процедурное производство.
К административно-юрисдикционным производствам относят - производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство и производство по жалобам.
К административно-процедурным производствам ученые относят - лицензионно-разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления.
К административному судебному процессу относятся дела об оспаривании действий/бездействия публично-правовых действий (за исключением дел, подлежащих конституционному надзору). В СССР решения должностных лиц стали подвержены судебному контролю после принятия в 1987 году закона "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан". В России относится к гражданскому процессу (главы 23-26 ГПК РФ). В Германии, Латвии выделены особые административные суды и приняты кодексы об административном процессе.
Итак, в широком смысле административный процесс - деятельность по применению административно-правовых норм и разрешению индивидуальных дел исполнительными и распорядительными органами государственной власти. В узком смысле - урегулированная правовыми нормами деятельность государственных органов по разрешению административно-правовых споров, возникающих между участниками (сторонами) спора, а также по применению мер административного принуждения.
. Исторические аспекты становления и формирования административного процесса
Задача советского административного процесса состояла в том, чтобы обеспечить реализацию принципа социалистической законности в государственном управлении, охрана прав и законных интересов советских граждан. Административно-процессуальные нормы определяли порядок приема и рассмотрения жалоб на действия государственных органов и их должностных лиц, порядок привлечения к ответственности за совершение административных проступков, применения мер административного воздействия (личное задержание, санитарные, административно-технические, административно-медицинские и др. меры). Участниками административного процесса могли быть граждане, общественные организации, государственные органы и их должностные лица. Каждый из участников процесса имеет определенные законодательством процессуальные права и обязанности.
Административный процесс представлял собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на следующие стадии: возбуждение административного дела по инициативе государственных органов, общественных организаций или граждан, а затем направление его по подведомственности. Сроки возбуждения дела зависели от характера и содержания дела (например, жалобы на незаконное наложение административных штрафов подаются в суд в 10-дневный срок со дня получения постановления о наложении штрафа).
Рассмотрение и разрешение дела по существу. Это важнейшая стадия административного процесса и в совестское время и на сегодняшнем этапе развития российского государства. Законодательство (например, Положение об административных комиссиях) четко определяло порядок производства по административным делам. Некоторые дела, возникающие из административно-правовых отношений, законом отнесены к компетенции народных судов (жалобы на неправильность в списках избирателей, иски об исключении из описи имущества, об отмене незаконно наложенных дисциплинарных взысканий и др.).
Исполнение решения (постановления) по делу возлагается либо на орган, вынесший решение, либо на иные органы управления (милицию, администрацию предприятия, учреждения и т. д.). По некоторым категориям дел предусмотрены ограничительные сроки исполнения принятых решений (например, постановление о наложении штрафа, не исполненное в течение 3 месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит). На всех стадиях административного процесса должны были соблюдаться предусмотренные законом процессуальные сроки. Сторонам административного процесса предоставлялась возможность ознакомления со всеми материалами дела, а в случае необходимости - истребования дополнительных материалов, вызова свидетелей и очевидцев. Решение должно быть принято в установленном законом порядке и в надлежащей форме. Решения, принятые в порядке административного процесса, могли быть обжалованы сторонами в вышестоящий орган, а в случаях, установленных законом, - в суд, или опротестованы прокурором в порядке общего надзора. Развитие и совершенствование административного процесса в СССР неразрывно связано с дальнейшей демократизацией государственного аппарата: повышается роль законодательного регулирования административного процесса, всё более широкое распространение получает принцип коллегиальности и др. демократические формы деятельности государственных органов, решающих административные дела, расширяется участие общественности на всех стадиях, совершенствуются административно-процессуальные гарантии прав советских граждан.
На сегодняшний же день в науке обосновывается взаимосвязь и нетождественность понятий "административный процесс", "административная юстиция", "административная юрисдикция", "административное судопроизводство"; проводится их разграничение по: субъектам, правовой регламентации, процессуальным различиям, категориям рассматриваемых дел. Совершенствуется весь спектр знаний по данному вопросу.
В настоящий период в Российском законодательстве понятия "административная юстиция" и "административное судопроизводство" не совпадают. Административная юстиция - рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти, то есть, правосудие по административным делам, которое отправляется судами: общей юрисдикции, арбитражными в порядке соответственно ГПК РСФСР и АПК РФ.
Административное судопроизводство отличается от административной юстиции по правовой процедуре, которая должна быть административной. Сейчас судьи и мировые судьи в порядке, установленном нормами административного права, являются органами налагающими (привлекающими к ответственности, мерам административного принуждения и т.п.), а не защищающими.
административный государственный должностной юриспруденция
Заключение
Административный процесс - вид юридического процесса, обладающий всеми признаками, присущими последнему (властный характер деятельности; регламентация деятельности; юридические процессуальные нормы; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определённых юридических результатов и оформляемая в документах).
Административный процесс представляет собой часть административной (исполнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой регламентации. Можно выделять три вида процесса, включающих в себя три правовых вида деятельности - административно-нормотворческий, административно-правоприменительный (применение материальных норм позитивного характера), административно-юрисдикционный.
Административный процесс - это также нормативно установленная форма упорядочения правовых документов (актов субъектов исполнительных органов публичной власти: государственных и муниципальных и Банка России). Вся особенность публичных органов исполнительной власти здесь раскрывается: их многообразие и многочисленность; реализация, помимо федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов исполнительной власти.
Административный процесс теснейшим образом связан с материальным административным правом и является порядком реализации этих норм. Административный процесс - это такая нормативно урегулированная деятельность (или порядок деятельности), в ходе осуществления которой рождаются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений. Но соотношение материальных и процессуальных правоотношений следует рассматривать как воздействие формы и содержания. Право и процессы имеют свою форму. Административный процесс без административного права беспредметен. Административное право без административного процесса - бессильно.
Административный процесс имеет сложную структуру видов процесса и производств, отличающихся друг от друга характером дел и расположенных параллельно, регламентируемых специальными административно-процессуальными нормами.
В зависимости от органов, устанавливающих производства, последние можно поделить на: производства, основанные на законе, и на подзаконных актах, а по объектам воздействия на: 1) производства только для индивидуальных субъектов, в частности, кадровое (служебное) производство, а также 2) производства и для коллективных субъектов (смешанные), к примеру, приватизационное производство.
Административный процесс обслуживает нормы административного и других отраслей права.
Основные особенности административного процесса заключаются в том, что он является:
а) специфическим способом осуществления публичной исполнительной власти;
б) динамическим, ибо деятельность исполнительной власти реализуется в определённой последовательности;
в) юридической деятельностью, детально урегулированной административно-процессуальными нормами;
г) деятельностью, с помощью которой и достигается юридический результат в сфере функционирования публичной администрации.
Список литературы
1.Конституция РФ от 12.12.1993 // СПС "Консультант-Плюс" (дата обращения 10.01.2011)
2.Об исполнительном производстве от 02.10.2007 № 229-ФЗ // СПС "Консультант-Плюс" (дата обращения 10.01.2011)
. Административно-юрисдикционный процесс. Монография. Саратов: Приволжское книжное изд-во, Изд-во "Светопись". 2008. С. 22.
. Салищева Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.