Отношение как содержание воспитания

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,41 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отношение как содержание воспитания















Реферат по педагогике

ОТНОШЕНИЕ КАК СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ПЛАН

1.Ценности как формирующая основа отношения педагога.

.Амбивалентность воспитательного процесса.

.Личностный подход во время воспитания.

.Литература.

5.

1.Ценности как формирующая основа отношения педагога

Очертив систему ценностных отношений, мы тем самым определяем содержание воспитательного процесса правда, в его самом общем виде. Стройность и ясность такого описания, представленная в программе воспитания, порождает иллюзию простоты и легкости как вопроса содержания воспитания, так и реализации этого вопроса на практике.

Однако, приступив к практическому делу, педагог очень быстро обнаруживает эту иллюзорность: добро уже не представляется бузупречным, красота кажется недостижимой, истина постоянно уступает место лжи, а ценность человека подменяется ценностью должности, карьеры, успеха, власти, силы. Да и сам педагог, к его собственному удивлению, вплетает в собственную жизнь квазиценности либо антиценности, и они тоже составляют содержание его жизни и профессиональной деятельности.

Надо признать, что и дети не лишены способности замечать расхождения между содержанием школьной жизнедеятельности и содержанием бытовой повседневной, а в дальнейшем и общественной реальности. Они говорят:

«В школе - одно, на самом деле - другое» или «Того, о чем говорили в школе, нет в жизни».

Отбросим в сторону упрек профессионального плана:

педагоги, якобы, плохо работают и не научили детей видеть за обыденностью ценностного содержания, а значит увериться в существовании того, о чем «говорили в школе». Хотя нельзя не признать, что такой упрек можно было бы сделать.

Обратим внимание на противоречивость ценностей и ценностных отношений. Она, эта противоречивость, обусловлена амбивалентностью мира, в котором мы живем, его двойственностью, связанностью двух полярно противоположных сил, наличностью в любом явлении одновременно присутствующих противоположностей: верх-низ, сила - слабость, ум - глупость, свет - тьма, любовь -ненависть, много - мало...

Амбивалентны и ценности жизни как основание жизни '| и как содержание воспитания. Это означает, что:

ценность не существует без своей противоположности («если бы не было хаоса, то не было бы и порядка»);

в этой диаде одно определяет ценность другого («как хорошо, что есть смерть, иначе жизнь потеряла бы свою ценность»);

ценность и антиценность находятся в постоянном противоборстве («чтобы обрести свободу, надо научиться принуждать себя»);

полярные противоположности легко перемещаются одна в другую («стремление к справедливости порождает элитарность»);

в противоборстве противоположностей победа одной немедленно возрождает новое противостояние («чем выше цивилизация, тем выше тяга к натуре»).

Содержание воспитательного процесса удваивается, включая в себя полярную противоположность очерченных нами ценностей. В самом грубом виде содержательные диады можно было бы представить следующим образом:

жизнь - смерть

общество - индивид

добро -зло

истина - ложь

красота - безобразное

созидание - потребление

познание - невежество

общение - одиночество

игра - долг

счастье - страдание

свобода - необходимость

справедливость - элитарность

совесть - отчуждение

равенство -дискриминация

братство - вражда

любовь - ненависть

.Амбивалентность воспитательного процесса

Сам же человек выступает как продукт амбивалентного мира и носитель полярно противоположных отношений. С одной стороны, он ничтожно мал и слаб, с другой стороны, велик и высок в своих проявлениях; с одной стороны, он подобен всем человеческим особям, с другой стороны, индивидуален и уникален; с одной стороны, он продукт обстоятельств, с другой стороны, творец обстоятельств и себя самого; с одной стороны, он носитель природных начал, с другой стороны, носитель культурных достижений всего исторического периода существования людей на земле.

Признавая амбивалентность как общую характеристику мира, педагог значительно расширяет содержание воспитательного процесса, выводя детей на всю палитру отношений, предъявляя противоречивость утверждаемых наивысших ценностей и фиксируя эту противоречивость «здесь и сейчас» в жизни ребенка, например, говоря «Как хорошо, что ты разозлился...» или «Замечательно, что у нас с вами ничего не получилось...».

Опытные педагоги профессионально высоко оценивают моменты негативных проявлений всяческого плана (забыл, не выучил, не сделал, обидел, нагрубил и т. п.), используя возникающее противоречие как жизненную школу для подрастающих детей.

Если амбивалентность жизни требует от педагога расширять палитру ценностных красок содержания воспитания, то многомерность жизни, как столь же широкая характеристика её, вынуждает расширять оценочный спектр жизненных явлений и ценностей мира. Оценки педагога гибки и подвижны в силу того, что одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций, а значит, иметь разные оценки. Явления мира ни плохи ни хороши сами по себе, но они либо плохи, либо хороши, если на них взглянуть с определенных позиций:

жизнь страшна и сложна - прекрасна и проста.

общество сурово к человеку - помогает выжить ему.

природа беспощадна - лекарь и утешитель.

дисциплина - большое благо - большое зло.

истина предоставляет свободу - держит в своих цепях.

совесть содействует развитию - препятствует развитию.

счастье возвышает - развращает.

труд облагораживает человека - принижает человека.

Остановимся в просмотре возможных противоречивых оценок, ибо каждая оценка имеет своим основанием какой-то ракурс взгляда на предмет. С разных точек зрения предмет предстает в своей особой значимости и своей особой роли в жизни. Неслучайно, существует сильный профессионально-педагогический прием воздействия, получивший в практике название «зато». Суть его в том, чтобы в ответ на какую-то личностную характеристику, данную ребенку, сказать: «Зато он...» - и противопоставить данной оценке другую, чаще всего противоположную. Например, в ответ на упрек в адрес ребенка «у него всегда руки грязные» сказать: «Зато он работает замечательно и всегда выполняет ту работу, от которой многие отказываются».

Вдумаемся в диалоги, которые ведутся на уровне многомерности жизни:

... Нам не нравятся её уроки, она скучная.

...Зато такие занятия приучат вас выполнять любую работу, в том числе, и скучную. Пригодится в жизни.

...Мальчишки противные, вечно дерутся.

...Зато в них много энергии, они активны.

... А он не хочет ни с кем сидеть!

Что ж, вероятно, ему надо побыть одному.

У родителей денег не допросишься.

Значит, станем надеяться на фантазию!

Попутно хотелось бы добавить: множество конфликтов было бы снято, если бы педагог не забывал о многомерности содержания воспитания, а дети были бы добрее и изящнее в своем поведении.

Многомерность ни в коем случае не утверждает безграничного релятивизма, не отрицает критериев социально-культурологических оценок, но только лишь означает, что, оценивая окружающий мир и человека в нем, необходимо предварительно занять осознанную позицию взгляда на явление и только затем лишь производить суждение о нем. Протагоров тезис «человек есть мера всех вещей...» остается общим и неизменным критерием всех оценок.

Третья характеристика мира -динамичность. Жизнь там и только тогда, когда и где есть движение. В движении существует живое явление, в один и тот же момент являясь и уже не являясь собою прежним. Либо это движение представляет собою развитие, либо оно есть падение, деградация, регресс. Остановки быть не может. А это означает, что и ценностное содержание воспитательного процесса всегда предстает перед детьми в какой-то момент его жизненной экспликации.

«Счастье» то выступает как «радость», то развернется в виде «удовольствия», то обретет форму «удовлетворения», но может проживаться и как «наслаждение». Вожделенная «свобода» то выступает как «необходимость», а то вдруг проявит себя «желанием», «увлечением» и, преобразуясь в «целенаправленность», реализуется в «сознательное строительство жизни». Если «желание» застывает, не трансформируясь в программные необходимые действия, аннулируется «свобода». Точно так же, как воспроизводимое постоянно «наслаждение» уничтожает «счастье». «Любовь» существует только в динамике. «Дисциплина» теряет ценность, потеряв динамичность. «Общение» детства переливается в «общение юношеское», а то, в свою очередь, развивается в «общение зрелых людей», а далее приобретает новые существенные черты «общения старости».

Нельзя с детьми говорить вообще о ценностях - их нет как таковых в конкретной реальной жизни, они всегда имеют свою динамическую модель, соответствующую возрасту, моменту, ситуации, уровню развития детей, социально-психологическому климату общества и группы. Признание динамичности жизни помогает понять детям, почему ценится «ум», но в такой же мере и «глупость» как один из моментов движения мышления, почему «смелость» имеет свой этап «страха», без преодоления которого нет смелости, и почему «наивность» лежит в основе будущей «искренности», «открытости» и, в итоге, «честности» как осознанного выстраивания уважительных взаимоотношений с людьми.

Постоянные характеристики, свойственные содержанию воспитательного процесса вне зависимости от вида и форм работы педагога с детьми. Это означает, что и на уроке, и на перемене, во время развлечений и в процессе глубоких размышлений, входе доверительного общения ценностные отношения не теряют своей динамичности, противоречивости и многомерности, проявляют эти характеристики неуклонно и объективно.

Проиллюстрируем сказанное. Педагог предлагает детям серию игр - «На балу жизни», «В суете жизни», «В раздумьях о жизни», «В борьбе за жизнь». Фабула игр едина:

комнатное пространство символически принимается за пространство жизни; четверо человек расположены в углах условного четырехугольного пространства; под музыку все четверо начинают двигаться по диагоналям условно очерченного квадрата, сталкиваются, вступают в пантомимическое общение, взаимодействуют... Музыка задаёт тональность игре, настроение играющим, служит отправным началом, экспромтом разворачивающегося сюжета.

воспитательный педагог ценностный личностный

3.Личностной подход во время воспитания

Можно ли отбросить философские характеристики жизни в работе с детьми? Безусловно, можно. Мы не вправе принудить педагога, если его не готовили в педвузе к воспитанию, возвыситься на такой уровень, тогда следует признать, что работа с детьми превращается в пустое дело «по поводу» (собрались по поводу дня рождения, сажаем деревья по поводу прощания со школой, читаем стихи по поводу традиционных мероприятий и т.д.), а сущность явления ускользает и не открывается детям вовсе.

Однако зададимся вопросом: как овладеть новым содержанием воспитания? Если мы обратимся к педагогам-практикам с вопросом о сложностях перехода на новые содержательные позиции в воспитании детей, то услышим в ответ единодушное признание в личностной неподготовленности педагога к новой работе с детьми. Открытое признание производится двояким способом: либо горестно и прямо констатируется элементарная духовная неразвитость педагога («Мы сами дурно воспитаны, плохо образованы и духовно нищие»), либо утверждается противоречие между педагогическими новационными методиками и личностным отношением к этим методикам педагога. Вот как, например, фиксирует такое противоречие молодой педагог:

Любую методику я оцениваю с двух позиций, причем, делаю это подсознательно, а сейчас ясно понимаю это. Во-первых, смотрю с точки зрения практического внедрения в работу с моими детьми, то есть, профессионально Во-вторых, в моей личности что-то откликается или не откликается на предлагаемую методику - она мне лично нравится или же просто не нравится как человеку, как личности, и я ее отвергаю личностно в качестве человека по имени Анна, но не как педагог по имени Анна Васильевна. Первое и второе должны сливаться, тогда эта методика «моя».

Однако было бы пустым утверждение о личностной неподготовленности педагога к новой работе и бессмысленным обвинение педагога в духовном отставании, пока не обнаружено то именно, в чем же собственно заключается данная личностная неподготовленность, тем более было бы постыдным вновь призывать нищего и униженного государством педагога к духовному восхождению, самосовершенствованию, жертвенности и святому служению, обременяя пустое утверждение пустым призывом.

Посмеем игнорировать ссылки на общеизвестную, якобы, неготовность педагога к новому воспитанию. Будем соблюдать границы профессионального анализа. И тогда очевидное высвечивается в совершенно иных красках и предстаёт в иных очертаниях. Вот как видится данная профессиональная проблема. Подчеркиваем: переход на новые профессиональные позиции в связи с переходом на новое содержание воспитания есть проблема профессиональная, а точнее, проблема профессиональной подготовки, профессионального обучения педагога.

Непонимание, а значит, неприятие нового содержания воспитания происходит не потому, что личность педагога низкого развития, но потому, что педагог профессионально ограничен вчерашней установкой на так называемые «качества личности». Согласно такой установке, в ребенке следует формировать качества личности, имеющие высокую ценность в обществе и культуре. Надобно развивать дисциплинированность, доброту, честность, уважительность, скромность и гордость, трудолюбие, вежливость, деликатность, совестливость, ответственность, активность ... и так далее до того момента, пока мы не обнаружим, что таких высоких качеств непомерно много, и не признаемся, наконец, что формирование длинного перечня блестящих личностных качеств - дело неперспективное и заведомо обреченное на неудачу.

Качества личности - это устойчивые реакции на явления мира, реактивный отклик личности на определенный объект или событие, связанное с этим объектом, закрепившийся в определенной форме в истории личностного развития. Привычность - характеристика, выступающая гарантом сохранности качества. Чрезвычайно трудно изменить родившееся в истории жизни человека качество его личности. Это хорошо знаеттот, кто однажды брался за собственное перевоспитание. Персоналии великих, досконально изучаемые, свидетельствуют о том же.

Педагог, направляющий свое профессиональное внимание на личностные качества детей и желающий преобразования этих качеств, встречается с величайшими трудностями. Ему кажется, что дети сознательно сопротивляются его благим воздействиям, он приступает к борьбе «против» нежелательных качеств и борьбе «за» планируемые. И приходит в отчаяние, не получая того, что планирует.

Безысходность такого положения давно должна была бы заставить нас, педагогов, обратить внимание на то, что пресловутые «качества личности» есть не что иное, как показатели чего-то другого, более крупного и существенного для личности. Сами качества - выражение внутренней структурной личностной единицы, внешнее проявление того, что присуще личности и составляет её суть.

Такой сущностной составляющей является отношение. Отношение личности к какому-либу объекту материализуется в практическом деятельном акте. Отношение динамично, противоречиво, многомерно, разновариативно. А главное, оно не имеет своей завершенности и потому подвластно влиянию и изменению. Если педагог целенаправленно содействует развитию отношений к ценностям, то и качества, как показатели отношения, становятся ценностными, то есть, социально значимыми.

Таким образом, не занимаясь «качествами», педагог формирует «качества», формируя отношения. Лишь бы педагог видел отношение там, где оно не обнаруживается поверхностным глазом, и выявлял объект отношения, скрытый от поверхностного, но несомненный для профессионального восприятия. Обратимся к любому социально важному качеству человека и мы увидим скрытое в нем отношение к определенной ценности, а значит, обнаружим и стратегию формирования данного качества:

Воспитать дисциплинированность невозможно, если не формировать отношения к свободе как ценности жизни человека; нарушая дисциплину, мы посягаем на свободу другого человека, а соблюдая дисциплину, расширяем рамки свободной деятельности окружающих нас людей.

Воспитать щепетильность как моральное качество нельзя без формирования положительного отношения к справедливости, ибо строгость до мелочей в отношениях к кому-либо или чему-либо становится качеством лишь того, кто жаждет гуманного сопряжения прав каждого из людей.

Взращивать товарищество можно только на почве отношения к обществу как таковому.

К принципиальности бессмысленно призывать и бесполезно ее насильственно внедрять, noкa не формируется у человека ценностное отношение к истине.

И честность, столь желательное качество и высоко ценимое в мире, но столь редкое среди людей, тоже не воспитывается автономно: оно показатель развитого достоинства как отношения человека к своему «Я».

Если рассмотреть любое педагогически желательное качество как отношение, то легко увидеть что объектом его всегда выступает ценность. Это не случайно: ведь «качества» потому и стали культивироваться в обществе, что они несут в себе скрытым порядком значимое для жизни людей, то, что позже будет обозначено ценностью. Убедиться, что наши положительные либо отрицательные качества есть не что иное как отношения нетрудно, для этого достаточно любые найти деяния интерпретировать как отношение и проследить за меняющимся поведением на глазах человека. Приведем пример из житейских наблюдений молодого педагога.

Я сознательно вступаю в конфликт со своим братом Максимом, конечно, храня втайне свой психологический замысел... Один из стульев на кухне представляет особый интерес для него, так как очень удобно расположен. Утром, когда все собирались к завтраку, я быстро заняла этот стул и сказала появившемуся Максиму: «Моё место. Сядь на другой стул, пожалуйста». Максим воспротивился: «Нет. Мне здесь удобно. Ты сядь, где хочешь, только не здесь». Модель конфликта была явной.

Тогда я сказала:

Милый Максимка! Ведь в школе никто не поверит, что ты остался без завтрака из-за какого-то стула! Мелочи не могут властвовать над мужчиной.

Я заметила, что мой брат бросил на меня короткий удивленный взгляд, приостановился как бы в раздумье, но, не желая уступать сестре, предложил компромисс: сидеть на этом удобном стуле поочередно, принимая в расчет четные и нечетные дни недели...

Поведение порождается отношением. Педагог, ориентируя внимание воспитанника на определенное отношение к объекту ценностного для субъекта содержания (в приведенном нами случае таким ценностным для ранней юности оказывается отношение к себе как мужчине), корректирует поведение. Но коррекция производится не через насильственное воздействие и даже не через хитрые приемы манипуляции, а через апелляцию к сознанию субъекта, через предъявление субъекту скрытого отношения, выявлению этого отношения для субъекта.

До тех пор, пока мы профессионально не овладеем умением вскрывать ценностную сущность события, ситуации, явления, предмета, мы педагогически бессильны что-либо изменить в поведении детей, а значит, никак не способствуем приобретению детьми так называемых положительных качеств личности. Мы загоняем себя в профессиональный тупик. Примером такого тупика уже служит придуманная учебная дисциплина под названием «коррекционная педагога»: кто знакомился с программой данного псевдонаучного урода, тот знает, сколь лукаво и лживо содержание придуманного курса, который, якобы, должен вооружить педагога умениями фокусника преобразовывать дурное поведение в хорошее у того ребенка, который в силу обстоятельств поставлен в нечеловеческие условия жизни.

Отказавшись от попытки вырабатывать желательные «качества» у ребенка, педагог вынужден отмести и суммарный подход к желательным личностным достоинствам воспитанника: ребенок не есть, как говорил А.С. Макаренко, слоеный пирог; человек не формируется по частям и не являет собою мешок с достоинствами. Человеку как феномену мира присуща системность, она свойственна и его духовной конституции.

Системообразующим фактором ее выступает отношение к Человеку как наивысшей ценности. Оно, это центральное отношение, ядро современной личности современной культуры, обусловливает содержательную структуру всей отношенческой системы человека. Поэтому неслучайно дурно воспитанный человек - это всегда человек, дурно относящийся к людям, и весь клубок его негативных отношений (например, к красоте, гигиене, труду, праву, науке, моде и даже природе) обусловлен ключевым отношением к Человеку.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абульханова К. А., Баранов Е. Г., Богданов Е. Н., Бодалев А. А., Бурняшев М. Г..... Психология и педагогика: Учеб. пособие / А.А. Деркач (науч.ред.). - 3.изд., доп. и перераб. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2002. - 584с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 548-551.

.Безруких Марьяна Михайловна, Сонькин Валентин Дмитриевич, Фарбер Дебора Ароновна. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Дошкольная педагогика и психология"; "Педагогика и методика дошкольного образования". - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 414с.

.Березовин Николай Александрович, Павлова Людмила Кронидовна, Баранова Лидия Ивановна. Воспитание младших школьников в процессе обучения. - Мозырь : Белый ветер, 1999. - 148с.

.Василькова Юлия Валерьевна, Василькова Татьяна Анатольевна. Социальная педагогика: Курс лекций:Учеб. пособие для студ. пед. вузов, обучающихся по спец. "Социальная педагогика". - 4.изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2004. - 440с.

.Воспитание с любовью и логикой / М.С. Мацковский (ред.), Ю.В.и др Дьяченко (пер.с англ.). - М.: : Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 479с.

Похожие работы на - Отношение как содержание воспитания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!