Ценность брака в современном мире

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,57 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценность брака в современном мире

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БРАК

.2 ЭТНОГРАФИЯ И БРАК

.3 ИНСТИТУТ БРАКА

.4 ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЬБА В РОССИИ

. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О БРАКЕ

.1 ЦЕННОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВЕНЧАНИЯ

. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ

3.1 Анализ современных свадебных традиций, значимость мероприятия, огласка

.2 Социальный опрос среди людей разного возраста: Что значит для вас брак

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема семейно-брачных отношений представляет собой интерес для исследования, а так же особенно актуальна в наши дни. Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно - исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.

В настоящее время в мире сложилась такая ситуация, при которой под сомнение поставлен институт брака.

Сейчас молодежь очень боится различных предубеждений и стереотипов. Они кажутся обычным людям чем-то зазорным и мешающим жить. Но не все они так уж плохи. Понятие семьи сейчас быстро меняется. Некоторые считают, что этот социальный институт разрушен, другие - что семья должна приобрести новые формы.

В современном мире социально-экономические условия существенно изменились и появилась необходимость поиска новых смыслов для создания семьи. Вместо патриархальной формы брака, порою позволяющей человеку выжить в суровых исторических реалиях, только ведя общее хозяйство, приходит иная форма взаимоотношений, иные причины движут людьми при создании семейного очага.

Объектом моей работы являются молодые люди, в возрасте от 25 до 30 лет. Отношение к соблюдению традиций и моральных принципов- это предмет исследования.

Гипотеза. Среди молодежи в наши дни утеряна ценность законного бракосочетания. Молодые люди не торопятся регистрировать отношения, несмотря на опыт "полных" и "социально благополучных" семей. Некоторые и вовсе отказываются от этой традиции, и живут в незарегистрированном браке десятки лет, обосновывая свой выбор отсутствием смысла и необходимости в церемонии бракосочетания, объясняя это тем, что штамп в паспорте не повлияет на их чувства и отношение друг к другу.

Целью курсовой работы является исследование тенденций трансформации ценности брака в современном мире.

Я поставила перед собой 3 задачи, для решения проблемы:

) Выяснить, так ли важно для современного общества официально регистрировать отношения?

) Почему многие предпочитают игнорировать законное заключение брака? брачный венчание свадебный социальный опрос

3) К чему может привести такое пренебрежительное отношение к устоявшимся традициям?

Для того чтобы вникнуть в поставленный мною вопрос, я обратилась к различной литературе. Разобраться в теме мне помогли как пособия по психологии семьи, исторические источники, а так же весьма интересные пособия для супругов. Ключевым разъясняющим источником в исследовании стал социологический опрос.

1. Проверка гипотезы

.1 Исторический взгляд на брак

Если верить литературным источникам, история брака следующая: обыденный для нас моногамный брак, возник более 300 лет назад. До этого времени все было иначе.

В первобытном обществе господствовали беспорядочные половые связи, по типу: "самцы спаривались с разными самками", причем поочередно. Потом такая беспорядочность сменилась "общностью жен", когда некое сообщество (его нельзя было еще назвать семьей) состояло из женщин и детей, у которых не было определенного мужа и отца, они принадлежали всем мужчинам данной группы. Еще одним типичным видом отношений, похожих на брак, была группа, где у главы семьи были отдельные жены, у братьев - были жены общие, и у всех сестер также было несколько общих мужей.

Следующим этапом развития брачных отношений стал всем нам известный моногамный брак, когда "общность жен" заменилась на индивидуальную семью, у мужчины могла быть одна жена. Происходило это следующим образом. С возникновением частной собственности и расширением торговли, на первый план стал выдвигаться мужчина. Таким образом, мужчина берет бразды правления в свои руки, тогда как в "общных группах" каждый участвовал по мере своих возможностей. Теперь же женщина постепенно утрачивала свою "равную" роль и отдавала главенство в семье мужчине. В этот период главная задача женщины сводилась к рождению детей. И единственным верным способом для мужчины быть уверенным, что женщина родила его ребенка, наследника всего имущества - это жесткий контроль, следовательно, никаких других мужчин у женщины быть не должно. Однако было закреплено неравенство супругов. Например, у мужчины могла быть только одна жена, но ему разрешалось брать наложниц, а за неверность особо строго карали жену, у которой мог быть только единственный муж. Подобные законы в древние и средние века издавались во всех странах.

Постепенно, все чаще и чаще мужчины и женщины стали встречаться друг с другом по обоюдному желанию и симпатии. Женщина была готова быть привязанной к семейному очагу, рожать и воспитывать детей и отдать роль кормильца и добытчика мужчине. И со временем моногамия стала ценностью. Впервые в истории равенства мужчин и женщин перед законом, провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию и система разводов. Таким образом, история брака насчитывает множество изменений в отношениях между мужчиной и женщиной.

Современный моногамный брак строится на выборе, любви и супружеской верности. Когда для двоих любящих сердец - третий, действительно, лишний.

1.2 Этнография и брак

Самой древней общностью в доклассовом обществе было племя, общность, связанная кровным родством. Позже, в классовом обществе, возникают такие общности, как народность (синоним - народ, этнос), и нация. Народность возникла на основе смешения нескольких племен, связанных не только кровнородственными, но и территориально-соседскими отношениями. Нация- высшая форма общности людей, имеющая общую территорию, язык, психологические черты, экономическую жизнь.

В структуре общества особо важное место занимали и занимают кровнородственные отношения. Брак и семья - основа общества. Но отношения эти были различны у разных народов, и кроме того, менялись в процессе истории. Прежде родовые отношения были сильны, со временем они ослабели, уступив место другим отношениям, например, деловым связям. Раньше большое значение имела большая семья, или большесемейная община, включающая помимо родителей и детей, бабушек и дедушек, двоюродных братьев и прочих родственников. Теперь доминирует малая семья, т.е. родители-дети.

Род - основная социальная ячейка доклассового общества, союз кровных родственников (синоним - генс, гентильная, т.е. родовая организация). Род был как материнский, так и отцовский, т.е. союз родственников по матери, происходящих от одного общего предка, так и по отцу. Родство считалось как по матери, матрилинейный счет родства, так и по отцу, - патрилинейный счет родства.

Иногда родство считалось и по обеим линиям сразу.

Брак - важнейшее событие в жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Как и все прочее, имеет разные формы и варианты.

Экзогамный брак, брак внутри одной фратрии. Фратрия - подразделение племени, состоящее из нескольких родов, где все связаны близким родством. В этом случае происходит кровосмешение, поэтому такие браки у многих народов запрещены.

Эндогамный брак, брак внутри фратрии, или какой-либо небольшой родственной группы.

Брак умыканием - похищение невесты. Может происходить с согласия невесты и ее родителей, а может и без согласия.

Брак выкупом, калымный брак, жених платит выкуп деньгами, вещами, или же отрабатывает в хозяйстве родителей невесты. Калым (выкуп) характерен для Кавказа, а брак отработкой - больше для Индокитая или Индонезии. Выкупы платят во многих странах.

Брак посещением, - форма брака, когда супруги живут раздельно.

Гостевой брак, распространен у народов севера (чукчи и др.). Гость, одного возраста и класса с хозяином имеет право на сожительство с женой хозяина. Чаще они оба имеют право, приходя в гости, пользоваться женами друг друга.

Пережитком группового брака были Сатурналии в Древнем Риме, праздник в честь Сатурна, когда разрешалось совершать супружеские измены с кем угодно, и они не наказывались, и не встречали сопротивления мужей.

Таким же пережитком являются и лунные танцы у яо и мяо в Азии. Ныне в Юго-Восточной Азии существуют Дома Молодежи, где юноши и девушки, достигшие совершеннолетия, встречаются, присматриваются друг к другу, чтобы впоследствии вступить в брак.

Формы внебрачных отношений распространены везде широко, но в Европе, в католических странах они резко осуждаются, тогда как в Азии и на других континентах допускаются. В Полинезии и Микронезии добрачные связи - норма. Девушка имеет право заводить отношения с кем угодно, кто ей по нраву. Но выйдя замуж, это ей уже запрещено. В тех случаях, когда муж в отъезде, она имеет право вступать в отношения с его родственниками с его разрешения, т.к. долгое воздержание считается вредным для здоровья(как оно и есть на самом деле). (Бенгт Даниельссон. "Полинезия - страна в океане").

В Микронезии на о. Романом есть такой обычай. Каждый мужчина имеет фелаи, трость, украшенную неповторимым личным орнаментом. Если он хочет познакомиться с девушкой, он показывает ей орнамент, она его запоминает. Вечером он является к ее хижине и просовывает конец трости в соломенную стену. Если девушка трость вытолкнет обратно, она его не ждет, если же втянет внутрь, то это значит : "Заходи". (Милослав Стингл. "По незнакомой Микронезии").

Сорорат - брак с несколькими сестрами одновременно или женитьба (по возможности или по обязанности) на сестре умершей жены.

Левират - брак с вдовой брата, по возможности или по обязанности. В некоторых обществах бывает обязательным.

В XIX в. считалось, что у древних людей царил промискуитет, т.е. беспорядочное сожительство. Женщина как бы принадлежала всем мужчинам, и если она хотела завязать отношения с одним из них, то подвергалась штрафу или наказанию. Современная наука это отрицает, поскольку даже у животных существуют семейные, парные формы брака.

В большей степени в мире распространены моногамные браки, но есть и полигамные. Даже если в какой-то стране узаконена полигамия, то это, как правило, для богатых. Бедные все равно живут моногамной семьей. Для мусульманских стран характерна полигиния, вариант полигамии. Султаны и шахи в исторические времена имели до 1000 жен и более. Но по мусульманским законам только 4 жены считаются женами, остальные - наложницы (одалиски). Не только мусульмане имели много жен. В 18 в. король Таиланда имел 300 жен, а его министр (пракланг) - 40. Несколько жен могут иметь папуасы.

Полиандрия, вариант полигамии, многомужество, встречается в Тибете. Девушка выходит, например, за нескольких братьев сразу. Никто из них не имеет право развестись или завести связь на стороне. Если такое происходит, один из братьев срывается с места, полюбив другую, его ждет жестокое наказание. Известны случаи, когда люди в таких случаях вынуждены были эмигрировать. В этом случае жена может развестись со всеми братьями сразу, а затем выйти замуж за других. Это обусловлено перекосом в демографической ситуации, когда численность мужчин сильно превышает численность женщин. Сравните, в СССР после Великой отечественной войны осталось 20 млн свободных женщин в поколении участников войны, или вдов, или не успевших выйти замуж. Тогда любой жених был на вес золота, - это ситуация для возникновения полигинии, правда не по русским традициям.

1.3 Институт брака

Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

. Регулирование личных половых отношений.

.Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

Примитивный брак был в основном производственным институтом. Да и сейчас он нередко носит социальный или деловой характер. В результате расовых смешений с андитами и благодаря нравам эволюционирующей цивилизации, в браке постепенно появляется всё больше места для взаимности, романтики, родительских чувств, поэзии, нежности, этичности и даже идеализма. Выбор партнера и так называемая романтическая любовь не были характерны для примитивных брачных отношений. В глубокой древности муж и жена редко бывали вместе; обычно они даже питались порознь. Однако личная приязнь древних мужчин и женщин не была прочно связана с половым влечением. Они нравились друг другу в основном потому, что жили и работали вместе.

1.4 Традиционная свадьба в России

На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания или срок знакомства к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не "маяться всю жизнь".

Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

В 13-16 и даже в 17 веках в России женились рано - в 12-13 лет. Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.

Свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты, затем сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха, венчание. Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше.

Городская свадьба 19-20 веков базировалась на традициях деревенской свадьбы, но отличалась от нее большей простотой. К тому же в городе формировались свои обычаи.

Основные этапы свадебного обряда крестьянской свадьбы были характерны и для города. Сохранялись и некоторые магические обряды, но с некоторыми изменениями. Так, вместо традиционного осыпания зерном или хмелем в молодых горожан бросали монеты. Как и в деревне, негласно царил культ нечетного числа: свадебный поезд должен был состоять из нечетного числа лошадей и людей, на свадебный стол подавали нечетное количество праздничных кушаний, свадебные букеты составлялись из нечетного количества цветов.

В купеческой среде в день сговора происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты. Молодых благословлял священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого невесты, которая передавалась отцу жениха сразу после благословения.

Сговор завершался обрядом кругового хождения. В день сговора помолвка приобретала публичную огласку. После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать.

2. Православное учение о браке

Вначале уместно вспомнить замечательное изречение: "Браки совершаются на небесах". Здесь кратко и благодатно выражена вера в то, что задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий православный брак - есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию.

Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существенно нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие. Всякое другое отношение к браку, например наличествующее в других религиях и учениях или то, которое сейчас доминирует в мире, христианами может быть воспринято как профанация брака, катастрофическое снижение понятия о браке и человеке, как унижение человека и замысла Божия о нем.

Поэтому и первые христиане, и церковное сознание нашего времени не мыслят брак без того особого действия Церкви, которое называется таинством, которое имеет чудотворную, благодатную силу, дающую человеку дар нового бытия. Первым чудом Христовым, описанным в Священном Писании, было чудо в Кане Галилейской на брачном пире. Оно понимается Церковью как благословение брака, и Евангелие об этом чуде читается в чинопоследовании брака. Образ брака часто используется в Священном Писании, особенно в Евангелии и в творениях святых отцов.

2.2 Ценность и значение венчания

Венчание - это Богослужение, это церковная молитва о вступающих в брак, это благословение на совместный жизненный путь-подвиг, на чадорождение. Венчание - это освящение брака мужчины и женщины, которые дают твердое обещание перед Церковью Христовой, перед теми, кто молится с ними во время венчания - обет верности Богу и друг другу. Поэтому венчание в церкви можно рассматривать как священный залог, который полного раскрытия может достигнуть в их будущей супружеской жизни.

Если венчающиеся будут всегда помнить об освящении своего супружеского союза, о своих обещаниях при венчании, если будут стараться жить по-христиански и молиться друг за друга, то они имеют надежду получить от Бога награду за свое супружество в жизни будущего века, когда будут навечно вместе с Богом и друг с другом. Такова превеликая и вечная цель христианского супружества.

Таинство Браковенчания совершается тогда, когда жених и невеста вместе осознают свою принадлежность по Крещению к Церкви Христовой, осознают святость христианского брака и единодушно хотят создать христианскую семью. Это прямой путь освящения семьи, потому что в основу семейной жизни полагается единство религиозно-нравственных воззрений вступающих в брак.

Когда между мужем и женой наступает осознание абсолютной ценности брака, осознание необходимости помощи Божией в семейной жизни, религиозной заботы о потомстве, о благополучии будущей семейной жизни детей, - тогда в церковь идут венчаться супруги, которым раньше достаточно было только гражданского признания их брака и семьи. А когда они повенчаются, тогда осознают себя мужем и женой не только друг перед другом и перед людьми, но и перед Богом.

Самое высокое воззрение на брак содержится в Библии. Супружеский союз святой апостол Павел уподобляет таинственному союзу Христа и Церкви, за которую пострадал Христос. В этом заключается спасительное значение брака. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5; 22-23). Таинственным "телом" апостол в данном случае называет Церковь Христову как живой организм.

3. Анализ современных свадебных традиций, значимость мероприятия, огласка

Женитьба - это большой шаг для молодых людей. И хочется, что бы все было идеально. И хотя наш современный мир стал слишком свободным, даже сейчас молодожены соблюдают некоторые традиции, что бы семья была счастлива и успешна.

Современные свадебные традиции не очень отличаются от обрядов предков. Но кое-что новое мы все-таки внесли.

Существует старинная английская примета, которая обрела популярность и в нашей культуре, что на свадьбе должно быть что-то старое, новое, взятое взаймы и голубое ("something old and something new, something borrowed and something blue"). Эта примета началась в Викторианские времена и с тех пор многие невесты стараются одеваться в соответствии с традицией. Что-то старое символизирует связь с семьёй невесты и её прошлым. Многие невесты одевают какую-нибудь старинную семейную драгоценность или свадебное платье своей мамы или бабушки. Что-то новое символизирует удачу и успех в новой жизни невесты. Свадебное платье обычно бывает чем-то новым. Что-то взятое взаймы напоминает невесте о том, что её друзья и члены семьи всегда будут рядом если их помощь понадобится. Что-то типа кружевного носового платочка может быть использовано здесь. Что-то голубое или синее это символ лояльности и верности. Обычно это подвязка. Серебряная монетка подкладывается в туфельку невесты чтобы пожелать невесте богатства.

По завершению свадебного торжества жених вносит невесту в дом на руках. Таким способом муж показывает новоиспеченной жене свою заботу и мужество. Также он показывает свое главенство в семье. Есть и другое объяснение: основанием для этого обычая послужила вера в то, что на невесту легко могут повлиять и навредить злые духовные силы, навести сглаз или порчу. Для того чтобы создать видимость отсутствия невесты в данный момент (так как она не идет по земле) и обмануть черные силы - жених несет ее на руках.

Выкуп - эта традиция сохранилась у нас от наших предков. Это самая увлекательная часть свадьбы. Подружки и родственники невесты продают ее жениху за проявление смекалки, за деньги, конфеты и шампанское. В этой части свадьбы они могут измываться над женихом, сколько душа пожелает.

Выкуп невесты - это русская традиция. Хотя и существуют некоторые церемонии у других народов, например, калым. Но именно русский выкуп, в отличие от калыма предполагает скорее не оплату, а соблюдение церемонии. История появления этой церемонии уходит корнями далеко в прошлое. На хлебосольной Руси, обожающей различные празднества, выкуп невесты был настоящим спектаклем, к которому долго и тщательно готовились. Выкуп начинался еще у начала деревни, а не у крыльца дома, все выходили навстречу жениху, закрывая таким образом от него невесту и путь к ней. Расплачивался всегда свидетель, а по старинному - дружка жениха, именно ему была доверена казна жениха. Задания для жениха и его дружки были различные, главное, чтобы молодые проявили себя в храбрости, силе, удальстве, юморе, красноречии. Именно с тех пор пошла традиция звать невесту около дома. И сейчас иногда можно услышать, как жених и свидетель что есть мочи кричат во дворе имя любимой невесты, зовя ее выйти к жениху, чтобы не проходить через препятствия.

Традиция покрывать голову невесты фатой или вуалью тоже имеет смысл, а не только эстетический характер. Фата - символ непорочности, чистоты и невинности. Также она оберегает молодую девушку от сглаза и порчи.

Бросание подвязки и букета невесты. Вообще эта традиция пришла к нам из Америки и, строго говоря, обязательной не является. Невеста должна бросить свадебный букет незамужним подругам, и та, которая его поймает, по примете, должна хранить высушенные цветы в течение года, и тогда она обязательно выйдет замуж быстрее остальных подруг. Но тут уж как кому нравится. Бывает, что невеста, желающая счастья своим подружкам, бросает и два букета.

Жених снимает с ножки невесты подвязку, бросает ее своим не женатым друзьям, кто поймает, тот первый найдет подругу по сердцу. Сейчас трудно установить, когда же появилась на свет подвязка и традиция бросать ее холостякам в конце свадьбы. С момента появления подвязки и сама подвязка и ритуал расставания хозяйки с этим аксессуаром претерпели немало изменений. В средние века в Европе было широко распространено суеверие, что частичка одежды невесты или жениха приносит удачу и любовь. Распространение этого суеверия привело к тому, что в во время свадебного застолья, каждый гость пытался оторвать лоскуток от одеяний жениха и невесты. Соответственно, от красивых одежд мало что оставалось к концу праздника. Но, к счастью, кто-то придумал, что можно бросать только некоторые детали туалета, тем самым, увеличивая ценность аксессуара для счастливчика поймавшего его. Сначала обязанность снять подвязку возлагалась на кого-нибудь из гостей, затем обязанность перешла к жениху. В XIX веке в Англии молодежь наперегонки бежала к дому жениха, и победитель получал право на подвязку. А, скажем в Северной Америке, невеста надевает на один чулок сразу две подвязки. Первая, "счастливая", достается неженатым друзьям свежеиспеченного мужа.

Вторая, "медовая", снимается женихом уже на брачном ложе. Есть и другая, более древняя трактовка данного обряда. Когда-то свадебная подвязка символизировала "пояс девственности". Соответственно ритуал "снимания и бросания подвязки" символизировал лишение невесты девственности. Теперь же традиция бросания подвязки, пришедшая к нам из Европы совсем недавно, стала практически неотделимой частью свадьбы. Гости ждут, а женихи изощряются в способе снятия украшения (руками, зубами, в танце и т.д.) Под этот ритуал стоит подбирать специальную музыку и акцентировать на нем внимание.

3.1 Социальный опрос среди людей разного возраста: что значит для вас брак

Для ответа на вопросы поставленные для формирования гипотезы объектом моего исследования стали молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет, проживающие в г. Москва. Исследуемые подбирались методом свободной выборки. В моем исследовании приняли участие 36 молодых людей указанного возраста. Из них 18 женщин и 18 мужчин.

Все женщины имеют высшее образование, у мужчин - 6 - с высшим образованием, 2 - со средним-специальным.

В качестве методики исследования был предложен ряд вопросов на тему: "Ваше отношение к браку".

По результату анализа ответов, положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 80% от числа всех респондентов. Остальные 20% (мужчины) пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных, не было по этому поводу можно сделать ряд выводов.

Среди опрощенных 96% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 22-30 лет, и всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем.

Основной причиной вступления в брак 70% испытуемых назвали сходство характеров и интересов, 30 %- любовь.

Отношение к гражданскому браку. Больше половины участниц (76,9%) считают гражданский брак типом семейных отношений и всего лишь 23 % ответили отрицательно. Мнение мужчин противоположно мнению женщин - 53,84% не признают роли гражданского брака в семейной жизни. Остальные (46,15 %) участники настроены более позитивно.

Безусловно в данном вопросе все участники социологического исследования пришли к единогласию. И женщины и мужчины считают, что гражданский брак в наше время вполне приемлемая форма семейных отношений, но только на определённый срок. Затрагивая тему гражданских отношений, рано или поздно возникает вопрос о том, кто в большей степени склонен к неофициальному союзу: мужчины или женщины. Результаты опроса показывают, что, по мнению девушек, к гражданскому браку склоняют мужчины, то есть это сугубо мужская идея. По мнению самих мужчин, в решении жить гражданским браком виноваты дамы. Причём процентное соотношение и у тех, и у других одинаково с точностью до наоборот.

Христианский брак может быть только единственным. Тайна брачной любви в том, что любящие всецело отдают себя и свою жизнь друг другу. Поэтому недопустимы ни развод, ни второй брак.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья всегда находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Именно в традиционной семье, скрепленной официальными или традиционными узами, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Статистика свидетельствует, что разрушение культурных традиций и морально-этических норм брачных отношений весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социального института. Добрачный сексуальный опыт, сожительство в так называемых гражданских браках, падение нравственности, нестабильность экономического развития большинства государств бывшего Советского Союза привели к тому, что население этих стран характеризует большое количество разводов, позднее заключение браков и даже безбрачие.

Целью моего исследования было выяснение особенностей отношения к браку лиц в возрасте 25-30 лет.

Результат исследования показал, что данная возрастная категория характеризуется стремлением к самоопределению и профессиональной устроенности с целью создания дальнейшей стабильности развития жизни.

Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая направленность современной молодежи.

Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности.

Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

Исследования показали, что данная возрастная категория в своем большинстве положительно относится к брачным отношениям. Однако социально-экономическая ситуация, т.е. отсутствие собственного жилья, недостаточная материальная обеспеченность сдерживает их желание иметь семью. Негативное влияние на желание вступить в брак оказывает на данную категорию молодых людей и то, что круг их знакомств значительно снижен, по сравнению с прошлым возрастным периодам. Многие молодые люди сетуют, что еще не встретили свою половину, а большую часть девушек не устраивает социальный статус претендентов на совместную брачную жизнь, т.е. девушками во главу угла ставится, видимо, брак по расчету. Это ведет к тому, что значительная часть молодых людей не состоит в браке, хотя их отцы и матери в таком возрасте уже имели детей.

В отношении к гражданскому браку одна часть участников считает, что подобный вид отношений является этапом для создания семейных отношений. А другая часть думает, что для создания семейных отношений гражданский брак не нужен. Большинство опрошенных - сторонники гражданского брака и можно предположить, что гражданский брак является "репетицией" семейных отношений, и необходим для того, что бы партнеры узнали друг друга и подумали, стоит ли им заканчивать гражданский брак свадьбой. Таким образом, возраст ранней взрослости является предпочтительным возрастом для вступления в брак и характеризуется положительным отношением к этому институту со стороны молодежи данной группы. Однако в силу имеющихся социально-экономических факторов, разрушения культурных и моральных традиций общества, данная категория в большинстве своем в официальных брачных отношениях не состоит. Такое положение не только негативно сказывается на демографической ситуации, но и приводит и инфантилизму молодых людей и задержке их личностного развития.

В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность,- смена акцентов в системе "общество - семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности.

Также значительно уменьшилось количество детей в семье. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.

Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями.

Таким образом, современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям, а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение. Но, несмотря на все изменения, которые коснулись семью за последние десятилетия, существенно этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных для человека институтов общества.

Список использованной литературы

1.Агинская Т.И. Эволюция брака как социального института и гендерной системы. Екатеринбург, 2011

2.Бахадори Н. Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака. М.: Диля, cop. 2011

.Берберян А.С. Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Пенза: Социосфера, 2011

.Боровых Л.Н. Философия: семья и брак: учебное пособие. Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2011

.Воронцова М.В. История семьи и брака в России. Таганрог, 2011

.Воротилкина И.М. Семья в современном обществе: коллективная монография. Биробиджан: ГОУВПО "ДВГСГА", 2011

.Галустов А.Р. Социально-психологические проблемы современной семьи. Армавир: АГПА, 2011

Похожие работы на - Ценность брака в современном мире

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!