Тема: Молодежь в "обществе риска"

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    37,71 kb
Молодежь в "обществе риска"
Молодежь в "обществе риска"
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!













Молодежь в «обществе риска»

Курсовая работа

Содержание

Введение

Глава 1. Молодежь в «обществе риска»

.1 Молодежь как особая группа

.2 Возрастные границы молодежи. Многообразие молодежных культур

.3 Общество риска

Глава 2.Информационно-аналитический материал о положении детей и молодежи города Омска

.1 Основные демографические показатели8

.2 Организация патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи

.3 Трудовая занятость молодежи

.4 Профилактика безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи

.5 Обеспечение жильем молодых семей

.6 Положение молодых семей с детьми

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире молодежные проблемы с особой остротой начали проявляться с 60-х гг. ХХ в., когда в различных промышленно развитых странах Европы и в США прошла волна протестного движения, в котором обнажилось отчуждение молодежи от «взрослого» общества. Молодежь послевоенного поколения стала активно заявлять о собственных ценностях, отличных от всех остальных социальных групп, формировать собственные стандарты поведения. Ее социальная активность дала возможность теоретикам увидеть динамичный и процессуальный характер общества. И молодежь выступила активной силой - субъектом, вызывающим социальные изменения. Осмысление этой инновационно динамической функции молодежи привело к развитию деятельности, направленной на регулирование процесса интеграции молодежи в общество.

С 1985 г. под эгидой ЮНЕСКО начинает функционировать Всемирный конгресс по вопросам молодежи. К исследованию и разрешению молодежных проблем в 90-е гг. подключаются Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). На протяжении последних трех десятилетий наблюдается нарастающая активизация государства в сфере молодежной политики. Инвестирование в социокультурный потенциал молодежи рассматривается не только как наращивание культурного и социально-экономического ресурса общества, но и как формирование достойного участника политического диалога, от которого в значительной степени зависят производство социальных отношений и изменение общества. Такое внимание государства к молодежи эксперты ООН, учитывая социальные исследования последних десятилетий, объясняют вступлением развитых стран в период социальных рисков.

В России наблюдается скорее обратная тенденция: при значительном омоложении субъектов социально-политических отношений молодежь как социальная группа остается на периферии социальной жизни.

Реформы 90-х гг. вызвали не только территориальный распад СССР, но и разрушение структуры советского государства, в том числе и организаций, обеспечивавших социальную преемственность поколений (например, ВЛКСМ, пионерская организация) и их естественную интеграцию в общество. Рыночная трансформация социально-экономической системы России существенно изменила базовые условия жизни именно молодежи, которая в большинстве своем оказалась в ситуации «исключения» из общества в периоды разрешения смысложизненных проблем - выбора профессии (15-19 лет), вхождения в профессиональную среду (20-21 год), конструирования собственной семьи (21-29 лет). Однако вместо активного протестного движения эта ситуация вызвала другие тенденции - социальную апатию, политическое отчуждение, уход в криминальные структуры и осознание того факта, что не все структуры и отношения могут и должны быть воспроизведены молодым поколением.

Повседневная жизнь людей нередко подвергается риску. Особенно это касается молодежи. Ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс добиться успеха. Она меньше рефлексирует по поводу возможных последствий риска, но и часто проигрывает. Полагаясь на случай, молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на "поточное" воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

Следовательно, в условиях общества риска не гарантированным оказывается процесс интеграции молодежи в общество и участие ее в расширенном типе социального воспроизводства. Эта функция традиционно рассматривается учеными как субъектная характеристика молодежи. Реализация этой функции в значительной степени определяется способностью молодежи интегрироваться в систему социально-политических институтов. Как замечает выдающийся отечественный социолог В.А. Ядов: «Чтобы осуществить свою роль обновленцев, молодые должны войти в состав властвующей элиты, а это процесс постепенный…». [7.с.255]. Он требует целенаправленной организации и заинтересованности управленческих структур, обеспечивающих функционирование общества, что в условиях российского общества рисков оказывается до сих пор невыполнимой задачей.

Изложенная позиция объясняет актуальность проблемы исследования социальной активности современной российской молодежи в условиях общества риска. Факт разработки в 1999 г. законопроекта о молодежи Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ свидетельствует о восприятии ее как социально незащищенного слоя, а не как субъекта, способного влиять на производство социальных отношений. Разработка долгосрочной и гибкой государственной молодежной политики предполагает осмысление имеющихся ресурсов молодежи, обоснование стратегии наращивания ее социокультурного потенциала и выбора механизма включения широких слоев молодежи в активное производство социальных отношений.

Сегодня происходит трансформация качеств молодежи в условиях современного изменяющегося общества, которое в последнее десятилетие характеризуется как общество риска. Исходя из этого необходимо осмысление стратегии молодежной политики, позволяющей реализовать инновационный потенциал молодежи. Этим кругом теоретических и практических проблем объясняется актуальность темы настоящей работы.

Целью исследования выступает выявление специфики социализации российской молодежи в условиях социальных рисков.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию задач:

)выявить тенденцию развития процессов, определяющую условия становления современной российской молодежи;

) определить перспективы формирования ее субъектных качеств в условиях общества риска;

) обозначить деятельность властей по изменению ситуации

Объектом исследования являются современная молодежь как социально-демографическая группа.

Предметом исследования является положение молодежи в современной кризисной ситуации и социально-экономическая политика властей по развитию человеческого капитала, который является основным элементом общественного воспроизводства и решающим фактором экономического роста и обеспечения благосостояния населения.

В качестве методологической основы выступает подход к исследованию молодежи В. Чупрова и Ю. Зубок. Теоретическое основание исследования составили ключевые положения ряда социологических теорий. В частности интерпретация У.Беком современного общества как общества риска. Его идеи о росте отчуждения в современном обществе, об индивидуализации как процессе, сопряженном с утратой индивидом опоры и поддержки в социальных институтах; о нарастании рисков.

Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы, фиксирующие объективное положение российской молодежи

Глава 1. Молодежь в «обществе риска»

.1 Молодежь как особая группа

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968г. В. Т. Лисовским: «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». [5.с. 155]. Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». [6.с.73.] Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи. «Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». [ 6 с. 74 ]

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. По данным на 2008 г. - 38,8 млн или 26,8%.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за последние 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. В 2009-2010 гг. численность безработной молодежи составила 4,9 млн. и 4,2 млн. соответственно, что соответствует 12.6% и 10,8% числа всей работоспособной молодежи.

Негативные проявления заключаются и в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

.2 Возрастные границы молодежи. Многообразие молодежных культур

Возрастные границы молодежной группы не строго очерчены, обусловлены особенностями данного общества, но также и исследовательскими целями. Переходный возраст есть по существу сдвиг в жизненном цикле от зависимости к независимости от безответственности к ответственности.

Первое, на что обычно ссылаются, как на объективный показатель - это молодой возраст. Одни исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 (30). Третьи выделяют особые этапы, например, позднее детство (9-11), ранняя подростковость (11-13), поздняя подростковость (14-17), собственно молодежь (18-22), молодые взрослые (23-25/28) и т.д. Подобные разделения достаточно условны. Получается, например, что культурные практики семнадцатилетних ближе четырнадцатилетним, чем восемнадцатилетним, что далеко не всегда справедливо. С другой стороны, нельзя же всю молодежь представить как некую однотипную группу? Например, не вызывает сомнений факт существования возрастных границ, связанных с биологическими, физиологическими, психологическими особенностями телесной и сексуальной зрелости индивида, завершения формирования его «Я-концепции».

Очевидно, что созревание каждого отдельного индивида, хотя и зависит от общих социальных условий, но далеко не напрямую. Кто-то уже в раннем подростковом возрасте вполне созрел для полноценного включения в общество, а кто-то и в 35 лет остается во всех смыслах инфантильным. Еще труднее уловить границы возраста в периоды общественных трансформаций, для которых характерно переосмысление большинства устоявшихся и традиционно закрепленных норм. Обычно социальные группы определяются по их отношению к собственности, уровню дохода и соответствующей властной позиции в социальной иерархии. Поэтому выделить молодежную группу по возрасту можно только в узко демографическом смысле. Оставаясь несомненным признаком именно возраста, он мало, что дает для понимания различий в образе мыслей, поведении и «практиках» современной российской молодежи.

«Механизмы» включения молодежи во взрослую жизнь проявляются в целом ряде жизненных событий. Молодежь находится в состоянии перехода от «видимой» - физической, материальной, культурной и психологической зависимости от родительской семьи, соседства, компании сверстников - к «видимой» независимости, самостоятельности. От безответственности к ответственности: владению всеми правами и обязанностями физически, психически и социально зрелого гражданина своего общества. Очевидно, что характер продвижения по такого рода «социальной лестнице» различен в разных группах молодежи.

Очевидно, что о внутри выделенной по возрасту группы следует различать социально-слоевые, профессиональные и иные образования, как, скажем, молодых «новых русских», так и молодых «бедных», студентов престижных университетов и безработных, лидеров молодежных объединений и членов криминальных группировок. Специфические ценности и практики индивидов из этих групп наверняка лучше могут быть поняты и не внутри «единства по возрасту», а в рамках данной социальной группы, включающей людей иных возрастов.

По-разному взрослеют мальчики и девочки, юноши и девушки. В гендерных порядках современных молодежных культур произошли серьезные изменения, что отнюдь не привело к гендерному «выравниванию». Современные девушки и юноши по-разному воспринимают и реагируют на те требования, которые им предъявляет общество. Дело не только том, кому из них «сложнее» взрослеть. Важно, что их жизненные и профессионально-трудовые стратегии во многом отличаются друг от друга.

Различаются молодые и по другим признакам, например, характеру этнической идентификации, приверженности той или иной религии, региональным и узко локальным особенностям социализации. Последнее - это не только страна, но и различия по критерию «центр-периферия», «город-деревня» и др.

1.3 Общество риска

Исследование риска в молодежной среде требует решения ряда методологических вопросов. В первую очередь это касается определения понятия "риск", хотя оно давно изучается различными науками. Известны и признаны труды А. Альгина, У. Бека, А. Бекарева, А. Вилдавского, Э. Гидденса, К. Дрейка, М.Дуглас, Д. Луптон, С. Никитина, Н. Смакотиной, К. Феофанова, О. Яницкого.

Риск [греч. risikon - утес] - возможная опасность <#"justify">На Западе произошёл процесс индивидуализации. То есть человек становится свободным от традиционных жизненных взаимосвязей. Воздействие классового положения больше не является определяющим, индивид становится более независимым от него. Изменилось положение женщин, следовательно меняется структура семейных отношений. Ячейкой общества становится не семья, а отдельный индивид. Раньше человек был зависим от социального класса, к которому он принадлежал. Принадлежность к классу определяла его судьбу, его мобильность была ограничена. Сейчас можно наблюдать обратную ситуацию. На смену зависимости от традиционных связей приходит зависимость от рынка труда и потребления.

Кризис переходного периода российского общества, рассматриваемый под определенным углом зрения как демодернизация, проявляется в углубляющейся поляризации общества, прогрессирующем обнищании его огромного большинства, формировании слоя «новых бедных», отсутствии объединяющей россиян идеологии, политической апатии, трансформации интеллигенции, люмпенизации, растущем господстве исполнительной власти. Рожденное в такой нестабильной социальной среде современное поколение молодежи имеет альтернативы своего развития, а в перспективе исторический шанс уменьшить все расширяющееся производство рисков и угроз в нашем реформируемом обществе, - обществе риска.

Главной проблемой современности становится безопасность протекания процессов жизнедеятельности в условиях общества риска. Это прежде всего, предотвращение появления новых вызовов и угроз социальным сообществам и их представителям, а также блокирование имеющихся опасностей, купирование расширяющихся кризисов и борьба с последствиями катастроф.

Прежние опасности (XIX в.) воспринималась органами чувств, а сегодня не поддаются восприятию и, скорее, коренятся в химико-физических формулах. Раньше их можно было отнести к недостаточности в обеспечении гигиеническими технологиями. Сейчас причина - в избытке промышленной продукции. Риски - это продукт передовых современных технологий, и они имеют тенденцию к усилению. Риски, возникшие на самой высокой ступени развития производительных сил (радиоактивные, вредные и ядовитые вещества в воздухе, в воде) существенно отличаются от богатств. Они проявляются только в знании о них, открыты для социальных дефиниций. Распространение и умножение риска не порывает с логикой развития капитализма, а поднимает её на новую ступень.

Общество риска - это общество, чреватое катастрофами. Его нормальным состоянием может стать чрезвычайное положение.

Еще один методологический вопрос связан с неодинаковым проявлением риска в условиях относительной стабильности и устойчивости пусть даже изменяющегося общества и в условиях его нестабильности и кризиса. Различие заключается в степени распространения риска в социальном пространстве и в его социальных последствиях для индивидов, групп и общества в целом. Устойчиво развивающееся общество располагает социальными механизмами поддержки интеграции молодежи в социальную структуру. Поэтому риск в нем минимизируется и локализуется в определенных социальных группах (выходцев из малообеспеченных и неполных семей или в группах сознательного экстремального поведения - фанатов, молодых правонарушителей, наконец, предпринимателей).

Иная ситуация возникает в обществе, переживающем кризис. Когда кризис утрачивает свою главную отличительную черту - периодичность, углубляется и превращается в перманентный процесс и налицо невозможность или неспособность найти приемлемый выход из него, начинается эскалация неопределенности и постоянное воспроизводство риска. Как свидетельствуют данные социологических исследований, воспроизводство риска в российском обществе носит именно расширенный характер, что обусловливает его дальнейшую эскалацию. Затрагивая фундаментальные механизмы общественного воспроизводства, риск приобретает системный характер, определяя специфические черты общества, называемого обществом риска.

Сегодня в любом обществе люди постоянно подвергаются определенным рискам. Хотя в благополучном, процветающем обществе могут доминировать одни риски, а в нестабильном, кризисном - другие, избавиться от нарастающих угроз не удается никому. Последствия стихийных бедствий, экологических катастроф, бесконтрольного применения современной техники и технологий, экономических спадов и политических кризисов, террористических актов и ошибочных решений в управлении не обходят стороной ни мужчин, ни женщин, ни богатых, ни бедных. Молодежь, в силу своего особого положения, подвергается рискам даже в большей степени, чем другие социальные группы. Молодые рискуют остаться без образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел.

В переходных обществах, таких как российское, под влиянием риска существенные изменения претерпевает процесс общественного воспроизводства в целом. Старые механизмы в нем утрачивают свою эффективность, тогда как новые еще не сформировались. Затяжной характер нестабильности, углубление противоречий и неопределенность конечной цели сужают воспроизводственный потенциал молодежи, ограничивая его преемственностью старого отживающего опыта. Таким образом, молодое поколение способствует воспроизводству и эскалации риска.

Вместе с тем, потребность в расширенном воспроизводстве в условиях социальной неопределенности становится объективной предпосылкой возникновения инновационного типа риска. Наряду с опасностями, в нем содержится и источник развития. Учитывая особую роль молодежи как субъекта общественного воспроизводства, риск можно считать одним из сущностных свойств этой социально-демографической группы. Риск - это всегда шанс выиграть, но и опасность проиграть. Молодым людям больше присуще стремление к новому, неизведанному, и они меньше рефлексируют по поводу возможных последствий, а потому смелее идут на риск. Неслучайно доминанта риска в моделях поведения молодежи становится сегодня их общей характеристикой. Процесс их становления протекает в условиях, присущих обществам риска.

Под обществом риска понимается специфический способ организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей в условиях неопределенности, когда воспроизводство жизненных средств (условий жизни), духовных и физических сил человека приобретает не социально направленный, а преимущественно случайный, вероятностный характер, вытесняясь производством самого риска. В индивидуально-личностном плане риск - процесс ситуационный. Для каждого человека проявления риска возникают, развиваются и угасают в конкретных жизненных ситуациях. В обществе риска стихийные факторы или процессы, над которыми человек теряет власть, выстраиваются в тех или иных условиях в некоторую последовательность, воспринимаемую в обыденной жизни как ситуация неопределенности. Стремление человека овладеть ситуацией, сделать ее более определенной, сопряжено с новыми рисками.

Как же проявляется риск в сфере духовной жизни молодежи? Рассмотрим некоторые тенденции духовного воспроизводства в условиях риска.

Так, снизились значения ценностей знания (с 42% до 41%), терминальных ценностей образования (с 65,3% до 58,6%), одновременно повысились значения инструментальных ценностей образования (с 35,7% до 41,4%), сократилось число желающих продолжать учебу по всем видам обучения (с 18,8% до 15,8%), кроме ВУЗов и техникумов. Одновременно остается высоким стремление к высшему образованию, особенно вечернему. При этом молодые люди стали ниже оценивать собственные возможности при поступлении в учебные заведения ( К в 1999 = 4,54, К в 2009 = 4,47). Подобное снижение значений показателей субъективного аспекта образовательного статуса сопряжено с отсутствием определенности в этой сфере, вызванным недостатками ее реформирования. Не видя четких целей затянувшихся реформ, молодые люди часто лишаются надежных ориентиров в выборе собственных стратегий в образовании, что и становится фактором риска снижения когнитивного потенциала нового поколения.

Между тем, тенденции развития наглядно прослеживаются в анализе мобильности молодежи в сфере образования. По сравнению с 1999 годом отмечены положительные тенденции в воспроизводстве молодежью старше 18 лет образовательного статуса родителей. Ограничение возраста вызвано стремлением к более строгому выделению групп по уровню образования. К 18 годам образовательный статус молодых людей приобретает большую определенность. Они уже успевают окончить среднюю школу, завершают учебу в ПТУ и техникумах, многие поступают в вузы.

В 2009 году достигли образовательного статуса отца, имеющего полное среднее образование, - 17,6% молодых людей, имеющего среднее специальное образование - 53,1% и высшее - 47,8% молодых людей. Причем, в простом воспроизводстве высшего образования за истекший период наблюдается рост на 5,7%. Воспроизводство молодежью высшего образования не носит преимущественно наследственного характера. Хотя, по сравнению с 1999 г., отмечается, пусть незначительное, но сужение социальной базы воспроизводства интеллигенции с высшим образованием.

Вместе с тем, в целом положительная тенденция воспроизводства образовательного статуса продолжает входить в противоречие с недостаточным финансированием этой сферы. В стремлении к выживанию учебные заведения прямо или косвенно вынуждены расширять коммерческие формы образования и систему платных услуг. В результате расширяются слои молодежи, для которых недоступно не только высшее и среднее специальное образование, но и неполное среднее образование. Растет отсев учащихся из средней школы.

Хотя за истекший период доступность платных форм образования, по оценкам респондентов, несколько возросла, для многих молодых людей оно остается за пределами возможностей. Полностью доступно платное образование для 12,7% молодежи. Для 42,4% молодых людей оно сопряжено с необходимостью отказывать себе во всем и для 44,8% оно не доступно вовсе.

Таким образом, кризис, переживаемый институтом образования, выразился в ряде противоречий: в деградации системы среднего специального образования; в тенденции обесценивания познавательных ценностей образования; в снижении интереса к учебе; в сужении возможностей поступления в учебные заведения. Как следует из анализа, выявленные противоречия лежат в основе риска социального исключения отдельных групп молодежи посредством их отторжения от сферы образования как основного ресурса развития.

Риск в гражданских идентификациях. Осознание себя, своего места в государстве, идентификация с ним играют важную роль в социальном развитии молодежи. Социально-экономические трансформации в стране не могут не затрагивать эту составляющую духовной сферы молодых людей.

Распределение идентификационных оснований гражданства за период после 1999 г. практически не изменилось, что говорит об устойчивости социальных идентификаций в молодежной среде. Современная российская молодёжь рассматривает гражданство, прежде всего, с точки зрения формальной принадлежности к нему, своего рода членства. Вместе с тем, чувства гражданской ответственности (долг, обязанность) и гордости, национального достоинства гражданина своей страны занимают высокие (вторую и третью) позиции в структуре её идентификаций.

В меньшей степени молодые люди отождествляют понятия «гражданство» с конституционными правами, с патриотизмом, с чувством безопасности и защищённости, завершающими ранговый ряд идентификаций. В этом со всей очевидностью проявилось отношение молодежи и к Конституции, провозглашающей ее права, но не обеспечивающей их реализацию, и к государству, не способному защитить своих молодых граждан. А отсюда и утрата патриотических чувств. Гордились своей страной 39,3% в 1999 г. и 33,2% в 2009 г. Не видят оснований для гордости в ее нынешнем положении - 54% молодых людей, не могут гордиться страной, в которой не уважают собственный народ - 48,8%, не вызывает чувство гордости страна, которая ничего не сделала лично для меня - 25,2%.

Вместе с тем, нельзя не отметить некоторые позитивные сдвиги в гражданских идентификациях разных категорий молодежи, за исключением нигилистически настроенного студенчества.

Важным показателем гражданского самосознания и устойчивости гражданских идентификаций является правосознание. Доля молодежи, относящей себя к законопослушным гражданам, несколько выросла (с 48,4% до 50%). Вместе с тем, каждый второй молодой человек допускает для себя возможность компромисса с Законом. Каждый третий (34,6%) признается, что вынужден совершать поступки на грани нарушения Закона. При этом 65,1% объясняют это особенностями социальной системы, провоцирующей человека на делинквентные действия. Иными словами, правосознание значительной части молодежи деформировано под влиянием правовой неопределенности в обществе.

Риск в политической жизни молодежи. Направленность социальных идентификаций молодежи находит отражение в политических ориентациях молодых людей и ее участии в политической жизни общества. Нынешнее поколение молодежи не отличается высокой политической активностью. Многократно обманутая разными политическими режимами, молодежь не верит в возможность собственного общественно-политического влияния и поэтому не стремится к активному участию в политической жизни.

Политический нигилизм как отличительная черта современной молодежи стал закономерным следствием неопределенности общественно-политической ситуации в глазах молодежи, отчуждения и делигитимации политической власти.

За период с 1999 по 2009 год нигилизм в отношении к властным и общественным структурам сохранился. Молодежь по-прежнему больше не доверяет, чем доверяет большинству из них. Вместе с тем, имеют место положительные тенденции, свидетельствующие о некотором улучшении политической ситуации в стране и о признаках развития молодежи в этой сфере. Позитивные изменения содержатся в возросшем уровне доверия в среднем с 18,9% в 1999 г. до 28,2% в 2009 г. и сокращении уровня недоверия соответственно с 57,7% до 46,4%.

Особенно заметны эти подвижки в отношении к Президенту РФ и институту церкви. Абсолютное недоверие Б.Н. Ельцину в 1999 г. сменилось доверием каждого второго (57,2%) молодого россиянина В.В. Путину. Доверие церкви возросло в 1,3 раза. На сегодня это - два института, по отношению к которым уровень доверия молодежи значительно превышает уровень критицизма. Заметно возросло доверие молодежи Правительству и Государственной Думе, хотя уровень недоверия к этим институтам все еще выше. Медленными темпами растет доверие правоохранительным органам, хотя пока оно не превысит порог недоверия, говорить о правовом государстве в России не приходится. Оставляя высоким уровень недоверия политическим партиям, профсоюзам и СМИ, молодежь выражает свою неудовлетворенность тем, насколько эти структуры отражают ее интересы. И, наконец, единственным институтом, по отношению к которому положительное сальдо доверия - недоверия сменилось отрицательным, оказалась армия. Причины и последствия этой негативной тенденции требуют самого серьезного анализа, но, по-видимому, в изменении отношения к данному социальному институту со стороны молодежи отразились не только объективные процессы деградации армии, но и цинично-провокационная позиция СМИ.

Проявлением политического нигилизма молодежи является и крайне низкий уровень ее участия в деятельности политических организаций. С этой точки зрения, сегодня она - наименее интегрированная часть общества. Партийная принадлежность в структуре её идентификаций занимает одно из последних мест. Менее 1% молодых людей состоят в какой-либо политической партии, движении и 1,3% входят хотя бы в одну молодёжную организацию. Участвуют в деятельности органов самоуправления чуть более 10% молодых людей преимущественно на уровне первичных учебных и трудовых коллективов. Причем каждый второй мотивирует свое неучастие отсутствием смысла, либо самих органов самоуправления.

Как показывает дальнейший анализ, политический нигилизм современного молодого поколения менее всего связан с инфантилизмом, а, напротив, обусловлен осознанным нежеланием большинства молодежи участвовать в политических играх, не приносящих реальной пользы людям. Как уже отмечалось, молодые россияне достаточно адекватно оценивают сущность властных структур, оставленных в наследство от предшествующего политического режима, и не видит реальной возможности что-либо изменить. Поэтому некоторый рост доверия государственным и общественным органам, не превысивший уровня недоверия, скорее отражает надежду на улучшение политической ситуации в стране.

О достаточной политической зрелости большинства молодежи можно судить и по направленности ее политических ориентаций.

Несмотря на то, что политические предпочтения молодежи представляют собой довольно пёструю картину, сравнение с 1999 годом обнаруживает следующие тенденции их изменения. Во-первых, молодёжь остаётся твёрдой сторонницей укрепления власти в стране, что стабилизирует ее ориентации на власть сильной личности и усиление роли государства на основе традиционно-демократических принципов в противовес радикально-демократическим идеям. Во-вторых, в русле такой модели развития следует рассматривать перемещение сторонников идеи централизации управления в стране, т.е. сильного центра на 4-ю позицию, утрату лидирующих позиций приверженцами парламентаризма и понижение на одну ступеньку идеологии укрепления самостоятельности регионов как скрытой угрозы сепаратизма. В-третьих, изменение политических ориентаций молодежи отражает наличие существенных противоречий в ее политическом сознании и противоборство различных политических интересов. Об этом свидетельствуют одновременное повышение позиций сторонников «закрытого» общества, с одной стороны, и либерально настроенной молодежи (сторонников свободного предпринимательства, индивидуализма, принципа «каждый за себя»), с другой. В-четвертых, на периферии сознания оказались разного рода радикальные идеи, как правого, так и левого спектра.

Таким образом, на фоне очевидных тенденций развития молодежи по этим показателям остается высоким уровень политического нигилизма и, соответственно, риск воспроизводства равнодушия и социальной пассивности в ее среде, что отражает сохраняющиеся противоречия молодежи с институтами власти.

Все многообразие противоречий, возникающих в процессе развития молодежи и усиливающих риск в ее среде, в конечном итоге, сводится к трем основным группам. Во-первых, противоречиям, связанным с неравенством социального статуса молодежи и перспектив ее социальной мобильности, как в межпоколенческом, так и внутрипоколенческом аспектах; во-вторых, противоречиям, обусловленным характером взаимодействия молодежи с социальными институтами как главными источниками неопределенности и риска в современном российском обществе; в-третьих, противоречиям, вызванным социокультурными особенностями молодежи, формирующейся на стыке разных эпох - традиционной и современной и интериоризировавшей ценностно-нормативную неопределенность. Отмеченные противоречия являются, с одной стороны, детерминантами целого ряда ситуаций риска в социальном развитии молодежи, с другой, выступают в качестве оснований конфликтов между отдельными индивидами или группами молодежи. [Анализ базируется на материалах Всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (1990-2009 гг.), проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством д. соц. н., проф. В.И.Чупрова в 12 регионах РФ. Выборка молодежи в возрасте 15 - 29 лет составила в 1990 г. - 10412 чел.; в 1996 г. - 2612 чел.; в 1999 г. - 2500 чел.; в 2003 г. - 2004 чел.; в 2009г. - 2012 чел.]

Глава 2. Информационно-аналитический материал о положении детей и молодежи города Омска

В современных условиях приоритетным направлением социально экономической политики страны становится развитие человеческого капитала, который является основным элементом общественного воспроизводства и решающим фактором экономического роста и обеспечения на этой основе благосостояния населения.

Развитие человеческого капитала состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

процесса воспроизводства, связанного с непосредственным количественным приростом населения;

процесса формирования, связанного с развитием качественных характеристик человеческого капитала личности, накоплением потенциала производственных возможностей;

процесса использования в период производительного развития человеческого капитала

.1 Основные демографические показатели

В условиях общества риска одним из показателей снижения социальной активности молодежи является демографический фактор, в том числе уровень рождаемости, количество заключенных браков и их расторжение. Среди факторов, влияющих на уровень рождаемости, на ведущие позиции выдвигается изменение представлений о ценностях семьи и брака

у современной молодежи. В 90-х годах наблюдалось сокращение рождаемости до небывало низкого уровня и увеличение родившихся вне брака детей до 30 процентов от всего количества. Многочисленные исследования показывают, что дети, родившиеся вне брака, по уровню физического развития и здоровья значительно уступают детям, воспитывающимся в полных семьях. В 2009 году число заключенных браков выросло до 11,0 тыс., и является наибольшим за последние 15 лет (2007 год - 9,9 тыс. браков, 2008 год - 10,0 тыс. браков). Официальная регистрация брака в большинстве случаев сопровождается рождением ребенка первой или второй очередности. В результате реализации мер, направленных на поддержку семей, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в 2009 году до 40 процентов увеличилась доля вторых по порядку рождений. В то же время остается проблема распадающихся брачных союзов, что в определенной мере сказывается на демографическом развитии города Омска, так как более половины распадающихся семей имеют детей. В 2009 году состоялось 6342 развода (2007 год - 5237 разводов, 2008 год - 5683 развода). На 1000 браков в 2009 году приходится 577 разводов (2007 год - 530 разводов, 2008 год - 571 развод). В связи с этим необходимо усиливать пропаганду семейных ценностей. Очень важно довести до сознания молодежи главную установку - сохранение семьи. 2007 год, объявленный в Омской области годом Семьи, переломил тенденцию роста брошенных в родильных домах детей - их оказалось в два раза меньше в сравнении с предыдущими годами. Это результат активной работы с молодежью, неформального общения на тему человеческих ценностей.

Достижение некоторой стабилизации в демографической ситуации стало возможным благодаря проведению последовательной демографической политики в городе Омске, применению качественно новых подходов для преодоления негативных тенденций в воспроизводстве населения.

Большое значение для эффективного решения стоящих перед городом проблем социально-демографического развития имеет реализация общегородской целевой программы «Демографическое развитие города Омска до 2030 года» (далее - программа). Основной целью программы является стабилизация численности населения города Омска и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Осуществляется ежемесячный мониторинг демографической ситуации в городе Омске, вносятся коррективы в действующую программу.

.2 Организация патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи

Молодежь г. Омска - студенты и старшие школьники - активно участвуют в таких мероприятиях и акциях, как месячник оборонно-массовой и спортивной работы (февраль), празднование Дня Победы (май), в ходе которых в образовательных учреждениях проводятся тематические классные часы, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных воин и воинской службы, митинги, праздничные концерты для ветеранов, встречи с ветеранами, военно-спортивные игры: «Орлята России», «Зарница», «Юный защитник», «Рубеж» благотворительные акции «Радость людям». Традиционной акцией стало возложение цветов к памятникам и памятным знакам (в 86 муниципальных образовательных учреждениях установлено 103 мемориальных доски и памятных знака). Проведена акция «Посылка в армию», в ходе которой учащимися были изготовлены и отправлены подарки в армию. Широкое распространение получили интеллектуально-познавательные игры «Отечества великие сыны», «Я - патриот», «История русской армии». В муниципальных учреждениях образования города Омска работает 62 музея. В 2007-2008 учебном году проведены классные часы, экскурсии, посвященные 195-летию Кадетского корпуса. В соответствии с государственной программой патриотического воспитания во всех образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные Дням воинской славы России и памятным датам истории России.

В муниципальной системе образования функционирует Кадетская школа - интернат № 9, воспитанники которой в дни воинской славы России несут вахту памяти у Вечного огня славы в мемориальном сквере «Памяти борцов революции». Ежегодно 1 сентября во всех образовательных учреждениях города проходят уроки гражданственности. В практику работы муниципальных образовательных учреждений города Омска входят такие формы, как изучение текста и музыки Государственного Гимна Российской Федерации, участие в муниципальном конкурсе творческих и исследовательских работ, посвященных Дню народного единства, Дню Победы в Великой Отечественной войне, торжественное вручение паспортов. В целях духовно-нравственного воспитания школьников, формирования духовной и эстетической культуры обучающихся, воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения духовно-нравственных традиций семьи в 23 муниципальных образовательных учреждениях (1361 обучающийся) изучаются учебные курсы религиоведческой и социокультурной направленности: «Основы истории мировых религий», «Религиозные традиции мира», «Истоки» и др., в 6 муниципальных образовательных учреждениях (527 обучающийся) - учебные курсы религиозно-культурологического образования: «Основы православной культуры», «Нравственная культура православия». А также проводятся муниципальные конкурсы сочинений и рисунков «Моя любимая семья», конкурс рисунков «Божий покров над Россией», Интернет-проект «Любовью, единением спасемся», этические и Ефремовские чтения, фестиваль творческих и исследовательских проектов «Держава», посвященный Дню народного единства, муниципальный этап областной олимпиады по основам православной культуры. Проводятся семинары для педагогических работников по вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, информационно-разъяснительные семинары для педагогов, родителей и обучающихся 7-11 классов по теме «Профилактика проявлений экстремизма в национальной и религиозной сфере города Омска», в которых ежегодно принимает участие в среднем 7000 человек.

Совместно с Советом ветеранов войны и военный службы, ветеранскими объединениями участников локальных войн, общественными организациями патриотической направленности, органами по делам молодежи администраций административных округов осуществляется комплексный подход в проведении мероприятий. С 2005 года на территории города Омска проводится общегородская социальная акция «Память». В ходе данной акции учреждениями, подведомственными департаменту по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска совместно с органами по делам молодежи администраций административных округов организуются мероприятия по благоустройству и уборке памятных мест, а также проводятся митинги в мемориальных парках и скверах города Омска.

Традиционно проводится городская интеллектуально-краеведческая игра «Я - патриот», в которой участниками являются воспитанники подростково-молодежных клубов по месту жительства от каждого административного округа города Омска. Возрождаются формы работы с допризывной молодежью, так например, организовано и проведено военно-патриотическое мероприятие на базе 242 учебного центра Воздушно-десантных войск, с общим количеством 400 учащихся старших классов города Омска и Омского района. Ежегодно проводится спартакиада допризывной молодежи и старшеклассников по военно-прикладным и техническим видам спорта.

С целью финансовой поддержки и организации совместной деятельности по патриотическому воспитанию подростков и молодежи проведены смотры-конкурсы музеев боевой и трудовой воинской славы среди учреждений высшего среднего профессионального образования, а также предприятий города Омска. В 2007 году в конкурсе приняло участие 23 музея, ранее подобный конкурс проводился только среди общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений города Омска.

На территории города Омска действует 14 киноклубов различного направления, в том числе киноклуб «Патриот», который работает по направлению военно-патриотического и гражданского воспитания. Проводятся встречи с ветеранами, участниками военных действий.

2.3 Трудовая занятость молодежи

Интенсивное развитие человеческого капитала во многом определяется степенью эффективности его использования. Целенаправленное и полноценное использование накопленных знаний, умений и навыков позволяет не только повышать уровень квалификации и профессионализма человека, но и избегать деградации человеческого капитала. Существенным фактором, стимулирующим развитие человеческого капитала, выступает состояние рынка труда и интенсивность развития производства. С целью ознакомления молодежи с рынком рабочих мест города Омска, выбора места прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска организует и проводит ежеквартальные информационные ярмарки вакансий рабочих мест и профессий для студентов и молодых специалистов. В ярмарках участвуют более 150 предприятий и организаций города и более 20 тыс. будущих молодых специалистов.

Основной формой трудовой занятости подростков в 2009 году стали трудовые объединения старшеклассников. Школьники в составе трудовых объединений были привлечены к общественным работам по благоустройству объектов зеленого строительства города. В летний период 2009 года трудоустроено 3,4 тыс. несовершеннолетних.

Особое внимание в летний период уделялось вопросу занятости несовершеннолетних «группы риска». В трудовых отрядах старшеклассников работал 261 несовершеннолетний данной категории, через службу занятости трудоустроены 438 ребят. В течение 2009 года за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения города Омска обратилось 15,1 тыс. человек молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, что составляет 57,6 процента от общего количества обратившихся (2007 год - 10,3 тыс. человек, 2008 год - 12,1 тыс. человек).

По данным государственной статистической отчетности, в 2007 году численность молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, побывавших в статусе безработного, по сравнению с 2006 годом снизилась на 11,3 процента, по сравнению с 2005 годом - на 22 процента (2005 год - 4,8 тыс. человек, 2006 год - 4,2 тыс. человек, 2007 год - 3,7 тыс. человек).

Из числа обратившейся и состоящей на учете на начало 2007 года молодежи было трудоустроено 13,1 тыс. человек или 50 процентов обратившихся, в том числе 6,8 процента выпускников учебных заведений (891 человек, из них 877 человек - из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования). На условиях постоянной занятости в 2009 году трудоустроено 6536 человек, из них 6,4 тыс. человек трудоустроено в рамках специальных программ: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» - 5,4 тыс. человек, «Организация общественных работ» - 870 человек, «Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы» - 15 человек, «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» - 93 человека.

В целях содействия в трудоустройстве и повышения конкурентноспособности на рынке труда молодежи, а также повышения уровня и качества жизни молодых семей в 2007 году в городе Омске была проведена информационная акция «Достойный труд молодой семье», в которой приняли участие 263 человека, из них за счет средств государственной службы занятости 52 человека направлены на профессиональное обучение по профессиям электромонтер, жестянщик, электрогазосварщик, продавец, маникюрный мастер, бухгалтер. На постоянные рабочие места трудоустроено 96 человек. Проведен анализ состава молодежи, состоящей на учете в службе занятости в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе молодых специалистов и молодых родителей, имеющих одного и более несовершеннолетних детей. В соответствии с результатами данного анализа для молодежи города Омска были проведены мероприятия, включающие:

профориентационные часы, семинары, тренинги, круглые столы на темы «Молодежь - основа кадрового потенциала региона», «Проблемы молодежной безработицы», «Ресурсы молодой семьи»;

клубы ищущих работу для молодежи;

конкурсы-аукционы «Достойный труд молодой семье»;

индивидуальные профессиональные консультации по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Проводились специализированные ярмарки вакансий рабочих мест для молодых людей. В работе ярмарок приняла участие 281 организация с предложением 1856 вакансий, на которые было трудоустроено 393 человека (13,5 процента участников ярмарки). На временные работы муниципальным учреждением «Молодежный центр занятости» за три летних месяца 2006-2009 годов было трудоустроено 26,0 тыс. человек (2006 год - 13,7 тыс. человек, 2007 год - 6,0 тыс. человек, 2008 год - 6,3 тыс. человек).

Подростки трудились в трудовых отрядах старшеклассников, учреждениях социальной сферы, комитетах территориального общественного самоуправления.

Отделами по делам молодежи административных округов города Омска был определен перечень предприятий, трудоустраивающих молодежь за счет собственных средств. За летний период 2006-2009 годов на 162 предприятиях города Омска работали 6005 человек из числа несовершеннолетних граждан. Заработная плата подростка за полностью отработанный месяц составила в 2006 году от 1250 до 1450 рублей, в 2007 году - от 1477 до 1570 рублей, в 2008 году - от 1550 до 1750 рублей в месяц в зависимости от возраста подростка и в соответствии с этим отработанному количеству времени. Администрацией города Омска подводились итоги организации временной трудовой занятости несовершеннолетних, ежегодно несовершеннолетних награждают благодарственными письмами городской межведомственной комиссии по организации оздоровления, отдыха и временной трудовой занятости детей, подростков и молодежи, а также более 100 подростков отмечены администрациями административных округов города Омска.

молодежь культура воспитание правонарушение

2.4.Профилактика безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи

Сеть муниципальных учреждений, входящих в структуру системы профилактики, достаточно широка и имеет разную ведомственную принадлежность, это: общеобразовательные школы, спортивные школы, учреждения дополнительного образования, дома культуры, библиотеки, социальные центры для молодежи и подростково-молодежные клубы по месту жительства. Кроме реализации собственных функций и мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, практически каждое муниципальное учреждение является непосредственным участником целевых оперативно-профилактических мероприятий, проводимых совместно с Управлением внутренних дел Омской области. Все это обуславливает необходимость координирующего органа, обеспечивающего эффективное межведомственное взаимодействие всех муниципальных органов и учреждений, входящих в систему профилактики.

С целью обеспечения межведомственного взаимодействия деятельности муниципальных органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Омска, и повышения эффективности их деятельности создан межведомственный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными задачами деятельности Совета являются:

проведение комплексного анализа состояния профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Омске;

организация мероприятий по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в городе Омске и контроль за исполнением плана мероприятий.

В состав межведомственного Совета включены представители структурных подразделений Администрации города Омска, муниципальных учреждений, входящих в систему профилактики. В рамках реализации данного направления созданы условия для стабильной работы специальных служб социально-психологической помощи подросткам и молодежи, внедрены программы по пропаганде здорового образа жизни на базе муниципальных социальных центров для молодежи и клубов по месту жительства. Наблюдается рост востребованности консультационных услуг, предоставляемых психологами, юристами, социальными педагогами.

Департаментом образования Администрации города Омска систематически контролируется и подвергается анализу работа муниципальных образовательных учреждений по вопросам безнадзорности несовершеннолетних. Организуются семинары для специалистов социально-психологических служб школ, заместителей руководителей по воспитательной работе. Заместителями директоров школ по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальными педагогами школ систематически осуществляется контроль посещения занятий обучающимися. Педагогическими коллективами систематически проводятся мероприятия по возврату детей в школу:

индивидуальная работа классных руководителей;

социально-психологическое сопровождение ребенка и семьи.

В этих целях ведется банк данных семей в социально опасном положении и учащихся «группы риска», осуществляется взаимодействие с центрами социальной защиты населения, Управлением внутренних дел Омской области и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав административных округов, в каждом учреждении действует Совет профилактики.

Положительных результатов удается достигнуть при проведении межведомственных рейдов в семьи обучающихся, в ходе которых педагогами проводятся консультации, беседы с родителями, наблюдаются жилищно- бытовые условия проживания детей, а также выявляются семьи в социально-опасном положении. В течение 2009 года 2,4 тыс. педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений осуществили более 6 тыс. выходов в семьи, где проживают несовершеннолетние дети школьного возраста. К участию в рейдах активно привлекается родительская общественность. В 2009 году около 600 человек родителей совместно с педагогами посещали семьи в составе бригады, состоящей из педагогов, сотрудников отдела по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел Омской области, участковых милиционеров, сотрудников службы социальной защиты. В ходе проведения рейдов вновь выявлено 243 семьи. По итогам посещений администрациями школ направляются ходатайства-представления в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административных округов, обращения в органы социальной защиты населения.

На базе муниципальных социальных центров для молодежи создано пять окружных волонтерских отрядов из числа подростков и студентов, которые проходят курс подготовки в рамках программы «Равный обучает равного». Силами волонтерских отрядов проведено более 25 акций и мероприятий профилактической направленности среди школьников и студентов, наиболее известной из которых является акция «Мир без наркотиков».

В целях системной работы по профилактике употребления спиртных напитков, наркотических веществ, распространения ВИЧ-инфекций в молодежной среде проводится межведомственная социально-просветительская акция «Первокурсник». Акция проводится с целью информирования молодежи о методах контрацепции, об инфекциях, передающихся половым путем, ВИЧ - инфекции. В результате проведения акции, как отмечают специалисты - медики, снизилось количество обращений в медицинские учреждения: СПИД-центр, Центр планирования семьи и репродукции, по вышеуказанным проблемам. Ежегодно социально-просветительская акция «Первокурсник» охватывает около 35 высших и средних профессиональных учебных заведения. На территории города Омска сложилась система комплексных профилактических мероприятий, проводимых в подростковой и молодежной среде. Одной из форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, а также алкоголизма, наркомании, распространения ВИЧ-инфекций является проведение социальных профилактических акций на территории города Омска, таких как: «Родительский урок», «Мир без наркотиков», «Летний лагерь-территория здоровья», «Первокурсник», «Классный час». Ежегодно в подобных профилактических мероприятиях принимает участие более 50 тыс. несовершеннолетних.

В рамках областной межведомственной операции «Подросток» на территории города Омска в 2007 - 2009 годах организованы и проведены целевые профилактические мероприятия, такие как: «Дети улиц», «Семья», «Защита», «Зона риска», «Группа», «Контингент», «Лето - Детям», «Забота».

В ходе операций сотрудниками Управления внутренних дел по административным округам города Омска рассмотрено 2,2 тыс. материалов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, 6,9 тыс. персональных дел о правонарушениях несовершеннолетних.

Принимались меры по выявлению подростков и родителей, требующих проведения с ними индивидуально-профилактической работы. В отношении 943 подростков разработаны и утверждены программы индивидуальной профилактической работы, 522 материала передано в суды для решения вопроса о лишении родительских прав (2008 год - 370 материалов).

За 2007 - 2009 годы специалистами муниципальных социальных центров для молодежи оказаны услуги по консультированию 12,0 тыс. подростков, молодежи и их родителей (психологическое - 3,2 тыс., социально-педагогическое - 4,7 тыс., юридическое - 970), а также проведена психокоррекционная работа с 3,1 тыс. подростков. Ежегодно социальными педагогами муниципальных социальных центров для молодежи корректируется банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на внутреннем учете служб социально-психологической помощи и консультирования муниципальных социальных центров для молодежи. Так, в 2009 году, количество несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоящих на социально-педагогическом патронаже, составило 426 человек и 367 семей. (В 2008 году на учете состояло 78 несовершеннолетних, семей - 702).

В 10 муниципальных образовательных учреждениях действуют отряды Юных друзей милиции. В 2009 году педагогами муниципальных образовательных учреждений города было организовано и проведено более 3000 профилактических мероприятий с участием подростков и их родителей:

беседы профилактического характера с участием инспекторов по делам несовершеннолетних, медицинских работников по профилактике употребления психо-активных веществ; ролевые и деловые игры, тренинги, классные часы, направленные на профилактику противоправного поведения подростков, их нравственное и духовное развитие;

индивидуальные и групповые консультации с детьми девиантного поведения.

Среди мероприятий, направленных на профилактику терроризма, проводятся беседы с учащимися «Ответственность за ложное сообщение
о террористическом акте». Основой опосредованной профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков и молодежи является организация содержательного досуга несовершеннолетних по месту жительства, вовлечение их в студии, кружки, секции, клубы по интересам.

2.5 Обеспечение жильем молодых семей

Уровень обеспеченности жильем является косвенным фактором развития человеческого капитала. В рамках реализации программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлен порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Субсидия предоставляется в размере не менее: 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей; 40 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, имеющих 1 и более детей. В 2009 году получили субсидию 42 семьи на сумму 16,5 млн. рублей

.6 Положение молодых семей с детьми

Немаловажную роль на воспроизводство человеческого капитала оказывает человеческий капитал родителей, прежде всего через усвоение образа жизни и «статусной культуры». Усвоение специфического образа жизни, включающего тип занятия, наследуемость профессиональных статусов, передача социальных ресурсов родителей своим детям является наиболее важным источником воспроизводства социальной структуры общества и определяет характер социальной мобильности и жизненные стратегии подрастающего поколения. Проводимая Правительством Омской области семейно-демографическая политика направлена на социальную поддержку семьи, женщин и детей, снижение смертности, улучшение здоровья населения, повышение общественного статуса материнства.

Реализуется Указ Губернатора Омской области от 16 июля 2003 года № 125 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики Омской области по улучшению положения детей до 2010 года».

Распоряжением Губернатора Омской области от 17 октября 2006 года № 278-р «О годе семьи в Омской области» 2007 год был объявлен Годом семьи в Омской области. Основная цель Года семьи в Омской области - укрепление роли семьи в обществе, возрождение духовно-нравственных ценностей, повышение престижа материнства и отцовства.

В рамках Года семьи в городе Омске был проведен ряд важных мероприятий по охране здоровья детей и родителей, социальной поддержке семей с детьми, а также широкий спектр культурно-массовых и информационно-пропагандистстских мероприятий. С участием различных категорий семей проведены семейные праздники, фестивали семейного творчества, конкурсные программы и др. Организовано проведение научно-практических конференций: «Проблемы, перспективы и направления демографического развития Омской области», «Дети: настоящее и будущее» и другие.

Для детей из малообеспеченных семей и молодежи в декабре 2007 года в государственном учреждении культуры «Омский цирк» и в Крытом манеже муниципального учреждения «Спортивный комплекс «Красная звезда» состоялись Благотворительные елки Мэра города Омска «Чудеса в цирке».

Развитие человеческого капитала в современных условиях должно стать приоритетным направлением социально-экономической политики города. С другой стороны, уровень развития человеческого капитала выступает показателем эффективности развития города и определяет его перспективы в дальнейшем. Необходимо серьезное рассмотрение проблем молодежной политики с тем, чтобы молодые люди имели возможность работать и самостоятельно обеспечить свой жизненный социально-экономический старт, при котором государственная политика в областях обеспечения занятости, достойными жилищными условиями, дошкольными учреждениями высокого уровня позволила семьям при рождении не снижать своего жизненного уровня.

Проблема формирования человеческого капитала находится в ведении многих министерств и ведомств, действия которых должны включать политику, направленную, прежде всего на обеспечение индивидуальных возможностей человека, как, например гарантированный доход, инвестиции в образование, обеспечения полноценного питания, доступного и комфортного жилья, безопасных условий работы и другие. Основной целью должно стать создание социальных и экономических условий, которые способствуют хорошему здоровью в равной мере для всего населения.
В 2008 и в последующие годы Администрация города Омска в своей деятельности приоритет отдает вопросам развития семьи, детей
и молодежи, стремиться создавать условия и стимулы для воспроизводства населения, повышения качества жизни, обеспечение достойного жизненного уровня населения, стабильности и уверенности в завтрашнем дне, а также проводить социальную политику, направленную на сохранение и развитие человеческого капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет молодежь как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой

.Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

.Государственное регулирование молодежной политики.

. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях

общереспубликанском;

региональном;

И основывается она прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы:

занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;

профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;

поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;

участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение "вечно молодого", полностью зависящего от родителей и "дающего" государства.

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры. Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центры социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д. Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

В заключение отметим, что по данным ЮНЕСКО с 1979 года принято свыше ста документов, касающихся проблем молодежи. В них постоянно подчеркивается мысль, что молодые люди прежде всего своим трудом должны реализовывать свои цели, быть в постоянном поиске, строить свою судьбу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Администрация города Омска, Департамент социальной политики Информационно-аналитический материал «О положении детей и молодежи г. Омска», Омск,2008. Опубликованы на официальном сайте администрации г. Омска.www. omsk. Ru

. Арженовский Б. М. Становление социальной субъектности Российской молодежи в условиях общества риска. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону 2006

. Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации: Сборник документов. чч. I-III / Под общей редакцией В. А. Лукова. М.: Социум, 2000.

. Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. - М., 2003.

. Зубок Ю.А. Общество риска - молодежная составляющая социальной интеграции // Безопасность Евразии. 2001. N 1.

. Кон И. С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.

. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2000.

. Омельченко Е. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодежи. Материалы сайта www. regioncentre. ru

. Положение молодежи в России. Аналитический доклад по заказу ЮНЕСКО -М., Издательсий комплекс «Машмир», 2005, 168 стр.

. Резник Т.Е. Стратегии жизни молодежи в обществе риска: проблемы социальной безопасности. Сб. статей преподавателей «Россия и социальные изменения в современном мире» Сб. докладов в 2-х т. Т.2. М., «Москва-Пресс»,2004 г.

. Ульрих Бек. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000

. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001;

. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2000.

. Чупров В.И. Молодежь: духовное воспроизводство в условиях риска. Вестник РУДН, 2005 г., № 6-7.

. Ядов В.А. К вопросу об исторической миссии молодого поколения // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. М., 2005.

19.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.ecsocman.edu.ru>

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!