Спрос: понятие, факторы, величина и функции
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ"
на тему: "Спрос: понятие,
факторы, величина и функции. "
Выполнил
работу: студент II курса специальности
"Экономика
и управление на предприятиях машиностроения"
группы ЭУП 2.1
Гончуков Павел Викторович
Проверил работу
доцент, кандидат экономических наук
Наумова Л.И.
Ульяновск, 2011
Содержание
Введение
1. Понятие спроса
3. Факторы влияющие на спрос
4. Функции спроса
5. Закон спроса
Список используемой литературы
Введение
Функционирование рынка и экономики в целом обеспечивается
уравновешенными отношениями купли-продажи. В связи с этим на рынке (рынок - это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами) действуют покупатели и продавцы как
самостоятельные экономические субъекты. Продавцы реализуют готовую продукцию,
услуги, полуфабрикаты и пр., а покупатели предъявляют на все это спрос.
Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов
рынка - спроса, предложения, цены, конкуренции,
и основных экономических законов рынка. Рыночный механизм действует на основе
экономических законов. Изменение спроса, изменение предложения, изменения равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли. Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос.
спрос величина рыночный механизм
1. Понятие спроса
Спрос - это экономическая категория, показывающая
стремление покупателя к приобретению нужной ему продукции с учетом текущего
процесса ценообразования и прочих экономических показателей, или проще говоря.
В роли товара могут выступать любые предметы производства в зависимости от его
специализации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может быть оценено
экономическими субъектами как благо, имеющее высокую полезность.
Для определения места спроса в системе экономических
отношений необходимо ввести такое понятие, как закон спроса. Он
характеризуется тем, что количество приобретаемой субъектом на рынке продукции
определяется главным образом ее стоимостью или рыночной оценкой.
2.
Величина и виды спроса
Величина спроса - это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в
данное время, в данном месте, при данных ценах.
Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать
товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его
приобретения по существующим на рынке ценам.
Виды
спроса:
§ Индивидуальный спрос
<#"559350.files/image002.gif">)
Различают экзогенный и эндогенный спрос.
Экзогенный спрос - это такой спрос, изменения которого вызывается
вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.
Эндогенный спрос (внутренний спрос) - образуется внутри
общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.
4.
Функции спроса
Зависимость между величиной спроса и определяющими его
факторами называют функцией спроса.
В самом общем виде ее записывают следующим образом где:
§ - величина спроса на рассматриваемый товар;
§ цены рассматриваемого и других товаров;
§ - ожидания потребителей относительно будущих цен;
§ - денежный доход потребителей;
§ - количество потенциальных покупателей;
§ - вкусы и предпочтения потребителей;
§ - другие факторы.
Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными
для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции
спроса от цены: . Графическое изображение функции спроса
от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рисунок
ниже).
Изменения происходящие на рынке связанные с количественным
предложением товара всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между
рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос
всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает
спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует
возрастание спроса на него.
Изменения спроса и величины спроса.
При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое
различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины
спроса и изменениями в самом спросе на данный товар. Изменение величины спроса
наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех
прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное
изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый
товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике
отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).
- Цена; - Объем спроса; - Кривая спроса
Неценовые
детерминанты спроса.
Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных
ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами
спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:
. Вкусы и предпочтения потребителей.
Так, например, активная рекламная компания здорового образа
жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные
продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса
вправо).
. Доходы потребителей.
Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост
дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение
кривой спроса вправо.
Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно
более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно
худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате
кривая спроса смещается влево.
. Число потребителей.
При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных
покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.
. Цены на другие товары.
Различают
условно три группы "других" товаров:
§ нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое,
близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные
станки;
§ заменители, удовлетворяющие аналогичные
потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например,
чай и кофе;
§ дополняющие, чье потребление обусловлено
потреблением основного товара, например, чай и сахар.
Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то
изменение цен на товары дополняющие и товары-заменители будет оказывать
существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.
Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины
спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар.
(Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на
этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники
энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).
Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению
спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так,
снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение
спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы
смещением кривой спроса влево.
. Экономические ожидания потребителей.
Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов,
макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так
называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в
настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса
вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим
увольнением) - сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.
К неценовым факторам влияющим на спрос относят:
§ Изменения в
денежным доходах населения
§ Изменения в структуре и количестве населения
§ Изменения цен на другие товары (особенно на
товары заменители, или взаимодополняющие товары)
§ Экономическая
политика государства
§ Изменение потребительских предпочтений, под
воздействием рекламы, моды.
Исследование
неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.
5.
Закон спроса
Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все
прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все
меньшее количество данного товара.
Действие закона спроса может быть объяснено на основе
действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих
эффектов в следующем:
§ С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход
потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его
покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины
спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
§ С другой стороны, этот же рост цен делает более
привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить
подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению
величины спроса на него (эффект замещения).
Закон
спроса не действует в следующих случаях:
§ Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит
к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса
на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во
время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель
увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на
картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к
тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены
сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы
выжить и не умереть с голода)
§ Когда цена является показателем качества (В
этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о
его высоком качестве и увеличении спроса)
§ Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и
потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный
временной период может уменьшаться и наоборот)
§ Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся
средством вложения денег.
Список
используемой литературы
1. Е.Б. Яковлева, М.А. Ланец, Н.В. Нещерет и др.
"Микроэкономика: учебник для студентов высших учебных заведений" /;
Под ред.Е.Б. Яковлевой. - М.; СПб.: Поиск, 1998. - 367 с.;
2. Протас В. Ф." Микроэкономика: структурно-логические
схемы"/; - М,; Москва:
изд. "ЮНИТИ",
1996. - 169 с.
3. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. "Микроэкономика"/; - М,; Москва: изд.
"Юрайт", 2006. - 374 с
4. http://ru. wikipedia.org <http://ru.wikipedia.org>
5. <http://www.grandars.ru>