Конкуренция в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,24 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция в России

1.Конкуренция, её виды и методы

Конкуренция (лат. <#"justify">·Добросовестная - недобросовестная;

·Ценовая - неценовая;

·Временная-постоянная;

·Целенаправленная - хаотическая;

·Внутриотраслевая - межотраслевая;

·Региональная - межрегиональная. [5]

Остановимся более подробно на ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция понятна и известна еще со времен свободного рыночного соперничества, когда с помощью изменения цены (обычно ее снижения) торговец привлекал к своему товару внимание и тем самым увеличивал его сбыт.

В те времена покупателям на рынке предлагались однородные, практически полностью заменяемые товары, средний доход покупателей был относительно низким, поэтому они осуществляли свой выбор, ориентируясь только на уровень цен.

После Второй мировой войны значимость методов ценовой конкуренции стала снижаться. В борьбе за покупателя стали активно использоваться неценовые методы конкуренции, когда на первый план начали выдвигаться потребительские свойства товара: качество продукции, ее новизна, надежность конструкции, оформление, упаковка, скорость работы и условия гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также различные методы воздействия на потребителя, включая рекламу. [15]

В последние годы немаловажными факторами неценовой конкуренции выступают более низкое энергопотребление и металлоемкость, меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, различные формы стимулирования сбыта.

Среди методов неценовой конкуренции следует выделить конкуренцию по качеству и конкуренцию по условиям продаж. Конкуренция по качеству нашла особенно широкое применение в Японии, где многие японские фирмы, совершенствуя технологию производства и повышая качество своих товаров, сохраняли продажные цены на мировом рынке неизменными. А это означало фактически снижение цен на товары, поскольку снижался удельный показатель отношения продажной цены к единице качества или полезного эффекта.

Конкуренция по условиям продаж проявляется, когда две и более фирм продают однотипные товары с одинаковыми техническими характеристиками и примерно по одной и той же цене, но при этом одна из фирм предлагает дополнительные услуги (например, более длительный гарантийный срок или доставка товара покупателю). По существу, здесь предлагается больший объем потребительских качеств за одну и ту же цену.

Противопоставлять ценовую и неценовую конкуренции, по-видимому, не совсем правильно, поскольку неценовая конкуренция - скрытая форма ценовой конкуренции.[2]

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция <#"justify">1.отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

2.отсутствие ограничений на количество участников рынка;

.однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

.свободные цены;

.отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим. [3]

Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция <#"justify">Потери от несовершенной конкуренции:

1.неоправданный рост цен

2.увеличение издержек производства и обращения

.замедление научно-технического прогресса

.снижение конкурентоспособности на мировых рынках

.падение эффективности экономики. [3]

Монополия

Монополия <#"justify">·единственный продавец;

·отсутствие близких продуктов-заменителей;

·диктуемая цена. [10]

Из всех видов монополии особо выделяются естественные монополии, существующие в отраслях деятельности, использующих невоспроизводимые ресурсы или поставляющих продукцию для стратегических потребностей и не допускающих чрезмерных издержек конкуренции. По закону РФ "Об естественных монополиях" (1995 г.), к естественным монополиям отнесены:

транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам;

услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки, услуги аэропортов, морских портов;

метрополитен;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Существует также легальная или законная монополия, защищающая права интеллектуальной собственности в виде патентов, фирменных и товарных знаков, авторских прав на интеллектуальные продукты.[12]

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция <#"justify">1.товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

.продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

.на рынке есть условия для входа и выхода. [10]

Для нее характерен рынок одежды, обуви, мебели. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров, и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход. [12]

Олигополия

Олигополия <#"justify">2.Конкуренция в России

В отечественной литературе определение конкуренции претерпело такие же изменения, как и вся российская экономика.

В условиях господства идеологических запретов советского периода, когда отношение к самому понятию "конкуренция" было вообще отрицательным, конкуренция определяется как "антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Сегодня, когда конкуренция в российском бизнесе стала реальностью, о которой говорят вслух и всерьез, определение ее также изменилось на диаметрально противоположное:

"Конкуренция естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей". [13]

Считается, что наиболее точное определение конкуренции дано А.Ю.Юдановым: "Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка". В соответствии с законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке"; "конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке". При этом имеется в виду не ограничение конкуренции как таковой, наоборот, государственная политика направлена на ее стимулирование. Речь идет о так называемой "недобросовестной конкуренции", т.е. промышленный шпионаж, введение потребителя в заблуждение, криминальные методы ведения конкурентной борьбы и т.д.

Такая государственная политика исходит из того факта, что конкурентная борьба должна стимулировать повышение разнообразия товаров и его качества, внедрение инноваций, проникновение на новые рынки… Кроме того, конкурентный рынок не терпит "расслабившихся", удаляет слабых, оставляя только сильных. [5]

К сожалению, в России конкуренция и бизнес складываются не лучшим образом. Когда в начале 90-х начинались реформы, специалисты возлагали большие надежды на создание конкурентной среды, а значит и конкуренции, что должно было привести повышению качества продукции, увеличению ассортимента и снижению цен. Однако отсутствие ограниченного платежеспособного спроса при наличии тотального дефицита, который необходимо было устранить, создали условия для существования огромного количества предприятий различных форм собственности и размеров, а колоссальный российский рынок позволил существовать всем без какого-либо намека на конкурентную борьбу между ними.

Такие условия позволили любой, самой мелкой компании, вести себя как монополист, манипулируя ценами, естественно, в сторону их повышения на свою, как правило, перепродаваемую продукцию. Сложившаяся ситуация на российском рынке, способствующая получению колоссальных прибылей, привлекли в Россию иностранные фирмы, которые помогли в преодолении дефицита, но затем последовало резкое снижение покупательной способности, сокращение спроса и, как следствие- превращение российского рынка из рынка производителя в рынок потребителя. В свою очередь, это привело к тому, что приоритетом покупателя стало соотношение "цена /качество". Естественно, такое соотношение является важным фактором конкурентного рынка, т.к. компании, желающие сохранить свою нишу на рынке, вынуждены оценивать свое конкурентное окружение, реагировать на действия как своих конкурентов, так и на растущие запросы потребителей, учитывать возможности, предоставляемые внедрением новых технологий. Иначе говоря, чтобы работать в высоко конкурентных сегментах рынка, компании необходимо иметь детальную информацию о своих реальных и потенциальных возможностях, которые могут быть задействованы в конкурентной борьбе, причем уровень конкурентоспособности фирмы должен постоянно корректироваться с учетом сложившейся экономической ситуации. [5]

В середине сентября 2011 года на заседании Правительства РФ <#"justify">Самый заметный рост числа хозяйствующих субъектов наблюдался в сферах управления эксплуатацией жилого фонда, операций с недвижимым имуществом и аренды, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи. Впервые с 2008 года отмечено некоторое увеличение предприятий в сфере обрабатывающих производств. Вместе с тем отмечается снижение числа предприятий в сельском хозяйстве и строительстве.

Немаловажный с точки зрения развития конкуренции фактор - сокращение присутствия государства в экономике. Оно выражается в уменьшении доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности. Одновременно увеличивается число частных предприятий. Как подчеркивается в докладе, свою роль в обеспечении благоприятной конкурентной среды сыграли региональные программы развития конкуренции, разработка которых в 2010 году была завершена во всех субъектах РФ. [9]

Как неконкурентные в докладе оцениваются рынок услуг по предоставлению контейнеров и полувагонов для перевозок железнодорожным транспортом, пассажирские авиаперевозки, рынок электроэнергии, региональные рынки муки и других социально значимых продовольственных товаров. Например, на региональных рынках нередки случаи установления монопольно высоких цен на муку, что ведет к удорожанию хлеба. Значительный рост числа нарушений антимонопольного законодательства отмечен на розничном рынке электрической энергии. ФАС констатирует, что конкуренция здесь остается неразвитой и количество энергосбытовых компаний растет слабо.

Отмечена и тенденция к увеличению числа нарушений антимонопольного законодательства. Так, в 2010 году ведомством возбуждено на 18,3 % больше дел, чем годом ранее. Причем более половины всех нарушений совершают органы власти: принимают не соответствующие антимонопольному законодательству нормативные акты, предоставляют имущество без торгов, предусматривают государственные и муниципальные преференции с нарушением установленного порядка. Что касается нарушений хозяйствующих субъектов, то самыми распространенными здесь по-прежнему являются злоупотребления доминирующим положением на рынке и картельные соглашения. [14]

Конкуренты заставляют развиваться, становиться с каждым днем все лучше. Это особенно актуально, ведь сейчас Россия все теснее входит в мировую экономику, и давление со стороны иностранных компаний все сильнее. У тех, кто смог выжить в конкуренции внутренней, больше шансов в глобальной. [11]

.Пути стимулирования

конкуренция рыночный монополия производство

Как считают специалисты, "показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара, что подразумевает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы".

Все это свидетельствует о том, что произошли радикальные, необратимые изменения в среде функционирования российских предприятий, вызывающие необходимость заново пересмотреть многие традиционные правила. Теперь предприятия, ради выживания и приспособления к непрерывно изменяющимся условиям существования, вынуждены постоянно перестраивать свою структуру и организацию работ, видоизменять стратегии и тактики деятельности и поведения в деловом мире. [13] Для решения этих проблем могут быть использованы идеи бизнес-инжиниринга. Большинство проблем предприятий, вытекает из того, что людей заставляют работать в плохо спроектированных организациях. Великий Эдвард Деминг наглядно показал, что 95% проблем зависит от того, как организована система деятельности и лишь около 5% проблем компании зависит от людей, работающих в этой системе. Под "системой" понимают выбранную архитектуру процессов и структуру организации, существующие техническую и ИТ-системы, методы подбора и мотивации персонала - все то, что может изменить лишь высшее руководство.

Когда пытаются добиться эффективности, поместив людей в неудобные организационные условия, то на первый план выходит "искусство управленческой борьбы" и личная эффективность руководителей, что многие до сих пор принимают за менеджмент. Овладев технологиями бизнес-инжиниринга можно целенаправленно построить организацию, используя лучшие методы, стандарты и практику, а также собственное креативное мышление.

Целью бизнес-инжиниринга является эффективность организации в целом, а не эффективность отдельных сотрудников. В центре внимания находится "архитектура предприятия" - описание, нацеленное на выявление его фундаментальной организации, определяющей его главные свойства, с последующим переходом к описанию отдельных процессов. Архитектурная модель создает платформу для интеграции деятельности - как в различных функциональных областях, так и на разных уровнях организации. Это приводит к получению системного эффекта, роста согласованности работы всех элементов, что и дает резкий прирост эффективности. [8]

Антимонопольная политика

Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах <#"justify">Однако, наряду с законами и соглашениями остается и продолжает действовать еще один, наименее формальный, но от этого не менее эффективный метод - деловая репутация человека и фирмы. Вот почему в условиях конкурентного рынка, где столкновения как бы изначально запрограммированы, необходимо соблюдать "правила игры" и понимать ради чего и на что ты идешь -ведь даже на войне и "борьбе без правил" есть свои правила, нарушать которые не рекомендуется никому. Как показывает жизнь, "реальный успех в конкурентной борьбе возникает не из прямолинейного стремления "придушить" противника, но из искусного комбинирования множества факторов, ориентированных совершенно в иную сторону, прежде всего - на разностороннюю работу с клиентом и с предлагаемым продуктом, включая тщательное изучение рынка, меры по эффективной организации собственного производства и системы сбыта". [5]

Кроме того, заслужите уважение со стороны ваших конкурентов и получите меньше палок в колеса. Конкуренция в бизнесе должна быть честной, ведь за каждый проступок конкуренты будут стараться сделать вам втрое хуже. Конкуренция в бизнесе способна заметно изменить климат вашего дела. Разумный бизнесмен сделает конкурентов своими партнерами и будет зарабатывать вместе с ними. [4]

В заключение хочется привести слова Г. Форда, который приветствовал своих коллег словами - "Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы". [5]

Литература

1.Федеральный закон 135-ФЗ от 26.07.2006г. "О защите конкуренции".

.Ворачек X. О состоянии "теории маркетинга услуг" //Проблемы теории и практики управления. - № 1. 2002. - с. 17-19.

3.Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.

.Конкуренция в бизнесе. Сайт http://money-job.ru/

.Конкуренция и российский бизнес. Сайт ПАИС консалтинг -http://www.iso-9001.ru

6.Латов Юрий. Конкуренция экономическая <http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/KONKURENTSIYA_EKONOMICHESKAYA.html>. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия "Кругосвет <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82>". 18 октября 2010.

7.Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических

учений \\ Российский экономический журнал. №1. 2002. - с. 40-42.

8.Манифест бизнес-инжиниринга, новой революции в управлении. Бизнес Инжиниринг Групп, 26.02.2012г.

.Пироженко Александр. Конкуренция в России есть. РБК daily, 11.01.2011.

.Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006. - 2-е изд. - 458 с.

.Рыбаков Михаил. "Польза конкуренции: учитесь быть лучше". Деловой еженедельник, N38 от 06.10.2008.

.Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2002. - с.23-26.

14.Цуциев Марк Артурович <http://bujet.ru/whitepages/80046.php>. Конкуренция в России: оценка ФАС. Журнал "Бюджет <http://bujet.ru/whitepages/75354.php>", 03.10.2011.

15.Янова В.В. Экономика. - М.: Экзамен, 2009. - 286 с.

Похожие работы на - Конкуренция в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!