Степень подвижности
|
Подвижная («живая»)
|
Слабо подвижная
|
Относительно неподвижная
|
Коэффициент подвижности
|
0,7-1
|
0,5-0,7
|
0,5
|
При трассировании дороги подвижные осыпи следует обходить;
если это невозможно, необходимо предусмотреть мероприятия для обеспечения
устойчивости земляного полотна. Осыпи с коэффициентами подвижности менее 0,5
могут быть использованы для размещения земляного полотна в насыпях без
дополнительных сооружении.
Спускающиеся в реку шлейфы осыпей, сложенных из
крупнообломочного, хорошо фильтрующего материала, можно пересекать дорогой.
Если осыпь закрепилась и на ее поверхности сформировался слой почвы,
покрывшийся растительностью, дорогу проектируют обычным методом, прокладывая в
насыпях. При действующей осыпи, когда происходит накопление отложений, перед
дорогой возводят улавливающую стенку для задерживания и накапливания осыпающихся
обломков. Стенки устраивают из сухой кладки высотой 1,5-2 м, шириной 0,8-1 м
при глубине заложения не менее 0,5 м.
При малом поступлении материала осыпи стенку периодически
наращивают и строят дополнительные на массиве осыпи (рис. 1). При активных
мощных осыпях, шлейф которых
Рис. 1. Схема защиты дороги, проходящей по шлейфу
слабоподвижной осыпи, подпорными стенками. Цифры указывают последовательность
возведения стенок достигает берега водотока, часто оказывается более
целесообразным перенести трассу на другой склон долины, что бывает связано с
постройкой двух мостов При мощных шлейфах осыпей возможна проходка тоннелем.
Материалы осыпей можно успешно использовать для отсыпки
насыпей, а если они удовлетворяют требованиям к прочности каменных материалов,
то и для устройства дорожной одежды и приготовления бетона.
В ряде случаев при малом объеме накопившегося в осыпи
материала вместо того, чтобы строить верховые подпорные стены, целесообразнее
убрать осыпь, использовав ее материал для устройства насыпей.
2. Обвалы. Особенности проектирования
Многие участки горных дорог подвержены обвалам -
внезапному обрушению с крутых склонов гор обломков горной породы. Причиной
обвалов является чрезмерная крутизна склонов, на которых не могут удержаться
обломки, потерявшие связь с основным массивом. Обвалам способствуют: разрушение
горных пород процессами выветривания, подрезка наклонных пластов при устройстве
земляного полотна, трещиноватость горных пород как естественная из-за тектонических
нарушений, так и вызванная применением при строительстве массовых взрывов,
расширение воды при замерзании в трещинах горных пород, сейсмические толчки и
др.
Рис. 2 Улавливающие валы и стенки: улавливающая
стенка у бровки дороги; б - улавливающий ров с валом в пределах пологого
участка косогора (пунктиром показана траектория падения камней)
На участках, где обвалы и камнепады особенно вероятны,
для защиты от падения мелких камней около дороги устанавливают на склонах
металлические удерживающие решетчатые щиты или завешивают откос сеткой из
толстой проволоки (d - 3 мм) с
ячейкой 6x5 см.
Для защиты от крупных камней около дороги
устраивают улавливающие рвы с валом или улавливающие стенки (рис. 2). Их
размеры назначают по методу, предложенному профессором Н.М. Ройнишвили. Он
основан на расчетах траектории движения камня, скатывающегося с
подскакиваниями по склону с ломаным поперечным профилем. При определении
скоростей вводят коэффициенты, учитывающие сопротивления, испытываемые камнем
при движении, и потери энергии при ударах. Улавливающая стена рассчитывается на
удар камня.
На дорогах с интенсивным движением на участках
с камнепадами в некоторых случаях приходится строить защитные галереи (рис. 3).
Поперечное сечение такой галереи, построенной на автомобильной магистрали в
Швейцарии, показано на рис. 3, б.
3. Защита
автомобильных дорог от осыпей
В процессе содержания дорог в горной
местности предусматривают следующие меры защиты: улучшение водоотвода с целью
повышения устойчивости осыпи, строительство сооружений, препятствующих движению
осыпи или защищающих от нее дорогу, закрепление склонов.
Улучшение водоотвода с целью повышения
устойчивости осыпи предотвращает излишнее увлажнение осыпи поверхностными и
подземными водами. Такое переувлажнение может превратить осыпь в оползень.
Чтобы избежать этого, принимают меры по перехвату поверхностных и подземных
вод, аналогичные мерам на оползневых участках. С верховой стороны прокладывают
нагорные и водоотводные канавы, устраивают дренажи.
Движению осыпи препятствуют террасирование
склонов, заградительные стены, улавливающие траншеи и валы, подпорные стены,
дощатые щиты и металлические сетки на кольцах. Если осыпь удается остановить,
то она начинает постепенно закрепляться. В результате выветривания распадаются
крупные обломки, а промежутки между ними заполняются мелкими частицами. Осыпь
уплотняется, зарастает травой, а впоследствии кустарником, деревьями и
превращается в устойчивую. Склоны, питающие осыпь обломочным материалом,
закрепляют древесно-кустарниковой и травянистой растительностью.
4. Охрана окружающей
природной среды
осыпь горный обвал защита
При выборе вариантов трассы и конструкции
автомобильной дороги кроме технико-экономических показателей следует учитывать
степень воздействия дороги на окружающую природную среду как в период
строительства, так и во время эксплуатации, а также сочетание дороги с
ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие
на окружающую природную среду.
При сравнении вариантов трасс и
конструктивных решений следует учитывать ценность занимаемых земель, а также
затраты на приведение временно отводимых для нужд строительства площадей в
состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве.
Проложение трассы автомобильных дорог,
назначение мест размещения искусственных и придорожных сооружений,
производственных баз, подъездных дорог и других временных сооружений для нужд
строительства следует выполнять с учетом сохранения ценных природных
ландшафтов, лесных массивов, а также мест размножения, питания и путей миграции
диких животных, птиц и обитателей водной среды.
Вдоль рек, озер и других водоемов трассы
следует прокладывать, как правило, за пределами специально установленных для
них защитных зон.
В районах размещения курортов, домов
отдыха, пансионатов, пионерских лагерей и т.п. трассы должны прокладываться за
пределами установленных вокруг них санитарных зон или в проектах должны
разрабатываться защитные мероприятия.
Плодородный слой почвы не снимается, если
рельеф местности не позволяет его снять, а также на участках с выходом на
поверхность скальных обнажений, валунов, крупных (свыше 0,5 м) камней.
На дорогах в пределах водоохранных зон
следует предусматривать организованный сбор воды с поверхности проезжей части с
последующей ее очисткой или отводом в места, исключающие загрязнение источников
водоснабжения.
При наличии грунта, который не может быть
использован для отсыпки насыпей, им следует засыпать вершины оврагов (с
одновременным их закреплением), эрозионные промоины, свалки и другие неудобья с
последующим уплотнением и планировкой поверхности.
Список
использованной литературы
1. СНиП
2.05.02-85 «Автомобильные дороги». М.:1986.
2. Проектирование
автомобильных дорог. Ч. II: Бобков В.Ф., Андреев О.В.
. Справочник
дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог.
С.Г. Цупиков