Динамика показателей Гарвардского степ–теста при различных тренировочных воздействиях у легкоатлетов–средневиков 10 - 11 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,90 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамика показателей Гарвардского степ–теста при различных тренировочных воздействиях у легкоатлетов–средневиков 10 - 11 лет












Курсовая работа

Динамика показателей Гарвардского степ-теста при различных тренировочных воздействиях у легкоатлетов-средневиков 10 - 11 лет

Введение

На данный момент проблема силовой подготовки спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции достаточно актуальна. Это происходит из-за того, что, в первую очередь, в спортивных школах производится не отбор спортсменов, а их набор. Тренеры вынуждены форсировать тренировки, что бы подготовить спортсмена, давая большую беговую работу, пренебрегая силовой. Бег на средние дистанции вызывает максимальное напряжение сердечно-сосудистой, респираторной, двигательной и других систем организма. Достижение спортивного мастерства в беге на средние дистанции определяется высоким уровнем развития физических качеств спортсмена, в том числе и силовых.

Спортивные достижения в беге на средние дистанции определяются уровнем развития специальной работоспособности, важным компонентом которой являются и силовые возможности спортсменов.

По мнению многих авторов, целенаправленное применение средств силового характера при возможно увеличенном их объеме на этапе начальной специализации бегунов на средние дистанции позволит создать надежный фундамент для их дальнейшего совершенствования (Верхошанский Ю.В.,1997). Это связано с тем, что этап начальной специализации обладает широким диапазоном к положительному переносу тренированности. Исходя из вышеизложенного, необходимость рациональной ориентации процесса силовой подготовки бегунов на средние дистанции на этапе начальной специализации вполне очевидна. В перспективе ставится задача подготовить бегунов высокой квалификации. Основная проблема заключается в выборе эффективной методики силовой подготовки.

Специализированная силовая работа оказывает сильное тренирующее действие на нервно-мышечный аппарат, интенсифицирует процессы его приспособления к работе на выносливость, и активизирует функциональные резервы обеспечивающих его систем организма (Повышается внутримышечный энергетический потенциал, скорость утилизации СО2, Мощность окислительных процессов, кровообращение работающих мышц.) В результате увеличивается мощность и емкость источников анаэробной энергопродукции, что обеспечивает, во-первых, высокий уровень развития специальной выносливости и его соответствия аэробной производительности спортсмена, во-вторых, повышение спринтерских способностей, в-третьих, возможность для сокращения обьема изнурительного бега в анаэробной гликолитической зоне. (Селуянов В.Н., Еркомайшвилли И.В.,1990)

Глава I. Обзор литературы

1.1 Энергообеспечение в беге на средние дистанции

Работа субмаксимальной мощности продолжается от 20-30 секунд до 3-5минут. (например бег на 400, 800, 1000, 1500,3000, гребля на 500 и 1000м и т.п.) Сюда относятся нагрузки анаэробно-аэробного характера. С увеличением дистанции скорость локомоций в этой зоне резко падает, и, соответственно, быстро снижаются единичные энерготраты. (от 1.5 до 0.6 ккал в секунду), зато суммарные энерготраты возрастают (от 150 до 450 ккал). Покрытие энерготрат преимущественно за счет анаэробных реакций гликолиза приводит к предельному нарастанию концентрации лактата в крови (до 20-25мМоль на литр), которая увеличивается по сравнению с уровнем покоя в 25 раз. В этих условиях Ph крови снижается до 7.0 и менее. Длительность работы достаточна для максимального усиления функций дыхания и кровообращения, в результате достигается МПК. ЧСС находится на уровне 180 уд\мин. Не смотря на это/, потребление кислорода удовлетворяет на дистанции лишь 1\3 очень высокого кислородного запроса, а кислородный долг, составляющий 50-80 % от запроса, возрастает у высококвалифицированных спортсменов до предельной величины - порядка 20-22 литров. В связи с этим стабилизация потребления кислорода и показателей кардиореспираторной системы, достигаемая к концу дистанции, получила название ложного устойчивого состояния. (Колодий О.В.,1985) Ведущими физиологическими системами обеспечения работы в зоне субмаксимальной мощности являются кислородтранспортные системы - кровь, кровообращение и дыхание, а также центральная нервная система, роль которой еще не очень велика, так как она должна управлять движениями, осуществляемыми с очень высокой скоростью, в условиях недостаточного кислородного снабжения самих нервных центров.

1.2.1 Физиологические механизмы развития силы

В развитии мышечной силы значение имеют: 1) внутримышечные факторы, 2) особенности нервной регуляции и 3) психофизиологические механизмы.

ВНУТРЕМЫШЕЧНЫЕ ФАКТОРЫ развития силы включают в себя биохимические, морфологические и функциональные особенности мышечных волокон.

Физиологический поперечник, зависящий от числа мышечных волокон,

Состав (композиция) мышечных волокон: Соотношение слабых и более возбудимых медленных мышечных волокон (окислительных, малоутомляемых) и более мощных высокопороговых быстрых мышечных волокон (гликолитических, утомляемых).

Миофибрилярная гипертрофия мышц - то есть увеличение мышечной массы, которая развивается при силовой тренировке в результате адаптационно-трофических влияний и характеризуется ростом толщины и более плотной упаковкой сократительных элементов мышечного волокна - миофибрилл.

НЕРВНА РЕГУЛЯЦИЯ обеспечивает развитие силы за счет совершенствования деятельности отдельных мышечных волокон, двигательных единиц целой мышцы и межмышечной координации. Она включает следующие факторы:

Увеличение частоты нервных импульсов, поступающих в скелетные мышцы от мотонейронов спинного мозга и обеспечивающих переход от слабых одиночных сокращений их волокон к мощным тетаническим,

Активация многих ДЕ - при увеличение числа вовлеченных в двигательный акт ДЕ повышается сила сокращений мышцы,

Синхронизация активности ДЕ - одновременное сокращение возможно большего числа активных ДЕ резко увеличивает силу тяги мышц.,

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ увеличения мышечной силы связаны с изменением функционального состояния (бодрости, сонливости, утомления), влияниями мотиваций и эмоций, усиливающих симпатическое и гормональное влияние со стороны гипофиза, надпочечников и половых желез, биоритмов.

Важную роль в развитии мышечной силы играют мужские половые гормоны (андрогены), которые обеспечивают рост синтеза сократительных белков в скелетных мышцах, их у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Этим объясняется больший тренировочный эффект развития силы у спортсменов по сравнению со спортсменками, даже пр абсолютно одинаковых тренировочных нагрузках.

Миофибрилла является специализированной органеллой мышечного волокна (клетки). Она у всех животных имеет примерно равное поперечное сечение. Состоит из последовательно соединенных саркомеров, каждый из которых включает нити актина и миозина. Между нитями актина и миозина могут образовываться мостики и при затрате энергии, заключенной в АТФ, может происходить поворот мостиков, т.е. сокращение миофибриллы, сокращение мышечного волокна, сокращение мышцы. Мостики образуются в присутствии в саркоплазме ионов кальция и молекул АТФ. Увеличение количества миофибрилл в мышечном волокне приводит к увеличению его силы, скорости сокращения и размера. Вместе с ростом миофибрилл происходит разрастание и других обслуживающих миофибриллы органелл, например, саркоплазматического ретикулума.(Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 1999)

1.2.2 Рабочая гипертрофия мышц

Факторы, стимулирующие гипертрофию мышечных волокон

Эмпирические исследования показали (Зациорский В.М. <#"541341.files/image001.gif">

Рис. 1 Зависимость между О.В.С. и повторным максимумом.

Рост силы связан либо с совершенствованием процессов управления активностью мышцы, либо ростом числа миофибрилл в мышечных волокнах (Зациорский В.М. <#"541341.files/image002.gif">

Рис.2 Динамика изменения ИГСТ.

Рис. 3 Динамика изменения ИГСТ

Для определения реакции сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку используется Гарвардский степ-тест. Эта функциональная проба распространена в США и в последние годы нашла широкое применение в спортивной практике. Гарвардский степ-тест позволяет охарактеризовать способность к работе на выносливость. Этот тест является информативным показателем для оценки степени тренированности исследуемых и влияния на них тренировки. Определение уровня физической работоспособности у человека осуществляется путем применения тестов с максимальными и субмаксимальными мощностями физических нагрузок. В данной работе, в исследовании, используется тест с субмаксимальной мощностью нагрузки Гарвардский степ-тест, адаптированный для детей младшего школьного возраста. Регистрация физических показателей осуществлялась после окончания работы, Гарвардский степ-тест отражает общую физическую подготовленность спортсмена, позволяет в известной степени судить и о его специальной тренированности на момент обследования. Для того, чтобы возможно полнее соотнести общую и специальную физическую работоспособность, необходимо учитывать сходство направленности тестовой и тренировочной нагрузки, свойственной виду спорта (легкая атлетика). Также, следует помнить, что физическая работоспособность это свойство целостного организма, многозвеньевое и многоуровневое, зависящее от организма и внешней среды, от структуры функциональных возможностей и побудительных мотивов деятельности. Другими словами, физическая работоспособность как свойство человеческого организма, всегда имеет своей материальной основой сложную функциональную систему, стабильную по наличию основных ее компонентов (управление движением, исполнительные органы, энергообеспечение и т.д.) и очень изменчивую в зависимости от внутренних и внешних условий жизни человека, его мотивации. Поэтому построение тренировочного процесса, восстановительных мероприятий и реабилитации должно быть динамическим и комплексным, учитывающим разнообразие адаптивных перестроек в организме спортсмена при физических нагрузках и закономерную последовательность их включения и функционирования на всех этапах его жизнедеятельности (А.С. Солодков, 1995).

Исследования показали, что дети в возрасте 10 - 11 лет имеют слаборазвитую кардиореспираторную систему, однако эволюционный этап развития организма характеризуется ростом функциональных систем. В течении всего эксперимента можно проследить динамику изменения ИГСТ под воздействием тренировочных нагрузок.(Рис.2, Рис.3)Возьмем, к примеру, первого испытуемого: на Рис.2 представлено два столбца. Первый, - синий, обозначает исходный уровень ИГСТ. Он был измерен в начале всего эксперимента. Второй, фиолетовый, обозначает уровень ИГСТ после месяца тренировок, с использованием прежней планировки занятий. Различия между исходным уровнем ИГСТ и полученными данными оказался не достоверен. Рассмотрим Рис.3:Первый столбец - уровень ИГСТ после месяца тренировок без изменения планировки занятий. Второй столбец, белый, отражает уровень ИГСТ после применения статодинамических упражнений. В среднем увеличение показателя произошло на 4,5%. Под воздействием специфической тренировки была выявлена тенденция к росту восстановительных способностей, что видно из показателей ГСТ в Таблице 4 по сравнению с ИГСТ в Таблицах 2 и 3. Проверка доказала, что полученные различия после использования статодинамических упражнений достоверна, это подтверждает основную гипотезу.

Анализируя специальную литературу можно понять, что проблема развития силовых способностей во всех ее проявлениях стоит очень остро. Одни авторы считают, что необходим тренажерный зал для достижения успеха, другие считают, что в нем нет необходимости. Разногласия можно встретить и в методах, в темпе, в дозировке и в большом количестве разных мелочей, однако все сходятся в одном - специальная силовая подготовка необходима для решения всех поставленных задач. А расхождения во мнениях- это свидетельство того, что все еще идет поиск эффективности и стабильности в методах развития силовых способностей.

Использование экспериментальной методики способно привнести в тренировочный процесс новые пути развития функциональных систем организма. Предметом воздействия является опорно-двигательный аппарат, кардиореспираторная система, восстановительные способности организма. При этом развивается сила воздействуемой группы мышц, МПК, адаптируется ССС к тренировочным нагрузкам.

Выводы

. Анализ литературных источников позволил определить, что наиболее эффективным методом повышения силовых способностей является статодинамически метод в силу особенностей развития мышечной ткани.

. Исследования позволили выявить тенденцию к росту восстановительных способностей при использовании в тренировочном процессе статодинамических упражнений, что подтверждает основную гипотезу.

Список литературы

1. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. Москва: Советская Россия, 1975.

.Физиология спорта. Физиологические особенности спортивных упражнений скоростно-силового характера (лекция Н.А. Масальгина). - Москва: изд. С.Г.И.Ф.К., 1979.

.Физиология спорта. (составили А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб). Санкт-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1999.

. Физиологические методы исследования в спорте (составил С.Н. Кучкин, В.М. Ченегин). - Волгоград: изд. В.Г.И.Ф.К., 1982.

. Вейдер Д. Строительство тела по системе Джо Вейдера. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 112с.

. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации к тренировке. - Л.: Наука, 1981. - 155 с.

. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов.// Дисс.... док. биол. наук. - М.: НИИНФ, 1990. - 101 с.

. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

. Лузиков В.Н. Регулирование формирования митохондрий: молекулярный аспект. - М.: Наука, - 1980. - 316 с.

. Селуянов В.Н., Еркомайшвили И.В. Адаптация скелетных мышц и теория физической подготовки// Научно-спортивный вестник. - 1990. - С. 3-8.

. Хоппелер Г. Ультраструктурные изменения в скелетной мышце под воздействиеи физической нагрузки. - М.: ЦООНТИ - Физкультура и спорт, 1987. - Вып. 6. - С. 3-48.

. Страдина, М.с. Возрастная морфология. Учебно-методическое пособие \ М.С. Страдина. - СПб.: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2005 - 43-52 с.

. Курысь В.Н., Основы силовой подготовки юношей.- М.:Советский спорт,2004.-264с.:илл.

. Легкая Атлетика и методика преподавания: Учеб. для институтов физ.культуры -/под ред. О.В. Колодия, Е.М. Лутковского, В.В. Ухова.-М.:ФиС, 1985.- 144-151с.

. Эффективные средства и методы подготовки юных спортсменов /сборник научных трудов/, М., 1984.- 43-71с.

. Легкая Атлетика: Учеб. для инст-ов физ.культ. /под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова, - изд. 4ое, доп.; перераб. М.: ФиС, 1989. с.255-280.

. Куликов А.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М., 1985.

. Нарскин Г., Полунин А. Бег на средние дистанции, скоростно-силовая подготовка, 1989.

. Бег на средние и длинные дистанции: система подготовки /Суслов Ф.П., Попов Ю.А., Кулаков В.Н., Тихонов С.А.; под редакцией Кузнецова В.В., М.; ФиС, 1982.

. Полунин А. Как быстро следует бегать. Легкая атлетика, 1990. №11

. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов- М.: ФиС, 1997.- 331с.

. Теория и Методика Ф.К.: учебник /под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина,-М.:Советский спорт, 2003.с106-109.

. Попенко В.Н. Гибкость, сила, выносливость, М.:изд. «Богучар», 1987.- с.71-95

. Колодий О.В., Костюченко В.Ф., Основы тренировки в легкой атлетике: Учебное пособие /СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта - СПб., 1994.- с.14-31

. Ахмедов К.Б., Трунин В.В. Методические указания по исследованию физической работоспособности человека. - Алма-Ата, изд. КИФК, 1975.

. Максимова Н.Н. Эффективные средства и методы тренировки юных бегунов на средние дистанции /М.:1984.-с.10-16

. Якимов А.М. Исследование объема спец. Средств тренировки юных бегунов на средние дистанции. М.:1972,-с.3-10, 15-18.

. Бухарин В.Л., Панов В. Г., Мельников Д.С. Подготовка курсовой работы по физиологии: Методическое указание \ Под ред. А.С. Солодкова \\ СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.,2004.-с.12-13, 19.

. www.nskathletics.ru/trenirovki/

. http://festival.1september.ru

. http://new.iaaf-rdc.ru/ru/docs

34. <http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1996N8/p49-51>

. www.rc-asics.ru/info/methods/kiprotich.html <http://www.rc-asics.ru/info/methods/kiprotich.html>

. www. l-athletic.narod.ru

Похожие работы на - Динамика показателей Гарвардского степ–теста при различных тренировочных воздействиях у легкоатлетов–средневиков 10 - 11 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!