Категория
дороги
|
Расчетная
интенсивность движения, авт./сут.
|
Народнохозяйственное
и административное значение автомобильных дорог.
|
|
Приведенная
к легковому автомобилю
|
В
транспортных единицах
|
|
I-а
|
Св.
14000
|
Св.
7000
|
Магистральные
автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного
сообщения).
|
I-б, II
|
Св.
14000 Св.6000 до 14000
|
Св.7000
Св.3000 до 7000
|
Автомобильные
дороги общегосударственного значения ( не отнесенные к I-ой
категории), республиканского, областного (краевого) значения.
|
III
|
Св.
2000 до 6000
|
Св.
1000 до3000
|
Автомобильные
дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения
( не отнесенные к I-б и II-ой
категории), дороги местного значения.
|
IV
|
Св.
200 до 2000
|
Св.
100 до 1000
|
Автомобильные
дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не
отнесенные к I-б, II-ой и III
категориям)
|
V
|
До
200
|
До
100
|
Автомобильные
дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV
категориям).
|
Автомобильные дороги по условиям
движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа
(нескоростная дорога).
К классу
"автомагистраль" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении
многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном
уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными
и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен
только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км
друг от друга.
К классу "скоростная
дорога" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении
многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном
уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными
и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через
пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения
потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
К классу "дороги обычного типа"
относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам
"автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие единую проезжую часть
или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через
пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог
категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще,
чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
2. Технические категории дорог
Дорожные условия определяют режимы
работы агрегатов автомобилей. Они характеризуются технической категорией
дороги, видом и качеством дорожного покрытия и рельефом местности
(расположением дороги по высоте над уровнем моря).
Категории автомобильных дорог
отличаются значениями показателей, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Основные технические характеристики автомобильных дорог (по
СНиП 2.05.02-85)1
|
Показатели
|
Категория дороги
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
|
I-а
|
I-б
|
|
|
|
|
Перспективная среднесуточная интенсивность движения
автомобилей в обоих направлениях, авт/сут
|
Более 7000
|
Более 7000
|
3000- 7000
|
1000- 3000
|
100- 1000
|
Менее 100
|
Расчетная скорость движения, км/ч: основная для трудных
участков пересеченной местности для трудных участков горной местности
|
150 120 80
|
120
100 60
|
120
100 60
|
100
80 50
|
80
60 40
|
60
40 30
|
Число полос движения
|
4;6;8
|
4;6;8
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Ширина полосы движения, м
|
3,75
|
3,75
|
3,75
|
3,5
|
3
|
НР
|
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м
|
15 22,5 30
|
15 22,5 30
|
7,5
|
7,0
|
6,0
|
4,5
|
Ширина обочин, м
|
3,75
|
3,75
|
3,75
|
2,5
|
2,0
|
1,75
|
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными
направлениями движения, м
|
6,0
|
5,0
|
НР
|
НР
|
НР
|
НР
|
Ширина земляного полотна, м
|
28,5 36 43,5
|
27,5 35 42,5
|
15
|
12
|
10
|
8
|
Наибольшие продольные уклоны, %: основные на трудных участках
пересеченной местности на трудных участках горной местности
|
3,0 4,0 6,0
|
4,0 5,0 7,0
|
4,0 5,0 7,0
|
5,0 6,0 8,0
|
6,0 7,0 9,0
|
7,0 9,0 10,0
|
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м:
основное на трудных участках пересеченной местности на трудных участках
горной местности
|
НР 450 250
|
450 350 170
|
450 350 170
|
350 250 130
|
250 170 110
|
170 110 90
|
Наименьшие радиусы кривых в плане, м: основные в горной
местности
|
1200
250
|
800
125
|
800
125
|
600
100
|
300
60
|
150
30
|
Наименьшие радиусы вертикальных выпуклых кривых (в продольном
профиле), м: основные в горной местности
|
30000
5000
|
15000
2500
|
15000
2500
|
10000
1500
|
5000
1000
|
2500
600
|
Наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кривых (в продольном
профиле), м: основные в горной местности
|
8000
1000
|
5000
600
|
5000
600
|
3000
400
|
2000
300
|
1500
200
|
1
Условное обозначение : НР - не регламентируются.
|
3. Основные параметры поперечного профиля дорог
Основные параметры поперечного
профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от
их категории следует принимать по табл. 2.
На участках автомобильных дорог
I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет
эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах,
определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений,
примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не
предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на
расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство
остановочных полос шириной 2,5 м.
Таблица 2.
Параметры
элементов
дорог
|
Категории
дорог
|
|
I-a
|
I-б
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
Число
полос движения
|
4;
6; 8
|
4;
6; 8
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Ширина
полосы движения, м
|
3,75
|
3,75
|
3,75
|
3,5
|
3
|
-
|
Ширина
проезжей части, м
|
2х7,5;
2х11,25; 2х15
|
2х7,5;
2х11,25; 2х15
|
7,5
|
7
|
6
|
4,5
|
Ширина
обочин, м
|
3,75
|
3,75
|
3,75
|
2,5
|
2
|
1,75
|
Наименьшая
ширина укрепленной полосы обочины, м
|
0,75
|
0,75
|
0,75
|
0,5
|
0,5
|
-
|
Наименьшая
ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м
|
6
|
5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Наименьшая
ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Ширина
земляного полотна, м
|
28,5;
36; 43,5
|
27,5;
35; 42,5
|
15
|
12
|
10
|
8
|
Покрытия на обочинах и укрепленных
полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от
покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности
должны допускать выезд на них транспортных средств.
Число полос движения на дорогах I
категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и
рельефа местности по табл. 3.
Таблица 3.
Рельеф
местности
|
Интенсивность
движения, прив. ед/сут
|
Число
полос движения
|
Равнинный
и пересеченный
|
Св.
14 000 до 40 000
|
4
|
|
"
40 000 " 80 000
|
6
|
|
"
80 000
|
8
|
Горный
|
Св.
14 000 до 34 000
|
4
|
|
"
34 000 " 70 000
|
6
|
|
"
70 000
|
8
|
Строительство дорог с многополосной
проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения
дорог по раздельным направлениям.
Дополнительные полосы проезжей
части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе
транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории,
при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять
лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0/00
и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ‰ - при длине участка свыше
0,5 км.
Ширину дополнительной полосы
движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
Протяженность дополнительной
полосы за подъемом следует принимать по табл. 4.
Таблица 4
Интенсивность
движения в сторону подъема, прив. ед/сут
|
3000
|
5000
|
6500
|
8000
и более
|
Общая
протяженность полосы за пределами подъема, м
|
50
|
100
|
150
|
200
|
Ширину обочин дорог на особо
трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным
земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с
дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом
обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения
допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м -
для дорог остальных категорий.
Ширину раздельной полосы на
участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос
движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и
принимать равной: для дорог I-а категории - не менее 13,5 м, для дорог I-б
категории - не менее 12,5 м.
Поверхности разделительных полос в
зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и
природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы
или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к
середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных
коллекторов.
Ширину разделительной полосы на
участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в
горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах
и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается
уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.
Переход от уменьшенной ширины
разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять
с обеих сторон с отгоном 100 : 1 .
Разделительные полосы следует
предусматривать с разрывами длиной 30 м через 2 - 5 км для организации пропуска
движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды
ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать
специальными съемными ограждающими устройствами.
Ширина насыпей автомобильных дорог
поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна
превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую
сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение
земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному
надлежит выполнять на длине 15 - 25 м.
Поперечные уклоны проезжей части
(кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство
виражей) следует назначать в зависимости от числа полос движения и
климатических условий по таб. 5.
Таблица 5
|
Поперечный
уклон, ‰
|
Категория
дороги
|
Дорожно-климатические
зоны
|
|
I
|
II,
III
|
IV
|
V
|
I-а
и I-б: а) при двускатном поперечном профиле
каждой проезжей части
|
15
|
20
|
25
|
15
|
б)
при односкатном профиле:
|
|
|
|
|
первая
и вторая полосы от разделительной полосы
|
15
|
20
|
20
|
15
|
третья
и последующие полосы
|
20
|
25
|
25
|
20
|
II
- IV
|
15
|
20
|
20
|
15
|
4. Элементы дороги в плане и продольном
профиле
При назначении элементов плана и продольного
профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны - не более 30‰ ;
расстояние видимости для остановки автомобиля -
не менее 450 м;
радиусы кривых в плане - не менее 3000 м ;
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 70000 м ;
вогнутых - не менее 8000 м ;
длины кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 300 м ;
вогнутых - не менее 100 м .
Переломы проектной линии в продольном профиле
при алгебраической разности уклона 5 % и более на дорогах I и II категорий, 10
% и более на дорогах III категории и 20 % и более на дорогах IV и V категорий
следует сопрягать кривыми.
Во всех случаях, где по местным условиям
возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует
обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м
от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V
категорий.
Если по условиям местности выполнение требований
связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при
проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического
сопоставления вариантов. При этом предельно-допустимые нормы принимаем по
таблице 6. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в
плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий - 4000 м и менее.
При этом необходимо учитывать указания подраздела "Ландшафтное
проектирование".
Таблица 6.
Расчетная скорость, км/ч
|
Наибольшие продольные
уклоны
|
Наименьшее
расстояния видимости, м
|
Наименьшие
радиусы кривых, м
|
|
|
Для
остановки
|
встречного
автомобиля
|
в
плане
|
в
продольном профиле
|
|
|
|
|
основные
|
в
горной местности
|
выпуклых
|
вогнутых
|
|
|
|
|
|
|
|
основные
|
в
горной местности
|
150
|
30
|
300
|
-
|
1200
|
1000
|
30000
|
8000
|
4000
|
120
|
40
|
250
|
450
|
800
|
600
|
15000
|
2500
|
100
|
50
|
200
|
350
|
600
|
400
|
10000
|
3000
|
1500
|
80
|
60
|
150
|
250
|
300
|
250
|
5000
|
2000
|
1000
|
60
|
70
|
85
|
170
|
150
|
125
|
2500
|
1500
|
600
|
50
|
80
|
75
|
130
|
100
|
100
|
1500
|
1200
|
400
|
40
|
90
|
55
|
110
|
60
|
60
|
1000
|
1000
|
300
|
30
|
100
|
45
|
90
|
30
|
30
|
600
|
600
|
200
|
Наибольшие продольные уклоны на участках кривых
в плане малых радиусов следует уменьшать по сравнению с нормами табл. 10
согласно табл.7.
Таблица 7.
Радиус
кривой в плане, м
|
50
|
45
|
40
|
35
|
30
|
Уменьшение
наибольших продольных уклонов против норм, указанных в таблице 10, ‰ не менее
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
Ширину полос расчистки леса и кустарника,
величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках
кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости следует
определять расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки надлежит принимать
одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.
Длина участка с затяжным уклоном в горных
условиях определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений,
приведенных в табл.8.
Таблица 8.
Продольный
|
Длина
участка, м, при высоте над уровнем моря, м
|
уклон,
‰
|
1000
|
2000
|
3000
|
4000
|
60
|
2500
|
2200
|
1800
|
1500
|
70
|
2200
|
1900
|
1600
|
1300
|
80
|
2000
|
1600
|
1500
|
1100
|
90
|
1500
|
1200
|
1000
|
-
|
На трудных участках дорог в горной местности
допускаются затяжные уклоны (более 60 ‰) с обязательным включением участков с
уменьшенными продольными уклонами (20 ‰ и менее) или площадок для остановки
автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в табл.
8.
Размеры площадок для остановки автомобилей
определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3 - 5 грузовых
автомобилей, а выбор места их расположения определяется из условий безопасности
стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов, и , как правило,
у источников воды.
Не зависимо от наличия площадок на затяжных
спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусматривать противоаварийные съезды,
которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска,
а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км. Элементы
противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки
автопоезда.
5. Дорожная одежда
Дорожная одежда - многослойная конструкция,
воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое
основание или подстилающий грунт. Состоит из верхнего слоя - дорожного
покрытия, нижнего слоя - дорожного основания и дополнительных слоев - морозозащитных,
теплоизоляционных, дренирующих и пр.
Дорожная одежда по сопротивлению нагрузкам от
автотранспортных средств подразделяется на жесткую и нежесткую. Жесткая
дорожная одежда работает как плита. К такому виду одежды относятся дорожные
одежды с цементно-бетонным, а также с асфальтобетонными покрытиями или
усовершенствованными мостовыми на бетонных основаниях. Нежесткая дорожная
одежда работает как слоистая система. К нежестким относятся одежды со слоями из
асфальта, дегтебетона, минералов и грунта.
По виду и качеству верхних
покрытий автомобильные дороги делятся также на пять групп и обозначаются
русской буквой "Д" с цифровым символом, соответствующим группе вида и
качества покрытий:
Д1-капитальные
цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные,
асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;
Д2-из битумоминеральных
смесей (асфальт), в том числе со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;
Д3-из щебеня, гравия и
песка, обработанных вяжущими добавками, из дегтебетона;
Д4-из булыжника,
колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных
вяжущими добавками;
Д5-естественные
грунтовые дороги, деревянные настилы.
Покрытия группы Д1
используется для дорог I-III категорий; Д2-II-IV категорий; Д3-III-IV
категорий; Д4-IV-V категорий; Д5-V категории.
Для автомобильных дорог с многополостной
проезжей частью дорожную одежду всех полос движения следует проектировать на
одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.
6. Земляное полотно
Земляное полотно - основной элемент дороги,
которое устраивается чуть выше окружающей поверхности, даже тогда, когда дорога
проходит в выемке. Оно строится исходя из категории дороги, типа дорожной
одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунта и пр.
Земляное полотно включает следующие элементы:
- верхнюю часть земляного полотна (рабочий
слой);
- тело насыпи (с откосными частями);
- основание насыпи;
- основание выемки;
- откосные части выемки;
- устройства для поверхностного водоотвода;
- устройства для понижения или отвода грунтовых
вод (дренаж);
поддерживающие и защитные геотехнические
устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от
опасных геологических процессов (эрозии, селений, лавин, оползней и т.п.).
7.
Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог
1) Предельно допустимые повреждения покрытия,
а также сроки их ликвидации приведены в таблице 9.
Таблица 9.
Группа
дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
|
Повреждения
на 1000 м2 покрытия, м2, не более
|
Сроки
ликвидации повреждений, сут., не более
|
А
|
0,3
(1,5)
|
5
|
Б
|
1,5
(3,5)
|
7
|
В
|
2,5
(7,0)
|
10
|
Примечание. В скобках приведены значения
повреждений для весеннего периода.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и
т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Ровность покрытия проезжей части должна
соответствовать требованиям, приведенным в таблице 15.
2) Коэффициент сцепления покрытия должен
обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной "Правилами
дорожного движения" скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной
без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора.
Время, необходимое для устранения причин,
снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают
с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений,
приведенных в таблице 10.
Таблица 10
Работы
по повышению сцепных качеств покрытия
|
Время,
необходимое для выполнения работ, сут., не более
|
1.
Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума
|
4
|
2.
Очистка покрытия от загрязнений
|
5
|
3.
Повышение шероховатости покрытия
|
15
|
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания
снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других
населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик
приведены в таблице 11.
Таблица 11
Группа
дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
|
Нормативный
срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч
|
А
|
4
|
Б
|
5
|
В
|
15
|
Примечание. Нормативный срок ликвидации зимней
скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а
окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента
завершения работ.
На дорогах и улицах городов и других населенных
пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную
полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м.
После очистки проезжей части снегоуборочные
работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта,
тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
3) Расчетная скорость. Наибольшая
возможная скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях
погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Расчетные скорости движения установлены СНиПом и
принимаются по таблице12.
Таблица 12.
Категория
дороги
|
Расчетные
скорости, км/ч
|
|
основные
|
Допускаемые
на трудных участках местности
|
|
|
пересеченной
|
горной
|
I-а
|
150
|
120
|
80
|
I-б
|
120
|
100
|
60
|
II
|
120
|
100
|
60
|
III
|
100
|
80
|
50
|
IV
|
80
|
60
|
40
|
V
|
60
|
40
|
30
|
4) Интенсивность движения. Принимается
суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий.
5) Число полос движения.
Список литературы:
1. "Автомобильные
дороги" под редакцией Порожнякова Б.С., 1983г.
2. <http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/posobie/s4_1.htm>;
3. СНиП 2.05.02-85 (1997)
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ;
4. ГОСТ Р 50597-93
Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности
дорожного движения.