуникативную ситуацию и сюжет занятия.
Определяя тематику занятий на год или на курс
обучения, преподаватель должен учитывать принцип концентричности, который
предполагает повтор этих тем на следующих этапах обучения с более глубоким
содержанием. Усвоенный ранее детьми языковой, речевой и лингвострановедческий
материал вовлекается в другие темы на более высоком уровне и предлагается детям
в более сложных грамматических конструкциях.
Осмысленное усвоение языкового содержания
ребенком возможно только при учете и реализации преподавателем принципа
парадигматической и синтагматической обусловленности. Учитывая этот принцип,
преподаватель отбирает языковой материал по категориальному признаку.
Правильный отбор языкового содержания позволяет
его организовать в речевой материал и создает предпосылки для выражения мысли
на иностранном языке. Преподаватель должен отобрать языковое содержание таким
образом, чтобы ребенок использовал в речи сначала имя существительное, а затем
начал бы включать в свою речь глаголы и имя прилагательное. Итак, учет этого
принципа позволяет не только отобрать, но и организовать языковой, речевой и
лингвострановедческий материал, что способствует, с одной стороны, овладению
иностранным языком на уровне фраз, а не отдельных слов, а с другой, позволяет
развивать как диалогическую, так и монологическую речь (описание,
повествование, рассуждение).
Учет родного языка играет исключительно большую
роль в овладении детьми как средствами общения, так и деятельностью общения.
Опора на опыт дошкольников в родном языке подразумевает познавательную
активность детей по отношению к явлениям родного и иностранного языков. При
этом удается обходиться без терминов, которые пока незнакомы детям в родном
языке (например, грамматическое время, лицо, число, падеж и др.) и опираться на
эмпирические представления ребенка о системе родного языка, формируя через них
аналогичные представления в иностранном языке. Перевод с родного на иностранный
и с иностранного на родной язык рассматривается как важное средство обучения,
которым дети пользуются с первых шагов обучения иностранному языку. С помощью
родного языка дети осознают значение новых слов и речевых образцов. Поскольку
дети заучивают много рифмовок, считалок, стихотворений и песен, с их
содержанием знакомятся лишь с помощью перевода на родной язык. Еще больше
возрастает роль родного языка при разучивании инсценированных сказок на
иностранном языке, т.к. содержание большинства из них детям известно на родном
языке.
Игнорирование родного языка на раннем этапе
методически неправильно, что нередко является причиной неточности понимания или
полного непонимания языковых явлений (лексического и грамматического материала)
некоторыми невнимательными и слабоуспевающими учащимися. Это обуславливает
неправильность или неадекватность использования таких языковых явлений в речи,
механический характер их усвоения. Родной язык может быть средством контроля понимания,
и иногда он помогает более точно и полно формулировать мысли детей.
Индивидуализация процесса обучения должна
происходить исходя из интересов учащихся, их общеинтеллектуальной и речевой
подготовки, а также возрастных особенностей.
Интенсификация процесса обучения осуществляется
за счет использования разных приемов: элементов интенсивной методики,
познавательных и ролевых игр, драматизации, инсценирования.
Необходима широкая опора на зрительную, слуховую
и моторную наглядность, которая не только стимулирует разные анализаторы, но и
мобилизует разные виды памяти, включая двигательную. Все ученые едины в том,
что на занятии должно присутствовать как можно больше разнообразных средств
наглядности и двигательной активности детей, все должно обыгрываться, демонстрироваться.
Иллюстрации следует подбирать с учетом особенностей восприятия, реакции и
интересов дошкольников.
Желательно сочетание разных организационных форм
работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных.
Индивидуальные способности детей могут
развиваться в коллективных формах обучения. Так, коллективное решение
коммуникативных задач способствует созданию на уроке атмосферы взаимодействия,
подлинно коммуникативной обстановки. Вместе с тем, умение работать с партнером
способствует развитию самостоятельности. Примером такого сотрудничества может
явиться создание коллективного текста, от которого дети, обогатив свой личный
опыт, переходят к составлению самостоятельных подготовленных и неподготовленных
высказываний.
Необходимо различать обучение дошкольников в
детском саду и обучение детей в начальной школе, так как существуют некоторые
психологические возрастные особенности, которые необходимо учитывать. Вот
некоторые из них:
. Ребенок в возрасте 5-6 лет легко заучивает
слова и предложения на иностранном языке и напрямую связывает их с предметами и
действиями. Более того, для ребенка выучить предложение легче, чем
изолированное слово. Очень часто ребенок использует иностранные слова в родной
речи, не замечая этого. Он употребляет то слово, которое первым приходит ему на
ум. Поэтому, обучая детей иностранному языку, необходимо давать слово в
определенном речевом клише.
При таком условии дети не будут путать
иностранные и русские слова в предложении. Этого не наблюдается в начальной
школе. Дети начальных классов более аккуратны в речи. Они используют либо
английские, либо русские предложения. Они не заучивают предложения только как
смысловую единицу, а как модель, стереотип для построения других предложения по
аналогии.
. Способность к имитации у дошкольников лучше,
чем у младших школьников. Они любят повторять звуки, слова и предложения. Они
пытаются произносить их, имитируя воспитателя.
. Ведущий вид деятельности детей в возрасте 5-6
лет - игра. Он живет в мире различных игр. Даже если он помогает взрослым по
дому, поливать цветы, ухаживать за садом, он всего лишь играет, притворяясь
взрослым. Этот фактор необходимо учитывать при обучении иностранному языку
детей дошкольного возраста и предлагать им различные игры.
Что касается языкового материала, он дозируется
по принципам, отличным от применяемых в обучении взрослых; здесь тематический
подход соединяется с грамматическим и семантическим, а языковые конструкции
постепенно усложняются. Одна и та же схема предложения используется в разных
ситуациях, поскольку в общении с ребенком употребительны сказочные сюжеты,
которые не препятствуют порождению большого числа аналогичных высказываний.
Каждая новая для ребенка речевая единица должна включаться в уже знакомый
контекст, так чтобы трудные для восприятия или воспроизведения в речи элементы
не встречались рядом в одном отрезке текста.
С самого начала обучения воспитателю необходимо
выработать определенный стиль или традицию общения с детьми на иностранном
языке, ввести и соблюдать некоторые ритуалы: приветствие, прощание, короткая
зарядка. Важнейшее условие успешности обучения - активизация речемыслительной
деятельности детей и максимальное вовлечение их в иноязычное общение,
побуждение к языковой догадке.
Принцип коммуникативной направленности
реализуется созданием условий для общения: отбором языкового материала,
созданием мотивов коммуникации, коммуникативной ценностью упражнений.
Предлагаемые учащимся игровые формы работы соответствуют их возрастным
особенностям, что вызывает у них желание общаться.
Принцип коллективного взаимодействия дает
возможность успешно формировать группу речевых партнеров, внимательно
относящихся друг к другу. Принцип реализуется в специальных играх, игровых
ситуациях, в которых дети обучаются соотносить свои речевые действия с действиями
своих партнеров.
Изучение предпосылок раннего обучения
иностранному языку представило возможность выявить наиболее характерные для
данного возраста принципы обучения: наглядное обеспечение сенсорного восприятия
детей, личностно ориентированное обучение и общение в условиях группового
взаимодействия, игровая организация обучения иностранному языку и музыкальное
сопровождение занятий.
Итак:
Дошкольный возраст уникален для овладения языком
в силу таких психических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой
информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на
разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к
имитации, отсутствие языкового барьера.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте
благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые
способности, на расширение общего кругозора.
Обучение иностранному языку благотворно влияет
на развитие речи ребенка и на родном языке; более половины детей, занимающихся
иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно
повышается устойчивость внимания.
Исходя из функции языка быть средством познания
и общения, конечная цель обучения иностранному языку на раннем этапе видится в
достижении детьми умения общаться, применяя иностранный язык как средство
непосредственного живого контакта, умения слушать собеседника, реагировать на
его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку
зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании.
Обучение иностранному языку дошкольников
рассматривается как один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к
обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление
лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в
несложной беседе.
Индивидуализация процесса обучения должна
происходить исходя из интересов детей, их общеинтеллектуальной и речевой
подготовки, а также возрастных особенностей.
познавательный деятельность
дошкольный иностранный язык
2. Специфика общения взрослого с ребёнком в
процессе игровой
деятельности по изучению иностранного языка
.1 Общение со взрослым, как фактор развития
познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста
Со временем внимание дошкольников все более
привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие
отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать
ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что
нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие
подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же
может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили
детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись
(или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила
поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих
детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со
взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей.
Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте
внеситуативно-личностная форма общения.
Взрослый по-прежнему является для детей
источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и
признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и
поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным
событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является
для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте
очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно
оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои
отношения с взрослыми и ровесниками.
Это стремление, конечно же, должны поддерживать
родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и
отношениях между собой, давать оценки их действиям. Старшие дошкольники
по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше
волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и
личности в целом.
Взрослый является для ребенка уже не абстрактным
источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с
определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр.).
Все эти качества очень важны для ребенка. Кроме того, взрослый - это
компетентный судья, знающий, "что такое хорошо и что такое плохо", и
образец для подражания.
Общение со взрослым имеет важное значение для
развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых,
ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно
следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение
дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием
сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети
учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. - и
в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.
Подобным образом ребенок постигает все сферы
жизнедеятельности человека. Поэтому к эмоционально-чувственному опыту ребенка
необходимо относиться внимательно и бережно.
Колоссальная роль в данном процессе отводится
взрослым. Их реакция на отдельные объекты, явления и события играет большую
роль в формировании отношения к миру. Оно не дается ребенку от рождения, а
закладывается и развивается в течение жизни. Отношение рождается в общении со
взрослыми, с теми, кого он любит и кому доверяет. Значимыми для малыша могут
стать и чужие ему люди (педагоги, соседи и др.). Но родители, близкие
родственники всегда остаются для ребенка самыми важными и авторитетными людьми.
Истинное отношение проявляется не на словах, а в
наших действиях и поступках. Поэтому взрослым необходимо следить за своими
реакциями, мимикой, жестами. Нельзя восхищаться красотою осеннего листочка и
бросать его под ноги. Нельзя рассказывать об удивительной жизни животных и
кричать «Брось эту гадость!», увидев в ладошке малыша паука. В этом возрасте
более глубокие следы в сознании ребенка оставят не слова, а ваши действия, ваше
истинное отношение. Именно его ребенок усваивает и проносит через всю жизнь. И
никакая теория не сможет разрушить это отношение к миру.
Познавательное развитие осуществляется под
воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких
родственников. Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию
ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие семьи может
значительно ослабить положительные тенденции в познавательном развитии.
Особенно это касается накопления сенсорного опыта (в раннем возрасте) и
развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном возрасте). У
детского сада (как и других массовых образовательных учреждений для
дошкольников) нет возможностей учесть разнообразные меняющиеся познавательные
предпочтения всех детей группы. Педагоги могут их выявить и максимально учесть
в работе. Развивать такие предпочтения может только семья.
Полноценное познавательное развитие
подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих
ребенка. Взаимодействие, сотрудничество - это, прежде всего диалог, который
постоянно обогащает всех партнеров и участников. Сотрудничество позволяет
перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности
и возможности каждого ребенка. Для усиления результативности и эффективности
воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой
программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг
другу.
Цель познавательного развития - развивать
познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную
поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного
эмоционально-чувственного опыта.
.2 Знакомство старших дошкольников с иностранным
языком в
процессе общения со взрослыми посредством
игровой деятельности
В двуязычных семьях ребенок вынужден осваивать
языки, чтобы общаться, в обычной семье он такой необходимости конечно не
чувствует. Некоторые утверждают, что "единственный способ" вырастить
двуязычных детей - это выполнение какого-то определенного правила, например,
обязательно говорить дома на обоих языках. Практический опыт, с другой стороны,
показывает, что дети узнают оба языка независимо от того, как именно они
сталкиваются с ними, если только это происходит постоянно (хотя не исключено,
что даже это не является обязательным условием!).
Занимаясь в семье каждый день, читая слова по
карточкам, слушая песенки на иностранном языке, читая сказки и употребляя слова
в обиходе, можно добиться значительных результатов, погружение произойдет само
по себе. Замечательно конечно, если один член семьи будет говорить с ребенком
на одном языке, а другой на другом, тогда ребенок будет думать на том языке, на
котором разговаривает со своим учителем. Но в основном так не получается, в
таком случае можно развести языки по времени (русский - утром, английский -
вечером), по месту (на даче - один язык, дома - другой).
Методик сейчас предлагается очень много,
иностранный язык детям предлагают практически в каждом детском клубе и детские
сады, стремясь угодить родителям, вводят в свою программу уроки иностранного
языка. Кроме того, и сами родители, владеющие тем или иным иностранным языком,
стремятся приобщить к нему своему ребенку. Как не запутаться в изобилии
предложений и методик? Как понять, получит ли ваш ребенок на занятиях
действительно полезные знания или вы просто потратите время и средства за
бесполезные новомодные веяния? Педагоги и психологи предлагают обратить
внимание на следующие моменты:
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте -
игра, главное для малышей - движение, важно, чтобы занятие ни в коем случае не
превращалось в урок - это противоречит психологии детей дошкольного возраста.
У дошкольников наглядно-образное мышление.
Поэтому занятие должно иметь зрительную опору - предметные сюжеты, картинки,
игрушки.
Ни в коем случае не заставляйте маленького
ребенка говорить, этого не должно быть ни при самостоятельном (домашнем)
обучении, ни при обучении в дошкольном учреждении. Ребенок сам придет к этому,
когда будет готов, разговаривайте с ним, читайте книжки, смотрите мультфильмы,
пусть копится пассивный словарный запас, сначала ребенок начнет понимать вас, а
позже и заговорит. Ребенок должен обучаться в обстановке любви и отзывчивости,
в напряженной обстановке от занятий не будет толку.
В старшем дошкольном возрасте ребенка нужно
обучать через разговорную речь. Детские рифмованные четверостишья, в которых
все слова русские, и лишь одно английское, на мой взгляд, тренируют память, но
языку не учат.
Нужно учитывать и то, что в любой деятельности
ребенок руководствуется, прежде всего, практической ценностью, поэтому в
дошкольном возрасте к обучению иностранному языку лучше подходить, как к
специфическому разделу ознакомления с окружающим миром, то есть нужно
подготовить ребенка к обучению, мотивировать его. Познакомьте ребенка со
страной, с традициями, найдите страну изучаемого языка на карте, расскажите о
том, какие там живут люди, чем они занимаются, как одеваются, чем отличаются от
нас, на каком языке говорят...
Значительными возможностями обладает использование
элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как
носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую
установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует
плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и
развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация,
воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и
художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря
этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера,
развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство
перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Перечисляя средства, способствующие развитию
интереса к иностранным языкам нельзя не остановиться ещё на одном - пении.
Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение способствует
улучшению иноязычного произношения, развивает память; несёт большой
эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной
культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие
разнообразие, снимает усталость.
.3 Специфика общения дошкольников со взрослыми
на занятиях по
немецкому языку в ДОУ с.Степное
Для обучения старших дошкольников немецкому
языку преподаватели нашего детского учреждения используют авторскую методику,
разработанную с учетом особенностей детской психологии на основе российских и
германских учебных пособий по обучению иностранному языку дошкольников и
младших школьников.
Занятия проходят в игровой форме и разработаны с
учетом детской психологии. Курс немецкого языка для старших дошкольников
состоит из 20-ти тематических разделов, разделенных на 4-5 уроков. Словарным
ядром каждого урока является определенный набор лексики, при помощи которой
ребенок узнает, как называются на иностранном языке окружающие нас предметы,
какие-либо действия или явления.
На уроках используются аудио-материалы,
озвученные носителями языка, ребенок учится понимать немецкий язык на слух и
затем воспроизводит речевые образцы на иностранном языке самостоятельно в
игровых ситуациях. Кроме того, с детьми разучиваются небольшие стихи и песенки
на иностранном языке.
Методика включает в себя обязательное
использование на занятии интересных и красочных методических материалов и
забавных игрушек.
После знакомства с алфавитом, дети осваивают
письмо на иностранном языке. Письменные задания выполняются самостоятельно.
Практические домашние задания способствуют закреплению материала, изученного на
уроке.
Методика педагогической работы определяется
целями и задачами, которые ставит перед собой педагогический коллектив нашего
ДОУ. Главными в обучении старших дошкольников иностранному ( немецкому ) языку
являются:
формирование у детей первичных навыков общения
на немецком языке ,
умение пользоваться немецким языком для
достижения своих целей, выражение мыслей и чувств в реально возникающих
ситуациях общения,
создание положительной установки на дальнейшее
изучение иностранных языков,
пробуждение интереса к жизни и культуре других
стран,
развитие лингвистических способностей с учетом
возрастных особенностей,
формирование и развитие познавательных навыков.
Немецкий язык рассматривается не как цель
обучения, а как средство для изучения культуры. Знакомство ребенка с культурой
страны изучаемого языка происходит через игру и каждодневные жизненные ситуации
ребенка, жизнь в семье, участие в праздниках, чтение стихов, разучивание песен,
знакомство с традициями и элементами быта немецкого и русского народов.
Приходя в детский сад, дети здороваются на
немецком языке, а, уходя домой, прощаются. Немецкий язык, как бы пронизывает
все виды деятельности дошкольников: утренняя гимнастика, подготовка к приему
пищи, уборка игрушек, одевание на прогулку, прогулка и.т.д. Во время
аппликации, лепки, рисования воспитатели также проговаривают слова, фразы и
песенки на немецком языке. Некоторые подвижные и дидактические игры известные
детям на русском языке мы изменяем и добавляем немецкие слова и фразы. Таким
образом, немецкая и русская речь сменяет одна другую. Воспитатели стараются
максимально использовать жизненные ситуации для изучения немецкого языка.
Например: когда дети просят помочь в чем - то, дать попить, завязать шнурки,
застегнуть платье, куртку, мы напоминаем, как эту фразу можно сказать на
немецком языке. Во время подготовки к праздникам идет так называемее
«погружение» в немецкий язык, т.к. дети постоянно видят в группе атрибуты
праздников (рождественские венки, рождественские календари, фонарики,
пасхальные зайцы и.т.д.). Дети вместе с воспитателем готовят различные
украшения, для праздников проговаривая все, что делают на немецком языке,
вместе украшают группу. При знакомстве с детской немецкой литературой, героями
литературных произведений (сказок братьев Гримм, Гауфа) пробуждается интерес к
жизни страны изучаемого языка, а также создается очень важное ощущение гармонии
языка и культуры. Игра и погружение в культуру способствует повышению
мотивации. При обучении дошкольников учитывается потребность ребенка выразить
себя, претворить полученные знания в творческий акт самореализации (например,
выступление на конкурсах, праздниках). Язык, будь - то родной или иностранный,
является для дошкольников лишь средством, инструментом коммуникации, а не
целью.
Основной акцент в ДОУ делается на развитие
ребенка, обучение его способам самовыражения, поэтому полученные им знания
должны как можно скорее включаться в игру и другую деятельность детей.
Работать с маленькими детьми сложно. Их внимание
неустойчиво и они быстро устают. Поэтому успех в обучении и отношение детей к
урокам напрямую зависит от того, насколько интересно эти уроки проводятся.
Планируя урок по немецкому языку, я стремлюсь к тому, чтобы урок был интересным
и увлекательным для каждого ребенка в группе, чередую различные виды
деятельности, использую подвижные игры на немецком языке, разминки, рифмовки и
стишки, которые можно иллюстрировать движениями. Мы много поем на уроках. Через
пение, через ритмическое проговаривание стишков и рифмовок, дети получают
“чувство языка”. Весь рифмованный и песенный материал подбираю не только из
немецкого фольклора, но также использую песни современных немецких авторов,
таких как Фолькер Розин, Рольф Цуковски, Детлев Йокер и др. Песни этих авторов
охотно поют дети в детских центрах и детских садах Германии. В одном из них я
была на стажировке.
Свои уроки я провожу живо, эмоционально,
стремлюсь, чтобы все этапы работы на уроке вызывали у детей только
положительные эмоции, и они испытывали удовольствие от занятий. Большую роль в
этом играет и наглядный материал. Я использую на уроке большое количество
карточек и картинок, игрушек, надевающихся на руку кукол. Яркие и
занимательные, они вызывают интерес, воздействуют на эмоциональную память детей
и способствуют лучшему усвоению материала на уроке.
На своих уроках я использую также телевизор,
DVD- и видеомагнитофон. Видеоматериалы использую чаще всего для активизации и
закрепления изученной лексики. Показ видеоматериалов способствует стойкой
мотивации к занятиям у детей.
Всем известно как маленькие дети любят
мультфильмы.
Для того чтобы лучше настроить детей на занятие,
включить их в работу, каждое занятие начинаю с песенки-приветствия. Для каждой
возрастной группы песенки разные, но все они способствуют созданию комфортной
психологической обстановки на уроке.
В результате обучения немецкому языку, в ребенке
воспитывается интерес и положительное отношение к изучению языка в дальнейшем,
интерес к культуре народов, на нем говорящих, понимание себя как личности,
принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, понимание
важности изучения иностранного языка. Обучение иностранному языку положительно
сказывается и на общем образовании в целом.
В процессе изучения немецкого языка у детей
формируется и развивается самостоятельного мышления, памяти, воображения
ребенка, формирование его эмоций, развитие коммуникативно-познавательных
способностей.
Безусловно, что основной формой обучения
немецкому языку является игра, т.к. игра позволяет сделать
коммуникативно-ценным практически любые языковые единицы. Игра-это нормальное и
естественное состояние ребенка. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных
сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и
непосредственности.
Процесс обучения немецкому языку в детском саду
представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей. Ребенок
начинает изучать немецкий язык с большой заинтересованностью, поскольку это
необычно, еще не знакомо ребенку, ему это интересно. Задача воспитателя сделать
все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его способность удивляться и
восхищаться. Инициатива изучения немецкого языка исходит от взрослого, как
сказал М.Ф. Квинтилиан: “Необходимо более всего остерегаться, чтобы ребенок не
возненавидел учение, которое еще не успел полюбить”. Для этого мы используем
то, что ребенку близко и знакомо, что доставляет ему наибольшую радость и
удовольствие, конечно же - это игра.
Мы знакомим детей с традициями и обычаями
немецкого народа через праздники и карнавалы. Наши дети активно разучивают
стихи, песни, танцы, делают поделки, украшения к таким праздникам, как
“Weihnachten”, “Ostern”, “Karneval”. Мы рассказываем детям истории
возникновения этих праздников, истории и сказки, связанные с ними.
Мы проводили и анкетирование родителей,
необходим ли их детям немецкий язык. Результаты только положительные, т.к.
родители видят изменения в речи детей.
У каждого ребенка, изучающего немецкий язык,
имеется тетрадь, в которую записываются лексические единицы и речевые образцы,
песни, стихи (в транскрипции), по которым дети занимаются дома с родителями.
Таким образом, изучение немецкого языка
необходимо в детском саду в первую очередь для развития познавательных навыков,
т.к. для этого существуют все предпосылки, а главное желание и интерес детей.
3. Опытно-экспериментальная работа развития
познавательной
деятельности детей старшего дошкольного возраста
на занятиях по
немецкому языку
В исследовании использовались программы Хлыбовой
Т.Б. (дошкольная программа по подготовке к чтению и письму на немецком языке),
Г. Доля (программа по обучению песенного материала с использованием
аудиокассет), Гальсковой Н.Д., Глухаревой Е.А. (программа по немецкому языку
для дошкольников) и др.
Опытно-экспериментальная работа в детском саду
подтверждает, что доминирующей деятельностью дошкольников является игра. Именно
игра является одним из самых необходимых педагогических условий формирования
познавательного интереса к немецкому языку. С помощью игры хорошо
отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический
материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. Игры помогают сделать
процесс обучения немецкому языку интересным и увлекательным. Чувство равенства,
атмосфера увлеченности дают возможность детям преодолеть стеснительность,
скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на
занятии можно внести элемент игры, и тогда даже скучное занятие приобретает
увлекательную форму. Игровые ситуации способны внести разнообразие, чувство удовольствия,
радости и являются необходимой для детей психологической разрядкой.
Использование игр-песен, стихов, считалочек и музыки тоже является важным
условием формирования и повышения интереса к английскому языку дошкольников.
К игровой деятельности можно отнести и
двигательную активность, и физическую деятельность, которые являются еще одним
из компонентов деятельности дошкольников в нашей модели и способствуют
формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку.
Одним из компонентов модели формирования
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку
являются учебная и трудовая деятельности, так как, по нашему мнению, труд
ребенка заключается в учебе. Занятия в рабочих тетрадях тоже способствуют
формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку.
Творческие мероприятия: развлечения, утренники,
концерты, участие в городских и республиканских мероприятий - это результат
работы по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста к немецкому языку в процессе игровой деятельности.
Как показал анализ исследовательской работы,
личность учителя, его деятельность по обмену опытом с коллегами, с работниками
образования, с родителями, со студентами, его участие в научно-практической
деятельности и в конкурсах является немаловажным условием формирования
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку
в процессе игровой деятельности.
Во время опытно-экспериментальной работы
систематически проводилось тестирование детей по уровню развития. Общая картина
результатов тестирования по уровню развития детей на начало и конец обучения
представлена в диаграммах (рис 1, 2):
Рис. 1. Результаты тестирования по уровню
развития детей на начало обучения
Рис. 2. Результаты тестирования по уровню
развития детей на конец обучения
Как видно из диаграмм, высокий уровень развития
детей вырос на 13,96%, а низкий - снизился на 7%.
Далее, нами определены три уровня развития
сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку, согласно положениям Н.Д.Гальсковой:
первый уровень - репродуктивный (низкий)
второй уровень - продуктивный (средний)
третий уровень - продуктивно-творческий
(высокий)
Анализ данных показал, что
продуктивно-творческий уровень познавательного интереса вырос почти на 10%,
продуктивный уровень вырос на 2 %, а репродуктивный снизился более, чем на 10
%.
Более наглядно отобразим анализ данных уровней
сформированности познавательного интереса на графике (рис. 3):
Вышеизложенное дает основание утверждать, что
исследование формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста к немецкому языку в процессе игровой деятельности дает нам следующие
итоговые результаты и позволяет сделать следующие основные выводы:
улучшаются психические процессы: внимание,
память, мышление, воображение, речь;
расширяется круг интересов, дети задают больше
вопросов;
обучение иностранному языку благотворно влияет
на развитие речи ребенка и на родном языке;
значительно поднимается интеллектуальный и
психосоциальный уровень;
В заключении представлены основные теоретические
и экспериментальные результаты исследования.
. Определены и экспериментально проверены
основные возможности и пути повышения эффективности обучения иностранному языку
на раннем этапе как средство формирования познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста к немецкому языку в процессе игровой
деятельности.
. Подтверждена гипотеза о том, что формирование
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку
в процессе игровой деятельности эффективно осуществляется в том случае, когда:
задача формирования познавательного интереса
становится доминирующим компонентом учебно-воспитательного процесса;
обучение иностранному языку дифференцируется на
основе учета индивидуальных возможностей и способностей детей;
квалифицированно организуется педагогическое
руководство обучением иностранного языка в дошкольном учреждении с учетом
специфики его деятельности.
. Уточнена сущность понятия «познавательный
интерес», применительно к психолого-педагогическим особенностям обучения
иностранному языку на раннем этапе, определены рациональные приемы организации
обучения иностранному языку, ведущие к формированию познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Для развития познавательной активности детей
необходима система познавательной деятельности, постепенное усложнение
познавательных задач, использование специальных методов (проблемных вопросов.
проблемных ситуаций, задач исследовательского характера).
Организатором самостоятельной познавательной
деятельности детей должны стать взрослые.
Организация системы познавательной деятельности
детей ведет к появлению и развитию познавательного интереса, который
проявляется в активном включении детей в познавательную деятельность (занятие,
наблюдение, беседу и т.п.), в появлении повышенного внимания, сосредоточения, в
самостоятельных вопросах и решении познавательных задач. В тоже время
познавательный интерес также проходит путь развития от появления простой
эмоциональной отзывчивости и выделения внимания к выявлению внутренних связей и
отношений. к самостоятельной постановке познавательных задач и попытке их
решить.
Познавательная активность тесно связана с
познавательной деятельностью. Она взаимодействует с такими качествами. как
самостоятельность, познавательный интерес, под влиянием которых она сама
развивается и в то же время способствует развитию этих качеств.
Познавательная самостоятельность характеризуется
способностью самостоятельно добывать новые знания из различных источников,
умением использовать приобретенные знания для дальнейшего самообразования, а
также применять их в практической деятельности.
Основной путь формирования и развития
познавательной активности детей - система учебно-познавательной деятельности, в
которую включается познавательная деятельность детей на занятиях; развивающая
познавательная среда, окружающая ребенка; направленное познавательное общение
детей со взрослыми и положительный эмоциональный микроклимат.
Широкое внедрение иностранного языка в систему
дошкольного образования стало реальностью сегодняшнего дня. Это связано с
повышением статуса иностранного языка в жизни современного общества и большим
воспитательно-образовательным потенциалом иностранного языка как учебного
предмета. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть иностранным
языком в максимально возможном объеме. Известно, что дошкольный возраст
является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность
природного механизма усвоения иностранного языка детьми раннего возраста,
имитационные способности, природная любознательность и потребность к познанию
нового, отсутствие “языкового барьера” способствует успешному усвоению
иностранного языка.
Проблема раннего начала обучения детей
иностранным языкам является одной из центральных проблем в методике сегодня.
Многих лингвистов, психологов, педагогов волнует проблема целесообразности
обучения детей дошкольного и младшего возраста.
Эта тема является, на взгляд автора, актуальной,
т.к. всеобщее стремление к овладению иностранными языками отражает актуальные
жизненные потребности нашего общества, обусловленные научно - техническим прогрессом,
активизацией контактов между странами, народами, организациями, отдельными
людьми, растущим международным культурным обменом. Всё это обуславливает
необходимость радикального пересмотра и повышения статуса учебного предмета
«иностранный язык». Иностранный язык как учебная деятельность может и должна
обеспечить высокий уровень владения языком, внести существенный вклад в
воспитание и развитие личности, открывая непосредственный доступ к иной
национальной культуре, тем самым, к мировой культуре.
Изучение старших дошкольников иностранного языка
развивает различные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую
догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к
коллективным формам работы в группе, побуждает любознательность, артистизм,
формирует ребенка интеллектуально и эстетически.
Проблема исследования заключалась в следующем:
каковы педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста к немецкому языку в процессе общения со взрослыми?
Объектом исследования являлся процесс развития
познавательного интереса к иностранному языку детей старшего дошкольного
возраста в процессе общения со взрослыми.
Предметом исследования ставились педагогические
условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку в процессе общения со взрослыми.
Цель исследования: разработать и
экспериментально проверить функциональную модель развития познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку при общении со
взрослыми в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку в процессе
игровой деятельности будет эффективным, если осуществляются следующие условия:
разработана система обучения и воспитания,
исключающие кратковременные средства воздействия, побуждающие любопытство и
заинтересованность ребенка к изучению иностранного языка;
познавательный интерес как качество личности
ребенка становится доминирующим компонентом учебно-воспитательного процесса;
обучение иностранному языку дифференцируется на
основе учета индивидуальных возможностей детей;
обеспечивается целостный процесс обучения
немецкому языку детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой
деятельности.
Согласно гипотезе и цели исследования были
решены следующие задачи:
Обоснованы теоретические положения формирования
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к немецкому языку
в процессе игровой деятельности.
Охарактеризованы потенциальные возможности
воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении для
формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку в процессе игровой деятельности.
Разработана и апробирована функциональную модель
развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к
немецкому языку в процессе игровой деятельности.
По результатам исследования гипотеза,
поставленная в ходе написания данной работы нашла своё подтверждение.
Список литературы
1.
Арнаутова. Е.П. Детский сад и семья. М.: - 2002. - 64 с.
.
Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности.
М.,1994., - 168 с
.
Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардин, Н.В. Лаврова.
- М.: Просвещение,1965.-295с.
.
Гальскова Н.Д., Глухарева Е.А. Немецкий язык в детском саду. - М.: Просвещение,
1993.
.
Годовикова Д.Б. Соотношение активности детей в общении со взрослым и в
исследовании новых предметов. - В кн.: Общение и его влияние на развитие
психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974, с. 162-180.
.
Дуброва В.П. Влияние педагогической позиции родителей на воспитание
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.,1997 - 21с
.
Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку.- М.: Русский язык, 1989.
.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.-
М.: Просвещение, 1985.
.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного
возраста: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. О.М. Дьченко.
Р.И. Говорова и др. М.: 1989. - 127 с.
.
Коломинский Я.Л.. Панько А.А. Психологическая готовности к школе.
.
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный
возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
.
Леонтьев А.А Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком.
// Иностр. языки в школе.-1985, № 5.
.
Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста.
Теоретические и методические материалы. - М.. 2001. - 160 с.
.
Матюшкин А.М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей.- В
кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.
Тихомирова. М., 1979, с. 29-34.
.
Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика
и психология», 1979 №2
.
Протасова Е.Ю. Обучение иностранным языкам дошкольников. //Иностр. языки в
школе.- 1990
.
Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.-
М., 1996.
.
Проскурова Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. под/ред.
Венгера Л.А. Киев 1985 - 128 с.
.
Программа "Иностранный язык для дошкольников "Первая встреча".
Центр инноваций в педагогике. М.:1997.
.
Рогов Е.И. Психология познания М., 1998.
.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
.
Царапкина Е.С. Немецкий язык в детском саду. М.: Просвещение, 1968.
.
Чистякова Т.А., Чернушенко Е.М., Солина Г.И. Обучение иностранным языкам в
детских садах. /Под ред. B.C. Цетлин, М.Л. Вайсбурд, А.А. Миролюбова. М.:
Просвещение, 1964.
.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971.