малый предпринимательство бизнес
В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти совместно с другими предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях является оптимальным.
Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Глава 2. Государственное регулирование малого бизнеса в России
В Конституции Российской Федерации (ст.7) провозглашается, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство на каждом этапе экономического и общественного развития должно находить оптимальный баланс между возможностями рыночного саморегулирования экономики и координирующим государственным воздействием на уровне хозяйственной свободы.
Одним из главных факторов создания полноценных рыночных отношений является формирование предпринимательской среды, в условиях которой обеспечивается эффективное функционирование многоуровневой системы предпринимательства. В результате взаимодействия со средой предпринимательская система выполняет свою основную функцию, а именно производит и реализует товары и услуги, увеличивая ВВП и укрепляя экономику страны.
Функционируя в структуре предпринимательской системы, каждый предприниматель стремится к максимизации своей прибыли, так как его материальное богатство зависит от доходов, которые приносит его дело или фирма. Но, получая прибыль для себя, предприниматель производит необходимые для общества товары и услуги, создает новые рынки, предоставляет новые или сохраняет уже имеющиеся рабочие места, сам является покупателем товаров и услуг, созданных другими, и платит соответствующие налоги. Таким образом, чем больше в стране предпринимателей, стремящихся извлечь выгоду и успешно извлекающих ее путем внедрения инноваций, сопряженных с коммерческим риском, тем богаче общество.
Государственные органы, учитывая значимость развития малого бизнеса в системе предпринимательства, должны проводить последовательную стратегическую политику в сфере производственного малого бизнеса, опираясь на мировой опыт и российские традиции промышленного предпринимательства. Основами функционирования производственного малого бизнеса являются как рыночные отношения, так и стабильный источник инвестирования; непротиворечивое законодательство; подготовка квалифицированных предпринимательских кадров; финансово-инвестиционная политика, стимулирующая повышение эффективности предпринимательской деятельности.
Стратегическая политика развития производственного малого бизнеса подразумевает осуществление мероприятий по его поддержке и развитию на общегосударственном, региональном и местном уровнях, т.е. разработку соответствующего организационно-экономического механизма. Данный механизм должен включать в себя принципы и методы формирования системы регулирующих мер путем выбора приоритетных целей развития; анализа состояния внешней среды; оценки потенциала развития малого бизнеса в сфере производства; обоснования мероприятий целевой комплексной программы регулирования производственного малого бизнеса с учетом его эффективности. Устойчивое развитие производственного малого бизнеса требует создания благоприятных внешних условий для его функционирования в настоящее время и в перспективе, что предполагает достижение наилучших результатов в соответствии с целями и задачами страны, регионов, муниципальных образований, а также малого и крупного бизнеса.
Методы достижения устойчивого развития производственного малого бизнеса можно подразделить по объектам воздействия:
на ресурсную базу с целью расширения возможностей производственного малого бизнеса;
на формирование и активизацию потенциального рынка товаров и услуг, произведенных в сфере малого бизнеса;
на условия функционирования с целью снижения влияния негативных факторов;
на создание инфраструктуры с целью обеспечения комплексности и эффективности.
Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется его реальным состоянием и структурой, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих общегосударственных, региональных и местных органов власти. Эффективное регулирование производственного малого бизнеса должно осуществляться на многоуровневой основе в соответствии с иерархией его подсистем. На уровне государственного регулирования это:
установление приоритетных на данный период целей и задач для развития производственного малого бизнеса;
распределение финансовых ресурсов между регионами с учетом приоритетов и ограниченности ресурсов;
создание на всех уровнях государственного управления благоприятных условий для развития производственного малого бизнеса.
Регулирование на уровне субъектов Федерации вытекает из концепции государственного регулирования, конкретизация требований которого происходит под влиянием полномочий и компетенции субъекта Федерации, специфики его законодательства и существующих региональных особенностей. Последовательность основных параметров регулирования производственного малого бизнеса на региональном уровне должна быть следующей:
конкретизация общегосударственных целей применительно к региону;
установление приоритетных целей и задач для развития регионального производственного малого бизнеса;
активное формирование потенциала развития производственного малого бизнеса путем мобилизации всех ресурсов региона;
распределение ресурсов (государственных и собственных) между отдельными предпринимательскими подсистемами региона (отраслевыми, территориальными) с учетом приоритетов и ресурсных ограничений;
создание благоприятных региональных условий с учетом использования ресурсов и факторов, определяющих эффективность функционирования производственных структур малого бизнеса.
Регулирование на местном уровне имеет ряд особенностей, обусловленных природой местного самоуправления, составом и структурой муниципального образования, а также степенью урбанизации территории. Это:
установление приоритетных целей и задач развития муниципальной экономики в сфере производственного малого бизнеса;
распределение ресурсов между субъектами малого бизнеса через муниципальный заказ и другие механизмы, учитывающие существующие приоритеты и ограничения;
стимулирование деловой и инвестиционной активности с целью развития муниципальных предприятий и территориально-производственных комплексов;
создание благоприятных условий для развития структур производственного малого бизнеса.
В условиях государственного регулирования многоуровневая система развития производственных структур малого бизнеса ориентирована на создание условий для повышения темпов социально-экономического развития. Модернизация и инновационный процесс в системе структур малого бизнеса являются основой стратегии прогрессивной промышленной политики, формирование которой должно идти с учетом имеющегося исторического опыта индустриального развития и реалий современности. Исследование существующей системы малого бизнеса позволяет реально оценить сложившиеся социально-экономические условия его функционирования, что обеспечивает возможность формирования стратегии развития структур малого бизнеса.
Государственная поддержка малого предпринимательства заключается, по сути, в принятии нормативных документов, которыми регулируется деятельность малых предприятий.
До июля 2007 года сфера малого бизнеса регулировалась законом Российской Федерации №88 - ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года, который был практически недееспособен.
апреля 2007 г. в Послании к Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин попросил принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса. В частности он сказал: «Что касается проектов, финансируемых за счет институтов развития - то они, считаю, должны быть посвящены решению важнейших задач в экономике.
Первое - это устранение инфраструктурных ограничений роста.
И третье - модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.
При этом отмечу принципиальный момент: бюджетные средства должны здесь стать не главным источником, а прежде всего - катализатором для частных инвестиций.
Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь «подставлять плечо» - «подставить плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний.
В связи с этим хотелось бы напомнить о таком важном сегменте экономики, как малое предпринимательство. Мы не раз говорили о необходимости его развития в стране. И прошу уже в ближайшее время принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса.
Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности. Такова статистика. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс. И тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Будет развиваться инициатива, а граждане будут брать все больше ответственности за результаты своего труда на себя».
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ был принят Государственной Думой 6 июля 2007 г. и одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. и подписан Президентом РФ 24 июля 2007 г.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1)развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике российской Федерации;
2)обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
)обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
)оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
)увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
)обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
)увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВВП;
)увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принятый закон впервые вводит понятие не только малого, но и микро-, а также среднего предприятия. Закон определяет возможность введения финансовых, налоговых, имущественных преференций для субъектов малого и среднего бизнеса, а также мер поддержки внешнеэкономической деятельности и информационной поддержки. Законом предусматривается создание при органах исполнительной власти разных уровней советов по поддержке малого и среднего предпринимательства, наделенных широкими возможностями.
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
В начале 2007 г. на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, посвященном проблемам развития малого бизнеса и его государственной поддержки тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф выступил с докладом о современном состоянии и перспективах развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
В настоящее время Российская Федерация все еще отстает по основным показателям развития сектора малых предприятий от ведущих мировых экономик. Малые предприятия составляют около 50% от общего количества субъектов хозяйственной деятельности, а уровень занятости и вклада в валовой внутренний продукт оценивается экспертами в размере 15-17%, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.
Вместе с тем с 2002 г. развитие малого предпринимательства является стабильным, ежегодный прирост компаний и занятости составляет в среднем 5%.
Таблица 2.
Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец года)
20052006Тыс.В процентах к итогуТыс.В процентах к итогуВсего979,31001032,8100из них:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство26,82,728,92,8рыболовство, рыбоводство2,20,22,40,2добыча полезных ископаемых3,60,44,10,4обрабатывающие производства120,012,3123,412,0производство и распределение электроэнергии, газа и воды2,90,34,10,4строительство109,311,2117,111,3оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования448,845,8464,645,0гостиницы и рестораны19,92,020,82,0транспорт и связь44,34,550,34,9в том числе связь6,30,67,10,7финансовая деятельность12,51,314,71,4операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг151,915,5163,315,8образование2,70,32,70,3здравоохранение и предоставление социальных услуг10,51,110,81,0предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг23,62,425,32,4
По состоянию на 1 января 2007 г. в Российской Федерации общее число малых предприятий - 1032 тыс. (увеличение за 2006 г составило 53 500 предприятий); количество рабочих мест - 9,5 млн, что на 535 тыс. больше, чем год назад; инвестиции в основной капитал составили 171,3 млрд руб. и на 40% превышают показатели предыдущего года.
Это в 3 раза выше темпов роста инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.
Но отраслевая структура российского малого бизнеса не может удовлетворять.
Торговля и сфера услуг являются здесь наиболее распространенными отраслями: на них приходится более 72% оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство - на втором месте. На другие отрасли приходится менее 10% (Таблица 3).
Таблица 3.
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2006 г.
Млн. рублейВ процентах к итогуВсего12099232,3100из него:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство78768,60,7рыболовство, рыбоводство20247,80,2добыча полезных ископаемых49359,80,4обрабатывающие производства1146927,79,5производство и распределение электроэнергии, газа и воды31468,10,3строительство922020,77,6оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования8721340,572,1гостиницы и рестораны56103,80,5транспорт и связь249193,82,1в том числе связь31630,10,3операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг725101,36,0образование3912,70,0здравоохранение и предоставление социальных услуг35665,90,3предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг57574,20,5Поэтому важнейшей задачей является изменение структуры видов деятельности малых предприятий. Цель - стимулирование развития малых предприятий в сфере услуг, образовательной сфере, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере, науке, транспорте и связи. Это должно найти отражение в отраслевых стратегиях развития. Также необходимо разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти специальный комплекс мероприятий на 2008-2010 гг., предусматривающий содействие развитию малого предпринимательства в различных отраслях экономики.
Основными целями деятельности Правительства Российское Федерации до 2020 г. в рассматриваемое сфере должны стать:
сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли, - до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 г.);
рост числа предприятий, занятых в сфере услуг - до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 г.);
увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, - в 5 раз (с 2% в 2006 г. до 10% к 2020 с);
увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, - в 5 раз (с 1% в 2006 г. до 5% к 2020 г.).
Первое, что для этого требуется, - обеспечить доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
В 2006 г. 53% опрошенных малых предпринимателей выделили финансирование как самую важную проблему. Общая потребность малых компаний в банковском финансировании оценивается в 1 трлн. руб. и удовлетворяется только на 20%. При этом темп прироста объемов этих кредитов за 2006 г. составил 148%.
По инициативе Минэкономразвития России Центральный банк России уже скорректировал требования к коммерческим банкам по резервированию средств в случае предоставления кредитов малым предприятиям, а также повысил уровень надежности кредитов малых предприятий, по которым предоставлено соответствующее обеспечение гарантийными фондами, созданными в целях поддержки малого предпринимательства.
В 31 субъекте Российской Федерации при софинансировании федерального бюджета уже созданы гарантийные фонды. Общая сумма кредитных договоров, договоров лизинга, заключенных субъектами малого предпринимательства (более 360 малых компаний), на 1 апреля 2007 г. составила около 1,2 млрд. руб.
Малому бизнесу нужен доступ к инфраструктуре.
Пятая часть предпринимателей определяют как критически важный не дискриминационный доступ к недвижимому имуществу и электросетям.
Для его облегчения Минэкономразвития России разработало поправки в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающие для субъектов малого бизнеса при участии в приватизационных торгах по продаже арендованного ими имущества оплату приобретаемого имущества в рассрочку на срок до 3 лет и двукратное уменьшение размера задатка.
В Думу внесли законопроект по формированию региональных и муниципальных перечней целевого имущества, предназначенных для предоставления в аренду исключительно субъектам малого предпринимательства.
Для начинающих предпринимателей решающим фактором, влияющим на выживаемость компании, является стоимость арендуемых помещений и комплексная поддержка в первые годы деятельности. Лучшая форма поддержки для таких компаний - услуга бизнес-инкубатора.
В рамках мероприятий по созданию сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов за 2005-2006 гг. начата реализация 83 проектов. До конца текущего года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже начали работу 29 бизнес-инкубаторов общей площадью 73 400 кв. м на 4000 рабочих мест. Планируется создание бизнес-инкубаторов в особых экономических зонах, технопарках.
Потенциал в расширении доступа малых компаний к инфраструктурным объектам заложен в активизации и поддержке сотрудничества крупных и малых предприятий.