Современная религиозная ситуация в России глазами 'Русского репортера'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,73 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная религиозная ситуация в России глазами 'Русского репортера'

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ







КУРСОВАЯ РАБОТА

Современная религиозная ситуация в России глазами «Русского репортера»

Руководитель Анисимова Евгения Евгеньевна

Студент Казарина Ирина Владимировна







Красноярск 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности электронной версии еженедельника «Русский репортер»

Глава 2. Религиозная ситуация в России. Взаимоотношения Церкви и общества

Глава 3. Анализ статьи «Очень маленькая вера»

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. На данном этапе жизни человечества Интернет рассматривается в качестве некоего глобального средства массовой информации. Он дает возможность иметь буквально мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор, что позволяет говорить о замещении телевизионного и радиоэфира, о спаде популярности периодических изданий. Уже не идет речи о библиотеках с морально устаревшими печатными изданиями, т.к. сейчас информация об обстановке в мире должна обновляться как минимум каждый год.

В связи с этим многие издания периодической печати открывают собственные интернет-ресурсы, которые не только анонсируют новости, но зачастую и служат полностью идентичной электронной версией. Нередко новые средства массовой информации, появляющиеся на рынке, проводят апробацию в Сети, и лишь после этого запускают печатную версию. Со временем сформировалась группа Интернет-СМИ, которые выросли в крупные информационные агентства. Многие из них работают по тем же принципам, что и их печатные аналоги.

При этом изменение интересов читателей в сторону интернет-версий качественных еженедельников носит системный и глобальный характер, что отражается и на характере коммуникации, и положительно влияет на объективность информации, поскольку проверить ее, не выходя из дома, становится много проще.

Что же касается религиозной ситуации в России, то она так же не стоит на месте. Религиозные организации (и в первую очередь Русская Православная Церковь - РПЦ), получив официальный статус со всеми положенными правами и обязанностями, спустя 20 лет стали такой же неотъемлемой частью общественной жизни, как и в Европе, в США, где религия не претерпевала гонений или дискриминации.

РПЦ не просто поддерживает связь с обществом, но и активно борется за свои права (отнятые советским режимом), взаимодействует с властью и политикой и интегрирует свои рациональные предложения в жизнь светского общества. Естественным результатом такой деятельности является то, что вопросы веры и религиозной ориентации современного общества являются частыми темами дискуссий в СМИ, в том числе и в «Русском репортере». Особый резонанс вызывают отдельные статьи на эту тему, освещающие наиболее интересные и неоднозначные события, происходящие в РПЦ или как-либо с ней связанные.

Объект исследования: религиозная ситуация в России в интернет-версии еженедельника «Русский репортер».

Предмет исследования: статьи религиозной тематики в интернет-версии еженедельника «Русский Репортер».

Источниковая база: интернет-версия журнала «Русский Репортер».

Методы исследования: проблемно-тематический метод, метод сравнения и анализа, изучение практического опыта журналистов.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность, определяются объект, предмет, методы исследования.

В первой главе рассматриваются особенности электронной версии еженедельника «Русский Репортер», а также характер материалов о религиозной ситуации в России, представленных на сайте издания. Дается типологическая характеристика интернет-версии еженедельника, определяются типоформирующие признаки и виды представления информации.

Во второй главе анализируется религиозная ситуация России в целом. К данной теме относится разделение на религиозные конфессии, взаимоотношения между конфессиями - взаимодействие и конфликты. А также приводится некоторая статистика по религиям. Рассматривается тема религиозных настроений общества как одна из важных тем в материалах онлайн-версии издания.

В третьей главе произведен анализ статьи Дмитрия Соколова-Митрича «Очень маленькая вера», которая появилась в онлайн-версии еженедельника «Русский репортер» 5 апреля 2011 года. Дан краткий обзор статьи и анализ положительных сторон работы и выявленных недочетов.

В заключении даются краткие выводы, к которым пришел автор работы при анализе публикации онлайн-версии издания «Русский Репортер».

Глава 1. Особенности электронной версии еженедельника «Русский репортер»

Типоформирующие признаки сетевого издания в целевом отношении остаются неизменными уже на протяжении 20 последних лет. Поучительно обнаружить тот факт, что главный редактор известного сетевого издания - «Русского журнала» - за полгода до выхода первого номера (в январе 1997 г.), вряд ли знакомый с научными исследованиями в области журналистики, Г. Павловский в статье «К предварительной концепции журнала» определяет главные, на его взгляд, «черты модели»: «журнал - кого, журнал - о чем, журнал - для кого». Нетрудно заметить, что это и есть типоформирующие признаки издания - издатель, целевое назначение, читатель.

Издатель как типологический признак сетевого издания в сущностном отношении остался без изменения. Его значение по-прежнему определяется в связке с другими типоформирующими признаками - целью издания и читателем.

Об аудитории интернет-изданий, которая сформирована на основе типологических свойств сетевых проектов печатных изданий, можно судить по результатам исследования аудитории российского Интернета «Онлайн Монитор». По данным исследования, большинство читателей интернет-издания - журналисты, представители органов власти, сотрудники промышленных предприятий, строительных и телекоммуникационных компаний, транспортники, банкиры, юристы и т.д. Основной аудиторией сетевых изданий являются жители России (85,8%) старше 24 лет, мужчины (51%), имеющие высшее образование (46 %).

Целевое назначение онлайн-версии еженедельника «Русский Репортер» - информирование читателей, популяризация печатной версии, коммерческий успех издания, пропаганда идей и взглядов, публикация результатов профессиональной и научной деятельности, выявление общественно значимых проблем.

Читатель изданий сетевой журналистики отличается главным образом тем, что должен быть пользователем электронных сетей. Это накладывает отпечаток на структуру аудитории. Внутренняя структура сайта у еженедельника «Русский Репортер» как типологический признак является характеристикой традиционного сетевого издания, так как деление материалов происходит по одним и тем же принципам.

Основные рубрики, представленные на сайте «Русского репортера»: «Фото», «Репортажи», «Фигуры», «Политика», «Культура», «Наука», «Среда обитания», «Спорт», «Казусы», «Нетленка», «Wikileaks» и другие. Следует обратить внимание на то, что деление на рубрики в последнем примере носит сугубо условный характер и некоторые из них могут тесно переплетаться друг с другом.

Одним из главных критериев оценки онлайн-представительства качественного еженедельника является оперативность предоставления информации, поэтому временной признак очень важен. В «Русском Репортере» это выражается строкой, расположенной под рубриками, которые иллюстрируют последние события, происходящие в стране и мире. Из всех видов здесь используются только прямые заголовки.

Глава 2. Религиозная ситуация в россии. взаимоотношения церкви и общества

В течение последних примерно 1,5 десятка лет принято говорить о религиозном возрождении в нашей стране. Такое утверждение опирается на визуально наблюдаемое увеличение количества верующих людей, интенсивное восстановление и строительство культовых сооружений, растущую роль религии и религиозных организаций в культурной и общественно-политической жизни. Материалы социологических исследований, официальная статистика и другие документы подтверждают такое мнение.

Согласно данным Министерства юстиции РФ, за период с 1992г. по 2005г. количество зарегистрированных религиозных объединений выросло с 4846 до 22144, т.е. в 4,6 раза. При этом, в общем составе зарегистрированных местных религиозных организаций (20873) в настоящее время приходится: на долю православных (всех юрисдикций) 53,6 %, протестантских - 22,9 %, католических (в том числе, 5 униатских) - 1,2 %, мусульманских - 16,7 %, буддийских - 0,9 %, иудаистских - 1,3 %, новых религиозных движений - 0,7 %. Однако, данная статистика не исчерпывает всего количества реально существующих местных религиозных объединений, поскольку в ней не учтены те, что действуют без регистрации.

Наиболее масштабным выглядит институциональное возрождение за постсоветский период Русской православной церкви Московского патриархата. Количество ее местных объединений (приходов) на территории России в настоящее время, по официальным данным, составляет 11072. Богослужебную и иную деятельность в них ведут более 14 тыс. священников и около 4 тыс. диаконов. За этот же период количество учебных заведений профессионального религиозного образования РПЦ (духовных академий, семинарий, училищ, пастырских курсов, епархиальных женских духовных училищ, регентских и иконописных школ) превысило 50, действуют 366 монастырей. Наряду с богослужебно - культовой практикой Церковь активно развивает религиозно-просветительскую и миссионерскую деятельность: издательства, епархиальные управления, воскресные школы, гимназии.

Архиерейским собором РПЦ в 2000г. принят важный документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем сформулирована точка зрения Церкви по наиболее серьезным проблемам социальной и духовной жизни человека, семьи и общества в целом, рассматриваются различные аспекты отношения Церкви с обществом и государством.

Вместе с тем внутренняя жизнь Церкви обременена рядом серьезных проблем. Одна из них - кадровая. Искусственно созданный Советской властью кадровый дефицит в Церкви многократно обострился в 1990-е гг., в связи с быстрым ростом количества действующих приходов и вновь открываемых храмов. Епархиальные архиереи нередко вынуждены были рукополагать в священнический сан лиц без достаточной богословской подготовки, с поверхностными представлениями о пастырском долге и церковной дисциплине. Среди определенной их части ясно обозначились две крайности. Одна - это люди, вполне светские, прагматики с хозяйственной жилкой (что было весьма кстати в условиях восстановления или строительства заново храмов, их благоустройства). Нередко им был свойствен формализм в совершении богослужений, невнимание к духовно-нравственным запросам людей. Другая - люди «не от мира сего», глубоко погруженные в сферу религиозных переживаний, не только сами следующие аскетическим нормам жизни, но требующие того же и от своих «духовных детей». Фанатизм этих людей, порой, обретает деструктивную социальную направленность.

Учитывая эту чрезвычайно сложную и опасную внутренними расколами ситуацию, руководство Церкви вынуждено лавировать. Оно не делает резких движений, ограничиваясь лишь увещеваниями и предостережениями. Вместе с тем, оно идет на свертывание соборных начал в церковном управлении, выстраивая жесткую административную вертикаль. Концентрация власти в руках епископата, а на приходском уровне - настоятелей - такова общая направленность новой редакции Устава РПЦ, принятой Архиерейским собором в 2000г.

Для того чтобы правильно оценить характер современных отношений Церкви с обществом и государством, важно учитывать тот факт, что с православием себя идентифицируют десятки миллионов граждан страны. Согласно данным социологических исследований, Церкви сегодня доверяют более 60% населения.

Самосознание Церкви как церкви большинства государствообразующей нации объективно придает ее деятельности идеологический характер и политический смысл. Таковым институтом по сути ее воспринимает и это православно ориентированное большинство. Отсюда - ее претензии на роль гаранта сохранения национально-культурной идентичности народа. Этим обстоятельством (наряду с миссионерскими целями), продиктовано, в частности, стремление Церкви внедрить в государственную систему образования изучение православия, прежде всего, курса «Основы православной культуры» в среднюю общеобразовательную школу. Возникающие в связи с этим проблемы уже в течение нескольких лет активно обсуждаются как в религиозной, так и в светской общественной среде.

Римско-Католическая церковь (РКЦ) в России на протяжении 1990-2000-х гг. постепенно увеличивала количество приходов, доведя их к 2005 г. до 237, разворачивала благотворительную деятельность, главным образом, в рамках «Каритас»; ею создано 4 духовных образовательных учреждения; издаются католические газеты. Ее паства в России насчитывает примерно 600 тыс. человек. Деятельность Католической церкви в разных регионах страны протекает по-разному, встречая большие или меньшие затруднения в зависимости от того, насколько последователи католицизма являются там «традиционной» религиозной общиной, а также от позиции местных властей и представителей РПЦ.

В отношениях между РКЦ и РПЦ существуют два «камня преткновения»: т.н. католический прозелитизм и позиция Ватикана в отношении униатства.

С приходом на папский престол Бенедикта XVI (бывшего кардинала Йозефа Ратцингера), известного своей достаточно жесткой позицией в межхристианских отношениях, трудно ожидать скорого благоприятного разрешения проблем, существующих между РКЦ и РПЦ.

Говоря о современных тенденциях в жизни мусульманской общины (уммы), представляется важным остановиться на двух моментах. Один имеет отношение к миграционными процессами, другой - к проблемам национально-государственной политики.

Связанный с миграцией населения выход ислама за пределы традиционных для него регионов на «исконно православные» территории России, образование там национально-религиозных диаспор и, соответственно, мусульманских религиозных общин - явление непривычное, нередко вызывающее негативную реакцию русского, идентифицирующего себя с православием, населения. Хотя у исламизации русских серьезных перспектив, скорее всего, нет, однако стихийный мусульманский прозелитизм уже дает о себе знать. Особенно ревностными проповедниками ислама оказываются принявшие его русские люди. Ими же вынашивается идея т.н. русского ислама. По данным некоторых исследований, в настоящее время русские составляют примерно 2% в общем составе мусульман.

Другой аспект связан с политическими амбициями определенного круга мусульманского духовенства и исповедующей ислам национальной (татарской, башкирской и др.) интеллигенции. Они убеждены, что ислам в России, как вторая по численности религия в стране, должен иметь равный с православием общественно-политический статус. В связи с этим они в свое время выступили против проекта государственного герба как содержащего православную символику. Они требуют пересмотра общей концепции истории России, которая сегодня исходит из идеи славяноцентризма, считая, что в ней должна быть сбалансированно представлена история всех ее народов. Перспективы усиления мусульманского фактора они связывают с развитием демографической ситуации в России - неблагоприятной для славянской части населения и благоприятной - для тюрко-мусульманской.

Каковы тенденции религиозной жизни и отношений с обществом в современном протестантизме?

Во-первых, растет количество членов протестантских религиозных объединений. В настоящее время, по приблизительным оценкам, их насчитывается от 1 до 1,5 миллионов человек. Протестантские лидеры считают реальным достижение количества своих последователей до 3-5% населения страны. Во-вторых, растут социальная активность и амбиции протестантов. Их внимание сосредоточено на том, чтобы верующие молодые люди получали высшее профессиональное образование и могли затем активно включиться в хозяйственную деятельность, а также в сферы образования, здравоохранения и т.д. Их поощряют к занятиям малым бизнесом. В некоторых местах протестанты-предприниматели выдают единоверцам, желающим начать свое «дело», беспроцентный кредит на 1-2 года. Идейной платформой, на которой строится взаимодействие этих религиозных организаций, служит принятый ими в 2004г. документ - «Социальная позиция протестантских церквей в России».

Все сказанное свидетельствует о том, что протестанты динамично и целеустремленно перемещаются с периферии духовной и социальной жизни российского общества к ее активному центру.

Между тем, в обществе и, прежде всего, в православной среде существует, как известно, настороженное, а порой, и негативное отношение к протестантам. Причина этого, наряду с проблемой прозелитизма, - в исторически укорененном отношении к Западу как источнику угрозы для нашей страны. Протестантизм, будучи духовным продуктом Запада, также вызывает недоверие и неприязнь. Свойственные протестантам дух космополитизма, неразвитость патриотической риторики, возбудимость эмиграционных настроений не способствуют преодолению негативного отношения к ним со стороны православных патриотов.

Между тем, представители появившейся в последнее время в протестантской среде интеллектуальной элиты (А.С. Зайченко, И. В. Подберезский, Е.В. Зайцев и др.) стремятся доказать, что протестантизм - не менее русское явление, чем православие. Его истоки они находят в русской национальной почве: в еретических движениях XIV-XV вв., в движении духовных христиан, возникшем в XVII в. (молоканам и духоборцам). Т.о., делается вывод, что протестантизм в России есть результат русского религиозного правдоискательства. Их цель - найти форму существования, адекватную национально-культурным образцам, религиозному опыту россиян.

При анализе конфессиональной ориентации респондентов обращает на себя внимание следующее явление: удельный вес респондентов, заявивших о своей конфессиональной принадлежности, превышает процент верующих в Бога. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, многие респонденты (около 20%), тем не менее, относят себя к приверженцам традиционных религиозных объединений («русский, поэтому православный», «татарин, поэтому мусульманин»).

Разумеется, религиозная самоидентификация респондентов оставляет открытым вопрос о степени и глубине их религиозности, предполагающей единство убеждений и поведения. Сознательное и глубокое принятие религиозной веры сопряжено с серьезными нравственными усилиями, подчас - с изменением ценностных ориентаций и жизненных установок. Но сам религиозный поиск молодежи зачастую институционально не оформлен, о чем свидетельствует высокий процент лиц молодого возраста среди верующих в сверхъестественные силы и во внеконфессионально-религиозной группе. Помимо уже названной неудовлетворенности традиционными конфессиями, следует отметить большую нацеленность на разнообразные духовные искания. Причем это характерно для кризисных периодов общественного развития, создающих, в частности, питательную почву для активизации деструктивных псевдорелигиозных течений.

Если собственно религия, как мировоззрение, исчерпала ресурсы своего расширения, то возможности социального и нравственного воздействия религии на образ жизни людей, их общественно-политические ориентации и поведение весьма значительны. Этому способствуют много факторов, в том числе общественная нестабильность, затяжной моральный и социальный кризис, отсутствие понятных народу светских концепций выхода из него; историческая память народа о патриотической деятельности Церкви в самые трудные переломные периоды, выступления конфессий в защиту прав и достоинства простых людей, против распространения отрицательных явлений - бездуховности, цинизма, коррупции, наркомании и т.д.

Религиозные организации активно используют эти возможности, что резко повышает их общественно-политический авторитет. Осуществляя многообразную социальную деятельность, они отстаивают свое понимание широкого круга сугубо светских проблем - политики и экономики, культуры и экологии, науки и образования, межнациональных и международных отношений.

Стоит отметить, что РПЦ, как и другие массовые традиционные религиозные организации, позитивно влияет на поддержание и культивирование нравственных ценностей, сохранение и развитие национальной культуры, поддержание гармоничных межэтнических отношений, обеспечение стабильности общества, его цивилизационной идентичности, что крайне актуально для сегодняшней России, находящейся в периоде реформ. Более 65% респондентов признает авторитет конфессиональных организаций в социальных и моральных вопросах и, очевидно, хочет, чтобы религиозно-нравственные начала воздействовали на реальную деятельность многих светских политиков. Не случайно во всех опросах религиозные организации по степени доверия занимают лидирующие места, далеко опережая политические партии или средства массовой информации. Но значительная часть респондентов различных мировоззренческих и конфессиональных групп при положительном отношении к возросшему авторитету и социально-нравственному влиянию религиозных организаций хотела бы ограничить их именно рамками морали и нравственности, исключив прямое вмешательство в сферы, лежащие вне их компетенции.

Глава 3. Анализ статьи «Очень маленькая вера»

электронный еженедельник религиозный статья

5 апреля 2011 года в еженедельнике «Русский репортер» вышла статья Дмитрия Соколова-Митрича на исследуемую тему об изменениях в структуре Русской Православной Церкви, и о ее взаимоотношениях с современным обществом. Статья называлась «Очень маленькая вера».

Журналист объехал семь городов России, чтобы поговорить с людьми, имеющими непосредственное отношение к РПЦ: священнослужителями, благотворителями и иными. Интерес к данной тебе был вызван, в первую очередь, тем, что влияние Церкви, как говорилось выше, вышло за пределы храмов и приходов и усиленно набирает обороты. Церковь активно сотрудничает с властью, политикой, бизнесом, общественными организациями и муниципальными учреждениями. Не всех это устраивает. Если раньше многие антиклерикалы не высказывали своих протестов, поскольку религия никак не касалась их жизни, а ограничивалась только стенами храма, то сейчас религия участвует во многих сферах светской жизни и вызывает настороженность или раздражение неверующей части населения страны. Как сказал Всеволод Чаплин, «Этим людям всегда очень нравились полуразрушенные храмы - именно потому, что они полуразрушенные. Они могут любить церковь лишь как маленького беззащитного котенка, которого можно погладить и пожалеть. Теперь же, когда церковь выросла и окрепла, эти люди никак не могут смириться, что мы открыты для всех, а не только для их единомышленников».

Кроме того, в связи с переменой отношений Церкви с обществом, произошли изменения и в структуре самой РПЦ. «С момента интронизации патриарха Кирилла основной тезис его выступлений - Русская православная церковь прошла этап строительства и восстановления, теперь наступает период всеобщего воцерковления, второго Крещения Руси». Естественно, «Русский репортер» не мог обойти такую важную во многих отношениях тему.

Автор статьи - Дмитрий Соколов-Митрич - заместитель главного редактора журнала "Русский репортер", известный репортер и публицист. Выпускник факультета журналистики МГУ. Автор трех документальных фильмов и пяти книг. Лауреат премий "Искра", "Гонг", "Правый взгляд", "Премии правительства Москвы". Сам себя он называет новым словом «технический христианин». Он так определяет это понятие: «Они все это (вопросы веры, религии и греха) знают, понимают и даже принимают. Но делают по-своему. Потому что офисная жизнь, потому что телевизор, потому что бизнес, потому что жизнь такая. В библейской терминологии технические христиане - это знающие, но не исполняющие. А грех человека знающего гораздо тяжелее греха, совершенного по неведению». Статья в достаточной мере отражает его собственную характеристику.

Он продолжает тему антиклерикализма: «Злость и скепсис белгородских студентов не получается назвать явлением исключительно местным или возрастным. Социологи, эксперты, да и сами священнослужители отмечают в последнее время повсеместный рост антиклерикальных настроений». Разговор в данном случае идет о «тайных разговорах на кухнях-трапезных» со священниками и мирянами в разных епархиях страны. Основные тезисы этих разговоров:

Страна изверилась, из Церкви идет отток верующих.

Процветает феодализм и бюрократия.

Голос снизу абсолютно ничего не решает.

Нет духовных лидеров, зато всюду одни функционеры.

Соклов-Митрич поговорил не только с «оппозицией», но и с теми, кто занимается реорганизацией функциональной системы, в т.ч. с председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным и руководителем контрольно-аналитической службы при Патриархии игуменом Саввой Тутуновым. Вывод автора неутешительный: «РПЦ - это все-таки не одна церковь, а две. И живут они в параллельных мирах, на самых разных уровнях, от рядового священства до высших иерархов. Первая - это собственно христианство, живое и настоящее, вторая - христианство функциональное, бодрое и мертвое. Функционал-христиане не похожи на тех, кто растворен в теле Христовом. Скорее они смотрят на него как хирург на пациента под наркозом. «Как нам обустроить церковь?» - такой вопрос в принципе не может задать христианин живой и настоящий. Он сформулирует его иначе: «Как моя вера обустроит меня самого?» На смену универсальной христианской личности приходят тактики, для которых церковь - инструмент. Вирус десакрализации стремительно пожирает православие в России, делает его обыкновенной «социальной сетью», некоей формой организации в меру осмысленных или бессмысленных слов и действий».

В конце статьи журналист рассказывает о ситуации в Красноярском крае. Его интервьюируемые: протоиерей Геннадий Фаст, клирик Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске Алексий Зырянов, настоятель Крестовоздвиженского собора в Лесосибирске Димитрий Харцыз. Она не отличается от того, о чем было сказано выше. Исключением можно назвать только отца Геннадия Фаста, который наотрез отказался говорить о своем конфликте с архиереем (в отличие от других собеседников автора).

Подытожил Соколов-Митрич свою статью показательным примером: «В Лесосибирском музее современного христианского искусства действительно искусство, действительно современное и действительно христианское. И библейские сюжеты в стиле супрематизма - это еще не самые смелые экспонаты. Но больше всего обжигает сознание картина «Бегство Лота», написанная в реалистической манере. На ней запечатлен момент, когда жена праведника Лота, ослушавшись Бога, обернулась, чтобы взглянуть на гибнущие Содом и Гоморру, и превратилась в соляной столп. Осторожно, это картина-ловушка! Потому что Лотова жена смотрит прямо на тебя - а значит, это ты гибнешь вместе с Содомом и Гоморрой.

В этом году у патриарха Кирилла запланирована поездка в Енисейск и Лесосибирск. Скорее всего, эту картину ему тоже покажут».

О плюсах.

Во-первых, стоит сказать спасибо Дмитрию Соколову-Митричу за качественно написанную статью. Текст написан грамотным, «живым», образным языком со множеством комментариев и интервью с участниками. Во-вторых, статья подняла проблему, долго назревавшую в церковной среде. Рано или поздно она вылилась бы и за пределы данной среды.

О минусах.

Во-первых, как было сказано выше, автор - профессиональный, известный репортер и публицист, поэтому ему должно быть известно, что в любой журналистской статье (в т.ч. репортаже) необходимо наличие трех мнений: двух сторон диалога и мнение эксперта. И тем более, журналист не имеет права высказывать свое личное мнение как основное; текст должен быть нейтральным. В данном случае эти правила нарушаются. Видимо, журналист работал над своим репортажем с заранее выбранной позицией, которую и высказал по ходу статьи. Поэтому в тексте присутствует только один взгляд на проблему - взгляд оппозиции. Есть, конечно, интервью с т.н. «функционерами», но оно, скорее не отражает их точку зрения, а лишь подтверждает оппозиционную. Именно поэтому автор не выполнил еще одну задачу как профессиональный журналист: проблему поставил, а решения не подсказал. Более того, усугубил ситуацию. Ворт что пишет дьякон Андрей Белоус в своем отзыве, опубликованном в том же «Русском репортере»: «Однако, увы, статья Соколова-Митрича, с одной стороны, бьет по этому феодализму, но с другой - его укрепляет. Ведь идейная основа обсуждаемого феодализма - в убеждении, что там, в Москве, все разговоры о миссии ведут бездуховные управленцы, которые ничего не понимают вне своих аппаратных интриг. Раз эти «москвичи» «России не знают», то и все их прожекты не имеют отношения к реальной жизни, и выполнять их мы не будем. Ведь тут народ другой, мы не русские, мы, например, сибиряки». Поэтому и комментарии у статьи однобоко-негативные, и, в основном, от тех людей, которые и в храм не ходят, и о церковных таинствах знают лишь по наслышке: «Эк извернулся... "Зачем вам, батюшка, мерседес?" - "чтобы отразить великолепие небес". Очевидно, Гундяев прет как танк, привлекая административный ресурс, обнимаясь с высшей властью... но неужели он такой тупой, что не понимает, что в России - "за что боролся - на то и напоролся"? Или он настолько наглый и самоуверенный, что действительно возомнил себя "святейшим" ... а он обыкновенный прохвост... В первой части статьи описывается как вполне открыто и демонстративно в Белгородской области со стороны властных структур происходят грубейшие нарушения законодательства России и Конституции связанные со свободой совести и т.п. И почему-то это никого не удивляет и никого даже особо-то и не интересует. Вот в каком лицемерном и лживом обществе мы живем. Я не глубоко верующий человек, скорее даже агностик, но очень чутко чувствую своим нутром присутствие в стенах храма энергии. Возможно, именно благодаря моим религиозным взглядам я могу объективно судить о происходящем… Человек, занимающийся "освещением колесниц", "изгонением бесов" и ведущий льготный бизнес возле своего прихода будет интересен только точно таким псевдо предпринимателям с гос. откатами да грешникам, замаливающих свои бандитские преступления. Респект «РР» и уважуха Дмитрию Соколову-Митричу. РПЦ действительно стало превращаться в «поп-проект», а так не далеко и до «гламура в рясах». Кто тогда будет молиться о спасении душ человеческих? Большое уважение вызывают удаленные от центра приходы. Наверно только там можно найти настоящую веру. А проповеди новых протоиреев, похожи больше на выступление на партийном съезде «Единой России».

Во-вторых, по той же самой причине (однобокость суждений) не раскрыты и другие подтемы статьи. Автор рассказал о бунтующих студентах Белгородской области, но не рассказал о тех людях, чья жизнь поменялась с момента воцерковления (произошедшего, благодаря активной архиерейской проповеди Евангелия). Рассказал об увеличении бюрократии и завале отчетами, но не рассказал о том бумажном бардаке во многих приходах, который мешает жизни самого прихода. «Перестроить духовную жизнь Церкви приказами из Патриархии невозможно, а вот сделать так, чтобы приходы нормально функционировали и все земные институты Церкви помогали, а не вредили духовной жизни человека своими повседневными действиями, - это как раз под силу церковным администраторам, без которых земная жизнь Церкви невозможна». Автор говорит о снижении количества верующих по сравнению с серединой 90-х годов, но забывает уточнить, что в 2000-е произошел элементарный спад моды на Православие, и теперь в храм идут не «по моде», а по вере.

В-третьих, в тексте приводится достаточно много «тайных» разговоров в кухнях-трапезных, смысл которых сводится к одному: нас не понимают, нас формализуют, на нас кладут неудобоносимые вериги. Возможно, отчасти это так. Но что, по сути, от них требуется? Миссионерство, которого нет. И именно это чаще всего воспринимается как неподъемная ноша. «Все привыкли к тому, что в течение 20 лет православного возрождения нашим приоритетом было строить храмы. А теперь вдруг выясняется, что надо еще идти к людям с проповедью. Но уже целое поколение священников выросло с твердым убеждением, что их задача - просто строить церкви и окормлять тех, «кого Бог Сам приведет». Миссионерство для них в лучшем случае сводилось к оборонительной борьбе с сектами. Не стояло задачи обратить местных баптистов или пятидесятников, речь шла об удержании в православии тех, кто православным родился, но веры своей совсем не знает. Многие просто успели забыть, что миссионерствовать церковь призвал Христос, а кто-то вообще решил, что всю работу за них сделает патриарх». И лишь мимоходом журналист вспомнил об отце Геннадии Фасте, который наотрез отказался говорил о размолвке с архиепископом Антонием. И не потому, что боится репрессий, а потому, что являет собой пример христианского поведения, христианского идеала - «всякая власть от Бога, и не наша задача ругать эту власть, наше задача - выполнять то дело, на которое призваны, и выполнять ее хорошо». А вот этого, как раз, автор и не показал, а надо было.

Заключение

Дмитрий Соколов-Митрич как профессионал своего дела, сумел найти, поднять и интересно и полно отразить те изменения, которые затрагивают не только Церковь, но и все общество в целом. Его статья возымела огромный резонанс не только на сайте журнала «Русский репортер», но и в других интернет-изданиях, например, на сайте «Татьянин день». Она вызвала огромное количество комментариев читателей, отзывные статьи от священников и мирян. Дискуссия продолжается.

Думается, что этот текст не только дал повод поговорить на актуальную тему, но вызвал определенные изменения в церковной среде, дал повод задуматься над результатами реформы на данном этапе. Но в любом случае верны будут эти слова, сказанные в ответном слове редакции «Русского репортера»: «Дело не в том, что церкви стало «много», что она якобы сливается с государством и вмешивается в светские дела. На самом деле православия в нашей стране в наше время «мало». Как мало вообще веры и доверия в обществе. С точки зрения светской рациональности вера, традиции и нормы-институты - ключевой дефицит в наше циничное и прагматичное время. С точки зрения светского управления все равно, откуда возьмутся общественная плотность и социальный капитал - из этических профессиональных кодексов, из семьи или из искренней религиозности: пригодится все. Теоретически неважно, из какой веры вырастут совестливые бизнесмены, честные чиновники или справедливые судьи. Но практически в России как раз без православия и не обойтись - если не на свои традиции и ценности нам опираться, то на чьи? А если не через традиции, то опять через репрессии, что ли, пойдем к светлому завтра?»

Список литературы

1. Глеб Павловский. К предварительной концепции журнала // Русский Журнал, 14.07.1997. <http://russ.ru/journal/dsp/97-07-14/pavlov1.htm>

. REGNUM [http://common.regnum.ru/documents/onlinemonitor-11.pdf]

3. Калмыкова А.А. Коханова Л.А. Интернет-журналистика. // Москва. - 2005, c. 76

. Ворошилов В.В. Журналистика. - Учебник. 3-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

. Зуев Ю.П. Современная религиозная ситуация в России и тенденции ее развития. <http://www.rusoir.ru/news/25-10-2005-1.html>

. Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России. <http://www.rusoir.ru/03print/01/24/index.html>

. Соколов-Митрич Д. Очень маленькая вера. <http://www.rusrep.ru/article/2011/04/05/vera/>

8. Соколов-Митрич Д. Технический христианин. http://www.pravmir.ru/texnicheskij-xristianin/

. Дьякон А. Белоус. Путем горчичного зерна. <http://rusrep.ru/article/2011/04/18/belous>

. Протоиерей М. Козлов. О духовном и административном. <http://rusrep.ru/article/2011/04/19/kozlov>

. «Русский репортер». Зачем светскому человеку церковь? <http://rusrep.ru/article/2011/04/05/ot_redakcii>

Похожие работы на - Современная религиозная ситуация в России глазами 'Русского репортера'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!