Регулирование валютных отношений в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    140,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование валютных отношений в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА






КУРСОВАЯ РАБОТА

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ












г. Владивосток

г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и содержание валютно-кредитных отношений

1.1 Сущность, виды и участники валютно-кредитных отношений

1.2 Принципы регулирования валютно-кредитных отношений

.3 Понятие и виды валютной политики

Глава 2. Валютное регулирование в Российской Федерации

.1 Нормативно-правовое регулирование валютного рынка

.2 Валютная политика и валютный контроль в РФ

Заключение

Список использованных источников

валюта торговля кредит заем

Введение


Финансовый сектор является одним из основных факторов формирования рыночной экономики. Ключевыми в финансовом секторе выступают понятия "деньги" и "валюта". Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровне. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы (НВС). НВС представляет часть денежной системы страны.

Национальная валютная система - это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны. Валютная система страны образует валютный рынок, с его спецификами и особенностями. Валютный рынок в мировом масштабе образует международный валютный рынок.

Вопросы валютных отношений сегодня являются самыми актуальными, поскольку интеграционные процессы прочно связали страны между собой, и осуществление торгово-экономического сотрудничества без решения валютных вопросов не возможно. Поэтому знания в данной области не только полезны, но и практичны.

В условиях глобализации мирового хозяйства и расширения международных экономических отношений адекватное и сбалансированное воздействие государства на валютно-финансовую сферу становится особо важным. Результаты экономических преобразований последних лет показали, что необдуманная либерализация отдельных сегментов национальной экономики может привести к значительному ущербу. В валютной сфере это проявилось наиболее ярко. Недостаточная эффективность проводимой политики стала одной из причин неконтролируемой утечки капитала, огромной внешней задолженности, нарушений в сфере денежного обращения, фундаментальной макроэкономической нестабильности.

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования российского валютного рынка.

Для достижения цели, определены следующие задачи курсовой работы:

·   раскрыть сущность валютно-кредитных отношений;

·   охарактеризовать участников валютно-кредитных отношений;

·   изучить методы и инструменты государственного регулирования валютно-кредитных отношений;

·   раскрыть особенности государственного регулирования валютного рынка в РФ, в том числе организацию валютного контроля;

·   проанализировать становление и тенденции развития валютного рынка в России, оценить масштабы финансового кризиса и его последствия, определить перспективы и основные направления валютной политики РФ.

Основу написания курсовой работы составляют учебные пособия по финансам, международным валютно-кредитным отношениям, а также материалы периодических изданий и официальная статистика Минфина РФ и ЦБ РФ.

Глава 1. Понятие и содержание валютно-кредитных отношений


1.1     Сущность, виды и участники валютно-кредитных отношений

Движение валюты является одним из важнейших условий валютных отношений как элемента экономических отношений.

Валютные отношения - это совокупность экономических и финансовых отношений, складывающихся при функционировании валюты.

Валютные отношения связаны с использованием валют при осуществлении внешней торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, предоставления и получения за границей кредитов и займов, совершения сделок по покупке валюты и т.д.

Валютные отношения, с одной стороны, относительно самостоятельны, но с другой - оказывают существенное воздействие на характер и эффективность международных экономических отношений через валютный курс, платежный баланс стран, через режим кредитования и международных расчетов.

Объективной основой валютных отношений является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Национальные экономики открываются, становятся взаимозависимыми и взаимоуязвимыми. В целом на мировой рынок поступает примерно четверть производимого в странах валового продукта. Люди все шире используют товары иностранного происхождения.

Между валютными отношениями и процессом воспроизводства существует прямая и обратная связь. Валютные отношения вторичны по отношению к процессу воспроизводства. Общественное воспроизводство порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами; возникают международные расчетные, валютные, кредитные и финансовые операции.

С другой стороны, в условиях интернационализации хозяйственной жизни усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов - развития международной торговли, притока иностранных капиталов. Неустойчивость международных валютных отношений, валютные кризисы негативно отражаются на процессе воспроизводства. Чем успешнее, эффективнее будут развиваться экономические, и в том числе валютные, отношения, тем выше будут экономический рост и уровень благосостояния людей. Участниками валютных отношений являются [11, с.45]:

-        физические лица (брокеры, туристы и т.д.);

-        юридические лица (коммерческие банки; предприятия, осуществляющие экспортно-импортные операции; валютные биржи; валютные и брокерские фирмы; инвестиционные и пенсионные фонды);

-        государства (в лице правительств, центральных и государственных банков);

-        международные организации.

Валютно-кредитные отношения - финансовые отношения между субъектами разных стран, т.е. резидентами и нерезидентами, либо отношения между субъектами права одной страны, предметом которых является переход права собственности на валютные ценности и иных имущественных прав, связанных с валютными ценностями [8, с.23].

Участники валютно-кредитных отношений [8, с.25]:

¾      Государства и государственные организации

¾      Международные организации

¾      Предприятия и организации различных организационно-правовых форм и видов деятельности:

¾      Банки

¾      Предприятия (производственные, торговые, сферы услуг и др.)

¾      Финансовые организации (страховые компании, инвестиционные фонды, небанковские финансовые организации и др.)

¾      Некоммерческие организации

¾      Другие организации

¾      Предприниматели

¾      Граждане

Виды валютно-кредитных отношений [8, с.26]:

¾      Расчётные операции, т.е. операции, связанные с расчётом за поставленные товары, оказанные услуги

¾      Кредитные операции (кредитование, лизинг, факторинг, форфейтинг)

¾      Международные денежные переводы

¾      Ввоз и вывоз, а также пересылка валютных ценностей

¾      Операции в валюте, связанные с гражданско-правовыми отношениями (выплата заработной платы, стипендий, пособий, пенсий, алиментов, денежные компенсации, платежи, связанные с принятием наследства

¾      Другие операции неторгового характера (например, обмен валюты и др.)

1.2 Принципы регулирования валютно-кредитных отношений

В разных странах действуют соответствующие системы, формы и методы регулирования валютно-кредитных отношений. В целом в мире наблюдается тенденция либерализации этого вида отношений, т.к. это соответствует общей мировой тенденции экономических, финансовых отношений, связанных с глобализацией.

Регулирование валютно-кредитных отношений осуществляется на разном уровне [9, с.77]:

1.       На мировом уровне путём принятия международных соглашений, в рамках формирования мировой валютной системы

2.       На региональном уровне путём создания региональной валютной системы

.         На национальном уровне путём принятия соответствующих нормативных актов

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля [13, с.9]:

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное регулирование - это процесс и порядок государственного управления валютной сферой в экономике. Валютное регулирование является составной частью валютной политики и включает в себя установленные государством принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способ государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности и обеспечения финансово-бюджетной безопасности [13, с.14].

Валютное регулирование является самостоятельным методом государственного регулирования экономики, наряду с денежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием. Валютное регулирование, с одной стороны, находится в зависимости от денежно-кредитного регулирования, так как валюта - это деньги, используемые в международных экономических отношениях. С другой стороны, валютное регулирование оказывает прямое воздействие на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование влияет на валютные отношения. Все вышеперечисленные методы государственного регулирования способствуют решению основной задачи макроэкономической политики - достижению внутреннего и внешнего равновесия [13, с.14].

Цель валютного регулирования на межгосударственном уровне состоит в координации валютной политики отдельных стран, в выработке и осуществлении совместных мер по преодолению валютных кризисов, в согласовании валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Развитие и использование межгосударственного валютного регулирования связано с рядом причин:

-        усилением взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные и финансовые отношения;

-        изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

-        изменением расстановки сил на мировой арене;

-        огромными масштабами мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными кризисами.

Валютное регулирование на региональном уровне осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например - Европейского союза [13, с.15].

Валютное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся: разработка нормативно-правовых актов и совершение конкретных административных действий органов государственной власти. К косвенным относятся экономические методы влияния на поведение субъектов валютного рынка [13, с.17].

Косвенное валютное регулирование осуществляется посредством:

1. Валютных интервенций - действия ЦБ, направленные на покупку или продажу иностранной валюты в обмен на национальную. Промежуточной целью валютных интервенций является поддержание курса национальной валюты по отношению к иностранной. Так, при покупке иностранной валюты, происходит увеличение денежной массы страны, курс иностранной валюты повышается; при продаже - наоборот.

2. Регулирования процентных ставок (дисконтной политики), прежде всего ставки рефинансирования - ставки кредитования Банком России банков, в том числе учета и переучета векселей.

В соответствии с эффектом Фишера повышение ставки рефинансирования (учетной ставки) на 1% ЦБ РФ должно приводить к 1%-му удорожанию национальной валюты вследствие мобильности капитала в поисках более выгодных сфер его приложения.

. Использования денежно-кредитных инструментов [12, с.554]:

-        изменения норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы - это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют право использовать для своих операций. Через них осуществляется контроль за совокупной денежной массой в стране. Увеличение резервной нормы ведет к росту резервов коммерческих банков и уменьшению возможностей коммерческих банков кредитовать экономику, что приводит к снижению предложения денег, снижению уровня инфляции в стране и росту валютного курса национальной денежной единице. Соответственно, уменьшение резервной нормы приведет к увеличению совокупной денежной массы в стране и удешевлению национальной валюты.

-        операций ЦБ на открытом рынке - купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. ЦБ продает ценные бумаги, увеличивая денежное предложение, спрос на ГЦБ падает, цены на них снижаются, в результате происходит возрастание процентных ставок по ценным бумагам государства. И наоборот. Конечным результатом таких операций является изменение курса национальной валюты.

. Изменения налогов.

Так, если увеличить акцизы на экспортируемые товары, это приведет к увеличению продаж товаров на внутреннем рынке, уменьшению продаж товаров за границей и уменьшению выручки от экспорта. Сократится предложение иностранных валют на внутреннем рынке страны, что приведет к росту их курса. В свою очередь, рост курса иностранных валют приведет к увеличению цен в национальной валюте на импортные товары.

5. Использования таможенного (тарифного) регулирования.

Например, увеличение экспортных пошлин, ограничение количества (квотирование) экспортируемых товаров уменьшает предложение иностранных валют на внутреннем рынке страны, что приведет к росту их курса. Уменьшение пошлин на импортируемые товары, услуги, снятие количественных ограничений по ввозу увеличивает спрос на иностранные валюты, также увеличивая курс иностранных валют. Соответственно, увеличение пошлин по импорту снижает спрос, а снятие количественных ограничений по экспорту увеличивает предложение иностранных валют.

1.3 Понятие и виды валютной политики

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика - это составная часть экономической политики государства в целом и внешнеэкономической политики в частности; представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений, в соответствии с текущими и стратегическими целями стран [13, с.14].

Валютная политика государства является инструментом регулирования равновесия в системе валютных отношений. Ее направление и формы определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. Формирование валютной политики государства зависит от установленного режима валютных курсов - плавающих или фиксированных. В условиях интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, в отдельно взятой стране не может быть абсолютно автономной валютной политики.

К целям валютной политики относят следующий комплекс целей:

-        обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса страны;

-        защита национальной валюты, поддержание ее стабильности и конвертируемости;

-        поддержание стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны, стабильности курса национальной валюты на международном рынке, а также активности или равновесия платежного баланса страны.

Валютную политику можно разделить на долгосрочную и текущую. Долгосрочная валютная политика связана с проведением долгосрочных мероприятий в сфере международных валютных и других экономических отношений. Например, долгосрочная валютная политика России должна быть связана с обеспечением твердого курса национальной валюты и свободной конвертируемости рубля.

Текущая валютная политика представляет собой совокупность краткосрочных мероприятий, направленных на повседневное оперативное управление валютными отношениями. К примеру, основными направлениями (формами, видами) текущей политики России являются:

¾      регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений;

¾      осуществление повседневного валютного контроля за неторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия "бегству" капитала за границу;

¾      привлечение иностранного капитала в российскую экономику;

¾      управление международными ликвидными (золотовалютными) резервами;

¾      установление и изменение режима валютного курса рубля;

¾      регулирование валютного курса.

Текущие цели валютной политики государства фиксируются в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, подготавливаемых ежегодно Банком России и вступающих в силу после их одобрения Государственной Думой (ст. 45 Закона о Банке России). В частности, в указанном документе определяются целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, показатели денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов, а также варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры. В наиболее общем плане валютная политика состоит из следующих основных элементов:

-        валютное регулирование и валютный контроль,

-        управление золотовалютными резервами,

-        политика валютного курса (механизм установления, поддержки),

-        международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

На основе валютной политики государство определяет свое отношение к валютному регулированию. Валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Глава 2. Валютное регулирование в Российской Федерации


2.1 Нормативно-правовое регулирование валютного рынка

Сформированная в России система валютного регулирования и валютного контроля по организационной структуре и основным направлениям во многом повторила опыт стран Западной Европы: Франции, Германии, Великобритании и Италии. Введение понятий: "резидент", "нерезидент", государственный контроль за валютными операциями, лицензирование капитальных операций, осуществление валютных переводов только при предоставлении подтверждающих документов - аналогичны содержанию этих понятий в странах с развитой рыночной экономикой.

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" [2], и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации).

Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) [2].

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации [13, с.28].

Правительство РФ, действуя в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", обладает следующими полномочиями в области валютного регулирования:

-        осуществлять управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

-        осуществлять в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами; федеральными законами; нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование;

-        руководить валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Непосредственный круг полномочий Правительства РФ в области валютного регулирования установлен ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" [3].

Правительство РФ издает нормативные акты, устанавливающие:

-        порядок расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа, коммерческих кредитов,

-        приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц и внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами;

-        порядок ввоза и пересылки в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

-        порядок осуществления предварительной регистрации счета или вклада, открываемого в банке за пределами территории РФ;

-        порядок представления юридическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчета о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.

Банк России осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом о Банке России и выполняет, в частности, следующие функции [6, с.69]:

-        организует и осуществляет валютное регулирование;

-        определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

-        выдает лицензии кредитным организациям, приостанавливает действие ранее выданных лицензий и отзывает их;

-        осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

-        устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

-        принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

-        устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

-        проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

-        покупку и продажу иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями;

-        покупку, хранение и продажу драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;

-        выставление чеков и векселей в любой валюте.

Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Её требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Полномочия Центрального Банка России сводятся, в основном, к установлению резервных требований и требований по использованию специальных счетов по определённым видам валютных операций [6, с.75].

Так, ЦБ РФ вправе издавать нормативные акты, устанавливающие:

-        порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой;

-        единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления;

-        требование об использование специального счета и требование о резервировании при осуществлении валютных операций движения капитала;

-        порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет;

-        порядок осуществления нерезидентами между собой валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ;

-        требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

-        порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами;

-        порядок открытия резидентами счетов в банках за пределами РФ (п.3 ст.12 Закона) и порядок перевода ими на такие счета средств со своих счетов в уполномоченных банках, в том числе и такими резидентами как уполномоченные банки и валютные биржи;

-        порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов;

-        порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом - резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета;

-        порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нерезидентов;

-        порядок резервирования и возврата суммы резервирования;

-        критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для целей обеспечения обязательств;

-        единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами;

-        обязательный размер продажи части валютной выручки резидентов и перечень валюты, подлежащий обязательной продаже; перечень операций, расходы и платежи по которым уменьшают размер подлежащей обязательной продаже части валютной выручки.

Не являются органами валютного регулирования и контроля, но обладают определенными полномочиями в указанной сфере некоторые государственные органы. В частности, Министерство экономического развития Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению правового регулирования по вопросам: торгово-экономических отношений с иностранными государствами; торгово-экономических отношений и экономической интеграции Российской Федерации с государствами - участниками СНГ; экономических отношений Российской Федерации с иностранными государствами, их союзами и международными организациями [13, с.29].

Одной из основных задач Министерства финансов Российской Федерации является выработка единой государственной финансовой (включая валютную сферу, сферу государственного долга), денежной и кредитной политики. В соответствии с указанными задачами Министерство разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам валютной политики; управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации; контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере [13, с.30].

Валютное регулирование операций, связанных с кредитами и займами, предполагает, что [13, 47]:

-        Резиденты вправе проводить операции по получению у уполномоченных банков кредитов и займов в иностранной валюте, возврату таких кредитов и займов, уплате сумм процентов и штрафных санкций по ним (п. 3 ст. 9 ФЗ № 173-ФЗ).

-        Предоставление резидентом кредитов (займов) в иностранной валюте резиденту, не являющемуся уполномоченным банком, не допускается.

-        Операции по получению и предоставлению кредитов и займов в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами в сумме, составляющей в эквиваленте более 5 000 долл. США требуют оформления паспорта сделки.

-        Если юридическое лицо-резидент заключило кредитный договор или договор займа с резидентом государства - члена ОЭСР или ФАТФ на срок более двух лет, оно вправе в целях исполнения обязательств по такому договору зачислять валютную выручку не на свой счет в уполномоченном банке, а на счета третьих лиц в банках-нерезидентах.

Банком России установлено требование об использовании нерезидентами (физическими лицами, юридическими лицами, в том числе банками-нерезидентами, находящимися в России иностранными дипломатическими и иными официальными представительствами, международными организациями, их филиалами и представительствами) специальных банковских счетов в валюте РФ для осуществления валютных операций:

-        счет "В1" - при получении кредита и займа в валюте РФ от резидента;

-        счет "В2" - при предоставлении резиденту кредита и займа в валюте РФ на срок не более 3 лет. Данное требование не распространяется на кредиты в валюте РФ, предоставляемые банками-нерезидентами российским кредитным организациям.

Резиденты обязаны использовать следующие специальные банковские счета в иностранной валюте для расчетов и переводов по кредитным договорам [13, с.48]:

-        счет "Ф" - открывается физическому лицу - резиденту при получении от нерезидента кредита и займа на срок не более 3 лет, а также предоставлении займа нерезиденту;

-        счет "Р1" - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента на срок не более 3 лет;

-        счет "Р2" - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте.

Таблица 1 - Требование о резервировании при осуществлении кредитных операций (Указание ЦБ РФ от 29.06.2004 г. № 1465-У с изм.)

Вид счета

Содержание операции

Сумма резервирования, % от суммы операции

Срок резервирования, календарных дней

Срок внесения суммы

В1

Получение нерезидентом от резидента кредита (займа) в валюте РФ

25

15

за 15 дней до списания суммы кредита со счета В1

В2

Предоставление нерезидентом резиденту кредита (займа) в валюте РФ

2

365

не позднее дня зачисления суммы кредита на счет В2

Р1

Получение резидентом от нерезидента кредита (займа) в иностранной валюте

2

365

не позднее дня зачисления суммы кредита на счет Р1

Р2

Предоставление резидентом нерезиденту кредита (займа) в иностранной валюте

25

15

за 15 дней до списания суммы кредита со счета В1


Таким образом, регулирование валютного рынка в России происходит с учетом многочисленных факторов относительно финансовой области, которая в свою очередь значительно изменила свои параметры. Данное изменение коснулось не только курсов валют на валютном рынке, но и порядка заключения сделок по купле-продаже валюты. Регулирование валютного рынка в России является одной из важных частей ведения всей экономической политики страны по отношению к другим странам. На данном этапе развития экономической отрасли регулирование валютного рынка в России практически на 90% возложено на Центральный банк Российской Федерации, который определяет политику ведения всех валютных операций на международной арене. К регулированию валютного рынка в России относится контроль всех экономических институтов относительно заключения сделок, проверка всех документов и их законности, контроль всех участников и посредников заключения сделок, выявление направлений дальнейшей деятельности и политики осуществления ее на валютном рынке и т.п. Также стоит обратить внимание, что регулирование валютного рынка в России осуществляется по специально разработанной программе, которая была составлена с учетом всех аспектов валютной сферы и экономических политик других стран

В 2010 году тенденции, оказывающие воздействие на состояние внутреннего валютного рынка, носили разнонаправленный характер. На протяжении первого полугодия 2010г.на внутреннем валютном рынке наблюдалась устойчивая тенденция к укреплению рубля. Она формировалась в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры под влиянием поступлений по счету текущих операций, что обусловило проведение Банком России операций по покупке иностранной валюты. При этом в мае и июне 2010г. на фоне негативных событий в странах зоны евро и некоторого снижения цен на энергоносители на мировых рынках на внутреннем валютном рынке возросла волатильность обменного курса рубля.

С июля до первой половины сентября 2010 г. ситуация на внутреннем валютном рынке характеризовалась достижением определенного баланса между спросом на иностранную валюту и ее предложением, обусловленным, главным образом, соответствием интенсивности трансграничных потоков капитала и поступлений по счету текущих операций. В этих условиях Банк России осуществлял операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в рамках установленного целевого объема [14].

Со второй половины сентября 2010 г. на внутреннем валютном рынке спрос на иностранную валюту превышал предложение. Данная тенденция формировалась в условиях оттока капитала и быстрого роста импорта. В этот период Банк России осуществлял плановые продажи иностранной валюты. В декабре 2010г. на фоне роста цен на энергоносители на мировых рынках и постепенного исчерпания действия факторов, обуславливающих высокий спрос на иностранную валюту, на внутреннем валютном рынке укрепление рубля возобновилось.

В целях повышения гибкости валютного курса и сокращения масштабов присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке с 13 октября 2010 года был расширен с 3 до 4 рублей операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины, используемый для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса. Одновременно с 700 млн. до 650 млн. долларов США была снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек [14].

Рисунок 1 - Динамика стоимости бивалютной корзины

Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России за прошедший год составил 34,1 млрд. долларов США. При этом объем нетто-продажи иностранной валюты Банком России в октябре-декабре 2010г. составил 10,4 млрд. долларов США [14].

Динамика котировок доллара США и евро к российскому рублю формировалась под воздействием изменений курса доллар США/евро на международном рынке и проводимой Банком России курсовой политики. По итогам 2010 года официальный курс доллара США к российскому рублю повысился лишь на 0,55% до 30,3505 рублей за доллар США, курс евро к рублю снизился на 6,84% до 40,4876 рублей за евро по состоянию на 1 января 2011 года. Стоимость "бивалютной" корзины снизилась с 36,16 руб. на 1 января 2010 года до 34,91 руб. - на 1 января текущего года. При этом среднегодовое значение курса доллара к рублю снизилось с 31,75 руб./долл. в 2009 году до 30,37 руб./долл. в 2010 году, курса евро к рублю - с 44,14 руб./евро до 40,30 руб./евро соответственно [14].


По расчетам Минэкономразвития России, в целом за 2010 год (из расчета декабрь 2010 года к декабрю 2009 года) реальное (с учетом внешней и внутренней инфляции) укрепление рубля к доллару США составило 4%, к евро - 14,4%, к фунту стерлингов - 6%, ослабление к швейцарскому франку - 0,5%, к японской иене - 1,7%, к канадскому доллару - 1,5 процента. Укрепление реального эффективного курса рубля оценивается в 7,1 процента. В 2010 году наблюдалось снижение активности биржевой торговли как по операциям рубль/доллар США, так и по операциям рубль/евро по сравнению с предыдущим годом. Совокупный биржевой оборот по операциям рубль/доллар США снизился на 7,7% до 2,3 трлн. долларов США, по операциям рубль/евро - на 36,4%, составив 250,1 млрд. евро [14].

Последние в 2010 году валютные торги на ММВБ завершились незначительным снижением доллара и весьма ощутимым ростом евро на фоне подъема единой валюты на "FOREX". Рубль из-за роста рублевой ликвидности довольно сильно - на 39 копеек - ослаб к бивалютной корзине.

В 2011 году Банк России намерен больше не устанавливать ни ориентиров, ни ограничений как по номинальному курсу рубля, так и по реальному его курсу, а намерен всецело сосредоточиться на инфляционном таргетировании. При этом, по мнению главы ЦБ, волатильность курса рубля в 2011 году будет такой же, как и в 2010 году, или немного больше.

Если в 2011-2013 годах не произойдет резкого увеличения расходов бюджета по сравнению с плановыми, то показатели инфляции, которые запланированы на эти годы (6-7 процентов в 2011-м, 5-6 - в 2012-м и 5,5 процента в 2013 году), удастся выполнить. При этом, если инфляция начнет расти быстрыми темпами, то ЦБ ответит повышением процентных ставок и увеличением нормативов обязательных резервов [15].

2.2 Валютная политика и валютный контроль в РФ

Валютная политика Российской Федерации - комплекс мероприятий, проводимых Российским государством и Центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения с целью воздействия на экономику страны и покупательную способность российского рубля [6,69].

В 2010 году ситуация на внутреннем валютном рынке определялась состоянием внешних финансовых и товарных рынков и параметрами проведения курсовой политики Банка России, которая была направлена на обеспечение устойчивости курса рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса.

В 2010 году при проведении операций на внутреннем валютном рынке Банк России продолжал использовать в качестве операционного ориентира стоимость бивалютной корзины (сумма 0,45 евро и 0,55 доллара США), устанавливая операционный плавающий интервал ее допустимых значений с корректировкой границ в зависимости от объема совершенных валютных интервенций.

Помимо интервенций, направленных на ограничение волатильности курса рубля, Банк России в 2010 году осуществлял целевые покупки иностранной валюты для компенсации действия факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Параметры данных операций в настоящее время определяются с учетом основных внешних факторов формирования платежного баланса. Целевые интервенции направлены главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

Со II квартала 2010 года в рамках совершенствования механизмов курсовой политики Банк России дополнил порядок проведения интервенций, направленных на предотвращение резких колебаний валютного курса, возможностью осуществления покупок/продаж иностранной валюты внутри плавающего операционного интервала. В соответствии с действующими параметрами реализации курсовой политики при превышении объемом операций Банка России, совершенных внутри и на границах операционного интервала значений бивалютной корзины, объема целевых интервенций на установленную величину производится соответствующая корректировка границ указанного интервала.

В целях дальнейшего повышения гибкости курсообразования 13 октября 2010 года Банк России увеличил ширину операционного плавающего интервала с 3 до 4 рублей, а также снизил с 700 млн. долларов США до 650 млн. долларов США величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ интервала на 5 копеек.

В первые месяцы 2010 года в условиях сохранения благоприятной внешней конъюнктуры увеличившийся приток средств от внешнеторговых операций перекрывал чистый отток частного капитала, определяя превышение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке над спросом на нее и, соответственно, тенденцию укрепления рубля.

Вместе с тем в мае 2010 года на фоне снижения цен на нефть на мировых рынках и формирования негативных ожиданий инвесторов, вызванных нарастанием проблем с обслуживанием суверенного долга отдельных стран еврозоны, устойчивое укрепление рубля к бивалютной корзине сменилось некоторым его ослаблением при повышении волатильности курса. В летние месяцы 2010 года в условиях сохранения повышенной неопределенности на внешних рынках выраженные тенденции в динамике курса рубля отсутствовали, а объемы участия Банка России на внутреннем валютном рынке оставались невысокими.

Во второй половине сентября 2010г. на фоне повышения спроса на валюту, связанного, в частности, с выплатами по корпоративному внешнему долгу, снижение курса рубля возобновилось. Однако ввиду отсутствия фундаментальных факторов для устойчивого ослабления рубля стоимость бивалютной корзины не вышла за рамки операционного коридора, и объемы интервенций Банка России остались относительно небольшими.

Использование указанной модели курсовой политики позволяет выполнять задачу поддержания приемлемых условий для адаптации хозяйствующих субъектов к изменениям курса с учетом уязвимости российской экономики к внешним конъюнктурным шокам. При этом, как было объявлено 13 октября 2010 года, в рамках действующего режима Банк России не устанавливает каких-либо фиксированных количественных ограничений на уровень валютного курса. В январе - октябре 2010 года Банк России в рамках обозначенных механизмов осуществлял как покупку (в январе - августе), так и продажу (в сентябре - октябре) иностранной валюты на внутреннем рынке. Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России за указанный период составил 40,6 млрд. долларов США, из которых 15,9 млрд. долларов США - целевые интервенции. Реализация государственной валютной политики достигается полномочными органами. В России органами валютного контроля являются:

-        Центральный банк Российской Федерации;

-        федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Рисунок 3 - Субъекты валютного контроля

Банк России осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами [6,76].

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" из всех видов федеральных органов исполнительной власти функции по контролю в соответствующей сфере деятельности могут осуществлять только федеральные службы.

Федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также валютный контроль за резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и валютными биржами.

Агентами валютного контроля являются четыре группы субъектов:

- уполномоченные банки, подотчетные Банку России;

- таможенные органы;

- налоговые органы;

- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в т.ч. держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Уполномоченные банки - это кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзору за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

К профессиональным участникам рынка ценных бумаг отнесены брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг [7,73].

Основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в данной сфере.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица вправе:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Помимо этого, органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Таким образом, валютная политика государства синтезирует и отражает внутренние и внешние экономические интересы страны. Главной целью валютной политики нашего государства в лице Центрального Банка на протяжении последних лет было и остается достижение стабильного курса рубля и постепенное вытеснение доллара из сферы обращения.

Заключение


По результатам проведенного в работе исследования сделаны следующие основные выводы:

. Валютное регулирование представляет собой: с одной стороны - элемент юридической (правовой) формы осуществления финансовой политики государства; с другой - часть общеэкономической политики, основной задачей которой выступает формирование и развитие валютно-финансовой системы. Поэтому под валютным регулированием понимается комплекс правовых и экономических мер, направленных на поддержание правопорядка и обеспечение реализации интересов государства в сфере валютных ценностей. Оно выступает важнейшим направлением финансовой деятельности государства.

. Нормативно-правовой базой валютного регулирования и валютного контроля являются Конституция РФ и Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", который устанавливает:

¾ правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;

¾      полномочия органов валютного регулирования;

¾      права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

¾      права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами;

¾      права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

. Основной целью поддержания правопорядка в сфере валютного регулирования является обеспечение:

¾ реализации единой государственной валютной политики;

¾      устойчивости валюты Российской Федерации;

¾      стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

4. Валютный контроль является самостоятельным видом государственного финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.

5. Основные принципы валютного регулирования и контроля:

¾ приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

¾      исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

¾      единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

¾      единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

¾      обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство России. В соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" они издают (в пределах своей компетенции) нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций и открытии ими счетов на территории Российской Федерации.

Список использованных источников


1.       Федеральный Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" №3615-1 от 9 октября 1992г //Консультант Плюс, версия 2011

2.       Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011) //Консультант Плюс, версия 2011

3.       Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850

.         Основные направления Единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 гг. //Консультант Плюс, версия 2011

.         Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг, 2007. - 264с.

6.       Банковское дело. /Под ред. Е.Ф.Жукова. - М: Юнити, 2007. - 575с.

.         Глухова, М.И. Рынок ценных бумаг. - Ростов: Феникс, 2004. - 304с.

.         Макарова, С. А. Международные валютно-кредитные отношения. Практикум. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 163 с.

.         Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 608 с.

.         Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 605с.

11.     Международные экономические отношения. Учебное пособие под ред. проф. Л.Е. Стровского - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 420с.

.         Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. В.К.Семчагова - М.: Проспект, 2006. - 720с.

14.     Обзор валютного рынка за 2010 год и прогноз на 2011 год. Рубль настолько окреп, что почти не нуждается в поддержке ЦБ РФ // ФК Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://valuta.investfunds.ru/news

15.     www.cbr.ru - Официальный сайт ЦБ РФ

Похожие работы на - Регулирование валютных отношений в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!