Место судебных органов в механизме современного государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,47 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место судебных органов в механизме современного государства

Основные данные о работе

Версия шаблона1.1ФилиалНижегородский Вид работыКурсовая работаНазвание дисциплиныТеория государства и праваТемаМесто судебных органов в механизме современного государстваФамилия студентаВолковИмя студентаАлександрОтчество студентаНиколаевич№ контракта09200090109002

Содержание

Введение

Механизм Российского государства

.1 Понятие, виды и особенности государственных органов как основного элемента механизма государства

.2 Судебные органы как особая самостоятельная разновидность органов государственной власти

Место судебных органов в механизме современного государства

.1 Органы судебной власти

.2 Проблемы реформирования судебных органов Российской Федерации

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Все проводимые в недавнее время Президентом РФ реформы, направлены на укрепление государства. Данные реформы предполагают решение следующих важнейших задач: оптимизацию федерального устройства страны, улучшение системы управления и др. Одной из таких реформ выступает реформа судебной власти. Данная реформа берет свое начало в 1991 году, когда была утверждена ее Концепция. Одобренная Верховным Советом осенью 1991года Концепция судебной реформы в Российской Федерации ознаменовала новый этап развития и демократизации законодательства о суде и правосудии. Принципиальное значение для судебной реформы имеет провозглашение Конституцией РФ курса на формирование правового государства (ст.1), признание и уважение неотъемлемых прав и свобод человека (ст.2,17). Начатая в 90-х годах и в значительной степени свершившаяся правовая реформа тем не менее до настоящего времени все еще не завершена.

Наряду с исследованием механизма Российского государства в целом, отдельной главой особо выделена и освещена специфика деятельности в нем судебных органов. Это обусловливается тем, что самый яркий показатель правового государства - это действительно независимая судебная власть. Россия объявила себя правовым государством и приняла на себя обязанность обеспечить верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, охрану прав интересов личности, защиту общества от произвола властей. Положения о правах человека, закрепленные в Российской Конституции (глава 2), не уступают самым высоким международным стандартам. Причем основным гарантом соблюдения этих прав выступает суд. Но, к сожалению, многие конституционные нормы остаются декларативными.

Судебная реформа, как одна из стратегических линий развития государственности в Российской Федерации, имеет строго определенную цель - становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновение их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок. Эту задачу призваны выполнять правоохранительные органы, и прежде всего суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

1 Механизм Российского государства

.1 Понятие, виды и особенности государственных органов как основного элемента механизма государства

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих.

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст.3), осуществляет свою власть.

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. Он является первичным и важнейшим структурным элементом государства.

К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:

. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленными конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в РФ на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ.

. Каждый орган государственной власти наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех различных задач и функций, которые они выполняют.

. Деятельность органов государственно власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь идет только об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В Конституции РФ (ст.5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Из названных признаков органа государственной власти видно, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение и т.д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и т.д., которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти. Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение.

По мнению Е.И Козловой, О.Е.Кутафина, государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Ряд авторов придерживается такого определения государственного органа, как элемента (звена) механизма государства, участвующего в осуществлении определенных функций государства и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Наиболее полно раскрывающим понятие государственного органа является определение, данное Н.И.Матузовым, А.В. Малько в соответствии с которым:

Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

По порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом: Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации; и органы, формируемые другими государственными органами: Правительство РФ, Конституционный Суд РФ.

По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.

Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти: федеральные министерства и ведомства, и суды РФ. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.

По форме реализации государственной власти выделяют законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Законодательные органы непосредственно выражают в законах волю и интересы общества.

Здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного (например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Важнейшим основанием для классификации государственных органов служит их конституционное деление.

В Российской Федерации, то есть на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих тех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст.10).

Согласно Конституции, законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст.94,95).

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст.110).

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.

Согласно Конституции РФ, Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции РФ, а также « прав и свобод человека и гражданина», принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ни одна из вышеперечисленных функций Президента РФ не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти. Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов. Своего рода обобщающим основанием квалификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и возможно, некоторых других оснований их классификации.

.2 Судебные органы как особая самостоятельная разновидность органов государственной власти

Объявив себя правовым государством, РФ приняла на себя обязанность обеспечить верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, охрану прав и интересов личности, защиту общества от произвола властей.

Судебная власть, являясь органической частью государственной власти Российской Федерации, представляет собой самостоятельную ветвь власти в системе разделения властей и имеет, пожалуй, наибольшее значение, поскольку несет на себе функции осуществления правосудия в РФ.

Поскольку Конституция РФ не дает определения судебной власти, наполнение этого понятия конкретным содержанием - задача науки. Однако принципиальная новизна понятия, отсутствие его в юридическом обиходе и науке советского периода затрудняют четкое определение его содержания и порождают неоднозначную трактовку. Не способствуют формированию единого подхода к определению судебной власти и двоякий смысл, придаваемый понятию государственной власти (власть как политическое господство, то есть право и возможность распоряжаться чем-либо, подчинять своей воле кого-либо, и власть как государственные органы, наделенные полномочиями), и неоднозначность слова «суд», под которым понимается в равной мере и полномочие и учреждение.

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (глава 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации»

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ).

В Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Положения ст.ст. 2, 17, 18, 45, 46, 52 Конституции означают, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и считает защиту прав и свобод своих граждан одним из основных направлений деятельности, то есть функцией, наличие которой у государства и позволяет характеризовать его как демократическое и правовое.

Из содержания ст.18 Конституции РФ следует, что эту функцию выполняют все ветви государственной власти - права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей», однако именно на правосудие возложена задача обеспечивать соблюдение прав и свобод личности со стороны других ветвей власти. Судебная власть в системе государственных властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола первых двух властей.

Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами.

Таким образом, являясь ветвью государственной власти, судебная власть в РФ выполняет государственную функцию защиты прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека определяют не только смысл, содержание и применение законов, и деятельность законодательной и исполнительной властей, но и смысл, и содержание деятельности самой судебной власти. Судебная власть должна быть снабжена полномочиями, достаточными для того, чтобы она была в состоянии доставить действительную безопасность личной свободе против посягательств на нее не только со стороны частных лиц, но и со стороны лиц должностных.

Органы, осуществляющие правосудие - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляют правосудие.

Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. В РФ система судебных органов устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Конституция РФ не содержит конкретного перечня судебных инстанций. Связано это прежде всего с тем, что в настоящее время продолжается реформирование судебной системы, и законодатель оставляет возможности для поиска оптимального варианта построения судебной системы.

Судебные органы - это органы государства, которые осуществляют правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства.

В России сложилась двухуровневая судебная система, в рамках которой функционируют суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды, созданные в некоторых субъектах Российской Федерации.

Конституция РФ (ст.123) закрепляет ряд принципов, связанных непосредственно с реализацией судебной власти, иначе говоря, с отправлением правосудия.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения; толкования правовых норм; удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционной и иной правосубъективности граждан; судебный надзор за решением судов и др. функции.

Таким образом, суд, судебная власть и правосудие - понятия, хотя и не тождественные, но взаимосвязанные: судебная власть реализуется в правосудии, а правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст.118 Конституции РФ). Перед судебной системой РФ стоит задача огромной важности - заставить государственные органы уважать права человека, превратить абстрактные правовые нормы в реальные права и обязанности, обеспечить выполнение государством его обязанностей перед человеком. Нынешнее состояние защиты прав и свобод не может быть признано удовлетворительным несоблюдение прав человека властными структурами, их должностными лицами имеет широкое распространение и вкупе с необеспеченностью прав и свобод правовыми механизмами их защиты вызывает необходимость разработки доктрины обособленной, независимой, самостоятельной судебной власти как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

2 Место судебных органов в механизме Российского государства

.1 Органы судебной власти

государственный орган судебный власть

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом в установленных законом процессуальных формах, а судебная власть - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Существенную роль в достижении согласованности играют федеральные суды, их повседневная деятельность. Однако такого рода деятельность федеральных судов не охватывает в достаточной мере полно довольно важный массив нормативных правовых актов - законодательство и иные нормативные правовые акты, которые издаются в субъектах Федерации в ходе реализации их исключительных полномочий, то есть по вопросам государственной и общественной жизни, в отношении которых им представлена вся полнота власти (ст. 73 Конституции).

Такой пробел в механизме обеспечения согласованности всей правовой системы и должны устранять конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации.

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности судебной власти, что позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и свободы граждан. Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает следующие правовые гарантии независимости судей:

установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.);

преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.

Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или при остановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи - одна из существенных гарантий его независимости.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Также не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности и равноправия сторон - важнейшее условие демократичности осуществления правосудия и вынесения справедливого судебного решения.

Конституционное положение о праве граждан участвовать в отправлении правосудия предусмотрено федеральным законом. Оно реализуется путем участия в рассмотрении и разрешении судебных дел народных заседателей, присяжных заседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Одним из обязательных признаков судебной власти является властный характер полномочий суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан. Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Данное конституционное положение является гарантией независимости судебной власти, как от исполнительной, так и от законодательной власти.

2.2 Проблемы реформирования судебных органов в Российской Федерации

Укрепление государства, которое достаточно последовательно проводит Президент РФ, предполагает решение трех основных задач: оптимизацию федеративного устройства страны, улучшение системы управления и - создание подлинно независимой судебной власти. В случае успешного осуществления этих замыслов был бы на деле реализован принцип разделения властей, без которого нельзя построить правовое государство.

Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в самостоятельную ветвь государственной власти. Проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти, а также доступности правосудия в значительной мере не решена.

В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.

Надлежащему функционированию судебной системы так же препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это в какой-то мере не позволяет судам использовать современные схемы информационной технологии для ведения делопроизводства, что, соответственно, вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства и отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов.

Суды вынуждены переносить рассмотрение дел на более поздние сроки и сокращать количество принимаемых заявлений. Подобные случаи зачастую делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности и понижается эффективность отправления правосудия. Недоверие к судам со стороны граждан приводит большую часть общества в сферу теневой «криминальной юстиции».

Основными недостатками нашей «отечественной Фемиды» являются в первую очередь нарушения сроков рассмотрения дел, когда их слушания без достаточно уважительных причин откладываются или переносятся, причем нередко без указания новой даты их рассмотрении, в результате чего люди порой доходят до отчаяния в ожидании результатов разрешения своих споров.

Главными критериями эффективности правосудия, как известно, являются его доступность и качество.

Вопросы обеспечения свободного и равного доступа физических и юридических лиц к правосудию постоянно находятся в центре внимания, как государств, так и международных организаций.

В настоящее время наблюдается острая нехватка квалифицированных судей и работников аппаратов судов. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов.

Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» введен институт мировых судей, в связи с чем необходима надлежащая организация их финансирования во всех субъектах РФ. По имеющимся оценкам это позволит снизить нагрузку на районное звено судов общей юрисдикции на 30-40%. Кроме того, не решена до конца проблема организационного руководства мировыми судьями. Разрешение этой проблемы должно осуществляться на основе строгого соблюдения принципа судейской независимости.

Одним из способов достижения стабильности в правовой сфере и разгрузке судов является не только численное увеличение судей, но и устранение искусственной перегрузки судов. Достижение этой задачи возможно, например, путем расширения перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, а также исключения из числа судебных процедур рассмотрения бесспорных вопросов.

Заключение

В России в настоящее время наряду с федеральными судами действуют конституционные (уставные) и мировые суды субъектов Федерации, составляющие единую судебную систему. Несмотря на это, дискутируется вопрос о создании специализированных судов: административных, ювенальных, трудовых, налоговых, патентных, судов по вопросам банкротства и т. д.

Вместе с тем есть мнение ряда ученых о необходимости обеспечения единства судебной системы путем включения арбитражных судов в общую судебную систему. В обоснование этой точки зрения приводятся следующие аргументы: во-первых, в Конституции РФ не говорится об арбитражном судопроизводстве, следовательно, арбитражные суды не имеют теоретических предпосылок для своего самостоятельного существования; во-вторых, нормы АПК во многом повторяют положения ГПК: это проявляется и в сходстве принципов, и институтов обоих процессов; в-третьих, возникающие правоотношения по сути своей носят одинаковую природу.

Однако, следует заметить на современном этапе развитие государства целесообразно сохранить существующую судебную систему. Это обусловливается как исторически сложившимися в России традициями, так и необходимостью обеспечить более узкую специализацию судей, что, безусловно, положительно отразится на качестве правосудия, а следовательно, и на его эффективности.

Проблема доступности правосудия связана с реализацией закрепленной ст. 48 Конституции РФ гарантией права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь должна оказываться бесплатно. Расслоение общества по финансовым возможностям остро ставит вопрос о бесплатной юридической помощи. При этом одновременно должен решаться вопрос о возмещении судебных расходов на услуги представителя.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ судебная власть самостоятельна и должна действовать независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть должна быть независимой и подчиняться только закону. Ее возможности можно рассматривать двояким образом. С одной стороны, судебная власть обладает достаточной силой, так как только она может осуществлять некоторые меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой же стороны, судебная власть достаточно слаба, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители - крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.

Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

В некоторых странах в судебную систему включают и прокуратуру, так как она является составной частью суда. В других же прокуратура отделена от нее. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

Существующая структура судебной власти в России практически не отвечает принципу разделения властей. Сохраняются многие пережитки прошлого, когда судебная система включала как элементы правосудия, так и элементы исполнительной власти, поскольку, по мнению советских правителей, она должна была являться не только частью государственного принуждения к соблюдению законов инструментом разрешения возникающих споров, но прежде всего одним из основных рычагов проведения политической воли коммунистической партократии, весьма далекой от принципов правосудия.

Вопросы судебной защиты прав личности всегда стояли в советский период на втором, если не на последнем месте. Гражданин был лишен возможности защититься в суде от произвола государственной власти, от произвола чиновника. Понимая, что превратить суд в действенный орган правосудия возможно только через решение проблемы обеспечения независимости судей при вынесении ими судебных решений, советское государство делало все, чтобы не допустить этого, для чего превращало суд в придаток исполнительной власти, а судей - в рядовых чиновников.

Для этих целей судебная система была построена по принципу: судья отвечает не только за свои правосудные решения, но и одновременно организует и обеспечивает судебный процесс, несет ответственность за организацию работы суда в целом.

Существующая система организации работы судов привела к смешению и размыванию судебных и исполнительных функций, нарушению принципа независимости судей.

Для реализации принципа разделения властей, обеспечения реальной, а не мифической независимости судебной власти и судей при отправлении правосудия, освобождение судей от несвойственных им обязанностей, повышения авторитета и качества правосудия представляется необходимым создать в структуре Судебного департамента РФ самостоятельный аппарат в лице Судебной администрации.

Несколько слов о месте Судебного департамента в системе государственной власти. По своей природе и осуществляемым функциям Судебный департамент теряет во многом свой авторитет как самостоятельный и мощный орган исполнительной власти. Подчиненное положение Судебного департамента, даже столь высокому судебному органу, как Верховный Суд РФ, за время своего существования не позволило ему существенно решить проблему улучшения организационного обеспечения судебной деятельности. Поэтому до тех пор, пока Судебный департамент будет по своему статусу находиться ниже уровня Министерства финансов, судебная система постоянно будет испытывать судебный дефицит.

Представляется, что Судебный департамент должен находиться под эгидой Президента РФ. Только в этом случае проблемы доступности и эффективности правосудия в России будут успешно решены.

Хотелось бы высказать надежду, что разрешение всех указанных выше проблем позволит создать в России более эффективную судебную систему, способную успешно осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Арбитражный Суд это разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции), которые осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. 2Государственный аппарат это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделённых властными полномочиями для реализации государственной власти.3Государственная власть эта обусловленная объективными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воли всего общества или его части при помощи государственного принуждения.4Механизм государства это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.5Орган государства это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.6Органы государственной власти субъектов Российской Федерацииосуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.).7Разделение властей это деление единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, структурно-функциональную самостоятельность и независимость каждой из ветвей власти.8Суды общей юрисдикции это система судов, уполномоченных в соответствии с законом на рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел.9Судебные органы это органы государства, которые осуществляют правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием. М., 2007.

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г. //Собрание законодательства РФ 2007.

Алексеев С.С. Государство и право//учебное пособие. М.:ТК Велби, Проспект, 2007.

Баглай М.В. К 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации //Государство и право. 2006.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. Юрист, М., 2006.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов/ А.Б. Венгеров.- 4-е изд. стереотипное.- М.:Омега-Л, 2007.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов /Под ред. К.Ф.Гуценко. М., 2008.

Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека //Государство и право. 2007.

Керимов Д.А. Философские проблемы государства и права. М., 2007.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание

2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 2006.

Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2009г.

Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство //Государство и право. М., 2007.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие /Под ред. М.Н. Марченко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2007.

Несмеянова С. Разграничение компетенции между судами //Российская юстиция. 2006.

Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. В.В.Лазарева. М., 2006.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник /Под ред. В.П.Божьева. М., 2007.

Правоохранительные органы. Учебник для вузов /Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 2007.

Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 2007.

Теория государства и права. Учебник /Под ред.В.К.Бабаева. М., 2008.

Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М.Н.Марченко. М., 2008.

Теория государства и права. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько, Юристь, 2007.

Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2008г.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для вузов /Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2006.

Похожие работы на - Место судебных органов в механизме современного государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!