Понятие и роль налогов

  • Вид работы:
    Книга / Учебник
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,16 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и роль налогов













Понятие и роль налогов

1. Налог как правовая категория

Налог появляется вместе с государством, основной источник средств содержания государственных органов. Основная категория налогового права.

Существует несколько точек зрения на понимание налогов. В РФ под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Из этого определения можно вывести основные признаки налогов:

1.обязательность

2.безвозвратность и индивидуальная безвозмездность

.денежный характер

.публичное предназначение.

Налогом может признаваться только тот платеж, который полностью соответствует юридическим признакам, перечисленным в Налоговом Кодексе РФ. Юридическое определение налога с позиций перехода права собственности предопределяет главную цель/задачу налогового права - достижение и правовое регулирование баланса частных и публичных имущественных отношений.

2. Соотношение налогов и других обязательных платежей

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. В налоговом законодательстве эти категории строго разграничены. Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сбора государственными органами юридически значимых действий. Налог и сбор имеют общие и отличительные признаки.

Общие признаки:

1.обязательность

2.адресность

.законодательное изъятие

.возможность принудительного изъятия

.единый налоговый контроль

Отличительные характеристики:

1.по значению

2.по целям

.по обстоятельствам

.по характеру обязанности

.по периодичности

Таким образом, сборы в отличие от налогов имеют индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

. Функции налогов

Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов комплексно отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Исторически первой функцией выступает фискальная. Ее дополняет регулирующая функция. Третья функция - контрольная. Каждая функция показывает каким образом реализуется публичное назначение налогов. И все функции действуют в системном единстве.

. Виды налогов и способы их классификации

Существует следующая классификация налогов по систематизированным критериям:

1.в зависимости от плательщика

2.в зависимости от формы обложения

.по территориальному органу

.в зависимости от канала поступления

.в зависимости от характера использования

.в зависимости от периодичности взимания.

5. Правовой механизм налога и его элементы

В Налоговом Кодексе определено, что налог считается установленным только тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы:

1.объект налогообложения

2.налоговая база

.налоговый период

.налоговая ставка

.порядок исчисления налога

.порядок и сроки уплаты налога

.в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования.

Неопределение хотя бы одного из элементов означат отсутствие налоговой обязанности.

6. Понятие системы налогов и сборов

Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории РФ. Это целостное единство всех налогов и сборов. Налоговая система РФ имеет трехуровневое построение, иерархическое. Ее характеризуют экономические и политико-правовые показатели. Универсальным показателем являются принципы, на которых строится эта система.

7. Принципы построения налоговой системы

Они делятся на две группы в зависимости от их нормативного закрепления. Первая группа - принципы, закрепленные законодательством; вторая группа - не закрепленная.

В первой группе:

. принцип единства налоговой системы

. принцип трехуровневого построения налоговой системы

. принцип определенности налоговой системы

. принцип стабильности налоговой системы

. принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов

Вторая группа принципов:

1.принцип эффективности

2.принцип эластичности

.принцип оптимальности построения

.принцип паритета интересов государства и налогоплательщика.

Применение всех этих принципов к конкретному налогу или сбору представляет собой компромисс между частными и публичными интересами. В реальной жизни это трудновыполнимая задача. Следовательно, в сфере налоговых отношений необходимо императивное правовое регулирование.

8. Структура налоговой системы

В соответствии с НК РФ на территории России могут взиматься федеральные налоги, налоги субъектов федерации и местные налоги, совокупность которых образует налоговую систему. В статье 13 НК РФ дан перечень федеральных налогов. Статья 14 - региональные налоги, статья 15 - местные.

Установление региональных и местных налогов отличается определенной спецификой, так как оно должно отвечать, в-первую очередь, интересам субъекта РФ или местного сообщества. Распределение налогов между тремя уровнями должно исходить из принципа целесообразности отнесения какого-либо налога к определенной территории. Налоговая система должна строиться не механически, то есть исходить не только из потребности в доходах определенной территории, а из соображений какие налоги и на каком уровне будут работать более эффективно. Для этого применяются следующие критерии:

1.критерий, основанный на учете степени мобильности налогов

2.экономическая эффективность налога

.необходимость обеспечения государственной целостности

.критерий бюджетной ответственности.

Также особенностью региональных и местных налогов является особый порядок их установления и введения. Среди региональных и местных налогов и сборов необходимо отметить особое их значение для двух субъектов федерации - это города федерального значения Москва и СПб (п.4 ст.12).

налог платеж право денежный


Налоговое право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие между субъектами при взимании налогов.

Предмет регулирования налогового права характеризуют два критерия: метод правового регулирования и объект правового воздействия.

В сферу налогового правого регулирования входят следующие правовые отношения:

. Отношения по установлению налогов

. Отношения по введению налогов

. Отношения по взиманию налогов

. Отношения по осуществлению налогового контроля

. Отношения по обжалованию действий налоговых органов

. Отношения по привлечению к налоговой ответственности

Этот перечень имущественных и процессуальных отношений, образующий предмет налогового права является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Специфика отношений, регулируемых налоговым правом, состоит в том, что они складываются в особой сфере общественной жизни, а именно, в финансовой деятельности государства.

Налоговое право имеет определенные закономерности, которые отличают налоговые отношения. Это:

имущественный характер

конформизм

властный характер

обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства

изначальная конфликтность

политическая компромиссность правового регулирования.

10. Метод правового регулирования

Специфика общественных отношений налогового права обуславливает и особенности метода правового регулирования. Методы отражают качественную сторону налоговых отношений, так как позволяют судить о характере частных и публичных финансовых интересов.

Наиболее распространенный метод налогового права - метод властных предписаний. Этот метод является отражением финансово-правового императивного метода. Он имеет следующие признаки:

1)преобладание позитивных обязываний

2)носит императивный характер

)конформизм финансово-правового регулирования

)неравенство субъектов финансовых правоотношений.

11. Система налогового права

Налоговое право, являясь подотраслью финансового права, вместе с тем имеет свою систему. Эта система основывается на разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений.

Налоговое право - это, прежде всего, совокупность норм. Все эти нормы согласованы между собой, и в результате чего, образуется взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением. Системе налогового права свойственны определенные характерные черты, и она делится на две части: общую и особенную.

12. Общая характеристика источников налогового права

Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, который содержит положения относительно установления. Введения и взимания налогов, налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Нормативно-правовые акты о налогах имеют определенные особенности вступления в законную силу. При этом особые правила установлены относительно актов, вводящих новые налоги. Источники налогового права обладают определенными свойствами, общими с другими правовыми источниками

) Формальная определенность

) общая обязательность

) законность

Также они обладают своими особенными свойствами:

1)регулируют налоговые правоотношения

2)принимаются только соответствующими органами, у которых есть компетенция в соответствии с Налоговым Кодексом РФ

)налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только Налоговым Кодексом РФ, но и другими источниками.

13. Понятие норм налогового права, их особенности

Нормы налогового права - первичный элемент механизма налогово-правового регулирования. Это установленные государством правила поведения, порождающие налоговые правоотношения. За нарушение этих норм предусмотрены меры государственного принуждения. Эти нормы являются разновидностью финансово-правовых норм.

Общие признаки налоговых норм и юридических норм:

1.Это правила поведения, гарантированные государством;

2.Возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;

.Имеют общеобязательный характер;

.Выражены в нормативно-правовом акте.

Общие признаки налоговых норм и финансово - правовых норм:

1.Являются средством реализации публичных, а не частных интересов;

2.Отличаются нестабильным характером;

.В большинстве случаев являются обязывающими нормами.

Специфические черты налоговых норм:

1.Регулируют только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством денежных средств;

2.Особый порядок действия во времени.

Нормы налогового права, как и все иные нормы, имеют структуру. Это гипотеза, диспозиция, санкция. Эта структура имеет свои особенности.

14. Виды налоговых норм

1) В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом: регулятивные и охранительные. Регулятивные в зависимости от юридического содержания делятся на обязывающие, управомачивающие и запрещающие. Охранительные делятся на 2 вида: а) нормы, предусматривающие ответственность за совершение налогового правонарушения; б) нормы, предусматривающие ответственность банков за нарушение налогового законодательства.

) По объему действия: общие и специальные.

) По территории действия: а) на всей территории РФ, б) на территории соответствующего субъекта РФ, в) на территории соответствующего муниципального образования.

) Деление на материальные и процессуальные нормы.

15. Понятие и структура налогового правоотношения

Субъекты налогового права реализуют свои права и обязанности, вступая в налоговые правоотношения. Налоговое правоотношение - это общественное отношение, возникающее на основе реализации налоговых норм.

Признаки налогового правоотношения:

1.возникновение и развитие в сфере финансовой деятельности государства;

2.имущественный характер;

.властный характер.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру. Элементами этой структуры являются субъекты налогового правоотношения, а также права и обязанности этих субъектов. Причем эти права и обязанности составляют юридическое содержание налогового правоотношения. Эти права и обязанности зависят от того, к какому виду правоотношения относится то или иное правоотношение - регулятивному или охранительному. Кроме того, правоотношения по характеру налоговых норм делятся на материальные и процессуальные, а также, в зависимости от особенностей их объекта, они могут быть подразделены на имущественные и неимущественные. Объект правоотношения не входит в структуру налогового правоотношения. Это те материальные или нематериальные блага, на которые направлено поведение участников налогового правоотношения.

16. Юридические факты в налоговом праве

Движение всякого правоотношения связывается с юридическими фактами. Это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.

В налоговом праве юридические факты выполняют следующие функции:

. Это элемент налогово-правового регулирования;

. Информативная функция;

. Стимулирующая функция.


. Понятие налоговой обязанности

НК РФ из общей совокупности обязанностей налогоплательщиков выделяет в отдельную главу исполнение обязанности по уплате налогов. Налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика по уплате законно-установленных налогов. Это первоочередная обязанность налогоплательщиков. Обязанность эта возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ. Т.е. Налоговый Кодекс закрепляет принцип дозволенного поведения налогоплательщика и обеспечивает налогоплательщику гарантии соблюдения его прав со стороны налоговых органов. Налоговая обязанность начинает существовать с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога. Т.е. основанием возникновения этой обязанности служит налоговая база. Исполнение налоговой обязанности четко определено временными рамками. Для прекращения налоговой обязанности должно наступить какое-либо из следующих обстоятельств:

1)уплата налога

2)смерть налогоплательщика

)ликвидация организации-налогоплательщика

)возникновение обстоятельств, прекращающих обязанности по уплате данного налога

)списание безнадежных долгов по налогам

)уплата налога поручителем налогоплательщика.

18. Исполнение налоговой обязанности

Исполнением считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок. По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить эту обязанность. Не допускается уплата налога 3-ими лицами. Срок исполнения обязанности устанавливается применительно к каждому конкретному налогу. При этом налогоплательщик может уплатить налог досрочно. Налоги уплачиваются только в рублях. Неисполнение налогоплательщиком этой обязанности в добровольном порядке является основанием для направления налоговым органом требования об уплате причитающегося налога. В случае неисполнения этого требования применяются меры принуждения. Принудительное взыскание налога производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщиков, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Обязательным правилом такого взыскания является необходимость уведомления налогоплательщика о вынесенном решении в срок не позднее 5-ти дней. Инкассовое поручение банк исполняет в течение 1-ого операционного дня. Если на счете не хватает денег, то налоговый орган вправе принять одно из двух решений:

1)продолжать взыскание на банковский счет по мере поступления на него денежных средств;

2)взыскать налог за счет другого имущества налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества осуществляется службой судебных приставов по общим правилам, установленным федеральным законом об исполнительном производстве. На это приставам дается 2 месяца.

При ликвидации организации-налогоплательщика действует особый порядок принудительного взыскания налога.

19. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

По разным причинам налогоплательщик не всегда может выполнить финансовые обязательства перед государством. Поэтому государство вынуждено гарантировать поступление налоговых платежей посредством применения мер, установленных в главе 11 НК РФ. НК РФ содержит закрытый перечень способов обеспечения исполнения налоговой обязанности. Это залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика. Способы обеспечения исполнения обязанностей - это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства. Они носят исключительно имущественный характер.

. Понятие и значение налогового контроля

В широком аспекте, налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, которые обеспечивают экономическую безопасность России и соблюдение государственных фискальных интересов. В узком аспекте, налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов. Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и другие ресурсы налогоплательщиков.

Предмет налогового контроля - это валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.п.

Субъекты налогового контроля:

1.Налоговые органы

2.Органы государственных внебюджетных фондов

.Таможенные органы

.Счетная палата РФ

.Министерство Финансов

Подконтрольные субъект - это организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

21. Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Формы контроля:

1.проверки

2.получение объяснений налогоплательщиков

.проверки данных учета и отчетности

.осмотр помещений и территорий, которые используются для извлечения дохода

.другие формы, предусмотренные НК

Налоговый контроль классифицируется по разным основаниям на несколько групп:

1.по времени проведения различают:

- предварительный,

текущий и последующий контроль

. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль различают:

налоговый

таможенный

контроль государственных внебюджетных фондов

. В зависимости от места проведения:

выездной

камеральный.

22. Налоговые проверки

Налоговая проверка - это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, и которая осуществляется посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием их финансово-хозяйственной деятельности. Осуществление проверок является главной задачей деятельности налоговых органов. Налоговым законодательством предусмотрены общие правила проведения налоговых проверок.

23. Налоговый контроль за расходами физического лица

Этот вид контроля осуществляется в случае приобретения физическим лицом в собственность определенного имущества. Подконтрольным субъектом здесь может быть только налоговый резидент РФ.

Целью такого контроля является выявление наличия или отсутствия соответствия крупных расходов гражданина полученным им доходам.

Объектом контроля может быть приобретение следующего имущества:

. недвижимость за исключением многолетних насаждений

. механические транспортные средства

. акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, сберегательные сертификаты

. культурные ценности

. золото в слитках.

Объектом контроля выступает переход права собственности этого имущества, а не его стоимость.

Похожие работы на - Понятие и роль налогов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!