Судебная система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,71 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Судебная система Российской Федерации

Содержание

Введение

. Общая характеристика организации и функций судебной власти

.1 Роль судов в демократическом государстве

.2 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации

.3 Конституционно-правовые принципы организации судебной власти и судебного процесса

. Судебная система Российской Федерации

.1 Конституционный Суд Российской Федерации

.2 Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд Российской Федерации

Заключение

Глоссарий

Список используемых источников

Введение

Суд - это государственный орган, который имеет полномочия по разрешению отнесенных к его компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

Актуальность курсового исследования на тему "Место судебных органов в механизме современного государства" определяется тем, что в системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одобрения Сената.

В Италии, судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды.

Обособленное место, в механизме государства занимает Конституционный суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента, Высшей общей магистратурой, и административной магистратурой, включающие высшие должностные лица судебного ведомства.

В Российской Федерации, члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других странах, существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует независимость судебных органов от других органов государственной власти.

Степень разработки: при подготовке и написании данной курсовой работы нами были изучены и использованы труды авторов, как в частности: С.С.Алексеев, М.В.Баглай, Д.Н.Бахрах, А.Ф.Вишневский, Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин, А.Н.Кокотов, С.А.Комаров, М.И.Кукушкин, Н.Н.Летушева, Н.И.Матузов, А.В.Малько, В.И.Полудняков, В.В.Субочев, В.Е.Чиркин.

Целью курсовой работы является исследование правового регулирования деятельности судебной власти.

. Определить характеристику организации и функционированию судебной власти.

2.Исследовать судебную систему Российской Федерации.

Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованных источников.

1. Общая характеристика организации и функций судебной власти

1.1 Роль судов в демократическом государстве

В правовом демократическом государстве, действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но, столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов, представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок. Эту задачу, выполняют правоохранительные органы, и прежде всего суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание, соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: (право там, где средства его защиты).

В тоталитарном обществе, население не испытывает доверия к судебной власти. Во-первых, потому, что уголовный процесс лишен настоящей состязательности, а суды не обладают подлинной независимостью. Во-вторых, в связи с ограниченностью гражданской правосубъектности, в сфере имущественных отношений и возможности оспорить противоправные действия властей. Поэтому суды, воспринимаются исключительно как орудие репрессий, мало считающееся, с правом человека на защиту, презумпцией невиновности и другими демократическими принципами судебного процесса.

Правовое демократическое государство, придерживается совершенно иных представлений о роли судебных учреждений. Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности, и свободе предпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов. Важнейшая задача государственной власти - охранять права и свободы человека - требует демократизации уголовного процесса, и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть, приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство, своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза, уравновешивается законодательной властью, принимающей демократичные законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства, и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Правосудие, необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов, между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой, определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения, возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами. Судебная власть - по своей материально-технической базе самая слабая из трех властей, но именно на нее, владеющую оружием естественного права, ложится главное бремя предотвращать превращение насилия в способ правления людьми, если бы законодательная власть прибегла к принятию репрессивных неконституционных законов, а исполнительная - стала осуществлять бессудные расправы. Если судебная власть, этого бремени не выдерживает, она становится жалким придатком авторитаризма.

Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника, между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами. Нетрудно представить себе, с каким огромным объемом правовых конфликтов, приходится при этом сталкиваться, особенно в таком динамично развивающемся обществе, каким ныне является российское общество. Но, посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение, и доверие с двух сторон, если реально - независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система, должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное - приговоры, и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности. Одна из важнейших, конституционных свобод - равенство всех перед судом - составляет фундамент правового государства.

Большая и труднейшая проблема, для любой демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя, разумеется, вообще отгородиться от политики, поскольку судебная власть является составной частью государства, а государство являет собой форму политической организации общества. То же, можно сказать о праве, применять которое призваны судебные органы, оно рождается из политической борьбы и в определенном смысле служит орудием политики. Юстиция, поэтому неизбежно сталкивается с политическими проблемами, а судьи, как и другие люди, не могут не иметь собственных политических взглядов.

Демократическое устройство судебной системы, выработало определенные принципы, способные исключить или, по крайней мере, ослабить политическое давление на судебную власть. Этому служит, непартийный характер судейского корпуса и подлинная независимость любого суда, способного отбить любые попытки политически влиять на суд (эти попытки особенно опасны и чаще всего делаются со стороны органов исполнительной власти). Суды, вынуждены разрешать социальные и политические конфликты, но они это делают лишь в строго юридических формах, то есть, оказывая защиту только законным правам участников этих конфликтов.

Проблема соотношения судебной власти и политики, широко дебатируется в мировой юридической науке, жизнь полна примеров вторжения политической целесообразности в судебную деятельность. Но, как только суды становятся проводниками политических влияний, они теряют свой авторитет среди граждан и подрывают фундамент правового государства.

Во всех демократических государствах, роль судов признается незаменимой и, зная подъемы и спады, в целом, безусловно, возрастает. Наряду с судами общей юрисдикции, в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовые суды, административные суды и другие), конституционные суды. В ряде стран, юристы и политики стали даже говорить о превращении современного правового государства в "государство судей", что одновременно подчеркивает высокую юридизацию общественных отношений и межличностных связей, порождающих судебные споры. Судебная власть, конечно, не может рассматриваться как самостоятельный генератор идей социального прогресса, ибо она, по природе своей достаточно консервативна и статична. Но те функции, которые она несет, помогают внедрению в жизнь идеалов, и институтов демократии и свободы.

1.2 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации

Все конституции мира, содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования, объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же, эта власть - власть, а не ординарная деятельность судебных органов - непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституции, обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов, на уровень конституционного регулирования, состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола, по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

В Конституции Российской Федерации, термин "судебная власть", раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином, в Конституции Российской Федерации, употребляется термин "правосудие", которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но, следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.

Одна из статей главы "Судебная власть", посвящена прокуратуре, что может создать впечатление о вхождении прокуратуры в число органов, осуществляющих судебную власть. Но, такое впечатление ошибочно, ибо прокуратура и суд абсолютно независимы друг от друга, и являют собой системы с различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенное содействие осуществлению судебной власти. Включение статьи о прокуратуре, в главу о судебной власти следует скорее объяснить данью традиции.

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации, в решающей степени, определяется положением о разделении властей. Это подтверждено в (ст.10 и 11 Конституции Российской Федерации). Судебная власть - признается как разновидность, государственной власти, наряду с законодательной, и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти, проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности, по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть, принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду, с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации).

Принцип разделения властей, не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешенность. В этой системе, суды связаны с законодательной и исполнительной властью, обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть, полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами, действий (бездействия) должностных лиц, и органов исполнительной власти, позволяет судебной власти противостоять, незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом, в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей, важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий, не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе, ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны, судебная власть, не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем, судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

В девяностых годах, произошла значительная демократизация судебной системы. В декабре 1996г., был принят Федеральный Конституционный закон: "О судебной системе Российской Федерации". В 1997г. - федеральные законы "Об исполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В 1998г. - Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" и в 1999г. - федеральные законы "О финансировании судов Российской Федерации", "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", Федеральный Конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Необходимо существенное обновление, Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Судебная реформа, при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.

1.3 Конституционно - правовые принципы организации судебной власти и судебного процесса

Разрешением гражданских споров, занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность, не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Конституция Российской Федерации закрепляет четкое правило: (правосудие в Российской Федерации, осуществляется только судом ч.1. ст.118). Следовательно, только суды, учреждаемые законом, на основе Конституции, и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия, представители народа (народные, арбитражные, присяжные заседатели), вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела. А также, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.

Согласно Конституции Российской Федерации ч. 2 ст. 118, судебная власть в Российской Федерации, осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов, соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и закона Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и другие.

Конституция Российской Федерации, не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему Российской Федерации, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты Российской Федерации, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов Российской Федерации, существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда Российской Федерации, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высшими судебными инстанциями. Поэтому, эти суды называются федеральными судами.

Федеральный Конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями, установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения, на всей территории Российской Федерации, судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления, единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей, из федерального бюджета.

Закон устанавливает твердый порядок создания, и упразднения судов. Так, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В настоящее время судебная система Российской Федерации, состоит из следующих судов:

) конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд Российской Федерации, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994г., а также конституционные и уставные суды в субъектах Российской Федерации, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;

) суды общей юрисдикции. Они включают: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Эти суды, осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации;

) арбитражные суды. В эту систему входят: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов Российской Федерации. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный Конституционный закон, допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и другие), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции Российской Федерации, установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военных или чрезвычайных положениях), не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной судебной системы, и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами, не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону. Возможность полного и независимого осуществления правосудия, в соответствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, которая состоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов (зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий и многое другое), взяли на себя субъекты Российской Федерации, то суды неизбежно попали бы под местное влияние и утратили свою самостоятельность. Поэтому, Конституция Российской Федерации установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета ст.124. Это подтверждено, и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", ст. 33 ч. 5. Закон устанавливает, что размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году, или подлежащих выделению, на очередной финансовый год, может быть уменьшен, лишь с согласия Всероссийского съезда судей, или Совета судей, Российской Федерации.

Высокий статус судов подчеркивается, установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда, устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале заседаний, помещаются изображение Государственного герба и флага Российской Федерации. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Судебная власть, как никакая другая, осуществляется, в строгих процессуальных формах. Эти формы, выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий, закреплены в статье 46-51 Конституции Российской Федерации (презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, право на пересмотр приговоров и другие). В то же время, ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены в ст. 123 Конституции Российской Федерации. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в Международном пакте, о гражданских и политических правах.

. Разбирательство дел во всех судах - открытое.

. Заочное разбирательство уголовных дел в судах - не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

. Судопроизводство осуществляется - на основе состязательности и равноправия сторон.

. В случаях, предусмотренных федеральным законом - судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.


2.1 Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Порядок образования и деятельности компетенции Конституционного Суда, определяются Конституцией Российской Федерации, ст.125 Законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Этот закон был принят Государственной Думой 24 июня 1994г. и одобрен Советом Российской Федерации 21 июля 1994г. По вопросам своей внутренней деятельности, Конституционный Суд, принимает Регламент Конституционного Суда.

Конституционный Суд - подчеркивает в Законе, решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства, он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд Российской Федерации, состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

В процессе рассмотрения принципиально различных видов дел, с использованием различных процедур, конституционная юстиция осуществляет следующие задачи, соответствующие ее природе:

. Разрешает дела, в соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов, Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов, субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов, государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов ее субъектов;

в) договоров, между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами, государственной власти;

б) между органами государственной власти федерации, и субъектов;

в) между высшими государственными органами, субъектов Российской Федерации.

. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, и по запросам судов, проверяет конституционность закона, примененного или надлежащего применению в конкретном деле.

. Дает толкование, Конституции Российской Федерации.

. Дает заключение, о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

. Выступает с законодательной инициативой, по вопросам своего ведения.

. Осуществляет иные полномочия, представленные Конституцией, федеративным договором, федеральными конституционными законами.

Помимо этих правовых задач, конституционная юстиция выполняет и политическую задачу интеграции индивидов, в рамках государства, препятствует отчуждению граждан от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда это будет спор формально равных сторон".

Основным преимуществом специальной конституционной юрисдикции считается рационализация процедуры: Конституционный суд ограничивается рассмотрением, лишь конституционно-правовых вопросов, он избавлен от необходимости попутно решать нередко очень сложные вопросы из области гражданского, уголовного и другого права. А главное, Конституционный суд, не связан обстоятельствами конкретных споров, о праве и может рассматривать вопросы конституционности нормативных актов в порядке абстрактного контроля. В то же время, компетенция конституционного суда, не лишает все остальные суды правомочия применять конституцию и контролировать конституционность деятельности других государственных органов.

К исключительной компетенции, конституционной юстиции относится следующее:

·рассмотрение споров между, высшими государственными органами;

·контроль за конституционностью законов, по меньшей мере, абстрактный контроль; объявление законов недействительными;

·рассмотрение жалоб граждан, групп или ассоциаций на нарушение конституционных прав законодательством, или обыкновением правоприменительной практики;

·проверка конституционности референдума.

Также, в компетенцию конституционного суда может входить.

·рассмотрение жалоб, по поводу выборов в органы народного представительства;

·"защита конституции" (рассмотрение жалоб, по поводу неконституционности действий государственных органов, отстранение от должности высших должностных лиц государства за нарушения конституции, установление антиконституционного характера политических партий, принятие решений, обязывающих законодателя или высшие судебные органы устранить нарушения конституции либо издать акты, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод);

·авторитетное толкование закона, и квалификация норм между - народного права в плане их соответствия конституции;

·иные, "нетипичные" процедуры.

Наибольший интерес в компетенции конституционных судов, представляют контроль над конституционностью законов и рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушение конституционных прав - как наиболее соответствующие природе конституционной юрисдикции.

2.2 Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд Российской Федерации

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор, за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является также организационным центром системы арбитражных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

Прежде всего - этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве, он рассматривает лишь две группы дел:

а) дела о признании недействительности (полностью или частично), ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры, между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает, по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

Далее, это судебный орган, надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела, в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Кроме того, это - аналитический центр системы. Он изучает, и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы, ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств). Осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов. По их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации, и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в настоящее время состоит из:

·Пленума;

·Президиума;

·судебной коллегии, по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

·судебной коллегии, по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года, в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он в частности:

а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов, и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

б) решает вопросы о выступлении, с законодательной инициативой;

в) об обращении, в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

г) утверждает, по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, членов судебных коллегий, и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

д) утверждает место постоянного пребывания, федеральных арбитражных судов округов;

е) утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;

ж) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, действует в составе: Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению Пленума, в состав Президиума могут быть введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

а) рассматривает дела в порядке надзора, по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России;

б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики, и о результатах рассмотрения, информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.

Судебные коллегии, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и так далее. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

Новым органом в системе является, Совет председателей арбитражных судов, действующий при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности, арбитражных судов Российской Федерации. Для реализации принятых им решений, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Одновременно, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения закона, об их совершенствовании. Положение, об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам, о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам, об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматриваются соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Способ определения подсудности путем открытого перечня, отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности. Высказываются, в частности, предложения о создании специализированных подсистем общей юстиции - судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.п. Если эти предложения будут приняты законодателем, то ст. 126 Конституции, не станет препятствием для их реализации.

В настоящее время, Верховный Суд Российской Федерации, действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии. Верховный Суд Российской Федерации, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую, Верховный Суд, как сказано в ст.126. "Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор"

Заключение

В результате проведенного исследования по теме "Место судебных органов в механизме современного государства", можно сделать следующие выводы: Судебные органы - это совокупность всех действующих в Российской Федерации судебных систем, построенных в соответствии с их компетенцией, и поставленными перед ними задачами и целями. Судебная система построена с учетом федерального и административно-территориального устройства государства.

Судебная власть - одна из ветвей власти - она самостоятельна, и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Другое понимание термина "судебная власть" как и суда или системы судов, также правомерно, но употребляется обычно для обозначения места судов среди других государственных органов при характеристике устройства судебной системы и ее деятельности.

Согласно Конституции, и Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении дела, находящегося в их производстве. В процессуальном порядке деятельности, закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел, он устанавливает процессуальную форму, как судебных действий, так и судебных решений. Осуществляются полномочия путем судопроизводства: специфика суда состоит в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры, краеугольными из которых являются гласность, коллегиальность (с исключениями), участие представителей народа в вынесении решений, равные возможности сторон, участвующих в разбирательстве дела, и ряд других.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он рассматривает дела связанные, с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом, который осуществляет судопроизводство по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах, судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии с Концепцией судебной реформы, был принят ряд законодательных актов, важнейшим среди которых является Закон Российской Федерации от 16 июля 1993года "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Принятый Закон внес значительные изменения в уголовно-процесуальное законодательство. Основу этих изменений отражает новый раздел, под названием "Производство в суде присяжных". Для реализации Закона на практике, была разработана специальная программа. В соответствии с этой программой, для выработки оптимальных форм принципиально нового судопроизводства, в нескольких регионах России производилась отработка на практике, новых положений процессуального и судоустройственного законодательства, регламентирующего деятельность суда присяжных. Закон "О судоустройстве РСФСР" был дополнен разделом "Присяжные заседатели", определяющим требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления списков, оплату труда, а так же гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей. Суду присяжных заседателей подсудны дела об измене Родины, террористических актах, бандитизме, дела об убийствах и изнасилованиях, совершенных при отягчающих обстоятельствах, о получении взяток в особо крупных размерах, о преступлениях против правосудия и многие другие дела. К началу 2001 года суды присяжных были введены в 9 субъектах Российской Федерации. В Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях, Ульяновской, Саратовской, Ивановской и Московской, Рязанской, Ростовской областях. С 1 января 2003года суды присяжных начали действовать еще в 60 субъектах Федерации.

Возрождение суда присяжных в современной России - шаг к правовому государству, в котором демократические процедуры несовместимы и неприемлемы с попранием человеческого достоинства. Проводимая в стране судебная реформа, призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего, требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

Современное право России в данный момент находиться в непростом периоде своего становления. Идет сложная работа по обновлению всего законодательства, создается нормативно - правовая база абсолютно новым общественным отношениям. От результатов этой работы будет зависеть общий успех развития и общества, и государства, чтобы обеспечить достойный уровень жизни российских граждан, чтобы современная Россия оставалась весомым и полноценным членом мирового сообщества.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Верховный Суд Российской Федерациивысший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом, процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практике.2Высший Арбитражный Суд Российской Федерациивысший судебный орган, по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах, судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.3Государственный аппаратчасть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями, для реализации государственной власти.4Государствоформа политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти, и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства.5Конституция Российской Федерацииимеет высшую юридическую силу, прямое действие, и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы, и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации6Конституционный Суд РФсудебный орган, конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.7Механизм современного Российского государстваэто пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей, и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.8Орган государстваэто составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия, по управлению конкретной сферой общественной жизни, органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое.9Судебная власть в российской федерацииОсуществляется, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.10Судебную систему России составляют:Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие суды, субъектов федерации.судебный власть конституционный верховный арбитражный

Список использованных источников

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст.- М.: Маркетинг, 2001. -39 с.- ISBN 5-94462-025-0.

. Российская Федерация. Законы. О судебной системе Российской Федерации [Текст]: федер. закон. - М.: Сибирское университетское издательство, [2007]. - 12, [1] с. - (Актуальный закон). - ISBN 978-5-379-00131-5.

. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2005г. № 13-ФЗ с изм. 13.05.2009.// Справочно-правовая система "Гарант": [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Посл. Обновление 13.05.2009.

. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.1996г. № 1-ФЗ // Справочно-правовая система "Гарант": [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 13.05.2009.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] / офиц. текст по состоянию на 10 июня 2009г. - М.: Проспект, 2009г. - 208 с. -ISBN 978-5-392-00837-7

. Алексеев, С.С. Государство и право. [Текст]: учеб. пособие / С.С.Алексеев. - М.: Проспект, 2009. - 152 с. - ISBN 978-5-392-00407-2

. Бахрах, Д.Н. Очерки теории российского права [Текст] / Д.Н.Бахрах. - М.: "Норма", 2010г. 288 с. - ISBN 978-5-468-00163-9.

. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. [Текст] / М.В.Баглай. - М.: "Норма", 2005. - 296 с. - ISBN 5-89123-938-8.

. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбатюк, В.А.Кучинский. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. - 326 с. - ISBN 5-94486-126-6.

. Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] / Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. - М.: Проспект, 2009. - 311 с. - ISBN 978-5-482-01519-3.

. Комаров, С.А. Теория государства и права [Текст]: учеб. Пособ. / С.А.Комаров, А.В.Малько. - М.: Инфра, Норма 2010. -448 с. - ISBN 978-5-89123-313-3.

. Кокотов, А.Н. Конституционное право России [Текст]: учеб. пособие / А.Н.Кокотов, М.И.Кукушкин. - Екатеринбург: Право, 2007. - 279 с. - ISBN 978-5-4680-0197-4.

. Летушева, Н.И. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / М.В.Летушева. - М.: Академия, 2006. - 192 с. - ISBN 5-7695-3419-2.

. Матузов, Н.И. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / Н.Матузов, А.В.Малько. - М.: Юрист, 2006. - 544 с. - ISBN 5-7975-0778-9.

. Полудняков, В.И. Современная российская судебная практика. На пути в мир правосудия [Текст] / В.И.Полудняков. - СПб.: Нева, 2002. - 320 с. - ISBN 5-7654-2120-2.

. Субочев, В.В. Законные интересы [Текст] / В.В.Субочев, А.В.Малько. - М.: Норма, 2011. - 496с. ISBN 978-5-468-00151-6.

. Чиркин, В.Е Законодательная власть [Текст] / В.Е.Чиркин. - М.: Норма, 2010. - 336 с. - ISBN 978-5-468-00236-0.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!