Структура аналитического учета некоммерческих организаций

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,36 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура аналитического учета некоммерческих организаций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления


КУРСОВАЯ РАБОТА

Структура аналитического учета некоммерческих организаций











Якутск 2011

Введение

С самого начала происходящих реформ, на смену находящихся под директивной опекой государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциацию активных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей. В качестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возникли некоммерческие организации, призванные осуществлять правовую защиту и правовое просвещение широких слоев населения.

Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить. Они стимулируют этот процесс "снизу", от масс, принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.

Актуальность изучения некоммерческих организаций (НКО) состоит в том, чтобы понять, что это не всякое объединение граждан, а юридическое лицо, имеющее государственную регистрацию, устав, руководителя и определенную структуру. Важность этого понимания подтверждается тем, что организация ведет систематическую деятельность, и как любая организация имеет свою налогооблагаемую базу и ведет бухгалтерию направленную на достижение уставных целей. НКО - это институционализированная (то есть оформленная) реализация права граждан на объединение и стоит выяснить, как же осуществляется бухгалтерский учет в некоммерческом партнерстве "Маленькая мама" при Якутской городской общественной молодежной организации "Подросток" ГО г.Якутск.

Цель работы. Рассмотреть организацию бухгалтерского учета в некоммерческом партнерстве "Маленькая мама" при Якутской городской общественной молодежной организации "Подросток". В соответствии с целью были сформулированы основные задачи:

.обобщить теоретические аспекты о некоммерческих организациях и их формах;

.предоставить информацию о деятельности НП "Маленькая мама";

.ознакомиться с организационно - правовой основой деятельности некоммерческих организаций;

.изучить организацию бухгалтерского учета некоммерческих организаций.

Объектом исследования является некоммерческое партнерство "Маленькая мама" при Якутской городской общественной молодежной организации "Подросток".

Предметом исследования - организация бухгалтерского учета некоммерческого партнерства "Маленькая мама"

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Глава I. Некоммерческие организации

1.1 Понятие и признаки некоммерческих организаций

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

наличие юридического лица;

основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

Некоммерческие организации оказывают влияние на развитие социальной политики и деятельность социальной сферы на разных уровнях государственных, региональных и муниципальных систем (Приложение 1).

Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.

Следует обратить внимание на два момента:

. возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств;

. некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.

Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики:

.Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

.Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

.В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

.Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

.Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

.Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

.Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

.Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

.Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

.Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

.Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

.Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.

.По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована.

. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:

по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда;

в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.

Основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли - другой важный признак некоммерческой организации.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации.

Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер.

Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.

Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.

В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.

1.2 Формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

1. Общественные и религиозные организации (объединения)

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

2. Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

3. Государственная корпорация

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

4. Некоммерческие партнерства

5. Учреждения

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

6. Автономная некоммерческая организация

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) - это членская организация, объединяющая любые как коммерческие, некоммерческие, так и государственные организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

8. Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.

К рыночным некоммерческим организациям относятся:

некоммерческие организации, занятые рыночным производством;

некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.

К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством, относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты.

Некоммерческие организации рыночного типа не являются благотворительными организациями, так как их основной целью является предоставление экономических благ высокого качества в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации, используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату, которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня затрат.

Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия, создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей, исследовательские или испытательные лаборатории и т. д.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, - организации, предоставляющие продукцию другим институционным единицам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Такого рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку. Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, трансферты и др.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены на две основные группы:

некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством;

некоммерческие организации, представляющие нерыночные блага домашним хозяйствам, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов.

Некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из их деятельности.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными.

Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения, предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций

Глава 2. Организация бухгалтерского учета в некоммерческом партнерстве "Маленькая мама"

2.1 Деятельность некоммерческого партнерства "Маленькая мама"

некоммерческий бухгалтерский учет отчетность

Название организации: Некоммерческое партнёрство "Маленькая мама".

Учредитель: ЯГОМО "Подросток", председатель Подголов Александр Григорьевич.

Директор организации: Алексеева Лиана Викторовна. Образование высшее, специальность - социальный педагог.

Контактные данные: 677007 Республика Саха (Якутия) г. Якутск, проспект Ленина, д.42 тел.(4112) 35-45-74, факс: 35-45-56; e-mail: podrost@rambler.ru; podrostok-ykt.narod.ru;

Краткая информация об организации: Дата регистрации НП "Маленькая мама" "04" июля 2006 года. Количество штатных работников - 1 (директор).

Цель организации: защита прав и интересов, несовершеннолетних матерей и их детей.

Задачи:

. Социальное самоопределение несовершеннолетней мамы;

. Повышение уровня осведомленности несовершеннолетних матерей о своих правах, обязанностях и возможностях;

. Установление и поддерживание позитивных сторон личности подростка;

. Уменьшение уровня алкоголизма, токсикомании, наркомании среди несовершеннолетних;

. Повышение уровня психологической готовности к жизненным кризисным ситуациям;

. Уменьшение числа абортов, беременностей, отказов от детей, гинекологических и венерических заболеваний у несовершеннолетних девушек.

Представьте себе людей которых не существует. Их нет, потому что нет такой социальной категории, в которую они могли бы входить. Это значит, что не ведется государственной статистики, на основе которой можно было бы говорить об их положении, а значит, и помогать. Нет учета - нет проблем. А проблема есть, и эта проблема - маленькие мамы - которые стали мамами, не достигнув совершеннолетия. Государство не финансирует данное направление, потому что считает его слишком мелким в масштабах России. Остается единственная надежда на благотворительную поддержку.

В Республике Саха (Якутия) в целом, проблема раннего материнства медленно, но верно разрастается как снежный ком. Причины самые разные, но последствие, как правило, одно, и проблемы, связанные с несовершеннолетним материнством пытаются решать силами некоммерческого партнерства "Маленькая мама".

На данный момент в нашей организации состоят на учете 55 несовершеннолетних мам, и 76 детей. Средний возраст девушек 17 лет, самым юным - 14 лет.

Никто из несовершеннолетних матерей не хотел становиться матерью так рано. Дело обстоит и в сексуальной неграмотности в сфере половых отношений, и в ранней физической акселерации, когда девочка в 12 лет выглядит как половозрелая девушка. Конечно же, не обходится и без телевизионной пропаганды. А также многое зависит от семейного воспитания. Так большинство девочек (46%), состоящих на учете живут с одной только матерью, которая находится в трудоспособном возрасте, но в силу ряда причин не занята на рынке труда, к тому же имеет помимо дочери еще нескольких детей, отсюда и маргинальный образ жизни, к которому надо сказать девочки привыкли. Живут в полной семье - 34% девочек - 19 человек, но стоит заметить, что в одной трети из этих семей, девочку воспитывает отчим. Есть девочки, которые живут самостоятельно в гражданском браке, это девочки из полных семей и сироты.

Львиная доля маленьких мам (80%) не замужем, некоторые потенциальные отцы даже не подозревают, что у них есть ребенок, многие бросили девочек, узнав о беременности, другие отбывают срок в местах лишения свободы. Есть девочки, находящиеся в официальном разводе, девочки приходят к данному решению, в первую очередь, выступая в интересах своих детей т.к. мужья злоупотребляют алкоголем. Но нет худа без добра, и к счастью есть мамы, которые благополучно живут в гражданском и официальном браках.

Труднее дело обстоит с образованием юных матерей. Так на данный момент получают образование в ссузах и вузах Республики и России, лишь пятеро девушек. Остальные имеют неполное среднее и среднее образование, в силу чего перебиваются работой уборщицы, поварихи, продавца в киоске, с соответствующей зарплатой, которой едва-едва хватает чтобы не умереть с голоду. А о деньгах на устройство детей в детский сад, полноценное питание и досуг, и говорить не приходится.

Ранняя беременность это сильнейший стресс, который обрушивается на ребенка, и вместо того чтобы хоть как-то помочь будущей несовершеннолетней матери, наша сфера образования только подливает масла в разрушительный огонь ее дальнейшей социализации. Всеми правдами и неправдами пытаясь избавиться от неугодной ученицы, портящей имидж школы. А девочка не знает что нарушили ее права, что нарушен закон, да и не может знать - ведь она же сама еще ребенок. Хотя казалось бы, проблему можно решить очень просто: родит, а потом доучится. Но не стоит забывать, что ребенок, по крайней мере, до трех лет, нуждается в постоянном уходе. И, даже если речь идет о благополучной семье, не факт, что родители смогут помочь в этом молодой матери. Ведь чтобы содержать дочь и ее новорожденного ребенка, они тем более вынуждены работать. Тогда совсем критичная ситуация возникает в неблагополучной семье, да и семьи как таковой может и не быть. А вечерняя форма обучения и экстернат в ситуации с ребенком на руках ничего не меняют. Вот и получается, что девушке приходится выбирать - аттестат о среднем образовании или ребенок.

Сегодня мы говорим о повышении рождаемости, о борьбе за здоровье нации, о повышении уровня образованности населения. Но сможет ли кто-нибудь поспорить с тем, что уровень рождаемости напрямую зависит от отношения к женщине? А на примере несовершеннолетних мам это отношение особенно видно. Родить? Поберечь здоровье? Поучить образование? Уже не ребенок, еще не женщина, она оказывается на перепутье трех дорог, как былинный русский богатырь. И единственное, на что может рассчитывать - на собственные силы. В то время пока высшие чины произносят громкие слова. Инвалидам, ветеранам, даже многодетным и матерям-одиночкам есть куда обратиться. Почему же не выделить социальную категорию "малолетняя мать", ведь по определению понятно, что эти девочки сталкиваются со множеством проблем. А просто, по мнению государства, за несовершеннолетней беременной есть, кому присмотреть. Есть, кому ее опекать. Родители, школа, отец ребенка, в конце концов. На самом же деле все эти субстанции зачастую оказываются не тылом, а теми, от кого будущей маленькой матери самой приходится защищаться. Но, как говорится, надежда умирает последней, и хочется верить, что и до маленьких мам дойдут руки государства.

Направления деятельности НП "Маленькая мама":

Материальная помощь:

Выдача одежды, детского питания, лекарственных средств по уходу за детьми, подарков для детей.

Психолого-педагогическая помощь:

Консультации психолога, анкетирование, тестирование. Помощь в создании взаимопонимания между матерью и ребёнком. Профилактика безнадзорности и социального сиротства детей, юных матерей. Привитие молодым женщинам чувства ответственности за воспитание своих детей. Встречи-беседы с обсуждением наболевших вопросов, как основной путь к преодолению психологических комплексов.

Медицинская помощь:

Встречи со специалистами: педиатрами, гинекологами, психологами. Уменьшение числа абортов, отказов от детей, профилактика и помощь в лечении гинекологических и венерических заболеваний, снижение уровня табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании в семьях "маленьких мам".

Профориентационная помощь:

Содействие в получении среднего образования, а так же оказание помощи в получении начального профессионального образования и трудоустройство несовершеннолетних мам. Ознакомление с правами и обязанностями в области трудового законодательства РФ.

Организационная работа:

Устройство детей в лагеря отдыха, содействие в устройстве детей в детские дошкольные учреждения.

Досуг:

Посещение кинотеатров, театров, музеев, парка культуры и отдыха, проведение традиционного Дня именинника, организация фотовыставки "У нас нет нелюбимых детей!". Ежегодно проводится акция "Каждому кто родился 18 сентября - подарок!", а так же акция "Каждому кто родился 18 сентября 1990 года - подарок!" с вручением сертификатов "Сын ассоциации "Подросток", "Дочь ассоциации "Подросток".

По итогам переписи на 1 июня 2011г. зарегистрировано 45 несовершеннолетних матерей.

Возраст:

лет - 2

лет - 4

лет - 7

лет - 10

лет - 4

Старше 19 лет - 18

Семейное положение:

Живут с родителями - 28,2%

Живут с мамой (бабушкой) - 46,2%

Замужем - 17,9%

Образование:

классов - 43,6%

Незаконченное среднее - 20,5%

Среднее - 30,8%

Средне-специальное (в том числе и высшее) - 5,1%

Работа:

Учатся - 15,4%

Работают - 15,4%

Не работают, не учатся (по уходу) - 69,2%

Проблемы и нужды:

В продуктах питания - 94,9%

В детской одежде - 94,9%

В дальнейшем обучении - 87,7%

в улучшении жилищных условий - 20,5%

Помощь в оформлении документов - 12,8%

Устройство детей в детский сад - 95,1%

Достижения организации:

. Лучший проект по профилактике асоциального поведения среди молодёжи "Клуб "Маленькая Мама". Министерство по молодёжной политике г.Якутска, 2003г.(45000руб.);

. Дипломант конкурса Министерства Здравоохранения и социального развития РФ "Поколение, свободное от СПИДа". Лучшая идея "Женщины и СПИД" "Маленькие мамы" г.Москва,2004г.;

. Дипломант Всероссийского форума "Здоровье нации - основа процветания России". Диплом участника выставки г. Москва, 2005г.;

. Дипломант ректорского конкурса грантов для студентов и молодых ученых ЯГУ "Социальный статус несовершеннолетних матерей" г.Якутск, 2005г.;

. Почётная грамота Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), 2005г.;

. Лучший проект в рамках реализации Республиканской целевой программы "Молодёжь Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" в номинации "Поддержка программ по ЗОЖ" "Здоровая мама - здоровый малыш!" г.Якутск, 2006г. (60000руб.);

. Дипломант Республиканского конкурса проектов в рамках реализации программы "Молодёжь Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" в номинации: "Профилактика правонарушений среди молодёжи" "Девиантное материнство-трагедия современности!", 2007г. (60000руб.).

.2 Организационная форма бухгалтерского учета в НП "Маленькая мама"

Некоммерческое партнерство "Маленькая мама" являясь небольшой некоммерческой организацией, имеет в штате главного бухгалтера, когда как в крупных некоммерческих организациях создается бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер, являющийся одновременно и финансовым директором. НП "Маленькая мама" действует на основании Устава от 15 марта 2006г. (Приложение 2). НП "Маленькая мама" занимается только уставной непредпринимательской деятельностью и не имеет оборотов по реализации товаров (работ, услуг), за исключением выбывшего имущества, и представляет бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании денежных средств (пункт 2 статьи 13 Закона "О бухучете"), и имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов. [С 22-23]

Годовая бухгалтерская отчетность утверждается высшим органом управления некоммерческого партнерства, т.е. главным бухгалтером.

Рабочий план счетов утверждается на основе плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Организация самостоятельно определяет перечень используемых субсчетов с исключением и/или добавлением новых субсчетов, необходимых для достоверного и полного учета хозяйственной деятельности организации с учетом специфики ее деятельности.

Для более детального учета открыты дополнительные субсчета к счету 86 "Целевое финансирование" по направлениям получения средств:

-2 "Гранты от иностранных организаций";

-4 "Пожертвования российских физических лиц";

-7 "Иное финансирование".

Внутри каждого субсчета ведется подробный аналитический учет по источникам получения средств.

Составление сметы доходов и расходов и отчет об ее исполнении жертвователем средств не избавляет некоммерческую организацию от необходимости представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в налоговую инспекцию, в фонд социального страхования, пенсионный фонд, в медицинский фонд страхования. Некоммерческие партнерство в общем порядке производит отчисления от заработной платы штатных и нештатных работников в государственные внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения. Начиная с 1 января 2001 г. порядок уплаты отчислений от заработной платы регулируется главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" части 2-й Налогового кодекса РФ. В связи с введением единого социального налога устанавливаются единая налогооблагаемая база, единый объект обложения и процедура начисления, уменьшаются начисления на заработную плату с 39,5 до 35,6% от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.

Расходная часть бюджета некоммерческих организаций состоит из ресурсов, используемых для проведения проектов (грантов).

Расходы по выполнению основной уставной деятельности включают в себя административно-хозяйственные расходы, целевые расходы на выполнение программ и мероприятий (включают затраты на выполнение конкретных программ, на которые выделены целевые средства), расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетного финансирования.

Встречается деление расходов на прямые и непрямые. Данная классификация расходов очень важна для некоммерческих организаций, осуществляющих несколько программ.

Прямые расходы - это позиции, относящиеся к программе и непосредственно влияющие на потребителей услуг организации.

Непрямые расходы - те позиции, которые не оказывают прямого воздействия на потребителей услуг некоммерческой организации (например, административные расходы). Это расходы, необходимые организации для ее развития и поддержания жизнедеятельности в период отсутствия финансирования проектов, - расходы на все, что напрямую не связано с выполнением проектов. Каждая организация несет расходы, которые непосредственно не связаны с потребителем результатов ее работы. Однако без них организация не может быть управляемой и финансируемой. Для деятельности организации необходимы расходы на администрацию и сбор средств. К непрямым расходам относятся зарплаты (или часть зарплат), которые не были включены в прямые расходы (исполнительный директор, сотрудники, занимающиеся развитием, сбором средств, маркетингом, менеджеры по финансовым и кадровым вопросам, вспомогательный персонал, консультанты (бухгалтеры и юристы)), а также расходы на аренду помещения, копировальные работы, телефонную связь, коммунальные услуги для обеспечения работы офиса.

Непрямые расходы составляют примерно 20% от прямых расходов организации.

В настоящее время основным документом, прямо обязывающим составлять смету (или бюджет), является Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Это требование относится к организациям, осуществляющим благотворительную деятельность. Однако составление бюджета организации может оказать помощь при решении спорных вопросов с контролирующими органами и для текущего и стратегического планирования деятельности организации.

Бюджет - это план действий организации на будущее в денежном выражении. Иными словами, бюджет выражает стоимость того, что организация намеревается совершить в течение 12 месяцев, и чем это будет обеспечено. Во-вторых, бюджет есть средство контроля за финансовым развитием организации.

Бюджет состоит из двух частей: бюджета доходов и бюджета расходов.

Бюджет доходов показывает все возможные источники финансовой поддержки, имеющиеся в наличии у организации в бюджетный период. Бюджет расходов группирует расходы в легко определяемые категории - статьи расходов. Последняя строка бюджета показывает разницу между планируемыми расходами и доходами за бюджетный период.

В бюджет могут быть включены также следующие данные:

краткая текстовая информация (резюме) о прошедшем годе и о годе предстоящем;

обзор доходов и расходов за последние пять лет.

Некоммерческие организации в своей деятельности используют труд следующих групп лиц:

) постоянных работников и совместителей;

) лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;

) добровольцев.

Руководитель некоммерческой организации самостоятельно определяет вид и систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации, если иное не определено уставными документами и положениями (статья 80 ТК РФ). Заработная плата устанавливается в твердых окладах. Ставка налога на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%, кроме налогообложения особых доходов, по которым установлены отдельные ставки (пункты 1, 2 и 3 статьи 224 части 2-й НК РФ). Данный порядок уплаты налога действует с 1 января 2001 г.

Как правило, в некоммерческих организациях, выполняющих программы, которые финансируются за счет грантов, не выплачиваются отпускные, НП "Маленькая мама" не исключение. Это связано с тем, что организациями - грантополучателями эта группа расходов в договорах на получение грантов не предусматривается. Однако это является нарушением трудового законодательства России. Поэтому организация должна изыскать средства на оплату отпусков сотрудников за счет других источников, в нашем случае это спонсоры г.Якутска.

На каждого штатного работника и совместителя в бухгалтерии некоммерческой организации имеются следующие документы: приказ руководителя о приеме на работу и трудовой договор. Бухгалтер на основании первичных документов о приеме на работу заполняет лицевой счет, в котором указываются все сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, образование, состав семьи, в том числе количество детей и иждивенцев, профессии, которыми он владеет, дополнительные навыки и т.д.). Сведения об использовании рабочего времени в организации обобщаются в табеле учета использования рабочего времени, который представляет собой перекрестную таблицу, где по горизонтали указываются дни месяца, а по вертикали - список фамилий работников. Количество часов, отработанных работником, проставляется числом в соответствующей клетке.

Некоммерческие организации в силу особенностей своей деятельности часто пользуются услугами консультантов, экспертов, и т. д. Как правило, с ними заключаются договоры гражданско-правового характера (договор возмездного оказания услуг). Отношения некоммерческих организаций с лицами, связанные с заключением гражданско-правовых договоров, регулируются Гражданским кодексом РФ.

В некоммерческих организациях, имеющих статус благотворительных, согласно законодательству, может использоваться труд добровольцев. Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благо получателя, в том числе в интересах благотворительной организации (статья 5 Закона " О благотворительных организациях").

Некоммерческие организации при начислении заработной платы используют типовые межведомственные формы: расчетно-платежную ведомость (форма Т-49), платежную ведомость (форма Т-53), расчетную ведомость (форма Т-51), лицевой счет (форма Т-54 или Т-54а), табель учета использования рабочего времени (форма Т-13), журнал регистрации депонентов.

НП "Маленькая мама" так же занимается распространением гуманитарной помощи своим подопечным. Под гуманитарной помощью (содействием) понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально не защищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия) (пункт 2 постановления Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335 "Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации").

При поступлении гуманитарной помощи для раздачи нуждающимся используются типовые формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", в частности формы ТОРГ-1 "Акт о приемке товаров" и ТОРГ-12 "Товарная накладная".

Таким образом, особенности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях обусловлены в первую очередь их правовым статусом. Специфика деятельности некоммерческих организаций учитывается очень мало. Вместе с тем создание системы льготного налогообложения, разработка методических рекомендаций по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, анализу и аудиту некоммерческих организаций, учитывающих особенности формирования источников поступлений и расходования средств, имеет огромное значение для становления и развития деятельности некоммерческих организаций.

Заключение

Период массового становления российских некоммерческих организаций - более 10 лет в историческом плане небольшой. Однако его значимость для развития правового сознания населения страны трудно переоценить. Возникнув за короткий период во всех регионах страны, некоммерческие организации сразу включились в работу со всеми слоями населения, нуждающимися в правовой защите, тем самым, способствуя вытеснению идеологических принципов общественных отношений и их замене правовыми.

Сегодня некоммерческие организации в России - это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни. [14, С 103]

Инициативные программы некоммерческих организаций направлены на правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое просвещение населения. По сути, речь идет о правовой благотворительности социально-активных людей, чьим жизненным кредо является бескорыстная деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритета интересов личности.

За прошедшие года некоммерческие организации в России смогли упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее, однако, не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее, тенденции этого сотрудничества благоприятные.

Одна из проблем, тормозящая эффективную работу некоммерческих организаций - технологическое несовершенство и неполнота базы правовой информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня. Причиной тому, в немалой степени, отсутствие у некоммерческих организаций серверной техники, необходимой для формирования систематизированной базы правовых данных.

Вторая, но первая по значимости, проблема - это недостаток финансовых средств, затрудняющих реализацию многих, особенно массовых правовых инициатив. Речь идет, прежде всего, о правовом просвещении масс, правовой защите социально незащищенных слоев населения, мониторингах правовой ситуации в масштабах регионах, массовом издании просветительской литературы.

Планы некоммерческих организаций на будущее обнадеживают - формирование сознания граждан России будет ознаменовано новым подъемом. Однако предпосылкой этого является опять-таки должная финансовая поддержка некоммерческих организаций, призванных лечь в основу развития одной из важнейших составляющих демократического облика российского государства - правовых инициатив добровольных объединений граждан.

Библиография

. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2000.

. Налоговый кодекс РФ. М., 2001

. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

. Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.)

. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н)

9. Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // "Законодательство", 1998, N 1

10. Лазутина Н. Особенности учета в некоммерческих организациях // "Финансовая газета", N 28, июнь 2001г.

. Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. \\Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Изд. "Дело и Сервис",2000г

. Никитина Е.В. Учет и налогообложение в некоммерческих организациях // "Главбух", N 24, декабрь 1999г.

. Суворов А.В"О налогообложении некоммерческих организаций" //Бухгалтерский учет. №20 2000г.

. Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. \\"Правовые инициативы некоммерческих организаций России ",Москва,1999г.

Приложение 1

Влияние некоммерческих организаций

УровеньОсновные действующие лицаПримеры потенциальных функций НКОМикро-уровеньЧеловек, люди, население, граждане, жители, социальные страты и целевые группы, социальные роли и статусы, профессиональные позиции, функционалы, должности и т.д.Улучшение качества жизни детей и семей через увеличение ассортимента возможностей для реализации личности; реализация потребности в нахождении себе подобных; разные аспекты социализации и т.п.Мезо-уровеньУчреждения, организации, производства, хозяйства, государственные, муниципальные, частные (коммерческие) и общественные (некоммерческие) структурыКонтроль за качеством социальных и иных услуг; предоставление услуг, а, следовательно, увеличение количества субъектов, осуществляющих деятельности на рынке социальных услуг; поддержка профессиональных и этических стандартов в сообществах, осуществляющих деятельность в социальной сфере; отстаивание интересов работников данной сферы и т.п.Макро-уровеньВнутренние факторы влияния на территории, социальные институты, городская среда, органы власти и управления; социальные, экономические, финансовые, нормативные, политические, организационные и другие процессы; и соответствующие им территориальные инфраструктуры и сети- гражданский контроль; экспертиза принимаемых решений в социальной сфере; лоббирование интересов отдельных социальных групп; - лоббирование или противодействие разгосударствлению и дебюрократизации социальной сферы; - осуществление самоуправления, в т.ч. определение (ограничение, расширение) пределов вмешательства государства в данную сферуМега-уровеньСубъекты внешнего влияния на территорию: федеральные, региональные и международные факторы и факторыОрганизация внешнего давления на власть с целью побуждения ее к проведению реформ либо апелляция по поводу нарушения прав и интересов при проведении реформ; осуществление связи и кооперация региональной деятельности с общей деятельностью внутри сетевых и международных организаций; информирование федеральной власти и мирового общественного мнения; формирование имиджа региона и страны, отдельных систем в социальной сфере (к примеру, интернатов); привлечение внешних ресурсов в социальную сферу.Мета-уровеньМифы, идеи, теории, принципы, стереотипы, нормы и правила, определяющие потребности, поведение, деятельность, жизнь и взаимодействие факторов и участников процессов на территорииВнедрение "моды" на социальную благотворительность; информирование общества; пропаганда гуманитарных идей (права человека, права ребенка, право на частную жизнь и т.п.); развитие гражданских и семейных ценностей; ответственное самоограничение разных социальных слоев; развитие гражданских диалогов т.п.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!