Понятие административной юрисдикции и ее соотношение с другими юрисдикциями
Понятие административной юрисдикции
Введение
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального административного права. Основным правовым актом законодательного характера является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Правовой базой административного производства является Кодекс об административных правонарушениях, который содержит нормы права, закрепляющие задачи производства по делам об административных правонарушениях, порядок оформления дел этой категории, их рассмотрение (место, сроки и т. п.), порядок обжалования и опротестования, исполнение постановления.
Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Целью данной работы является понятие административной юрисдикции.
Задачи работы:
охарактеризовать принципы и функции юрисдикционной деятельности;
рассмотреть задачи юрисдикционной деятельности;
охарактеризовать соотношение с другими видами юрисдикционной деятельности.
1. Принципы, функции производства по делам об административных правонарушениях юрисдикционной деятельности
Понятие «административная юрисдикция», «административный процесс» трактуется расширительно: охватывает две обобщающие видовые группы административного процессуальных производств - юрисдикционные и процедурные, отражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполнительной власти. Каждый вид производства представляет собой установленный законом порядок разрешения индивидуально определенных административных дел или вопросов в целях обеспечения законности и государственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и процедурными производствами имеются отличия по предмету и последствиям производства.
Для юрисдикционных производств характерно то, что они носят правоохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разрешении органами исполнительной власти (а в некоторых случаях - cудaми) административно-правовых споров и в правовой оценке поведения их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения (мер наказания и иных мер воздействия).
В юридической литературе сложились два основных научных подхода к пониманию юридического процесса. Первый из них может быть охарактеризован как широкий. Сторонники широкого понимания юридического процесса, в частности В.М. Горшенев, понимают под юридическим процессом абсолютно все правовые формы деятельности государственных органов и должностных лиц, а также других субъектов права по разрешению определенных юридических дел.
В.М. Горшенев и его последователи рассматривают юридический процесс как властно организующую деятельность компетентных органов и должностных лиц по применению правовых норм для разрешения всех категорий юридических дел, а не только споров или дел о правонарушениях.
Представители второго подхода, в частности В.Н. Протасов, наоборот, сводят юридический процесс только к юрисдикционной деятельности компетентных органов, т. е. к деятельности по разрешению споров и привлечению правонарушителей к ответственности.
По мнению В.Н. Протасова, юридический процесс представляет собой процессуальную процедуру, в рамках которой реализуется охранительное правоотношение. Регулятивное же правоотношение, с точки зрения В.Н. Протасова, осуществляется не в форме юридического процесса, а в форме так называемой материальной процедуры.
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, составной частью административного процесса.
Разрешение существующих в науке противоречий относительно понятия юридического процесса возможно путем нахождения такого подхода к рассматриваемой проблеме, который был бы основан на общепризнанных правовых конструкциях, выработанных общей теорией права.
Рассмотрим юридический процесс как общеправовое явление с целью определения его места и роли в механизме правового регулирования.
Слово «процесс» толкуется в словарях русского языка и иностранных слов как «ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития». Из этого следует, что юридический процесс необходимо рассматривать как последовательную смену каких-либо правовых явлений, состояний, возникающих в жизни общества и вызываемых юридически значимыми действиями, совершаемыми носителями государственной власти, гражданами и юридическими лицами. Само движение, смена юридических явлений в жизни общества происходит в результате действия механизма правового регулирования общественных отношений.
Как известно, в общей теории права выделяют три основные стадии правового регулирования, а именно:
- стадия нормативной регламентации поведения людей, т. е. установления норм права;
- стадия возникновения, на основе норм права и при наличии соответствующих юридических фактов, правоотношений;
- стадия реализации субъективных юридических прав и обязанностей, возникших у субъектов правоотношений.
Таким образом, в ходе правового регулирования государством общественных отношений происходит последовательная смена юридических явлений, т. е. движение их от состояния разработки и принятия правовых норм до состояния упорядоченности на основе этих норм отдельных сторон жизни общества. Это движение, смена юридических состояний происходит в результате совершения государством и другими субъектами общественных отношений последовательных волевых действий, направленных на достижение определенных правовых результатов для себя и на упорядочение жизни общества в целом.
В связи с этим представляется, что юридический процесс в наиболее широком его понимании может быть определен как деятельность (совокупность последовательно совершаемых действий) государства, других субъектов юридических отношений по выработке правовых норм и приведению их в действие в целях урегулирования жизни общества, обеспечения правопорядка. При этом рассматриваемая деятельность обеспечивает как правовое регулирование общественных отношений, так и их охрану.
Юридический процесс возникает тогда, когда компетентные органы и лица начинают совершать определенные юридически значимые действия, направленные на разрешение гражданских или уголовных дел, в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством.
Следовательно, под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определенной группы дел.
Юридический процесс в узком, практическом понимании представляет собой совокупность совершаемых субъектами права в определенной логической последовательности связанных между собой юридически значимых действий, направленных в конечном итоге на нормативное урегулирование какого-либо общественного отношения или на разрешение на основе норм материального права конкретного жизненного случая, и совокупность возникающих на основе этих действий и в соответствии с процессуальными нормами правоотношений.
Урегулированный процессуальными нормами порядок (правовую форму) совершения одного или совокупности действий, составляющих содержание того или иного вида юридического процесса, следует рассматривать как юридическую процедуру.
Административный процесс - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций. Стадия административного процесса - это совокупность административно-процессуальных действий, совершаемых особым кругом субъектов для решения конкретных административно-процессуальных задач.
Особенностями стадий административного процесса является, прежде всего, то, что эти стадии регламентированы нормами административно-процессуального права, они направлены на решение конкретных задач, охватывают особый круг участников, имеющих специфический правовой статус. Для административно-процессуальных действий обозначены конкретные сроки совершения, а также то, что они требуют процессуального оформления.
Общими стадиями административного процесса являются:
- анализ ситуации;
- рассмотрение дела и принятие решения;
- исполнение принятого решения.
В зависимости от содержания, законодатель выделяет три части административного процесса:
1.Процесс административного правотворчества.
Правотворческий процесс осуществляется на стадии разработки, принятия и введения в действие нормативных актов и представляет собой деятельность компетентных государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по подготовке, принятию (изданию), опубликованию и введению в действие законов и подзаконных нормативных актов. Разновидностями правотворческого процесса являются законодательный процесс, нормотворческие процессы, осуществляемые Президентом РФ, главами субъектов РФ, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
2.Правонаделительный или оперативно-распорядительный процесс, включающий в себя: поощрительное производство; распределительное производство; разрешительное производство; производство по комплектованию личного состава и т. д.
3.Административно-юрисдикционный процесс, который включает в себя четыре вида производств:
- производство по жалобам и заявлениям граждан;
- производство по делам об административных правонарушениях;
- производство по применению мер административного пресечения;
- дисциплинарное производство.
Принципами административного процесса являются: законность; объективность; равенство сторон перед законом; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; гласность; открытость; экономичность; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений. Принцип законности - реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком.
Принцип объективной истины - принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, - участники процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Принцип гласности - процесс осуществляется на основе публичности и доступности гражданам; исключение составляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса.
Принцип национального языка - включает в себя положение о том, что процесс ведется на русском языке или языке субъекта Российской Федерации, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности.
Принцип оперативности - процесс ведется в максимально короткие сроки.
Принцип экономичности - проведение административного процесса требует минимум материальных затрат.
Принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса - должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность.
Участники административного процесса - это лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административная правосубъектность включает в себя: правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - это способность лица иметь, в силу административно-процессуальных норм, субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность - это установленная административно-процессуальными нормами способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности в административном процессе.
Конкретными видами участников административного процесса являются: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, граждане СНГ, иностранные граждане, а также лица без гражданства; государственные органы, предприятия и учреждения. государственные служащие; общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения; служащие общественных и иных негосударственных формирований.
1.1 Задачи производства по делам об административных правонарушениях
Правовой базой административного производства является Кодекс об административных правонарушениях, который содержит нормы права, закрепляющие задачи производства по делам об административных правонарушениях, порядок оформления дел этой категории, их рассмотрение (место, сроки и т. п.), порядок обжалования и опротестования, исполнение постановления.
Задачи производства по делам об административных правонарушениях состоят, главным образом, в своевременном, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в точном соответствии с законом и обеспечении исполнения вынесенного постановления, а в конечном итоге - в укреплении законности и правопорядка.
Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые административным кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами являются:
- протокол об административном правонарушении;
- объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности;
- показания потерпевшего, свидетелей;
- заключение эксперта, вещественные доказательства;
показания специальных технических средств;
)вещественные доказательства (ст. 26.2 КоАП).
Запрещено использовать в качестве доказательства информацию, полученную с помощью насилия или другого жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения (статья 50 Конституции РФ).
К видам юрисдикционного производства относятся: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба; производство по жалобам; производство по различным спорам, касающимся прав физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти. Спор такого рода обычно возникает по инициативе управляемой стороны, которая считает, что ее права или интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны административно-правового отношения. Единого административно-процессуального кодекса в России пока нет. Порядок рассмотрения и разрешения дел административно-юрисдикционного характера урегулирован КоАП, Таможенным кодексом Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Кроме того, многие нормы административно-процессуального xарактера содержатся в ведомственных актах. Перечисленные нормативные акты содержат нормы, определяющие круг субъектов соответствующих видов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и ответственности за нарушения административно-процессуальных норм, на базе которых возникают и реализуются административно-процессуальные отношения.
административный производство правонарушение юрисдикционный
1.2 Соотношение с другими видами юрисдикционной деятельности
Необходимость в такой процессуальной форме как административная юрисдикция, деятельности государственных органов (исполнительных, судебных) возникает при решении административно-правовых споров и применении, когда требуется, мер государственного воздействия за совершенные проступки.
Объектом процесса в таких случаях являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права - административного, трудового, финансового, гражданского и другими (но, безусловно, за исключением уголовного), если они находятся в сфере правомочий органов государственного управления - исполнительной власти.
Субъект такого вида административного процесса - это сторона в процессе, защищающая свой законный, как она полагает, интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной. Естественно, каждая сторона обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находясь в корреспондирующих отношениях с другой. Но характер этих прав и обязанностей, а также их объем различим, и поскольку в каждом отдельном случае правовое положение участников процесса различно, зависит от материальной нормы, применяемой в рассматриваемом случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.
Как и в любом административном правоотношении, одной из сторон административно-процессуального отношения всегда является орган (должностное лицо), осуществляющий государственно-властную деятельность. Обычно это орган исполнительной власти (например, государственная инспекция), в отдельных случаях - суд, судья. Эти компетентные органы (должностные лица) вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела, - они оформляют протоколы, принимают постановления, отменяют и изменяют их, исполняют постановления, выступая при этом в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. В том случае, когда орган управления («властвующая» сторона) не уполномочен разрешать дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает как сторона административного процесса.
Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права (интересы): граждане, государственные, негосударственные организации, их должностные лица, органы прокуратуры (например, принося протест в порядке общего надзора на административное взыскание), а также субъекты, участвующие в процессе в качестве свидетелей, экспертов, потерпевших, лиц, представляющих интересы государственных и общественных организаций или граждан.
Таким образом, порядок разрешения дел в сфере исполнительной власти исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников процесса (применительно к его стадиям).
Иванов управлял транспортным средством ВАЗ-2110 в состоянии алкогольного опьянения и был задержан сотрудниками полиции.
- Квалифицируйте деяние Иванова.
- От имени уполномоченных органов (должностных лиц) составьте необходимые документы.
- От имени уполномоченных органов (должностных лиц) примите необходимое решение (вынесите постановление).
Ответ:
В данном случае деяние Иванова квалифицируется по- ч.1. 12.8 КоАП РФ, в которой закреплено следующее:
Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Данное административное правонарушение оформляется протоколом об административном правонарушении к которому прилагается акт медицинского освидетельствования на факт алкогольного опьянения.
Протокол
Об административном правонарушении в области дорожного движения г. Тюмень 26 октября 2009 г.
В 11.00 26.10.2009 г. по ул.Воровского дежурным нарядом патрульно-постовой службы ГИБДД на основании ст. 12.8 КоАП РФ был задержан гр.Иванов, который управлял транспортным средством (марка ВАЗ-21, номерной знак 777 120) в состоянии алкогольного опьянения
При предъявлении ст.лейтенантом Смирновым А.П. требования в соответствии со ст. 12.16 КоАП РФ о прохождении медицинского освидетельствования, гр. Иванов ответил отказом.
На основании ст. 27.12 КоАП РФ «Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения». Гр. Иванов был отстранен от управления транспортным средством и препровожден для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Подписи
Ст.лейтенант ГИБДД А.П.Смирнов
Правонарушитель Д.Ю. Иванов
Постановление
О лишении права управления транспортным средством г. Тюмень 1 ноября 2009 г.
Мировой судья при УВД Ленинского АО г. Тюмени лейтенант юстиции Кудрявцев Н.Л.., рассмотрев протокол № 19 от 26.10.2008.г. о совершенном административном правонарушении гр. Ивановым в области дорожного движения
УСТАНОВИЛ
Гр.Иванов управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, на требования инспектора ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования ответил грубым отказом, в связи с чем был задержан согласно ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ и направлен на медицинское освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, что и было подтверждено актом от 26.10.2009 г.
Деяние, совершенное гр. Ивановым квалифицируется как административное правонарушение, соответствующее ст.с. ч.1.ч.1 12.8, 12.26 КоАП, РФ и влечет наложение административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок до двух лет.
Принимая во внимание, что по данному факту был составлен протокол об административном нарушении акт медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, дающие основание для наложения административного наказания на гр. Иванова и руководствуясь ст. 12.8 и ст.ст. 12.26. и 3.8. КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь гр. Иванова к административной ответственности с наложением административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок до двух лет.
Мировой судья Кудрявцев П.Л.
Практическое задание
От имени должностного лица государственного пожарного надзора государственной противопожарной службы произведите осмотр помещения по месту работы (службы). По результатам осмотра составьте необходимые юрисдикционные документы.
Протокол осмотра производстводственного помещения г.Тюмень 15 января 2010 г.
Государственный инспектор пожарного надзора г.Тюмени Центрального АО Иванов Д.И. в соответствии со ст. 20.4 «Нарушения требований пожарной безопасности» КоАП РФ осуществил осмотр производственного здания, принадлежащего ООО «Модуль» и находящегося по адресу г.Тюмень, ул.Республики, 115. ООО «Модуль» производственное предприятие, занятое переработкой древесины, в собственности которого находится производственное здание цеха с общей численностью рабочих в количестве 110 человек.
Основания осмотра помещения.
Жалоба работников предприятия на отсутствие необходимых противопожарных мер защиты людей (в том числе и противопожарного оборудования), захламленность производственного цеха отходами производства, в связи с чем неоднократно возникали случаи возгорания, которые были своевременно устранены силами работников предприятия. Мотивы осмотра помещения.
Пресечение административного правонарушения в области пожарной безопасности и недопущения случая возникновения пожара и гибели людей.
При осмотре производственного здания было установлено: 1. Отсутствие огнетушителей и необходимого инвентаря для тушения очагов возгорания в случае их возникновения;
1.Отсутствие запасного выхода для эвакуации работников;
2.Отсутствие схемы эвакуации работников в случае возникновения пожара;
.Несанкционированное перекрытие проезда к зданию, установленного для пожарных машин и техники.
.Захламленность здания цеха отходами производства - опилками, стружкой, банками из под краски и олифы и пр.
Гос.инспектор пожарного надзора
Центрального АО Иванов Д.И.
Заключение
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, составной частью административного процесса.
Юридический процесс в наиболее широком его понимании может быть определен как деятельность (совокупность последовательно совершаемых действий) государства, других субъектов юридических отношений по выработке правовых норм и приведению их в действие в целях урегулирования жизни общества, обеспечения правопорядка. При этом рассматриваемая нами деятельность обеспечивает как правовое регулирование общественных отношений, так и их охрану.
Юридический процесс возникает тогда, когда компетентные органы и лица начинают совершать определенные юридически значимые действия, направленные на разрешение гражданских или уголовных дел, в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством.
Следовательно, под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определенной группы дел.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и № 7 -ФКЗ) // Российская газета. 2008.
2. Кодекс РФ об Административных правонарушениях от 03.06.2011 года №120-ФЗ //СЗ РФ. 2011. Ст.3425.
. Комментарий к кодексу РФ об Административных правонарушениях. /Под ред. Черникова В.В. М.: Юрист, 2009.
. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2009.
. Горшенев В.М. Теория юридического процесса. М.: МГУ, 2011.
. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. М.: Щит-М, 2008.
. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. СПб.: Питер, 2010.
. Смоленский М.Б. Административное право. М.: Юрист, 2009.